Пятница, 29.03.2024, 10:31

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир после татаро-монгольского нашествия

История Владимира после татаро-монгольского нашествия


Взятие Владимира монголами. Миниатюра из русской летописи

Возвращение князя Ярослава Всеволодовича во Владимир после нашествия Батыя.
Миниатюра из «Казанского летописца». XVI в

В 1238 г. ставший великим князем Ярослав Всеволодович обосновался во Владимире и отсюда начал деятельность по восстановлению княжеской власти и опустошенных городов и сел.


Ярослав Всеволодович, великий князь владимирский

В 1239 г. во Владимире было уже возможным произвести торжественное погребение павшего на Сити великого князя Юрия Всеволодовича, тело которого было перевезено из Ростова и встречено во Владимире множеством бояр и слуг. В дальнейшем указания на официальные церемонии во Владимире встречаются довольно часто — под 1248, 1249, 1250, 1252 г. и другими годами, что косвенно указывает на восстановление жизни в городе уже в первые годы после батыева нашествия. Когда в 1293 г. «Дюденева рать» вновь взяла Владимир, в городе были уже опять значительные богатства; по свидетельству летописи, татары тогда «церкви пограбиша, и дно чюдное медяное выдраша, и книги, и иконы, и кресты черные, и сосуды священыя, и всяко узорочье пограбиша». Несомненно, что сохранение Владимиром положения официального церковного и политического центра весьма способствовало восстановлению и развитию города.

С 1252 по 1263 гг. во Владимире княжил Александр Ярославич Невский. В своё княжение он старался загладить следы последнего татарского погрома в городе. В это время князь Александр старался улаживать все проблемы с Ордой мирным способом; в одной из таких дипломатических поездок в Орду он заболел и, на обратном пути, умер. Тело Александра Невского привезли во Владимир, где его встретил митрополит Кирилл, который в своё время встречал Александра Ярславича, въезжавшего в город на княжение, пожалованное ему Сартаком. Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре. Лишь при Петре I его прах был перенесен в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербург.

Димитрий Донской превратил великое княжение в «отчину» московских князей, хотя формальное значение Владимира, как стольного города, сохранялось и позже. Город продолжал расти, несмотря на опустошения от мора 1364 и 1419 гг., вторжения отряда тохтамышевой рати в 1382 г. и других бедствий.
Хан Тохтамыш, в отместку за поражение русскими Мамая на Куликовом поле в 1380 г., не только разорил и сжег Москву, но той же участи подверглись от его рук и окрестные города и селения, "распусти (Тохтамыш) силу татарьскую по земли руской воевати княжение великое ови (одни) исшедше к Володимерю и много людей посекоша и в полон поведоша... а иную рать послал в Переяславль" ( см. ПСРЛ, т. IV , СПб., 1848, стр.89 ).

В 1410 г. татарам, приведенным нижегородским князем Дмитрием Борисовичем, удалось внезапно напасть на Владимир. И снова сообщение летописи о разграблении города говорит о больших материальных ценностях. Татары «многое множество злата и серебра вземше», «не има порт, ни иного ничтоже, но токмо златое и серебреное, и кузни многое и безчисленное поимаша множество, а денги мерками делиша между собою». Позднее татары не раз пытались вновь направить свои удары на этот богатый город в 1421, 1445, 1448 гг.
О размерах Владимира к кон. XV в. можно судить по сообщению о пожаре 1491 г., когда сгорело 9 церквей «во граде» и 13 церквей на посадах. По-видимому, тогда же были уничтожены и городские укрепления, так как в следующем 1492 г. по приказу великого князя в течение двух месяцев был срублен новый деревянный город. Основываясь на рассказах русских послов в Вене, князя Ивана Ярославского-Засекина и дьяка С.Б. Трофимова, венский епископ И. Фабр в 1526 г. написал даже, что Владимир имеет «равную величину с Москвой». Это, конечно, преувеличение, но Герберштейн, побывавший в России сам, отметил, что Владимир — «большой город с деревянной крепостью». В этом большом и богатом городе развивались ремесла. Выше уже были отмечены сообщения источников о наличии во Владимире XV в. нескольких посадов, но нет оснований сомневаться в развитии владимирского посада и в более раннее время. Владимирская писцовая книга 1510 г. прямо указывает на церковных ремесленников, живших на владимирском посаде и работавших на митрополичий дом, который владел дворами в городе (грамота 1404 г.). Конечно, далеко не все церковные ценности, хранившиеся во владимирских храмах, были сделаны местными владимирскими ремесленниками, так как значительная часть этих ценностей поступала в виде вкладов. Но несомненно и то, что в стольном городе было немало своих мастеров, трудом которых возводились и ремонтировались храмы и княжеские дворцы и создавались большие материальные ценности, в том числе и те многочисленные золотые и серебряные изделия, которые становились добычей татар. Сохранилось большое количество произведений владимирских ювелиров и других ремесленных мастеров XIV-XV вв.; серебряные и медные крестики, привесные крестики из малахита, яшмы и агата, золотой потир XV в., шитая шелком и золотом плащаница XV в. и другие предметы царского обихода. Имеются также царские врата XIV в., украшенные искусной резьбой. В период 1410-1431 гг. был сделан искусный серебряный оклад икон, что указывает на ювелирное дело во Владимире. Об объеме работ, выполнявшихся во Владимире мастерами литейного дела, свидетельствуют обнаруженные при реставрационных работах в 1890 г. в Успенском соборе медные листы общим весом в 127 пудов. Эти листы относятся к XIV в. по имеющейся на них надписи, помеченной 13 июля 1341 г. Медь была покрыта золотом, а в основании конструкции лежали железные листы. Не исчезли, конечно, в XIV-XV вв. и строительные ремесла, развитые еще в дотатарское время, — напомним о прозвании владимирцев «плотниками» и «каменщиками». Есть указание на то, что строительные работы возобновились во Владимире после нашествия Батыя, уже в 1278 г., когда «на торговищи» была заложена каменная церковь Воздвижения. Известна также слава владимирских гончаров. К сожалению, мало конкретного материала дали археологические раскопки. Н. Н. Воронин отметил лишь, что «верхние горизонтальные пласты культурного слоя для XIII-XIV вв. в отношении состава инвентаря мало чем отличаются от слоев XII в., но в общем его состав беднее и малочисленнее. Очевидно, перед нами факты определенного упадка материальной культуры Владимира, связанные с монгольским завоеванием». Но для общего суждения о материальной культуре Владимира XIV-XV вв. эти частные раскопки не дают еще должных оснований. Приведенные выше данные позволяют думать о том, что, несмотря на ущерб, понесенный в результате монгольского нашествия, Владимир оставался значительным центром ремесленного производства на Руси в XIV-XV вв.

О владимирской торговле у нас конкретных данных нет, кроме общего упоминания «торговища» в городе. Интересное сообщение содержится в уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана о церковных судах. В этой грамоте говорится о продаже живущими во Владимире митрополичьими людьми «своего домашнего» и их торговле «прикупом». Ссылаясь на эту грамоту, Л.В. Черепнин писал о живущих на владимирском посаде митрополичьих ремесленниках. Принимая вывод Л. В. Черепнина, можно заключить о продаже митрополичьими ремесленниками во Владимире своих изделий на торгу, а также о том, что митрополичьи люди занимались и большими торговыми операциями, ведя торговлю «прикупом».

Значение Владимира в событиях XIV-XV вв. в первую очередь определялось его положением как центра великого княжения и митрополии до определенного времени (Владимир перешел к московскому митрополиту с ликвидацией Владимиро-Суздальской епархии в 1355 г.). Позднее его роль снизилась, и хотя боярская оппозиция сильно оскорбилась отдачей Владимира Светригайлу в 1408 г., считая что нельзя было отдавать иноземцу «столы Русскыя земли, многославный Володимер, мати градом», в этих словах отразилась уже больше историческая, чем современная слава Владимира. Роль первого политического центра объединяющейся Руси к этому времени уже прочно перешла к Москве, и даже главная церковная реликвия Владимира — «чудотворная» икона богоматери в подходящий момент была перевезена в Москву (1395 г.). Даже во время феодальной войны не заметно особого стремления Шемяки и его сторонников к овладению Владимиром, — захват его, видимо, не представлял для них уже особого интереса, они стремились овладеть Москвой и другими важными военно-стратегическими пунктами.

В области культурного развития Руси Владимиру в XIV-XV вв. по-прежнему принадлежало выдающееся место. Летопись не раз упоминает о владимирских книгохранилищах. В нач. XV в. (1408 г.) гениальный Андрей Рублев вместе с Даниилом-иконником работал над росписью реставрируемого Успенского собора. В 1469 г. началась реставрация двух каменных церквей — на торгу и на Золотых воротах, которой руководил В.Д. Ермолин. Классические образцы владимирского зодчества были использованы при монументальном строительстве кремлевского ансамбля в Москве в конце XV столетия.

Находящийся вблизи от Владимира Боголюбов в XII-XIII вв. развивался как княжеский город-замок. Никаких сведений о городской жизни в Боголюбове в XIV-XV вв. не имеется. По наблюдениям Н.Н. Воронина, Боголюбов в это время утратил черты города и являлся замком. Превращение вотчинного города в замок было связано, по-видимому, с утратой владимирскими князьями своего прежнего значения. Во второй пол. XIII-XVI вв. князья, добившись великого княжения Владимирского, продолжали сидеть в своих городах и вовсе не стремились во Владимир так же, как в свое время владимирские князья, получив титул великих киевских князей, остались у себя во Владимире. В этих условиях Боголюбов переставал быть резиденцией великого князя, что способствовало упадку города, превратившегося в обычный укрепленный замок.
См. Боголюбов-Город.

Владимир в XVI-XVII вв. имел ярко выраженную трехчастную структуру: «город»-крепость (бывший Мономахов город); посад, делившийся на два укрепленных района — западный (бывший Новый город) и восточный (бывший Ветчаной город), и неукрепленные посадские слободы, которые разрослись в XVI-XVII вв. за пределами древнего Владимира (Варварка, Стрелецкая, Пушкарская, Гатилова, Красная и Ямская); вокруг были расположены градские незастроенные земли — для выгона и покосов. Общая планировка города определялась возвышенным удлиненным плато береговой гряды у слияния рек Лыбеди и Клязьмы. Основная улица, Большая, (совпадавшая с Московско-Нижегородской дорогой), шла параллельно р. Клязьме и являлась композиционным стержнем города. Посад развивался линейно от крепости на восток и на запад, что повлияло и на расположение монастырей, образовавших вокруг крепости не кольца, а пояса. Территория крепости отделявшаяся от посада с запада и с востока рвами, была окружена по периметру валами с деревянными стенами, которые имели две проездные башни Торговых и Ивановских ворот (с запада и с востока) и две проходные — Фроловскую и Потайнишную (с севера и с юга). Большая улица, проходя через Торговые и Ивановские ворота, делила территорию крепости на две неравноценные с архитектурной точки зрения части. В главной — южной — располагались каменные соборы, Рождественский монастырь, основные административные здания и дворы соборного причта. В северной — осадные дворы служилых людей и дворы слободы Рождественского монастыря, имевшие небольшую площадь сравнительно с дворами южной части крепости. Застройка крепости (в отличие от посадской) была очень плотной — дворы не имели огородов. В объемно-пространственной композиции крепости ведущую роль играла ее южная часть, которая была подчинена задаче создания парадной панорамы города со стороны Клязьмы, а также подчеркивала главную ось застройки — Большую улицу. Фасад со стороны реки формировался цепью главных каменных сооружений Владимира (в то время как остальная застройка крепости была сплошь деревянной), расположенных на возвышенности, круто обрывавшейся к реке. Композиционным ядром был белокаменный пятиглавый Успенский собор, находящийся на самом высоком холме в юго-западном углу крепости. Рядом, на основе белокаменных ворот детинца после 1625 г. была построена шатровая колокольня, в которой под ярусом звона находилась церковь Иоакима и Анны. Восточнее стоял белокаменный Дмитриевский собор, в то время еще окруженный галереями. Замыкал эту парадную панораму со стороны Клязьмы Рождественский монастырь, где рядом с древним белокаменным Рождественским собором в середине - второй пол. XVII в. были построены каменные Святые ворота, восьмигранная шатровая колокольня, келейный и больничный корпуса, а также дом архимандрита. К северу от Дмитриевского собора находился воеводский двор, к западу от Успенского собора патриарший двор и съезжая изба. Большое значение в создании панорамы города со стороны реки придавалось деревянным укреплениям крепости, отстроенным по приказу Ивана Грозного горододельцем Истомой Курчевым после пожара 1536 г. Размещение 8 из 14 башен на южной, речной стороне было продиктовано не столько оборонными потребностями (крепость с этой стороны была надежно защищена крутым понижением рельефа), сколько желанием обогатить силуэт города. Здесь же, на склоне горы к Клязьме располагался государев сад. Вторая задача объемно-пространственной композиции — выявление главной оси — Большой улицы, решалась следующим образом. У входа в крепость Большую улицу встречала деревянная башня Торговых ворот с древними часами с боем, а замыкали ось деревянные же Ивановские ворота. Визуально эту ось фиксировали расположенные вдоль ее южной стороны деревянные клетские приходские церкви: Борисоглебская с трапезной и холодная Николо-Кремлевская (Николы Старого) с теплой церковью Симеона Столпника. Большая улица была единственной продольной улицей: все остальные, поперечные, шли от ворот крепости к храмам, по которым и получали свои названия. В северной и западной частях крепости улицы сходились пучками к двум воротам. К Торговым подходили улицы-радиусы — «первая улица от Торговых ворот», «Здвиженская» (Воздвиженская), начало которой было акцентировано каменной Воздвиженской церковью, Троицкая с комплексом деревянных клетских церквей, холодной св. Троицы и теплой св. Сергия, Рождественская с деревянной Рождественской церковью (все эти улицы располагались в северной части). К этим же воротам подходила Большая улица и южная, Дмитриевская улица, ведшая к Дмитриевскому собору. Здесь, у Торговых ворот, по обеим сторонам Большой улицы, еще сохранилась с XIII в. старая торговая площадь, которая к XVII в. оставалась только в виде незастроенной территории , так как к этому времени основной торг переместился на посад за Торговые ворота. Вокруг древнего торга, с южной стороны, сложилась полукольцевая улица, соединявшая площади, образовавшиеся перед важнейшими общественными зданиями Владимира: одна перед Успенским собором, колокольней, патриаршим двором, съезжей избой, а вторая — у Дмитриевского собора и воеводского двора. От этой же полукольцевой улицы отходила дорога к Потайнишной башне с воротами в южной стене крепости. Место примыкания полукольца к Большой улице визуально фиксировала церковь Бориса и Глеба. У Тайнишных ворот Фроловской башни сходились три улицы северной части крепости: Воздвиженская, Троицкая и Рождественская. Здесь, перед воротами, находился Воронцовский (Троицкий или Поганый пруд). Ивановские ворота крепости не получили такого планировочного выражения, как Торговые и Тайнишные. Здесь располагалась слобода Рождественского монастыря, и улица Михайловская, проходя по ее территории, была ориентирована на монастырские ворота, а переулки — на храм Николы чудотворца Старого, находившийся у монастырских стен, что отразилось в их названиях: Никольский и «позади Николы».

В 1678 г. во Владимире на посаде и в слободах было 334 тяглых посадских двора, в которых жило 1021 человек, и 60 бобыльских — 149 чел.; всего 394 двора и 1170 человек. Самые зажиточные посадские люди Владимира были выведены в Москву и записаны в Гостиную сотню. На посаде у них оставалось 6 дворов, в которых указано 17 человек членов их семей, а также работников. Среди людей гостиной сотни двое были потомками лутчих людей, то есть их семьи сохранили свое благосостояние на протяжении полувека.

В XVI в. здесь был проложен этапный путь из Москвы в Сибирь, но первые партии арестантов, закованных в кандалы, прошли по Владимирскому тракту еще в XIV в. Позже эту дорогу скорби и печали, по которой веками гнали в Сибирь непокорных людей, боровшихся против самодержавия, с насилием правящих классов, в народе прозовут владимиркой, по имени первого от Москвы крупного города и первой остановки в тяжелом пути. С XV в. город Владимир становится местом для ссыльнопоселенцев. Сюда правительство отправляло в ссылку неугодных ему людей. Уже в 1489 г. по приказу царя Ивана III во Владимир из Новгорода было переселено 17 семей торговых людей. С древности Московско-Сибирский тракт был проклятым этапным путем, где по обе стороны дороги молчаливые густые леса слышали стон колодников. Узники шли и шли нескончаемой чередой. Шли через Владимир, отмечая его как первую веху на своем страшном пути. Брели к пересыльной тюрьме — тюремному замку. Горожане свыклись с этой картиной. Она стала привычной, обыденной принадлежностью городской улицы. В деревнях, расположенных по Владимирскому тракту, существовал обычай давать новорожденному имя, которое носил первый осужденный в очередной партии каторжан. По приметам имя несчастного якобы приносило счастье. Известный русский художник К.А. Коровин, предки которого жили в селе Давыдово Покровского уезда Владимирской губернии, в связи с этим рассказывал: «Когда родился мой прадед, по Владимирке везли в клетке с большим конвоем Емельку Пугачева, и прадеда назвали Емельяном».

С 1719 г. Владимир — центр провинции Московской губернии.
В 1722 г. здесь была открыта гражданская цифирная школа, в 1744 г. восстановлена владимирская епархия, а через 6 лет учреждена духовная семинария.
В 1781 г. во Владимире утверждается первый генеральный план. В нём, в частности, говорится о том, что для придания губернскому центру достойного вида "...лицам, которые не в состоянии строить дома каменные на Большой Нижегородской улице в Кремле и в Китай-Городе продавать свои деревянные дворы зажиточным, а самим строить в белом или земляном городе". Таким образом, в кон. XVIII – нач. XIX в. большая часть домов рядовых горожан выносится за Ивановские ворота.

В 1788 г. в одном из каменных домов в центре Владимира родился и жил будущий выдающийся флотоводец, и мореплаватель М.П. Лазарев. В 1813-1825 гг. он совершил три кругосветных плавания, в одном из которых командовал кораблем «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду.

В нач. XIX в. рядом с Дмитриевским собором появилась резиденция губернатора — здание в стиле классицизма. Сейчас оно тоже используется как административное.

В 1826 г. во Владимире построили здание Дворянского собрания по проекту Е. Петрова — ученика известного московского архитектора М. Казакова. Сооружение стало образцом классического стиля в городе.

В 1839 г. во Владимире родился будущий знаменитый физик Александр Григорьевич Столетов. Род Столетовых в течение многих веков верой и правдой служил России и родному краю, знают в мире Н.Г. Столетова — русского генерала, командовавшего болгарским ополчением в период освобождения Болгарии от турецкого ига, ставшего национальным героем болгарского народа. Сегодня в городе живут и работают наследники знаменитых Столетовых. Старинный дом известной семьи, построенный купцом Д.А. Столетовым (прадедом Александра и Николая), является примером городской застройки начала XIX в. Это небольшое деревянное здание на каменном полуэтаже.

Во второй пол. XIX в., когда архитекторы России пытались создать новый русский стиль, в городе появилось здание технического училища (арх. А. Максимова). Оно стало одним из наиболее удачных построек того времени. В таком же стиле было построено в 1900 г. здание для городского Исторического музея (арх. П. Беген). Инициатором его постройки была Владимирская ученая архивная комиссия.

С 1838 по 1840 г. по ходатайству Жуковского во Владимир был переведён на службу советником правления Александр Иванович Герцен. Тут он женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни. Позднее он написал: «Город Владимир остался сияющей точкой вдали моей молодости».


Успенский собор во Владимире, фотография 19 века

В 1907 г. город украсило здание городской Думы. В стиле модерн, который распространился в России в нач. XX в., во Владимире строятся здание для реального училища и первый кинотеатр, называвшийся тогда «Ампир» (сейчас «Художественный»).



Дмитриевский собор Владимира, начало ХХ века


Вид на Успенский собор со стороны Клязьмы, начало ХХ века

Прокудин-Горский. Успенский собор Владимира, начало ХХ века

Прокудин-Горский. Владимир, вид от Успенского собора

После установления советской власти многие улицы Владимира были переименованы, большинство приходских храмов было закрыто и приговорено к сносу, уничтожены почти все кладбища в черте города. Великая Отечественная война прервала мирную жизнь. Во Владимире было развернуто 15 госпиталей. Бойцы и командиры, умершие от тяжелых ран, похоронены на городском братском кладбище.

В 1943 г. в городе началось строительство тракторного завода, который позднее был несколько раз награжден орденами за производство качественной продукции для страны и на экспорт.

В честь 850-летия со дня основания города на новой городской площади в 1960 г. был торжественно открыт памятник-монумент в честь 850-летия города Владимира (скульптор Д.Б. Рябичев, архитектор А.Н. Душкин). У подножия стелы авторы поместили три фигуры, символизирующие важнейшие периоды в жизни города: строителя, воина-защитника, рабочего.

9 мая 1975 г. на месте захоронения воинов, погибших в Великую Отечественную войну, во Владимире был открыт мемориал и зажжен Вечный огонь.

Список литературы:
1. Л.Д. Мазур. Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля. М., 2006.
2. А.М. Сахаров. Города Северо-Восточной Руси. Издательство Московского университета, 1959.
3. Пастухова З.И., Пономарева Е.Н. Древнерусские города. - Смоленск: «Русич», 2004. - 336 с.: ил. - (Памятные места России)
4. Газета «Владимир Мой Город» № 52 Июнь 2007 г.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Владимир после татаро-монгольского нашествия.
Стромынская дорога (Стромынка)
Владимирский край в Смутное время.
Воевода Василий (Граня) Бутурлин. 1609 г. - воевода во Владимире.
Владимирская губерния.1796-1929 гг.
Хронология событий Владимира (1328-1971 гг).
Владимирский тракт (Владимирка)
Владимирская губерния в XVIII веке.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (06.02.2013)
Просмотров: 3787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024