Пятница, 09.12.2016, 04:51

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Вязники

Город Вязники

Город Ярополч-Залесский

В Вязниковском районе есть река с ведическим именем: Тара - это приток Клязьмы. Она носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.
Вязниковское урочище находилось на месте современного города Вязники. Здесь была священная роща вязов, посвящённых Сварогу и Матери Сва. Рядом урочище Пирово-Городищи с могильниками VII в. до н.э. там же в XII в. стоял город Ярополч.

Под 1135 г. летопись сообщает: «Георгий князь Володимеречь испроси у брата своего Ярополка Переяславль, а Ярополку вда Суждаль и Ростов и прочюю волость свою, но не всю...». Лишь в 1138 г. князь Юрий вернулся в свой суздальский удел.

Именно к 1135 - 1138 гг., когда Ростово-Суздальская волость принадлежала Ярополку, относится возникновение города Ярополча. Еще М.К. Любавский писал, что «значительная часть селений... обязана своим происхождением организующей, устрояющей деятельности князей, бояр, духовенства. Таковы прежде всего некоторые города, на памяти истории создававшиеся князьями и носящие их имя: Володимерь, Ярославль, Ярополч, Юрьев Повольский, Дмитров, Ростиславль на Оке и др.».

Само название Ярополч носит притяжательный характер и скорее всего указывает на Ярополка как на основателя или обладателя города.

В.Н. Татищева под 1152 г. писал: «Великий князь Юрий Володимерович (Долгорукий) пришед в Суздаль и видя лишение себя Русские Земли, заложил в отчине своей грады Юриев в Поли, Переяславль у Клещина озера, Володимер на Клязьме и другие многие городы теми же имяны, их в Руси суть, хотя тем утолити печаль свою, иже лишися Русские власти. И нача тии городы населяти, созывая люд отвсюду, дающе ссуду многу». Вполне вероятно, что Юрий основал город, носящий название одного из городов Киевского княжества, - Ярополча на Ирпени.

Валы Ярополча-Залесского находятся в селе Пировы Городищи, в нескольких километрах от Вязников.
См. Город Ярополч-Залесский.

Ярополческая волость

Новый Ярополч впервые упоминается в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) с дядей Владимиром Андреевичем в 1389 г. «А ци каким делом отоимется от тобе Ржева и дати ими тобе во Ржевы место Ярополча да Медуши». Судя по этой грамоте, Ярополчем называлась и большая округа вокруг слободы.

В XIII - XIV вв. Ярополчская, Гороховецкая и Бережецкая волости вошли в состав Суздальско-Нижегородского княжества, но уже в кон. XIV в. все Поклязьменье влилось в Московское великое княжество. Видимо, в кон. XIV – нач. XV в.

Ярополчской волостью какое-то время владели боровские князья, находившиеся на службе великих князей московских. Однако Ярополч, названный в Списке русских городов дальних и ближних по старой памяти городом, на самом деле перестал быть таковым. В жалованных грамотах великих князей XIV-XV вв., когда речь идет о Ярополче, всегда говорится не о наместниках, как обычно в городах, а о волостелях ярополчских. Следовательно, Ярополч не считался городом, а был лишь центром волости, в которой находились и черные, и монастырские земли. Так, в жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1439-1440 гг.) говорится: «Дал есми им в дом... в Ярополче пустошь Омельянову... А наместники мои наугородцкие и волостели гороховские и ярополчские и их тиуни к тем людем не всылают ни по что...».
В грамоте великого князя Ивана Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1462-1466 гг.) находим: «Что деи поставили себе пустынку в Гороховце св. Георгия и кто оу них туто живет людей или на Городищи, или в Лужкех, или в Ярополчи или сирот монастырских,- мои князи, и бояре, и воеводы, и боярьские люди,- и всякие ездоки на те деревни на монастырские не ездят». Здесь имеется прямое указание на то, что в сер. XV в. Ярополч был монастырской деревней, по-видимому очень небольшой, если остатки ее почти не прослеживаются археологически.
Борьба России против иностранной польско-шведской интервенции в нач. XVII в. не могла не затронуть Ярополч, находившийся на государевой ямской дороге Москва - Нижний Новгород. Когда в 1608 г. на Руси образовалось два политических центра - в Тушине, где находился Лжедмитрий II, и в Москве, в которой был царь Василий Шуйский, ярополчане, как говорится в документе того времени, «Василию Шуйскому учали крест целовати». Эта приверженность правому делу проявилась и во время создания народного ополчения 1612 г. Весть о его создании и о сборе нижегородским посадским человеком Кузьмой Мининым средств на него распространились по всем ближайшим к Нижнему Новгороду городам. Дошла она и до Ярополча, жители которого откликнулись на патриотический призыв нижегородцев. Через Ярополч из Суздаля в Нижний Новгород в октябре 1611 г. проскакал во главе своего отряда князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и в ряды народного ополчения. В октябре 1612 г. Москва была освобождена от интервентов, а в начале 1613 г. проходивший в ней Земский собор избрал на царский престол Михаила Федоровича Романова. Одним из первых его действий была передача Ярополча князю Ф.И. Мстиславскому. Для Ярополча наступил новый этап развития.
Грамота воеводы Лыкова к казакам. 1618 г.

8 декабря 1640 г. поездка царя Михаила Федоровича Романова во Владимир и Вязники. «Того же году, декабря в 8 день…, ходил Государь молиться в Володимер да в Вязники… к Пречистой Богородице …»

Город Ярополч

В нач. XVII в. на Мининской горе существовало село Минино, бывшее в вотчине боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского. Гора названа так, потому что считалось, что здесь останавливались на постой дружины Минина и Пожарского.
В 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича в Вязниковской слободе на Мининской горе «был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены». С этих пор в указах царей стали писать «в селе Мининском внутри Ярополча».
См. Город Ярополч.

Вязниковская Слобода

Город Вязники - это бывшая Вязниковская слобода, прилегавшая когда-то к Ярополчу - крупной древнерусской крепости.

Существует легенда. Давно это было. В городе Ярополче жил владетельный князь Кий. Жестоко обращался он с подвластным народом. Невзлюбили его ярополчане. Однажды князь со своим слугою отправился на охоту за реку Клязьму. На обратном пути благополучно переправился он через Клязьму, да завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Послал тогда Кий слугу звать ярополчан на подмогу. Однако ярополчане не спешили помогать ненавистному князю, а взойдя на городские валы, злорадно кричали: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!» Так Кий и завяз, а местность под стенами Ярополча с тех пор зовется Вязниками.
Одновременно с возвышением Ярополча у стен его формировалась торгово-ремесленная Вязниковская слобода. Расположенная на торговом тракте вдоль реки Клязьма Вязниковская слобода втягивалась в устанавливавшиеся товарно-денежные отношения. Ее жители промышляли ремеслом и торговлей.
Вязниковская слобода упоминается в переписных книгах в 1585 г.
В нач. XVII в. упоминается некий казачий острог-крепостца.

Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 г.
Основан он был на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники.
В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь.
См. Свято-Введенский мужской монастырь.
Вязники в XVII веке.

Благовещенский Семибратский монастырь основан в 1641 г.
Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным «били челом» самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Фёдорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов».

В 1665 г. «за рекою Клязьмою в бору поселились незнама какие люди, старцы и бельцы, и келии поставили и в земле норы поделали, и к церкви Божиине ходят, и людям к церкви Божии ходить не велят. И которые из них помирают без причастия и без покаяния, и тех у церкви Божии не погребают, а погребают в лесу без попа сами».
На стороне раскольников были из Вязниковской слободы покровской протопоп Меркурий вязниковского монастыря во главе с попом Львом Матвеевым.
Другой поп Василий Федоров, священник Введенского монастыря, поехал в Москву и донес там обо всем этом церковным властям, митрополиту Павлу. На обратном пути из Москвы поп Василий за донос был убит раскольниками. Игумена Моисея за поддержку раскольников наказали ссылкой в Кольский острог (на Кольском полуострове), а попа Меркурия велено было «оставить в Вязниках и держать под караулом». Но преследования старообрядцев глубоко всколыхнули народные массы. Из другого документа 1665 г. видно, что «на Кщаре озере некоторые чернецы живут и они учат - ныне де настоит в антихристово пришествие кому надо заморитися гладом; и от их прелести многие мужеска пола и женска и девическа гладом себя заморяли, а познав их прелесть, хотели б от них и бежать, и они не отпускают и, гладом истомя, живых во гробах и под кельями, и во иных местах в ямах погребают».
Руководители пустыни на Кщаре были старцы Вавила и Леонид.
Получив доносы о старообрядцах, царское правительство Алексея Михайловича направило 3 января 1666 г. в Вязники боярина князя Ивана Семеновича Прозоровского, полковника и голову московских стрельцов Лопухина, да приказу Тайных Дел дьяка Федора Михайловича, да стрельцов 12 человек для «сыска». Им было велено «быть в Вязниках и посылать до Гороховца и до Шуи по лесам и по болотам, и по озерам и тех пустынников и пустынниц вывесть всех».
Приехав в Вязники, полковник Лопухин «велел в пустынях кельи жечь, и многие старообрядцы, видя кельи в огне, ушли и жили в лесах. Под Кщарой стрельцам было оказано вооруженное сопротивление. Стрельцы разыскивали старца Капитона и старицу Евпраксию, но Капитона к этому времени уже не было. В лесах, за Вязниковской слободой, на Кщаре он и умер. А старица Евпраксия бежала дальше в леса гороховецкие и нижегородские».
«А жег, государь, я пустынь келеи с 30 в лесах злых за болоты…, много келей до меня разбежались».
«Многие, государь, не едят дней по семи и осьми и больше, лежа голодом, безмолвствуют за караулом, а иконам… не поклоняются. Пытал и клещнями жег и на пытке… безмолствуют, не говорят ни чево, и имян себе не скажут. А иконы, которые взяты у них из пустынь и кресты, которые на них медные и деревянные, тем молятся. А которые… стоят иконы в избах у крестьян, а они в тех избах сидят за караулом, и тем иконам не поклоняются».
Пойманных пустынников было велено бить кнутом и отправлять своим хозяевам. Был наказан и игумен Благовещенского монастыря Иоисей. Вершиной гонений стали казни. Полковнику Лопухину удалось схватить старцев Вавилу, Якова, Леонида и др. После допроса и пыток 12 старцев были осуждены на казнь и были сожжены на костре в Вязниках. Старец вавила был сожжен в срубе на площади Ярополча в январе 1666 г.
«Образам Божиим не поклонялся и церкви Божиим называл, будто осквернены, и к тем церквам и к отцом духовным приходить и к пречистых Христовых Таин причащатца будто никому не дозведетца, и на крестное знамение плевал, и иные многие непригожие речи говорил, чево и написать невозможно».
Преследуемые правительством, старообрядцы бежали на окраины, в глухие села и болота.
Так была разгромлена старообрядческая пустынь на Кщаре.

По переписным книгам 1678 г. в Вязниковской слободе значилось 264 двора жилецких с населением 685 душ мужского пола и 13 дворов нищих-бобылей с населением 22 души мужского пола.

При образовании губерний по реформе Петра I в 1708 г. Вязниковская слобода вошла в состав Казанской губернии.
22 апреля 1713 года была произведена приписка Вязниковской слободы в состав Московской губернии из Казанской губернии.
Вязниковская слобода была славна трудом мастеровых людей. Не случайно в 1715 г. Перт I в одном из своих указов повелевал: «во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках». Хорошо знал он о вязниковском полотне, проверил его на прочность. Ведь из него делали не только паруса русских судов. Оно пошло и на внутреннюю отделку дворца Петра I - основанного в 1703 г. в Петербурге. Борьба за выход России в Европу, овладение Балтийским морем требовало сильного, крепкого флота, а для него были нужны льняные ткани на паруса и пеньковые канаты. Для Вязниковской слободы наступило время интенсивного развития.
О бородачах и раскольниках, чтоб за бороду пошлину платили и в указанном платье ходили.
Из «Доношений управления дворцовой Ярополческой волости поручика Ильи Кобякова» от 4 марта, 4 и 14 июня 1726 года становится ясным, что Вязниковская слобода вышла уже из подчинения «приказу большого Дворца». Вероятно, это случилось в 1719 году, когда произведена была очередная административная реорганизация. Последняя состояла в том, что уничтожено было деление на доли и фискальные единицы, уничтожена была и ландратская система.
Проведено было новое деление губерний на провинции. Таким образом 9 июня 1719 года появилась Владимирская провинция. Каждая провинция делилась на дистрикты. Во Владимирской провинции Московской губернии появилось четыре дистрикта: Владимирский, Вязниковский дисктрикт, Гороховецкий, Муромский. Термин дистрикт практически применялся недолго, сменен был более знакомым термином уезд. Таким образом, начал свое существование Вязниковский уезд, административным центром которого стала Вязниковская слобода. Территориально он был значительно меньше утвержденного в 1778 году.
По торговым и промышленным делам жители Вязниковской слободы подчинялись Главному Магистрату, сменившему старинное учреждение в слободе - земскую избу (указ об учреждении земских изб в городах был издан 30 января 1699 года).
Поручик Илья Кобяков, назначенный управителем Ярополческой Дворцовой волости, доносил о том..., «что жители Вязниковской слободы, разных чинов люди на горе, на которой дворцовый город построен, потачкой и нерадением прежних управителей, от речки Волшника по той городовой горе развели сады великие и огороды, от чего получают немалую прибыль, а другие, разрыв ту гору от Веденского девичья монастыря до реки Клязьмы, на городовой и дворцовой земле размножили превеликие сады и огороды на многих десятинах и построили великие кожевенные заводы...» «Все это было сделано без разрешения приказа Большого Дворца и Ярополческой приказной избы, не взяв себе оных земель в оброк, владеют ей без указа многие годы безоброчно, от чего им есть великая прибыль, а антиресу упадок...» Под «антиресом» следует понимать доход приказа Большого Дворца. Судя по документам Ильи Кобякова, земли всей бывшей Мининской горы, деревни Петрино на реке Петринке и деревни Ново-Толмачево - Сельской пятины, находились в ведении Большого Дворца. Таким образом, территория самой Вязниковской слободы окружена кольцом дворцовых владений.
Магистрат затем сменила ратуша.
К началу XVIII века Вязниковская слобода становятся крупным центром льняного промысла. В 1749 году купец Степан Колбаков основал в слободе полотняную фабрику. Вскоре открывает большое льняное производство второй вязниковский промышленник – Иван Крапивников. Слобода становится в годы русско-турецких войн экономическим центром значительного района России.
К сер. XVIII в. торгово-промышленная Вязниковская слобода заметно обогнала в развитии дворцовый город Ярополч.

20 марта 1748 г. архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, Платон (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Ярополчского. Резиденцией архиерея стал владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.
В состав епархии вошли территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины.
17 августа 1749 г. епископ Владимирский Платон приказал «всей епархии, во все Духовные Правления послать указы, а именно: в Ярополь, Вязники, Балахну и Арзамас, велеть ведомствам тех правлений протопопских, священнических, диаконских, причетниковских и просвирнических детей от 10 до 17 лет – всех без изъятия выслать во Владимир в будущем январе 1750 года».

В 1767 г. от Вязниковской слободы был выбран в депутаты в Сенат, Петр Москвин. См. Наказ от жителей Вязниковской слободы 1767 года.
В 1778 г. образовалась Владимирская губерния, вновь назначенному ее генерал-губернатору графу Р.И. Воронцову было высочайше предписано «объехать всю территорию вверенной ему губернии и по примерному расписанию разделить ее на 13 уездов». Прибыв в конце мая 1778 г. в Ярополч, Р.И. Воронцов отметил его отставание от набиравшей силу Вязниковской слободы. В то время в насчитывалось 486 деревянных и 7 каменных домов, в которых проживало 1925 человек. В слободе действовало 3 полотняных мануфактуры, 15 маслобойных заводов и 15 кузниц. Монастырь и три церкви обслуживали духовные запросы около 2000 вязниковцев. Школ не было. Зато было 89 торговых лавок и 7 питейных домов. Слобода жила шумной жизнью. На ее фоне Ярополч был давно ушедшим прошлым.
1 сентября 1778 г. из государственных селений и слобод Владимирской губернии был образован ряд уездных городов. Вязниковская и Ярополчская слободы слились в один уездный город, получивший название Вязники. На конфирмованном плане, приложенном к своду Законов о градостроительстве, слабым полутоном обозначены существовавшие тогда населённые пункты на территории проектируемого города (копия этого плана хранится в фондах Вязниковского краеведческого музея). Среди обозначенных на плане населённых пунктов были Ярополческая волость (ныне Больничная и Школьная улицы), село Минино (Трудовая гора), деревня Пестрекалова (Садовая улица), Городецкие дворики (район около бани фабрики «Свободный пролетарий»), питейный дом (около музея) и Вязниковская слобода (около сквера на Центральной площади). Вновь учреждённый город получил своё название по имени слободы, которая в древние времена называлась «Слобода на Вязах», а иногда «Слободка на Вязьях».
Так началась история славного города под названием Вязники.

Два крупных события ознаменовали начало уездного города - утверждение Петербургской геральдмейстерской конторой в 1781 г. его герба и в 1790 г. генерального плана регулярного строительства. Отныне Вязники имели герб и план.


Герб города Вязники

В гербе закреплялось официальное название города от произраставших в нем вязов. Над вязом, в верхней части геральдического щита, красовался в красном поле лев в железной короне с длинным серебряным крестом - герб Владимира, губернского города Владимирской губернии, в которую входили Вязники с их уездом.
По плану началось строительство старой части города. План предусматривал регулярную схему прокладки улиц.

Из Владимира 5 сентября 1812 г. был отправлен в г. Вязники с архиерейской и церковной ризницей и драгоценностями ключарь местного Успенского собора священник Иоанна Доброхотов (см. К событиям 1812 г. в гор. Владимире).
В 1826— 1836 гг. был построен Вязниковский гостиный двор.
Уездный город Вязники в 1852 году

14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство в сл. Мстере.

В 1870 г. по инициативе уездного земства была открыта Вязниковская уездная земская больница, которая первоначально разместилась в здании подаренном земству купцом 1-ой гильдии Куликовым Иваном Яковлевичем (ул. Пушкинская, д. 17). В 1905 году по проекту С.К. Родионова было построено новое здание земской больницы.
Вязниковское городское самоуправление 1870 - 1918 гг.
14 июля 1873 г. в г. Вязники произошел пожар. С экстренным поездом железной дороги прибыли в Вязники из Владимира: Вице-губернатор В.А. Семенов, начальник губернского жандармского управления полковник Беловодский, от города 3 трубы пожарные с обозом и 120 человек нижних чинов от губернского баталиона и 10-го Новоингерманландского полка, с тремя офицерами, а с Ковровского механического заведения общества железной дороги 60 человек рабочих и так же 3 огнегасительные инструмента с обозом. Сгорело до 200 домов. Кроме частных домов сделались жертвой пламени здания, занимаемые Почтовой конторой и станцией, Дворянской опекой, Съездом мировых судей, Земской больницей и Земской Управой. Впрочем больных всех успели перевезти в полковую больницу, спасены так же все суммы, дела и документы в помянутых местах, только в Земской Управе все погибло, так как никого в ней не было.
После пожара в городе поставили около двадцати высоченных пожарозащитных кирпичных стен между плотно стоящими домами за счет города, которые называются брандмауэры.
С 1872 г. квартирная повинность вместо натуральной земским собранием переведена на денежную, с наймом помещений и квартир на суммы земства. В 1872 г. винный и соляный магазины, принадлежащие городу, были заняты для цейхгауза и обоза 10-го пехотного Новоингерманладского полка.
В 1876 г. открыта Городская общественная Щеголевская богадельня. Содержалась Вязниковской Городской Управой на % с капитала, пожертвования Щеголевой, 30600 руб. В 1903 г. призревалось 30 муж. и 14 жен. В нач. ХХ века Заведующий – потом. поч. гражд. Владимир Николаевич Игнатов. Попечительница – поч. гражд. Августа Александровна Куликова.
В 1877 г. учреждена придворным С.-Петербургским Протоиереем Рождественским Рождественская духовная женская богадельня в г. Вязниках. В 1903 г. призревалось 50 муж. и 10 жен. В ведении заштатного протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова. Содержалась на % с капитала, пожертвованного протоиереем Рождественским 40000 руб. Председатель совета (нач. ХХ века) – прот. Михаил Ксенофонтович Нарбеков. Члены: прот. Константин Александрович Веселовский; свящ. Иван Александрович Гусев; свящ. Александр Ильич Вознесенский.
ВЯЗНИКИ 26 февраля 1878 года.
В 1885 г. открыт Странноприимный дом при Вязниковской Введенской церкви. В 1903 г. призревалось 7 муж. и 1109 жен. В ведении заштатного протоиерея Михаила Ксенофонтовича Нарбекова. Содержание: 1000 руб. в 4 % ренте, 15 десятин земли, от Вязниковской Городской Управы 20 руб. в год и 5 сажен дров, а остальное количество из средств заведующего протоиерея Нарбекова. Председатель (нач. ХХ века) – прот. Михаил Ксенофонтович Нарбеков. Члены: диак. Павел Покровский; куп. Евкарпий Иванович Деминов; титул. сов. Николай Васильевич Тихонравов; куп. Иван Петрович Норовчатов; куп. Александр Алексеевич Мухин.

Летом 1862 года через станцию Вязниковскую проследовал первый поезд. Начальником станции стал Степан Кнушевицкий. 10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 руб. в месяц. Кнушевицкая - организатор первого в городе Вязники любительского театра.
Встреча Псковского пехотного полка 22 ноября 1878 года в г. Вязниках.
14-15 июля 1890 г. - пребывание Архиепископа Владимирского Феогноста в гор. Вязниках.
В 1891 г. Вязниковское земство награждено Высочайше установленной серебряной медалью за бесплатный, в течении 5 лет, отвод помещения под случный пункт в г. Вязниках.
14-го мая 1897 г. совершена была закладка обширного каменного трехэтажного здания для центральной церковно-приходской школы глухонемых.
Виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом в кон. XIX века.

Промышленность в уездном городе Вязники

В 1765 г. открыта механическая полотняно-ткацкая фабрика потомственного почетного гражданина Сергея Ивановича Сенькова, в гор. Вязниках. В 1890 г. паровых машин – 2, сил 25; паровых котла – 2; освещается газом; рабочие: 529 муж., 247 жен., 44 малолетн.; училище на 50 учеников и библиотека; приемный покой на 4 кровати.
В 1819 г. открыта механическая полотняно-ткацкая фабрика потомственного почетного гражданина Владимира Васильевича Елизарова, в г. Вязниках. В 1890 г.: паровая машина, 12 сил; 2 паровых котла; освещение керосином; работает днем и ночью; рабочие: 163 муж., 100 жен.

В 1831 г. открыта полотняно-ткацкая фабрика Федора Петровича Демидова, в гор. Вязниках. Старый корпус ткацкой был построен в 1831 году. По окончании постройки семья Демидовых переехала из слободы Мстеры в Вязники. В 1890 г. 2 паровые машины, 26 сил; 4 паровых котла; освещается газом; рабочие: 419 муж., 248 жен.
О состоянии народной промышленности города Вязников в 1838 году.
В 1850 г. открыта отбельная пряжи фабрика Ф.П. Демидова.
В.Ф. Демидов в 1858 году построил около деревни Ярцево, расположенной рядом с городом Вязники, бумаго-прядильную фабрику. В 1865 г. фабрика была перестроена в льно-прядильную фабрику.
В 1874 году открыта оберточно-бумажная фабрика товарищества «Василия Федоровича Демидова», в гор. Вязниках, ставшая в 1881 г. льно-ткацкой. В 1890 г. отбельная: паровая маш., 6 сил, паровых котлов – 2; оберточн.-бумажн.: 2 паровые машины, сил 30, 2 паровых котла; освещается газом; рабочие: 28 муж., 6 жен.

Пивоваренный завод Ивана Александровича Чичирева, в гор. Вязниках. Производство «Русского» пива и меда. 4 рабочих.
В 1862 г. открыт пивоваренный завод Трифона Николаевича Коровайкова, в гор. Вязниках. Производство «Русского» пива и меда. 4 рабочих.
В 1863 г. открыт винокуренный завод наследников Муромского купца Диомида Львовича Голубева, в г. Вязниках. 2 паровые машины, 18 сил; конный привод на 1 лошадь; работал днем и ночью; 45 рабочих.
В 1888 г. открыт джутово-прядильная фабрика торгового дома «С.И. Сенькова и В.Н. Игнатова», в гор. Вязниках. В 1890 г. паровая машина, сил 20; 2 паровых котла; освещается керосином; рабочие: 45 мужчин, 20 женщин.

Учебные заведения в уездном городе Вязники

- Городское мужское училище.
В 1876 г. учащихся – 86 муж. Законоучитель – св. Василий Альбицкий (60 руб. в год). Учитель – окончивший курс духовной семинарии Павел Беляев (250 руб. в год и квартира). Помощник учителя – диакон Григорий Кротков (120 руб. в год). Содержание – 700 руб. от обществ. Помещается удобно в наемном доме, хотя по количеству учащихся и не совсем просторно, с платой 144 руб. в год без отопления.
В 1899 г. инспектор – надв. сов. Александр Григорьевич Томашевский. Законоучитель – прот. Михаил Ксенофонтович Нрбеков. Преподаватели: надв. сов. Василий Иванович Карсницкий; Матвей Ильич Кулаков; Николай Максимович Соколов; Сергей Алексеевич Черников; гигиены – врач, кол. совет. Константин Васильевич Беляев.
- Женская прогимназия: Начальница – дочь кол. совет. Мария Ивановна Гедройц-Юраго. Законоучитель – свящ. Александр Ильич Вознесенский. Учительницы: Евгения Михайловна Шапошникова, Елизавета Гавриловна Знаменская, Екатерина Владимировна Орлеанская, Надежда Яковлевна Миловская, Александра Петровна Миртова.
- Городское приходское мужское училище (нач. ХХ века): Попечитель – потом. поч. гражд. Сергей Иванович Сеньков. Законоучитель – студ. дух. семинарии Иван Федорович Орфанов. Учитель – кол. регистр. Василий Павлович Скипетров.
- Городское начальное мужское училище: Учительницы: Мария Андреевна Преображенская, Анна Ивановна Веселовская.
- Городское начальное женское училище: Попечительница – Елена Викторовна Чичерова. Законоучитель – свящ. Дмитрий Павлович Лепорский. Учительница – Ольга Петровна Циргольдт. Помошницы: Софья Ивановна Малинина, Вера Кирилловна Козина.
- Сеньковская фабричная школа. В 1876 г. учащихся – 25 муж. и 4 жен. Законоучитель – св. Михаил Нарбеков (100 руб. в год). Учитель – окончивший курс учительской сем. Федор Кринский (250 руб. в год и квартира с отоплением). Попечитель – учредитель училища, потомств. почетн. гражданин Сергей Иванович Сеньков. Содержание – 415 руб. от частных лиц. Помещается в отдельном доме, принадлежащем учредителю школы. Помещение просторное, светлое и теплое.
В 1899 г. попечитель – потом. поч. гражд. Сергей Иванович Сеньков. Законоучитель – студ. дух. семинарии Василий Павлович Скипетров. Учительница – Надежда Павловна Любимова.
- Ярополческая образцовая двухклассная мужская церковно-приходская школа (нач. ХХ века): Законоучитель – прот. Константин Александрович Веселовский. Учителя: студ. дух. семинарии Петр Фотиевич Трелин; Василий Константинович Веселовский.
- Ярополческая женская церковно-приходская школа (нач. ХХ века): Учитель – Виктор Викторович Тихонравов. Учительница – Анна Архангельская.
- Вязниковское низшее техническое училище им. Базанова.
14-го октября 1892 г. была открыта Ярополческая для глухонемых церковно-приходская школа: Законоучитель – прот. Константин Александрович Веселовский. Учителя: оконч. курс в Москов. Арнольдовском учил. Сергей Журомский; студ. дух. семинарии Петр Фотиевич Трелин; оконч. курс дух. семин. Василий Константинович Веселовский (нач. ХХ века).
- Вязниковское духовное училище.
- Благовещенская при мужском Благовещенской монастыре церковно-приходская школа:
Попечитель – куп. Василий Степанович Филиппов. Законоучитель – игумен Макарий. Учитель – оконч. курс дух. семинарии Федор Андреевич Островский.

«ВЯЗНИКИ. На-днях, после капитального ремонта здания, в городе открывается стационарный драматический театр.
Первым спектаклем пойдет пьеса Апушкина «Богатырский сказ», построенная на материале древне-русских сказаний и былин.
В репертуаре театра: «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Так и будет» Симонора, «Вынужденная посадка» и «Семейное счастье» Водопьянова и Лаптева.
Театр работает над новыми постановками. В текущем году будут осуществлены спектакли: «Ревизор» Гоголя, «Последние» Горького, «Свадьба Кречинского» Сухова-Кобылина, «Мачеха» Бальзака и другие.
Для детской аудитории будут поставлены два спектакля: «Красная шапочка» Шварца, «Хрустальный башмачок» Габбе» (газета «Призыв». № 246 12 декабря 1945 г.).
Владимир Солоухин о Вязниках в повести «Владимирские проселки» (1956 г.).

Храмы и часовни г. Вязники

- Казанский собор (не сохранился).
- Церковь Николая Чудотворца (не сохранилась).
- Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Соборная площадь
- Церковь Иоанна Златоуста при Рождественской богадельне (не сохранилась). Благовещенская ул.
- Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня. ул. Горького, д. 10.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. ул. Мочалова, 2а.
- Церковь Троицы Живоначальной. ул. Киселёва, д. 38.
- Церковь Александра Невского (не действует). ул. Пролетарская, д. 28а.
- Церковь Рождества Христова в Вязниковской колонии. ул. Железнодорожная, д. 37.
- Храм-часовня на Вязниковском кладбище.
- Церковь Иннокентия, митрополита Московского. мкрн. Нововязники.

Учебные заведения

- Православная гимназия имени прп. Серафима Саровского.

Родники и Святые источники г. Вязники

- родник на Швивой горке.
- Святой Вязниковский источник.

Родники Вязниковского района

- родник у д. Липки;
- родник у детского лагеря «Турист»;
- родник у д. Мстерки;
- родник у р. Тара, д. Исаковка;
- родник д. Головино;
- родник д. Перово;
- родник д. Акиньшино.

Монастыри г. Вязники

Благовещенский Семибратский женский монастырь.
- Благовещенский собор с колокольней.
- Церковь Всех Святых.

Свято-Введенский мужской монастырь. ул. Пролетарская Горка 3.
- Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм.

Монастыри Вязниковского района

Свято-Казанский скит. д. Акиншино.
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь. г. Мстёра.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого. г. Мстёра.
Свято-Троице Серапионова пустынь.
Успенский мужской монастырь (упразднен), с. Станки.
Борисоглебская пустынь на озере Великом

Инок Михаил Верижник.

Муромская епархия.


Достопримечательности

Памятники города Вязники
Усадьба Вязниковских фабрикантов Сеньковых.
Дом купца Обалина
Дом Кубасова.
Дом купца Кашина.

Музеи

Вязниковский историко-художественный музей.
Музей песни ХХ века в доме А.И. Фатьянова. г. Вязники
Нововязниковский музей А.Ф. Наместникова.
Музей «Лавка случайных вещей» (сгорел), Вязниковский р-н, дер. Илевники.
Мстерский художественный музей, пос. Мстера.
Вышивка и иконопись Мстёры, пос. Мстера.
Музей «Лес для народа», станция Мстера.

Стихи о Вязниках.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Вязниковский уезд
Вязниковский район

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (04.08.2013)
Просмотров: 4670 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
http://www.iaropolch.ru/ Вот сайт,названный в честь древнего города Ярополч-Залесский.
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016