Суббота, 03.12.2016, 12:37

ActionTeaser.ru - тизерная реклама
ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [6]
Владимир [158]
Суздаль [71]
Муром [42]
Православные святые [41]
Москва [19]
Русколания [15]
Лемурия [11]
Атлантида [15]
Музеи [28]
Юрьев-Польский [11]
Переславль-Залесский [21]
Покров [5]
Иваново [10]
Лакинск [1]
Александров [15]
Вязники [10]
Мещера [19]
Киржач [4]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [1]
Судогда [5]
Ковров [10]
Кольчугино [1]
Шуя [1]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимиро-Суздальская епархия. Владимирская митрополия

Русская Православная Церковь. РПЦ.

Владимирская епархия

Дата создания: 1214 г.

Крещение Ростово-Суздальской земли в 990 г. явилось этапным событием в истории Владимирского края и было связано с именем князя Владимира Святославича Крестителя. В этом году был основан город Владимир святым равноапостольным князем Владимиром Крестителем, как центр христианского просвещения Залесского края.
В 991 г. была учреждена Ростовская епархия, на кафедру которой был назначен Святитель Феодор - первый епископ Залесской земли. Издревле Владимирский край входил в церковном отношении в состав Ростовской епархии.

До нач. XIII в. пространство современной Владимирской епархии занимали две епархии Киевской митрополии - Ростово-Суздальская и Муромско-Рязанская.
В духовном преображении Залесской Руси имели особое значение имели монастыри.
В 1096 г. был создан древнейший на территории современной России Спасский монастырь в Муроме.
В Залесской Руси древнейшими монастырями были Муромский Спасо-Преображенский монастырь (с 1096 г.), Боголюбовский монастырь (1158 г.), Богородице-Рождественский (1191 г.), Феодоровский мужской монастырь и Успенский Княгинин (1200 г.) монастыри во Владимире, Дмитриевский, Козьмодемьянский и Ризоположенский монастыри в Суздале.

В первой трети XIII в. во Владимиро-Суздальском княжестве насчитывалось 23 монастыря.

В 1157 г. Нестор был удален князем Владимирским Князь Андреем Боголюбским от управления епархией за то, что не разрешал поста в среду и пяток для Господских праздников, кроме двух: Рождества Христова и Богоявления.
С 1158 г. на Ростовской кафедре был епископ Леон.
В 1162 г., желая создать в новой столице Руси - стольном граде Владимире - епископскую кафедру, Андрей Боголюбский, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию. Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора. Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя.
В 1168 г. в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским. Патриарх не согласился. Но это не смутило игумена Феодора. Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского (см. епископ Феодор II). В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии.

Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при Святом благоверном Великом Владимирском князе Георгие (Юрий) Всеволодовиче из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон Печерский. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея - Суздальский и Владимирский.
В 1274 г. во епископа во Владимире был хиротонисан архимандрит Киево-Печерского монастыря Святитель Серапион, кафедральным городом которого стал г. Владимир. Правящий архиерей получил титул - Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Территория епархии в это время включала земли Владимирского великого княжества, а также княжеств Городецкого, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Юрьевского. Вероятно, Владимирским епископам подчинялось в церковном отношении также Галицко-Дмитровскоекняжество.
В 1274 г. во Владимирском Успенском соборе прошел Владимирский поместный Собор.
В 1299 г. Киевский митрополит Максим покинул Киев, систематически подвергавшийся татарским набегам, и переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирская епархия перешла под управление Киевского митрополита и была включена в состав митрополичьего диоцеза. При митрополите Максиме Владимирский край получил великую святыню - чудотворный образ Максимовской иконы Божией Матери (1299 г.).
Начиная с 1299 г. большая часть территории современной Владимирской епархии входила в состав Митрополичьей области (с 1589 г. Патриаршая область, с 1721 г. Синодальная область), Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов.
В 1347 г. на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия.

С 6 декабря 1352 г. до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил Святитель Алексий, наместник митрополита Феогноста, который «по своем животе благословил его в свое место на великий стол на митрополью Киевьскую и всея Русии».

При Петре I в 1721 году духовные дела были поручены Синоду, но на деле был низведен почти до положения коллегии.
В конце 1723 года при епископе Суздальском и Юрьевском Варлааме Леницком в Суздальском архиерейском доме была учреждена Суздальская Духовная Семинария, существовавшая по 1726 год. В 1726 году в Суздале был неурожай, и за несобранием с церквей и монастырей положенного на пропитание семинаристов хлеба, пришлось отпустить учеников по домам. Отпуск состоялся в октябре. 30 октября послано было доношение об отпуске в Святейший Синод. В 1736 году по распоряжению Афанасия – епископа Суздальского – семинария снова была открыта в составе 40 учеников. В 1736 году и следующем шло обучение букварям, а в конце 1737 года пришлось вторично нарушить занятия и отпустить учеников в дома их родителей. Причина отпуска была та же, что и в 1726 году.
Синодальным указом от 24 марта 1740 года велено было Симону – епископу Суздальскому – позаботиться об открытии вновь в своей епархии семинарии. В том же 1740 году для заведения ее прислан был из Святейшего Синода иеромонах Киево-Печерского монастыря Iустин Илляшевич, который 16 апреля 1740 года и начал свои занятия. Школа помещалась в Спасо-Евфимиевом монастыре.
В начале 1744 года иеромонах Iустин, согласно его просьбе, уволен был на обещание, и 7 февраля этого года оставил Суздальскую школу. За неимением в Суздале учителя, семинария еще раз упразднилась.
В 1755 году епископом Суздальским Порфирием Крайским произведен был новый набор учеников, «дабы возстановить оное упавшее совсем училище». Набор не оправдал ожиданий, и число учеников восстановленной семинарии на первых порах было очень незначительно. Принимая во внимание ограниченность состава учащихся и желая иметь непосредственный надзор над учениками епископ Порфирий отвел место училищу не в Спасо-Евфимиевом монастыре, где оно было раньше, а в своем архиерейском доме.

В 1750 г. во Владимире была учpеждена Владимиpская духовная семинаpия. В феврале 1750 г. 100 учеников, дети священнослужителей Владимирской епархии приступили к занятиям.
В 1753 г. была учреждена Духовная Семинария в Переславле-Залесском.

Указом императрицы Елисаветы Петровны 1 сентября 1742 г. была создана Московская и Владимирская епархия, включившая в себя большую часть Синодальной области.
18 июня 1744 г. Синод представил на рассмотрение императрицы Елисаветы Петровны доклад о необходимости разделения Московской епархии. Синод предлагал «в знатных городах учредить епископов», в частности во Владимире с титулом Владимирский и Арзамасский.
16 июля 1744 г. последовал императорский указ об учреждении епархий.
20 марта 1748 г. архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, постоянный член Синода с 1742 г., Платон (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Ярополчского. Резиденцией архиерея стал владимирский Рождество-Богородицкий монастырь, где при епископе Платоне были выстроены каменные архиерейские палаты.
В состав епархии вошли территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины.

В 1749 г. к Владимирской епархии перешли из Тамбовской епархии Краснослободская десятина, из Московской епархии Починковская десятина, в 1753 г. из Переславль-Залесской епархии Троицкая десятина.

В 1750 г. во Владимире была учpеждена Владимиpская духовная семинаpия. В феврале 1750 г. 100 учеников, дети священнослужителей Владимирской епархии приступили к занятиям.
В 1753 г. была учреждена Духовная Семинария в Переславле-Залесском.
В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. Владимирская епархия была отнесена к 3-му классу в числе 15 других епархий, главным образом, выделенных в 1744 г. из Московской епархии. Одновременно произошло перераспределение городов и уездов по епархиям. Теперь во Владимирской епархии числились: Владимир, Арзамас, Гороховец, Муром, Починки, Темников и Ярополч с Вязниковской слободой.
С 24 мая 1764 г. Владимирский епископ стал титуловаться Владимирским и Муромским.
Владимирской и Муромской епархии принадлежало 11 городов с 792 церквями, а именно: Владимир с уездом, где было 213 церквей, Муром (прежде Рязанской епархии) – 138, Ярополч, Вязниковская слобода – 64, Гороховец – 15, Лух – 24, Кинешма – 20, Юрьевец-Повольский – 78, Балакхна – 74, Арзамас – 213, Починки – 23, Темников – 30.

22 октября 1771 года по многочисленным просьбам жителей Владимира, страдавших от моровой язвы (чумы), во Владимир была принесена Боголюбская икона Богоматери из Боголюбова.

6 мая 1788 г. императорским указом Святейшему Синоду предписывалось по возможности привести границы епархий в соответствие с губернскими. Владимирская и Переславль-Залесская епархии были присоединены к Суздальской, правящим архиереем которой стал бывший Владимирский епископ Виктор (Онисимов) с титулом Суздальский и Владимирский. Ему было повелено «иметь пребывание в городе Суздале в уважение к древности города и знатности Суздальской епархии». Границы Суздальско-Владимирской епархии совпали с границей Владимирской губернии.
Вместе с архиерейским домом в 1788 г. в Суздаль переехали Владимирская и Переславль-Залесские семинарии, соединившиеся в одно учебное заведение.

Низшие классы семинарии были реорганизованы в уездные Духовные училища. 26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище. 11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов. В 1791 г. открылось Вязниковское духовное училище.
Указ императора Павла I Петровича 3 мая 1798 г. предписывал епископу Виктору вернуться во Владимир. По докладу Синода 27 сентября 1799 г., утвержденному 16 октября, Суздальская епархия была переименована во Владимирскую и Суздальскую, кафедральным городом вновь стал Владимир, туда же перевели и Духовную семинарию.

В Меленковском уезде действовала христианская секта молоканства (см. Из истории молоканства во Владимирской епархии).
В 1804 году появилась секта скопчества в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии.
4 сентября 1804 года вожак скопчества камергер Еленский был сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
В 1820 году в Суздальский Спасский монастырь был сослан из С.-Петербурга вожак скопчества Кондратий Селиванов (см. Скопчество во Владимирской епархии).

Шуйское духовное училище было открыто 24 сентября 1816 года.
Суздальское Духовное Училище было открыто в 1838 году.
В XIX - нач. XX в. росло количество храмов в епархии и численность духовенства.
В 1840 г. во Владимирской епархии насчитывалось 1122 церкви, в 1850 г. - 1131, в 1870 г. - 1155, в 1890 г. - 1322, в 1900 г. - 1449 церквей и 754 часовни.
В 1840 г. в клире епархии состояли 1270 священников, в 1850 г. - 1230, в 1870 г. - 1249, в 1890 г. - 1168. В 1900 г. состав духовенства Владимирской епархии был следующим: 67 протоиереев, 1173 священника, 418 диаконов, 1137 псаломщиков; за штатом состояли 9 протоиереев, 70 священников, 41 диакон и 116 псаломщиков; казенное жалованье получали до 300 причтов. В 1914 г. всего в епархии белого духовенства (служащего и заштатного) числилось 5996 чел.

Преосвященный Иустин в 1853 г. во Владимире открыл небольшое заведение при Владимирской Успенском женском монастыре под скромным названием «приюта». «Приют» - сировоспитательное заведение, где круглые и бесприютные духовные сироты под непосредственным надзором епархиального начальства, получали нравственное воспитание и приличное их состоянию образование.

Во время управления Владимирской епархией святителем Феофаном (Говоровым) в январе 1865 г. вышел в свет 1-й номер «Владимирских епархиальных ведомостей». При епископе Феогносте (Лебедеве) в епархии принимались активные меры по распространению духовно-нравственного просвещения.
14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере.
В 1865 г. во Владимире было открыто епископом Феофаном Женское епархиальное училище для девиц духовного звания.
В 1868 г. в епархии было 28 мужских и женских монастырей, в том числе 6 обще-житейных. Монашествующих и в послушании находящихся в них значилось 549 муж. и 690 жен. пола. При трех монастырях имелись больницы, которые содержались на монастырские средства. Благочинненских округов в епархии – 63. В епархии всего 1868 г. находилось 1 странно-приимный дом и 7 богаделен при церквях. В 1868 г. существовало при церквях народных училищ – 329; при них наставников – 340; обучавшихся мальчиков – 6347 и девочек – 790. При тюрьмах с 1868 г. открыты училища для обучения арестантов грамоте, состоящие под непосредственным наблюдением тюремных священников, которые вместе с церковно-служителями занимались в них и обучением. В 1868 г. паства состояла из 1254524 душ обоего пола.
В 1870 г. открыто «Викариатство Владимирское».
24 мая 1870 года открыт Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества.

8 февраля 1876 года года епископ Иаков Кротков (1870-1884 гг.) открыл Владимирскую епархиальную библиотеку.

16 ноября 1879 г. по инициативе епископа Феогноста было учреждено Братство святого благоверного великого князя Александра Невского, имеющее целью «споспешествовать» распространению и утверждению здравых понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о церкви, ее священнодействиях и таинствах, о событиях в церковной жизни, и противодействовать расколу. Повсеместно в епархии проводились внебогослужебные собеседования и духовно-нравственные чтения, организовывались приходские библиотеки. 18 ноября 1879 г. епархиальная библиотека сдана была в ведение Александро-Невского Братства.

В мае 1880 года, в силу указа Святейшего Синода от 19-го января 1871 г., последовавшего по Высочайшему повелено, во Владимире, по примеру Московской, Нижегородской и др. Епархий, открылся Епархиальный свечной завод «для увеличения церковныхъ доходовъ» (слова указа).
В 1883 г. раскольникам было дарованы некоторые гражданские права (см. Дарование раскольникам гражданских прав в 1883 г.).
13 июня 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходскихъ школахъ». Система церковно-приходских школ складывалась в епархии на протяжении XIX в. В 1879-1884 гг. руководство над епархиальными церковно-приходскими школами осуществляло Братство святого благоверного великого князя Александра Невского.

8 января 1889 г. была открыта Церковно-приходская школа при Успенском монастыре.
15 июля 1889 г. учреждено Владимирское Общество хоругвеносцев. В 1892 г. учреждено общество хоругвеносцев в городе Юрьев-Польском.

14-го октября 1892 г. на средства попечителя двухклассной школы для мальчиков, потомственного почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина, в Вязниках была открыта церковно-приходская школа глухонемых.
В 1893 г. во Владимире открыта Женская воскресная школа.

В апреле 1905 года вышел именной высочайший указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (октябрь 1906 года).
2 января 1907 года Владимирское губернское правление зарегистрировало общину старообрядцев "безпоповщинского поморского брачного согласия", проживающих в слободе Мстёре и нескольких деревнях Вязниковского уезда, «с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда». Беспоповская поморская община с центром во Мстере – первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии.

В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.

С 24 марта 1916 г., в связи с учреждением Суздальского викариатства Владимирской епархии, архиепископ Алексий титуловался Владимирским и Шуйским. В управлении епархией помощь архиерею оказывали викарные епископы. В это время во Владимирской епархии существовали 3 викариатства: Муромское (учреждено в 1868 г.), Юрьевское (учреждено в 1912 г.), Суздальское (учреждено в 1916 г.).

8 августа 1917 года во Владимире начал свою работу чрезвычайный съезд духовенства и мирян Владимирской епархии, на котором состоялись выборы нового главы епархии. За правильностью процедуры выборов наблюдал прибывший во Владимир архиепископ Тихон (Беллавин), который сам вскоре будет избран патриархом Московским и всея Руси. Из четырех кандидатов с большим преимуществом победил бывший архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). 10 августа он стал архиепископом Владимирским и Шуйским, а вскоре и митрополитом. Митрополит Сергий возглавлял Владимирскую епархию до 16 июня 1922 года. Позже, после смерти патриарха Тихона, Сергий (Страгородский) в сане митрополита Московского и Коломенского и в должности местоблюстителя Патриаршего престола фактически стоял во главе Русской православной церкви в самые тяжелые для нее годы массовых репрессий против священников. Многие упрекали его в недопустимом соглашательстве с Советской властью. В 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом.

Сразу после революционных событий 1917 г. началось закрытие приходов Владимирской епархии. 23 января 1918 г. Владимирский губисполком получил определение НКВД о необходимости принять имущество Церкви «под строжайший контроль».
В 1918-1919 гг. все храмы Владимирской епархии были переданы в ведение городских или уездных исполкомов или милиции.
В августе 1918 г. закрылись Духовная семинария, женское епархиальное училище во Владимире, в 1920 г. - епархиальное управление.
Владимирская губерния была одной из первых, где начали проводиться вскрытия мощей святых, - до издания 1 февраля 1919 г. соответствующего постановления Народного комиссариата юстиции.
В феврале 1917 г., в связи с передачей зданий Княгинина монастыря под детский приют, гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского. Тогда же были вскрыты мощи св. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, почивавшие в Успенском кафедральном соборе. Духовенство установило дежурство в соборе при мощах, чтобы не допустить их осквернения, в числе первых дежурных был иеромонах священноисповедник Афанасий (Сахаров). В середине февраля 1919 г. во Владимире вновь были вскрыты мощи св. князей Андрея, Глеба и Георгия, в Муроме подверглись вскрытию мощи преподобных Петра и Февронии, в Суздале - мощи преподобных Евфимия, Евфросинии и др.

7 марта 1923 года состоялся I Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. О том, как в борьбе с церковью атеистические власти прибегли к услугам так называемых «обновленцев», напоминает иеромонах Варфоломей (Сергей Минин) в статье «Владимирская епархия в годину гонений».
Вот что постановили обновленцы на своем съезде (они называли себя еще «Живой церковью»):
- одобрить кампанию по вскрытию мощей,
- изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе.
- в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого».
До и после съезда во Владимирской епархии стали возникать общины «обновленцев» с правом пользования церковным имуществом и храмами. Но во Владимире и губернии обновленцам не давал сильно развиться викарий традиционной «староцерковной» епархии епископ Афанасий Ковровский. Он считал обновленцев раскольниками. В сводках ОГПУ отмечалось, что «обновленческое» движение во Владимирской епархии развивается слабо.
Афанасий запретил в служении уполномоченного «обновленческого» Высшего церковного управления протоиерея Михаила Тихонровова. Тот настрочил донос в ОГПУ: «Еп. Афанасий ...объявляет обновленческое движение церковным расколом, даже ересью, грозит отлучением от Церкви всем сочувствующим этому движению и открыто заявляет, что с членами группы нельзя иметь церковного общения, а сам он уже порвал с ними это общение... Верующие признают слова еп. Афанасия правдой...».

На 1928-1929 гг. пришлась новая волна жестоких гонений на Церковь. В кон. 20-х гг. во Владимирском крае шло массовое закрытие приходов и снос церквей. После издания 16 дек. 1929 г. секретариатом ВЦИК постановления «Об урегулировании колокольного звона в церквах», во Владимирском крае началась активная «антиколокольная кампания».
Территория Владимирской епархии в эти годы изменялась в соответствии с изменением административно-территориального деления края. 21 сентября 1917 г. из Владимирской губернии в Московскую были переданы с. Орехово и мест. Никольское Покровского уезда; в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губернию были включены Шуйский уезд, отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в связи с чем было учреждено Иваново-Вознесенское викаритатство, в 1920 г. преобразованное в Ивановскую епархию, к которой в 1921 г. из Владимирской епархии перешла северная часть Вязниковского уезда. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губернии отошла к Московской и Нижегородской губерниям.
14 января 1929 г. образовалась Ивановская промышленная область, состоявшая из бывших Иваново-Вознесенской, Владимирской и Костромской губерний.
14 августа 1944 г. была создана Владимирская область (в современных границах).

27 августа 1944 г. на Владимирскую кафедру был хиротонисан Владыка Онисим (Фестинатов). В 1952 г. во Владимирской епархии действовало 72 храма (8 городских, 64 сельских). В 1953 г. клир епархии составляли 71 священник и 17 диаконов.
В кон. 50-х гг. ХХ в. начался особый период гонений на Церковь. В 1961 г. во Владимирской обл. были запрещены требы на дому, отпевания и панихиды на кладбищах. Согласно устному распоряжению районных и городских властей, таинство Крещения могло быть совершено только при обязательном присутствии родителей крещаемого, предъявлении ими паспортов и свидетельства из ЗАГСа. В 60-х гг. Владимирская епархия была поделена на 5 благочиний. С 1960 г. количество приходов в епархии сокращалось. В 1960 и 1961 гг. закрывалось по 2 прихода, в 1962 г. - 4, в 1963 г. - 5 приходов. В 1963 г. в епархии богослужения совершались в 52 храмах. Из 346 недействующих церквей 117 имели статус памятников архитектуры, из них только 44 здания были приспособлены для культурно-просветительских нужд. К 1963 г. число духовенства во Владимирской епархиии составило 72 чел. Минимальное число священнослужителей в клире Владимирской епархии - 68 чел. - зафиксировано в отчете за 1964 г.
В 1970-1986 гг. во Владимирской епархии действовал 51 приход, епархия была разделена на 4 благочиния: Владимирское (12 приходов), Эдемское ( 13 приходов), Киржачское (10 приходов), Муромское (15 приходов).
В 1988 г. во Владимире и Суздале прошли общецерковные торжества, связанные с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. В епархии началось постепенное возрождение церковной жизни, что проявилось в первую очередь в открытии приходов. В 1989 г. во Владимирской епархии действовало 57 приходов. В 80-х гг. число духовенства росло и составило в 1986 г. 91 чел., в 1989 г. - 112 чел. В 1990 г. Владимирская епархия отметила 1000-летие Крещения Владимиро-Суздальской земли.


Владимирский кафедральный Успенский собор

11 ноября 1990 г. в Успенском соборе Владимира архимандрит Евлогий (Смирнов) был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В управлении епархией архиерею помогает епархиальный совет, ежегодно избираемый епархиальным собранием. Члены совета курируют епархиальные отделы: богослужебный, отдел по духовным вопросам, отдел по вопросам монастырей, отдел по вопросам приходской жизни, отдел духовного образования и катехизации, комиссию по канонизации, миссионерский отдел, отдел по связям с армией и исправительно-трудовыми учреждениями, благотворительный отдел, строительно-хозяйственный отдел, ревизионную комиссию.
В нач. 1992 г. во Владимирской епархии действовали 122 прихода, к 1 янв. 1993 г. - 136, к 1 янв. 2000 г. - 188 приходов и приходских общин, которым принадлежало 220 храмов. В 1993 г. Владимирская епархия была разделена на 9 благочиннических округов. В клир епархии в 1993 г. входили 175 священников и 17 диаконов, а также 83 псаломщика. Из 348 священнослужителей, составлявших клир Владимирской епархии в 2003 г., 68 имели высшее светское образование, 122 - духовное образование.
На 1 января 2004-го года во Владимирской епархии числится: 261 приход (из них 63 городских и 198 сельских). Из них: 154 прихода имеют постоянного священника (штатные); 107 приходов приписных. Всего на территории Владимирской епархии находится: 503 церковных строения (храмы и часовни). Из них: 228 храмов передано в бессрочное безвозмездное пользование; 27 монастырских ансамблей, содержащие от одного до четырёх храмов; 3 домовых храма; 20 храмов не освобождены прежними арендаторами; 19 храмов находятся в процессе передачи; а также 30 часовен; остальные храмы (около 100) находятся в разной степени разрушения. На территории епархии в данное время возводится: 5 храмов; 7 часовен.
Во Владимирской епархии на 1 января 2006-го г. действуют 28 монастырей (13 -мужских и 15 - женских), которые имеют 13 подворий и 2 скита.
Во Владимирской епархии многое делается для восстановления системы духовного образования.
В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы, преобразованные в 1992 г. во Владимирское Духовное училище. Действует Владимирская Свято-Феофановская Духовная семинария (открыта в 1997 с заочной формой обучения, 17 авг. 2004 в семинарии введена также очная форма обучения), регентская школа при Успенском Княгинином монастыре, Муромское Духовное училище при Спасо-Преображенском мужском монастыре, духовные училище в городе Гусь-Хрустальный. Во Владимирской епархии открыты 67 воскресных школа, 5 православных гимназии (во Владимире, Вязниках, Суздале, Петушках и Гусе-Хрустальном).
В 1999 г. 14 исправительно-трудовых учреждений Владимирской обл. были закреплены за священнослужителями благочиния тюремных храмов и приходов, окормляющими около 17 тыс. осужденных. В 3 колониях действуют храмы, еще 3 храма находятся на завершающей стадии строительства. Во всех остальных учреждениях, за исключением следственных изоляторов, есть молитвенные комнаты.
В 90-х гг. XX - нач. XXI в. благодаря деятельности епархиальной комиссии по вопросам канонизации святых на епархиальном уровне было возобновлено почитание преподобных Зосимы Пустынножителя, Лукиана и Корнилия Александровских, Софии Суздальской, Романа Киржачского, свт. Варлаама, архиеп. Суздальского. Были подготовлены материалы к канонизации святых, в земле Владимирской просиявших: иеросхим. Алексия (Соловьёва), еп. Афанасия (Сахарова), схиигум. Германа (Гомзина), сщмч. Константина Твердислова, священноисп. Петра Чельцова, общецерковное прославление которых состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно посещал Владимирскую епархию. 24-26 июля 1991 г., сопровождая мощи преп. Серафима Саровского в Дивеевский монастырь, 20 июля 1994 г. Его Святейшество присутствовал на торжествах в Смоленской Зосимовой пуст. в связи с прославлением прп. Зосимы пустыножителя, 9-10 сент. 1995 г., во время празднования 1000-летия Владимира, Предстоятель Русской Церкви заложил камень на месте воссоздаваемого храма Рождества Богородицы. 2 августа 2006 г. в дни празднования 300-летия Саровской обители Святейший Патриарх Алексий посетил Муром.

Церковно-общественные организации

В епархии возродилось братство во имя блгв. кн. Александра Невского, действующее в сотрудничестве с обществом православных педагогов (создано в 1998 г.). В 1998 г. по инициативе жительниц Владимира было воссоздано Георгиевское сестричество.

Книгоиздательская деятельность и церковная журналистика

Во Владимирской епархии выходили в свет следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991), «Свет милосердия» (1999), «Православный Суздаль» (1998-2001), «Православная газета для простых людей» (с 1988), «Свет истины» (с 2001), «Монашеский листок» (издается муромским Спасским монастырем с 1999), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления» (с 2004), журнал «Свет невечерний» (с 2001). Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития новопрославленных святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX - нач. XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, публикуются новые исследования по церковной истории Владимирской земли.

Владимирская земля славится своими древними святынями.
Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву.
Другой чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе, Максимовская икона (1299 г.), написанная после видения митрополиту Максиму Богоматери, ныне хранится в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.


Максимовская икона

Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня Владимирской епархии - первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, в настоящее время хранится в Успенском соборе Княгинина монастыря.
В древних соборах и храмах почивают чудотворные мощи святых.
Во владимирском Успенском соборе почивают мощи святителя Максима, митрополита Киевского, Владимирских святителей Симона, Серапиона, благоверных князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича, Изяслава Андреевича, Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича. В Княгинином Успенском женском монастыре хранится частица мощей мученика Авраамия Болгарского.
Во Владимирском мужском Богородице-Рождественском монастыре пребывают мощи священноисповедника епископа Афанасия (Сахарова).
В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи святителя Иоанна, в суздальском Покровском монастыре - мощи преподобной Софии Суздальской.
В муромском Свято-Троицком монастыре находятся мощи благоверных князя Петра и его супруги Февронии. В муромском Николо-Набережном храме покоятся мощи праведной Иулиании Лазаревской (Муромской).

Крестные ходы

Древней духовной традицией является проведение крестных ходов. Эта традиция возродилась в 90-х гг. XX в. Главным церковно-общественным событием является стал крестный ход на празднование Боголюбской иконы Божией Матери.
Среди проводимых в епархии крестных ходов следует отметить шествия из Лукиановой пустыни в Александров, крестный ход в Суздале в связи с празднованием памяти святителей Феодора и Иоанна Суздальских.

Владимирская епархия

Архиереи Владимирские и Суздальские

Симон Печерский, святой с 1215 г. по 22 мая 1226 г.
сщмч. Митрофан с 14 марта 1227 г. по 7 февраля 1238 г.

Суздальские, Владимирские и Переславль-Залесские

Кирилл с 1238 по 1240 гг. (в/у еп. Ростовский)
Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 г.
Кирилл с 1250 по 1274 гг.

Владимирские, Суздальские и Нижегородские

Святитель Серапион с апреля 1274 г. по 12 июля 1275 г.
Феодор 1276-1286 гг.
Иаков (в схиме Иоанн) 1289-1297 гг.
Симеон с 1297г. по 18/24 апреля 1300 г.
Максим с 18 апреля 1300 г. по 06/12 декабря 1305 г.
Петр с 1308 по 1325 гг.

Суздальские

Даниил с марта 1330 г. по 1347 г.
Иоанн с 1340 г. по 1347 г.
Нафанаил с 6 августа 1347 г. по 1349 г.
Даниил, вторично 1350-1351 гг.
Иоанн, святой 1351—1363 гг.
Алексий (Бяконт) 1363-1365 гг.
Иоанн 1365—1366 (3-й раз)
Алексий (Бяконт) 1366—1373 гг. (вторично)

Суздальские, Нижегородские и Городецкие

Дионисий (святой), с 11 февраля 1374 г. по 15 октября 1385 г.
Евфросин II с март/июнь 1389 г. по 25 марта 1406 г. (с 1394 г. Суздальский, Калужский и Тарусский).

Суздальские и Тарусские

Митрофан (9 сентября 1406—1427 гг.)
Григорий I (1427—1431 гг.)
Авраамий (1431 - 1452 гг.)
Филипп (1452 - 11 ноября 1464 гг.)
Евфимий (ноябрь 1464—1484 гг.)
Сведения о занимавшем в 1483 г. Суздальскую кафедру Феодоре, бывшем епископе Черниговском, не могут быть признаны достоверными.
Нифонт (9 декабря 1484 - 8 марта 1508 гг.)
Симеон (Стремоухов-Безбородый) (21 августа 1509 - 21 ноября 1515 гг.)
Геннадий (Богоявленский) (10 февраля 1517 - 23 марта 1531 гг.)
Ферапонт (9 марта 1539 - 25 февраля 1543 гг.)
Иона (Собина) (21 февраля 1544—1548 гг.)
Трифон (Ступишин) (10 марта 1549—1551 гг.)
Афанасий (князь Палецкий) (18 июня 1551 - 11 августа 1564 гг.) (1566 г.)
Елевферий (1564—1567 гг.)
Пафнутий (1567 - 26 ноября/5 декабря 1570 гг.)
Савватий (1570—1571 гг.) в/у
Григорий II, блаженный (1571 г.)
Варлаам (1571—1586 гг.)
Иов (1587—1594 гг.)
Галактион (1594 - 2 июля 1609 гг.)
Герасим (март 1613 - 20 февраля 1615)
Святитель Арсений Элассонский-Суздальский (1615 - 13 апреля 1626)
Иосиф Курцевич (август 1626 - 22 марта 1634)
архиепископ Серапион (5 октября 1634 - 25 февраля 1653)
Св. Архиепископ Софроний Суздальский (29 января 1654 - 13 сентября 1654)
Иосиф (1655 - апрель 1656)
Филарет (10 августа 1656—1658)
Стефан (2 мая 1658—1661)

Суздальские и Юрьевские

Стефан 1665-1679 гг.
Маркел 1680-1681 гг.
Павел Моравский 1681 гг.
Святитель Митрополит Иларион Суздальский 1681-1705 гг., митроп. с 1682 г.
Ефрем Янкович 1708-1712 гг.
Игнатий Смола 1712-1719 гг.
Варлаам Леницкий 1719-1724 гг.
Иоаким 1725-1731 гг.
Гавриил Русской 1731-1735 гг.
Афанасий Кондоиди 1735-1737 гг.
Симон Тихомиров 1739-1747 гг.
Порфирий Крайский 1748-1755 гг.
Геннадий Драницын 1760-1775 гг.
Тихон Якубовский 1775-1786 гг.

Владимирские и Яропольские

Епископ Платон (Петрункевич) (20 марта 1748 - 16 апреля 1757)
Архиепископ Антоний (Багратиони) (23 ноября 1757 - 16 декабря 1762)

Владимирские и Муромские

Павел Гребневский 1764-1770 гг.
Иероним Формаковский 1770-1783 гг.
Виктор Онисимов, 22 сентября 1783 - 6 мая 1788 гг.

Суздальские и Владимирские

Виктор Онисимов, с 6 мая 1788 г. по 16 октября 1799 г.

Владимирские и Суздальские

Виктор Онисимов, 16 октября 1799 г. по 24 февраля 1800 г.
Ксенофонт Троепольский с 24 февраля 1800 г. по 3 июля 1821 г.
Парфений Чертков с 21 августа 1821 г. по 25 февраля 1850 г.
Иустин (Михайлов) с 25 февраля 1850 г. по 22 июля 1863 г.
Святитель Феофан (Говоров) с 22 июля 1863 г. по 17 июня 1866 г.
Антоний (Павлинский) с 17 июня 1866 г. по 29 апреля 1878 г.
Феогност (Лебедев) с 9 декабря 1878 г. по 21 ноября 1892 г.
Сергий (Спасский) с 21 ноября 1892 г. по 20 ноября 1904 г.
Никон (Софийский) с 27 ноября 1904 г. по 9 июня 1906 г.
Николай (Налимов) с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914 г. (Архипастырь «правды и чести»)
Алексий III (Дородницын) с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г.

Муромское викариатство

Учреждено в 1868 г.

Епископы (во Владимире)

Андрей Поспелов 1868 г.
Иаков Кротков 1870-1884 гг.
Аркадий Филонов 1885-1887 гг.
Александр Богданов 1889-1892 гг.
Тихон Клитин 1892 г.
См. Епископы муромские.

В 2012 г. было восстановлено муромское викариатство, и епископом Муромским стал бывший архимандрит Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Нил (Сычев).

Муромская епархия

Образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии.
Объединяет приходы в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов Владимирской области.
Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Муромский и Вязниковский».
Правящий архиерей: Нил, епископ Муромский и Вязниковский (Сычев Андрей Николаевич).

Владимирские и Шуйские

С 1778 г. по 1918 г. Шуя была уездным центром Владимирской губернии.

Алексий III (Дородницын) - архиепископ Владимирский и Шуйский с 24 марта 1916 г. по 1917 г.
Евгений (Мерцалов), епископ Юрьевский - с 18 мая 1917 г. по 9 августа 1917 г. временно управляющий епархией.
Сергий (Страгородский) с 10 августа 1917 г. по 16 июня 1922 г.
С августа 1917 г. Владимирскую епархию возглавлял митрополит Сергий (Страгородский), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, носивший титул Владимирский и Шуйский до 1922 г.
С образованием Иваново-Вознесенской губернии Шуя стала составной частью Иваново-Вознесенской епархии. В отдельные периоды в Шуе открывалась викарная кафедра. Так, в 1928-1929 гг. епископом Шуйским, викарием Иваново-Вознесенским являлся Питирим.
См. Шуйская епархия.

Владимирские

Корнилий (Соболев) с 1922 г. по 1923 г., один месяц в 1926 г. ( в/у, еп. Вязниковский; во второй раз - еп. Владимиро-Суздальский)
Николай (Добронравов) с 1923 г., арестован 10 декабря 1925 г.
Дамиан (Воскресенский) с ноября 1925 г. по 9 декабря 1925 г.; с 2 февраля 1926 г. по май 1927 г. (в/у, еп. Переславль-Залесский)
Нифонт (Фомин) с мая по сентябрь 1927 г. (в/у, еп. Вязниковский)
Макарий (Звездов), 1928 г. (в/у, еп. Муромский)
Павел (Гальковский) с 31 декабря 1928 г. по? (в/у, еп. Егорьевский)
Гурий (Степанов) с 13 августа 1930 г. по 8 мая 1931 г. (в/у, архиеп. Суздальский)
Павел (Борисовский), 1931 г. (в/у, митрополит Ярославский)
Иннокентий (Летяев) с 31 мая 1932 г. по 18 февраля 1935 г.
Сергий (Гришин) с 5/18 февраля 1935 г. по май 1936 г.
Филипп (Гумилевский) с мая по 9 сентября 1936 г.
Феодор (Яковцевский) с 11 августа 1936 г. по 3 февраля 1937 г.
Хрисогон (Ивановский) с 30 марта 1937 г. по1938 г.
Алексий (Сергеев), 1938 г. (в/у, еп. Ивановский)

Владимирские и Суздальские

Онисим (Фестинатов) с 27 августа 1944 г. по 31 октября 1970 г.
Иоанн (Вендланд) с 31 октября по 1 декабря 1970 г. (в/у, митр. Ярославский)
Николай (Кутепов) с 1 декабря 1970 г. по 16 апреля 1975 г.
Владимир (Котляров) с 17 апреля 1975 г. по 24 апреля 1980 г.
Серапион (Фадеев) с 24 апреля 1980 г. по 11 мая 1987 г.
Валентин (Мищук) с 12 мая 1987 г. по 27 октября 1990 г.
Евлогий (Смирнов) с 11 ноября 1990 г.

Александровское викариатство Владимирской епархии

Павел Павловский 27 ноября 1923-1926 гг.
Леонид Антощенко сентябрь 1932 г. - 17 января 1935 г.

Александровская епархия

Евлогий (Смирнов) с 16 июля 2013 в/у, митрополит Владимирский.

Владимирская митрополия

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. Евлогий назначен главой новообразованной Владимирской митрополии и временным управляющим Александровской епархией.
18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом Евлогий возведен в сан митрополита.

Включает Александровскую, Владимирскую и Муромскую епархии.


Митрополит Евлогий

800-летие Владимирской епархии

7 сентября 2014 года Владимирская область отметила 800-летие Владимирской епархии.
На праздник прибыл Патриарх Московский Кирилл.

С 10.00 до 13.00 Святейший владыка отслужил Божественную литургию в главном храме владимирской земли.


Архиерейская резиденция. Ул. Вишнёвая, д. 26, Телефон: (4922) 36-63-74
В этом доме на первом этаже в южной части располагается домовая Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Официальный сайт Владимирской епархии
Монастыри и храмы Владимирской области.
Собор Владимирских святых.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (27.07.2013)
Просмотров: 3841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ГОРОСКОПЫ
Персональный гороскоп
Прогноз на месяц
Долгосрочный прогноз
Бизнес-гороскоп
Гороскоп профессии
Гороскоп талантов
Гороскоп совместимости
Таблица совместимости
Свадебный календарь
Календарь зачатия
Гадание по Книге перемен
Толкование сновидений

ИСТОРИЯ
Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2016