Суббота, 10.12.2016, 02:07

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Основание города Гороховец

ГОРОД ГОРОХОВЕЦ

Город Гороховец расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу Клязьмы, в 12 км. от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на линии Москва-Нижний Новгород, в 157 км. к востоку от Владимира.

Урочище Гора-ховец (гора-могила) было на месте современного города Гороховец. Само урочище располагалось на Гробенской (Ярилиной) горе. Согласно мистерии, Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, а весною возрождается к жизни и выходит на свет (как раз в Ярилины дни). Здесь же тает вместе со снегом и уходит с зимою его первая супруга Зимцерла, также и Снегурочка, дочь Велеса.

На территории будущего города люди проживали в эпоху неолита и бронзы.
26. Гороховец. Поселение Печкур 1, неолит, эпоха бронзы, р.ж.в. 6 км. к северу от северной окраины города, левобережье р. Клязьма, юго-западный берег оз. Печкур, между домом лесника и кромкой берега. Размеры не определены, высота над озером 6-8 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, относящаяся к неолиту (льяловская или балахнинская культура), лепная плоскодонная, с сетчатыми и рогожными отпечатками на внешней поверхности, конец эпохи бронзы и начало р.ж.в.

27. Гороховец. Поселение Печкур 2, неолит, эпоха бронзы, р.ж.в. 6 км. к северу от северной окраины города, левобережье р. Кзязьма, юго-западный берег оз. Б. Печкур, 100 м. к северо-западу от дома лесника, ок. 0.12 км. к северо-западу от поселения Печкур 1. Размеры не определены, высота над озером 5-6 м. Нарушено ямами. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, предположительно неолитической балахнинской культуры, лепная с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, конец эпохи бронзы и нач. р.ж.в.

Городище «Лысая гора»
V в. до н.э. - VI в. н.э.

31. Городищи. Городище Лысая гора, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. У северной окраины д., мыс правого коренного берега р. Клязьма между оврагами. Размеры 120х30-50 м., высота над поймой более 20 м.
Называется Лысая гора так из-за полного отсутствия на ней растительности. Гора высотой 180 м. над уровнем моря. Эта гора образована в результате движения пластов пород.
Площадка трапециевидная в плане, вытянута с севера северо-востока на юг юго-запада, размеры ок. 120х30-50 м., высота над поймой более 20 м., с напольной южной стороны - вал высотой до 1.5-2.0 м. и ров перед ним глубиной до 1.5 м., с мысовой северной стороны - следы двух валов.
В древнейшей части его керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности дьяковской к-ры.
Проводимые в 1927-1928 гг. раскопки показали, что в V в. до н.э. здесь жило финно-угорское племя. Поселение древнего человека получило название «городище дьякова типа». Люди этой культуры еще не знали металла и пользовались каменными, керамическими, костяными и деревянными орудиями труда.

Племя мери. Более молодой части городища соответствует культурный слой с неорнаментированной, гладкой керамикой. Возможно, этот слой оставлен одним из племен мери, обитавших на Владимирской земле до появления здесь славян.
Русский ученый граф А.С. Уваров пытался определить границы земли, занимаемой одним из финских племен - племени мери, но смог это сделать только приблизительно. Кроме мери были племена муромы, веси, мордвы, мещеры, чуди и другие. Древние славянские летописцы в своих трудах, создававшихся на берегах Днепра и Волхова, перечисляли «А по Опе (Оке) реке, где втечет в Волгу, мурома, язык свой, и черемиса (меря) свой язык, мордва свой язык...».
Таким образом, в середине первого тысячелетия нашей эры большую часть Великой русской равнины населяли финские племена, граничащие на юго-востоке с племенем тюркского происхождения - болгарами, а на юго-западе - с племенами арийского происхождения - славянами. Ученые предполагают, что финские племена пришли на Русскую равнину с юго-запада. Это были оседлые охотники, рыболовы и бортники (пчеловоды) Люди этого племени были очень доброжелательны и миролюбивы. Вероятно, их характер формировался при постоянном общении их с окружающей природой - лесом. Это общение и наложило на них миролюбивый отпечаток, вопреки агрессивному и воинственному, характерному для степных кочевников.
Русский ученый И.В. Забелин сделал заключение, что уклад жизни мерян, тесно связанный с лесом, покрывавшим всю Русскую равнину, наложил отпечаток и на их материальную культуру.
Археологи подметили особенность мерян - располагать свои поселения на высоких берегах рек или озер и обносить их земляным валом, овальной или полуовальной формы. Ученые считают, что большинство из сохранившихся до нашего времени мерянских городищ можно с определенной долей уверенности отнести к так называемым жертвенным местам. Это места, где совершались языческие жертвоприношения. Особенно это относится к городищам «дьякова типа», каковым является Лысая гора.
Лысая гора - искусственно созданное задолго до первого появления монголов сооружение для совершения обрядов поклонения языческим божествам.
Вероятно, подобные поселения мерян были и в районе деревни Городищи, и на том месте, где позднее разместилось «городовое место» в Гороховце.

34. Курганный могильник, XI-XIII вв. Территория города, близ стадиона, в сосновой роще на Пужаловой горе. Правый коренной берег р. Клязьма, 0.6 км. к юго-востоку от Гороховецкого городища.
Кроме остатков старых городищ древних финнов в Гороховце и районе имеется несколько курганных могильников, относящихся к тем же временам. Один из могильников, состоящий из 69 круглых насыпей, расположен на высоком берегу Клязьмы в городском парке-роще; другой курганный могильник находится на территории пионерских лагерей «Чайка» и «Солнечная поляна». Это место исстари населением Гороховецкого уезда называлось «Близнина», что по-древнеславянски означало место погребения родителей - близких. В погребении, находящемся в роще, покойник расположен головой на юг или юго-восток, и это указывает на его мерянское происхождение, так как славян хоронили головой на восток. По языческим поверьям хоронили головой туда, откуда пришло племя, в данном случае с юго-запада. В пользу этой версии говорит и тот факт, что на юго-западе до сих поп проживают ближайшие родственники древних финнов - венгры. Финские племена находились в постоянном контакте с южными славянами, что находит отражение на страницах летописей. Есть сообщение о том, что в 882 г. в походе Олега против Аскольда и Дира вместе с Варягами принимали участие племена Чудь, Словены, Меря, Весь, Кривичи. В том же году «Олег нача городы ставити и устави дань Словеном, и Кривечем и Мери». Чудь и Меря, по словам древних летописцев, принимали участие наряду со всеми славянскими племенами в знаменитом походе Олега на Царьград, в 907 году. С этого момента Меря при описании различных событий русской истории не фигурирует. Но это не означает, что они исчезли подобно многим древним народам. Это был период начала активной славянской колонизации к северо-востоку, в результате приведшей к заселению славянами территории нынешней Владимирской области.

В X и XI вв. сюда пришли две волны славянских переселенцев. С юга и юго-запада от берегов Днепра пришли вятичи и смоленческие кривичи, с северо-запада по рекам Сухоне, Мсте и Мологе спустились словены. Они облюбовали земли междуречья Оки и Волги, земли, на которых жили меряне. Уклад жизни местного охотника и рыболова стал соседствовать с укладом жизни пришлого земледельца. Под пашни славяне выжигали леса, уничтожали среду обитания мерян. Двум разным этносам, двум культурам непросто было ужиться па одном жизненном пространстве. Уступили меряне.
Часть их, принадлежащая к высшим слоям их общества и в силу того тесно соприкасавшаяся с новыми соседями, смешалась с пришлым населением, приняла их веру и в свою очередь передала ему часть своей культуры. Другая часть, более консервативная, переселилась постепенно на восток за Волгу в нетронутые и незаселенные еще леса.
Потомков древней мери стали называть черемисами, а ныне называют марийцами. Столица республики Мари - Йошкар-Ола. Наша местность - восточная окраина Владимирщины - наиболее длительное время была подвержена воздействию влияния финских племен, так как путь на восток, к месту их нынешнего проживания, проходил через нее. Следствием этого явилось наличие огромного количества исторических памятников древней финской культуры в виде имен людей, названий рек и озер, урочищ, населенных пунктов на территории Гороховецкого района. Есть предположения, что среди населения племени мери на территории района были отдельные островки-вкрапления населения других финских племен, например, мещеры и одной из ветвей мордовского племени - терюхан.
Процесс славянской колонизации междуречья Оки и Волги полностью закончился в XI в. и там, где раньше селилась меря, возникли города и деревни, населенные людьми, в жилах которых текла славянская кровь, существенно разбавленная мерянской.
Славяне устроили на Лысой горе капище - место поклонения языческим богам.

По легенде, здесь захоронен татарский хан Анамак, войско которого в 1545 г. сражалось у стен Гороховца. С тех пор здесь якобы не выросло ни одного дерева и гора эта называется "Лысой".

***

ГОРОХОВЕЦ

Почему же и когда возник Гороховец? Многие исследователи считают, что Гороховец был задуман владимиро-суздальскими князьями как пограничная крепость и появился на карте княжества, вероятно, после 1107 г., а точнее, во времена Юрия Долгорукого. Гороховец был заложен предположительно в XII в. Юрием Долгоруким, и впоследствии представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества.
Для чего же нужна была владимиро-суздальским князьям крепость в низовьях Клязьмы? Ответ может быть один - для защиты от внешних врагов, а еще правильнее, для своевременного оповещения князей о возможности нападения с востока. Основными врагами владимиро-суздальских князей в XII в. были волжские болгары, и Клязьма была той дорогой, по которой они после Оки проникали вглубь княжества. В походе волжских болгар на Суздаль, совершенном ими в 1107 г. по маршруту Волга, Ока, Клязьма, Нерль, они не встретили на своем пути до Суздаля ни одного укрепленного пункта и легко достигли города, когда в нем отсутствовал княжеский наместник. Это обстоятельство и явилось главной причиной строительства по Клязьме ряда укрепленных городов, в которых размещались гарнизоны для защиты от новых нападений болгар. Огороженный частоколом или стенами, сооруженными на валу, вокруг которого проходил ров, укрепленный населенный пункт славян назывался городок. И если посмотреть на карту Владимирской области, то течение Клязьмы испещрено такими названиями - деревня Городок на границе Ковровского района, Клязьменский городок возле Коврова, деревня Городок у реки Тары, Пировы Городищи возле Вязников, деревня Городищи возле Гороховца. Тогда же на карте Владнмирщины, появились Стародуб, Ярополч, Гороховец и Бережец.

Есть основания предполагать, что Гороховец первоначально располагался на территории нынешней деревни Городищи, но позднее по тактическим соображениям был перенесен ниже по течению за излучину реки Клязьмы в такое место, с которого невооруженным глазом был виден правый берег Оки - граница славянского и болгарского влияний.

В самом устье Клязьмы возник еще один сторожевой город - Бережец. Эти городки-крепости были расположены на таком расстоянии друг от друга, что дымовой столб сигнального костра, обозначающий опасность вторжения, зажженный в одном городе, был невооруженным глазом виден в следующем за ним вверх по течению реки городе. См. Город Бережец.

Гороховец в 1158 году был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому собору. Доходы с Гороховца шли на содержание Владимирского Успенского собора. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».

Было бы, пожалуй, ошибочным считать, что в XII в. Гороховец был торговым городом. Если он и торговал, то только с окрестными мерянами, муромой и мордвой, и торговля не была его главным занятием. Это был город-воин, город-стражник. Волжские болгары не мирились с появлением и усилением на севере их государства Владимиро-Суздальского княжества. Стычки были постоянны. На Оке и в нижнем течении Клязьмы было не только неспокойно, но и опасно. Именно по этой причине Клязьма ниже Гороховца в то время не могла рассматриваться как торговая дорога. Слишком велик был риск потерять свой товар. И ездили другим путем: в среднем течении Клязьмы, в районе города Стародуба, поворачивали влево в тенистые воды Тезы и, немного поднявшись по ней, ехали дальше по суше на северо-восток, к Волге - туда, где между 1164 и 1172 гг. Юрий Долгорукий основал Городец-Радилов. Место для Городца было выбрано неподалеку от известного старого торжища, издавна активно посещаемого торговыми гостями. Торжище это персы так и называли «Балх», что значит торг. С возникновением Гороховца оно стало находиться под контролем владимиро-суздальского князя.

Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе.
Гороховецкое городище расположено на правом берегу р. Клязьма, площадка его имеет полукруглую в плане форму, размеры ок. 200х100 м., высота над рекой ок. 30 м. Земляной вал высотой до 5 м., в древности, вероятно, полукольцевой, сохранился частично с южной стороны площадки. Перед ним прослеживаются остатки рва, переходящие в два сходящихся оврага. В системе укреплений имеется проем от въездных ворот шириной ок. 25 м. Площадка городища занята строениями Никольского монастыря 17 в., нарушена монастырским садом и кладбищем.
Здесь найдены обломки древнерусской посуды XII-XIII вв., в единичных случаях - XI в., железные ножи, обломки цилиндрических замков и ключей к ним, фрагмент бронзового браслета, глиняные пряслица, грузила и т.п. Особый интерес представляет находка каменной двусторонней иконки с изображением на одной стороне сцены несения креста, на другой - моления о чаше.

Раскопки на посаде выявили наличие слоя домонгольского времени, в котором найдены обломки посуды XII-XIII вв., стеклянные браслеты, подвеска-бубенчик с прорезью и др.
- Курганный могильник, XI-XIII вв. Территория города, близ стадиона, в сосновой роще на Пужаловой горе, 0.6 км. к юго-востоку от Гороховецкого городища. 69 насыпей высотой 0.3-1.3 м., диаметром 3.5-7.0 м. Ровики у основания не прослеживаются. Курганы содержали трупоположения с западной ориентировкой в подкурганных могильных ямах глубиной до 0.6 м. В основании курганов прослеживалась угольно-зольная прослойка толщиной 3-10 см. Вещевые находки при погребенных не обнаружены, за исключением обломков гончарной керамики с гребенчатым орнаментом и клеймом в виде трапеции с кружком в одном из курганов. Памятник можно интерпретировать как кладбище древнего Гороховца.

Деревянный город, лежащий на береговой террасе у подошвы крутого берега Клязьмы и поднимающийся на самую вершину берегового откоса, жил в нач. XIII в. размеренной мирной жизнью. С появлением в устье Оки Нижнего Новгорода опасность внезапных набегов болгар и немирной мордвы уменьшилась. Местные меряне частично отошли на восток, а частично перемешались со славянским населением города, не высказывая, хотя бы внешне, никакого протеста против массовых крещений, которые проводил наместник.
Вокруг города появились расчищенные от леса участки пахотной земли, ближайшие пойменные луга каждое лето давали хорошие урожаи трав, в Клязьме, Суворощи, Лухе и Люлехе было много рыбы, а во крестных лесах находились бортные угодья и бобровые гоны. С момента основания города часть его населения, не состоявшая на княжеской службе, добывала себе средства к существованию эксплуатацией природных зоологических богатств, пользуясь приемами, заимствованнымиот коренного мерянского населения. До сих пор в местном диалекте сохранились слова, имеющие финские корни для обозначения названий рыб и приспособлений для их добычи: ванды, вандыш, ез, закол.
Основными занятиями гороховчан кроме земледелия были лыкодерство, мочальный промысел, смолокурение, зверогонство, бортничество и рыболовство. Нетронутые лесные просторы способствовали им. Земли, воды и леса было столько, что право на их эксплуатацию ограничивалось только способностью человека ее осуществлять. Тогда и возникло знаменитое выражение наших предков, определяющее границы их хозяйственного влияния – «Куда соха и топор ходили».
Известен поход мордовских князей под предводительством Пургаса на русскую землю. В 1228 г. неподалеку от Гороховца произошло сражение. Владимирские и муромские ратники в нём одержали верх. Однако затем Пургас, искусно используя обстановку, смог не только обмануть русских, но и разгромить их отряды. Летописец записал: «молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившиеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша, и, а иных изъимаша; бежала в тверди, техтамо избиша, и князем ним не бысть кого воевати». В следующем году Пургас обложил Нижний Новгород; сжег предместья, но был отогнан. Такие стычки русских с мордвой прекратились лишь с нашествием монголов.
После возникновения на Волге Нижнего Новгорода на клязьменских плесах все чаще стали появляться суда купцов. На берегу, возле рыночной площади Гороховца возникли таможня и мытный двор. Неподалеку от них была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Уже в нач. XIII в., по мнению современного археолога В.В. Седова, город Гороховец состоял из крепости, находившейся на возвышенности и посада, расположенного внизу у подошвы высокого берега. Вероятно, в XIII в. вместо крепостных стен территория крепости была огорожена сосновым или дубовым частоколом из вкопанных вертикально в землю бревен с заостренными концами, с несколькими башнями, построенными в наиболее уязвимых местах.
Частокол располагался на валу, опоясанном глубоким рвом. Подобным же частоколом, но без вала и рва, был обнесен посад. Население проживало как в городе, так и на посаде, но в дальнейшем в крепости жители уже не проживали.
Необходимыми атрибутами городских строений являлись церковь, двор наместника, съезжая изба и казенные амбары. Таким представляется Гороховец в нач. XIII в., живущий своими заботами и делами.
Казалось ничто не предвещало ему грядущих бед и потрясений, когда, как утверждает писатель П.И. Мельников-Печерскнй, в Нижнем Новгороде узнали о нашествии на Волжскую Болгарию завоевателей с востока, которые огнем и мечом прокатились по землям болгар, буртасов, мордвы и мокши. Если это так, то наиболее вероятно, что это известие достигло Гороховца раньше Владимира, так как он был гораздо ближе к землям, население которых потерпело поражение в битвах с монголами.
К весне 1237 г. основные города волжских болгар лежали в руинах. Осенью того же года были разгромлены племена буртасов, мокши и мордвы. Передовые монгольские отряды достигли Оки. Находились в непосредственной близости от Нижнего Новгорода, Бережца, Гороховца, Мурома.
Во времена первых монгольских разгромов жители русской земли подметили особенность появления монголов после наступления зимних холодов, вернее, после того времени года, когда замерзнут водоемы. Это объяснялось практически полным отсутствием дорог на покрытой лесом великой Русской равнине, пригодных для передвижения конницы в теплое время года. Картина менялась, когда замерзали реки. Еще перед первым нашествием на Русь венгерский монах ордена братьев-проповедников Юлиан, наблюдавший за Ордой, написал, что монголы ждут, чтоб «...земля, реки и болота... замерзли...» С декабря по март, до наступления весенних оттепелей, в любой день можно было ожидать очередного набега. Изучив эту особенность поведения монголов, жители Руси после уборки урожая, в большинстве мест, покидали постоянные населенные пункты и вместе со скарбом и скотом переселялись во временные убежища. Трудно в это поверить, но до настоящего времени среди коренных жителей Гороховецкого района сохранились легенды об этих переселениях. Пожилая жительница деревни Шубино в беседе с автором очерка сообщила ему, что она слышала о том, что жители ее деревни во времена монгольских нашествий укрывались в Засуворощском бору в урочище Желтые бугры. Вероятно, какая-то часть населения укрывалась в Заклязьменском бору, носившем название Ущего. При этом путь следования проходил через город, где находилась удобная переправа через Клязьму, которая здесь течет уже в низких берегах. Это движение прятаться под гору, по-древнерусски «ховаться» шло через город, которому оно и дало очередное название. Гороховец - город, через который шли под гору ховаться. Поскольку эти события происходили гораздо позднее времени первого разорения города, то и это название появилось после 1239 г. в промежутке до 1377 г. - года написания Лаврентьевской летописи.
Есть основания полагать, что еще в 1236 г. монголы были вблизи Гороховца и монгольские всадники с высоты Окских откосов показывали плетьми в морозные зимние дни на поднимавшиеся к небу дым русского города, принадлежащего князю, с которым у них еще не было войны.
В это время город уцелел, но лишь только для того, чтобы позднее разделить горькую участь многих русских городов.
С первыми заморозками осени 1237 г. полчища завоевателей двинулись на Северо-Восточную Русь.
С февраля 1238 г. монголы дважды обошли Гороховец стороной. Первый раз - после разгрома Владимира, когда с Клязьмы свернули по Тезе, следуя по дороге на Городец. Возможно, в снежном феврале 1238 г. дальше на восток по льду Клязьмы другой дороги просто не было, и монгольские сотники горячили заиндевелых коней по накатанной торной дороге на север. Второй раз монголы обошли Гороховец месяц спустя, во время облавы, которую они начали после битвы с дружиной владимирского князя Георгия на реке Сити 4 марта 1238 г., в которой он был убит. На этот раз Гороховец спасла от разгрома наступившая весенняя распутица, уничтожившая все подходы к городу в болотном бездорожье окружавших город лесов. Монголы ушли на юг, а Гороховец, под защитой весеннего разлива рек, уцелел.
Употребление монахом Владимирского Рождественского монастыря Лаврентием в 1377 г. слова «Гороховец» при описании событий 1239 г., прямым образом связано с монгольским вариантом славянской версии.
Лаврентьевская летопись под 1239 г. сообщает «...Того же лета, на зиму взяша Татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град святыя Богородица Гороховец пожгоша...». Анализ показывает, что в этом случае употреблено название одного города, первое «Град святой Богородицы» - десятинный город Успенского собора, и второе, впервые со страниц средневековых хроник прозвучавшее, «Гороховец».
Зимой 1239 г. Батый взял Муром и пошел к Гороховцу. По дороге он закопал свою золотую карету и насыпал холм над ней. Впоследствии деревню около холма назвали в память той зимы Зимёнки. Впервые упомянуты в 1676 г.
Гороховец был сожжён дотла отрядом монгольских ханов Мункэ, Кадана и Бури в 1239 г., после чего жизнь в городе надолго замирает.
Вероятно, Гороховец был возобновлен вновь суздальско-нижегородскими или московскими князьями уже в XIV в., в годы подготовки к великой битве с татарами на Куликовом поле. Неизвестно кто его поднял из пепла. Всего вероятнее - князья возникшего в 1311 г. Нижегородского княжества, в состав которого он входил. В этот период времени в письменных источниках Гороховец упоминается рядом с Бережцом, и, всего вероятнее, что оба эти города вместе переходили несколько раз из Нижегородского княжества в Московское и обратно, пока в 1423-1425 гг. со всей территорией Нижегородского княжества не были окончательно присоединены к Москве.
В 1378 г. монголо-татары вновь появились у стен Нижнего Новгорода. Не приняв откупа, они сожгли город, а затем разорили княжество. Пострадало и Березовое поле, в окрестностях которого находился Гороховец.
В 1445 г. вблизи Гороховца происходит несколько сражений с войском казанского царя Ахмета, который «...пришел к Новгороду Нижнему и хотя ту зимовати, и по крещении прииде к Мурому, а князь велики поиде противу их; они же слышавшие побегоша от Мурома, а вьеводы великого князя угониша их и побеша их под Муромом и у Гороховца, под Гороховцем и в Нижнем Новгороде старом...». Сражения происходили в лютые крещенские морозы. Разгром татарского войска был полный. Бесстрастный летописец на страницах Софийского временника так говорит об этих событиях: «Тогды же князь велики и сам был в Муроме; и татар били по селам. Тогда застрелили Александра Иванова Костянтиновича в рот; и на боих руках знобили». Какова была судьба Гороховца во время этих сражений, можно только догадываться, анализируя записи из жалованной грамоты Великого князя Василия Васильевича Спасо-Евфимьевскому монастырю от 1462 г.: «...волостели мои Гороховские и их тивуни, и их доводчики, меж деревень монастырских не ставятся на пошлом стану на старом так же и мытники под монастырем мыта не наряжают, а сидят на мыте под городищем под Гороховским, как сидели прежде сего по старине...». Как явствует из этой фразы, через семнадцать лет после сражений с татарами в 1445 г. на месте города Гороховца были развалины. Также из этой фразы можно сделать вывод, что уже в XV в. у перевоза через Клязьму в Гороховце на посаде был расположен мытный двор, и в городе проживала княжеская администрация.

В жалованной грамоте великого князя Иоанна Васильевича Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю под 1485 годом записано «...дал есми ко Всемилостивому Спасу в монастырь, в Нижегородском уезде, в Гороховецкой волости, перекоп, что перекопал Юрьи Столник». Эта фраза ставит перед исследователями вопрос о наличии в окрестностях Гороховца какого-то еще не изученного исторического объекта — перекопа.
Ок. 1521 г. опять пылают Гороховец и его окрестности.
В 1539 г. отряды казанских татар вновь под стенами Гороховца. Город, обложенный со всех сторон, находится в осаде. Но неожиданно татары снимают осаду и поспешно уходят. Только чуду приписывают жители Гороховца свое избавление от беды. Возникает легенда, что стоявшие в осаде татарские воины неожиданно увидели поднимающегося над соседней с городом горой громадного русского воина. Посчитав это плохим предзнаменованием, татары сняли осаду с Гороховца, а гора получила название Пужаловой. Это возвышенность, отделённая от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас на ней расположен городской парк.


Пужалова гора

Никольский Гороховецкий монастырь

Напротив Гребенской горы с Никольским храмом высится Пужалова гора. На вершине Пужаловой горы - древняя сосновая роща, а на восточных склонах - вишнёвый сад.
Ок. 1508 г. великий Московский князь Василий Иванович пожаловал Гороховец в наместническое «кормление» боярину Прокофью Апраксину.
XVI в. на Руси оставил по себе память царствованием Ивана IV (Грозного). Через Гороховецкую волость прошли, направляясь к Казани и Астрахани, знаменитые полки победоносного царя, присоединившего к России Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Гороховец в XVI в. по-прежнему являлся волостным городом, но входил уже в состав Суздальского уезда Московского государства. В это время идет процесс активного заселения местностей, лежащих к северу от Ущего (Заклязьменского) бора. Активизируется торговая деятельность гороховчан. Роль Гороховца в экономике Московского государства набирает вес.
В 1563 г. Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу.
В сер. XVII в. Гороховец был вотчиной патриарха Никона. Примерно в то же время в Гороховецкой волости были вотчины князя Дмитрия Михайловича Пожарского и одного из предков писателя Александра Сергеевича Грибоедова.
В синодике Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря под 1645 годом записан на вечное поминовение «род Ивана Михайловича сына Грибоедова, Гороховленина». Кроме того, Гороховец все еще оставался крепостью.

В тяжелые годы «смутного времени» Гороховец в полной мере проявил свою преданность Родине. На протяжении ряда лет Владимирская земля стонала от бесчинств отрядов «тушинского самозванца» Лжедмитрия и его приспешников Лисовского, Каменского, Плещеева и касимовского царя Ураз-Магмета. Польские и литовские интервенты, а также русские изменники «загоняли крестьян многих: жгли и мучили или посекли, и в полон имали; и животы их грабили и разоряли». Однако в сумятице этих событий Гороховец, по примеру Нижнего Новгорода, принял твердое решение бороться с захватчиками.
В декабре 1608 г. гороховчане, не колеблясь, встают на сторону законного правительства. Владимирский воевода Вельяминов, предавший интересы своего отечества, пишет об этом гетману Сапеге: «И я посылал, подлинно проведывати, в Ерополческую волость володимерца Михаила Ондреева сына Бологовского с товарищи; и декабря в 16 день, Михайло в Володимерь с товарищи приехал, а сказал, что в Ерополчь приехали из Нижнего приводити к крестному целованью; а Гороховец и Павлов Острог своровали, крест целовали Василью Шуйскому».
Вероятно, отказ признать правительство Лжедмитрия гражданам Гороховца стоил определенных усилий, так как и среди них находилось немало изменников. Это видно из сообщения муромского воеводы посланного Яну Сапеге неделей раньше: «...писал к нам из Гороховца сын боярской, гороховленин Павел Дураков, что разогнали государевых людей под Нижним изменники, вышед из Нижнего, дрались по самую Балахну». Эти бои с войсками «тушинского вора» происходили со 2 по 7 декабря 1608 г.
Осенью 1611 г. нижегородский земский староста Козьма Минин начал свои увещания «помочь Московскому государству». Заручившись поддержкой жителей Нижнего, он призывает собрать ополчение и предлагает в его руководители князя Дмитрия Михайловича Пожарского, мужественно боровшегося с польскими интервентами и раненного в московских боях 19 марта 1611 г. Документы тех лет донесли до нас, что нижегородцы «а в начальники, кому ити с ратными людьми под Москву, обрали стольника князь Дмитрия Михайловича Пожарского, а князь Дмитрий в те поры был в вотчине своей в Суздальском уезде, а по него посылали нижегородца дворянина доброго Ждана Петрова сына Болтина».
Осенью 1611 г. князь Пожарский находился в своем вотчинном селе Нижний Ландех около Гороховца. В «Летописи о многих мятежах» сказано: «...и вздумаша (нижегородцы) послати... лучших людей к князю Дмитрию же Михайловичу, в то время бывшу у себе в вотчине лежащу от ран, от Нижнего 120 поприщь». После приезда в Нижний Новгород князя Пожарского работа по сбору ополчения активизируется. В октябре 1611 г. к ополчению примкнули Балахна и Гороховец. В составе ополчения Гороховецкий отряд прошел от Нижнего до Москвы и осенью 1612 г. участвовал в освобождении столицы от захватчиков. Смуте был положен конец. Но через четыре года внезапно объявился еще один претендент на русский престол. Польский королевич Владислав, ссылаясь на соглашение 1610-1611 гг. с боярами-изменниками, признавшими его царем, с войском Речи Посполитой и полками украинских казаков подступил к Москве. Еще не окрепшее после длительных внутренних раздоров и войн Московское государство с трудом остановило захватчиков под Москвой и заключило перемирие на 14,5 лет, по которому потеряло Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли с 29 городами. Это был тяжелый удар по России. Отголоски этой войны докатились и до Гороховца. Рыскавшие в поисках легкой добычи отряды украинских казаков (черкасов) из войска королевича Владислава в 1619 г. разграбили и сожгли Гороховец. Это событие нашло свое отражение на страницах писцовых книг за 1628 г., где впервые приводится краткое описание города. «А в писцовых книгах 136 году написано, города Гороховца, место городовое на горе на реке на Клязьме, а город сожгли черкесы в 127 году по мере всего оного городища двести сорок две сажени, да внутри в городе храм был Николы Чудотворца, да внутри в городе посацких людей были для осаднова времени были клетники сожгли черкесы в 127 году, да под городом внизу по реке Клязьме против городища был для осаднова времени острог тычиной и башни, и острог и башни сгнили, а каторги острожные гнилые выпали и те острожены побирали крайчева тиуны и городили наместнич двор, а иные острожины выгорели от черкаских людей и вода разнесла, а только ныне острогу стоячева сорок сажень да башня по Московской к большой дороге и то все сгнилож и поразвалилось, а по мере около всего острожного места девятьсот восемьдесят сажень и с стояч острогом, да Гороховские посацкие люди подали за руками роспись, а в росписи написано: в прошлом в 127 году отдали в Нижнем Новгороде Воеводе Борису Нащекину, да дьяку Дементью Образцову в Государеву казну Гороховского снаряду пушку медную полуторную, да четырнадцать пушек затинных...» Из записи следует, что будучи полностью деревянным, Гороховец благополучно пережил «смутное время» и в начале XVII зека имел укрепленный город и посад, а в 1619 году в результате военных действий с «черкесами», город был сожжен, а укрепления посада пострадали частично и к моменту написания писцовой книги пришли в ветхое состояние. Из дальнейшего подробного анализа записи следует, что уже в конце XVI века в самом городе, расположенном на горе, жители не проживали. Внутри укрепления находился лишь «храм Николы Чудотворца» и временные бараки или казармы-«клетники», где проживало население Гороховецкого посада только в период военных действий.
В XVII в. город переживает бурный расцвет. Из документов 1646 г. видно, что город отстраивается вновь: «...на посаде съезжая изба строена посадскими и уездными людьми, двор воеводский, бывший двор городничего пустой, у Клязьмы таможня и двор кабацкой у ручья винокурня и пивоварня». С этого времени город начинает развиваться на месте бывшего посада, а в старом городе на горе «по грамоте царя Михаила Федоровича учинен монастырь». Всего в Гороховце в 1646 г. насчитывалось 260 дворов, в том числе 195 торговых и ремесленных людей с населением 388 человек мужского пола. Среди населения города стал преобладать торговый и ремесленный элемент, что обуславливалось выгодным торговым положением его. И неудивительно, что после войн и разорений Гороховец начинает активно торговать. Для гороховчан это было не новым делом. Недаром в соборном храме Благовещения был устроен придел Макария Желтоводского - покровителя торговли. Увеличивается приток средств в государственную казну из Гороховецкой таможни.
В 1633 г. царь Михаил Федорович обновляет ранее данную грамоту о сборе пошлин в Гороховце, из которой видно, что «...в Гороховце изстари та пошлина сбирается, и та пошлина сбирали по-прежнему, как имано изстари и как во всем государеве казне прибылнее». Приток капитала начинает накладывать отпечаток на облик Гороховца. На богатые вклады именитых граждан города строятся первые каменные здания. В это время известность Гороховца и его торговых людей шагнула далеко за пределы Владимирщины. Этому способствует и введение в 1667 г. «Новоторгового устава». Торговые интересы гороховецких купцов вышли за рамки Нижегородской и Макарьевской ярмарок. Предприимчивые торговцы из города на Клязьме находят применение своим капиталам в недавно присоединенной к России Сибири. Продукцию из Гороховца ждут землепроходцы на далекой Лене.
На плане Гороховца 1771 г. были обозначены «кожевенные каменные заводы Гороховецких купцов и сибирских железных заводов содержателей Ефима и Сергея Алексеевых детей Ширяевых». Снежные шквалы Ледовитого океана трепали на кочах Семена Дежнева паруса, сшитые суровыми нитками, спряденными в Гороховецком уезде. В 1664 г. воевода Якутского острога И.Ф. Голенищев-Кутузов писал в Москву: «...А надобно, великий государь, для твоих дальних и годовых многих служб... прядена на бечевы Гороховского, что прядетца, государь, в Гороховце, и на сшивку твоих, великий государь, соболей, и на сшивку ж парусов и... на неводные сети...». Богатыми пожертвованиями на сооружение храмов стараются заслужить себе уважение в обществе и увековечить свое имя гороховецкие купцы.
В 1679 г. «гостиной сотни торговый человек» Семен Ершов воздвигает на свои средства каменный храм Знамения Богородицы за Клязьмой на территории основанного в 1598 г. мужского монастыря; тремя годами позднее он же дает деньги на строительство Троицкого Собора в Никольском монастыре. На этом благотворительность его не кончается. Вскоре на средства Ершова закладывается соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1700 г. Не отстает от Ершова и другой гороховецкий купец Григорий Авдеевич Ширяев, который субсидирует строительство законченного в 1689 г. каменного храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
К XVII в. относится и время возведения в Гороховце церкви Иоанна Предтечи, церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского, а также двухэтажного каменного Воскресенского храма. В глухом Заклязьменском бору к северу от Гороховца в 1650-е гг. возникает Флорищева пустынь, вблизи которой ежегодно устраивается осенняя Успенская ярмарка. Широкая известность этого монастыря позволяет ему в относительно короткий срок накопить в своих стенах огромные исторические и культурные ценности. В монастырской библиотеке хранилось 349 книг и 188 рукописей, среди которых были сочинения Юрия Крижанича, Посошкова и других. Знаменитый русский «изограф», один из замечательных новаторов церковной живописи Симон Ушаков, состоявший в родстве с тогдашним настоятелем монастыря Илларионом, написал для Флорищевой пустыни несколько икон. Первый биограф Ушакова Г. Филимонов в конце прошлого столетия обнаружил и описал во Флорищевой пустыни пять икон этого выдающегося мастера. Увековечивая память о себе строительством каменных храмов, гороховецкое купечество не забывало и о своих насущных потребностях. В городе одновременно с каменными церквями строятся и каменные жилые дома, и административные здания. До наших дней дошло 8 гражданских каменных зданий, построенных в XVII-XVIII вв.

В нач. XVIII в. Гороховец достиг апогея своего развития. Городское купечество активно способствует делам преобразователя России Петра I, поставляя для нужд войска сукно и равендук, железо и пеньку, лес и кожевенные товары. В 1712 г. исполнилась заветная мечта великого реформатора: Россия отказалась от закупок оружия за границей и одела армию в мундиры из русского сукна. Среди купечества Гороховца появляются новые имена. Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний. Гороховец вошел в состав Казанской губернии. Но через одиннадцать лет Московскую губернию разделяют на 9 провинций. С этого времени до 1778 г. Гороховец входит в состав Владимирской провинции Московской губернии.

В царствование Петра I Россия получила выход в Балтийское море и временно в Черное. Это существенно расширило торговые возможности страны. Промышленность сосредотачивается в крупных городах и на Урале. Ярмарки и торговые центры внутри страны утрачивают свое прежнее значение. Все это отрицательно сказывается на торгово-экономической жизни Гороховца. Постепенно он теряет свое былое значение, и в его жизни начинает ощущаться застой. Состояние города и уезда в сер. XVIII в. без прикрас характеризует ответ Московского магистрата на запрос «Российской академии наук», присланный в 1760 г. и обработанный Людвигом Бакмейстером: «В сем городе по данным нынешней третьей переписи о числе мужеска полу душ сказкам купечества написано 621, а дворовых людей 9 душ. Купечество Гороховское от части достаточно, от части посредственно, а больше бедно; некоторые из них имеют кожевенные заводы, в которых делают красный юфтяной товар, и на продажу отпущают сухим путем в Санкт-Петербург; иные имеют мыловари; другие жь покупают лен, пеньку, смолу, бочки; так же и домашний разный крупный и мелочный товар отвозят водою до Астрахани: напротив того оттуда привозят разную засольную рыбу, зернистую в бочках икру и говяжье сало для варения мыла. Из обывателей Гороховецкого купечества несколько находится колокольных литейников, котельников, кузнецов, серебряников, портных, оконишников, печников, сапожников, рукавишников, корчажников, которые в сих мастерствах посредственно искусны, и по причине малого употребления оных их художеств в Гороховце мало в них и упражняются, ...обыватели Гороховца упражняются и в кирпичных, столярных, плотничных и рыболовных работах и из оных ремесел посредственное литье колоколов и делание медных котлов, посуды и кузнечество находится в лучшем состоянии. В Гороховском уезде по поданным к нынешней третьей переписи о числе мужска пола душ сказкам написано 6607 душ. В том числе находится несколько и раскольников». Это описание Гороховца было опубликовано в первом томе «Топографических известий», вышедшем в 1772 г. Годом ранее, вероятно для этого же труда, в апреле 1771 г. составляется «План Московской губернии, Володимирской провинции города Гороховца». На нем обозначено: «каменных монастырей и церквей - 8, каменных купеческих домов - 9, казенного каменного строения домов - 3, деревянных купеческих дворов - 221, деревянного разночинного строения – 49». Любопытно, что в числе 49 дворов «разночинного строения» 13 принадлежат отставным солдатам и солдатским вдовам. Среди домовладельцев города фамилия купцов Ершовых уже не фигурирует. Зато часто упоминаются купцы Ширяевы. Колоколенный, мыленный и корчажный заводы принадлежали соответственно купцам Судоплатову, Скосыреву, Елизарову

В 1778 г. была учреждена Владимирская губерния, и Гороховец стал уездным городом.

Н.И. АНДРЕЕВ Гороховецкий край
Очерки прошлого Гороховец, 1995.

Гороховецкий уезд
Гороховец во времена Возрождения. Золотой век
Гороховец в период Петровских времен и послереформенное время
Гороховец и уезд в период от 1861 г. до февраля 1917 г.

28 мая 2014 года Президент Российской Федерации В. Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 850-летие г. Гороховца.
Ассоциация малых туристских городов России создана в 2007 году. Ее цель - создание и продвижение конкурентоспособного туристского продукта, а также представление интересов малых туристских городов на уровне федеральной власти. 12 июля 2015 года Гороховец был официально принят в Ассоциацию.

Герб и флаг города Гороховец

16 августа 1781 г. утверждается герб города Владимира (на красном фоне лев, имеющий на голове корону и держащий в передней лапе крест). Одновременно получает герб и Гороховец. Он повторяет в верхней части губернский, а в нижней имеет изображение гороховых стеблей на золотом фоне.


Герб города Гороховец (1781 г.). В золотом поле выращенный на черных тычках горох.

Герб города Гороховец

В золотом поле на зелёной земле - пять чёрных тычков (шестов) и на каждом из них - по вьющемуся зелёному стеблю гороха.

Герб города Гороховец, в соответствии с Законом Владимирской области от 6 сентября 1999 года N 44-ОЗ "О гербе Владимирской области" (Статья 6), может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
- без вольной части;
- с вольной частью - четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба города Гороховец с воспроизведенными в нем фигурами из герба Владимирской области.
Герб города Гороховец в соответствии с протоколом заседания Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 23-24 марта 2005 г. № 24 пункт 8 может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики:
Герб города Гороховец создан на основе исторического герба города Гороховец Владимирского Наместнечества, Высочайше утверждённого 16 августа 1781 года., подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ золотомъ пол? вырощенный на черныхъ тычкахъ горохъ, означающiй имя сего города".
Гороховец - один из старейших городов Владимирской земли, первое упоминание о нём относится к 1239 году, когда он был опорным пунктом Владимиро-Суздальского княжества. Сейчас Гороховец один из красивейших городов Владимирской области, сохранивший множество памятников архитектуры.
Использование исторического герба символизирует преемственность поколений и бережное отношение к своему прошлому местных жителей.
Золото - символ богатства, урожая, стабильности, уважения и интеллекта.
Зелёный цвет - символ здоровья, жизненного роста, природы.
Чёрный цвет - символ скромности, мудрости и вечности бытия.

Авторская группа: реконструкция герба: Константин Мочёнов (Химки); художник, компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва); обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково).
Утвержден решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец (#12) от 11 мая 2007 года.

Источник: Союз геральдистов России.


Флаг города Гороховец

Прямоугольное желтое полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, несущее вдоль нижнего края зеленую полосу в 1/4 полотнища и изображения пяти смещенных к вертикальной оси зеленых гороховых стеблей на черных жердях (низ этих изображений заходит на полосу).

Обоснование символики:
Флаг города Гороховец создан с учётом его герба, разработанного на основе исторического герба города Гороховец Владимирского Наместничества, Высочайше утверждённого 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ золотомъ поле вырощенный на черныхъ тычкахъ горохъ, означающiй имя сего города".
Жёлтый цвет - символ богатства, урожая, стабильности, уважения и интеллекта.
Зелёный цвет - символ здоровья, жизненного роста, природы.
Чёрный цвет - символ скромности, мудрости и вечности бытия.

Авторская группа: идея флага: Константин Мочёнов (Химки); художник, компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва); обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково).
Утвержден решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец (#13) от 11 мая 2007 года.

Источник: Союз геральдистов России.
Владимирское Залесье и Ярополчье Гороховецкое.
Владимирские князья.

Монастыри Гороховецкой земли

Никольский Гороховецкий мужской монастырь
- Троице-Никольский собор.
- Часовня-памятник на месте Покровской церкви.
- Часовня-киворий над усыпальницей Кожина.
- Церковь Иоанна Лествичника с трапезной палатой.
Гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца скит
- Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца с приделом во имя прп. Сергия Радонежского.
Знаменский Красногривский женский монастырь
- Церковь Знамения Богородицы.

Сретенский Гороховецкий женский монастырь
- Собор Сретения иконы Владимирской Божьей Матери.
- Церковь Сергия Радонежского.

Васильевский-Мячковский мужской монастырь

Флорищева-Успенская мужская пустынь. Посёлок Флорищи, Володарский район, Нижегородская область.

Храмы Гороховца

- Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
- Церковь Воскресения Христова.
- Церковь Всех Святых.
- Церковь Казанской иконы Божьей Матери.
- Церковь Трех Святителей Великих.
- Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
- Часовня соборная.

МОНАСТЫРИ Владимирской области

Музеи

МУК Гороховецкий историко-архитектурный музей.
Дом Сапожникова - Ершова, Выставка самоваров.
Музей в храме Иоанна Предтечи.
МУК «Центр традиционной культуры» с. Фоминки.
Дом Шорина «Межпоселенческий Дом народного творчества и ремесел»
Дом Опарина

Музеи Владимирской области.

Владимирская область

Гороховецкий район.
Город Бережец.

Copyright © 2015 Любовь безусловная




Источник: http://www.xn----8sbeckebljavc8azc9o.xn--p1ai/load/gorokhoveckij_uezd/n_i_andreev_gorokhoveckij_kraj/6-1-0-19
Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (27.01.2013)
Просмотров: 7133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016