Четверг, 25.04.2024, 19:42

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Фото Владимирского Успенского собора осенью и летом

Владимирский Успенский кафедральный собор


Начало »»»» Владимирский Успенский кафедральный собор.


Умер епископ Платон 16 апреля 1757 г. Тело его, по определению синодальной конторы, было погребено в Московском Крестовоздвиженском м-ре, по указу Синода, в декабре того же года взято из Москвы и положено во Владимирском Успенском соборе. Погребен под первой аркой (считая от юго-западного угла), образовавшейся из южной стены храма Боголюбского. Погребен был не как прежние святители в каменных гробницах, а гроб его был опущен в землю; над местом его погребения поставлен был каменный монумент, на подобие гроба; на монументе высечены из камня два ангела, осеняющие гроб рипидами; на откоасах верха монумента были изображены принадлежности служения святительского – с одной стороны дикирий и трикирий, с другой архиерейский посох; на левой стороне сбоку была надпись о почившем; монумент этот был поставлен на четырех белокаменных шарах, а над ним поставлена была чугунная плита, на которой масляной краской сделано изображение возлежащих на столе митры, панагии и наперстного креста, а под этим изображением надпись…

Преемником Платона был Антоний из рода царской Грузинской фамилии.

До утверждения в 1764 году штатов, церковный причт собора составляли следующие лица: протоиерей, 2 ключаря, 3 священника, протодьякон, 4 дьякона, 2 псаломщика, 2 пономаря и 8 сторожей. Денежного жалованья или оклада они не получали, а пользовались доходами от принадлежавших Соборному храму вотчин и угодьев. В числе вотчин находились при нем: Владимирского уезда в Клековском стану деревня Головина с деревнями: Вошедиловой, Прокудиной, Душинькиной, Неклюдовой (Раменье), Нечаевой, Богдановкой, в которых по ревизии 1744 года написано 276 душ. Угодьев во владении соборных священнослужителей находилось: пашенной средней земли – 203 четверти с полуосминою, перелогу – 17 четвертей, лесом поросшей – 278 четвертей, а всего пашни, перелогу и лесом поросшей земли – 428 четвертей с полуосминою, да в двух полях по томужь. Сена – 1265 копен, лесу непашенного – 18 десятин, да поверстного непашенного в длину на 6 верст с половиною, а поперег – на 4 версты с половиною же. Но псаломщики, пономари и сторожа в этих угодьях участия не имели, а владели особою землей, которой по писцовым старинным книгам значится: пашенной и лесом поросшей – 27 четвертей без третника в поле и в двух полях по томужь; а кроме того, никаких доходов не имели. Для жительства церковнослужителей дана была земля в Слободке, называемой Боровком, которая находится внизу Успенского девичьего монастыря, близь речки Лыбеди.
Сторожа штатные и сверхштатные жили в слободках: Быковке и Воронцове, на крепостной соборной земле и пользовались некоторыми участками земли при тех слободках. Священнослужители жили в разных местах на соборных землях, в собственных домах.

При отобрании в 1764 году вотчин и прочих угодий, священно-церковно-служителям Собора положен денежный годовой оклад и учрежден штат из следующих лиц: Протоиерей – ему жалованья 60 рублей; Ключарь – ему жалованья 40 рублей; 2 священника – им жалованье по 30 рублей; 2 дьякона – им жалованье по 25 рублей; Протодьякон – ему жалованье 30 рублей; 2 иподьякона – им жалованье по 25 рублей; 2 псаломщика – им жалованье по 10 рублей; 2 пономаря – им жалованье по 10 рублей; 4 звонаря – им жалованье по 8 рублей; 3 сторожа – им жалованье по 8 рублей; Просвирня – жалованье 10 рублей.

13 июня 1767 г., императрица Екатерина II по пути из Казани посетила соборный храм. На том месте, где она стояла за Божественной службой, построен великолепный вызолоченный, резной работы балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена; на верху балдахина утвержден двуглавый орел и также приличные царственному достоинству орнаменты. Балдахин поставлен на двух львах и двух китах; под балдахином поставлено резное золоченое кресло, а над ним на стене сделана позолоченная литтерами следующая надпись:
«Россiянъ мать. Казански страны посещая,
Екатерина имени сего вторая,
Пришла въ сей древнiй градъ,
Къ отраде и утехе верныхъ своихъ чадъ;
Бе жаромъ ревности къ Царю царей пылала,
Пришедъ въ Его сей домъ на этомъ месте стала,
Чемъ веры истинной составила доводъ
И какъ здесь спящихъ свято предковъ Ея родъ
Она молитвы теплы Богу приносила,
Потомъ сей храмъ великолепно украсила,
За темъ на месте семъ созданъ сей монументъ
Да ведаютъ о томъ потомки позднихъ летъ».
Находясь в Успенском соборе, Екатерина II заметила ветхость и бедность украшений. По возвращении в Царское Село, она повелела отпустить 14 тысяч рублей на его украшение, на утварь и облаченья священнослужителей, и в специальном рескрипте от 2 июля 1768 г. на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала:
Преосвященный епископ Павел!
Мы повелели нашей Коллегии Экономии отпустить на возобновление Владимирского Успенского собора и на утварь и на облачение священнослужителям того же храма с излишевством против требуемого Коллегией, то есть четырнадцать тысяч рублей в три года, и через сие имея к Вам доверенность и препоручаем оное строение в особливое Ваше наблюдение, рекомендуя Вам древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
На подлинном, который повешен в золоченых рамах у Царсокго с соборе места, собственной Ею руокй подписано:
«Екатерина.
Iюня 2 дня 1768 года.
Сарское село.»
Но епископу Павлу не суждено было окончить начатые им украшения собора. 9 августа 1769 г. епископ Павел скончался и был погребен в соборе, в правом отделении главного Успенского алтаря. Закончить возобновление и украшение соборного храма суждено было епископу Иерониму (1770-1783 гг.), преемнику Павла.
На отпущенные средства были произведены следующие работы: древний иконостас был заменен новым устроенным в итальянском стиле, устроенным в три яруса, украшенный крупною золоченою резьбою и колоннами всех орденов, с множеством резных ангелов на карнизах. Иконы в нем – итальянской живописи. В верхней части иконостаса помещено резное изображение Господа с державою и скипетром с двумя предстоящими ангелами и множеством херувимов. Из древних Икон в иконостасе оставлены только икона Владимирской Божией Матери, написанная митрополитом Петром. Старые иконы из иконостаса были проданы в 1768 г. в село Васильевское Шуйского уезда Владимирской епархии. Это иконы среднего яруса иконостаса, а также северные и южные двери с изображением архангелов Гавриила и Михаила.
Новые иконы, помещенные в иконостасе Успенского собора, написаны владимирским иконописцем Строкиным в итальянском стиле. Одна из икон, изображающая великомученицу Екатерину, установили против того места, где императрица Екатерина II стояла во время богослужения в соборе. На месте стояния императрицы устроен также резной позолоченный балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена, на верху утвержден двуглавый орел, а по сторонам - орнаменты, приличествующие царскому достоинству. Балдахин установлен на двух львах и двух китах, внутри его находится резное золоченое кресло, с надписью над ним, посвященной пребыванию Екатерины II в соборе.
На противоположной стороне также устроено особое место для предстояния епископам, занимающим Владимирскую кафедру. Верх над епископским местом венчается архиерейскую митрою, а вокруг - резные знаки, приличествующие архиерейскому сану.
Устроены сени над главным престолом, над тремя гробницами святых Георгия, Андрея и Глеба, над гробом митрополита Максима Грека и над плащаницею.
К этому времени стенное письмо собора, выполненное в XII в. греческими зографами и обновленное в 1408 г. Иконниковым и Рублевым, обветшало и уже не согласовалось со стилем, в котором был украшен собор, посему решено было древнюю стенопись закрыть новою в одинаковом стиле с иконами иконостаса.
По всему алтарю написаны были изображения из Евангельской истории, в самом храме по древней стенописи записана была только главная средняя арка под хорами. На ее своде были изображены летающие и трубящие ангелы, а на стенах под этой аркой: на правой стороне - изгнание Спасителем торжников из храма, и на левой - Моисей перед горящую купиною. Все прочее древнее стенное письмо забелено было известью. Собор как бы похоронил под новыми благоукрашениями остатки своего древнейшего украшения.
Преосвященный Иероним, занимавший тогда кафедру, распорядился даже оклады и венцы с древних образов и с царских дверей употребить на переплавку. Сюда же были употреблены золотые и серебряные вещи, лежащие без употребления в ризнице. С ветхих образов было снято серебра 5 пудов, 18 фунтов, 30 золотников и 12 долей (ок. 90 кг.). Из этого серебра сделано было 8 больших лампад к местным образам и праздничный потир, оставшееся серебро было обменено на монету. Так относились тогда к старине, несмотря на рескрипт Екатерины II, где указывалось: «...рекомендую Вам (епископу Павлу) древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
Благоукрашенный Успенский собор был освящен 25 мая 1774 г. При освящении южный придел храма, бывший во имя святого великомученика Георгия, переименован в честь святого князя Глеба, мощи которого находились здесь перед самым иконостасом. Северный придел, называвшийся прежде Благовещенским, а потом Знаменским, посвящен имени святого князя Андрея Боголюбского.
Третий придел, во имя святого великомученика Пантелеимона, обращен в храм святого князя Георгия, а четвертый - священномученика Антипы, находившийся на хорах - упразднен.

22 октября 1771 г. по многочисленным просьбам жителей Владимира, страдавших от моровой язвы (чумы), во Владимир была принесена Боголюбская икона Богоматери из Боголюбова. Так в 1771 году был учрежден ежегодный крестный ход 21 мая из загородного Боголюбова монастыря в Успенский собор, по случаю встречи Чудотворной иконы Божией Боголюбской Матери. С этого времени бывают три крестных хода около всех частей города, а 16 июня – ход по случаю провожания иконы Боголюбской Божией Матери в монастырь.

3 августа 1783 г. скончался епископ Иероним и был погребен в возобновленном и освященном им соборном храме. Место погребения его, по указаниям некоторых, предполагается в недалеком расстоянии (почти рядом) от гробницы вел. кн. Константина Всеволодовича.

При Екатерине, в 1788 году Владимирская и Переславль-Залесская епархии были присоединены к Суздальской, правящим архиереем которой стал бывший владимирский епископ Виктор (Онисимов). Тогда он и переехал в Суздаль.
3 мая 1798 года император Павел I предписал епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору вернуться из Суздаля во Владимир.
При епископе Викторе устроен на престол в главном Успенском алтаре на церковную сумму драгоценный серебрянный и естами золотой, изящной формы, ковчег для хранения св. даров. На ковчеге вычеканена следующая надпись: «сей ковчегъ зделанъ во Владимiрской Успенской соборъ, по благословенiю преосвященнаго Виктора епископа Суздальскаго и Владимирскаго, въ бытность протопопа Иоанна Певницкаго июля 12 дня въ 1796 года, весу во всемъ съ золотомъ пудъ семьдесятъ золотниковъ».

К собору приписана «Владимирская часовня» (на современной Соборной площади), построенная и освященная в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу собора. В 1891 г. эта часовня обращена в церковь; в ней устроен престол в честь священномученика Антипия, в память престола того же имени, существовавшего в Успенском соборе на хорах и упраздненного преосященным Иеронимом в 1774 г.

17 мая 1798 г. император Павел I, возвращаясь из Казани, посетил город Владимир. Находясь в Успенском соборе и приложась с сыновьями своими к нетленным мощам святого князя Глеба, сказал: «дети, молитесь угоднику Божию, впервые в России вижу я столь нетленные мощи».
В 1800 – 1821 гг. на владимирской кафедре был епископ Ксенофонт (Троепольский).

Успенский собор окружен каменной оградой с решеткой, составленной из деревянных копий. Эта ограда устроена в 1802 году вместо ветхой и простирается на 130 сажень. Внутри ее со сторон западной и южной сделаны два широких и высоких входа с деревянными дверями и два небольших входа с северной стороны, примыкающие к самой колокольне с обеих ее сторон.
В 1806 г. белокаменная колокольня XVII в. была повреждена ударом молнии.


Соборная колокольня

Соборная колокольня

По распоряжению епископа Ксенофонта старинная колокольня была разобрана. Немало времени и трудов употреблено было на разборку этого необыкновенно прочного, священного памятника древности, который пощадили и монголы и время. Годный материал употреблен был на новую колокольню. В 1809 г. построена была новая соборная колокольня, когда во Владимире на обстройке нового губернского центра работали хорошие мастера периода классицизма. Вся дорога к собору была устлана белыми камнями. Из старой соборной описи видно, что прежде всех колоколов было 16. Самый большой колокол в 500 пудов 8 фунтов, слит в 1810 году колокольных дел мастером Костромским купцом Синцовым.
Колокольня имеет четыре этажа. В первом, с четырьмя по углам толстыми колоннами, оканчивающимися башенками, находятся обширные входы со всех сторон. Верх этого этажа оканчивается узкою террасою вокруг всей колокольни, огражденною зубчатыми стенками. Со всех сторон второго этажа проделаны большие окна, имеющие вид только верха окон готических. В третьем этаже, украшенном полуколоннами коринфского ордена, висят колокола. Четвертый этаж гладкий и круглый с круглыми окнами.
Самый свод и шпиль покрыт белым железом. Под шпилем находится вызолоченная ложчатая чаша, а вверху два вызолоченные шара: один – большого размера, венчающийся короною и крестом.
Три первые этажа украшены гипсовыми фигурками.


Часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

Вход в Соборную колокольню

В первом ярусе соборной колокольни расположена Часовня Пресвятой Богородицы в честь иконы ее «Достойно есть». Часовня названа так по имени древнейшей и святой иконы Богородицы «Достойно есть», от XI в., известной многими чудесами на всем Православном Востоке и, особенно, в Греции, на святой Горе Афон, где подвизаются более тысячи монахов (в том числе около 50 русских). Святое Предание об этой иконе говорит, что одному благочестивому иноку Афона была открыта небесная песнь Ангелов в честь Пресвятой Девы Царицы неба и земли, начинающаяся словами теперь всеизвестной церковной молитвы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Ангел заповедал творить её всюду и всем.
Настоящая святая икона Богородицы «Достойно есть», что в часовне Успенского собора - нового письма, созданная по просьбе Владимирской епархии и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в келии святого Иоанна Предтечи близ Успенского монастыря в Карее всечестным иноком Евфросином, творившим её во дни Великого поста, с постоянной молитвой к Богородице. Со святой Горы во Владимир икона была доставлена 7/20 мая 2000 г., когда в Церкви вспоминается явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351 г.) и размещена в новоустроенной часовне при Свято-Успенском кафедральном соборе. Такие святые традиции в Церкви живут из века в век. И эта святая икона «Достойно есть» преподаётся всем православным людям, сущим в скорбях земных и болезнях, как святое Божие благословение, как предивный омофр Божией Матери во утешение и на радость духовную в сем земном житии нелегком, но спасительном для будущей вечной жизни.

5 сентября 1812 г. в виду приближения к Москве Наполеоновских полчищ, по пути в г. Муром, во Владимир прибыл архиепископ Московский Августин, сопровождая Владимирскую и Иверскую чудотворные иконы Божией Матери. Св. иконы прибыли в город в момент совершения пр. Ксенофонтом, по случаю тезоименитства Императрицы Елизаветы Алексеевны, Божеств. литургии. По желанию Владимирского Архипастыря святыни были на некоторое время оставлены во Владимире.
8 сентября 1812 г. в праздник Рождества Богородицы был совершен, при огромном стечении молящихся, по городским валам крестный ход с чудотворными иконами Иверской и Владимирской. По окончании литургии народ до позднего вечера не оставлял церкви, молясь перед высокочтимыми иконами об избавлении от грозного врага.
10 сентября 1812 г. Преосв. Августин отправился с Иверской и Владимирской иконами в г. Муром, где и оставался до 20 октября, когда получил приказание возвратиться в первопрестольную столицу, уже совершенно очищенную от неприятеля.
23 октября по пути из Мурома в Москву преосв. Августин с свв. иконами Иверской и Владимирской Божией Матери вновь посетил Владимир, где и пробыл несколько дней.
24 октября чудотворные иконы принесены были с крестным ходом в Успенский собор и благочестивые владимирцы имели утешение видеть в соборном храме вновь после 4-х векового отсутствия великую святыню своей области – чудотворную икону Владимирской Божией Матери, поставленную на время литургии на прежнее свое место, где поклонялись ей отдаленные предки владимирцев. в течение этого и следующего дня толпы народа теснились в соборном храме, стремясь облобызать драгоценные святыни.
25 октября Иверская и Владимирская иконы были торжественно перенесены в Девичий м-рь, 26 октября – в Дмитриевский собор, где был храмовый праздник в честь св. Дмитрия Солунского, 27 октября – в Рождественский монастырь, а на другой день, после литургии, процессия со святыми иконами выступила по направлению к Москве. На протяжении 3 верст, до Казанской церкви в Ямской слободе, чудотворные иконы несли на руках жители города, принадлежавшими к дворянскому и купеческому сословиям.
На память о пребывании икон во Владимирском соборе были сняты с св. иконы Иверской копии, из которых одна, украшенная, сверх серебрянного венца таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, поставлена в соборе.
Епископ Ксенофонт в 1812 году установил крестный ход в день Покрова Пресвятой Богородицы в Вознесенскую церковь из Успенского собора, в память освобождения Москвы от французов.
В 1818-1820-х гг. были устроены и обложены серебром гробницы святых Андрея Боголюбского и сына его Глеба.
В 1820 г. епископ Ксенофонт при выезде своем из Владимира, когда карета владыки поровнялась с Владимирской часовней, по приказанию его остановилась, «он вышел из кареты и, помолившись перед иконой Богоматери, наклонился, взял горсть земли у крыльца часовни и, завязывая в платок, промолвил: «эту землю попрошу бросить на гроб мой, когда положат меня в могилу,- заплакал и с трудом подсажен был снова в карету» (Влад. Епар. Вед. 1874 года № 8, 1820 г. стр. 409).

В 1834 г. Владимирский Успенский собор посещал император Николай I, в 1837 г. - наследник престола, впоследствии император Александр Николаевич, в 1845 г. – герцог Максимилиан Лейхтенберский.

Предание говорит, что от Собора к реке Клязьме был подземный ход или тайник. В 1848 году, когда рыли песок там, где на восточной стороне Собора прорыта дорожка для съезда к мастерским строениям Гарнизонного батальона, сажень на пять или на шесть ниже основания Собора, обрыты гладкие большие плиты из красного камня, вроде шифера, какого до сих пор не находили ни в городе, ни вблизи него. Плиты положены плотно наподобие свода, под которым заметно осыпается песчаный грунт. Не этот ли подземный ход?..

В 1850 - 1863 гг. епископом Владимирским был Иустин (Михайлов).
При епископе Иустине соборный храм посещали в 1850 г. Государи вел. князья Николай и Михаил Николаевичи, а в 1856 г. – Николай и Евгений Максимилиановичи, князья Романовские, герцоги Лейхтенбергские.

В 1852 г. была сооружена новая гробница для святых мощей Великого князя Георгия. Гробница была сооружена из чистого серебра, которого было употреблено 2 пуда 30 золотников, на пожертвования от всех сословий населения города. Перед гробницей была повешена золотая лампада, пожалованная Великим князем Константином Николаевичем и его супругою Александрой Иосифовной, по случаю рождения великой княжны Веры Константиновны.

Во время войны 1853-1856 гг. Иустину часто приходилось напутствовать своими молитвами и благословением в соборном храме воинства. Владимирское ополчение от рук Владимирского архипастыря принимало и освященное знамя свое: от него же принимало оно в благословение и благодатное сопутствие и Владимирскую икону Богоматери, которая в рядах ополчения была путеводительницей Владимирским ратникам до конца войны. По окончании войны, когда ополчение возвратилось в город, возвратило оно в кафедральный собор и сопровождавшую его св. икону Богоматери. На иконе была сделана надпись: «Всемилостивая Владычица Пресвятая Богородица! Приими под державный покров Твой православную рать, вооружившуюся крестом Сына и Бога Твоего, для защиты веры, царя и отечества, от нападения гордых и несправедливых врагов их. Сею святою иконою, от имени православной церкви, благословил Владимирскую дружину Государственного ополчения Иустин, Божиею милостию епископ Владимирский и Суздальский. Во Владимире в лето от Р. Х. 1855 в 22 день месяца Маия».
Под иконой Владимирской Божией Матери уставлена в одной киоте икона Успения Богородицы и внизу киоты вычеканена следующая надпись: «иконы сии Государственное подвижное ополчение Владимирской губернии в 1855 г. при молитвах св. церкви, в знамение небенаго благословения, приняло от пресвященных Филарета митрополита Киевского и Иустина епископа Владимирского. Украшены и поручены Владимирскому собору для хранения Гг. офицерами и ратниками Владимирского ополчения в 1856 г.».
В 1858 г. 4 июля в соборе в день памяти св. вел. князя Андрея Боголюбского состоялось празднование семивекового существования соборного храма и торжество семисотлетия Владимирского великокняжества.
В 1858 г. 24 августа Успенский собор посетил император Александр II вместе с супругой Марией Александровной, дочерью Вел. княжной Марией Александровной и наследным принцем Виртембергским. В соборе их встречал епископ Иустин.
В 1861 г. Владыка встречал у своей кафедры 8 августа цесаревича и вел. князя Николая Александровича.

Первые попытки по раскрытию фресок Андрея Рублева были сделаны археологом Солнцевым в 1859 г. Он открыл фреску «Лоно Авраамово» и часть древних орнаментов.

Теплый храм прежде был устроен в юго-западной части собора, в Всеволодовой пристройке. Длина его была от западной стены 7 сажень, ширина во всю ширину пристройки. Над этим приделом был сделан кирпичный свод, были заложены кирпичем и устроенные из Андреевского собора выходы в пристройку. Для входа в этот придел были устроены две однопольные двери – одна вблизи западной стены собора, а другая вела в сам алтарь. Печь была устроена в юго-западных вратах храма, находящихся в западной стене Всеволодовой пристройке на правой стороне, позже находившаяся внутри юго-западного контрафорса, где помещалась соборная сторожка. Храм нагревался двумя теплопроводными душниками из печи. Храм этот был первоначально в честь св. Пантелеймона, а 25 мая 1774 г. при освящении собора после его возобновления и украшения епископом Иеронимом, переименован в честь св. благоверного князя Георгия. Над сводами этого храма находилась кладовая, в которой стояло несколько больших дубовых, окованных железом, сундуков с старыми священными вещами и в которую вход был сверху через люк, устроенный в самом юго-западной углу большого храма – на хорах. Иконостас здесь был самым бедный без всяких украшений, но в нём был древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с его гробницы. В помещении алтаря этой церкви находились гробницы епископов: Луки, Серапиона и Феодора, а вне алтаря: епископов Симона и Митрофана. Этот теплый придел был разобран и упразднен в 1864 г.


Гергиевский придел Успенского собора

Заботясь о благоустройстве соборного храма, Иустин внутри собора распорядился устроить чугунные – баллюстраду перед иконостасом и винтовую лестницу на хоры, взамен прежде бывших деревянных, а осознав неудобность для свершения богослужения в зимнее время в малой теплой, внутри собора, церкви, он устроил в 1860 г. крытую галлерею, соединяющую собор с колокольней, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галлереи был устроен новый теплый храм с престолом в честь великого князя Георгия. Этот новоустроенный храм был освящен 15 октября 1860 г. во имя Святого Благоверного князя Георгия. В 1862 г. был освящен малый придел в честь Архангела Михаила в нижнем этаже колокольни при входе в теплый собор.
Хотя строители пытались использовать в его обработке детали древнего собора - колончатый пояс и пр., они создали лишь очень безвкусную и ремесленную грубую подделку.
В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не было устроено отопление в Успенском соборе в 1885 г.

В 1863 – 1866 гг. епископом был Феофан Затворник (Говоров), подвижник благочестия, одаренный проповедник, часто совершал богослужения в Успенском соборе. В 1988 г. причислен к лику святых.
В 1866 - 1878 гг. архиепископом был Антоний (Павлинский). При нем в 1871 г. вокруг Успенского собора соорудили ограду с железными решетками, а за оградой Странноприимный дом. В 1889 г. Странноприимный дом был расширен.
В 1878 – 1892 гг. архиепископом был Феогност (Лебедев).
Наружный вид собора тогда был в не лучшем состоянии. Колонны его и полуколонны были полуразрушены, и рельефные на стенах собора изображения некоторые сбиты, а иные замазаны несколькими слоями извести. На место узких, продольных окон, во многих метсах, устроены были большие широкие окна, исказившие Византийскую архитектурную красоту, а на белокаменных арках и даже на сводах собора, для удобного покрытия его на четыре ската, сделаны были массивные кирпичные надстройки, изменившие вид собора и производившие своей тяжестью давление на здание. Находившиеся под кровлей верхние арки собора, построенного Андреем Боголюбским, были в полуразрушенном состоянии; пять соборных трибунов закрыты были почти на целую половину кровлей собора, и окна в них под крышей заложенв были кирпичем; все украшения трибунов, высеченные из камня, частью сбиты и повсеместно были повреждены; на трибунах были устроены массивные главы в форме луковиц. Четырехугольные главы были покрыты железом, а средняя глава красной позолоченной медью. Медь эта от продолжительного времени была, в верхних частях главы, проржавевшей и худой. Кресты на всех пяти главах едва держались от ветхости. Четыре огромные контрафорса, приложенные к углам собора, были также изветшавшими и представляли неприглядный вид.
Живопись, которой был украшен главный алтарь в 1768-1774 гг., кроме того, что не соответствовала древности собора, во всех трех отделениях алтаря, пришла в совершенную ветхость; в самом храме отделение его под хорами покрыто было масляной краской, и надписаны были на своде четыре летающие Ангела; на своде в юго-западной части, под хорами имелись, открытые в 1859 г. академиком Солнцевым, лицевые изображения Авраама, Исаака и Иакова и на нижнем своде, на северной стороне, открытые тем же академиком, орнаменты; затем, во всех остальных своих частях, храм внутри везде покрыт был известью, которая от сырости, особенно в придельных алтарях, непрочно держалась и осыпалась. На столпах и стенах храма не было священных изображений. Погребальные комары, находящиеся в стенах храма, в которых положены в белокаменных гробницах тела Вел. князей, княгиньи святителей, кроме одной, заложены были кирпичем и заштукатурены.


Успенский собор. Вид с востока. Кукушкин В.Г. 1876–1882 гг. Восточный фасад белокаменного собора (1158–1161, 1185–1189) до реставрации 1888 г. – с кирпичными, покрытыми побелкой контрфорсами на южном и северном углах (1708); с двумя ярусами окон на апсидах (нижние и окно на северном контрфорсе – 1708); с железными темными кровлями – четырехскатной на четверике, луковичными на главах, коническими на апсидах (1725–1734); с водосточными трубами; без трубы калориферного отопления вдоль северного фасада (1882). Во всех окнах, включая барабаны глав – железные решетки. Средняя глава более пологой формы. Справа виден северный фасад, часть теплого Георгиевского придела (1862, архит. Н.А. Артлебен) с печной трубой и угол здания Присутственных мест (1790, архит. К.И. Бланк).
Перед собором и приделом ограда в виде высокого каменного цоколя со столбами и ажурной металлической решеткой (1865, 1873). Слева, между столбами, виден верх южных ворот (1802; ограда и ворота разобр. в 1931).
На переднем плане неровный грунт, покрытый травой, с тропинкой у здания Присутственных мест.

Успенский собор до реставрации

Высокопреосященнейший Феогност, с самого вступления на Владимирскую кафедру, был озабочен печальным состоянием кафедрального собора, который крайне обветшал и вследствие разных наслоений и изменений, пристроек и надстроек, совершенно утратил первобытную красоту и величие внутреннего и наружного вида. В 1879 г. начались работы по реставрации собора местными силами.
В 1880 г. закончено благоукрашение главного алтаря, в 1882 г. приведены были в надлежащее положение и гробницы Великих князей и святителей, покоящиеся были покрыты пеленами. Когда была очищена гробница вел. кн. Георгия, то оказалось, что не только плита на гробе была разбита, но и у самого гроба, в возглавии, правая сторона была повреждена. Через отверстие в плите, находившееся на самой середине, видно было в гробе много костей, сложенных в беспорядке. На гробе князя Бориса Данииловича плита оказалась также разитой; только середина ее была цела, а с обоих концов положены были, не подходящие к ней по размеру и совершенно не притесанные, белые камни, грубо примазанные известкой. При приведении поврежденной плиты в надлежащее положение видно было, что весь белокаменный гроб, почти до самого верха, наполнен человеческими костями. На гробницах епископов Симона и Митрофана, плиты оказались поврежденными на самой середине лицевой стороны гроба и заложенными, грубо примазанными известью, осколками камня. В 1882—1884 гг. проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублева. Работы по раскрытию фресок возложили на пользовавшегося большой известностью палехского иконника-реставратора Н.М. Сафонова. В 1882 – 1891 гг. он обновлял росписи, расписывал собор. Ему удалось установить наличие композиции «Страшный суд святых» в арках и много других фрагментов. В это время были сделаны кальки и акварели со всех открытых стен, отмечены утраты, все это послужило исходным пунктом во время реставрационных работ 1918 г. В 1891 г. он вернулся в Вязники, где в 1892 - 1894 гг. расписывал Казанско-Никольский собор.
В мае 1887 г., с Высочайшего соизволения и с разрешения Св. Синода, было приступлено к работам по наружной реставрации собора, которые были окончены в августе 1891 г.: луковичные главки были заменены более аутентичными шлемовидными (Великую опасность представляла разборка глав, стропила которых, устроенные из соснового дерева, сгнили при основании. Только неустрашимые владимирские кровельщики могли решиться приступить к снятию изветшавших глав.), были восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, с запада был пристроен новый притвор, были открыты, заложенные контрафорсами, две двери с правой и левой стороны западных входных врат. Реставрацию проводили И.Е. Забелин, А.М. Павлинов, В.К. Трутовский и др. Белый камень привезли со вновь открытых каменоломен в селе Георгиевском, Меленковского уезда. Все трещины в стенах были пробраны и залицованы новым камнем; таким же камнем были заменены и изветшавшие камни. Все полуколонны, колонки, киоты и другие разнообразные украшения восстановлены согласно с уцелевшими первоначальными остатками. Восстановление украшений было ведено с тщательной осторожностью, так что в тех местах, где можно было осавить хотя некоторую часть из первоначальных украшений, оставляема она была на своем месте, и только делаемы были дополнения к ней нового камня.
Археологическим Обществом рекомендовано было стянуть собор поперек железными связями. Надлежало для этих связей в некоторых местах просверливать каменную кладку на протяжении несколько аршин. По исправлении всех ветхостей в стенах и по восстановлении всех украшений реставраторы, убедившись, что собор стоит прочно и что, после укрепления его железными связями, не оказывает ни малейшего движения, с согласия Археологического Общества, отняли от углов собора и контрфорсы. При отнятии контрафорсов ясно было видно, что они не поддерживали соборного здания. Между ними и соборои была некоторая пустота. Очевидно, что контрафорсы, при своей массивности, сделали осадку и стояли отдельно от собора, не поддерживая его. Некоторые контрафорсы даже имели забутовку без заливки, и при разборке сами собой рассыпались. За контрафорсами было открыто несколько, заложенных кирпичем, окон – и над поясом собора и ниже его, а в западной стене обнаружились еще две двери, которые прямо вели в Всеволодские пристройки. Около этих дверей сохранились и все обводы с вырезанными на них украшениями.
По окончании работ, были отняты леса, и вся возвышенность вокруг собора была очищена от навалившегося за время построек мусора. От Большой улицы до собора разбита, выровнена и вымощена широкая площадь, делающая вид на собор несравненно более открытым, чем было до этого времени. От бульвара площадь была отгорожена довольно красивой решеткой.


Соборная площадь. Мелехов Я.Я. 1891-1901 гг. Вид с севера.
Справа - здание Городской Управы.

К назначенному торжеству освящения собора во Владимир из Нижнего Новгорода прибыли – Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский и с ним протоиерей и протодиакон Нижегородского кафедрального собора, из Москвы – настоятель ставропигиального Симона монастыря архимандрит Андрей и настоятель Знаменского монастыря архимандрит Сергий. Из уездов Владимирской епархии прибыли архимандриты – Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Досифей, Переславского Данилова монастыря Модест, Флорищевой пустыни Антоний, Юрьевского Архангельского монастыря Владимир, и настоятель Лукьяновой пустыни игумен Иероним, многие протоиереи и священники. Из Москвы и Нижнего Новгорода прибыли уполномоченные представители разных оффициальных учреждений и обществ. От Московской Духовной Академии явился заслуженный профессор Н.И. Субботин,- от Императорского Московского Археологического Общества товарищ председателя Коммиссии по сохранению древних памятников К.М. Быковский и члены И.Е. Забелин, А.В. Орешников и И.В. Цветаев,- от Императорского Российского Исторического Музея товарищ председателя Музея г. Забелин и хранитель Музея г. Орешников,- депутация от Общества хоругвеносцев Московского Большого Успенского собора и Архангело-Михайловского собора, депутация от Общества хоругвеносцев Московского кафедрального, во имя Христа Спасителя, собора. Явилось из Москвы не мало известных лиц и не в качестве депутатов, а по своему личному желанию принять молитвенное участие в торжестве.
28 сентября в 3 ½ часа по-полудни звон на соборной колокольне возвестил о наступлении ожидаемого торжества. В 4 часа соборным духовенством была отслужена в Георгиевском приделе малая вечерня с повечерием. В 5 час. духовенством были освящены две новые хоругви, ради настоящего торжества, принесенные в дар Владимирскому собору от Общества хоругвеносцев Московского кафедрального, во имя Христа Спасителя собора. Звон, между тем, безостановочно продолжался на соборной колокольне, привлекая к собору все более и более народа.
К 6 час. собралось в кафедральный собор духовенство, имевшее участие в служении здесь всенощного богослужения; явился Архиерейский хор певчих в полном составе. Наполнившие соборный храм богомольцы были местные и прибывшие на торжество иногородные представители разных классов общества, начиная с лиц высокопоставленных. В 20 мин. 7-го часа прибыли в собор Преосвященный Нижегородский Владимир и викарий Владимирский Преосвященный Александр. Через 10 мин. прибыл Феогност, и тотчас же началось всенощное богослужение. Высокий и обширный соборный храм был богато освещен внутри и изящно иллюминован снаружи; особенно красиво была освещена лицевая сторона соборной колокольни. Всенощное богослужение в соборе окончилось в одиннадцатом часу. Во всех городских церквях в этот день также было совершено всенощное богослужение по звону в 6 часов.
День торжества (29 сентября 1891 г.) начался совершением двух ранних литургий в кафедральном соборе, из которых одна, начатая в 5 час. утра, совершена была в приделе св. Андрея, другая, начавшаяся в 6 час., в Георгиевском приделе. В 8 час. утра начался на соборной колокольне звон к водоосвящению, которое совершено было соборным духовенством. В это же время начался звон к литургии при всех градских церквях. С прибытием в кафедральный собор Высокопреосвященнейшего архиепископа Феогност а (в 9 ½ час.) началась здесь поздняя литургия, которую совершал ладыка Феогност в сослужении Преосвященнейшего Владимира и Преосвященнейшего Александра, восьми архимандритов, пяти протоиереев, одного игумена и двоих протодиаконов. За литургией в наполненном до тесноты соборе находились: Владимирский губернатор и городские власти, высокопоставленные и почетнейшие лица из других городов, представители разных учреждений и обществ. Литургию пел полный архиерейский хор певчих. К концу литургии явилось в соборе все градское духовенство для участия в совершении молебна и в священной процессии с св. мощами Угодников вокруг собора... Чудотворная икона Божией Матери была вынута из кивота двумя диаконами и передана назначенным нести ее священникам, а затем четырьмя диаконами были поставлены на особо приготовленные подъемы, в последовательном порядке, гробницы с святыми мощами Благоверных Великих князей и переданы назначенным для несения их о.о. архимандритам, протоиереям и иереям, которые подняли их на свои рамена.
Продолжая молебное пение, крестный ход с иконами и св. мощами вышел из западных врат собора и, по прочтении молитвы на обновление храма, когда стены собора были окраплены св. водой, направился вокруг собора в следующем порядке: впереди хоругвеносцы несли фонарь и запрестольный крест, за ними шел ключарь собора; затем хоругвеносцы с хоругвями, псаломщики городских церквей по два в ряду, певчие Архиерейского хора по два в ряду, священники городские и многие прибывшие из епархии по два в ряду… У южных врат собора шествие остановилось и священная процессия заняла места в назначенном по росписанию порядке… Затем шествие продолжалось в прежнем порядке, с молебным пением до восточной стороны соборного храма, и ход остановился в назначенном порядке против Успенского алтаря… После того шествие продолжалось до северных врат собора… Во время шествия до западных врат собора пропет тропарь Боголюбивой Божией Матери. Когда ход остановился у западных врат, соборным диаконом прочтено было «трисвятое»… Во время шествия хода вокруг собора при всех городских церквях производился звон. Количество народа, бывшего на торжестве во время крестного хода, не менее 20 тыс., и вся эта масса имела в руках зажженные свечи. Воспитанники духовной семинарии стояли в линию с северо-восточной стороны собора, а против них воспитанники духовного училища; воспитанники мужской гимназии стояли, также в линию, с юго-западной стороны собора.
Феогност благословил иконами соборного старосту В.А. Егорова и губернского инженера И.О. Карабутова, как главных деятелей по наружной реставрации собора.
30-го числа в соборе была совершена литургия Преосвященнейшим Александром, после которой им-же была совершена панихида. На панихиде поминались имена всех, погребенных во Владимирском Успенском кафедральном соборе, державных князей и святителей.

Собор пользуется % с капитала в 1,150 руб.; кроме сего получается из государственного казначейства ежегодно 300 руб. на устройство церковной ризницы.
Причта в соборе по штату положено: настоятель, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика. На содержание причта получается из госуд. Казначейства 2,303 руб. и % с билетов, положенных разными лицами на вечное поминовение, до 300 руб. в год. Кроме сего с усадебной земли, находящейся в разных местах, около 30 руб. в год; планы и писцовые книги на эту землю имеются. Церковных домов для причта нет.
Странноприимный дом содержится частью на средства благотворителей, а частично на % завещанного разными лицами в пользу его капитала в 11,100 руб. Здесь в особом зале постоянно совершается чтение псалтири и поминовение почивших в соборе князей и святителей.
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./


В 1892 - 1904 гг. архиепископом был Сергий (Спасский), видный богослов и агиограф, автор известного научного труда «Полный месяцеслов Востока» в двух томах. Погребен в 1904 г. в Успенском соборе.


Успенский собор. Вид с запада. 1906–1909 гг.

Западный фасад белокаменного Успенского собора (1158–1161; 1185–1189) после реставрации 1888–1891 гг.: без контрфорсов, с позакомарным покрытием и шлемовидными главами (средняя позолочена, боковые покрашены светлой краской), водометами, неширокими ажурными подзорами.
На переднем плане часть Пушкинского бульвара и памятник А.С. Пушкину – изящный бюст на призматическом постаменте (1906–1907), посреди цветочной клумбы, окруженной невысокой фигурной решеткой и скамейками.


Успенский Собор с восточной стороны. Прокудин-Горский 1911 г.

Город Владимир. Вид на гору с Успенским собором с Заречной стороны. Прокудин-Горский 1911 г.

Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ)

В 1904 г. на древнюю Владимирскую кафедру назначен епископ Вятский и Слободской Никон, известен своей семилетней деятельностью в должности ректора Владимирской Духовной семинарии.


Фото автомобильного кортежа Императора Николая II, прибывшего к Успенскому собору во Владимире 16 мая 1913 г.

В 1917 - 1922 гг. в соборе совершал богослужения митрополит Сергий (Страгородский), будущий Всероссийский Патриарх.


Здание Причта Успенского собора
Улица Б. Московская, д. 47

Здание Причта Успенского собора было построено в 1910 г. Архитектор - Яков Ревякин. Дом для причта строился со всеми удобствами — с водопроводом, электричеством. Вокруг строительства дома возник настоящий скандал. Городское общество было возмущено тем, что епархия готова потратить большую сумму на строительство жилья для служащих Успенского собора, тогда как в неважном состоянии находился сам собор. Спорили и в городской думе. Дошло до того, что дума отказала бесплатно подавать воду к новому дому, о чем просили церковнослужители. Вплоть до 1915 года звучали требования вернуть потраченные суммы, потому что на стройку дома причта ушли и деньги, предназначенные на «благоустроение» Успенского собора. После революции в здании были и жилые квартиры, и разные конторы.

В XX в. неоднократно проводились укрепительные, профилактические и реставрационные работы, укреплена и промыта фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 г., позолочен центральный купол.
Летом 1918 г. сразу после создания Всероссийской реставрационной комиссии во Владимир была направлена экспедиция в составе историков, искусствоведов, архитекторов, мастеров-реставраторов, фотографов под руководством И.Э. Грабаря. Необходимость реставрационных работ объяснялась тем, что настенная живопись местами растрескалась и начала шелушиться. Поэтому был произведен ряд работ по укреплению и изучению красочного слоя. Фрески Андрея Рублева расчищал И.Э. Грабарь. Под его руководством учеными была проведена большая работа по расчищению и укреплению фресковой живописи XII – XV вв. от более поздних записей.
В 1925 г. П.Д. Барановский производил осмотр собора, отметил неудовлетворительное состояние фресок (плесень, копоть).
В 1927 г. собор был окончательно закрыт для богослужения, в соборе был организован церковный подотдел Владимирского исторического музея.
В 1931 г. отмечено катастрофическое состояние фресок. В 1931 г. утрачены металлические части ансамбля Успенского собора (переданы в лом 2 пушки, находившиеся около собора, колокол, решетки из собора, колокольни, ограда, чугунные плиты собора). В 1936 г. колокольню приспособили под парашютную вышку, в сентябре 1936 г. разобрана каменная лестница у западной стороны Успенского собора.
В 1938 г. в соборе создана антирелигиозная выставка.


Антирелигиозный отдел Владимирского музея

С 1926 по 1944 гг. Успенский собор был в руках государства, связан с деятельностью музея.
Во время войны Сталин вынужден был воспользоваться даже духовным ресурсом православной церкви, и политический террор в отношении священников смягчился. Стали вновь открываться храмы.
7 апреля 1944 г., в день праздника Благовещения, состоялось освящение Успенского собора, который был закрыт для богослужений в 1927 г.
Во Владимир в 1943 г. из заключения вернулся священник Сергий Фестинатов. Именно он фактически добился, чтобы главный собор Владимира снова стал действующим.
Когда он был назначен настоятелем Успенского собора, отец Сергий обратился с письмом к Сталину, и получил согласие. Не последнюю роль сыграло видимо то, что Сергий Фестинатов организовал сбор средств на вооружение для Красной Армии – на танковую колонну. Вскоре после возобновления богослужений в Успенском соборе, отец Сергий принял монашество с именем Онисим и 27 августа 1944 г. стал епископом Владимирским и Суздальским.
Он продолжал сбор денег на военную технику, за что получил новые благодарственные телеграммы от Сталина, причем эти телеграммы вывешивали на специальном стенде при Успенском соборе.
В 1951 - 1954 гг. на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления.
В 1951 - 1954 гг. на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления.
В 1950-е, 1970-е гг. П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи в соборе.
В 1951 г. реконструировали каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было.
С 1917 по 1960 гг. в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства.
Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей.
Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 гг. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981 - 1982 гг. В 1960 г. в алтарной части собора были открыты новые фрески.
К 800-летнему юбилею собора в 1958 г. реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.
В 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей.
В 1974 - 1982 гг. проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в., вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры.
Центральный купол и шпиль Успенского собора реставрировались перед 850-летним юбилеем г. Владимира. Работы велись силами Владимирской реставрационной мастерской (СНЭРПМ), руководимой А.П. Некрасовым, лауреатом премии РСФСР по архитектуре.
С 1965 г. применяется комплексный метод исследования живописи Рублева, от общего режима до установления видов повреждений стенописи, Даниил Черный и Андрей Рублев расписывали соборы Москвы, Владимира, Троицкого посада, Звенигорода и др. В результате исследований за старинным иконостасом были найдены новые фрески, фрагменты XII в., были изготовлены копии этих фресок пред закрытием их иконостасом. Полы собора выстланы чугунными плитами, покрытыми слоем графита и бокситной смолы. Реставрация фасадов включала следующие работы: счищался слой пыли и копоти, цемент удален, трещины затирались белокаменной крошкой, на очищенную стену наносили укрепительный слой смолы, который предохраняет камень от разрушения.
6 июля 1983 г. в Успенском соборе впервые по благословению Патриарха Пимена в праздник Владимирской иконы Божией Матери совершено церковное торжество в честь собора Владимирских святых.
В 1988 г. совершились церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые возглавил Святейший и Блаженнейший Каталикос всей Грузии Илия II.
В 1990 г. в Успенском соборе отмечались церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской земли. В ноябре 1990 г. в Успенском соборе была совершена хиротония во епископа Владимирского и Суздальского архимандрита Евлогия (Смирнова) Святейшим Патриархом Алексием II.
24 - 26 июля 1991 г. в Успенском соборе находилась великая святыня Русской земли – мощи преподобного Серафима Саровского, перенесение которых совершалось из Москвы в Дивеево через древний град Владимир. Сопровождал перенесение мощей из Богоявленского собора Москвы Святейший Патриарх Алексий II.
В мае 1993 г. Успенский Собор посетил и молился в нем Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III.
В 1994 г. группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела).
В октябре 1999 г. у стен Успенского собора установлен и торжественно освящен Юбилейный Поклонный в ознаменование грядущего 2000-летия Рождества Христова Крест. Изготовлен Союзом российских кузнецов и установлен на постаменте из белого камня.


Поклонный крест 2000-летию Рождества Христова около соборной колокольни

В 2000 г. установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области. В 2003 г. этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5-тонным, поднят специалистами Владимирского электромоторного завода, который стал одним из активных дарителей при сборе народных пожертвований на отливку колокола.
10 октября 2007 г. во Владимир привезена частица мощей Александра Невского, прошел крестный ход от Золотых ворот в Успенский собор, где был совершен молебен.
В 2008 г. отмечалось 850-летие Успенского собора и 600-летие храмовых росписей преподобного Андрея Рублева, прибыли митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, гости из-за рубежа. Крестный ход прошел от Золотых ворот к Успенскому собору, у памятника св. равноапостольному князю Владимиру и свт. Федору после богослужения состоялся концерт хора «Распев».


Святые Ворота Успенского собора

В 2009 г. проведена реставрация белого камня Успенского собора.

Используемая литература:
- С.В. Заграевский НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Продолжение »»»»» Экспозиция «Интерьер Успенского собора».

Город Владимир.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (29.01.2013)
Просмотров: 3910 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024