Четверг, 28.03.2024, 17:42

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Разрушенные и закрытые храмы Владимира

В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871.-N15).
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...». К нач. XVIII в., на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода.

Скорбященская церковь

Церковь в честь иконы Божией Матери «всех скорбящих радости» устроена в 1826 г. На средства казны во Владимирском тюремном замке.
Престол в ней был один в честь иконы Божией Матери «всех скорбящих радости».
С 1841 г. при этой церкви существовал особый причт, состоящий из священника и псаломщика. В 1867 г. по ходатайству тюремного комитета определено было вместо «причетника диакону – псаломщику. На содержание причта есть особый окладъ: священнику 480, диакону 180 р. въ годъ. Кроме сего, причтъ пользуется процентами съ капитала 200 р. Церковныхъ домовъ для причта нетъ». Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.

Церковь св. Петра митрополита

В патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь св. Петра митрополита за земляной осыпью.
Эта церковь находилась на Мещанской улице.
В 1682 г. слово «митрополита» зачеркнуто, а написано сверху «Павла». Может быть, церковь за это время была перестроена и престол в ней переименован.
В 1710 г. при этой церкви священником был Михаил Прокофьев, в 1715 г. – Григорий Иванов.
В Топографическом описании г. Владимира о Петропавловской церкви замечено, что она построена издавна и что при ней есть теплая церковь во имя св. пророка Илии. Во время пожара 1778 г. обе эти церкви сгорели и не были построены вновь, но в память Петропавловской церкви купцом Петровским был устроен придел того же имени при Пятницкой церкви.
При этой церкви был хемельный надел: «1) пожня въ Юрскомъ лесу 155 с. Длины и 28 ширины и 2) пожня у Долгаго озера 140 с. Длины и 25 ширины». Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.

Пятницкая (Знаменская) церковь

Адрес: ул. Б. Московская, д. 32 (кафе «Блинчики»)


Пятницкая (Знаменская) церковь


1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь великомученицы Христовы Пятницы… дани девять алтын две деньги, наместничьих и заезда гривна». С 1656 г. дань с Пятницкой церкви была увеличена: положено 33 алтына с деньгою, а в 1712 г. – рубль тринадцать алтын с деньгою. В 1715 г. при этой церкви священником был некто Петр Иванов, дьяконом Афанасий Михайлов.
В 1719 г. 1 окт., во время бывшего во Владимире страшного пожара, Пятницкая церковь сгорела, а в следующем году на погорелом месте построена была новая деревянная церковь.
в Топографическом описании г. Владимира 1761 г. относительно Пятницкой церкви сказано: «церковь Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1720 г. оная издревне по писцовым книгам пишется по имеющейся при ней теплой церкви во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, почему и ныне именуется Пятницкою».
В 1770 г. вместо деревянной церкви построена каменная, рядом каменная колокольня. На одном из колоколов сохранилась следующая надпись: «лета 7190 (1682) марта в 11-й день дал сей колокол во град Владимир к церкви Знамения Пресв. Богородицы и св. мученицы Парасковии по обещанию по своих роди телех и по своей душе в вечный вклад Владимирской Ямской охотник Яков Никифоров Тезиков».
Первоначально церковь была разделена на холодную и теплую. Позже обе были объединены; и церковь стала вся тёплой.
Храм имел 3 престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в пределах - во имя Св. мученицы Параскевы Пятницы (с правой стороны) и во имя Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (с левой стороны).
«Церкви принадлежит каменный двухъэтажный дом, в котором живут священно-церковно-служители Пятницкой церкви, и торговыя лавки; арендная плата за эти лавки идет в пользу церкви (в 1889 г. получено 1070 р.). Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание его составляют составляют: арендная плата за сенокосную землю, проценты с капитала 6314 р., завещаннаго разными лицами на вечное поминание, и доходы от служб и требоисправлений – всего 2552 р. 47 к. (в 1889 г.) При церкви в пользу причта имеются две пожни – 7 дес., план и межевая книга на эту землю имеются. В приходе числится 529 душ муж. п. и 643 жен. п., живущих в г. Владимире; кроме этого в деревне Полу-сельце, находящейся в 5 верст. От приходской церкви, 93 душ муж. п. и 92 жен. п. Все православные.
В храме крещен сын владимирского губернатора П.Г. Лазарева Михаил Петрович - будущий мореплаватель и открыватель Антарктиды.

Придел в честь св. ап. Петра и Павла устроен в память существовавшей еще в прошлом столетии церкви во имя ап. Петра и Павла (на её месте на Мещанской улице стояла небольшая каменная часовня). В 1779 г. эта церковь сгорела, а в 1780 г. купец Петровский пристроил придел к Знаменской церкви во имя св. ап. Петра и Павла, который до 1850 г. считался отдельной церковью «с своими документами и формальностью».


Большая Московская улица. Ок. 1913 г.
Справа: высокий трехэтажный кирпичный дом (ныне № 28 по ул. Б. Московской) с балконом, двумя навесами крылец, вывесками; на одной из которых надпись: “Владимирское жандармское (или акцизное) управление”, трехэтажный, но более низкий дом причта Пятницкой церкви, одноэтажная лавка свечного епархиального завода (не сохр.), Пятницкая церковь с круглой колокольней с витым шпилем (1770, снес. 1960).

В 1929 г. храм закрыли.
Здание использовалось для различных учреждений, в их числе областная филармония.
60-е гг. ХХ столетия. Храм снесли.


Знаменская (Пятницкая) церковь. 1958 г.


В настоящее время на этом месте устроен цветник, а южнее находится стекляный павильончик, в котором размещается кафе «Блинчики».

ДОМ ПРИЧТА ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Нынешний дом N30 по ул. Большая Московская принадлежал стоявшей рядом Знаменской (Пятницкой) церкви, разобранной, к сожалению, уже в нынешнее время. Дом этот построен был тоже на рубеже XVIII и XIX вв., использовался, и основном, под жилье церковного причта. Однако и здесь первый этаж отведен был под торговые заведения, сдававшиеся в наем, в частности, купцу Мошатину, торговавшему сбруей, кнутами и другим товаром. Ридом с церковью построены были еще две одноэтажные лавки, в одной из которых торговали свечами, в другой - москательным товаром.

Николо-Златовратская церковь


Николозлатовратская церковь 1628-1929 гг.

Адрес: ул. Б. Московская, д. 9

Церковь во имя Николая Чудотворца называется Златовратская потому, что находилась вблизи от так называемых «Золотых ворот».
Когда в первый раз построена на этом месте церковь, сведений не сохранилось.
1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь великаго Чудотворца Николы Золотоворотского в посаде в земляной осыпи… дани десять алтын две деньги». С 1656 г. по новому дозору Семена Извольскаго церковь стала платить «32 алтына, заезда гривну». Эта церковь была деревянная.
В 1690 г. был построен каменный храм на месте деревянного.
В 1710 г. устроен предел в честь Cв. мученика Иоанна Воина. Священником в то время при церкви был некто василий Борисов, диаконом его родной брат Алексей Борисов, а в 1715 г. этот Алексей Борисов был уже здесь священником.
В 1796 г. церковь была «возобновлена», но в чем состояло возобновление, не известно.
В 1854 г. к существующему придельному храму пристроен придел во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».
При храме каменная колокольня высотой 22 сажени, время её построения не известно.


Большая Московская улица. Грачев Н.П. 1884-1887 гг.
Колокольня Николо-Златовратской церкви с большим колоколом и выступающий портик церкви (1690; снес. 1930).

Храм имел 3 престола:
в «холодной» - во имя Cв. Николая Чудотворца, в «теплой» - во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с правой стороны) и во имя Св. Иоанна Воина (с левой стороны). «В числе икон обращают на себя внимание древностью своего письма: 1) Местная храмовая икона святителя Николая и 2) Икона Божией Матери Одигитрии – троеручицы; внизу иконы по правую сторону изображен Иоанн Креститель, по левую мучен. Марин; икона эта писана на Афонской горе на кипарисной доске и принесена оттуда архимандритом Феофаном в 1686 г. Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляют: проценты с капитала 1891 р., положеннаго на вечное поминовение, доходы от служб и требоисправлений и арендная плата с усадебной и сенокосной земли – всего около 1800 р. в год. Земли при церкви усадебной 781 кв. сажень, три сенокосных пожни; на усадебную землю и две пожни план и межевая книга имеются, а на третью пожню плана нет. Причт живет в церковном доме. В приходе Николо-Златовратской церкви по клировым ведомостям числится 286 душ муж. п. и 342 жен. п.; все православные и живут в г. Владимире.


Николо-Златовратская церковь. Нач. ХХ в. Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Дом №9 ул. Б. Московская на месте Николо-Златовратской церкви.

Храм славился своим хором, который и отличие от архиерейского был смешанным.
После октября 1917 г. по требованию владимирских пожарников, которым колокольный звон мешал отдыхать, последовало его запрещение советскими властями.
В 1929 г. «Совкиножурнал» в сюжете «Город богомольный становится безбожным» запечатлел момент сбрасывания колокола с колокольни Николозлатовратской церкви.
На его месте стоит жилой трехэтажный дом.

Ильинская церковь (верхний этаж)


Ильинская церковь (справа). Слева Богословская церковь.

Адрес: ул. Б. Московская, д. 75а

Время первоначального основания этой церкви относится к пол. XVII в. В патриаршей окладной книге в первый раз внесена она в качестве «прибылой вновь» в 1656 г. и по дозору Семена Извольскаго положено дани пять алтын четыре деньги. Эта древняя Ильинская церковь была деревянная и безприходная.
В октябре 1719 г. эта церковь во время сильного пожара «сгорела Божиим изволением вся без остатку», как доносил в патриарший казенный приказ Ильинский поп Патрикий Никитин. 11 марта 1720 г. дан был указ о построении на прежнем погорелом месте новой деревянной теплой церкви во имя свят. Пророка Илии; но, вероятно, по недостатку средств постройка долго не могла осуществиться, потому что в Топографическом описании г. Владимира 1761 г. сказано: «церковь св. пророка Илии деревянная, построена в 1757 г.»
В 1773 г. на средства прихожан построена каменная двухъэтажная пятиглавая церковь с шатровой под трапезою колокольнею. В 1872 г. с южной стороны пристроен к церкви придел.
«Престолов в церкви три: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем во имя св. в. муч. Варвары и в новом приделе в честь Божией Матери «всех скорбящих радости». Церковь пользуется процентами с вклада 881 руб. 50 к. Причта по штату положено – священник и псаломщик… Церковных домов для причта нет. Прихожан при Ильинской церкви по клировым ведомостям числится – постоянных 208 душ муж. п. и 264 душ жен. п. и временно состоящих в приходе 19 душ муж. п. и 65 жен. п.; все православные и живут в г. Владимире».
Ильинская церковь с шатровой колокольней были снесены в 1932 г. Теперь на этом месте детский сад N 30.


Иконостас холодной Ильинской церкви (верхний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В небольшом сводчатом помещении (восьмерике) с угловыми тромпами (видны два, со связями), боковыми арочными нишами, аркой в центре и настенными росписями двухъярусный иконостас с накладной золочёной резьбой (XVIII в.). В центре прорезные царские врата с двумя овальными и четырьмя круглыми медальонами.
По сторонам по две иконы (их нет, в пустых рамах видна кирпичная кладка) и малые врата между ними. Под иконами и царскими вратами тябла с накладной резьбой. Над иконами овальные медальоны в прорезных рамах. Между ярусами карниз. Во 2-м ярусе Вседержитель, под ним горизонтальная икона в рамке; по бокам по одной иконе, под ними тябла с резными накладками и круглыми медальонами. Между иконами обоих ярусов витые колонки. По краям 2-го яруса поперечные доски с резьбой и резные уголки, за которыми видна роспись на тромпах: слева Матфей с ангелом, справа Иоанн с орлом. В центре паникадило, по бокам напольные резные киоты с иконами, хоругвь. Перед иконостасом солея с круглым амвоном, выложенная метлахской плиткой.
Снимок мог быть сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.
Надписи. На обороте, чернилами: «Ильинская церковь в г. Владимире. Иконостас холодной церкви (верхний этаж)».

Варваринская церковь (нижний этаж)


Иконостас тёплой Варваринской церкви (нижний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

Ярусный иконостас (XVIII в.). В кадре два яруса высоких икон. Царские врата раскрыты, в проёме виден престол, накрытый скатертью, со стопкой книг и подсвечниками. За престолом алтарная ниша высотой в один ярус икон, с оконным проёмом. По сторонам царских врат по две иконы с арочным верхом и раскрытые малые врата. Три иконы сняты: в двух пустых рамах видны простенки, в одной алтарная ниша; колонки между иконами отломаны. Под иконами филёнки с розетками. За южными вратами белая кафельная печь. Между высокими ярусами малый ярус с Господскими праздниками. Ярусы разделены карнизами. Иконы 2-го яруса прямоугольные, с парными святыми в рост, между ними рельефные колонки. В центре, над царскими вратами двойная арка, небольшая икона Спасителя с ангелами и паникадило. Слева на переднем плане сложенные кучей иконы; одна – Боголюбской Богоматери – стоит отдельно. Справа простенок с аркой.
Снимок, вероятно, сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.
Надписи. На обороте, чернилами: «Ильинская церковь в г. Владимире. Иконостас тёплой церкви (нижний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».

Есть предание, что престол во имя св. в. муч. Варвары устроен в Ильинской церкви в память бывшей некогда особой церкви в местности, называемой «Варваровка», где существовала часовня; никаких исторических сведений о ней не сохранилось; вероятно, она упразднена ещё до XVII в., потому что не занесена в патриашие книги 1628 г.
В Ильиской церкви находилась древняя икона св. Варвары.

Богословская (Троицкая) церковь


Богословская (Троицкая) церковь

Адрес: ул. Б. Московская, д. 92а
Иоанно-Богословская церковь находилась в восточной части г. Владимира в «ветчаном городе, за Ивановскими воротами».
Очевидно, церквоь была построена после 1628 г., когда производилась перепись патриаршей области, в которой Богословская церковь не упомянута, а в 1656 г. она обозначена. Она существовала уже в 1643 г., как видно из надписи на уставе, сохранившемся в Успенском соборе. В этой надписи сказано, что патриарх Иосиф в 7151 г. дал сию книгу «в Володимеръ къ церкви Iоанна Богослова, что на посадъ».
Первое письменное упоминание - 1656 г. «...церковь Ивана Богослова в Володимере за Ивановскими вороты...» значится прибылою вновь в патриарших окладных книгах.
«В 175 (1667) г. велено сей церкви землею владеть патриаршу сыну боярскому Обрамцу Боровитинову из старой дани с нынешняго 175 г., по коихъ местъ у той церкви попъ будетъ». По каким-то обстоятельствам при Богословской церкви в данное время священника не было. Но в 1677 г. дань с этой церкви платил уже поповский староста, что указывает на вновь поступившего сюда священника. «Въ 204 (1696) г. данъ антиминсъ во градъ Владимиръ на посадъ къ церкви свят. Апостола и евангелиста Iоанна Богослова на старый престолъ».
в 1719 г. во время страшного пожара во Владимире Богословская церковь сгорела. В 1720 г. 2 ноября в патриаршем приказе напечатан «указъ о строении церкви по челобитью города Володимiра церкви Iоанна Богослова попа василия григорьева; велено ему за Ивановскими вороты на прежнемъ церковномъ погореломъ месте построить вновь теплую церковь во имя преподобнаго отца Онуфрiя Великаго». Этот указ свидетельствует о существовании при Богословской церкви другой теплой церкви в честь преподобного Онуфрия. Это была не самостоятельная церковь. время основания Онуфриевской церкви неизвестно. В 1721 г. она была выстроена и тот же поп Василий Григорьев просил патриарший казенный приказ дать указ об освящении её Владимирского Успенского собора протопопу Стефану Яковлеву.
Что касается холодной Богословской церкви, то построение её вероятно по недостатку средств отсрочено было на неопределенное время и долго не могло состояться. В Топографическом описании провинциального города Владимира 1761 г. упоминается только «церковь во имя св. Онуфрия Великаго – деревянная, построена в 1720 г.».
Только в 1775 г. была построена каменная церковь Иоанна Богослова с приделом в честь Онуфрия Великого, какова была построена с разрешения Преосвященного Иеронима и существовала до 1830 г.
В 1830 г. церковь была расширена пристройкой трапезы.
В 1840 г. построена каменная колокольня.
В храме было 3 престола (на конец 19 в.): в «холодной» - во имя Пресвятой Троицы, в «теплой» - во имя Иоанна Богослова и во имя преподобного Онуфрия.
«Изъ предметовъ древности въ церкви сохранилось евангелие въ четверть листа, напечатанное въ 1668 г., при царе Алексее Михайловиче съ благословения патриарха Iоасафа; сохранился небольшой четыреконечный крестъ; въ него вставленъ маленький деревянный крестикъ съ частицами св. мощей Печерскихъ Угодниковъ; другой серебряный крестъ «тельный» съ частицами мощей Муромских Чудотворцевъ; третий – деревянный съ 7 частицами мощей неизвестныхъ Угодников. Кресты эти пожертвованы въ церковь разными лицами. При церкви для ограды имеется земли 12 саж. Поперечнику и 18 длиннику. На содержание церкви есть капиталъ въ 2500 р.; изъ процентов съ этого капитала часть расходуется на масло для неугасимой лампады, 9 р. 50 к. на бедных Богословскаго прихода, а остальное на нужды церкви. Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. Церковных домовъ для причта нетъ. При Богословской церкви числится прихожанъ 237 душъ муж. пола и 343 жен. все православные, живутъ въ городе».


Большая Нижегородская улица. 1904 г.
Справа - Богословская церковь со шпилевидной колокольней и теплым храмом (1775, 1830, снес. 1933); здание духовной семинарии (сер. XIX в., архит. Н.А. Артлебен).

Имя храма носил Богословский переулок, переименованный в 1927 г. в ул. Учпрофсож. В 1991 г. историческое имя переулку возвращено.
Сейчас это своеобразный памятник церкви, ибо сам храм снесен. На его месте находится дом 92а по ул. Большая Московская.



ул. Большая Московская, д. 92а


Церковь Святых жен Мироносиц


Церковь в честь Святых Жен-Мироносиц. 1776 г. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. (ГИМ)

Адрес: ул. Карла Маркса

1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь Св. женъ Мироносицъ на посаде за городомъ… дани 12 алтынъ 4 денги, наместничьихъ гривна». В 164 (1656) г. дань с этой церкви была увеличена: «положено 32 алтына две деньги. Въ 1710-1715 гг. священникомъ здесь былъ некто Яков Ивановъ».
В XVII при Мироносицкой церкви была другая теплая деревянная церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, с приделом во имя св. Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев.
В 1732 г. священник Мироносицкой церкви Александр Яковлев доносил в казенный синодальный приказ, что эта церковь «стала быть ветха и кровля огнила и на оную церковь лесъ изготовленъ»; посему он просил разрешить разобрать её с приделом и вновь построить теплую церковь во имя «Одигитрия Пресв. Богородицы». По справке в приказ оказалось, что «по окладнымъ книгамъ 732 г. въ Мироносицкомъ приходе было 49 приходскихъ дворовъ, въ писцовыхъ книгахъ 133 и 134 (1625 и 1626) гг. написано: «пожня 30 копенъ да пожня 20 коп.» Между тем священ. Александр Яковлев заявил, что он желал бы освятить новую церковь «не во имя Одигитрия Пресвятыя Богородицы, а въ честь Введения во храмъ Пресвятыя Богородицы». 31 января 1732 г. просимое разрешение было дано и в том-же году теплая церковь была построена. В 1732 г. для холодной Мироносицкой церкви понадобился новый антиминс, потому что в декабре 1731 г. «воровские люди покрали многия церковныя вещи и въ томъ числе съ престола освященный антиминсъ», и богослужение поэтому в церкви не совершалось. Эта холодная церковь существовала до 1756 г., когда вместо неё была построена новая деревянная Мироносицкая церковь и при ней теплая церковь во имя Входа в храм Богородицы (1732 г.). В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. отмечено: «церковь св. женъ Мироносицъ деревянная, построена въ 1756 г.; при ней тепла церковь во имя Входа во храмъ Пресв. Богородицы, построена въ 1732 г.»
В 1776 г. вместо этих деревянных храмов построена каменная церковь, к которой с северной стороны была пристроена крытая каменная галлерея. На церковной главе железный прорезной вызолоченный четвероконечный крест с короною вверху и полулунием внизу.
Одновременно с храмом построена каменная колокольня.
Храм имел 2 престола: в «холодной» - во имя Св. жен Мироносиц, в «теплой» - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
«Изъ св. иконъ обращаютъ на себя внимание следующия: 1) Толгская икона Божией Матери – копия съ чудотворной иконы того-же имени, сделанная въ 1747 году, 2) Храмовая икона св. женъ Мироносицъ, риза ея шита золотомъ и серебромъ, а одеяние ангела и св. женъ Мироносицъ унизано жемчугомъ съ драгоценными камнями, 3) иконы Спасителя и св. Николая Чудотворца стариннаго письма; эти иконы пользуются большимъ уважениемъ прихожанъ, 4) икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сохранился также старинный напрестольный крестъ деревянный, обложенный серебромъ, съ частицами св. мощей Иоанна Предтечи, Еван. Луки, ап. Андрея, ап. Филиппа, архидиакона Стефана, царя Константина, преп. Ефрема Сирина, мучен. Пантелеймона, муч. Христофора, друга Божия Лазаря, Иоанна Воина, преп. Феофана чудотв. Причта по штату положено – священникъ и псаломщикъ… Церковныхъ домовъ для причта нетъ. Въ приходе по клировымъ ведомостямъ числится 147 душ муж. пола и 176 жен. п., все православные и живутъ въ г. Владимире».

Газета «Призыв» за 25.10.1928 г. напечатала постановление губисполкома: «Президиум губисполкома согласился с ходатайством Владимирского горсовета и постановил расторгнуть договора, заключенные с верующими на Сергиевскую, Ильинскую и Мироносицкую церкви».


Вокзал и церковь Святых жен Мироносиц (слева)

Мироносицкая церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.

Вид с севера, сверху. Ансамбль каменной приходской церкви трапезного типа (1776, снес.1929). Холодный Мироносицкий храм: двухъярусный четверик с четырехскатной кровлей и ярусным верхом - два убывающих четверика, один световой, другой глухой, все с угловыми лопатками, и луковичная главка на круглой шее. Крест четырехконечный, с короной и полумесяцем. Окна с богатыми наличниками разных фасонов. Слева прямой выступ алтарной апсиды. Справа примыкает теплая трапезная Введенская церковь с двускатной кровлей и печной трубой. Трапезная переходит с севера в открытую арочную галерею с треугольными фронтонами на флангах, левый фронтон служит крыльцом холодной церкви. Справа над трапезной высокая колокольня: двухъярусный четырехгранный столп с колоколами в ярусе звона и небольшой шатер с одним ярусом окон – “слухов”. Справа около входа в галерею невысокое сооружение в виде часовенки с крестом. Все здания побелены, светлого тона с белой отделкой, кровли железные, темные. На галерее водосточная труба, прислоненная лестница. Перед храмом палисадники с деревцами. На переднем плане и по сторонам церкви – жилая и усадебная деревянная застройка Мироносицкой улицы. В глубине – строения железнодорожного вокзала (1860-е, снес. 1974), панорама поймы реки Клязьмы.
Надписи. На паспарту наклейка: “Храм во имя св. жен мироносиц во Владимире. Храм этот прежде был деревянный и как видно из старинных актов, в пол. XVII в. уже существовал. Каменный ныне существующий храм построен в нач. XVIII в. и в последнее время богато украшен усердием старосты купца Н.В. Боровецкого. В этом храме изволил слушать божественную Литургию Государь Император во время проезда по железной дороге с Государыней Императрицей и В. Княжною Мариею Александровною в Нижний-Новгород”, штамп “В. Кукушкин”.


Привокзальная площадь. Нач. XX в. Стекло, негатив на стекле. 9x12.

На снимке, сделанном от владимирского железнодорожного вокзала - часть вокзальной площади и улица, идущая от вокзала в город. Слева по улице - каменный трехэтажный дом с “номерами для приезжающих” И.П. Николаева и “торговлей” купца Малышева. Далее - ярусная Мироносицкая церковь с колокольней (1776 г, снесены в 1929 г.). Справа - двухэтажный дом с трактиром и “номерами” П.К. Белова. На дверях - рисованная реклама с самоваром. В глубине кадра - забор, дом, деревья. На переднем плане - извозчик на лошади, запряженной в пролетку. Возле фонарного столба - группа людей.


Иконостас. Фотооткрытка. 1928 г.

Ярусный иконостас с выступами-ризалитами (XVIII в., в высоком четверике с двумя ярусами окон), вид из-под свода трапезы. В центре прорезные царские врата на глухих створах, с центральным и 4-мя угловыми медальонами, над вратами голубь в «сиянии» и паникадило. По сторонам врат гранёные ризалиты; в нижнем ярусе высокие иконы в окладах (левый снят и стоит рядом). На боковых гранях ризалитов малые врата. Над высокими иконами – малые, с Праздниками, и карниз. Над ним ряд горизонтальных икон и низ высоких; живопись не видна. Перед иконостасом солея с гранёным амвоном, на солее подсвечники, по сторонам хоругви, слева виден напольный киот. На переднем плане пол из фигурных плит.
Снимок мог быть сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

В 1929 г. церковь была снесена.
На месте храма построен трехэтажный дом для железнодорожников.


Поклонный крест-часовня напротив бывшего храма в честь Святых Жен-Мироносиц (рядом церковная лавка). ул. К. Маркса.


Воскресенская церковь

Адрес: ул. Батурина, д. 8

В XV в. город Владимир выходит за пределы валов XII в. Сохранились свидетельства, что выселенный из Новгорода несколько непокорных семей - Денисовы, Боровецкие, Обросимовы, знаменитый род Столетовых образовали Варварскую слободу за рекой Лыбедью (ныне улица им. Луначарского и прилегающие к ней). Интересно, что к XIX в. на этом месте (ныне - улице им. Менделеева), остался жить лишь Василий Иванович Столетов - отец будущего архитектора-реставратора А.В. Столетова. Василий Столетии имел доход «от огородных пашен».

На посаде, за рекой Лыбедью, к северу, за чертой городских валов в Варварской слободе, уже в нач. XVIII в. стояла церковь Воскресения Христова. Впервые деревянный Воскресенский храм упоминается в 1628 г., а в 1715 г. в переписной книге Владимира Воскресенская церковь называется в числе других приходских церквей. При ней существовала еще одна - во имя Иоанна Предтечи. Эта деревянная церковь, теплая, меньшая по размеру, находилась к северу от центрального храма, ближе к обывательским дворам.
По имени церкви назывался и переулок - Воскресенский.


Воскресенская церковь. Фотография. Буякович Н.В. 1891-1892 гг.
Вид с юга, мелким планом, с панорамой окрестностей.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1789, перестроена 1959): здание с тремя ярусами окон, двухъярусной апсидой, выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном и главкой (в нижнем этаже Казанская церковь с приделом Рождества Иоанна Предтечи, освящена 1793, в верхнем – Обновления храма Воскресения Христова, освящена 1810). Слева пристроено помещение двухэтажной трапезной и колокольня в виде четырехгранного столпа с пофронтонным завершением, барабаном и главкой. Здание светлое, кровля более темная. Вокруг церкви жилая застройка Воскресенской улицы и окрестностей, по преимуществу деревянная, кроны деревьев. На переднем плане обширный огород Муравкиных с тепличными рамами.

Воскресенская церковь. Фотография. 1920-е – 1930-е гг.
Вид с юго-востока.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1789, перестроена 1959): здание с тремя ярусами окон, двухъярусной апсидой, выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном и луковичной главкой. Слева пристроено помещение трапезной и колокольня в виде четырехгранной башни с пофронтонным покрытием, барабаном и главкой. Здание темного цвета, на нем выделяются белые “классические” наличники окон. На трапезной видно печную трубу. Вдоль южного фасада церкви ограда: кирпичные столбы на цоколе, с железной решеткой (архит. Н.Д. Корицкий, 1901). Вблизи церкви застройка улицы Воскресенской: полукаменный дом впереди, деревянный позади (оба сохр.) На переднем плане занесенная снегом мостовая с чугунными столбиками.
Фото любительское.

Каменное здание храма, реконструированное и существующее ныне, было построено в 1793 г. Но еще в 1762 г. прихожанин, капитан и князь Иван Мещерский, подал прошение Антонию, архиепископу Владимирскому и Ярополчскому, в котором сообщал о своем желании перестроить ветхую теплую церковь. Разрешение князю дали, но свое желание он почему-то не осуществил.
Через 20 лет церковнослужители и приходские люди снова обратились с просьбой, уже к епископу Владимирскому и Муромскому Иерониму: разрешить построить вместо двух ветхих деревянных церквей один каменный храм. В 1789 г. дана была грамота на постройку, через год был отделан и освящен нижний этаж храма. Верхний этаж закончили только в 1810 г. Полное название церкви - храм Воскресения Христова - посвящено празднику, являющемуся главным у христиан всего мира - Пасхе.
В Воскресенской церкви было три престола: в память обновления храма Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи.
Как к особо чтимой святыне относились верующие к хранящимся в церкви в особом ковчежце частицам святых мощей. Сохранялось в храме и святое Евангелие, изданное в 1677 г. Его на вечное поминовение своих родителей «положил церкви» архимандрит Троице-Сергиева монастыря Викентий.
Приход Воскресенской церкви был закрыт в 30-е гг. XX в. В феврале 1958 г. разобрали колокольню, а летом 1959 г. храм принял вид гражданского здания. Еще после войны здесь расположился Государственный архив Владимирской области, начало которому положила Владимирская ученая архивная комиссия, созданная еще в 1898 г. В фондах архива собраны уникальные издания, книги, журналы и газеты, рукописные документы с кон. XVI в. до наших дней.


Современный вид бывшей Воскресенской церкви

Осенью 1999 г. у восточной стены здания по проекту епархиального архитектора А. Трофимова и усердием неравнодушных горожан была установлена кирпичная часовня с белокаменным крестом как памятник над поруганными могилами бывшего здесь некрополя.


Часовня


НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Народного училища, построено в кон. XVIII в. До пожара 1841 г. в здании располагалась Владимирская Мужская Гимназия, после пожара она была переведена в соседний дом.
Адрес: ул. Б. Московская, д. 37

Домовая Церковь Александра Невского (Александро-Невская церковь) при мужской гимназии (утрачена)


Звонница, отмечающая место домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии во Владимире. Вид с северной стороны.

Церковь во имя св. благов. Князя Александра Невского находилась в здании мужской классической гимназии; устроена в 1841 г. на средства дворянства Владимирской губернии. Престол в ней был один во имя св. благов. Кн. Александра Невскаго. Причта по указу св. Синода 1841 г. положено: «священникъ и псаломщикъ. На содержание причта положенъ окладъ: священнику 200 р., псаломщику 100 р.»
Церковь и гимназия существовали до 1918 г.
В 2002-2003 гг. к фасаду бывшего здания гимназии пристроена двухарочная звонница как памятный знак утраченному храму. Красно-кирпичная звонница - повторение ранее существовавшей на этом месте храмовой звонницы, которая долгое время стояла без купола после закрытия домовой церкви.
Архитектор: Петров Е.Я., Дрегалов В.Г.
Адрес: ул. Б. Московская, д. 35

Домовая Церковь Пантелеимона при приюте слепых детей

Церковь не действует.
Престол: Пантелеимона Целителя
Год постройки: 1900
Архитектор: М.П. Кнопф
В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871.-N15). И далее автор сообщает, что «стрельцы имели казенные пищали, зелье (порох) и свинец и бывали обыкновенно в осаде и бились на боях и на приступах».
Пушкари, естественно, имели на своем вооружении пушки. Стрельцов в XVI веке насчитывалось 100 человек.
При этом жалования им никакого не было положено. «Вместо денежного довольства им разрешалось беспошлинно торговать и рукоделием промышлять и хлеб и калачи печь». Кроме того, пожалована им Лила земля под пашни и сенные покосы.

Приют-училище для слепых детей построен во Владимире в Стрелецкой слободе в 1900-м г. Шатровая главка, венчающая центральный фасад здания, и есть первоначальная церковь Пантелеимона. В советское время и по настоящий момент сооружение сохранило свой функциональный профиль, хотя церковь давно не действующая.
В настоящее время здесь располагается "Специальная коррекционная школа-интернат IV вида г. Владимира". Под официальным названием, которое время от времени меняется в соответствии с приказами и реорганизациям, подразумевается школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. В настоящее время школа значительно расширена пристройками дополнительных корпусов, но старый главный корпус из красного кирпича остался без изменений. Единственное изменение, хорошо заметное по старинным открыткам - вместо луковичной главки в завершении шатра церкви теперь маленькая мачта с флюгером. А вместо древнего названия "Стрелецкая слобода" соответствующая ей городская территория организована улицами Пушкарской, Стрелецкой,


Училище для слепых детей. Не ранее 1900 г. Стекло, негатив на стекле. 9x12.

Адрес: ул. Стрелецкая, д. 42
Вид с юго-запада (главный и боковой фасады). Двухэтажное кирпичное здание (1900 г., архитектор М.П. Кнопф, на средства купца А.Л. Лосева) с декоративной полосатой побелкой, полуподвальным этажом и карнизом, разделяющим верхнюю и нижнюю часть. В центре главного фасада - ризалит с арочным входом и навесом. Верхний этаж ризалита с большим окном увенчан шатром с главкой (училищная церковь св. Пантелеймона, шатер не сохранился). По бокам фасада - невысокие декоративные фронтоны. Здание окружено металлической сетчатой оградой в виде уступов соответственно уклону местности. В ограде - высокая береза. На переднем плане - немощеная улица и небольшая группа преподавателей и воспитанников в форменной одежде. Справа - склон улицы Стрелецкой с деревянным домом.


Екатерининская церковь 10-го Гренадерского Малороссийского полка

Адрес: ул. Манежный тупик, д. 2в


Иконостас. Кон. XIX – нач. XX в.

В невысоком сводчатом помещении без алтарной ниши (в здании Манежа) одноярусный иконостас с золочёной резьбой на светлом фоне и высокими прямоугольными иконами академической живописи (1892). В центре царские врата с композицией, объединяющей «Благовещение» и евангелистов, над ними арка, в арке голубь в «сиянии» в форме шестиконечной звезды, на тёмном фоне завесы. Над аркой прямоугольный фронтон с очень тёмной живописью, в обрамлении резных золочёных столбиков и «городка» между ними. По сторонам врат по три иконы, убывающие по высоте; между ними золочёные витые колонки на фигурных столбиках. На второй справа иконе (храмовой) надпись: «Святая великомученица Екатерина». Внизу филёнки с розетками. Над иконами трёхдольные арки с оплечными святыми в круглых медальонах и прорезными золочёными накладками. Над фронтоном и двумя соседними арками кресты. Перед иконостасом двухступенчатая каменная солея с круглым амвоном, на ней прерывающаяся металлическая оградка, на солее ковровые дорожки и другие покрытия. Справа на солее, за решёткой частично видна белая гробница (с плащаницей).
Иконостас на фотографии вполне стационарный, причём в помещении без алтарной ниши.
Надписи. На обороте паспарту (края обрезаны): «Церковь Малороссийского полка (походный иконостас)».

Десятый Малороссийский полк сформирован в 1756 г.
Успенская церковь в здании Манежа была первоначально устроена в 1882 г. для Великолуцкого полка. Храм вмещал до 500 человек. Позже помещение заняла церковь прибывшего в 1892 г. 10-го Малороссийского полка. Судя по храмовой иконе, посвящалась она св. Екатерине.
В 1902 г. с согласования Владимирской городской управы старое здание манежа перестроили в храм и 15 ноября 1909 г. освятили.
Всего полковых церквей было три: в Манеже, на воинском кладбище 1913 г. и в казармах 9-го Сибирского полка.

6 июля 1917 г. газета «Старый владимирец» сообщила: «Наш славный 10-й Малороссийский гренадерский полк пожелал назвать себя "Полком смерти". Керенский охотно исполнил желание гренадеров и полк вошел в состав армии генерала Корнилова. Вместо кокарды на фуражке гренадеры прикрепили череп с двумя поперечными костями, а на руках черно-красный шеврон».
Этот факт приводит краевед Маргарита Попова в статье «Роль 9-го и 10-го гренадерских полков в общественной и культурной жизни города Владимира в начале XX века». Газетное сообщение означало, что 10-й Малороссийский полк, базировавшийся во Владимире, присоединился к движению в армии, когда после Февральской революции воинские части стали называть себя батальонами или полками смерти. Так они подчеркивали свою готовность «защищать до последней капли крови молодую свободную Россию».
Символами этой готовности и были черно-красные нашивки на рукавах и «адамова голова» (череп с костями) на фуражках. Создание ударных батальонов и полков смерти стало реакцией части военных на признаки развала в армии после отречения царя от престола. Началось это движение в июне 1917 г. и к осени достигло общеармейских масштабов. Из многих «частей смерти» позже сформировались подразделения Белой армии.

Церковь при богодельне

Адрес: ул. Большая Нижегородская, д. 71 (у входа в «Старое Князь-Владимирское кладбище»)


Здание бывшей богодельни. 1980 г.


Здание бывшей церкви при богодельне.

На заседании городской думы 26 мая 1888 г. с речью выступил староста кладбищенской церкви (см. Князь-Владимирский храм) и городской глава с предложением к торжеству открыть богадельню. Купцы владимирской губернии дали денег и материалов на строительство. Кирпич поставил купец В.М. Тарасов, железо купец А.Г. Кузнецов, стекло Ю.С. Мальцов - владелец стекольных и хрустальных заводов, архитектор М. П. Кнопф.
Двухэтажное здание в псевдорусском стиле заложено 21 мая 1889 г., открыто 24 октября 1890 г. к 900-летию крещения Руси.
В дальнейшем здание богодельни расстраивалось, было пристроено новое крыло и домовая церковь (архитектор С.М. Жаров). Эта двухэтажная церковь, построенная также в псевдорусском стиле, обращена алтарём на север. В настоящее время алтарная апсида застроена новыми пристройками, возведёнными в 2001 г.
В 1919 г. богодельня закрыта, превращена в жилье. С храма была снесена глава, а на основной храмовый объем надстроен третий этаж.
В 2003-2004 гг. проведена реконструкция, восстановлена звонница и декор храма. В здании богадельни сейчас размещается торговый центр с магазинами, а в бывшей церкви – салон красоты.

К северо-восточному углу церкви примыкают ворота, ведущие на территорию старого кладбища, переложены в 2002 г. с повышением арки.

Церковь Петра и Павла
«Белый корпус» городской больницы

Церковь не действует.
Престолы: Петра и Павла.
Адрес: ул. Большая Нижегородская, д. 65


Здание (бывший Инвалидный дом) построено взамен деревянного в 1799-1802 гг. по проекту И.А. Чистякова для отставных неимущих оберофицеров и нижних чинов. Большое каменное сооружение с двумя боковыми флигелями выстроено в формах классицизма.

В здании земской больницы располагалась церковь во имя св. ап. Петра и Павла, о чём свидетельствует сохранившийся купол, возвышающийся над четырехколонным портиком. Портиками из колонн оформлены также и фасады боковых флигелей. Центральный корпус по бокам ограничивают рустованные ризалиты. Внутренняя планировка сохранена без изменений.
Престол в церкви был один – в честь св. ап. Петра и Павла. «Причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ. На содержание причта отъ губернскаго земства получается окладъ священнику 600 р., псаломщику 240 р. Кроме этого, причтъ пользуется процентами съ капитала въ 1000 р., завещаннаго разными лицами на вечное поминовение, и доходами отъ службъ и требоисправлений до 200 р. въ годъ. При Петро-Павловской церкви по исповеднымъ росписямъ числится прихожанъ 207 душ муж. пола и 219 жен. пола, все православные». Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.

В 1802 г. была открыта первая во Владимирской губернии больница для гражданского населения, ставшая впоследствии губернской, а затем - земской.
Эта больница являлась первой, где была организована стационарная медицинская помощь, и стала клиническим центром для земских врачей.
В 1826 г. больницу посетил государь-император Александр Павлович. В 1842-1843 гг. по всей протяженности здания с севера была сделана пристройка по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова.
С введением в жизнь в 1864 г. "Положения о земских учреждениях" Владимирское земство приняло от Приказа общественного призрения единственную в то время в городе Владимире больницу на 80 коек. Первоначально было организовано 2 отделения: хирургическое, терапевтическое, здание которой располагалось на улице Нижегородской.
На базе Владимирской земской больницы позже была открыта и медицинская библиотека.
Пора становления Владимирской губернской земской больницы приходит на конец 19 века. В это время в недрах земской медицины зародилось и получило развитие такое важное направление, как профилактическая медицина. И эту роль в развитии профилактической медицины во Владимирской губернии сыграла и Владимирская губернская земская больница, на базе которой проводились съезды земских врачей.
В 1909 г. в корпусе, где сейчас находится областное бюро судебно-медицинской экспертизы, открылась фельдшерско-акушерская школа, преобразованная впоследствии в медицинское училище.
В больнице «Белый корпус» работали известные владимирские врачи: Н.Ф. Богоявленский в 1906 - 1916 гг., Н.А. Орлов в 1903 - 1942 гг., Г.Д. Контор в 1933 - 1942 гг. Это были выдающиеся хирурги, производившие сложнейшие и разнообразные операции, талантливые организаторы, внесшие огромный вклад в дело развития медицины во Владимирской области.
До 1914 г. больница была единственной в г. Владимире. В дальнейшем после 1914 г., когда была построена больница Красного Креста, земская больница была переименована в 1-ю городскую больницу, а затем после установления советской власти – в первую советскую больницу.
В 2008 г. терапевтическое отделение Областной клинической больницы было закрыто.
Здание отмечено мемориальной табличкой: «Памятник архитектуры «Белый корпус» городской больницы. Построен в 1802 г. Образец раннего классического типа казенных зданий».

Сейчас в здании располагается «Владимирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, генетическая экспертиза» и «Регистратура морга».

Лютеранская кирха



Лютеранская кирха

Адрес: ул. Дворянская, д. 15

В 1859 г. общество христиан лютеранского вероисповедания обратилось с просьбой к губернатору города об открытии во Владимире своей церкви.
В 1861 г. общество лютеран купило у наследников Петровых деревянный дом и приспособило его под кирху.
В 1884 г. деревянную кирху разобрали и на ее месте выстроили каменную.
В 1928 г. по распоряжению советской власти кирха закрыта, помещение передано Союзу печатников «для культурных целей».
В нач. 30-х гг. ХХ в. кирха снесена в связи с началом строительства ВЗПО-завода презиционного оборудования (ныне ВПО «Техника»).
Сейчас на месте лютеранской кирхи находится жилой дом.

РО ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА г. Владимира. Адрес: 600005, г. Владимир, ул. Никитина, д. 2а, кв. 2. Телефон (4922) 53-72-62

Синагога во Владимире


Здесь (ул. Малые Ременники, д. 3) располагалась в нач. ХХ в. синагога во Владимире.

Кроме православных, в городе Владимире всегда проживали люди и иных вероисповеданий: католики, лютеране, мусульмане, иудеи и др.
Что касается иудейской общины, то она лишь в самые первые годы XX в. приобрела под синагогу этот обычный жилой 2-этажный полукаменный дом.
Любопытно, что среди членов хозяйственного совета синагоги за 1910-е гг. упоминаются фамилии, ставшие впоследствии известными на всю страну. Это «одесский мещанин» Иоиль Безыменский - отец комсомольского поэта Александра Безыменского и Берка Левитан - отец диктора Юрия Левитана.
Еврейские молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме.
К кон. 1920-х гг. во Владимире, как и по всей стране, стали закрываться культовые учреждения. Не избежала этой участи и синагога. 23 июля 1932 г. президиум горсовета расторг договор с общиной и передал здание еврейского молитвенного дома под общежитие артели «Красный щвейкуст».

К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская еврейская религиозная община (зарегистрирована в 1997 г., входит в Конгресс еврейских религиозных организаций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002 г., входит в Федерацию еврейских общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные организации, еврейская школа, молодёжный театр, семейный клуб.
По материалам книги С.Л. Бубнова «След в бесконечности» Издательство «Посад» 2000 г.

Еврейские организации города Владимира:
Владимирская областная общественная организация Еврейский Общинно-Благотворительный Центр «Хэсэд-Озер». г. Владимир, ул. Вознесенская, д.1, тел: (4922) 32-43-76, E-mail: hesed@hesedozer.vladinfo.ru, Директор: Кроль Марина Михайловна.
Местная еврейская религиозная организация города Владимира «Ха-Поэль Ха-Мизрахи» (КЕРООР).. г. Владимир, ул. Вознесенская, д.1, тел: (4922) 32-43-76, E-mail: hesed@hesedozer.vladinfo.ru , mizrachi@mail.ru, Председатель: Длинс Есель Лейбович, Исполнительный директор: Кроль Марина Михайловна.
Воскресная школа (КЕРООР). г. Владимир, ул. Вознесенская, д.1, тел: (4922) 32-43-76, E-mail: hesed@hesedozer.vladinfo.ru, Руководитель: Савельева Элеонора Владимировна.
ЕАР. г. Владимир, ул. Вознесенская, д.1, тел: (4922) 32-43-76, E-mail: hesed@hesedozer.vladinfo.ru, Координатор: Кроль Марина Михайловна.
Местная Иудейская религиозная организация «Еврейская община г. Владимира» (ФЕОР)Адрес: г. Владимир, ул. Каманина, 30/18, Телефон: 7-4922 470763, E-mail: vladimir@fjc.ru, Руководитель: Шамаев Лев Руинович.
Отделение ООО «РЕК». Адрес: г. Владимир, ул. Вознесенская, д. 1, Лидер: Бакалейник Григорий Абрамович.
Храмы, монастыри города Владимира.
Старые здания города Владимира.
Упраздненные монастыри города Владимира.
Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (06.06.2013)
Просмотров: 8127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024