Пятница, 26.04.2024, 01:45

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Александров

Упразднённые монастыри Александровского района

Богословский монастырь

Первое упоминание о нем в духовной кн. Ив. Ю. Патрикеева (Собр. Пос. гр. и дог., 1, 335) 1498 года, впоследствии запустел, и в дозорной книге 1685 года о нем замечено: «церковная земля пустоши Богословской, что был монастырь Иоанна Богослова, владеют с. Дубровицкого крестьяне»
/Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст., 11т. ч.3, стр.134/

Пустошь Богословская находилась вблизи д. Соболево.

Иоанно-Богословский погост

ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ погост в Александровском уезде в 1 версте от с. Бакино на землях вотчинников Борковых.
В сотной грамоте 1562 года на вотчины Троице-Сергиева монастыря, значащиеся в Переславль-Залесском уезде, сказано: «в Слободском стану Троице-Сергиев монастырь осьмой жеребий села Боркова двор монастырский». Предание гласит, что здесь был Иоанно-Богословский монастырь, имевший небольшую братию и состоявший на прокормлении у Лукьяновской пустыни, где, будто бы, хранилась опись о Богословском монастыре и землях, ему принадлежащих.
Информация по этому монастырю противоречива: с одной стороны, двор монастырский, принадлежащий Троице-Сергиевому монастырю, а с другой — самостоятельный монастырь, основанный вотчинниками. Вероятнее всего, монастырь был истреблен в Смутное время.

Село Борково

«Село Борково находится во 100 верстахъ отъ губернскаго города и въ 20-ти отъ уезднаго.
Часть этого села еще въ XVI столетии принадлежала Троице-Сергиеву монастырю и такъ значится въ сотной книге 1562 г.: «въ слободскомъ стану осмой жеребей села Боркова, 1 дворъ монастырский, 1 дворъ крестьянский, пашни монастырской 22 четверти съ полуосминою въ поле, сена 25 копенъ, кустарника пашеннаго 4 четверти, земля середняя.
По писцовымъ книгамъ 1628-29 гг. 5 жеребьевъ села Боркова записаны за Иваномъ Федоровымъ Борковымъ старинная его вотчина, а въ селе церковь Ивана Богослова да Николая Чудотворца древяна ветха, стоитъ безъ пения, а въ церкви деисусъ и образы местные и всякое церковное строение прежнихъ помещиковъ, въ селе место дворовое, где жилъ дедъ Ивана Боркова, 4 двора людскихъ, земли вотчинниковой 6 ½ четв., перелогу 50 четв., сенокосъ поросъ лесомъ.
Въ половине XVII столетия местнымъ помещикомъ здесь построена была новая церковь и въ 168 (1660) г. въ патриаршихъ окладныхъ книгахъ записано: «прибыла вновь церковь Иоанна Богослова въ вотчине Ивана Боркова въ сельце Лычеве... дани два алтына полпяты деньги, заезда гривна.
По писцовымъ книгамъ 185 (1677) года при этой церкви написано пашни 5 десятинъ съ полудесятиною и дань увеличена до 8 алтынъ двухъ денегъ.
Въ 1719 году «вдовою Домною Ивановой дочерью Даниловской женою Ивана сына Боркова» по благословенной грамоте Стефана, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, «близъ ветхия старые церкви» построена новая и освящена въ томъ же году снова въ честь св. апостола Иоанна Богослова.
Эта деревянная церковь не однажды ремонтированная существуетъ и въ настоящее время.
Престоловъ въ ней два: въ холодной въ честь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, въ трапезе въ честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминсъ на главномъ престоле освященъ въ 1752 г. Амвросиемъ, епископомъ Переславскимъ и Дмитровскимъ.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ свящ. Предметовъ древности сохранились: 1) Евангелие печати 1653 г., - последнее издание предъисправлениемъ книгъ патриархомъ Никономъ; 2) Сосуды серебряные – 1799 г.; 3) Несколько ризъ изъ старинныхъ материй. Изъ Св. иконъ особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями древняя икона, изображающая св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, слушающаго во время заточения божественное откровение, которое записываетъ ученикъ его Прохоръ. Эта икона, по преданию, признается явленной и чудотворной. Изъ богослужебныхъ книгъ – Триодь постная печати 1666 года и Триодь цветная печати 1680 года.
Подъ церковью сохранилась надгробная плита съ надписью: «лета 7115 (1607) апреля въ 1 день убиенъ отъ разбойниковъ рабъ Божий Афанасий Федоровъ сынъ Борковъ». Сохранились и другия надгробныя плиты, но надписи на нихъ отъ времени уничтожились.
Церковные документы хранятся въ целости: копии съ метрическихъ книгъ съ 1803 по 1868 годъ, исповедныя росписи съ 1822 по 1868 годъ.
Причта при церкви не положено; богослужение и требы исправляетъ причтъ села Рясницына.
Земли при церкви: пахатной 8 дес. 499 кв. саж., покосной 1835 саж., неудобной 1260 кв. саж.; на эту землю планъ имеется. Кроме этого есть земля, незначущаяся въ плане: пахатной 20 дес. 1800 кв. саж., покосной 1 дес. 2350 кв. саж., неудобной 1100 кв. саж. Всей землею владеетъ причтъ села Рясницына.
Приходъ состоитъ изъ деревни Боркова (1 вер. отъ церкви) и деревни Алешкина (2 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 72 души мужескаго пола и 79 женскаго; все православные».

Бакинский приход

«Село Бакино находится въ 120-ти верстахъ отъ губернскаго города и въ 20-ти отъ уезднаго».
В архиве Троицкой лавры хранилась копия с купчей крепости, по которой село Бакино с деревнями Дудкино, Самотекино, Бунково, Болховка и Татаринова, куплено в 1550 году Троице-Сергиевым монастырем у братьев Чулковых за 1300 рублей. В патриарших окладных книгах, начиная с 1629 года Бакино значится государевым дворцовым селом. До XIX в. крестьяне этого села числились в удельном ведомстве.
Известия о церкви в селе Бакине восходят к началу XVII веку; в патриарших окладных книгах под 1628 г. значится: «церковь Николы Чудотворца въ селе Бакине… дани два алтына четыре деньги, по наказу гривна». В 1654 г., дани с этой церкви положено «2 рубля 1 алтынъ съ деньгою заезда гривна». По писцовым книгам 1653 года при этой церкви значилось «79 дворовъ, пашни 12 четв., сена 30 копенъ». В 1708 году при этой церкви значится поп Федор Григорьев и 169 приходских дворов. В 1724 году за ветхостью церковь была перестроена и освящена во имя того же святого с приделом во имя св. Алексея человека Божия.
В 1736 году, по указу «Ея Величества и по определению синодальнаго казеннаго приказа, изъ Бакинскаго прихода перечислены къ селу Смольневу сельцо Жердеево и деревня Недерево «за имеющимися онаго села Бакина крестьянскими и тое церкви попа гражданскими и домашними не малыми ссорами».»
В 1799 году в Бакине значится также деревянная одноэтажная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя св. Алексия человека Божия.
Кирпичный храм Николая Чудотворца с колокольней были построены в 1828 году прихожанами вместо деревянной церкви.
Престолов в церкви три: в холодной во имя св. Николая Чудотворца и во имя св. Алексия, человека Божия, в приделе теплом во имя свв. апост. Петра и Павла.
«Причта имеется: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) процентовъ съ причтоваго капитала 20 руб.; б) отъ службъ и требоисправлений до 480 руб.; в) отъ хлебнаго сбора до 100 рублей и г) отъ земли съ покосами до 200 руб., а всего до 800 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахатной 27 десят. 553 саж.; сенокосной 1 дес. 72 квадратн. Саж., подъ дорогами 1239 саж.; планъ и межевая книга на эту землю имеются. въ дополнение къ этой земле издавна прирезано пахатной земли около 5 дес., но плана на эту землю нетъ.
Приходъ состоитъ изъ села Бакина и деревень: Дудкина (3 вер. отъ церкви) и Трускова (4 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 590 душъ муж. пола и 579 жен.; въ томъ числе раскольниковъ безпоповцевъ 11 душъ обоего пола и поповцевъ 10 душъ.
Въ селе Бакине имеется земская народная школа; учащихся въ 1892-93 году было 51».
Церковь закрыта в 1930-х годах, в 1941 году взорвана на щебёнку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Монастырь возник на месте Благовещенского погоста в 1501 году.
См. Свято-Благовещенский мужской монастырь.

В 2008 году Свято-Благовещенский мужской монастырь на святой Владимирской земле вновь открыт.
Адрес: 601751, Владимирская обл., Кольчугинский р-н, село Тимошкино, Свято-Благовещенский монастырь.
Настоятель Иеромонах Арсений (Железнов), тел.: (916) 573-9909

Борисоглебский монастырь

БОРИСОГЛЕБСКИЙ монастырь при с. Волохове (Ист.-стат. опис. Влад. епарх., 11, стр.292). Время возникновения монастыря не установлено. В с. Волохове издавна стояла деревянная церковь святых мучеников кн. Бориса и Глеба. Когда и кем основана эта церковь, записей не имеется, только темные предания старины повествуют, что будто бы на месте, где деревянная церковь, был монастырь, разоренный в нашествие поляков в 1609 году. Ими, по преданию, сожжен и крест храма, сброшенный в протекающую невдалеке речку, которая с тех пор именуется Горелый Крест.
В юридических актах 1524 года упоминается Борисоглебское село, которое позже (1551 год) называется также Волоховым по фамилии помещика, которому были пожалованы Иваном Грозным окрестные земли.
Деревянный храм Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба освящен в 1700 г.
В 1777 г. храм был перестроен, главный престол сохранил свое наименование.
В 1782 г. освящены приделы святителя Алексия митрополита Московского и великомученицы Варвары.
В 1805 г. на средства помещика А.А. Баскакова и его трех братьев началось строительство ныне существующей каменной церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба.
При рытье рвов под фундаменты были найдены могилы, в которых уцелели остатки монашеской одежды.
В 1831 г. был освящен главный престол. У церкви находится могила историка, краеведа и библиографа Николая Семеновича Стромилова (1842-1895 гг.), а также его отца.
В 1930-е гг. храм был закрыт, а 1960-е гг. частично разрушен.
В период тяжёлых испытаний для Русской православной церкви храм был закрыт и постепенно разрушался и разграблялся. Из храма выносилось всё: от кафельных плиток до икон и украшений. Были разорены и могилы Стромиловых. Чудесным образом сохранилась на алтарной стене храма роспись с изображением Христа-Спасителя.
Еще в конце 1990-х гг. он находился в запустении.
Несколько лет назад по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия усилиями прихожан начато восстановление храма: выполнен косметический ремонт главного алтаря, заменены стропила и кровля над куполом, вставлены новые окна и двери, проведено электричество. В 2003 году подвижниками историко-краеведческого клуба «Отечество» (г. Александров) были восстановлены часовни на могилах Стромиловых.
Храм, причисленный к историко-архитектурным памятникам России, нуждается в помощи. Хотя многое ещё требует капитального восстановления, с 2006 года в храме проводятся регулярные богослужения. 30 сентября 2006 года состоялось малое освещение храма и первая Литургия. В храм после 60-летнего отсутствия была возвращена икона Покрова Пресвятой Богородицы.
В феврале 2008 года назначен настоятель храма, отец Леонид, и учреждён приходской совет.
Духовное попечение о прихожанах взяла на себя Смоленская Зосимова пустынь, расположенная в 10 км от Волохово.
Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба имеет два придела: правый — во имя Алексия Митрополита Московского и Всея Руси, а левый — во имя великомученицы Варвары. С западной стороны к храму примыкает каменная колокольня, сооружённая над папертью.

Официальный сайт храма: http://hram-volohovo.ru/


Храм Бориса и Глеба в селе Волохово

Воскресенская пустынь

ВОСКРЕСЕНСКАЯ пустынь на р. Куньеме, была близ села Новинки-Круглышево. Как гласит предание, среди лесной глуши на берегу р. Куньемы в XVI веке в «Переславского уезда Залесского, Верх-Дубенском стану, одиноко стояла деревянная церковь малой иноческой обители, посвященная памяти Воскресения Христова». В лихолетье эта «сокровенная пустынь» была разорена «литовскими людьми и русскими ворами». Памятником этой обители служили надмогильные плиты. Находилась пустынь в 6-ти верстах от с. Успенское-Новинки-Круглышево. В селе в Успенской церкви находились несколько икон древнего письма, в том числе икона Казанской Божией Матери, спасенная от литовского разорения иноками бывшей Воскресенской обители.
В 1869 году в деревне Новинки была установлена деревянная часовня. Была приписана к церкви Архангельского погоста. Позже сломана, в наше время сооружён глухой часовенный столб.

Ильинский монастырь

ИЛЬИНСКИЙ в Подмошье монастырь, в 1633 году был патриаршей пустошью, находился близ с. Годунова.
В писцовых книгах 1627-1629 гг. Ильинское — «патриарша пустошь в Кодяеве стане, что был монастырь Ильи пророка в Подмошье, пашни перелога и лесом порослой по 5 чет. в поле, сена 10 копен, леса непашенного 3 дес». Местонахождение определено условно.
Дата основания неизвестна, разорен, вероятнее всего, в Смутное время.

Село Годуново

«Село Годуново, близъ реки Малый Киржачъ, находится въ 100 верстахъ отъ губернскаго города и въ 19-ти отъ уезднаго.
Предание, преемственно сохраняемое среди помещиковъ и старожиловъ села Годунова, повествуетъ, что оно было пожаловано любимцу царя Ивана Васильевича Грознаго Борису Федоровичу Годунову, отъ котораго и получило свое название.
По «книгамъ Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячаго Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) гг.» въ поместьяхъ написано: «въ Кодяеве стану – за Дмитриемъ Андреевымъ сыномъ Францбековымъ (В 1649 г. Дмитрий Францбеков был воеводой в Якутске.), что было въ поместьи за стольникомъ Богданомъ Михайловымъ сыномъ Нагово две трети села Андреевскаго Годуново тожъ, а треть того села въ вотчине за Иваномъ Ивановымъ сыномъ Годуновымъ, за Иваномъ Андреевымъ сыномъ Годуновымъ старинная родственная вотчина что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына ея Никиты пустошь что было село Ново-Новленское тожъ съ пустошьми къ тому селу.
Такимъ образомъ въ первой четверти XVII века Годуново принадлежало двумъ помещичьимъ родамъ Францбековыхъ и Годуновыхъ. О доле помещика Францбекова въ переписныхъ книгахъ написано следующее: «въ Кодяеве стану две трети села Андреевскаго-Годуново тожъ, а въ селе на техъ двухъ третяхъ дворъ помещиковъ, дворъ скотный, дворъ прикащиковъ, дворъ люцкой, 7 дворовъ крестьянскихъ, въ нихъ людей 12 человекъ, 3 двора бобыльскихъ людей, въ нихъ 3 человека да 2 двора пустыхъ (одинъ за бегствомъ, другой за смертию хозяевъ), середние земли пашни пахатные помещиковы 60 четвертей, за крестьянами 20 четвертей да перелогомъ и лесомъ поросло 119 четвертей, а всего 199 четвертей въ поле а въ дву потомужъ, сена межъ полей и по оврагамъ 50 копенъ да на отхожемъ плоскомъ лугу 8 копенъ, лесу пашеннаго 10 десятинъ, а сошнаго письма въ живущемъ и въ пусте полтретьи и полполчетверти сохи и перешло сверъ сошнаго письма четверть и полполтретника пашни…». Димитрий Францбековъ по смерти отказалъ свое имение брату родному, Ивану, отъ коего перешло къ жене его Анне, а она въ 1661 году отдала его второму мужу своему Григорью Нащокину. Въ 1666 году это имение было отписано на Великаго Государя, но въ томъ же году перешло къ Ивану Михайловичу Дурново.
Другую часть села Годунова владелецъ его Петръ ивановичъ Годуновъ въ 1646 году продалъ Тимофею Собакину, а Собакинъ променялъ его въ 1660 году некоего Лодыгину, сынъ коего въ 1687 году променялъ его Ивану Михайловичу Дурново, который такимъ образомъ сталъ единственнымъ владельцемъ всего села Годунова. Въ 1687 г. Великие Государи Цари Иоаннъ и Петръ Алексеевичи дали на это поместье дурново жалованную грамоту, въ которой значилось, что село Годуново жаловалось Дурново въ вотчину.
По смерти Дурново вотчина переходила въ его роде по мужской и женской линиямъ и въ настоящее время находится во владении помещика Цвиленева.
Церковь въ селе Годунове существуетъ съ начала XVII столетия. Въ писцовыхъ книгахъ 137-138 (1629-1630) гг. значится: «въ селе Андреевскомъ - Годуново тожъ на поместной земле церковь соборъ архангела Михаила древянна клецки а въ церкви деисусъ и двери царския и образы местные и ризы и всякое церковное строение помещиково и у церкви дворъ поповъ пустъ, дворъ проскурнинъ Настасьицы, дворъ пономаря Фетки Мартемьянова, церковные пашни пахатные середние земли 5 четвертей да перелогомъ и лесомъ поросло 10 четвертей въ поле а въ дву потомужъ, сена 10 копенъ».
Въ переписныхъ книгахъ 1678 (186) года записано: «за Иваномъ Михайловымъ Дурново село Андреевское – Годуново тожъ, а въ селе церковь Архистратига Михаила деревянна клецки а у церкви дворъ попа Стефана Тимофеева». Эта церковь платила въ патриаршую казну дани рубль два алтына 5 денегъ, заезда гривну.
Въ 1699 году сынъ Ивана Михайловича Дурново Федоръ Ивановичъ решилъ построить въ Годунове новую церковь и подалъ патриарху Адриану челобитную о даче ему указа на постройку новой деревянной церкви; въ 1702 году постройка кончилась и строитель подалъ заступившему место патриарха Преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому, челобитную «чтобы его пожаловать велелъ тою новопостроенную церковь во имя архангела Михаила освятить Лукиановой пустыни строителю иеромонаху Моисею и антиминсъ выдать и потомъ дати бъ ему священную грамоту». Просимое разрешение тогда же было дано. Въ 1703 году при этой церкви священникомъ былъ Федоръ Ивановъ, въ приходе считалось 45 дворовъ; въ 1712 г. церковь платила дани рубль 16 алтынъ съ деньгою, а въ 1746 г. – рубль 48 1\2 копеекъ.
Съ небольшимъ сто летъ простояла деревянная церковь, построенная Ф.И. Дурново; въ 1805 году она сгорела, но въ пожаръ успели спасти святыя иконы и церковную утварь и сохраняли въ поместительномъ здании, куда более года для слушания Богослужения и собирались скорбевшие обыватели села. Скорбелъ съ ними и тогдашний помещикъ села Годунова капитанъ И.И. Супоневъ, отменно благочестивый и благоговевший особенно предъ Божиимъ угодникомъ святителемъ Иннокентиемъ, Епископомъ Иркутскимъ. Чествование Супоневымъ памяти этого святителя возбуждено было следующимъ обстоятельствомъ: Супоневъ давно былъ одержимъ какою то жестокою, не поддававшеюся лечению болезнию. После безуспешности всехъ врачебныхъ пособий, онъ съ горячей мольбой обратился къ Господу Богу, уповая на Его милосердие. Въ то время въ России повсеместно была особенная молва о новопрославленномъ чудотворце святителе Иркутскомъ Иннокентии, скончавшемся въ 1731 году. Съ искренней верой въ промыслъ Божий больной Супоневъ отправился въ дальний путь, спеша прибыль ко дню перенесения мощей святителя; прибывъ и помолясь Милосердому Промыслителю и Его угоднику и облобызавъ мощи его при перенесении ихъ. Больной получилъ внезапное облегчение, а затемъ и совершенное исцеление отъ снедавшего его недуга. Отнеся такое милосердие Божие къ молитвамъ и предстательству новоявленнаго угодника Божия, Супоневъ приобрелъ себе точную копию съ иконы святителя въ молитвенное напутствие и неизгладимое памятование о совершившемся до конца жизни.
Возвратясь въ Годуново, Супоневъ пожелалъ на свое иждивение соорудить здесь храмъ и устроить въ немъ приделъ во имя святителя Иннокентия. Каменный приделъ былъ оконченъ постройкою въ 1809 году и въ томъ же году по благословению Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго, былъ освященъ. Это былъ первый въ Европейской России храмъ во имя святителя Иркутскаго Иннокентия. Настоящий же храмъ строился еще десять летъ и освященъ уже въ 1819 году.
Этотъ каменный храмъ съ таковою же колокольнею безъ существенныхъ изменений сохранился и до настоящаго времени.
Престоловъ въ немъ въ настоящее время три6 въ настоящей холодной во имя Архангела Михаила (освященъ въ 1819 г.), въ приделахъ теплыхъ: 1) во имя святителя Иннокентия Иркутскаго (освященъ въ 1809 году) и 2) во имя иконы Казанской Божией Матери (освященъ въ 1879 году).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ Св. иконъ более замечательны: 1) местная храмовая икона соборъ св. Архистратига Михаила и безплотныхъ силъ наиболее древняя; 2) местный образъ Спасителя и 3) местный образъ Смоленской Божией Матери. Эти иконы вынесены при пожаре изъ последней деревянной церкви. Икона святителя Иннокентия въ серебряной ризе съ позлащеннымъ венцомъ; икона эта вывезена изъ Сибири храмоздателемъ Супоневымъ; на ризе вычеканенъ годъ и день кончины, равно день, месяцъ и годъ прославления св. Иннокентия.
Изъ церковной утвари древней деревянной церкви уцелели следующия вещи и книги: 1) Потиръ, дискосъ и 2 блюда серебряные внутри позолоченные; на вещахъ чеканъ 1732 года; на поддонке потира напечатано: «1733 года въ село Годуново в церковь Архистратига Михаила вкладу даетъ девица Улита Дурново серебряные сосуды, а поминать родители Иоанна, Феклу, Андрея, Федора, Иоанна, Михайлу». 2) Крестъ серебряный безъ означения года. 3) Кадило серебряное, чеканъ 1733 года. 4) Евангелие напрестольное въ полълиста, печати 1677 года, обложено бархатомъ съ посеребренными наконечниками и середникомъ; на немъ по листамъ подписи: 1) «въ РПЗ (1679) г. марта въ ви день сия книга боярина и дворецкаго и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово»; 2) «во РПЗ г. июня въ г. день бояринъ и дворецкой и оружейничей Богданъ, ему же тезоименитство Иовъ Хитрово, по своему обещанию далъ вкладу свтое сие евангелие напрстольное въ церковь Пресвятые Богородицы… что въ Стрелецкой слободе въ приказе головы Кодратия Крома и за сей вкладъ поминать усопшихъ роду его рабовъ Божиихъ»… (далее перечисляются имена усопшихъ). 5) Служба и Житие св. Николая Чудотворца со следующею по листамъ надписью: «иже во святыхъ отца нашего Николая Мирликийскаго Чудотворца далъ вкладу Переславскаго уезду Залесскаго Кодяева стану въ село Годуново въ церковь собора Архангела Михаила сытнаго дворца стряпчий Григорий Ивановъ сынъ Ушаковъ въ поминовение родителей своихъ… Божия воля благоволить о насъ многогрешныхъ въ отшествие сего века и тоя церкви священника и ныненнемъ и для… будущихъ и меня грешнаго и жену мою»… 6) Триодь постная съ подписью: «Треодь… собора Архангела Михаила церковная, что въ селе Годунове. Подписана сия книга 1756 г. июня 2 дня, а подписалъ десятоначальникъ Покровский попъ Федоръ Андреевъ… дано три рубля на променъ и выменялъ капитанъ Федоръ Ивановичъ Дурной 1717 года»… 7) Вечеря душевная иеромонаха Симеона Полоцкаго, печати 1681 года, съ подписью по листамъ: «марта въ Е день сию божественную книгу Вечерю душевную сытнаго дворца стряпчий Григорий Ивановъ сынъ Ушаковъ приложилъ въ церковь собора Архангела Михаила. Что въ Переславльскомъ уезде Залесскаго Кодяева стану села Годунова». 8) Книга молебныхъ пений, печати 1708 года съ подписью по листамъ: «1709 г. февраля по указу Государя и по приказу Архиерея… сия книга дана въ село Годуново подписалъ подъячий Гаврило»… 9) Триодь цветная, печати 1704 года, скрепленная подписью десятоначальника Покровскаго попа Федора Андреева. Кроме сего въ церковномъ архиве сохранились указы изъ Переславской Духовной Консистории и планъ генеральнаго межевания 1773 года.
Причта по штату положено священникъ и псаломщикъ. Содержание причтъ получаетъ: а) отъ вкладныхъ капиталовъ процентовъ 16 руб. 40 коп.; б) отъ службъ и требоисправлений 270 руб.; в) отъ мирскихъ сборовъ 40 руб., и г) отъ земли сто рублей, а всего 426 руб. 40 коп.
Земли при церкви въ пользу причта: усадебной по плану генеральнаго межевания должна быть одна десятина, но помещиками отведено на половину менее, пахатной 41 дес. 1888 кв. саж., покосной 1232 кв. саж., неудобной 80 саж., а всего кроме усадебной 42 дес. 800 кв. саж.; на всю эту землю, кроме усадебной, имеется планъ и межевая книга. Дома у причта собственные на церковной земле.
Приходъ состоитъ изъ села Годунова, сельца Новленскаго (въ 1 версте отъ церкви. Сельцо Новленское по писцовымъ книгамъ 1629-30 гг. значилось «пустошь, что было село Ново-Новленское тожъ – поместье Ивана Андреевича Годунова старинная родственная вотчина Марии Даниловой жены Годунова да сына ея Никиты.), сельца Сусловки (въ 1 версте. О сельце Сусловке предание повествуетъ, что оно было вотчиною князей Шуйскихъ, братьевъ царя Василия Шуйскаго; по переписнымъ книгамъ 1629-30 гг. значится «деревня Петроково, Сусловка тожъ – вотчина сытнаго дворца стряпчаго Федора Шишкина», а потомъ принадлежала сытнаго дворца стряпчему Григорию Ивановичу Ушакову.) и деревень Кандалихи (Деревня Кандалиха въ техъ же переписныхъ книгахъ значится «пустошью Горицкою», т.е. Горицкаго монастыря въ Переславле-Залесскомъ».) и Причистина (въ 1 версте. Деревня Пречистина на горе у реки Киржачъ по темъ же книгамъ значится «пустошь Пречистинская, что былъ монастырь Пречистые на реке Киржаче». Предание говоритъ, что здесь былъ Пречистинский монастырь; въ горе много находятъ белыхъ надгробныхъ камней и чугунныхъ плитъ съ вырезанными словами.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 308 душъ мужескаго пола и 350 женскаго; все православные.
Въ селе Годунове есть земская народная школа, учащихся въ 1892-93 учебн. Году было 45 человекъ; школа эта открыта первоначально въ 1867 году местнымъ священникомъ Николаемъ Святухинымъ и содержалась на его средства».

Закрыта в 1930-х гг., в 1965 г. сломана колокольня.
В 1998 г. отдана верующим, начат ремонт.

Пречистенский монастырь

Была до недавнего времени деревня Пречистино к с. Годуново (Труды Пер.-Зал. Музея, V в., ч. 11; Историко-стат. описание Влад. Епарх., 11, 370)
«Пречистино-Чернецкое» - водоохранные зоны рек Малый Киржач и Еловка. Здесь располагался митрополичий Пречистинский монастырь.
«Деревня Пречистина на горе у реки Киржачъ по темъ же книгамъ значится «пустошь Пречистинская, что былъ монастырь Пречистые на реке Киржаче»».
ПРЕЧИСТЕНСКИЙ монастырь на Малом Киржаче. Упомянут в писцовых книгах 1627-29 гг. : «патриаршая пустошь Пречистенская в Кодяеве стане, что был монастырь Пречистые на р. Малом Киржаче, пашни паханые наездом середние земли по 3 чет., да лесом поросло по 77 чет. в поле, сена 100 копен, леса непашенного 10 десятин».
Предание говорит, где был Пречистинский монастырь, в горе находили много белых надгробных камней и чугунных плит с вырезанными словами.
Когда был основан — неизвестно, разорен, вероятнее всего, в годы смуты начала XVII века.

Никольский монастырь на погосте Бачевки

НИКОЛЬСКИЙ монастырь, запустел в годы Смутного времени, был на месте погоста Бачевки, названного по р. Бачевке (Истор.-стат. опис. Владим. епархии, 11, стр.329). В старинных актах погост Бачевка назывался Никольским.
«Местное предание говоритъ, что на месте нынешняго погоста когда то существовалъ монастырь, что подтверждается многими надгробными каменными плитами, находящимися на кладбище и вросшими уже въ землю. Къ сожалению, надписи на этихъ плитахъ отъ времени попортились и прочесть ихъ трудно. Фактъ существования здесь монастыря подтверждается и сохранившейся въ делахъ патриаршего казеннаго приказа заметкой: «Никольское, в 1627-1628 гг. патриаршая пустошь в Кодяеве Стане, что был Монастырь Никола на Речке на Бачевке, пашни перелога и лесом порослой середние земли 22 чет. в поле, сена 15 копен».
/Труды Пер.-Зал. Музея, V, ч.11, 13,36/
Николаевский монастырь на Бачевке запустел до 1629 г.
По писцовым книгам 1629-1630 гг. пустовые земли числятся за крестьянами.

Бачевский приход

«Погостъ Бачевка, на речке Бачевке, находится въ 100 верстахъ отъ губернскаго города и въ 20-ти отъ уезднаго.
Название свое онъ получилъ, очевидно, отъ речки, вблизи коей расположенъ, въ старинныхъ же актахъ онъ именуется сельцомъ Никольскимъ «патриарши домовыя вотчины».
На этой пустовой церковной земле крестьянами сельца Никольского в 1701 году была построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и с того года записана в патриаршие окладные книги. При церкви были поп, дьчек, пономарь и просвирница, 25 приходских дворов; «дани съ нея положено 29 алтынъ 4 деньги, заезда гривна». Вместо этой церкви в 1748 году прихожанами была построена новая деревянная церковь с такой же колокольней, как сообщается в ведомости о церквях Переславского уезда, составленной в 1799 году.
Деревянная церковь в Бачевке существовала до 1868 года; в этом году было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1870 году (теплый придел) и в 1879 году (главный престол).
Престолов в церкви три: в холодной во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплых приделах во имя св. Чудотворца Николая и Казанской иконы Божией Матери.
«Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ Св. иконъ особенно почитается прихожанами икона Казанской Божией Матери.
Церковные документы хранятся въ целости: копии съ метрическихъ книгъ съ 1805 года, исповедныя росписи съ 1829 года.
Причта по штату положено священникъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) процентовъ съ причтоваго капитала (2200 руб.) – 90 руб.; б) отъ службъ и требоисправлений до 110 руб.; в) отъ земли и хлебнаго сбора до 80 руб., а всего до 280 руб. въ годъ. Дома для причта устроены прихожанами на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахатной 23 десят. 1864 кв. саж., сенокосной 3 дес., выгонной 1100 кв. саж., неудобной 7 дес. 75 кв. саж., подъ дровянымъ лесомъ 1 дес.; планъ и межевая книга на эту землю имеются.
Приходъ состоитъ изъ сельца Евгеньина (полверсты отъ церкви), деревень: Поречья (полверсты), Патакина (полверсты) и Жуковой (3 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 235 душъ муж. пола и 253 жен.; все православные».

Никола на Дерюзине монастырь

НИКОЛА на ДЕРЮЗИНЕ — монастырь, существовал в XV веке.
По писцовым книгам 7101 (1592-1593 гг.) упоминается село Михайловское Дерюзино, «а в нем церковь Николы Чюдотворца , древянь, клетцки, а в церкве образы и книги и все церковное строенье и колокола монастырское, да двор монастырской, да двор попа, двор понамарев, да 6 дворов крестьянских, а людей в них тож; пашни паханые монастырские в поле 38 четьи, да крестьянские пашни 18 четьи, да перелогу 20 четьи, да перелогу и лесом поросло 130 четьи, а в дву потомужь, земля худа, сена монастырского 150 копен, рощи пашенные 10 дес.».
А всего у села было «2 деревни, да 12 пустошей, а в них двор монастырской, да двор попов, двор пономарев, да 17 дворов крестьянских, а людей в них тож, да 12 мест дворовых; пашни паханые середней земли наездом 8 четьи, да перелогу 13 четьи, да перелогу лесом поросло 68 четьи, да пашних паханые худой земли монастырские 38 четьи, да крестьянские пашни 58 четьи, да наездом пахано 8 четьи, да перелогу 492 четьи, да перелогу лесом поросло 942 четьи, сена 4095 копен, лесу пашенного 10 дес. А сошного писма в живущем полчети сохи без 4-х четьи пашни, да наездом четвертные пашни 16 четьи, а в пусте 2 сохи без получети и полполполчети сохи. Да под селом под Михайловским под Дерюзиным озерко, а ловят в нем белую рыбу на монастырский обиход. Теперь с. Дерюзино (Дерюзино — от слов дерюга, дерюжина, дерюжный, означающих самый грубый холст, вероятно, используемый для монашеской одежды) числится в Московской обл.

Никольский монастырь

НИКОЛЬСКИЙ монастырь на р. Шахе. Упоминается в докладной деловой разъезжей грамоте 1504/1505 гг. Григория и Бориса Ананьиных детей Петрова на сс. Высоковское Старое и Высоковское Новое в Юрьевском уезде (совр. Александровский район): «налеве реки Шахи лес и пожни к Высоковскому селу к Старому, а направе те луги и те кулиги вверх по Шахе к Новому селу к Николе. А что у нас монастырь великий Никола, Григорьев да Борисов вопче, и мне, Григорью, да Борису попа держать вопче… А что у нас кельи за алтарем, и те нам кельи снести оттоля…».
Монастырь упомянут в купчей 1535/1536 гг. Видимо, он был разорен и уничтожен отрядами польско-литовских интервентов в 1608-1609 гг. и позже не восстанавливался.
Есть косвенное упоминание о Никольском монастыре на Болоте при описании Калабурова на р. Шахе, в 1558 г. вотчинной пустоши Захария Ивановича Рычкова в Киучерском стану, заключавшей в себе 67 десятин волоковых да оселочек, отданная им в этом году Никольскому монастырю на Болоте, во владении которого находилось до секуляризации монастырских вотчин. В 1694г. было произведено отмежевание пустоши от соседних патриарших пустошей (Шумаков. Обзор грамот, 1V, 833, 1202).
Патриаршими пустошами были Павловская и относящиеся к ней бывшие деревни-пустоши. Был ли Никольский монастырь на Болоте тем Никольским монастырем, который упомянут в грамотах Ананьиных, пока не ясно.
«В 7162г. по челобитью Ростовского у. патриарши Корашские волости крестьянина Васьки Ванютине и по обыскам Леонтия Молвянинова прибыло вновь. С мельницы, что отписано на государя святейшего патриарха у Андрея да у Лазаря Ананьиных на р. Шахе на церковной Никольской земле, что писано в Юрьевской же десятине в с. Высоком на Андрее Архипове, на нынешней на 162 г. по новому окладу оброку Корашские волости на крестьянине Ваське Ванютине пять рублев и ноября в 3 день те деньги взято по отписке писца Леонтия Мольянинова привез Володимирский стрелец Ялсушко (?) Фадеев, а впредьте оброчные деньги велено платить Ваське Ванютину здесь на Москве самому и в том взято по нем Ваське поручная запись.
7166 г. отдана в оброк того же с. Высокого крестьянину Куприяшке Никифорову, новой наддачи 2 руб.»
/Холмогоровы, История приходов и церквей, стр. 62, XLIV/

Ждан-городок, Ждановский стан
Осипова пустынь

ОСИПОВА пустынь на р. Кубре, основана на месте битвы новгородской дружины Всеволода Мстиславича с суздальской дружиной Юрия Долгорукого на Жданой горе в 1135 г. Бой произошел 26 января в день памяти Иосифа епископа Солунского, в честь которого назван монастырь.
См. Ждан-городок, Ждановский стан. Осипова пустынь.

Покровский Мирзин монастырь

«Село Покровъ, что въ пустошахъ, на речке Богоне, находится въ 90 верстахъ отъ губернскаго города и въ 30-ти отъ уезднаго».
ПОКРОВСКИЙ МИРЗИН монастырь на р. Богоне, на месте с. Покров, что в пустошах, в Годуновской волости.
В XV веке на месте с. Покров существовал Покровский мужской монастырь, непосредственно зависевший от Московского митрополита. Жалованная грамота 1461 г. октября 16 дня митрополита Феодосия игумену Льву Покровского монастыря на Богоне («Акты XV-XV1 в., стр. 2).
«Сохранилась жалованная грамота митрополита Филиппа игумену Льву, что служитъ въ его монастыре у церкви Покрова Пресвятыя Богородицы на Богоне: «приказалъ есмь, говорится въ грамоте, тотъ свой монастырь строити, чтоыб какъ тутъ всегдашнее богомолье было и на церковныя земли приказалъ есмь люди звати, что те земли давалъ въ домъ Пречистыя Богородицы Филипъ Марковъ сынъ Богонскаго да братиничъ его Левъ Чернецъ… пожаловалъ есмь того игумена: не надобе ему моя никоторая дань, ни къ старосте поповскому съ попа тянути, ни которая пошлина, ни десятинники мои не въезжаютъ, ни всылаютъ ни почто… азъ сужу ихъ самъ». Лета 6973 (1465). Эта грамота подтверждена затемъ въ 1474 году митрополитомъ Геронтиемъ».

О существовании в XVI веке этого монастыря есть только одно косвенное указание у Строева в «Спискахъ иерарховъ»: там упомянут в 1524 г. настоятель игумен Константин.
В 1562 г. упоминается вотчинное село Покровского Мирзина монастыря Горки на Богоне.
В 1627-1629 гг. монастырь был пуст, стояла пустая без образов Покровская церковь и расположенное вблизи его село было тоже пусто; к нему тянули пустоши: Свеславлево на рчк. Бачевке (?), Данилкова на той же рчк., Исайцево, Березки на верховье Богоны, Карелино на той же рчк., Марково на той же рчк.,, Остафьево на Богоне, Кишкино — итого 13 пустошей. В них «перелога и порослой лесом пашни по 1559 чет. в поле, а в дву по тому ж, сена 1500 копен и леса непашенного 86 десятин». Вотчина эта числилась за патриархом, а затем за Синодом до 1764г. (Труды ПЗМ, V, ч.11, стр.13, 36).
По мнению Н.С. Стромилова, обыватели с. Покрова по давности времени не сохранили преданий ни о существовании монастыря, ни о его упразднении. Стромилов, как версию, указывает на возможность захоронения в этом «на Богоне» монастыре тел князя Вл. А. Старицкого, его второй жены и детей, убитых по приказанию Ивана Грозного «на Богоне», как записано в Синодике (о захоронении кн. Владимира Старицкого и всех членов его семьи в Архангельском соборе Московского кремля историкам не было известно).

Покровский приход

В 1696 году здесь была построена церковь и освящена, вероятно, в память о бывшем монастыре в честь Покрова Пресвятой Богородицы. при церкви были определены священник, дьячек, пономарь и просвирница. Приход образовали 28 крестьянских дворов; «земли было нарезано по 10 четей въ поле, сена 10 копенъ и дани было положено 23 алтына 3 деньги, заезда гривна». В 1726 году к ней был пристроен придел во имя св. Алексия человека Божия.
Эта церковь существовала до 1773 года, а в том году за ветхостью прежней церкви была построена новая деревянная церковь, освященная в тоже наименование. Храмозданная грамота выдана преосв. Геннадием, епископом Переславским. В 1831 году вместо деревянной церкви в Покрове было начато строительство каменного храма. В 1848 году был отстроен первый придел, в 1848 году – главная церковь и в 1853 году – второй придел. Тогда же была построена и каменная колокольня.
Престолов в каменном храме три: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и свв. Козьмы и Дамиана.
«Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ предметовъ древности въ церкви не сохранилось ничего.
Причта по штату положено священникъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) отъ земли около 200 руб.; б) отъ хлебнаго сбора до 100 руб.; в) отъ службъ и требоисправлений до 500 руб., а всего до 800 руб. Дома у причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес., сенокосной 3 дес. и пахатной 29 десят.; плана и межевой книги на эту землю нетъ.
Приходъ состоитъ изъ села Покрова и деревень: Четверти (1/4 вер. отъ церкви), Кулаковки (2 вер.), Числавля (2 вер.), Березниковъ (2 вер.), Новоселки (4 вер.) и Вороновой, въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 522 души мужеск. пола и 629 женскаго; все православные».

Симеоновский монастырь

«Немецкие горы» - это водоохранная зона рек Серой и Нюньги, а так же части зеленой зоны города Александрова.
СИМЕОНОВСКИЙ монастырь на р. Серой, близ Старой Слободы. По мнению историка Н.С. Стромилова, основателем его считается царь Иван Грозный. До литовско-польского разорения (1608 г.) в нем было братии с игуменом 15 человек.
Монастырь был сожжён в годы польско-литовской интервенции 1609-1612 гг. «и те все от Литвы пресечены», а монастырь выжжен.
В XVI веке вблизи него располагался посольский двор Ивана IV . В народе в то время всех иностранцев, прибывающих в Россию, называли «немцами». Отсюда и произошло название местности «Немецкие горы».
В 1618 году он был возобновлен.
Здесь со своими «потешными полками» в 1689 году проводил учения Петр I.
Упразднен в 1764 г.
По преданию, древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери была передана в церковь с. Старая Слобода, где был установлен придел в честь Симеона Столпника.

9. Ст. Слобода. Селище 1, 14-17 вв. Ок. 2 км. к западу юго-запада от деревни, мыс левого коренного берега р. Серая, 80-100 м. от русла. Размеры, по данным В.Н. Глазова 1979 г., 400х140-200 м., по данным М.Г. Жилина 1994 г. – ок. 210х120 м., высота над поймой 8-15 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, белоглиняная, чернолощеная и мореная, большемерные кирпичи, фрагменты оконного стекла 16-17 вв. Керамика 14-15 вв. встречена ближе к стрелке мыса, более поздняя – на всей территории памятника. Шурфовкой М.Г. Жилина выявлены остатки фундамента крупной постройки, сделанной из большемерного кирпича. На территории селища в 16-17 вв. располагался Симеоновский монастырь. У подножия мыса, на котором расположено селище, на территории размерами ок. 50х35 м., окруженной валообразной насыпья высотой до 0.3 м., выявлен культурный слой толщиной до 0.2 м., найдены обломки позднесредневековых белоглиняных и чернолощеных горшков 16-17 вв.
6. Ст. Слобода. Селище 2, 14-17 вв. 100 м. к западу от села, мыс левого берега р. Серая. Площадь ок. 1.5 га., высота над рекой 6-7 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и белоглиняная.
7. Ст. Слобода. Селище 3, 14-17 вв. Территория села, близ церкви, мыс левого коренного берега р. Серая. Площадь ок. 4 га., высота над рекой 8-9 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, сероглиняная и чернолощеная.
8. Ст. Слобода. Селище 4, 14-17 вв. Территория села, 0.18 км. к северо-востоку от церкви, мыс левого коренного берега р. Серая, к северо-востоку от селища 3, на противоположном от него берегу оврага, по дну которого протекает безымянный ручей. Площадь ок. 1.3 га., высота над рекой 8-9 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная, красноглиняная, белоглиняная и чернолощеная.
10. Ст. Слобода. Курганный могильник. 2 км. к западу юго-запада села, высокий мыс левого коренного берега р. Серая, ок. 100 м. от русла, на окраине селища 1. Семь компактно расположенных насыпей высотой 0.4-0.7 м. с заплывшими ровиками у основания. Высота помятника над поймой 8-10 м. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнересским домонгольского времени.

Успенский мужской монастырь

«Село Крутецъ, на реке Серой, отстоитъ отъ губернскаго города въ 118-ти и отъ уезднаго въ 3-хъ верстахъ».
См. Успенский мужской монастырь.

Успенский Дубенский монастырь
Шевякина пустынь

УСПЕНСКИЙ Дубенский монастырь, на его месте старинный погост Спас-за-Кубежью, на границе Александровского и Калязинского уездов.
По летописному известию (Никон. лет., стр.235) Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV в. преподобным Сергием — игуменом Радонежским . В погосте Спас-Закубежье была чудотворная икона Иверской Божией Матери, которая, по преданию, явилась на острове Замошье, где прп. Сергием был построен монастырь. Сюда зашел он с учениками, повесил на березе образ и стал молиться. К ним стали приходить другие монахи. По устроении обители прп. Сергий ушел на прежнее место. (В житие преп. Сергия, составленном архимандритом Никоном, упоминается самый первый ученик Сергия Радонежского — некто Василий, прозванный Сухой. Пришел он с верховьев реки Дубны, уже в преклонных летах, и, недолго пожив с Преподобным, отошел к Господу. Как версию, можно допустить, что именно в память о своем первом ученике, пришедшем с Дубны, преп. Сергий и основал Успенский Дубенский монастырь).
Год точного утверждения монастыря неизвестен. Народных преданий о монастыре не сохранилось. В Константиновской вол. Александ. уезда погост Спас-за-Кубежью был центром прихода. В описании закубежского прихода В. Орлов дает такую справку: «В 2-х верстах от погоста, около д. Сковородино, в даче пустоши Шевякиной (по местному — Шавыкиной) имеется остров, весь покрытый болотом, за исключением холма в 100 саж. окружности. На этом холме близ берега р. Быстрицы, под тению нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, имеются две деревянные часовни на месте прежде тут стоявших церквей Успенского Дубенского монастыря. Основан в конце 14 в. св. Угодником Божиим преподобным Сергием — игуменом Радонежским. Окрестные жители ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, в память о нем ничего не сохранили. Скудное единственное летописное известие не только не может быть восполнено повествованием предания, но даже и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий ни в исторических актах, ни в архивных документах, хранящихся в библиотеке Сергиевой лавры. При учреждении штатов монастыре й в 1764 г. Успенско-Дубенская обитель, несомненно, за бедностью была упразднена». Из монастыря в местную церковь Успения Божьей Матери в 1765 г. перенесена икона Иверской Божьей Матери — древнего письма и мерою в вышину 2 ар. 2 верш., в ширину — 1 ар. 81/4 верш. Икона эта местно чтима как явленная и чудотворная. Под иконой стоит доска с изображением монастыря и развалин с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни в 1765 г.». С этой иконой ежегодно в неделю православия (2-я седмица великого поста) бывал крестный ход на место бывшей Успенской Дубенской пустыни. Перенесены из монастыря и другие православные предметы: кресты, книги и пр.
Переславский историк-краевед М.И. Смирнов приводит и другую версию основания обители: «Прп. Сергий по поручению великого князя Димитрия Донского поставил в 1380 г. монастырь в память Куликовской битвы на Шавыкине острове недалеко от р. Дубны». Этой версии придерживались и издатели Владимирских Епархиальных Ведомостей в публикации, посвященной 500-летию со дня кончины преп. Сергия (1892): «После Куликовской битвы, в благодарность Богу за победу над врагом, преп. Сергий по поручению великого князя Дмитрия Ивановича Донского основал монастырь Дубенский-Шавыкинский, во имя Успения Божией Матери, в 40 верстах к северо-западу от «Троицы».
Должна привести сведения еще об одном Успенском Дубенском монастыре (из книги «Житие преподобного Сергия», составленном архим. Никоном, изд. 1904): «…в 1381 году после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что „на острову", где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, Икону Пресвятыя Богородицы Кипрскую, которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни». Нечто похожее написано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Первый в 1378 г. Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380 г. в благодарность Богу за победу над Мамаем Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке. Поставил игуменом своего ученика Савву».
Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне.
Кроме главного Успенского престола, в церкви Успения Пресвятой Богородицы был придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.
С 1642 г. упоминаются еще два придела: Рождества Христова и свв. патриархов Афанасия и Кирилла. В течение двухсот лет монастырь являлся самостоятельным, в XVII в. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Одной из главных святынь монастыря была древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери, на полях которой изображены сщмч. Антипа и мч. Фотиния. С 1841 г. список с этой иконы прославился множеством чудес и исцелений. В 1764 г. монастырь был упразднен, а в 1783 г. — разобран.
В 1827 г. неподалеку от места, где стоял монастырь, был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенском храме находились три чтимые иконы прп. Саввы Стромынского, письма XVIII-XIX вв.
В 1940-е гг. Успенский храм закрыли, священника Александра Филиппова арестовали еще в 1931 г.
В 1988 г. храм вернули верующим.
Святыни:
4 сентября 1991 г. были обретены святые мощи прп. Саввы Стромынского и перенесены в Успенский храм, где и почивают ныне во вновь устроенной часовне. Также сохранена чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери. По преданию, этой иконой прп. Сергий благословил своего ученика Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь.
См. Стромынка.

При составлении списка монастырей и сведений о них использованы материалы краеведа М.И. Смирнова, историка-краеведа Н.С. Стромилова, описания приходов, составленные К.Н. Тихонравовым и В. Орловым и др. источники.

Владимирская область.
Город Александров

- Свято-Успенский женский монастырь. Александровская слобода.
- Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево.
- Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина.
- Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь. Александровский р-н, с. Махра.

Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (13.03.2014)
Просмотров: 4228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024