Пятница, 29.03.2024, 15:04

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Слово [8]
Лингвоэзотеризм [16]
Эзотерика [3]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Лингвоэзотеризм » Лингвоэзотеризм

Развитие сознания внутри племени
Андрий Будугай
Целостность
 
Бойко и Дияне Златевым
 
2. Развитие сознания внутри племени
 
Теперь я хочу рассказать о том, как мне видится процесс освоения сознанием новых областей пространства. Начнём с того, что вначале сознание только набирает силы, учиться быть самодостаточным и целостным. Оно ещё не способно встать один на один с окружающим миром и нуждается в некоей среде, в которой может благополучно развиваться как организм, в котором обитает это сознание, так и оно само. У животных такой средой является стадо, у рыб – косяк, у птиц и у некоторых хищников – стая, у людей – род, племя. Оказаться за пределами племени в те времена было равносильно гибели, смерти.

Представление человека о нём самом и об окружающем его мире тогда формировалось не столько индивидуально, сколько коллективно. В родоплеменном обществе определяющий фактором была языческая религия, само название которой во многом отображает её суть. Вспомним, что в старославянском языке слово «язык» имело два значения: 1) «язык» в нашем современном понимании (например, болгарский, греческий, ирландский); 2) «народ, разговаривающий на этом языке», его носитель. Территория распространения языка совпадала с территорией обитания его носителей. То есть, это была та же земля, на которой жило это племя или этот народ.

На этой территории кроме людей обитали другие существа – птицы, животные, рыбы, стихиали – души стихий[1]. Были языческие боги, общие для группы племён: например, дух реки, протекающий через земли этих племён или дух ветра, дух грозы и так далее. Шаман был связующим звеном, посредником между этими существами и людьми племени. С помощью разных ритуалов и заклинаний он устанавливал магически-симпатическую связь, осуществлял жертвоприношения. Слово «жрец» собственно и означает «приносящий в жертву».

Тот человек, который рождался на территории племени, был своим по крови. Когда он достаточно подрастал и проходил обряд инициации [2], то переходил из состояния отрока [3] в полноправного члена племени и получал все полагающиеся ему при этом свободы.

Всё, что находилось внутри границ племени, было освоено совершеннолетним и воспринималось как своё, родное, нормальное. Всё, что было за пределами земли племени, за её границей, – несло в себе опасность, а иногда и зло. В национальных языках ещё сохранилось много слов, выработанных по этому поводу в ту эпоху. Так, например, лексема «край», имеющая значения «конец, предельная линия, до которой что-либо простирается» и «страна», «область», «местность». Она, по сути, обозначает границы и то, что находится в их пределах. Сокоренная ей лексема «кроме» указывает на то, что находится за пределами границ.

Слово «крайность» («тяжёлое положение») обозначает тоже то, что выходит за пределы, что выпадает из понятия «норма». В выражении «тьма кромешная» можно увидеть, что тьма находится за гранью, за краем.

Возможно, этимологически родственна с приведённой группой и немецкая лексема «krank», имеющая значение «больной», то есть тот, кто выпал за пределы нормы. А родственная этой группе лексема «скромный» указывает на то, что человек, наоборот, находится в пределах, границ, не выпадает из состояния нормы.

Другое этимологическое гнездо, которое я хотел бы привести в качестве примера, берёт своё начало от латинского слова «terra», имеющего значение «земля, территория». Так слово «экстремальный» имеет значения «крайний, предельный; выходящий за рамки обычного». Оно происходит от латинского «extremus» («крайний»), которое, в свою очередь, восходит к латинскому «exter» («находящийся вне, наружный, внешний»), где «ex-» – «из, вне», а «ter-» – «земля».

Того же гнезда слова «термин» («первоначально межевой, пограничный столб»), «терминатор» («находящийся между двумя территориями»), «интерес» – первоначально «быть (esse) между (inter)».

Об опасности покидать территорию племени могут указывать такие слова:

– слово «перипетии» («блуждания за гранями границ, на периферии»), где греческое пери- происходит от peras и имеет значение «край, конец»;

– болгарское «премеждие», связанное со словом «межа»;– слово «чёрт», связанное со словами «черта», «чертить»; «очертания» предмета [4];

– слово «риск», связанное с украинскими словом «риска» («черта»), и, по всей видимости, с немецким reisen («путешествовать»): сравните с рус. «рыскать» («бродить по местности в поисках добычи»).

А в отношении людей, живущих вне племени, за его границами, в языке сохранились лексемы, которые указывают либо на то, что чужаки являются потенциальными источниками опасности, либо на то, что они вызывали насмешку у соплеменников, слыли ненормальными. Например, лексема «странный», имеющая значение «чужой, непонятный; вызывающий недоумение» и связанная этимологически с лексемами «сторона», «страна», «посторонний». «Немец» – это первоначально никто иной, как «немой, не умеющий говорить нормально, то есть по-нашему, на нашем языке, непонятный».

Древние эллины всех негреков называли пренебрежительно «варварами», потому что любую другую, не эллинскую речь воспринимали как непонятную, как повторяющиеся звуки «бар-бар». Для древнего грека вся огромная населённая эллинами область – от Италии до Чёрного моря – была Эйкумена [5], что значит «жилая, обжитая страна». За пределами её могли жить лишь дикие и непонятные «варвары». Позже слово «варвар» у них позаимствовали римляне и обозначали им негреков и неримлян. Сами же римляне прозвали эллинов греками, что означает «те, кто разговаривают, как грачи» [6], то есть грубо и непонятно «каркающие».

Греки дали нам ещё одну группу слов, которую можно вспомнить в контексте нашего разговора. Это слова «экзотический», «экзотика» (< греч. ехо – «вне», греч. exоtikоs – «внешний, чужой, иноземный») – «1)находящийся извне принятого, обычного; дальний, чужеземный; 2) чудаковатый, необыкновенный».

Интересно, что китайцы в отношении чужаков пошли, пожалуй, дальше других народов. Они выработали термины, которые разделяют варваров на четыре категории. В основу такого детерминации была положена ориентация по сторонам света. То есть, варвары, живущие на севере, носили одно название, варвары, живущие на западе – другое и так далее. Такое различие может указывать на то, что китайцы не должны были путать чужаков-северян с чужаками-южанами или другими.

Можно найти связь между «заграницей» и «ненормальностью» и в других языках и культурах. Например, нидерландская лексема zоnder («без, кроме»), нидерл. zоnderling («странный человек; чудак») и нидерл. zоnde («грех»). Видимо, первоначально грехом считалось покидать территорию племени и все вытекающие отсюда последствия.

Интересно, что в философии есть термины, указывающие на отсутствие границ, но для передачи этого понятия язык всё равно так или иначе опирается на понятие границы. Так, например, «безграничный», в украинском языке «безмежний» с тем же значением, «абсолют» («безусловное, совершенное начало бытия») [7], «трансцендентальный» («запредельный по отношению к какой-либо определённой сфере, к миру в целом») [8]. Все эти термины вырабатывались уже не языческими родоплеменными культурами, а культурами наднациональными, культурами мировых религий.

В заключение вопроса о развитии сознания внутри племени хотел бы подчеркнуть, что в идеале национальные (то есть языческие) и мировые религии должны не бороться между собой, а образовывать гармоничное единое целое. В мировой практике можем увидеть проявление подобного целого в японской культуре. Национальная религия синтоизм в ней образовала комплекс с такой мировой религией, как буддизм. Ни одна мировая религия не может не соотноситься с духами стихий, минералов, растений и животных. Этим существам тоже нужно уделять должное внимание, относясь к ним с уважением.

А с другой стороны, нужно стремиться к тому, чтобы сами мировые религии стали составными частями общечеловеческого духовного образования, которое русский духовидец Даниил Андреев назвал «Розой Мира», религией целого человечества, религией итога. Подобно пчёлам, которые для мёда собирают нектар с цветов самых разных растений, так и религия человечества должна объединить в одно общее целое достижения всех национальных культур, без уничтожения их неповторимости и очарования.

[1] Стихии воды, может быть, гор, лесов, лугов, степей, болот, пустынь и так далее.

[2] Духовно-магического обряда приобщения сознания к духу, эгрегору племени.

[3] Буквально не имеющий права голоса на собраниях племени.

[4] Это контуры, а слово «контур» общего происхождения со словом «туризм».

[5] От греч. «эйкос» – «дом».

[6] На латински graculus, graculi.

[7] От лат. absolutus – «безусловный, неограниченный».

[8] От лат. transcendo – «выхожу за пределы».

Категория: Лингвоэзотеризм | Добавил: Jupiter (09.01.2013)
Просмотров: 1193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024