Суббота, 20.04.2024, 11:47

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Любовь [16]
Любовь к себе [23]
Любовь к ближнему [74]
Любовь к детям [84]
Любовь к животным [33]
Любовь к родине [27]
Любовь к Богу [38]
Небесная любовь [12]
Любовь к Природе [43]
Любовь к родителям [16]
Любовь к Иерархии Света [19]
Любовь к работе [7]
Учение сердца [10]
Стихи о дружбе [15]
Любовь к жизни [13]
Дружба [7]
Счастье [8]
Женственность [46]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Любовь » Любовь к детям

Рудольф Штайнер и Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика

Ключевые идеи

Рудольф Штайнер с ранних лет увлекался философией, так, например, в 14 он прочитал Канта "Критику чистого разума". Ему очень нравился Гете. Вскоре он сам стал писать книги и статьи, издав за свою плодотворную жизнь свыше 60 тысяч статей. На ключевую идею Вальдорфской педагогики повлияла гуманистическая философия. Кратко ее можно выразить так: не для школы, а для жизни учимся. Штайнер проповедовал так называемый холистический подход. Для философа, духовное, филическое и интеллектуальное измерения ребенка были одинаково важны, гармоничное развитие должно ориентироваться на ребенка в целом, а не на его отдельные "стороны". Штайнер считал, что в каждом человеке заложен духовный, интеллектуальный и физический потенциал, который раскрывается при прохождении через три основные стадии жизни: раннее детство, отрочество и юность.

"У каждого периода жизни свои потребности, и понимание этих потребностей является основой образовательных программ и планов" - писал австрийский мыслитель.
На каждой стадии развития ребенка его интересы, возможности, пути познания мира отличаются. Соответственно, различаться должны и программы (то, чему учим) и методы (как учим). Например, в раннем детстве превалирует физическое тело. Дети впитывают мир и познают его через органы чувств. Их главный способ обучения - имитация. Обеспечить малыша обилием звуков, света, цвета, возможностей для движения, красивыми вещами и поведением, достойным подражания, - вот в чем миссия воспитателя на данном этапе.

Каждый этап развития, в свою очередь закладывает фундамент для следующей фазы. Несоответствующее возрасту обучение может, таким образом, по мнению Штайнера, повредить ребенку. "Отвлекая ребенка от его фундаментальной задачи - постижения мира через взаимодействие с ним, через органы чувств и нагружая его интеллектуальными задачами, мы кладем у ребенка здоровье и жизненную энергию, необходимую для дальнейшего развития" - верил философ.

Многие другие теоретики - Мария Монтессори, Дьюи, Аштон Ворнер также видели в ребенке потенциал и заложенные способности к обучению, однако Штайнера выделяет стройность системы философских взглядов и согласованность идей. Вальдорфской педагогике дети ищут взаимозависимости между планетами и землей, телом и духом, прошлым и настоящим, жизнью и смертью. Надо отметить, что практическая педагогика тесно связана с духовными идеями Рудольфа Штайнера. Что является для одних родителей приятной новостью, других же, напротив, отталкивает.
Учитель "пестует" душу ребенка через истории, искусство, музыку, движения, танец. Дети находятся под опекой одного и того же учителя с первого по восьмой класс, и это делает возможным прочные, почти "родственные" отношения.

Принципы Вальдорфской педагогической системы

Вальдорфские педагоги считают, что ребёнок должен познавать мир естественным путём, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.
Главные принципы:
- широкий, комплексный подход к изучению среды,
- максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера),
- большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса),
- уважение к личности ребенка, к его индивидуальности, подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия,
- отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности,
- природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель - все натуральное.
- детей обучают искусству эвритмии. Штайнер описывал "эвритмию" как форму языка жестов и движений.

Методика

В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.

Группы в вальдофской системе являются разновозрастными, то есть малыши и старшие дошкольники проводят день вместе. На мой взгляд, это очень важная отличительная черта, способствующая "смягчению" атмосферы детского сада. К малышам относятся чутко, стараясь не сбить, не уронить, не обидеть. А сами карапузы - учатся намного быстрее, имитируя старших. Начинать ходить в вальдорфский детский сад советуют с 3.5 - 4 лет.
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.

В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.
Материалы и оборудование в Вальдофских детских садах словно "приглашают" ребёнка поиграть. Используются в основном природные материалы, приглушенные цвета, ткань.
Праздники - обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода - обязательный концерт.

Режим дня: занятия требуют от детей концентрации и поэтому их планируют на начало дня. Ритм и ритуалы очень важны в программе Вальдорфского детского сада: работа в группе каждый день в определенное время, привязанная к времени года, с ритуальными песенками, пальчиковыми играми. Активные игры сменяются спокойными, что тоже развивает уравновешенность.

Результат

Личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребёнок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и ответственный.

Недостатки системы

Основа педагогики - антропософия. Её мистические постулаты будут оказывать определённое влияние на ребёнка. Родителям надо внимательно ознакомиться с основными тезисами учения.
В детском саду полностью отсутствуют занятия по чтению, счёту, что надо учесть, если ребёнок после вальдорфского садика пойдёт в обычную школу.
Не приветствуются занятия в других кружках и секциях.
Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта.
Сложно соответствовать стандартам Штайнер-педагогики дома и в привычном социуме.



Вальдорфская педагогика. Взгляд в будущее - часть 1

Вальдорфская школа. Праздник семьи.


ЛЮБОВЬ к ДЕТЯМ.

Первое семилетие жизни.
Советы родителям.Бхагван Шри Раджниш.
Основы духовного воспитания детей. Роман Ошарин.
Воспитание нового ребёнка. Ошо.
Пятимерное образование. Ошо.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Любовь к детям | Добавил: Jupiter (08.12.2012)
Просмотров: 2732 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024