Понедельник, 05.12.2016, 03:25

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Князь Александр Ярославич Невский

Родомыслы

АЛЕКСАНДР Ярославич НЕВСКИЙ



Александр Ярославич Невский, великий князь. Гравюра. 1807 г.

Александр (1220-1263 гг.) – второй сын переяславльского (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава II Всеволодовича и Феодосии Мстиславовны (второй брак), в иночестве Евфросинии (дочь князя новгородского и галицкого Мстислава Удалого). Внук Всеволода III.
Жена: Александра Брячиславовна – дочь полоцкого князя.
Сыновья: Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил.


Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

Родился Александр Ярославич в Переславле-Залесском (ныне Ярославская область) в 1220 г. (последние исследования уточняют эту дату - 13 мая 1221 г.).
В 1225 г. Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский святитель Симон. Затем княжичей стал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.


Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском

В 1228 г. Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима, вместе с Переяславльским войском собиравшимся летом в поход на Ригу, но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Якима, не дождавшись ответа Ярослава о просьбе Новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 г. сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставшими новгородцами. В 1230 г., когда Новгородцы призвали великого князя Ярослава, он побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение в Новгородской земле Фёдора и Александра, однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В 1234 г. состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

1236-1240 гг. - князь Новгородский.

В 1236 г. Ярослав уехал из Переяславля княжить в Киев. С этого времени начинается самостоятельность Александра. Юный князь должен был оборонять Новгородскую землю от шведов, ливонцев и Литвы — исконных врагов Новгородской земли. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 г. - разрозненные силы ливонцев - тевтонского ордена и меченосцев - объединились против русских.
1237-1238 гг. на Русь ворвались орды татаро-монголов. При всей своей свирепости и жестокости татаро-монгольские ханы проявляли терпимость относительно чуждых им вероисповеданий. Терпимость эта предписывалась их законом. Служители религий освобождались от платежа дани. В этих сложнейших условиях Александр определил свою внешнеполитическую линию: отпор захватчикам с Запада и мирные отношения с Золотой Ордой, для вооружённой борьбы с которой ещё не было сил.
До Новгорода татаро-монголы они не дошли, повернув на юг.
В 1238 г. Александр прекрасно представлял себе огромную угрозу с севера, северо-запада и запада. Римский папа стремился использовать трудное положение Руси в своих целях: для уничтожения православия на Руси. Он предложил военную помощь в борьбе с татаро-монголами в обмен на вероотступничество (обращение русского народа в католичество).
В ответ Александр сказал такие слова: «От Адама до Потопа, от Потопа до разделения народов, от разделения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа-царя, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования до первого собора, от первого собора до седьмого – обо всём этом хорошо знаем, а от вас (католиков) учения не примем».
В речи князя прозвучало понимание высокой исторической миссии Руси как хранительницы древних истин православия.
Средневековые русские люди, тем более князья, не были «невежественными», «тёмными», как старались доказать некоторые историки.
Через посредство Византии средневековая Русь овладела древней мудростью, в том числе знанием Библии, летописей, космологических трудов византийских и русских авторов. Многие древнерусские князья знали несколько языков. Сам Александр Невский знал латынь, греческий.

В 1239 г. Александр женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого, приступил к укреплению западной границы Новгородской земли по реке Шелони.


Александр Невский. Левая часть триптиха "За Землю Русскую".

НЕВСКАЯ БИТВА

В следующем году немцы подступили к Пскову, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.
Шведы явились в устье Ижоры и собирались идти на Ладогу. Александр, узнав об этом, не стал дожидаться ни полков отцовских, ни пока соберутся все силы Новгородской волости. Помолившись Богу в Софийском соборе, он вышел с улыбкой к своей дружине и сказал: «Нас немного и враг силен, но Бог не в силе, а в правде, идите с Вашим князем».


Невская битва

С сравнительно небольшой дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. врасплох напал на шведов ярла Биргера, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе».
Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период нашествия. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву «обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба, шедших на помощь своему «сроднику Александру». Само сражение историки назвали Невская битва.

Александр после рассказывал о подвигах шестерых своих дружинников. Один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут с конем в воду, но вышел невредим и опять поехал биться с воеводой шведским, который назывался в летописи Спиридоном, этот воевода остался на месте.
Другой новгородец, Сбыслов Якунович, удивил также всех своей силою и храбростью, не раз взрываясь с одним топором в толпы неприятельские.
Якуновичу в храбрости не уступал княжеский ловчий Яков Полочанин, с мечом в руках ворвавшийся в шведские ряды.
Четвёртый новгородец, Миша, пешком с отрядом своих ударил на неприятельские корабли и погубил три из них.
Пятый отрок княжеский, Савва, пробрался до большого златоверхого шатра биргерова и подсёк у него столп, шатёр повалился, и падение его сильно обрадовало новгородцев в битве.
Шестой – слуга княжеский Ратмир – бился пеш, был окружён со всех сторон врагами и пал от множества ран.
Всех убитых со стороны новгородцев было не более 20 человек.
Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский.


Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера. Фёдор Антонович Моллер. 1856 г.

1241-1251 гг. - князь Новгородский.
1241-1251 гг. - князь Новгородский.1241-1252 гг. - князь Киевский.


В 1241 г. немцы вторглись в Псковские земли, взяли город Изборск, подступили ко Пскову и после осады взяли город. Построив крепость в Копорьи они намеревались закрепиться в Новгородской волости. Они взяли город Тёсов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра.
Александр приехал в Новгород в 1241 г. и пошёл на немцев к Копорью, взял крепость, а немецкий гарнизон привёл в Новгород, где расправился с ним. Псков освободить не успел.
В это время хан Батый вызвал Александра в Орду, передав ему: «Мне покорил Бог многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне и увидишь честь и славу царства моего».
Летописец говорит, что хан, увидев Александра, сказал своим вельможам: «Всё, что мне ни говорили о нём, всё правда, нет подобного этому князя». Татары называли его Александер II. Александр I для них был Александр Македонский.

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

Вернувшись из Орды в 1242 г., Александр вместе с Андреем выступил на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был взят, причём погибло семьдесят рыцарей со множеством простых ратников. После этого Александр подошёл к Псковскому озеру и стал здесь дожидаться неприятеля.


Назарук Вячеслав Михайлович. "Ледовое побоище", 1984 г.

5 апреля 1242 г. произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Немцы и чудь пробились острою колонною («свиньёц») сквозь русские полки и погнали уже бегущих. После чего Александр нанёс удар с тыла из засады. «Была злая сеча,- говорит летописец,- льда на озере стало не видно, всё покрылось кровью: русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи вёрст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей».

В.А. Серов. "Ледовое побоище"

По данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных рыцарей, что хорошо согласуется с Новгородской летописью. Учитывая, что на каждого полноправного рыцаря приходилось 10-15 воинов более низкого ранга, можно считать, что данные Ливонской хроники и данные Новгородской летописи хорошо подтверждают друг друга.


Костылев Дмитрий, "Александр Невский, Ледовое Побоище", фрагмент, 2005 г.

Когда Александр возвращался в Псков после победы, то пленных рыцарей вели пешком подле коней их. Весь Псков вышел навстречу своему избавителю. Игумны и священники с крестами. «О псковичи,- говорит автор повести о князе Александре,- если забудете это и отступите от рода великого князя Александра Ярославовича, то похожи будете на жидов, которых Господь напитал в пустыне, а они забыли все благодеяния его; если кто из самых дальних Александровых потомков приедет в печали жить к вам во Псков и не примете его, не почтите, то назовётесь вторые жиды».


Памятник дружине Александра Невского. Псков. Скульптор И. И. Козловский, архитектор П. С. Бутенко

Литва

В 1245 г. толпы литовцев явились около Торжка и Бежецка. Потерпев поражение от русских дружин под Торопцом, литовцы затворились в Торопце. На другой день подошёл Александр с новгородцами, взял Торопец и перебил литовских князей. После этого Александр разбил литовцев у озера Жизца, не оставив в живых ни одного человека, побив и остаток князей. И третий раз Александр разбил литовцев подле Усвята. Таким образом, в 1245 г. Александр трижды разгромил литовцев. Так были отбиты со славою все три врага Северо-Западной Руси.
Целым рядом побед в 1242 и 1245 гг. он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 г. прислал к Александру Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 г. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».


Александр Невский и Сартак в Орде. Ф. А. Москвитин.

Похоронив отца в 1246 г., он, по требованию Батыя, поехал поклониться хану в 1247 г. Батый отправил его, вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. В их отсутствие брат их, Михаил Хороборит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 г., но в том же году погиб в походе на Литву в битве на реке Протве. По устранении Святослава Александр и Андрей явились старейшими в роде, кроме Владимира углицкого, умершего в 1249 г. Будучи сильнее Владимира, Ярославичи могли соперничать только друг с другом. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении».
Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Невскому дал Киев и Новгород (1249 г.). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде (есть известие, что князь все же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради»). Возможно, он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вечем. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. Впрочем, учитывая, что татары покорили Русь, а не устанавливали дипломатические отношения, «интересы» можно счесть и мнением последующих историков.

В 1251 г. Митрополит Кирилл III поехал в Новгород, где впервые встретился с Александром Невским.
25 мая митрополит и епископ Кирил II поставили на новгородскую кафедру нового архиепископа Далмата. В том же году в Новгороде тяжело заболел князь Александр Ярославич Невский. По словам летописца, болезнь отступила благодаря молитвам «отца его Ярослава и блаженаго митрополита и епископа Кирила».

В 1252 г. против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством царевича Неврюя. Андрей, в союзе с братом, Ярославом Тверским, сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию. Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси, закончившаяся неудачей. Одновременно была послана рать и на Даниила Галиицкого, но тому удалось отбиться.
Известный историк Иван Беляев обвиняет в наведении татар на Русь князя Святослава Всеволодовича, ездившего в Орду в 1250 г.
Другое мнение: Андрей был женат на дочери Даниила Галицкого и мог искать союза с западными державами против татар. Мнение это подтверждает факт, что рати на Суздальщину и в Галицко-Волынскую Русь были посланы одновременно. И нашествие на галицко-волынские земли никаких выгод ни Александру, ни Святославу не сулило.
После бегства Андрея великое княжение владимирское, по воле хана, перешло к Невскому.
Чувствуя своё никем не оспариваемое старейшинство и силу, имея поддержку в Орде, Александр проявил себя князем самовластным.

1252-1263 гг.- Великий князь Владимирский.

В 1252 г. Александр становится Великим князем Владимирским.
Митрополит Кирилл III торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр Невский, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов, и противостояния западной католической экспансии.


Орехов Андрей Валерьевич. Въезд Александра Невского во Владимир на Великое княжение

В 1256 г. на Нарову пришли шведы, Емь, Сумь и другие (вероятно или предки финнов, см. также Нарова (народность) и начали ставить город (вероятно речь идёт о уже заложенной в 1223 г. крепости Нарва). Новгородцы просили помощи у Александра, который и ходил, с низовскими (из Суздальского княжества) и новгородскими полками, на Емь, воевал поморье и много вреда учинил неприятельской стране.
Возвратившись из похода, он оставил князем за себя в Новгороде сына Василия, а сам уехал во Владимир.

В 1255 г. новгородцы изгнали от себя его (Невского) старшего сына Василия и призвали Ярослава Ярославича Тверского. Невский же силою заставил их снова принять Василия и неугодного ему посадника Анания, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем.
В 1257 г. в Новгороде произошли волнения вследствие требования ханом поголовной переписи и дани с непокорённой им Новгородской земли, как с земель покорённых — Суздальской, Муромской и Рязанской. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл в Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, выгнал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, советчиков его схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия. Влияние и авторитет Невского были столь велики, что даже после его смерти старший в роду Василий не получил сколь-либо значимого удела и, по-видимому, даже не пытался бороться за свои права (в отличие, например, от Константина Всеволодича, великого князя Владимирского, которого отец, Всеволод Большое Гнездо, тоже в свое время лишил старшинства из-за отказа отдать брату Юрию Ростов в обмен на стольный Владимир).


Печать Александра Невского

В 1258 г. Невский ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 г., угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения и на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов.

Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг.


Александр Невский в схиме. Дробница. Середина XVII в.

Приняв схиму под именем Алексия, он 4 ноября 1263 г. скончался в Городце Волжском.


Памятник Александру Невскому в Городце

Митрополит Кирилл III возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в мужском монастыре.

Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальской!
Был же крик и плач и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась.
Житие Александра Невского о его смерти


Рождественский монастырь во Владимире

До сер. XVI в. Богородице-Рождественский мужской монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 г. во Владимире открыты его мощи.


Колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Храм-памятник Великого князя Александра Невского. 2006 г.

Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.


Троицкий собор Александро-Невской лавры 1727 г.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и память которого она сооружена.
По журналу Государя Петра Великого значится, что основание Александро-Невскому монастырю было положено в 1710 г., когда «Государь, осматривая места, где быть строениям, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори». Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место, где сейчас находится Лавра, называлось Виктори по каким-то другим причинам. Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с этим местом историческое сражение 15 июля 1240 г., когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким образом, основание Александро-Невскому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов, подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.

В мае 1723 г., будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда». Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 г.) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя. Когда строительство Александро-Невского монастыря только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем и возводившегося Санкт-Петербурга.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи. Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях.
Еще в начале июня 1723 г. был составлен маршрут и определили: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот. В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один из последних представителей этого дворцового чина.

Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 г., этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского мира между Россией и Швецией. В июле 1724 г. во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали ковчегу артиллерийскими залпами.
От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга. Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр I. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен «Ботик» Петра I, на берегу расставлены были военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александро-Невский монастырь.
В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 г. исполнила уже его супруга - Екатерина I.

В 1752 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой, которая была сделана из первого серебра, выплавленного на Колыванских рудниках. Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 г., располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмицкого жемчуга. Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:
«Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо ПЕТРУ способствовал.
Являя дщерь Его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть».

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела:
«БОГУ
Всемогущему
И Его угоднику
Благоверному и Великому
Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ
Россов усердному защитнику…»

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 г. императрицей Екатериной II. А в 1806 г. император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.
В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».


Памятник Александру Невскому во Владимире

В городе Владимире 12 июня 2003 г. открыт монументальный памятник Александру Невскому. Это дань глубочайшего уважения потомков к великому князю Владимиро-Суздальской Руси, полководцу, политику Александру Ярославовичу Невскому. Памятник открыт в день его рождения - 30 мая (по старому стилю).

Перед походом на западных врагов Руси Александр Невский завещал построить в Суздале, на родине своих предков - монастырь в честь своего Ангела. Александровский монастырь был основан в 1240 г.


Александровский монастырь Суздаля

Даниил Леонидович Андреев в книге "Роза Мира" о посмертии Александра Невского писал, "С легким дыханием, едва касаясь земли тех миров, взошел Александр Благословенный через слои Просветления в Небесную Россию. Там возрастало его творчество, там ждала его лестница просветлений новых и новых, пока у нас проходили десятки лет. Тому, кто в годину величайшей опасности возглавил обороняющийся народ и обеспечил освобождение Европы, дано стать главою просветленных сил России в их борьбе с силами античеловечества, с уицраорами нашей метакультуры и с самим Гагтунгром. Архистратиг Небесного Кремля, он ныне еще там, в Святой России. Но возрастает его духовная мощь, его светлота; он восхищается выше и выше, он уже входит в Небесный Иерусалим – в голубую светящуюся пирамиду, в наивысший Трансмиф Христианства. Тому, кто подвигом на себе разорвал петли и узлы царственной кармы, предстоит в грядущем стать освободителем тех, кого эта карма привела в вековой плен: гигантов-узников в цитадели игв и уицраоров. Тому, кто некогда заложил в столице России великий храм, так и оставшийся неосуществленным вторым демоном великодержавия, дано возглавлять, вместе с бессмертным зодчим этого храма, сооружение неповторимого святилища: оно скоро станет обителью Звенты-Свентаны, пречистой дочери Яросвета и Народной Души. Битвы, следующие одна за другой, между Синклитом России и античеловечеством, возглавляет он. Но когда борьба демиурга с демоном великодержавия завершится освобождением Навны и Звента-Свентана примет просветленную плоть в Небесном Кремле, он покинет вершину Российской метакультуры, чтобы вступить в Синклит Мира – те сферы, которые уже и теперь видели его у себя сияющим гостем. Мчащимся светло-туманным всадником, чье приближение вздымает в телесной среде тех миров как бы искрящиеся волны силы и радости, проносится он с ангелами, с даймонами, с воинствами Синклита к стенам Друккарга. Он – всадник, но его конь прекрасен и высокоразумен, – одно из существ животного царства, поднявшихся выше Хангвиллы. И смысл совместно одолеваемых ими дорог и совместно совершаемых битв есть смысл союза между просветленным человечеством и просветленным царством животных. Так развязал Александр узлы своей кармы".


Св. Благ. Князь Александр Невский
Юрий Кузнецов. Дерево, левкас, темпера, лак

Память

6 декабря (23 ноября по старому стилю), Русская Православная Церковь чтит память Святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия.
Собор Владимирских святых.

Евдокия Александровна (Владимирская) - княгиня, дочь св. Александра Невского.

Главная заслуга Александра Невского – сохранение Православия на Руси.
В имя Александра Невского во многих Епархиях Русской Православной Церкви освящены храмы и престолы.


Собор Александра Невского, Нижний Новгород

Главный храм Болгарии - Собор Александра Невского

Собор Св. Александра Невского в Ялте

Орден Святого Александра Невского

Орден Святого Александра Невского — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 г.
Орден святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги. Однако учреждённый уже после его смерти 21 мая (1 июня) 1725 г. Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.
Стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.
Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО».




Владимиро-Суздальское княжество.

Князь Андрей Боголюбский.1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский. С 1169 г. - столица перенесена во Владимир. 1169 - 1174 гг. - князь владимирский.
Князь Ярополк Ростиславич. 1174 - 1175 гг. - князь владимирский.
Князь Михаил Юрьевич. 1175-1176 гг. - князь владимирский (суздальский).
Князь Всеволод III Большое Гнездо. 1176-1212 гг. - великий князь владимирский.
Образование Переславско-Залесского княжества(1175 - 1302 гг.). Столица Переяславль.
Князь Константин Всеволодович. 1216-1219 гг. великий князь владимирский.
Князь Юрий II Всеволодович. 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский.
Святитель Симон Печерский епископ Владимирский. ум. 1226 г.
Татаро-монгольское нашествие. 1235 - 1242 гг.
Князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1246 гг. - великий князь владимирский.
Князь Святослав III Всеволодович. 1246-1248 гг. - великий князь владимирский.
Князь Михаил II Ярославич Хоробрит. 1248 г. - великий князь владимирский.
Князь Андрей II Ярославич. 1249-1252 гг. - великий князь владимирский.
Князь Александр Невский. 1252-1263 гг. - великий князь владимирский.

Епископ Кирилл II Ростовский. ум. 1262 г.
Митрополит Кирилл III.

Князь Ярослав III Ярославич Тверской. 1263-1272 гг. - великий князь владимирский.
Князь Василий Ярославич Костромской. 1272-1276 гг. - великий князь владимирский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.01.2013)
Просмотров: 6252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016