Пятница, 19.04.2024, 08:54

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Иваново

Церковь Сретенья Владимирской иконы Божией Матери
Храм Сретенья Владимирской иконы Божией Матери
 
Адрес: ул. Лежневская, 118 а
Престолы: Владимирской иконы Божией Матери, Марии Магдалины, Михаила Клопского 
 
В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г.Корина и её тетя Н.И.Щербакова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской Божьей Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. Для обсуждения этой идеи в доме Н.И.Щербаковой стали собираться сочувствующие лица. В 1900 году С.И.Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью.

"Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм божий,"- писала она архиепископу Сергию. - "Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным". Богадельня была рассчитана на "пять лиц женского пола", которые должны были находиться на полном обеспечении, и начала функционировать с 1901 года. В одной из комнат богадельни проходили богослужения, которые посещали и жители близлежащих улиц. Устав богадельни Синод утвердил в следующем году, она перешла в ведение еперхиального управления, а С.И.Жохова стала попечительницей. Согласно уставу, здесь жили и другие женщины для обслуживания престарелых и ухода за ними. На обязанности "тружениц" лежала также работа в хозяйстве, занятия рукоделием: шитьём, вязанием, вышиванием.

В 1902 году здесь был заложен небольшой храм. По первоначальному проекту Петра Густавовича Бегена предполагалось строительство кирпичного двухэтажного корпуса богадельни с примыкающей к нему домовой церковью. Вскоре архитектор внёс изменения в проект и 11 мая 1903 года провели торжественную закладку трехпрестольной церкви Владимирской Божьей матери с приделами Марии Магдалины и Михаила Клопского. Строился храм на средства фабриканта А.Н.Дербенёва, владельцев ремизо-бердочного завода братьев Константиновых, Н.И.Щербаковой и других. Главный престол освятили 22 декабря 1904 года, а боковые - через три года.

Храм выстроен из красного кирпича в подражание архитектуре московских и ярославских церквей ХVII века. Выступающие объёмы фасадов имеют трёхлопастные завершения. Двойные и тройные окна украшены фигурными наличниками, входы выделены парадными крыльцами на круглых столбах под двускатной кровлей. Храм был увенчан пятиглавием. Внутри установили четырёхъярусный иконостас с иконами "древнемосковского" письма. Рядом с храмом выстроили деревянную колокольню.

После создания храма число женщин, желающих жить и работать при богадельне, увеличилось. Некоторые из них - бывшие послушницы монастырей - стали вводить здесь монастырские обычаи, и вскоре внутренняя жизнь обитательниц этого учреждения приняла порядок, существующий в женских монастырях. В 1906 году выстроили деревянный двухэтажный дом, где могли жить "труженицы, желающие трудами послужить богадельне и призреваемым в ней", а на первом этаже устроили трапезную.

В 1905-1907 годах во Владимирскую духовную консисторию стали поступать настоятельные просьбы обитательниц богадельни об учреждении женской общины, где они должны были жить по монастырскому уставу под руководством монахини.

"Высокопреосвященнейший Владыко, не оставьте нас без внимания, мы живём здесь как овцы без пастыря... нас собралось всех сестёр сорок, есть и из монашествующих, и девушки мирские, все желаем святую обитель получить, у нас бумага утверждена на Жохову, а она общину открывать не хочет, потому что замужем и живут они в миру в своём доме. Мы желаем все начальницу монастырскую". Эту идею поддержали и представители купечества, жертвовавшие средства на строительство храма: "Мы ходатайствуем ...не найдётся ли возможность в означенную Алексеевскую богадельню назначить начальницу монахиню для водворения уставов монастырской жизни".

К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. "Труженицы" разработали 15 десятин земли, где сеяли рожь, овёс, картофель. На территории богадельни находились три огорода, пасека, скотный двор, Кроме того, женщины обслуживали церковь, создали хороший хор, совершали надгробное чтение и отпевание умерших, занимались рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали много народу, в том числе и интеллигенции. Таким образом, фактически уже существовал женский монастырь, богадельня на пять человек представляла собой лишь небольшое благотворительное учреждение при нем.

В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу, а С.И.Жохова была вынуждена оставить руководство богадельней. Вскоре Синод определил "учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, оставив при общине и существующую ныне богадельню на пять лиц". Торжественное открытие общины состоялось 26 августа 1908 года. В 1908 и 1911 годах А.Н.Дербенёв и А.В.Константинов пожертвовали общине новые земельные участки для устройства огородов и расширения кладбища. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками.

В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жильё. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц и проживала 21 семья рабочих с разных текстильных фабрик.

Вскоре в губисполком поступило письмо командующего войсками Московского военного округа и начальника военно-воздушных сил РККА по поводу размещения в городе личного состава и служб авиаотряда Красной Армии. На заседании Президиума губисполкома 26 октября 1925 года было принято решение: "Имея в виду, что единственно возможными помещениями в городе для размещения авиачасти являются здания, расположенные в ограде женского монастыря, считать необходимым возбудить перед ВЦИК ходатайство о закрытии указанного монастыря." В 1927 году монастырские помещения переоборудовали под казармы авиаотряда. На следующий год закрыли и храм, принадлежавший тогда общине православных обновленческого направления, так как по мнению начальника военно-воздушных сил Московского военного округа "богослужение вносит крайне ненормальное положение в воспитание, политическую и боевую подготовку красноармейской массы". В своем письме председателю Иваново-Вознесенского горсовета он требовал "скорейшей ликвидации богослужений в церкви и закрытие её как таковой навсегда".

Территория, расположенная против монастыря, на другой стороне Лежневской дороги, называлась Владимирскими слободами и вошла в состав города в 1922 году. Владимирская церковь оказалась во дворе военного предприятия. В 1930-е гг. храм был закрыт, а его главы разобраны. Долгое время здание использовалось под клуб, затем под склад.

В 1993 году в храме возобновились богослужения, произведена реставрация.

При восстановлении пятиглавое завершение заменили одноглавым. Интересный пример крупного храма в русском стиле, отличающегося своеобразным конструктивным решением. Вытянутый по продольной оси массивный объем композиционно сформирован из основного кубообразного четверика, чуть пониженного двухэтажного притвора-паперти, с запада, и трех невысоких полукруглых апсид, с востока (средняя, более крупная, значительно вынесена вперед). Венчает здание крупный барабан с луковичной главой. Еще две небольшие главки установлены над гладкими пилонами, членящими западную стену паперти.

Центр всех фасадов четверика акцентирован ризалитами с трехлопастным завершением и круглой филенкой в тимпане. Все углы объема подчеркнуты двухъярусными лопатками, которые в центральных ризалитах декорированы ширинками (остальные лопатки имеют ширинки лишь в нижней части). Строгий неширокий карниз делит фасады на два яруса. В первом расположены парные прямоугольные окна, украшенные характерными для модерна узкими тягами-полуналичниками со скругленными углами. В противоположность им, обрамления окон второго света типичны для русского стиля и имеют вид развитых наличников на полуколонках, завершенных парой кокошников, увенчанных щипцом. Аналогичные кокошники декорируют невысокий аттиковый ярус над венчающим карнизом с модульонами. Особую нарядность боковым фасадам придают крыльца с двускатными кровлями, опирающимися на два круглых столба, которым отвечают пучковые колонки в нижнем ярусе ризалита.

Просторное светлое пространство храма, как и в церкви Введения, перекрыто системой парусных сводов, опирающихся на две пары взаимопересекающихся бетонных арок большого пролета, опирающихся на пристенные пилоны, западной части - паперти, открытой в пространство храма, устроены хоры, на которые ведет неширокая лестница у западного пилона. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами.


По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова "Храмы Иваново-Вознесенска".
Храм Сретенья Владимирской иконы Божией Матери

 
Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Ивановском областном психоневрологическом интернате и Покрова Божьей Матери
 
Адрес: ул. Благова, 38
Престолы: Пантелеимона Целителя.
 
Домовый храм в психоневрологическом интернате был открыт в 1990-е гг. Первоначальный проект храма, примыкающего к зданию интерната, был разработан О. Э. Дрейт, затем значительно переработан Е. Б. Швец. Храм строился в подражание афонской архитектуре.
 
При храме: Монашествующая община сестёр милосердия для безвозмездного ухода за тяжелобольными людьми, проживающими в интернате.
Схиигумен Николай (Илларионов) – настоятель.
 
Святой Пантелеимон
Пантелеимон (греч. — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.

Память совершается в Православной церкви 27 июля по юлианскому календарю.

Родился в Никомедии в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его мать Еввула была христианской и воспитывала сына в своей вере, но умерла когда Пантолеон был в отроческом возрасте. Его отец отдал сына в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину для изучения Пантолеоном врачебного искусства. Вскоре о нём услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантелеимона при своём дворе.

Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантелеимона и начал рассказывать ему о христианстве. Согласно житию, Пантолеон уверовал в Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его. После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон.

Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Кто исцелит его: он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал раслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить тяжёлым камнем в море. Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.

После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царствие Небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.

Глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих городах России. В Православной церкви св. Пантелеимон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».

На православных иконах представлен юношей в одеянии, традиционном для изображения целителей — синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой — коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.

 Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
 
Адрес: ул. 2-я Сельская, 1
Престолы: Петра и Павла
Сей храм в честь святых апостолов Петра и Павла заложен 20.04.1999 г. и освящён 12.07.2000 г. архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием при настоятеле игумене Никандре тщанием благочестивой семьи р.б. Павла и Галины Павлюченко со чадами Романом, Антонием, Ксенией, Христиной и Николаем в вечное поминовение усопших родителей Николая, Константина. Свои труды приложили р.б. Александр Марычев, Евгений Иванов, Николай Коротков и другие жители города.

Автор проекта – архитектор А. А. Коковкин. По желанию заказчика при составлении проекта за основу взят храм Сошествия Святого Духа 1477 г. в Троице-Сергиевой лавре.

Престольные праздники: 29 июня/12 июля.

Игумен Никандр (Шамов) – настоятель и председатель приходского совета.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы 
Адрес: г. Иваново, улица Фрунзе, д.7

Расположена в северной части города, в окружении деревьев, на территории ранее существовавшего здесь Нового Успенского кладбища; к ул. Фрунзе обращена восточным фасадом. Играет организующую роль в окружающей рядовой застройке.
Церковь бревенчатая, построена, вероятно, в кон. XVII — нач. XVIII в., входила в комплекс Покровского монастыря.
 
В 1815 году по указу Владимирской духовной консистории Троицкую церковь с приделом Варвары великомученицы перенесли на Успенское кладбище и освятили 25-26 ноября 1817 года в честь Успения Божьей Матери.

Постепенно деревянная церковь ветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы в церкви прекратились.

В 1904 году фабрикант и основатель городского музея Дмитрий Геннадьевич Бурылин, получив разрешение Московского археологического общества, перенёс церковь со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе). Церковь была отреставрирована и открыта 15 января 1906 года. Дмитрий Геннадьевич Бурылин передал в неё некоторые иконы и старинные предметы из своей коллекции.

Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом. В декабре этого же года в деревянном здании при церкви устроили церковноприходскую школу в память Манифеста 17 октября 1905 года.

С середины 1920-х годов храм занимала православная община обновленческого направления. Однако впоследствии это движение резко пошло на спад. Народ не принял реформ в богослужебной практике и церковном уставе, которые предлагали обновленцы. В обновленческих приходах оставались небольшие группы верующих.

Летом 1935 года, "выполняя наказ избирателей", горсовет принял решение о закрытии Успенской церкви с передачей здания для переоборудования под молодёжное общежитие машиностроительного завода. Однако, поскольку уже тогда церковь состояла в списке памятников архитектуры, первоначальное решение было пересмотрено и 22 октября того же года президиум облисполкома постановил передать здание в ведение областного музея для использования под музей истории города Иванова. Позднее на его основе был создан антирелигиозный музей, просуществовавший до 1941 года.

В 1942 году православная община направила письмо Михаилу Ивановичу Калинину: "Группа православных христиан ходатайствовала в горсовете и облисполкоме о регистрации общины и открытии церкви. В обеих инстанциях получен отказ. Мы просим разрешить нам общественную молитву о наших детях, родных и близких, находящихся в армии и предоставить нам Успенскую церковь, которая занята антирелигиозным музеем. Культовое имущество, собранное в церкви из разных храмов, вполне пригодно для обрядов".

В том же году с письмом в облисполком обратились старообрядцы: "В данное военное время как и все, мы, старообрядцы, имеем на военном и трудовом фронтах близких себе людей... которые проливают свою кровь, жертвуя своей жизнью защищают от нашествия врага наше дорогое Отечество... Мы, как верующие люди, убеждены, что есть невидимая нам помощь, посылаемая от Бога людям, а о ниспослании Божьей помощи... мы не имеем возможности и места собраться и вкупе вознести свои горячие скорбные молитвы к Богу о скорейшем побеждении врага всей нашей дорогой Красной Армией. А посему мы решили обратиться к власти и просить о разрешении старообрядцам открыть какое-либо церковное помещение, где бы можно свободно просить Бога о скорейшем побеждении врага".

11 мая 1946 года древнюю церковь передали общине старообрядцев, после чего её освятили в честь иконы Казанской Божьей Матери. Внутренне убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви, прихожане пожертвовали много старинных икон. С 1991 года церковь стала единоверческой. Сохранив старые обряды и порядок богослужения, община перешла в юрисдикцию Иваново-Кинешемской епархии. 

По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова "Храмы Иваново-Вознесенска". 

Разновысокие объемы здания последовательно "нанизаны" на его продольную ось и образуют живописную, весьма выразительную по силуэту композицию. К квадратному в плане клетскому храму под крутой тесовой двускатной кровлей с востока примыкает развитая алтарная часть, также с высокой клинчатой тесовой кровлей, а с запада - трапезная, притвор и колокольня. Стремительному взлету эффектной ступенчатой композиции остроконечных кровель церкви, завершающейся главкой на тонкой шее, как бы вырастающей из восьмигранного основания ее постамента, вторит стройная, но более статичная вертикаль колокольни, увенчанной шатром. Фасады практически лишены декоративного убранства. Выразительность их облика создается точно найденными пропорциональными соотношениями и контрастом крупных поверхностей горизонтально обшитых досками стен и небольших оконных и дверных проемов в простых наличниках.

Все части храма широкими проемами связаны в единое пространство, включающее различные по высоте помещения. Перекрытия стропильные с подшивными плоскими потолками, стены изнутри оштукатурены и побелены.

Дубовый иконостас выполнен в нач. ХХ в. Это небольшое четырехъярусное сооружение простых форм, с заворотами на боковые стены. Иконы, разделенные бронзированными колонками, имитируют древнерусские 2-й пол. 17 в. Праздники написаны в кон. 19 в., другие чины - в нач. 20 в., иконы на боковых гранях - в сер. 20 в. Центральная часть иконостаса над филенчатыми царскими вратами выделена более крупными иконами. В завершении более узкого верхнего яруса и по его сторонам помещены трехлепестковые розетки с крестами. Два "Распятия", иконы в киотах и на стенах храма, трапезной и притвора относятся к 19-20 вв.

ВГВ. 1873. Часть неофиц. № 1 от 5 авг.; Березин, Добронравов, 1898, вып. V, с. 76; Тихомиров ,1986 с. 34-37.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 464 – 465» М, «Наука», 1997
Церковь Успения Пресвятой Богородицы

 
Категория: Иваново | Добавил: Jupiter (01.08.2013)
Просмотров: 5056 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024