Пятница, 29.03.2024, 04:58

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Индоевропейцы

Дельфийский оракул

Дельфийский оракул

Дельфийский оракул (Delphicum oraculum) — оракул, то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах, расположенных у подножия южного склона горы Парнас в Фокиде.


Храм Аполлону (реконструкция города Дельфы)

Согласно древнегреческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, где номинально главным лицом была жрица (пифия), но фактически все предсказания формулировались толковавшими её жрецами храма, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире.


Руины храма Аполлона

Его появление относят к микенскому времени, а окончательное исчезновение — к IV в. н.э., расцвет оракула приходится на VII–V вв. до н.э. архаического и классического периодов истории Древней Греции.

Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой) и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω - подвергать гниению). Это было тогда, когда, как отмечает Бетти Редис, культ Геи был основным по всей Греции, пока его не вытеснили олимпийские боги. Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη - лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та — внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.

По Эсхилу, Дельфийский оракул первоначально принадлежал древнейшей прорицательнице, богине Гее, которая передала его своей дочери Фемиде, а та в свою очередь — своей сестре Фебе, которая предоставила его в виде подарка при рождении своему внуку Аполлону.

По ещё одной версии, после совместного владения оракулом Геи и Дафны, а затем Геи с Посейдоном, Гея передала свою часть Фемиде, а та - Аполлону, который выменял часть, принадлежавшую Посейдону, на остров Калаврию.

По гомеровскому гимну в честь пифийского (эпитет) Аполлона — он, вскоре после своего рождения прибыв с острова Делоса, овладевает оракулом, убивая своими стрелами охранявшего его змея Пифона, сына Геи, и назначает своими жрецами критских мужей из города Кносса; Аполлону пришлось очистить себя от убиения Пифона и смягчить гнев Геи.

В «Теогонии» Гесиода со святилищем в Пифо связывается древний миф о борьбе Зевса с Кроносом.

По ещё одной версии, основателем древнего оракула Пифо считался сын Посейдона и нимфы Клеодоры Парнас, именем которого была названа гора Парнас.

Амфитеатр

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с сер. II тыс. до н.э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Святилище вознило, возможно, еще на рубеже Х–IХ вв. до н.э. Дельфийский оракул был одним из древнейших, но позднее додонского. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный, по преданию по желанию Аполлона зодчими Агамедом и Трофонием в сер. VII в. до н.э., сгорел в 548 г. до н.э. и был заменён новым, построенным с большим великолепием в дорийском стиле дельфийскими амфиктионами (постройка им обошлась в 300 талантов), он был разрушен землетрясением в 373 г. до н.э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 гг. до н.э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула приходится к VII—V вв. до н.э. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего Мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н.э.) его окончательно закрыли.

К.К. Зельин отмечал своеобразие местных отношений в Дельфах, в отличие от остальной Греции.
По мнению В. Тарна, Дельфы всегда стояли на страже гуманности. Однако Ф. Бёмер считает прямо наоборот, полагая, что у тамошних жрецов вообще отсутствовала "человечность" в современном смысле этого слова.

Храм

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённых Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры. На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой буквы было приношением Семи мудрецов, афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое. О значении этой надписи существует трактат Плутарха Херонейского (I—II вв. н.э.) «О надписи „Е“ в Дельфах», в котором высказываются следующие версии о смысле символа:
««Е» означает число «5», поскольку мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Хилон, Фалес, Солон, Биант и Питтак), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов; «Е» означает вопросительную частицу др.-греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами; буква «Е» означает второе лицо от глагола др.-греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие; «Е» означает греческий союз др.-греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику; «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке».
Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса-Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Оракул

Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник.

Пророчества

В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7 Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н.э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканную одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где она пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. При этом Пифия впадала в наркотический экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и толковали жрецы (др.-греч. προφήτης — профеты) храма.

Географ Страбон (64 г. до н.э. – 25 г. н.э.) писал: «Говорят, что Пифия сидит на треножнике прямо над глубокой и довольно узкой каверной, через которую наверх поднимается пневма (газ, пар). Пифия вдыхает пневму и начинает пророчествовать». Плутарх (46 – 120 гг. н.э.) рассказал о таинственном ритуале более подробно. По его словам, в святилище складываются определенные взаимоотношения между богом аполлоном, Пифией и пневмой. При этом Аполлон уподобляется музыканту, Пифия – инструменту, на котором он играет, а пневма – плектре (косточке для игры на струнных инструментах). С помощью плектры Аполлон заставляет звучать свой инструмент (Пифию), то есть побуждает ее к произнесению пророчеств. Плутарх подчеркивает, что пневма источает запах «сладкого аромата», который ощущается не только в адитоне (камере пророчеств), но и в предшествующем ему помещении, где собираются жрецы в ожидании выхода к ним Пифии. Во времена Платона испарение пневмы было слабым и нерегулярным, что, по мнению философа, снижало достоверность предсказаний. По свидетельству Плутарха и других древнегреческих ученых, обычно Пифия пророчествовала в состоянии слабого транса. Она сидела на треножнике довольно долго, поскольку к ней выстраивалась длинная очередь. Бывало даже, что женщину, исполнявшую роль Пифии, сменяла вторая Пифия, а иногда и третья. На протяжении всего «сеанса» Пифии выслушивали вопросы посетителей, давали им ответы, причем говорили измененными голосами и даже напевали свои пророчества.
По словам Плутарха, Пифии выглядели после «сеанса» изможденными, как после многокилометровой пробежки. Плутарх рассказывает также о трагической судьбе одной из Пифий, которую храмовые власти принудили к пророчеству в «неблагоприятный день» ради прихоти неких заморских гостей. Как только она вошла в адитон, сразу попала в лапы злобного духа. Находясь в состоянии транса, Пифия, вместо того чтобы пророчествовать в своей обычной манере, застонала и завыла, потом истерически завизжала, яростно бросившись к выходу. Сильно ударившись о дверь, она упала в бесчувствии. Жрицы вынесли ее на свежий воздух. Пифия пришла в себя, но так и не смогла оправиться от удара. Через несколько дней она умерла.

Известное предсказание, которое получил в Дельфах богатейший лидийский царь Крез, воевавший с Персией. Ему было сказано: "Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска - прим.), то погубишь великое царство". Обнадёженный Крез потерпел сокрушительное поражение от Кира. На жалобу Креза оракулу ему было указано, что в предсказании не было сказано, чьё именно царство.

На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом.

Геродот приводит рассказ об обращении в Дельфы относительно законности происхождения царя из дома Эврипонтидов сына Аристона Демарата: желая его низложить, его коллега Клеомен использовал широко распространенный слух, что он был бастардом, «У спартанцев из-за этого возникли разногласия, и было решено вопросить оракул в Дельфах, Аристонов ли сын Демарат. Клеомен сумел привлечь на свою сторону Кобона, сына Аристофанта, весьма влиятельного человека в Дельфах, который убедил Пифию Периаллу дать ответ, угодный Клеомену: Демарат — не сын Аристона. Впоследствии, когда обман раскрылся, Кобон был изгнан из Дельф, Пифия лишилась сана», — пишет О.В. Кулишова. По версии Геродота, по причине своего нечестия Клеомен, подкупивший пифию, впоследствии сошёл с ума.

В нач. 1900-х гг. английский геолог Адольф Пол Оппе посетил Дельфы, где велись в то время археологические раскопки. Изучив ситуацию на месте и убедившись в отсутствии здесь каких-либо намеков на трещины под храмом Аполлона или на истечение подземных газов, Оппе написал большую статью, в которой сделал три критических заявления в адрес Дельфийского оракула. Первое: никаких расселин или газовых выделений под храмом Аполлона в Дельфах не было и нет! Второе: если бы газы и появились там, они не могли бы вызывать у Пифий состояние, подобное трансу. И третье: рассказ Плутарха о Пифии, впавшей в безумие и вскоре скончавшейся от него, противоречит традиционному описанию процедуры пророчества и потому должен быть отвергнут.
Статья Оппе произвела большой шум в академических кругах, поскольку казалась очень веско аргументированной. К тому же в середине прошлого века она получила поддержку со стороны французского археолога Пьера Амандри, сообщившего, что «дурманящий» газ мог бы выделяться из вулканических пород, но они под храмом Аполлона не обнаружены! Однако в 1980-х гг. ситуация изменилась. Программа развития наук под эгидой Организации Объединенных Наций профинансировала исследования геологических разломов в Греции, вдоль которых в последние несколько столетий происходили наиболее разрушительные землетрясения. Как оказалось, разломы подходят к Дельфийскому святилищу с запада и востока. В 1996 г. геологи Джелли де Боэр и Джон Хейл тщательно обследовали фундамент храма Аполлона и выявили в нем несколько существенных аномалий. Во-первых, адитон, где размещалась Пифия для пророчеств, оказался на 2-4 м. ниже уровня окружающей местности. Во-вторых, храм имел некую асимметричность – во внутренней колоннаде была широкая трещина, как бы обозначившая место исчезнувшего строительного элемента. В-третьих, рядом с углублением для адитона обнаружен дренажный канал для слива воды из источника. Таким образом, у исследователей появились основания утверждать, что храм Аполлона был предназначен не для прибежища бога, а для изоляции водного источника от окружающего пространства.
В 1996 г. археологи отец и сын Майкл и Рейнольдс Хиггинсы высказали предположение, что «дурманящим» газом в Дельфийском оракуле мог быть углекислый газ. К этому умозаключению их подтолкнуло обнаружение данного газа в другом храме Аполлона (в Гиераполисе в Малой Азии), хотя он и не был местом пророчеств. Как выяснилось, здешний храм стоит буквально над вертикальным потоком токсичных газов, истекающих из грота в основании строения. Углекислый газ, входящий в их состав, очень ядовит, чем и объясняется гибель жертвенных животных от воробьев до быков. Даже сегодня здесь погибают воробьи, усевшиеся на проволочное ограждение вокруг опасного места.
В результате проведенных исследований начинает вырисовываться общая картина процессов, происходящих под Дельфийским оракулом. Здесь, среди скальных пород мелового периода, встречаются слои битуминизированного известняка. Их движение вдоль разломов сопровождается трением, разогревающим известняк до такой степени, что из него начинают испаряться нефтехимические включения. После этого он выносится наверх бурлящим источником, увлекающим за собой и различные газы. Но какие именно? Для ответа на этот вопрос исследователи взяли на анализ газовые пробы из водного источника Дельфийского оракула и сравнили их с пробами из слоев известкового туфа. В слоях туфа удалось выделить метан, этан и позже – этилен. Поскольку этилен имеет сладковатый запах, химики вспомнили сообщения Плутарха о «сладком аромате» пневмы. Историки же припомнили эксперименты Изабеллы Херб в 20-е гг. ХХ века с анестезирующими веществами. Она установила, что 20-процентный раствор этилена может ввести человека в бессознательное состояние, а уменьшенные концентрации могут вызвать состояния транса. Токсиколог Спиллер подчеркивал удивительное совпадение ощущений от вдыхания этилена с ощущениями от вдыхания пневмы, как они описаны в различных исторических источниках…
Культура Сескло.
Древнеэлладский период II.
Древнеэлладский период III.
Среднеэлладский период.
Заселение карийцами Греции.
Категория: Индоевропейцы | Добавил: Jupiter (15.11.2014)
Просмотров: 2163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024