ПРОТЕСТАНТИЗМ
"...Неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе..." Мартин Лютер.
История возникновения Протестантизма
В 1338 году вспыхнуло вооружённое восстание против феодалов и церкви. Руководил им Тайлер и священник Джон Болл. Духовным отцом восстания был священник и крупный богослов Джон Виклеф. Он считал, римский папа не имеет права на светскую власть, поскольку Христос говори, что царство Его не от мира сего. Он считал, что церковь может рассчитывать только на совершенно добровольную милостыню, но ни в коем случае не на принудительные платежи. В это время церковь полностью захватила монополию на чтение Библии и за чтение Библии строго наказывали. Виклеф поставил практическую задачу - дать мирянам Библию на родном языке. Он осуществил впервые общий перевод Библии на английский язык.
Идея Виклефа быстро распространилась в Европе. В Чехии их пропагандировал Ян Гус. Он доказывал, что церковь - это не только духовенство, но вообще все верующие, и что обособление духовенства от остальных верующих противоречит учению Христа. Он требовал, чтобы миряне и духовенство причащались одинаково. Гус требовал ликвидировать привилегированное положение духовенства, которое к этому времени было мощным классом феодалов. На стороне идей Гуса выступали не только крестьяне, но и дворяне. Находясь в ссылке, Гус осуществил перевод Библии на чешский язык. Гуса несколько раз отлучали от церкви. Затем в Констанце был созван Вселенский собор католической церкви, на который пригласили Гуса. Император гарантировал ему личную безопасность, и Гус отправился туда. Там он был немедленно схвачен и по постановлению собора сожжён на костре. Это явилось началом революционного движения, которое не затихало в продолжение двух десятилетий. Гуситы требовали подсудности духовенства светской власти, непричастности церкви к светской власти, права мирян проповедовать Евангелие.
Лютеранство. В 1512 году монах августинского ордена, священник и профессор богословия Мартин Лютер начал борьбу с католической церковью, целью которой было очищение учения Христа от ужасных наростов, которые создало духовенство. Лютер выступил против сверхдолжных заслуг церкви и практики отпущения грехов при помощи продажи индульгенций.
На Шпейерском сейме в 1529 году было вынесено решение в пользу папы и осуждена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с "Протестацией" против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Так, в 1529 году родился протестантизм.
Церковь обвинила Лютера в ереси. Его обязывали явиться в Рим держать ответ перед папой. Но он сумел избежать этой поездки благодаря поддержке саксонского курфюрста Фридриха III.
Вся общественно-политическая ситуация была таковой, что отстаиваемые Лютером требования поддерживали народные массы, бюргерство, дворянство, многие князья и саксонский курфюрст. Император Карл V был также против того, чтобы наказывать Лютера. Известен ответ Лютера тем, кто требовал от него отказа от своих требований: "На этом я стою, иначе – не могу".
Лютер в начальный период призывал к вооружённому выступлению против пап, кардиналов, епископов. В последующем он выступил против такого насилия: "Я не хотел бы, чтобы евангелие отстаивалось насилием и проливанием крови. Слово победило мир, благодаря слову сохранилась церковь, словом же она и возродится, а антихрист, как он добился своего без насилия, без насилия и падёт".
Духовенство уступало лютеранству постепенно. С 1521 по 1530 год было принято несколько решений рейхстага. В последнем решении впервые было сформировано протестанство.
Кальвинизм. Гуситские воины начались в Чехии, Лютер действовал в Германии. В Швейцарии действовал французский юрист и богослов Жан Кальвин. Он появился в Женеве в 1536 году, где уже шла борьба против католицизма. Спустя пять лет он уже был диктатором в этом городе вплоть до своей смерти в 1564 году. Разделавшись с католицизмом, он не пощадил и своего союзника по первому периоду борьбы, которого предал смерти на костре. Кальвин организовал жизнь в своём городе-государстве в виде церковной общины, в котором был предписан аскетический образ жизни. Не разрешалось петь светские песни, танцевать, наедаться досыта, пить, ходить в светлых костюмах. Полагалось ходить в церковь и исповедовать взгляды Кальвина. Сомневающихся предавали костру. Во главе духовной и одновременно светской общины стоял пастор (Кальвин) и совет пресвиторов.
Кальвинизм утвердился и в Англии. Кальвинизм был одной из форм протестанства. Англия полностью разорвала отношения с римским папой. Во главе англиканской церкви с 1534 года стал король Англии.
Пуританство. Центром пуританства стала Шотландия. Шла борьба между католичеством и кальвинизмом. Пуритане подвергались жестокому преследованию. Спасаясь, они эмигрировали в другие страны, особенно в Северную Америку. В Новой Англии первыми поселенцами были пуритане из Англии, которые искали религиозной свободы. Со временем пуританство в Англии сильно окрепло.
Гугеноты. Из Швейцарии протестанство проникло во Францию. Приверженцев Реформации во Франции стали называть гугенотами. Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года устроили католики против протестантов. Протестанты, тяготевшие к северу, в зверствах не отставали. Римский папа считал устроенную резню высшим благом.
Анабаптизм. Его опорой была городская беднота. Сторонники анабаптизма проповедовали истинное христианство, жизнь коммунами, как это было на самой заре христианства. "Одни празднуют воскресение, другие-нет... Они хотят также, чтобы люди против всякого зла боролись только молитвою, и не позволяют своим последователям носить оружие". Они выступали против угнетения человека человеком. Анабаптисты считали, что человек может сам без посредников общаться с Богом.
Реформация длилась с 1512 по 1648 год. В ней участвовали все слои общества, которое стремилось сбросить оковы неограниченной власти католического духовенства, действия которого не имели ничего общего с учением Христа. Все они только паразитировали на идеях учения Христа, превратив их в орудие наживы и беспредельного насилия, оставив за собой право решать на этой грешной земле всё: кому жить, а кому быть сожжённым, в кого верить, кому платить налоги, за кого умирать на войне. В результате Реформации власти у духовенства и папы поубавилось, хотя они и продолжали оставаться достаточно сильными.
Протестанты считают, что Божественная Благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующий не подчиняется папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, "чистилище", отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Протестанты не признают Ветхого Завета. Но первая заповедь - вера в Единого Бога-оставалась главной.
Орден иезуитов. Католицизм отстаивал свои позиции с помощью ордена иезуитов, который был создан папой. В борьбе за своё господство как католическая, так и протестанская церкви очень широко использовали инквизиции. Орден иезуитов в XVIII веке достиг своего расцвета: иезуиты проникли во все страны мира: Индию, Южную Америку, Японию, Китай, Конго, Мадагаскар, Тибет, Северную Америку, Парагвай. В последнем у них было государство в государстве, где они правили в полном объёме в продолжении 160 лет. Позиции ордена в Европе были очень сильными, он располагал сетью учебных заведений. Только в 1773 году папа Климент XIV специальной буллой объявил о роспуске ордена.
Вначале Наполеон заключил союз с папой, но впоследствии всё кончилось отлучением Наполеона от церкви, с одной стороны, и пленением папы - с другой. После падения Наполеона папа вернулся в Рим. Но через некоторое время государство папы капитулировало под натиском войск итальянского короля. Оно перестало существовать. Но католическая церковь не потеряла свою силу. В Италии она владела полумиллионом гектаров плодороднейших земель. Ватикан постепенно переходил к развитию деятельности в новых условиях - открывал банки, сберегательные кассы, другие предприятия и учреждения, дающие хорошую прибыль. В 1814 года папа Пий VII восстановил орден иезуитов.
В XIX веке протестантизм распался постепенно на большое количество течений. Кроме лютеранства, кальвинизма и англиканства появились новые деноминации, такие как секты адвентистов, "армии спасения", "христианской науки", "свидетелей Иеговы" и др. Развились протестанские секты: баптизм (широко распространён в США), меннонитство, методизм, квакерство и др.
Баптизм. Имеется множество различных течений в баптизме. С 1905 года существует Всемирный союз баптистов. В 1833 году американский баптист В. Миллер провозгласил вероучение адвентизма. Основатель адвентизма ожидал вместе со своими единоверцами второе пришествие Христа в 1843-1844 годах. Адвентисты празднуют субботу вместо воскресенья. Это особое течение адвентистов-адвентисты "седьмого дня". Они распространены в различных странах. Существует Генеральная конференция адвентистов "седьмого дня". Одно из течений адвентистов, оформившееся в США в 1872 году, называлось вначале "последователи Библии", а впоследствии "Библейское и трактатное общество", «Башня стражи». После 1931 года это течение стало называться "Свидетели Иеговы".
Протестантизм — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией.
В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.
Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.
Доктрины
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого протестанта. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Основой своей веры протестанты, прежде всего считают, Библию — Книга Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.
Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:
- Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия);
- Книга Согласия 1580 года (Германия);
- Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды);
- Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).
Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.
Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.
Пять тезисов протестантизма
Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Вот пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura — «Только Писание»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов».
2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.
3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.
В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).
4. Solus Christus — «Только Христос»
С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.
Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.
5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава»
Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.
Организация
Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.
По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства. Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.
Протестанты не признают деяний третьего — седьмого Вселенских соборов. Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны и свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами).
Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.
Основные протестантские деноминации:
БАПТИСТЫ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ
ХРИСТИАНЕ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКИ)
АДВЕНТИСТЫ
ПРЕСВИТЕРИАНЕ
МЕТОДИСТЫ
ЛЮТЕРАНЕ.
Обряды и таинства
В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.
По мнению православных критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной, ущербной и нестабильной», приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся преимущественно именно в протестантских странах.
Второй по численности конфессией среди русских является протестантизм. По экспертной оценке, в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов, реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов, есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких религиозных объединений парахристианской направленности, как Свидетели Иеговы, мормоны и муниты.
Еще в 1575-м году в Лефортово был первый лютеранский храм.
Церковь Евангельских Христиан-Баптистов. г.Владимир.
Протестантский храм
Иваново, протестантский храм
Волок, храм протестантский
Витебск, храм протестантский
Методистский храм в Екатеринбурге
Методизм (англ. Methodism; официально Методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную деноминацию. Основателями методизма были Джон Уэсли (1703—1791 гг.) и Джордж Уайтфилд (1714—1770 гг.). Общее число методистов на конец XX века — 40 миллионов человек.
***
Вожди протестантизма свернули на путь не обогащения мира религиозных идей, прозрений и чувств, а его обеднения за счёт извергаемых из него элементов мистериальных, магических, а также за счёт ослабления роли элемента религиозно-эстетического. При этом в пылу борьбы с Римом были отвергнуты и какие бы то ни было надежды на духовное руководство государством со стороны религиозно-нравственных инстанций, хотя бы только как мечта о далёком будущем. Эта ущерблённость протестантизма не могла окупиться частичным оправданием мирского начала, потому что связывалась не с ограничением исключительных требований аскетической духовности, а с полным отказом от этих начал, и потому ещё, что у самого мирского начала отнимали перспективы его преобразования и просветления. Лютер исказил своё долженствование и самозванно присвоил миссию. Он мог бы стать папой, ему была бы дана власть для очищающих реформ. Вместо этого он сделал то, что сделал: он оказался повинен в дроблении Западной церкви и в духовном опустошении отколовшейся её половины. Неудивительно, что ему пришлось испытать нисходящее посмертие и лишь к нашему времени подняться до Синклита Германии.
Дальнейший ход культурно-исторических процесс на Западе показал, что протестантизм, в сущности оказался очередной ступенью общего, с раннего Ренессанса начавшегося и через гуманизм прошедшего движения – так сказать, «обезрелигиозирования» жизни (да извинят меня за ещё одно неуклюжее слово; постараюсь его не повторять). Развеется, сами деятели Реформации не могли этого знать и понимать, но такова была объективная направленность их деятельности, субъективно истолковывавшейся ими, конечно, совершенно иначе. Это мчался над христианским человечеством Красный Всадник Апокалипсиса – тот самый, в конце пути которого живёт наше поколение. Следующей после Реформации ступенью этого процесса послужили эмпирическая философия в Англии, развитие наук, эмансипировавшихся от религии и этики; а затем – энциклопедисты с их наполовину деистической, наполовину материалистической философией, сделавшей уже только одну, да и то жалкую и бессильную попытку при Робеспьере – превратиться в культ. Далее последовала ступень научно-философского материализма и, наконец, в XX веке достигнут конец лестницы в виде возведения одной из разновидностей материализма в ранг государственного, всеобщеобязательного учения и его догматизация...
Историческая неудача всех трех христианств сводилась, как известно, к тому, что и католичество, и византийское православие, и, позднее, протестантские церкви остались только церквами, и притом не с большой, а с малой буквы. Печальна и поразительна аберрация сознания некоторых членов этих церквей, которые принимают их за единую вселенскую мистическую соборность. В этом – смещение перспективы, спутанность уповаемого и данного, искажение времен и сроков и даже – что еще хуже – снижение и искажение самого идеала.
В нашей брамфатуре церкви человечества являются феноменами, полными своеобразия. Вершинами они дотягиваются до подножий Мировой Сальватэрры, а в Энрофе существуют как замкнутые объемы, опирающиеся на ограниченные участки внутри культуры, внутри государственности, внутри быта, внутри человеческой души.
Драма исторического христианства заключается в том, что ни одна из церквей не превратилась в форму совершенного народоустройства, способную выразить и осуществить завет христианства, его мистический и этический смысл. Причина этого коренится, опять-таки в прерванности Гагтунгром миссии Иисуса Христа, по отсутствие серьёзных, искренних и чистых попыток в этом направлении – вина самих церквей как человеческих сообществ. Ибо если католицизм, стремясь иерократией подменить Царство Божие на земле, подпал, хотя, к счастью, временно, одному из страшнейших инфрафизических вампиров всемирной истории, то православие, ещё в Византии занявшее, по выражению Достоевского, «угол в государстве», совсем отказалось от этой задачи. Эта задача, одна из ключевых, если не самая ключевая из всех задач, возникавших перед человечеством, переходила теперь со всей непомерной тяжестью и опасностью требуемого ею пути к иерархиям Российской метакультуры.
Небесная страна
12.МОНСАЛЬВАТ - самый географически обширный и расчленённый из всех Затомис метакультуры европейского Северо-запада, Американского севера, Австралии и некоторых частей Африки.
Центр Монсальвата, ранее связанный с системой Альп, в конце средних веков переместился далеко на Восток и теперь находится в связи с Памиром. Над Европой и Америкой блещет множество других, меньших метаГородов. Духовно могучие метаГорода надстоят над Гейдельбергом, Кембриджем, Веймаром.
Основатель Монсальвата - великий Человеко-Дух Титурэль, связанный с Христом задолго до воплощения Спасителя в Палестине. Монсальват возник на несколько веков позже Эдема (См. Католическая Церковь.).
Грааль - чаша Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа; она хранится в таинственном замке, Монсальвате, высоко в горах, охраняемая верными рыцарями.
Лоэнгрин - герой одноименной оперы немецкого композитора, дирижера, драматурга Р. Вагнера (1813-1883), созданной в 1848 г. по легендам XIII в.: рыцарь, охраняющий в светлом храме Монсальват волшебный сосуд Грааль. См. Орден тамплиеров.
В этой стране много Эфирных Храмов, которые являются прямой Высшей Астральной Проекцией каждого штата Америки.
- Главный Храм – Небесный Нью-Йорк – проекция Взорванные Башни-Близнецы - 11 сентября
- Храм-Приют Спасённых душ – проекция, церкви Мормонов штата Вайоминг. США.
- Храм Эволюции – проекция город Сиэтл.
- Храм Мирового Духовного Порядка – проекция Вашингтон.
Эмблема: Храм готического стиля, но белый, на горной пике; на фоне храма-алая сияющая чаша (Грааль содержит эфирную кровь Христа, пролитую Им на Голгофе).
"Небесный Иерусалим"
Даниил Андреев. Роза Мира.