Суббота, 10.12.2016, 06:03

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Вязники

Город Мстёра, Свято-Богоявленский монастырь

Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь

Свято-Богоявленский монастырь — мужской монастырь в посёлке городского типа Мстёра Вязниковского района Владимирской области.

В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. за детьми князя Ромодановского значилась «отца ихъ старинная родовая вотчина погостъ Богоявленская слободка на р. Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего I. Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверхъ, а въ церквахъ образы, книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви 2 кельи черныхъ поповъ, 2 кельи крылошанъ, келья чернаго попа Лариона, келья другого чернаго попа Конона да келья Крылошенника Моисея, да келья другого крылошенника Арсения, да келья старца и оный дворъ попа Ефимия; въ слободке дворъ вотчинниковъ, дворъ прикащиковъ и 20 дв. бобыльскихъ съ населениемъ въ 70 душъ мужескаго пола».

Таким образом уже в нач. XVII века в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то время и мужской монастырь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы к 1683 году оказалась ветхой, и поэтому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом.
В Храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: "Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь с верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные".





Церковь во имя Богоявления Господня

Церковь была построена и освящена в 1687 г., как было видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте: "Освятиться алтарь Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа и водружен быть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 (1688) году ноябрь в 6 день...при святейшем Кир Иоакиме Московском и всех северных стран патриархе".
Храм – пятиглавый построен в стиле церквей XVII века. Престол в храме один во имя Богоявления Господня. над престолом была устроена сень на сетырех золоченых колоннах. Иконостас резной шести-ярусный ; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы.
Князья Ромодановские устроили себе здесь в храме усыпальницу, которая находилась в трапезе у входных западных дверей. Ранее здесь находился вход под самую церковь, где совершались поминовения.
Народ считал гробницы чудодейственными, полагая, что лежат там нетленные мощи князей. Когда от сырости в храме на гробницах выступала влага, крестьяне собирали ее и мазали ею больные места.

С 1953 по 1973 г. Богоявленский храм использовался как склад, что нанесло памятнику большой ущерб. Кованые ворота были сняты и сданы в металлолом. В апреле 1974 г. подростки сорвали решетки в алтарной части, вывернули несколько плит в полу, выбили штукатурку, а вместе с ней и стенопись, сломали надгробия у гробниц.

Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Время построения этой церкви неизвестно. По характеру кладки И.А. Голышев относил её к XVI - XVII вв. Она не упомянута ни в писцовых книгах 1628-1630 гг., ни в храмозданной грамоте 1683 г., ни даже в описной книге слободы Мстеры 1710 г.
В описной и раздельной книге за 1710 г. в Богоявленской слободе обозначено два монастыря: "Монастырь Богоявленский, в монастыре церковь каменная во имя Богоявления Господня. Другая церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи. Другой монастырь девичий, а в нем церковь Иоанна Милостивого... Другая церковь во имя Филиппа Митрополита..."
В книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. по ссылке 367 указан документ: «Ведение о наказании дьячка Богоявленской церкви слободы Мстеры Василья Попова батогами за непотребные его действия, 1716 г. ИА.Голышев. Влад. Губ. Вед., 1884, №50».
В доношении иеромонаха Иосафа в Суздальский архиерейский дом в 1717 г. сказано: "В Суздальском уезде...в вотчине князя Ромодановского в Богоявленской слободе, что на Мстере два монастыря: мужеской Богоявленский монастырь,...да Ивановский девич монастырь, церковь Иоанна Милостивого деревянная и ограда деревянная..."

На этом основании можно считать, что Владимирская церковь была построена уже после 1710 года. Первое упоминание о церкви относится к 1734 г. в донесениям князьям Головкиным.
В книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. ссылка под № 380: «Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстере Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №45».
В ответ на предыдущее: «Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстере, 1741 г. Сообщ. И. Голышев, Влад. Губ. Вед. 1872, №41».



Иконостас церкви Богоявления Господня

Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали, или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): «Приговор выборных сл. Мстеры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741 г. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №41».
По всей видимости пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом Богоявленского храма хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден.
Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе в кон. XIX века еще сохранялись иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены были по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивался мысообразным теремком, над которым изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на которых изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела.


Церковь Владимирской Божией Матери

Престолов во Владимирском храме два – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделе, устроенном в 1868 году, во имя св. благ. Кн. Александра Невского.


Колокольня, братский корпус, часовня

В Описной и раздельной книге 1710 г. сообщается, что на святых вратах колокольня, на ней пять колоколов, подле ее боевые часы на ходу. В октябре 1873 г. на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения.
Новая колокольня при этих храмах была построена в первой пол. XIX века.

Монастырь этот был упразднен в 1764 году и церковь обращена в приходскую.

В Богоявленской и Владимирской церквях в кон. XIX века находилось много древних икон и других священных предметов.
«1. Икона Богоявления, на ней I. Христосъ изображенъ безъ одежды благословляющимъ воды Iордана; въ водахъ изображены мифическия фигуры (напр. Сирены), лошадь и вде рыбы; риза на иконе серебряная вызолоченная.
2. Храмовая икона Владимирской Божией Матери – древней иконописи въ серебряной вызолоченной ризе, а окладъ и венцы золотые; въ венце Богоматери корона изъ разныхъ камней, на голове ея поднизь изъ крупнаго жемчуга, цата золотая, на ней вырезана въ глубь св. Троица, арх. Михаилъ и Гавриилх; на поляхъ иконы вырезаны въ глубь чернью по золоту изображения ап. Петра и Павла, трехъ Святителей, преп. Василия и муч. Марии; икона помещена въ серебряномъ киоте, кругомъ иконы писаны чудеса Божией Матери иконописью уже настоящаго столетия.
3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древняго письма въ бархатной низанной жемчугомъ ризе, венецъ серебряный вызолоченный, по краямъ окладъ басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и въ описи 1780 г. именуется чудотворною.
4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановскаго письма, окладъ серебряный вызолоченой басемный, венецъ и убрусъ украшены жемчугомъ; кругомъ иконы писаны чудеса отъ нея.
5. Смоленская икона Божией Матери, одинаковаго письма съ Казанской иконой, въ серебряномъ вызолоченномъ окладе, убрусе низанъ жемчугомъ; по бокамъ изображенъ акафистъ Божией Матери.
6. Образъ Благовещения Пресв. Богородицы – древняго письма.
7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимыя Купины.
8. Икона Успения Пресв. Богородицы въ серебряномъ золоченомъ окладе; икона эта изъ бывшаго придела въ честь Успения Пресв. Богородицы.
9. Небольшой серебряный крестъ, въ немъ часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадальнаго, Марии Египетской, Гурия Казанскаго, Даниила Столпника и др. Подъ крестомъ подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери въ серебряномъ окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановскихъ; сохранился ковчежецъ, въ которомъ носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди.
10. Две древния иконы Богоявления Господня и Нерукотвореннаго образа, въ серебряныхъ вызолоченныхъ окладахъ.
Кроме сего сохранилось не мало древнихъ иконъ во второмъ ярусе иконостаса и въ трапезе церкви.
Въ теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, котоырй изображенъ съ крыльями. Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана въ 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г.
Имеются еще резныя изъ дерева иконы: 1) св. в. муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайскаго, 3) другая такая же икона, 4) I. Христосъ въ темнице и 5) глава Иоанна Крестителя.
Кроме св. иконъ въ Мстерскихъ церквахъ сохраняются еще следующие свящ. предметы древности.
1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. въ серебряномъ вызолоченномъ окладе на верхней дске съ надписью по листамъ: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебромъ и золотомъ съ камениемъ далъ бояринъ кн. Вас. Гр. Ромодановский въ свою вотчину въ Богоявленскую слободу въ монастырь Богоявления Господа I. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своемъ кн. Петре и Евфимие и по отце своемъ кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочихъ родителей. А кто сие Евангелие исхититъ или отдастъ кому и на темъ будетъ страшный судъ Божий».
2. Напрестольное Евангелие печат. 1627 года.
3. Потиръ серебряный съ позолотою; на поддонке надпись: «сии сосуды въ Богоявленский монастырь приложилъ кн. В. Гр. Ромодановский по приказу брата своего въ 1663 г.».
4. Ковчегъ серебряный для хранения св. даровъ, поступивший въ церковь между 1780-1786 гг.
5. Ковчегъ оловянный въ виде шатровой одноглавой церкви.
6. Дароносица оловянная.
7. Два большихъ серебряныхъ кадила.
8. Серебряное съ позолотою блюдо съ гербомъ кн. Ромодановскаго.
9. Две серебряныхъ ложки; на ручке одной вырезано: «Johan Rodde an 1689».
10. Медное небольшое паникадило; подъ нимъ подвешено яйцо строфокамилово. Другое строфокамилово яйцо въ серебряной оправе подвешено къ паникадилу въ холодной церкви.
Въ особой витрине хранится коллекция древнихъ серегъ съ подвесками, которыя составляли приклады въ церковь.
Къ числу древнихъ достопримечательностей Мстерскихъ церквей относятся предметы, вышитые и украшенные руками княгинь Ромодановскихъ:
1) Владимирская икона Божией Матери, вышитая разноцветными шелками и золоченымъ серебромъ, украшенная жемчугомъ и разноцветными камнями.
2) Казанская икона Божией Матери такой же работы.
3) Плащаница, вышитая золотомъ, серебромъ и разноцветными шелками по темнозеленой материи. На верхнемъ поле вышитъ деисусъ, на нижнемъ Николай Чудотворецъ, преп. Зосима и Савватий, по сторонамъ св. Алексий, митрополитъ Московский, и Антоний Римлянинъ.
4) Воздухъ, въ средине коего вышитъ золотомъ, серебромъ и разноцветнымъ шелкомъ Младенецъ I. Христосъ, лежащий въ купели.
5) Воздухъ такой же работы съ вышитымъ посредине изображениемъ Знамения Пресв. Богородицы.
6) Шитая пелена съ иконой Корсунской Божией Матери.
7) Пелена изъ рытаго бархата, поля ея шелковыя шиты разными узорами.
8) Три древния фелони – две парчевыя и одна рытаго бархата; оплечья по черному бархату низаны жемчугомъ съ разноцветными камнями, оправленными въ серебро, около жемчуга вышито золотомъ и серебромъ; кресты и звезды на ризахъ вынизаны также жемчугомъ съ камнями; на лучшей фелони 13,810 жемчужинъ.
9) Древняя фелонь атласная белая съ шитымъ оплечьемъ.
10) Два покрова, коими покрываются гробницы кн. Мих. Григ. и кн. Андрея Мих. Ромодановскихъ; одинъ покровъ бархатный темно-малиновый, на немъ крестъ, состоящий изъ 53 серебряныхъ вызолоченныхъ дробницъ; на нихъ вырезаны въ глубь 50 свящ. изображений.
Другой покровъ малиноваго бархата.
Въ церковной библиотеке сохранились – Требникъ Петра Могилы и Синодикъ съ гравюрами XVII века; въ немъ записанъ родъ кн. Ромодановскихъ и родъ графа Панина.
Въ трапезе Богоявленской церкви у входныхъ западныхъ дверей на верху церковнаго помоста возвышаются 15 каменныхъ надгробницъ, сложенныхъ изъ кирпича. Подъ этими надгробницами погребены тела князей и княгинь Ромодановскихъ. На трехъ надгробницахъ надписи:
1) «Тысяча семь сотъ десять третье лета (1730)
Iаннуария дне тридцатаго воспета
Волею Бога рабъ вернъ и скончася
Благоверный князь Михаилъ мертвъ стася
Григорьевичъ Ромодановский славный
Бояринъ въ службе воевода давный,
Града Москвы онъ губернаторъ бывый,
Христианскъ конецъ въ Христе получивый –
На семъ месте онъ теломъ положися,
О душе его зревъ гробъ сей молися.
Боже упокой сего раба верна
Любовь бо твоя къ намъ и милость безмерна.
Живе 60 летъ въ именование Ноемврия 8-го».
2) «1712 г. февраля въ 17 день преставися рабъ Божий стольникъ князь Андрей Мих. Ромодановский» …
3) «1716 г. генваря въ 30 день … преставися раба Божия ближняго боярина и Московскаго губернатора кн. М. Гр. Ромодановскаго жена его Авдотья Васильевна, дочь думнаго дворянина Вас. Як. Голохвастова» …
Всеми вышеуказанными достопримечательностями Богоявленская церковь располагала тогда, когда при ней былъ мужской монастырь.
Причтъ при Богоявленской церкви состоитъ изъ священника, диакона и псаломщика. На содержание ихъ получается – процентовъ съ причтоваго капитала (2,100 р.) – 90 руб. и отъ службъ и требоисправлений около 1,200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диаконъ же живетъ въ церковномъ доме.
Земли при церкви: усадебной 1,200 саж. и сенокосной въ двухъ пожняхъ 9 дес. 1,200 саж.; пахатной земли нетъ.
Приходъ состоитъ изъ части слободы Мстеры (162 двора) и деревень: Добрицъ, Павлова и Погарицъ; въ слободе и деревняхъ по клировымъ ведомостямъ числится 838 душъ мужескаго пола и 994 женскаго, въ томъ числе раскольниковъ 99 душъ обоего пола.
Въ слободе имеются две народныхъ школы: 1) мужская – открыта въ 1818 г., въ настоящее время содержится на средства земства, учащихся въ 1897 г. было 125 мальчиковъ; 2) женская, открытая въ 1877 г.; учащихся въ 1897 г. было 90 девочекъ.
Въ дер. Павлове съ 1895 года открыта школа грамоты; учащихся въ 1897 г. было 20.
Кроме этихъ школъ, при Мстерской единоверческой церкви съ 1887 г. существуетъ церковно-приходская школа; учащихся въ 1897 г. было 30».

В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В кон. 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.).
Затем несколько лет "смутного времени" 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы.

Возобновление обители

24 сентября 1999 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского Свято - Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов).
После настоятелем обители стал иеромонах Сергий (Титов). Под его руководством проходили восстановительные работы в обители, отстраивался Богоявленский собор, трапезная, производился ремонт построек на территории обители. Под руководством старшей братии послушники и трудники монастыря несли различные послушания во славу Господа нашего Иисуса Христа на благо обители и во спасение души.
В сентябре 2007 года вместо переведённого в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).



Сень в Богоявленском Мстёрском мужском монастыре

Часовня Александра Невского

Святыни монастыря


Икона "Утоли моя печали"

"Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите".
На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.


Икона "Владимирская Божья Матерь"

Икона Святителя Николая, именуемая "Никола Можайский"

На иконе изображен Святитель Николай с мечем в одной руке и с огороженным храмом в другой. История явления этого Образа восходит ко времени татаро-монгольского нашествия на Русь, по крайней мере, к XIV веку, если не раньше.

Задумали однажды, - говорит предание, - враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Николай чудесно показался в грозном виде - стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал - к удивлению и радости осажденных.
Вероятно, в память этого чудесного явления Чудотворца для спасения города и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь. В память о дивном видении Святителя он представлен на Образе с мечем и храмом. Образ называется теперь явленным, а бывшие потом от него силой Николая Угодника новые чудесные знамения утвердили за ним это название и славу Чудотворного. Об уважении и известности этого Образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 г. отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 г. с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 г. был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович.


Икона Божией матери именуемая Корсунская

Официальный сайт монастыря - http://mstera-sbm.ru/

Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. д. Акиншино.
Город Вязники.
Пос. Мстёра.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого. пос. Мстёра.
Свято-Троице Серапионова пустынь.
Монастыри Владимирской области.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (28.01.2014)
Просмотров: 2478 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
Хорошее место
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016