Пятница, 26.04.2024, 02:08

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Переславль-Залесский

Основание Ярославля. Ярославское княжество.

Основание ЯРОСЛАВЛЯ

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованное в 1877 г. Согласно исследованиям историка и археолога Н.Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII—XIX вв., однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.А. Ленивцевым в 1827 г.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 гг. ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 г. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.


Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

- Ярославль. Рубленный город. Окольный (Земляной) город. Исторический культурный слой, XI-XIII, XIV-XVII вв. Легенда об основании Ярославля повествует о существовании на этом мете более древнего поселения.
После того, как Ярослав Мудрый утвердился на великом княжении в Киеве, он принимает меры по обеспечению безопасности путей в Ростов и Белоозеро. После подавления восстания волхвов в Суздале в 1224 г. он «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля

В 1152 г., согласно летописному сообщению, волжские болгары напали на Ярославль, подойдя по Волге «без вести». По-видимому, русских городков на Волге ниже Ярославля, откуда могла быть подана «весть» о приближении противника, кроме Костромы в то время еще не было.

В 1215 г. Ростовским князем Константином Всеволодовичем строится каменный Успенский собор на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 г. ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.


Успенский собор в нач. XX в.

К нач. XIII в. за пределами города вырос обширный посад.
У границы посада в 240-250 м. от оврага выше по р. Которосль основывается княжеский Спасский монастырь, на территории которого в 1216 г. закладывается Преображенский собор; отдельные его фрагменты сохранились в кладке неоднократно перестраивавшегося современного собора.
В 1216—1218 гг. в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 гг. в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. Уже в первой пол. XIII в. в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

ЯРОСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

1218—1463 гг. (номинально до 1471 г.)

В 1218 г. из Ростовского княжества выделилось Ярославское удельное княжество после разделения земель между сыновьями князя Константина Всеволодовича.

1. ВСЕВОЛОД КОНСТАНТИНОВИЧ – удельный князь Ярославский 1218 — 1238 гг.
В 1218 г. Всеволод получил от отца в удел Ярославль, а также земли по берегам реки Волги вокруг Ярославля и её притоков Мологи, Юхоти, Сити, Ухры, части нижнего течения Шексны и Кубенскому озеру.
В честь образования Ярославского княжества в 1218 г., по преданию, у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней.
Ярославль в то время был уже большим городом, что видно из Никоновской летописи, по которой там в 1221 г., во время пожара, истребившего почти весь город, одних церквей сгорело 17.
В 1224 г. — освящение Спасо-Преображенского собора.


Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Автор фотографии: Чупринин Михаил

В 1238 г. Ярославль был разорен татаро-монголами, но сохранил свое значение как центр удела.
Всеволод Константинович пал в битве с татарами на берегах реки Сити 4 марта 1238 г., тело его найдено не было. Оставил сыновей Василия и Константина, княживших после него.
Ярославское княжество, как и вся Северо-Восточная Русь попала в зависимость от монголо-татар.

2. ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ — князь Ярославский 1238 — 1249 гг.
Старший из двух сыновей первого ярославского князя Всеволода Константиновича, второй ярославский князь.
Родился не позже 1229 г. В первый раз он упоминается в летописях под 1238 г., как один из князей, «спасшихся от меча Батыева».
Сделавшись правителем после смерти отца в битве с монголо-татарами на реке Сити в 1239 г., вместе с другими князьями, ездил в Орду «про свою отчину», то есть для утверждения своего, волею хана, на Ярославском княжестве и отпущен Батыем с честью. После того ещё два раза ездил в Орду: в 1244 г., с дядей Владимиром Константиновичем Углицким, так же, как и в 1239 г., «про свою отчину», и в 1245 г., с великим князем Ярославом Всеволодовичем, неизвестно по какому случаю.
От брака с Ксенией, неизвестной по происхождению, имел сына Василия, который упоминается под годом смерти своего отца и о котором более ничего не известно, и дочь Анастасию, с рукой которой Ярославский стол перешёл к князю смоленско-можайскому Фёдору Ростиславичу.
Скончался в 1249 г. во Владимире в гостях у великого князя. На похоронах своего родича были Александр Невский, ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи со своей матерью; погребён был ростовским епископом Кириллом в Ярославле в Успенском соборе.

Канонизирован, как и его брат Константин, после обретения их мощей в 1501 г. после пожара в Успенском соборе Ярославля, где они были похоронены. Мощи стали главной реликвией собора. В 1744 г. по неосторожности гасивших свечи, которые складывались в ящик, стоявший близ гробницы с мощами, те сгорели вместе с ракой и деревянной сенью. Уцелевшие от мощей части были собраны и хранились в новой серебряной раке на прежнем месте.
Почитаются Русской церковью как святые благоверные князья, память их празднуется 3 июля в день гибели Константина и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

3. КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ — князь Ярославский 1249 — 1255 гг. или 1257 г.
Младший из двух сыновей первого ярославского князя Всеволода Константиновича, третий ярославский князь.
Не известен ни летописям, ни родословным; известно о нём только по местному преданию и по житию и сказаниям об обретении мощей. Согласно им, был убит в битве с татарами на Туговой горе в 1255 г. или 1257 г.
Канонизирован, как и его брат Василий, после обретения их мощей в 1501 г.

4. Анастасия Васильевна и Михаил (фактически княгиня Ксения) - княгиня Ярославская 1255 г. или 1257—1290 гг.
Фактически управление Ярославским княжеством после смерти всех мужчин первой ярославской княжеской династии было в руках её матери Ксении. Жена Фёдора Ростиславича Чёрного.

В 1261 г. стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. в Северо-Восточной Руси произошло восстание против монгольских сборщиков дани. Татары и их приспешники были перебиты. Карательный поход удалось предотвратить отправившемуся в Золотую Орду великому князю владимирскому Александру Невскому.

5. ФЕДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ — князь Ярославский ок. 1261 г., 1280 — 1299 гг., 1-й удельный князь Можайский 1260 — 1297 гг., вел. Князь Смоленский 1279 — 1297 гг.


Ктиторский портрет из Феодоровского Евангелия

Во время Батыева нашествия, младенца Феодора в городе Смоленске не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему - Феодору маленький Можайск.
В 1261 г. вдова ярославского князя Василия Всеволодовича княгиня Ксения выбрала Федора в мужья своей дочери Марии. В 1261 г. князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (1249+). В приданое за женой Федор получил Ярославское княжество. В нач. 1260-х гг. родились две их дочери, упомянутые в летописях, а в 1265 г. согласно легенде — сын Михаил. В период с не ранее 1266 по 1276 гг., возможно, пребывал в Золотой Орде.
В 1276 г. Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275 – 1282 гг.) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В 1277 г. соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии "славного града их Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Ярославича Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь использовала это сближение для христианского просвещения иноверцев.
В эти годы в Орде находился князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.
По легенде, его полюбила ханша Джиджекхатунь и благоволил хан Менгу-Тимур, они сватали свою дочь за него, несмотря на живую жену. В летописи сказано: "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его". Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь отпустил его с великой честью", и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле"".


Неудачная попытка князя Фёдора вернуться в Ярославль

Фёдор пытается вернуться в Ярославль, но этому воспротивилась княгиня Ксения с боярами, объявившие князем малолетнего Михаила. Феодор вынужден был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение". Федор получил за неё большое приданое (36 городов) и большой почёт у монголов.
В Орде у Феодора Черного рождаются сыновья - святой благоверный князь Давид (1321+) и святой благоверный князь Константин.
Ок. 1279 г. время Федор остался единственным наследником Смоленского кн. Ростислава Мстиславича, так как один за другим поумирали все его братья. Федор Ростиславич в Орде получает ярлык на Смоленское княжение.


Приезд Фёдора в Ярославль

В 1280 г. "пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился". Фёдор с семьёй отъезжает в Ярославль с ханским ярлыком на княжение. Став князем в Ярославле, Феодор начал заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к Спасо-Преображенскому монастырю. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений.
Федор объединил под своей властью Смоленское и Ярославское княжества.
В 1296 г. едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской (1318+) и святой Даниил Московский (1303+). Но кровопролитие удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
В 1297 г. Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 г. он повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение. Во время самого окончания обряда Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. "И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми". Всю ночь игумен и братия молились над князем. В два часа ночи начали звонить к утрене, Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью "Славу" Псалтири, он осенил себя крестным знамением и умер. Вид его в гробу был необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце".
Глубина предсмертного покаяния является главным основанием его последующей канонизации. Впрочем, Е.А. Ермолин полагает, что князь лелеял планы крещения Орды. Ярославское княжение переходит к его сыну Давиду. Накануне присоединения Ярославля к Московскому государству, в 1463 г., архимандрит Христофор обрёл в ярославском Спасском монастыре мощи князя Федора и его сыновей Давида и Константина, они были размещены в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1467 г. все трое были канонизированы. Это первые ярославские святые. В настоящее время мощи ярославских чудотворцев покоятся в Федоровской церкви Ярославля.
Дни памяти: 19 сентября (2 октября); 5 (18) марта — обретение мощей; 23 мая (5 июня) — Собор Ростовских святых.

После Фёдора Ростиславича в Ярославле правил его сын - Давид.

Давид Фёдорович — князь ярославский 1299—1321 гг.


Наиболее раннее изображение Давида Ярославского (кон. XV в.)

Сын Фёдора Ростиславича Черного, известен только по одному указанию летописи на год его смерти — 1321 г.
Святые мощи его, как равно мощи его отца и брата Константина, обретены при последнем владетельном князе ярославском Александре Федоровиче Брюхатом.
Давид Фёдорович имел двух сыновей, между которыми разделил свой удел: ярославского князя Василия, по прозванию Грозный и мологского князя Михаила.

Константин Фёдорович Улемец — ярославский князь 1299—1321 гг.


Икона с изображением Константина, отца и брата, написанная вскоре после их канонизации

Сын Фёдора Ростиславича и княгини Анны. Прозвище означает «учёный», «мудрец». Княжил ли он с братом Давидом, из летописей не ясно. Занимался науками. Согласно житию умер девственником — не позднее 1321 г. Почитается Русской церковью как святой благоверный князь и ярославский чудотворец, память совершается (по юлианскому календарю): 5 марта (обретение мощей), 23 мая (Собор Ростовских святых) и 19 сентября. Его мощи, мощи его отца Феодора и брата Давида были обретены в Спасо-Преображенском соборе в 1463 г. В летописном сказании об обретении их мощей сообщается:
Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе.

Василий Давыдович Грозные Очи — князь ярославский 1321 - 1345 гг.
Сын Давыда Фёдоровича. Василий Давидович правил в Ярославском княжестве в то время, когда Московское княжество, в лице своих князей, стремилось, быстро усилиться за счёт соседних удельных княжеств и к своему полному преобладанию в Северо-Восточной Руси.
С 1330 г. женат на Евдокии — дочери великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, но не признавал над собой его власти и самовольно назвался Ярославским великим князем. В этот период Иван Калита в первую очередь старался сломить Великого князя Тверского, как более серьёзного соперника Москвы. В 1339 г. Узбек-хан вызвал в Орду Александра Михайловича Тверского и Василия Давидовича. Иван Калита, опасаясь, чтобы совместные действия князей, к которым пристал и белозерский князь Романчук (Роман Михайлович), не привели в Орде к нежелательному для него обороту, выслал отряд в 500 человек, чтобы схватить Василия Давидовича, но князь с дружиной отбился от этого отряда и благополучно прибыл в Орду. Но в итоге противники Калиты если и не были наказаны ханом, то и не поколебали доверия последнего к московскому князю.
В 1341 г. скончался Иван Калита и князья Тверской, Ярославский и Суздальский (Константин Васильевич) «сопро́шася [вступили в спор] о великом княжении» и отправились в Орду. Поехал и сын Ивана Даниловича, Симеон (Семён) Иванович, в итоге хан объявил великим князем Симеона. Василий Давидович вынужден был смириться и признать главенство московского князя. В том же году он, как и все другие удельные князья, принимал участие в походе московских войск на Торжок.
Василий Давидович скончался зимой 1345 г. и погребён в Преображенском соборе ярославского Спасского монастыря. От брака с Евдокией Ивановной, он имел трёх сыновей: Василия (стал князем Ярославским после смерти отца), Глеба и Романа (романовский князь). После смерти Василия Давидовича Ярославское княжество окончательно распалось на мелкие уделы и полностью подпало под власть Москвы.

Васи́лий Васи́льевич — ярославский владетельный князь 1345—1380 гг.
Старший сын Василия Давидовича, занял ярославский удел по смерти отца своего, в 1345 г. Летописи, говоря о моровой язве в 1364 г. и взятии Ярославля новгородской вольницей в 1372 г., ничего не сообщают о самом князе ярославском. В 1375 г. участвовал в походе великого князя Дмитрия Ивановича на Тверь, а по некоторым известиям — и в знаменитой Куликовской битве 1380 г., действуя на левом крыле.
Когда он скончался — неизвестно. Имел сыновей: Ивана и Фёдора, князей ярославских, Семёна, князя Новленского, Дмитрия, князя Заозерского, и Ивана-Воина, носившего родовое прозвище князя ярославского.

Василий Васильевич Большой — ярославский князь 1380-1426 гг.
Сын князя Василия Васильевича. Начинает упоминаться в летописях с 1410 г.: в этом году он ходил с другими удельными князьями, по приказу великого князя Василия Дмитриевича, против князей Даниила и Ивана Борисовичей, хотевших при помощи инородцев силой вырвать отчину свою, Нижний Новгород, из рук московского князя.
Справив 17 января 1411 г. свадьбу дочери своей, Марии, вышедшей за князя микулинского Александра Фёдоровича, Иван Васильевич в следующем 1412 г. сопутствовал великому князю московскому в его поездке в Орду.
Под 1425 годом в летописях отмечено, что 23 июня у Ивана Васильевича, в присутствии его родичей, ужинал митрополит Фотий, проезжавший в Галич с целью примирения великого князя Василия Васильевича с дядей его, Юрием Дмитриевичем.
Иван Васильевич скончался в 1426 г., когда свирепствовала на Руси так называемая «чёрная смерть». Был женат на дочери Ивана Владимировича Ростовского-Борисоглебского. Имел сыновей: Романа, Александра, Василия, Якова-Воина и Семёна. Управление княжеством же перешло к его брату Фёдору.

Федор Васильевич — князь ярославский 1426—1434 гг.
Сын Василия Васильевича князя ярославского. Во время своего правления взял (к 1432/1435 гг.) у Спасо-Каменного монастыря владение Баскач. Сыном Федора Васильевича был Александр Фёдорович Брюхатый последний правящий Ярославский князь.

Александр Фёдорович Брюхатый — последний владетельный князь ярославский 1434 г. или 1438 — 1463 гг. (номинально 1471 г.).
Единственный сын князя Фёдора Васильевича.
В междоусобной войне между потомками Дмитрия Донского за великокняжеский престол он поддерживал внука Дмитрия Донского Василия Васильевича против его дяди Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием и Дмитрием Шемякой. 6 января 1435 года около Ярославля, между сёлами Козьмодемьянским и Великим, произошло сражение, Василий Юрьевич проиграл и отступил в Вологду, но затем захватил Кострому и попытался взять Ярославль. Александр Фёдорович вышел ему навстречу, в ожидании соединения с великим князем встал с войском напротив города на другом берегу реки Которосли, но был захвачен вместе с княгиней ночью в постели в плен вятчанами, шедшими на помощь к Василию Юрьевичу. Ярославцы преследовали вятчан по берегу Волги и хотели стрелять в них, но угроза похитителей убить пленников остановила воинов Александра. Был заплачен немалый выкуп в 400 рублей, но их не освободили, а отвезли в Вятку. В мае 1436 г. под Ростовом произошло окончательное поражение Василия Юрьевича, сам он попал в плен. Только после этого ярославская княжеская чета была освобождена.
В 1443 г. Ярославль, верный союзник московского великого кн. Василия Темного в феодальной войне за московский стол, был разграблен Дмитрием Шемякой и Василием Косым.
В 1463 г. Александр Фёдорович был вынужден продать права на княжество великому князю московскому Ивану III, для управления был назначен наместник из Москвы, но Александр Фёдорович номинально оставался князем ярославским и проживал в городе до самой своей смерти 14 апреля (по старому стилю) 1471 г., ему, единственному из всех удельных князей, было оставлено право чеканки собственной монеты. Погребён в Спасо-Преображенском монастыре.
Его единственный сын Даниил Пенко (Пенек) был наместником в Ярославле в 1496—1497 гг., а в 1500 г. стал московским боярином и вошёл в Боярскую Думу.

1471 г. - ликвидация Ярославского княжества.

Особенно заметный рост населения города и его развитие начинается в XVI в. Ярославль становится важным центром на перекрестке торговых путей. Через него шли дороги из Москвы на Вологду, Устюг и Белоозеро и на Кострому, Галич и в Вятскую землю.
С присоединением Казани (1552 г.) от Ярославля открывался путь по Волге на Каспий. С установлением торговых отношений с Англией Ярославль стал связующим звеном с Архангельском.
Местом интенсивной застройки была территория в границах Земляного города. Дважды (1504 и 1646 гг.) после пожаров перестраивался Успенский собор на Стрелке. Видимо, после пожара 1536 г. возникают укрепления посадской территории – Земляной город. Дуга земляного вала и рва с наружной стороны от него начиналась от Угличской башни у северного угла Спасского м-ря и шла к Знаменской (Власьевской) башне и далее к набережной р. Волга по линии нынешнего Первомайского бул. Слободская часть за пределами Земляного города начала заселяться не позднее нач. XV в.
За пределами Спасо-Преображенского м-ря находилось Соловецкое подворье, окруженное дворами и дворовыми постройками «исстари». От м-ря к Пятницкой церкви, что на Всполье, шла Монастырская слобода. Параллельно ей в пределах ц. Никиты Мученика и ц. Иоанна Богослова, до перекрестка современной ул. Республиканская и Салтыкова Щедрина, шла Никитская слобода.
В кон. XVI– нач. XVII в. начинает застраиваться приволжский участок к северу от Власъевской башни. Он отмечен приходскими церквами: Воздвиженье (перекресток ул. Флотская и прсп. Октября) и Благовещение (Волжская наб. у речного вокзала).
В нач. XVII в. город испытал новые бедствия от польско-литовской интервенции.
Князь Ярослав Владимирович Мудрый.
Владимиро-Суздальское княжество.
Города Владимиро-Суздальского княжества.
Московское княжество.
Звенигородское княжество.
Ростов Великий.
Угличское княжество.
Ярославское княжество
Костромское княжество(1246 - 1303 гг.)
Галицкое княжество (1247-1310 гг.).

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Переславль-Залесский | Добавил: Jupiter (20.04.2014)
Просмотров: 2637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024