Суббота, 10.12.2016, 11:53

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Богородице-Рождественский мужской монастырь

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВЛАДИМИРСКИЙ КРЕМЛЬ



По преданию мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским.
При князе Андрее Боголюбском во Владимире уже ведётся летописная работа; летописец и духовник князя Андрея Микула не раз восхищается стойкостью и патриотизмом владимирских горожан в их борьбе за свои интересы. Доказательству церковного значения Владимирской земли посвящена напряженная литературная работа владимирских соборян по сочинению различных сказаний о «чудесах» Владимирской иконы, произведений, связанных с упрочением культа убитого в XI в. восставшими горожанами ростовского епископа Леонтия, своего северного «мученика», по составлению церковных слов и служб новому владимирскому празднику Покрова Богородицы, наконец, великолепной по своему трагизму и стилю повести того же попа Микулы об убийстве боярами князя Андрея Боголюбского. Во всех этих сочинениях чувствуется большая художественная культура, опирающаяся на опыт киевской литературы и традиции народного творчества; все они пронизаны единой политической идеей - о правах Владимира на господство во всей Русской земле, идеей ее единства.
Летопись была переписана двумя писцами при незначительном участии третьего, при этом второй писец назвал себя в приписке - это монах Лаврентий (от его имени и происходит название летописи), он указал, что начал работу 14 января, а закончил 20 марта 6885 (1377) года при великом князе Дмитрии Константиновиче и по благословению епископа Суздальского Дионисия.
Не позднее кон. XVI в. и до нач. XVIII в. в Рождественском монастыре города Владимира хранилась Лаврентьевская летопись.

Датой основания монастыря считается 22 августа 1191 г., при епископе Иоанне I.
При князе Всеволоде III Большое Гнездо была построена вторая внутренняя крепость с собором Рождества Богородицы 1192 - 1195 гг. В летописи обозначено время заложения собора под летом 6699 (1191): «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья.
Монастырем управляли игумены.
В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.
С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси.
В 1230 г., по избранию племянников Юрия Всеволодовича, первый архимандрит Кирилл посвящен во епископа Ростовского (Кирилл II).
В 1238 г. при нашествии хана Батыя монастырь подвергается разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошен.
С пол. XIII в. до нач. XIV в. всероссийские митрополиты, перенесли первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.

В 1263 г. в соборе Богородице - Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский.

Великие князья из уважения к своему предку вел. кн. Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так Иван Данилович Калита в духовном завещании в 1328 году пишет: «а что есть прикупилъ сельцо на Киржаче у Прокофья у Игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское, и то даю Св. Александру себе въ поминанье». Иоанн Иоаннович в Духовной 1356 года пишет: «а село Павловское далъ есмъ Св. Александру въ прокъ себе въ память». Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года пишет: «а что отецъ мой Князь Великий далъ село Павловское къ Святому Александру, того не подвигнуть». В Духовной грамоте Вел. князя Дмитрия Иоанновича 1379 года сказано: «а изъ моихъ сосудовъ серебряныхъ дадутъ къ Святей Богородице в Володимиръ блюдо великое серебряное съ кольцы».

В 1381 году было видение Вел. князю Московскому Дмитрию Иоанновичу Донскому во время войны его с Мамаем. Явился Св. Благоверный вел. князь Александр Невский, как бы восстав из гроба для помощи россиянам против татар. По этому случаю мощи, до этого находившиеся в земле, были открыты и так как найдены были нетленными, они были поставлены в соборной монастырской церкви за правым столпом, и были открыты для поклонения.

В 1389 г. Рождественский архимандрит Павел посвящен митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.

В договорной тайной грамоте Суздальских Князей Василия и Федора Юрьевичей с Князем Дмитрием Шемякой 1446 года сказано: «а что Господинъ нашъ Князь Великий отнималъ у насъ безъ пошлины селы да подавалъ Святому Рождеству въ монастырь въ Володимере и те села намъ по старине, какъ было при нашемъ прадеде при Великомъ Князе Дмитрие Константиновиче, а десятое монастырю по старине».

Богородице - Рождественский монастырь пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «Въ церковь же ту собрашася множество инокъ и имирскихъ людей со множествомъ имения и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людми, чудотворные же моще на нихъ же аще и бысть видение нечто огненнаго знамения, но обаче Богомъ сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима отъ того огня». Были даже опалены мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.

В 1516 г. по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.
В апреле 1536 года, сгорела половина монастыря.
Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1554 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом.
В 1561 г., когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице - Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроении в Петербурге Александро-Невской - третьим.
В 1566 г. архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на Московском Соборе 1580 г., о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.
В 1584 г. архимандрит Герман был на Московском Соборе об оставлении вотчин при монастырях.
В 1598 г. архимандрит Варлаам находился в Москве на Соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.
В 1613 г. архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же 22 июня 1619 г. был при поставлении на патриарший престол Филарета Никитича митрополита Ростовского.
8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри».
В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице - Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей.
Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег.
28 сентября 1645 г. архимандрит Иона был при венчании на царство Алексея Михайловича.
23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.
В 1656 году архимандрит Иосиф был на соборе об исправлении книг церковных. В 1658 году ехавшие в Москву на собор Греческие Патриархи –Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире, посетив Рождественский монастырь и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения Царя Алексея Михайловича и по совету Московского Патриарха Иоасафа, пожаловали Архимандриту Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох Архиерейский, на что дали и грамоту, и с этого времени Архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.
На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Воскресенского монастыря в Москву. 1 декабря 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона, в числе преподобнейших.

В сер. XVII в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи.

В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.

В ноябре 1672 года архимандрит Филарет посвящен в Митрополита Нижегородского.
В 1672 г. архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

При архимандрите Викентии в 1678-1685 гг. к собору пристроили каменные палаты (не сохр.), тогда же возвели братский корпус.
Во 2-й пол. XVII в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания XVII в. существовали на месте Архиерейских палат.
Согласно переписным книгам 1678 г., за Богородице - Рождественским монастырем числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, монастырю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах.
К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский мужской монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.
В 1683 году в монастыре произошел сильный пожар.
1 июля 1697 г. мощи Александра Невского переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). «… на устроение ея иродиаконъ Боголепъ употребилъ собственныхъ своихъ келейныхъ денегъ 706 рублей 28 алтынъ и две деньги, да сверхъ того Патриархомъ дано на позлащение ея 50 червонныхъ и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотыхъ. Въ новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В. Дом Александра Невскаго переложены Преосв. Илариономъ Митрополитомъ Суздальскимъ и Леонтиемъ Епископомъ Тамбовскимъ и поставлены съ прежняго темнаго места на новомъ, близъ южныхъ дверей, на возвышении съ тремя ступенями, 1 Июня 1697 года. Напоследокъ по указу Государя Императора Петра I-го, въ Августе месяце 1723 года, Святыя мощи перенесены изъ Владимирскаго Рождественскаго монастыря въ С. Петербургский Александровский».

В 1717 г. в монастыре был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел.
У Рождественского монастыря городской стены не было, вокруг валов были разведены сады и огороды. Когда обо всех повреждениях земляных валов стало известно Владимирской Провинциальной Канцелярии в 1729 году, из реестра, от Канцелярии немедленно был сделан запрос стряпчему Рождественского монастыря о построении деревянной ограды вокруг монастыря и велено Городовой Ратуше допросить владимирцев посадских людей, когда и по какому случаю стали они заводить сады и огороды вокруг городских валов.
Вследствие такого распоряжения, стряпчий Рождественского монастыря Даниил Одинцов дал следующий отзыв: «1729 года, Июля въ 19-й день, по вышеписанному определению въ Володимере въ Провинской Канцелярии передъ Господиномъ Подполковникомъ и Володимерской Провинции Воеводою Федоромъ Климонтовичемъ Чихачевымъ съ товарищи Владимерского Рождественного монастыря Стряпчей Данилъ Ивановъ сынъ Одинцовъ сказал: на городовомъ валу, на которомъ была построена городовая стена, ныне построена Рождественного монастыря ограда бревнами въ столбы после пожарного времени, какъ оный монастырь и городъ Володимеръ горелъ въ 1719 году, которое де строенье строилъ бывший онаго Рождественного монастыря Архимандритъ Гедеонъ съ согласия съ бывшимъ въ Володимере Ландратомъ Князь Артемьемъ Княжъ Степановымъ сыномъ Ухтомскимъ, того ради ежели бы оный монастырь заборомъ городить на прежнемъ месте, где была монастырская ограда, то бы безъ городовой по валу стены всякому идущему по городовому валу въ монастырь смотрить было можно, понеже та монастырская ограда гораздо ниже спущена была отъ городоваго валу».

Архимандрит Гедеон в 1721 г. подписался к Духовному Регламенту.
В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
С этого времени было велено Владимирский Рождественский монастырь считать третьим. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

В нач. XVIII в., как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 г. Ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.

В 1733 г. архимандрит Гавриил посвящен в Суздальского Епископа.
16 июля 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскою епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале.
До учреждения в 1764 г. штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами.

6 мая 1788 года самостоятельные Владимирская, Ярославская и Суздальская епархии были объединены в одну под именем Суздальская. Епископ Виктор переселился из Владимира в Суздаль, и стал называться епископом Суздальским и Владимирским. За ним переместилась и духовная семинария. Рождественский монастырь был упразднен, а архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нем разместился генерал-губернатор Заборовский.
В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, - но в 1798 г., пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.
24 августа 1858 г. Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в Странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице - Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество - Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне - июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.
В бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг. размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже - спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице - Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв). В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса Богородице - Рождественского монастыря, еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь».
30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице - Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене - мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в.
К 2004 г. в келейных корпусах Богородице - Рождественского монастыря располагаются епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская ДС.

В стенах обители в нач. XIII в. дописывался Киево - Печерский Патерик, автором которого был епископ Владимирский Симон. Новой вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 г. «Патерика Владимирского Богородице - Рождественского монастыря».

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ


Рождественский собор. Вид с юго-востока. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в. - 1901 г.
Белокаменный собор в формах XII в. (в перестройке 1858-1868 гг., архит. Н.А.Артлебен, снес. 1930 г.), с выпуклой кровлей без постамента; на южном фасаде, помимо верхних, окна нижнего яруса в боковых пряслах; архивольты портала резные, с горизонтальными резными поясками. Выше середины стены - городчатый пояс с поребриком. Рельефов нет. Вдоль фасадных полуколонок - водосточные трубы светлого тона. В нижней части апсид камень потемнел. Вокруг собора белокаменная вымостка, ограда, в глубине - деревья. На переднем плане бревна и доски.
Надпись. На паспарту: “Церковь Рождества Богородицы, построенная Великим Князем Всеволодом в 1191 г., при мужском Рождественском монастыре во Владимире на Клязьме”.

Собор Рождества Богородицы

Собор по своему типу четырехстолпного одноглавого храма был схож с Димитриевским собором, но он разительно отличался от него предельной строгостью своего внешнего оформления. Его широкие фасады были обнажены и суровы, узкие щелевидные окна выступали на их глади подобно крепостным бойницам. Аркатурно-колончатый пояс уступил место сухому и колючему пояску зубчатых треугольников-городков. Резьба была допущена лишь для архивольтов порталов и капителей.
Подобно Дмитриевскому собору, он был связан со зданиями игуменского двора и, видимо, имел галереи и лестничные башни для входа на хоры, сложенные на этот раз из тонкого кирпича, вновь входившего в кон. XII в. в обиход строителей.


Блок архивольта портала собора Рождества Богородицы. 1192 -1196 гг. Известняк; теска, резьба 75 х 35 х 20. В 1862 г. при перестройке собора по проекту архитектора Н.А. Артлебена использован в кладке нового собора.

Блок архивольта портала. Собор Рождества Богородицы. 1192-1196 гг. Известняк; теска, резьба

До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось «великое священие» храма.
С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою».

В этом храме в 1263 г. похоронили князя - воина, защитника русских земель от врагов на севере и на юге, прекрасного дипломата Александра Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. В 1724 г. останки его были перенесены по приказу Петра I в Санкт-Петербург. С того времени в городе на Неве появилась Александро-Невская лавра - знаменитый в России центр духовный культуры.


В 1654 г. владимирские посадские люди В.А. Хмылов и С.И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1800 г. - 11, в 1814 г. и позже - 8 колоколов. Очень красивая шатровая колокольня с сочной, пластичной обработкой ярусов столпа, образовала вместе с собором существенное звено в ряду зданий южной панорамы города.
На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы Богородице - Рождественского монастыря были деревянными. В 1659 г. были сооружены северные служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - южные каменные братские и больничные корпуса, восточный келейный корпус, часть которого в 1750 - 1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 г. сохранились в перестроенном виде).
В 1678 г. собор был распространен с трёх сторон кирпичными пристройками, из которых в южной помещен был придел во имя Святого Александра Невского, северная вошла в состав главного храма, а западная служила папертью. Пристройки эти, как видно из вкладной монастырской книги, были произведены на сумму, пожертвованную настоятелем монастыря архимандритом Викентием.
В стенах церкви для сообщения с новыми пристройками арх. Викентия и папертью было пробито шесть больших арок, - древние узкие окна в церкви и алтарях были заложены кирпичом, и вместо них пробиты новые широкие выше или ниже первых. Оставшиеся между пробитых арок ослабленные части древних стен и внутренние столбы, обремененные накладкой нового верха, трескались и с каждым годом приходили в большую и большую ветхость, так что, наконец, стали грозить падением.
В 1681 г. другим настоятелем архимандритом Варнавою, собственным иждивением, пристроены были к средней главе новая четыре с железными вызолоченными крестами и все пять глав покрыты были тогда черепицей, а в последующее время оставлена опять одна глава, покрытая белой жестью.
Требовалась капитальная перестройка древнего здания, испорченного временем, пожарами и неискусными строителями, а между тем, достаточных средств, для такой реставрации не было, и древняя Рождествено-Богородицкая церковь стояла «пуста без пения» до 1858 г.
В августе месяце 1858 г. Император Александр Николаевич, при посещении Владимира, обратил внимание на жалкое состояние древнего памятника церковного зодчества XII в. и решил пожаловать на возобновление храма 20,000 р. и из сумм Святейшего Синода было пожертвовано 10,000 р. Тогда же был составлен проект реставрации. Затем, когда наличных денег не хватало, несмотря на многие частные пожертвования, Государь Император снова решил пожертвовать из собственных сумм 20,000 рублей и работа быстро начинала продвигаться вперед.
Проект реставрации храма был составлен владимирскими архитекторами Д.А. Карицким и Н.А. Артлебеном, и был «Высочайше одобрен и во исполнение Монаршей воли приступлено было к работам разобрания старого и сооружение нового храма».
В 1859 г. Рождественский собор был разобран и епископом Иустином был заложен новый храм. При этом местные архитекторы в процессе разборки древнего здания внимательно изучили его белокаменные части и построили новый собор в точном соответствии с формами древнего - сделали его модель в натуральную величину.
Наружные стены новосооруженного храма обложены белым камнем. Луковичная глава и крест – медные вызолочены гальваническим способом на гальванопластическом С.-Петербургском заведении Генке и Ко. Иконостас заказан в Москве купцом Игумновым. Иконы писаны художником Степановым. Вещи, принадлежащие храму, как-то: хоругви, паникадило, подсвечники, аналои и прочее исполнено по рисункам. И.А. Артелебена применительно к образцам XII века.
Благодаря знатокам древне-русского зодчества, собор предстал в своем первоначальном виде. В особенности наружный вид его выиграл от блестящей медной главы, вызолоченной гальваническим способом, так что церковь в полном смысле можно назвать златоглавой.
Восточная стена апсиды собора имела мощные кирпичные контрфорсы, свидетельствующие о попытках удержать стены от развивающегося крена.
В 1863 г. строительство было окончено, и церковь осматривал сам император Александр II, вторично посетивший за это время город Владимир.
Храм был освящен преосвященным архиепископом Антонием при многочисленном стечении народа, в присутствии большинства именитых жертвователей. Высокопреосвященный Антоний избрал этот храм и местом своего вечного упокоения.

«Кругом идет стена в 484 саж. длины, до 2 саж. вышины, с 4 башнями. Храм из белого камня такой же формы, как и Дмитриевсикй собор, только белый и с ярко-вызолоченной (чрез огонь) главой; внутри просто, замечательна рака от мощей Александра Невского и икона Знамения, бывшая у последнего в его походах; затем теплая Христорождественская церковь, выходящая на Большую улицу, просторная и изящная, колокольня шатровая в 18 саж. выстроена в 1654 г., из 8 колоколов в самом большом 300 пуд., среди монастыря разведен сад, правее помещение архиерея (основано в 1749 г.), белокаменное 2-х этажное здание с оригинальной крышей (с 2 возвышениями) и с балконом, выходящим в плодовой сад владыки; левее близ холодного храма 2-х этажный каменный дом викарного; каменные кельи ближе к улице; здесь живет до 12 монахов» (Субботин А.П., 1877 г.).

Собор был полностью разрушен в 30-х гг. ХХ века.

В сентябре 1995 г. посетивший Богородице - Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент.
В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл.
21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.
При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма.


Собор Рождества Богородицы и колокольня

Собор Рождества Богородицы. 1995-2004 гг.



Колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Храм-памятник Великого князя Александра Невского. 2006 г.

В северной линии ограды Богородице - Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская церковь была упразднена.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА с трапезной


Христорождественская (крестовая) церковь. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.
Северный фасад (со стороны улицы) двухэтажного каменного здания с тремя двускатными кровлями и главкой на граненом барабане (XVII в. В перестройке 1866, архит. Н.А. Артлебен). По бокам здания - двухэтажные пристройки, несколько ниже церкви, с арочными входами, правый оформлен килевидным арочным фронтоном с главкой (ныне левый вход заложен). К левой пристройке примыкает подобный же фронтон, далее за ним келейный корпус и угловая северо-восточная башня монастыря. Справа - каменная ограда с бойницами.
Перед корпусом группа мужчин; вдоль улицы столбики ограждения.

Церковь Рождества Христова

В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в некоторых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Святой Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской церкви 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский». В описи 1805 г. Рождественской церкви упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи». В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество - Богородицком соборе.
В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архитектора Артлебена Владимирский архиеп. Феофан Затворник освятил церковь 2 февраля 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 декабря 1896 г. состоялось освящение храма. В начале XX в. в Рождественской церкви находилась еще одна памятная рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сентябре 1920 г. имущество монастыря, в том числе «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице - Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 октября 1923 г. попала в Успенский собор. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.

С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице - Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII в.- вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарет, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром,- вклад 1612-1613 г. Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в монастырь 1710 г. (ныне в ГРМ).

С октября 1992 г. богослужения во Богородице - Рождественском монастыре совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова с трапезной - пример представительного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. В первом этаже сохраняются части построек XVII в., в том числе старой надвратной церкви.


Северная стена монастыря

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины, - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота.


Святые Ворота монастыря

Справа Часовня Николая Чудотворца в Рождественском Владимирском монастыре. Слева ворота монастыря.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр - в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Все эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором - филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа - небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей - арочные, частью ложные, со скромными рамками. Эффектны барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части - с очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проемов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних Святых ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.


Мощи Афанасия Ковровского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира

15 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого Афанасия Ковровского, которые 29 октября крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий монастырь Владимира.
Ежегодно на день памяти святителя Афанасия у его мощей, совершаются праздничные торжества.
В монастыре хранятся также частицы мощей святого Александра Невского, прп. Алексия (Соловьёва) и прот. священноисп. Петра Чельцова.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


Церковь Иоанна Предтечи. 2007 - 2011 гг.

В 1694-1695 гг. при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается.

Церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, так как на плане монастыря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице Богородице - Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.

Церковь Феофана Затворника в Рождественском Владимирском монастыре (семинарская).


Домовая церковь Феофана Затворника. Внутренний интерьер.

БАШНИ, ОГРАДА монастыря


Башни монастырской ограды

Монастырская ограда Богородице-Рождественского монастыря со стороны сквера у Планетария

Ограда монастыря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда монастыря с южной и восточной сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700- 1701 гг. часть ограды с северной и западной сторон была отстроена в камне. Каменные северные святые врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской церкви, были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи святых врат в 1637 г. и «в прежних годах»; к 2004 г. росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина монастыря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Восточные ворота монастыря были заложены после выноса мощей святого Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом, святыми князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, великим кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями.


«Восточные ворота Рождествена монастыря». Литография К. Эргота. 1880 г.

Восточные ворота Рождественского монастыря. Современный вид.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ


Рождественский монастырь (архиерейский дом). Фотография. Вид с востока, во дворе. Кукушкин В.Г. 1876 - 1881 гг.
Восточный фасад архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с тремя ризалитами, с кровлями-“колпаками”. Соединен под углом одноэтажной пристройкой с корпусом Христорождественской (крестовой) церкви (XVII в. в перестройке 1866 г., архит. Н.А. Артлебен) - каменным, двухэтажным, с тремя двускатными кровлями и небольшой главкой. К церкви примыкает арка ворот с надстройкой второго этажа. За архиерейским домом видны главки Николо-Кремлевской церкви. Во дворе сад в палисаднике и небольшая немощеная площадь, на ней группы монахов, священников и прихожан.
Надписи. На паспарту наклейка: “Архиерейский дом во Владимире. Дом этот находится в бывшем Рождественском монастыре, основанном в 1191 г.; построен в 1750 г. Епископом Владимирским и Яропольским Платоном Петрункевичем, скончавшимся в 1757 г. С правой стороны дома видна теплая Христорождественская церковь, называемая Крестовою”.

Архиерейский дом. Вид с востока, во дворе. Фотография. Кон. XIX в.
Восточный фасад корпуса архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с кровлями-“колпаками”, с тремя ризалитами, с навесом входа на правом ризалите. Перед домом во дворе сад в палисаднике и немощеная площадь. За домом видна главка придела Николо-Кремлевской церкви.

«Архиерейский дом во Владимире Кляземском». Литография К. Эргота. 1880 г.

В 1748 г. в западной части монастыря построили здание архиерейского дома, впоследствии неоднократно перестраивавшееся. С 1763 г. при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская церковь, очевидно упраздненная после переезда архиерея в Суздаль. В 1828 г. в северной части нижнего этажа была устроена крестовая Троицкая церковь, не действовавшая уже в 1850 г. Еп. Иустин (Михайлов) освятил домовую церковь во имя святого Александра Невского, впоследствии также упраздненную. В архиерейском доме была освящена церковь в честь Всех святых, сохранившаяся до настоящего времени.
Богородице - Рождественскому монастырю и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами монастыря, в частности на территории Владимирского кремля (осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII в., к сер. XIX в. в одном из домов размещалась семинарская больница), гостиница за Ивановскими воротами Владимира (известна с 1701). В 1763 г. близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой церковью во имя свт. Алексия Московского, упраздненный в 1789 г. Загородный архиерейский дом во второй пол. XVIII – сер. XIX вв. находился в с. Добром. Подворье Богородице - Рождественского монастыря в Москве, на Воскресенской ул., в Китай-городе, упоминается во вкладной книге 1690 г. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве два квартала на Рождественской и Софийской улицах.


Монастырский сад


Поклонный крест в память о жертвах сталинских репрессий в Богородице-Рождественском монастыре

30 октября 1993 года у стены в Богородице-Рождественском монастыре был открыт памятный знак в виде креста в память о жертвах политических репрессий. Авторами памятника стали архитекторы В. Константинов, А. Трофимов, В. Миронова, инженер А. Толмачёв, резчик В. Куковицкий. С тех пор в этот день каждый год у этого креста на территории монастыря проходят памятные собрания, организованные обществом «Мемориал» и властями города. Потому что на 30 октября приходится День памяти жертв политических репрессий.
Место для установки этого печального знака было выбрано не случайно. Ведь именно в монастыре располагались в советское время органы ЧК-НКВД, из-за чего упраздненный монастырь стал одним из центров политических репрессий во Владимире.

Приходские и бесприходные приписные церкви:
- Церковь Покрова на Нерли;
- Кладбищенский храм Всех Святых в Улыбышево;
- церковь Николая Чудотворца в с. Семеновское-Красное Суздальского района;
- Скорбященская церковь в Суздале;
Цареконстантиновская церковь в Суздале.

2 мая 2012 г., в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

ВЛАДИМИРСКАЯ СВЯТО-ФЕОФАНОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы (ректор - протоиерей Георгий Николаевич Горбачук), в 1992 г. реорганизованные во Владимирское духовное училище. 9 апреля 1998 г. Священный Синод РПЦ, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) и по докладу епископа Верейского Евгения (Решетникова), постановил преобразовать Владимирское духовное училище во Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию; ректором семинарии был назначен протоиерей Георгий Горбачук. В 2004 г., в дополнение к заочной форме, была открыта очная форма обучения. Вопрос возвращения исторического здания остаётся нерешённым. Семинария размещается в братских корпусах Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира.

Правила приема абитуриентов:

1. Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария - высшее специальноедуховное заведение Московской Патриархии, готовящее священнослужителей дляприходов Владимиро-Суздальской епархии, других епархий Русской Православной Церкви.
2. Срок обучения в семинарии - 5 лет.
3. В семинарию принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет,имеющие среднее или высшее образование (холостые или женатые первымбраком).
4. Поступающие в семинарию подвергаются приемным испытаниям. Правила приемав Семинарию соответствуют Правилам приема в Духовные заведения МосковскогоПатриархата, опубликованным в Журнале Московской Патриархии (№ 4, 2002г.с.с.82-83).
Желающие поступить в Семинарию должны предоставить в канцелярию.
Подробная информация - на официальном сайте Владимирской духовной семинарии http://www.eparh33.ru/Duhovnaya_Seminariya/

Адрес: ул. Б. Московская, д. 68
Ректор: протоиерей Георгий Горбачук.
Правящий архиерей: митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
Телефон: 8 (4922) 42 06 33

Сайт монастыря: http://брм33.рф/


История Владимира.
Князь Андрей Боголюбский.
Князь Александр Невский.
Монастыри и храмы Владимирской области.
Оборонительные укрепления города Владимира.
Владимиpская духовная семинаpия
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь Владимира.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (27.03.2013)
Просмотров: 6284 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016