Пятница, 26.04.2024, 19:39

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Суздаль

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Село Кидекша

Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.

КИТЕЖ-ГРАД

Городище, р.ж.в. (укрепленное поселение Дьяковской археологической культуры раннего Железного века). Восточная окраина села Кидекша, правый коренной берег р. Нерль при вхождении в ее долину р. Каменка, левый берег последней. Площадка округлая в плане, размерами ок. 320х220 м., высота над рекой до 30 м.
Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры.

Битва русколан с гуннами под Семивежьем на Москва-реке (15 мая 316 года).
Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И вновь восстав во главе гуннов, Морияр - князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошёл с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожёг.
Но нисколько не обеспокоился тем Дажень-яр, ибо в львиной природе князя было с пущей храбростью сражаться с большими силами, нежели с малыми. И так прошествовал Дажень-яр с сыном своим Бусом Белояром и в силе великой к Беловежью Залесскому.
И там сам Бус обратился в Вышнему Свету и силам Сварожьим. И видел он в небе, как верхом на крылатых конях впереди ратей Сварожьих выступили небесные заступники Земли Русской братья Святибор и Мось, сыны Велеса. И слышал он, как Святибор рёк брату своему Мосю праведному: «Да поможем мы родичам нашим Даженю и Бусу!»
И вот в тот год, когда созвал Константин-царь первый собор в Ромее, а на Руси чтили праотцев Святибора и Мося, сошлись на поле под Семивежьем рати. И тогда и в Ромее, и на Руси одержали верх арияне, следующей Стезёй Буса.
И был слышен треск от ломления копий и от ударов мечей. И видели все рати Сварожьи в облаках, что явились на помощь князю Дажень-яру. А на земле впереди ратей русских выехали сами светлые братья Ягорий и Сурияр, а в облаках над ними в вихрях - братья Велесичи.
И дали они сражение войску змееву Морияру. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами.
И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра (Кидекша, что на Нерли недалеко от Суздаля) на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского. Дажень-яр вновь встречается с Навной.

Морияр и Навна похищают Милиду на Купале близ Китежа Залесского (современный Владимир). Бус, Златогор и Сурияр освобождают Милиду (июнь - июль 316 года).
Дракон же лютый, князь Морияр, видя своё тяжёлое поражение, решил с изворотливостью змеиной снискать для себя мир и братскую любовь. И он из стольного Моргуль-града обратился к Дажень-яру с посланием, отправив его через супругу свою Навну. И явилась Навна в Китеже-граде (небесный город) на яре высоком, на горе Студенце. И сошлась там с Дажень-яром (демиург), и говорила о мире и любви.
И так вновь вспыхнула в сердце её прежняя приязнь сердечная к князю великому, и напомнила она ему о сыне их Буримире, коему, и роду его, судьбою предназначено царствовать в Русколани, в то время как Бусу предстояло занять трон небесный. Но остудил её пыл Дажень-яр, сердце коего было занято лишь Милидой. И вновь взревновала Навна к супруге его Милиде, и затаила обиду в сердце своём. Много труда стоило ей установить тогда мир между Дажень-яром и Морияром, и то лишь на время от сева и до сбора урожая, ведь по всей Руси не воевали в страдную пору.
И в знак заключения мира Морияр отдал тогда дочь свою Заремиру в супруги Сурияру Яранаковичу. Сам же Дажень-яр в то время отправился к Белым горам, ибо настало время молений и очищений.
Как заведено было по обычаю, там он каждый год шествовал, повторяя вякамандары, от Кияра к садам Ирийским. В тех же садах припадал он к источнику жизни, и отведывал от яблони мандариновой, что возросла от семени, данного в годы старые Бугумиру матерью Марою.
И так Дажень-яр возвращал себе молодость и силу, так же как и праотец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как отец его Вересень-яр, переживший два века человеческих. Сам же Дажень-яр уже оставил за плечами век, но был молод, как человек, только вошедших в силу свою. И так Дажень-яр с Ягорием утекли к Белым горам.
А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса - Милида, ибо то была земля её отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов (См. Владимирское Залесье и Ярополчье Гороховецкое.) обретали ведание тайное дети её, младшие братья и сёстры Буса. И тогда, воспользовавшись уходом князя, Навна в дни Купалы с коварным умыслом заманила сыновей Дажень-яра и мать их Милиду на капище Сурьи, что в Китеже Залесском (современный Владимир), ибо в те дни шла там свадьба Заремиры и Сурияра.
И повелел он собирать детей вохвов, чародеев, жрецов и отдавать их в учение, дабы обучать праведной вере, и знаниями просветить ум и наставить их в служении истине. Многих же отроков, и всех своих детей, он собрал в Китеж-яре, и выстроил им обитель, и назначил над ними учителем мудрого Китальвана, доверив ему обучение. Каждый раз, когда князб приезжал в Китеж-яр совершать служение в память предков и отца его Дажень-яра, он заходил и в Китежскую обитель, собирал вокруг себя детей волхвов и жрецов. И те окружали его толпою, кто с книгами, кто со свитками в руках. И Бус велел им читать хором, а сам слушал и, весьма радуясь, гордился ими, что они и есть то сокровище предков, которое хотел обрести отец его Дажень-яр.
И ещё говорил он, как весною пробуждается природа, и солнцу радуется всякая тварь, и зацветают цветы, так и разум их пробуждается учением праведным, которое потом принесёт благой плод. И пусть они теперь веселятся, в пору цветения юности, а после возвратятся просвещать роды свои. И из тех обителей вышли наши учителя, обладающие ключами к вратам истины, которые разнесли по всему миру свет Бусовой веры, предвечного знания о мире дольнем и горнем. И был очищен и возрождён канон Вед, который мы с тех пор храним и не утратим никогда, пока жив род наш.
Ярилина книга.


Городище, 2-я пол. 1-го тыс. н.э. (укрепленное поселение мерянской культуры). Керамика мерянская, 2-й пол. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э.

Древнерусское поселение возникло в XI в. на месте раннего мерянского поселка. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, датированная 11-13 вв., гончарная позднесредневековая, в том числе красноглинная 14-15 вв., белоглинная и чернолощеная 16-17 вв. Найдены также обломки стеклянных браслетов, железные ножи и другие предметы, характерные для друвнерусских и позднесредневековых памятников.

Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет.

Церковь Бориса и Глеба

По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным.
«Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Вряд ли ехавшие с разных концов Северо-Восточной Руси князья встретились просто посреди леса: о встрече они наверняка условились заранее, и, вероятно, встреча была назначена в городе (как минимум, крепости).
Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.

В нач. XII в. при князе Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция с кирпичным храмом из плинфы.
Близ стен церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плимфы нач. XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте ныне существующей церкви ещё в нач. XII в., вероятно во время правления в Киеве князя Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками.

При князе Юрии Долгоруком здесь были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен белокаменный храм Бориса и Глеба.

Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
В кон. XII – нач. XIII вв. город Кидекша уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км.
Площадка округлая в плане, размерами ок. 320х220 м., высота над рекой до 30 м., с востока нарушена промоинами. С юга, запада и севера сохранились остатки вала высотой до 5 м. и сильно заплывшего рва перед ним, концами упирающегося в береговой обрыв.


Вероятный план крепости в Кидекше (по П.А. Раппопорту)



Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша построена в 1152 г. это небольшой 4-х столпный одноглавый храм из белого известняка, сложенный в технике полубутовой кладки. Фасады украшены резным аркатурным поясом, рядом поребрика, тройным уступом закомар. Церковь Бориса и Глеба принадлежит к начальному этапу белокаменного строительства.
Установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход, связывавший её с деревянным княжеским теремом. Прорезка вала в западной части городища показала, что он был насыпан не ранее сер. XII в. с использованием уже отложившегося здесь культурного слоя с керамикой XI-XII вв.

Раскопки в церкви Бориса и Глеба в Кидекше

В 2011 г. архитектурно-археологический отряд Суздальской экспедиции Института археологии провел исследования в Кидекше, древнем поселении на берегу реки Нерль, недалеко от Суздаля. Здесь расположен храмовый комплекс, состоящий из старинной белокаменной церкви Бориса и Глеба, церкви Стефана 1780 г. и колокольни того же времени.
Перед началом исследований, носивших охранный характер (в храме предполагается сделать воздушное отопление), был снят пол XVIII–XIX вв. Раскопки в интерьере храма велись траншеями, предназначенными для закладки коробов воздуховодов. В некоторых местах, где были открыты древние конструкции, были сделаны расширения. Помимо белокаменного синтрона (горнего места) с основанием епископского трона, открытого в 1940-е гг. в средней абсиде Н.П. Сычевым, были обнаружены ранее неизвестные детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса и более ранней алтарной преграды под ним, а также нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий. Престол, по всей вероятности, одновременен храму, омфалий же достоверно принадлежит сер. XII в.


Престол придельного храма. XIII век

Омфалий. XII век
Особое место, на которое во время службы становился епископ

Основание древнего белокаменного престола. XII век

На пространстве наоса храма в траншеях и в средней части были выявлены прослойки песка, перекрывающие остатки заливки первоначального пола. Этот плотный слой белого цвета, состоящий из известкового раствора с примесью песка, лежит на горизонте мерянского селища – финно-угорского поселка, существовавшего здесь в первом тысячелетии нашей эры. На заливке, в центре подкупольного пространства первоначального храма, лежит крупный белый камень круглой формы, имеющий легкий розоватый оттенок. Это омфалий («пуп») – особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в.


Белокаменная колонка - основание запрестольного креста

В слое завала, отложившемся под поздним полом, найдена белокаменная деталь со звездчатым узором, предположительно – основание запрестольного креста, декор которого, безусловно, не принадлежит XII в. Возможно, он был создан в XIII в., хотя не исключена и более поздняя датировка – XV или XVI веком.


Белокаменный саркофаг

Святые жены среди Райского Сада
Фреска. XII век
Справа изображена мученица Мария – покровительница княгини Марии, жены князя Бориса (сына Юрия Долгорукого), погребенной в этом аркасолии

В процесс раскопок в западной части северной и южной стен были изучены открытые ранее каменные саркофаги в аркосолиях – специальных арочных нишах, устроенных в толще стен.


Фрески в основании столба с изображением пелен. XII в.

Крест с головой Адама
Древнее граффити

На западных столбах в процессе раскопок обнаружены остатки древних, первоначальных фресок. На них изображены пелены, что очень нехарактерно для XII в.: обычно они украшают алтарь, как это было и в самой церкви в Кидекше. На внутреннем откосе северного портала встречен также фрагмент фрески с растительным орнаментом.
Новые детали, открытые экспедицией 2011 г., существенно дополняют картину первоначального убранства храма. Раскопки в Кидекше предполагается продолжить; в ходе дальнейших исследований будет полностью исследована восточная часть храма.
Вл. В. Седов, чл.-корр. РАН

C 1151 г. при церкви Бориса и Глеба находился Борисоглебский-Стефановский на Кидекше или Кидокоцкий мужской монастырь. В XVII в. был приписан к Печерскому Нижегородскому монастырю (Печерский монастырь был основан св. Дионисием в XIV в.).
«1701 г. сентября въ 10 день Суздальскомъ уезде изъ Нижнего Печерскаго монастрыя въ приписанномъ Борисоглебскомъ монастыре, что въ селе Кидекше церковь каменная св. страстотерпца князей русскихъ Бориса и Глеба». В описи Борисоглебской церкви показано: «въ церкви Божие милосердие царския двери и сень и столпцы писаны красками гладкие; по правую сторону царскихъ дверей образа: Спасовъ седящъ на престоле венецъ и цата серебряные золочены гладкие съ репьями въ венце въ возглавии камень хрусталь, въ киоте деревянномъ обложенномъ оловомъ резнымъ; Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золоченыя гладкия съ репьями; Распятия Господня резное; Иоанна Предтечи гладкой въ киоте деревянномъ по левую сторону: Пр. Бог. Смоленския венецъ съ короною гладкой съ репьями въ венце камень простой, поли оплечье обложены серебромъ золоченымъ басебнымъ; велик. Князей Владимира да Бориса и Глеба въ житии венцы и цата серебряные золоченые басебные; Николая Чудотворца венецъ и цата серебряные золоченые басебные въ киотахъ; на Северной двери архид. Стефана гладкой, надъ царскими дверьми въ киотахъ и на налое 16 иконъ штилистовые обложены серебромъ золоченымъ басебнымъ. У царскихъ дверей, образъ Пресв. Богородицы Одигитрии обложена серебромъ золоченымъ басебнымъ, въ деисусахъ въ первомъ поясе образъ Спасовъ, Богородицы, Предтечи со Ангелы и со Апостола 21 икона, въ другомъ – праздниковъ 18, въ третьемъ – Знамения со пророки 12 иконъ, надъ правымъ крылосомъ у столба въ киоте деисусъ въ медномъ окладе, киотъ обложенъ оловомъ резнымъ, у того жъ столба образа: Вознесения Господня да Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золочены. Надъ левымъ крылосомъ такой же образъ, что и у праваго, у того жъ столба образа: Неопалимыя Купины, в.-м. Параскевы резной въ киоте деревянномъ, прор. Илии. Въ алтаре на престоле Евангелие печатное въ десть серебряные чеканные, оболочено бархатомъ волнистымъ, 2 креста благословящихъ обложены серебромъ золоченымъ одинъ съ каменьемъ, за престоломъ Пр. Богородицы венецъ и цата серебряные золочены, крестъ выносной гладкой, на жертвеннике 2 сосуда оловянные, воздухи… ризы… книги печатныя… предъ деисусы пникадило, 2 кадила, 3 чаши водосвятные, укропникъ, ковшъ, 10 лампадъ передъ местными иконами все медные. На дву гробницахъ благоверныхъ князей 4 покрова суконные червчатые, кресты на дву кружево серебряное.
«Другая церковь деревянная теплая св. архид. Стефана. Въ томъ же монастыре монаховъ строитель старецъ Дионисий, присланный въ 1701 году въ мае месяце, да 4 старца».
«На монастыре св. ворота и около монастыря ограда деревянная огорожено заборами, мера длиннику 46 саж., поперечнику 43 саж.
При учреждении монастырских штатов в 1764 году, Борисоглебский монастырь был закрыт, а церковь Свв. Бориса и Глеба обращена в приходскую.


Церковь Бориса и Глеба, 1152 г. Реконструкция южного фасада


Кидекша. Церковь Бориса и Глеба, 1152 г. План.

В храме Бориса и Глеба наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землёй) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные - двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.
Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.


Поребрик и «ломбардская арка»

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 г. - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

В 1947 г. на северной стороне в Борисоглебской церкви в Кидекше были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми гг., выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом (Юрием Долгоруким). Две женские фигуры среди деревьев райского сада - святой Марии и императрицы Евфросинии - четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

В XVI – нач. XVII вв. глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х гг. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.


Роспись свода храма Бориса и Глеба

Хоры

Роспись алтарной апсиды

В храме сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., гробницы сына Юрия Долгорукого князя Бориса Туровского, его жены и дочери.

Фрески XII, XIII вв. в интерьере церкви Бориса и Глеба
Местонахождение фресок XIII в. выделено красной рамкой

3. Фрагменты фресок XIII в.

3. Фрагменты фресок XIII в.
2. Горнее место. XIII в.

7. Фрагменты фресок. XII век

Притвор

К западному фасаду церкви на рубеже XIX-XX вв. был пристроен притвор, расписанный в 1913 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых. Живопись представляет собой композицию «Сотворение мира», выполненную на ветхозаветную тему.


По сторонам – изображения архангелов Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Экспозиция в притворе

В XVI – нач. XVII вв. (как полагал Н.Н. Воронин), глава и часть сводов обрушилась. Версия о том, что верх храм именно обрушился, а не был перестроен вследствие прихода в аварийное состояние либо по любым иным причинам, подтверждается тем, что в настоящее время стены церкви Бориса и Глеба имеют значительный наклон наружу, т.е. они были сильно «расперты» тяжелым барабаном.
В 1660-х гг. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Сохранившиеся части (по А.Д. Варганову).

В завале строительных материалов археологи обнаружили изящную белокаменную колонку с резьбой. Есть версия, что это одна из ножек престола, сооруженного в одно время с самим храмом. Престол - это центральное место храма, на котором совершается главное таинство богослужений - претворение хлеба и вина с водою в истинные Плоть и Кровь Христову. В церкви Бориса и Глеба это был стол с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софии Новгородской и в одной из церквей Ладоги.
Рядом с основанием алтарной преграды обнаружена каменная скамеечка (синтрон), идущая вдоль стены храма, на которой во время богослужения сидели епископы. Археологи обнажили между северной стеной и колонной храма каменные плиты, которые могли служить подставкой под саркофаг внучки Юрия Долгорукого Ефросинии (в храме были погребены сын князя Борис Юрьевич, его жена и дочь).
В числе других находок внутри церкви - основание иконостаса, фрагменты фресок с изображением «полотенец» на нижних частях столбов и стен храма и резьбы XII в. Яркость лазурных и розовых красок, богатство орнаментики фресок, сохранившихся в земле и строительном мусоре, свидетельствуют о красоте всего внутреннего убранства храма XII в.
Какое-то время спустя, в нач. XIII в., в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.


Церковь Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого - князя Белгородского и Туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 г. Каменная гробница находилась на правой стороне в стене заднего угла, с надписью: «въ лето 6667 (1159) маиа 12 дня преставися Благоверный Великий Князь Борисъ Георгиевичъ Суждальский, сынъ Благовернаго Великаго Князя Георгия Владимировича Мономаха – Долгорукаго, братъ же Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго».
«Въ лето 6667», говорит летописец, «преставися Борисъ князь Георгиевичъ, месяца мая въ 12 день; и положиша и братья въ церкви святого мученику, юже бе создалъ отецъ его Георгий на Нерли».
Об этом князе Борисе Стефан, Архиепископ Суздальский, в 1675 году доносил Царю Алексею Михайловичу следующее: «въ нынешнемъ Государь, 7183 году, промысломъ Божиимъ въ Борисоглебскомъ монастыре, что въ Кидекше, обретошася мощи Великаго Князя Бориса Георгиевича въ гробнице, и по досмотру Спасскаго Евфимиева монастыря Архимандрита, да Суздальскаго Воеводы (Савелова) и того жъ Борисоглебскаго монастыря священника и прочихъ прилучившихся тамо людей, онъ Великий Князь почиваетъ во своей одежде, и гербъ на немъ, и доныне цело, а той Великий Князь братъ Благовернаго Великаго Князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго; да въ томъ же монастыре почиваютъ и прочия князи Суждальския и княгини».
Здесь же в храме погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202). Гробница Марии находилась на левой стороне, в стене, с надписью: «въ лето 6669 (1161) апреля 15 дня преставися супруга Благовернаго Великаго Князя Бориса Георгиевича, Благоверная и Великая Княгиня Мария».
Ближе к гробнице Князя Бориса Георгиевича, в уровень с полом, есть плита с надписью: «лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися рабъ Божий Князь и старецъ Исаия Петровъ, на память свв. Мученикъ Флора и Лавра».

При нашествии татаро-монголов в 1238 г. Кидекша пострадала, но уже в 1239 г. здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нём, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда.


Памятная монета с изображением комплекса памятников в Кидекше. 3 рубля. 2002 г. Серебро, чеканка, полировка, матирозание

Значок с изображением храма Бориса и Глеба в Кидекше. 1970-е гг.

1. Церковь Бориса и Глеба, 2. Стефаниевская трапезная церковь, 3. Шатровая колокольня, 4. Святые Ворота

Стефаниевская трапезная церковь

В книгах патр. Приказа 1628 года Стефаниевская церковь записана так: «церковь архидьякона Стефана Суздальскаго уезда Опольскаго стану въ вотчине Печерскаго монастыря, что въ Нижнемъ-Новгороде въ Кидекше дани девятнадцать алтынъ две денги. Марта въ 26 день на нынешний на 136 годъ те денги взяты… 164 г. по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 2 рубли 10 алтынъ 2 денги, заезда гривна… 180 года ся церковь отдана Суздальскому архиепископу, впредь въ приходе не писать».
«Другая церковь деревянная теплая св. архид. Стефана. Въ томъ же монастыре монаховъ строитель старецъ Дионисий, присланный въ 1701 году въ мае месяце, да 4 старца».
«Въ описи теплой церкви показано: въ церкви царскии двери, сень и столбцы гладкия, по правую сторону образа: Богоявление, архид. Стефана, венецъ и цата серебряные золочены, по левую сторону: Умиления, Сретения гладкия, иконы все въ киотахъ, въ деисусе 9 иконъ гладкия, паникадило медное новое, на престоле Евангелие печатное въ десть, ветхо-медные, за престоломъ Пресв. Богородицы. Въ трапезе: Николая Чудотворца въ житии венецъ и цата серебряные басебные золочены въ киоте деревянномъ, на паперти въ деисусе 9 иконъ».

В XVIII в. рядом с храмом построили нарядные Святые Ворота с оградой и шатровую колокольню.


Шатровая колокольня

На каменной колокольне Борисоглебской церкви находился древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ Князе Иване Васильевиче всея Руссии и Макарии Митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ въ домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при Архимандрите Иоакиме въ Новгородъ-Нижний».
Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.


Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 г.
Вклад Ивана Грозного в Печерский Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписал Борисоглебский монастырь.

Святые Ворота

Стефаниевская трапезная церковь

В 1780 г. рядом с суровой и величавой Борисоглебской церковью была выстроена небольшая каменная церковь во имя святого первомученика Стефана с высокой двускатной крышей, напоминающая жилой деревянный дом.

«Въ церкви (Борисоглебской) хранится Евангелие старинной печати 1649 года, съ надписью: «лета 7157 месяца декабря въ 29 день состроена книга Евангелие напрестольное въ церковь къ Великимъ Страстотерпцамъ Христовымъ Борису и Глебу и Архидиакону Стефану при архимандрите Германе и при строителе черномъ священнике Еуфимие».
«Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ. При церкви земли: усадебной ¾ дес., пахатной и сенокосной 33 дес. Дохода отъ земли и за требоисправления причтъ получаетъ до 685 руб. сер. въ годъ. Дома причтъ имеетъ собственные, на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ села (81 дв.) и деревень: Самойловой – въ 3-хъ вер. и Березницъ въ 2-хъ вер. Всехъ дворовъ 137; душъ мужескаго пола 366, а женскаго пола 376. Въ селе есть церковно-приходская школа».

После октябрьской революции (в 1935 г.) местные жители стали выламывать плиты из стен Борисоглебской церкви и разрушать церковную ограду. Под стенами собора был устроен карьер для добычи песка.
Но нашлись люди, которые помогли спасти храм. Выдающийся историк Суздальской земли А.Д. Варганов писал письма во все инстанции, требуя прекратить варварские действия. И вскоре появилось следующее постановление областного исполкома: «Ввиду того, что договор с религиозной общиной на пользование церковью в селе Кидекша Красносельского сельсовета Суздальского района №2114 расторгнут, другой религиозной общины, желающей принять в пользование здание церкви и культовое имущество, не оказалось, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать как имеющую историческое значение Суздальскому музею».

В 1992 г. Стефаниевская церковь была возвращена верующим, но до 2002 г. принадлежала общине РПАЦ.
29 мая 2003 г. был зарегистрирован Приход святого первомученика архидиакона Стефана села Кидекша Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации - Осетров Андрей Александрович. Адрес: 601293, Владимирская область, Суздальский район, село Кидекша, ул. Старая.


Поминальная часовня-столп.
Часовня-памятник из красного кирпича установлена в селе Кидекша Владимирской области в 2000-е гг. в память о жителях села, погибших в Великой Отечественной войне. "Вечная память павшим героям 1941-1945".


Часовня Бориса и Глеба


Село Новоселка Нерльская

- Новоселка Нерльская. Древнерусское селище Новосельское, XI-XIII вв. Северо-западная окраина села, правый берег р. Нерль близ устья р. Каменка, 0.2 км. к востоку от курганного могильника Глебовский куст. Протянулось с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 400х100 м. Исследовано (М.А. Сабурова, 1988-1989 гг.) 48 кв. м. Керамика лепная и гончарная древнерусская, железные ножи, часть стремени, шиферные пряслица, бронзовые браслетообразное височное кольцо с заходящими концами, створка креста-складня, сердоликовая бусина и т.п. Исследованы остатки постройки столбовой конструкции с печью-каменкой и подпольной ямой.
- Селище Новоселка-2, XI-XIII вв. с. Новоселка-Нерльская, 0,5 км В, левый берег р. Нерль.
- Селище Новоселка-3, XI-XIII вв. 0,6 км. восточнее села, левый берег р. Нерль.
- Новоселка Нерльская. Курганный могильник Глебовский куст, X-XII вв. У северо-восточной окраины села, правый берег р. Каменка, 0.3 км. от устья. К кон. 1970-х гг. сохранились 14 насыпей высотой 0.3-1.1 м., диаметром 4-10 м., с кольцевыми ровиками у основания. Исследованы (М.А. Сабурова, 1980-1989 гг.) все насыпи, а также часть погребений распаханных курганов. Выявлены трупоположения в неглубоких подкурганных могильных ямах с западной и юго-западной ориентировкой, иногда в гробовищах, скреплявшихся по углам железными гвоздями. В женских погребениях найдены височные кольца разных типов (трехбусинные, перстнеобразные, проволочное браслетообразное с завязанными концами), пластинчатый перстень, подвеска в виде крестопрорезного бубенчика, витая железная гривна, бусы (золотостеклянная, синего стекла, хрустальная, бисер), обломки костяного гребня и т.п. Среди находок из мужских погребений боевой топор, бронзовая лировидная пряжка, железные поясные кольца, ножи. В полах насыпей и в прикурганных ровиках обнаружены обломки лепной и гончарной древнерусской посуды.



Река Каменка

Деревянный мост через р. Каменку между селом Новоселка Нерльская и Кидекша

Река Каменка

Место впадения Каменки в реку Нерль

Новосёлка Нерльская - старинное село в Суздальском районе Владимирской области. Входит в состав Селецкого сельского поселения Суздальского района.
В XVIII-XIX вв. славилось искусными каменщиками и кровельщиками.
Планировка села сохранилась с давних времен.


Река Нерль

Воскресенская церковь


Воскресенская церковь с колокольней. Андрей Агафонов. Снято: 1 июля 1991 г.

Воскресенская церковь с колокольней в селе Новоселка Нерльская построена в 1795 г. на средства прихожан.
Выстроена в стилистике провинциального барокко. Двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой, с пятигранной апсидой, небольшой трапезной связанный с колокольней под шатром-"дудкой".
В трапезной был теплый придел во имя Свв. Благоверных князей Бориса и Глеба.
Колокольня с вогнутым шатром в традициях суздальской архитектуры.




Воскресенская церковь с колокольней в селе Новоселка Нерльская

В описи церковного имущества составленной в 1875 г. говорится:
К селу Абакумлеву приписана Воскресенская церковь села Новоселки Нерльской.
«Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточном количестве. Копии с метрических книгъ съ 1795 г., а исповедныхъ росписей съ 1865 г. хранятся въ целости; опись церковнаго имущества составлена въ 1865 году.
При церкви земли: усадебной одна десятина, сенокосной и пахотной 33 десят. Планъ и межевая книга имеются только на сенокосную и пахотную землю, а на усадебную – нетъ. Отъ земли и за требоисправления Абакумлевский причтъ дохода получаетъ до 210 руб. сер. въ годъ.
Въ селе 83 двора, 155 душъ мужскаго пола, а женскаго пола 171 душа».


Святой Источник

Внизу склона у храма находится Святой Источник.


Село Абакумлево

- Селище Абакумлево, XIV-XVII вв. Восточная окраина села, правый берег р. Нерль.

Ключарь Анания Федоров со слов Суздальских старожилов, Покровского монастыря духовника иеромонаха Пахомия и архитектурной палаты ученика Илии Артемьева, живший в первой пол. XVIII в., пишет, что в селе Абакумлево и соседнем приписном к нему селе Новоселке «многие имелись гробы Благоверных Великих Суздальских и Княгинь, над которыми были гробницы и дски белыя каменныя с надписями, и оныя гробницы упразднены и дски многия безвестны стали». На основании этого предания можно предположить, что происхождение означенных сел относится ко временам Суздальского княжества, то есть по крайней мере к XIV в., и что в этих селах Суздальские князья имели дворцы, в которых проживали, вероятно, в летнее время.

Достоверные исторические известия о селе Абакумлеве относятся к первой пол. XVI в. Из царской несудимой грамоты, данной в 1606 г. Суздальскому Покровскому девичьему монастырю Царем Василием Иоанновичем, видно, что село Абакумлево принадлежало означенному монастырю в 1543 г.
В 1551 г. Царь Иоанн Грозный, по прошению игуменьи монастыря Василисы с сестрами, повелел переписать жалованные прежними Государями грамоты на села, деревни и на починки на свое имя, обязав монастырь поминать вечно умершую свою дочь, княжну Анну, и в память ее два раза в год кормить бедных. В грамоте сказано: «Царь и Великий Князь Иван Васильевич… Покрова Пречистые девича монастыря игуменью Василису с сестрами или по ней иные игуменьи будут пожаловал, по своей дщери по… княжне Анне, за то, что имя ее написати в вечной сенаник и за два корма, что им кормити, по его дщери по княжне Анне по вся годы, дважды в год велел им на их монастырские дворы, и на села, и на деревни, и на починки переписати свои жалованныя грамоты: что их, в Ополье, село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселка, да деревня Турыгина… да в Суздальском уезде село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки… да у них же Государево жалованье в Суздальском уезде село Романчуково да слобода Шиповская».
Царь Василий Иванович в 1607 г. августа 31 дня, по прошению игуменьи Ольги с сестрами, жалованную грамоту Иоанна Грозного повелел переписать на свое имя и освободить монастырские вотчины «от ямских денег и от посошные службы и ото всяких податей», и предоставил право разбирать преступления в вотчинах монастырским властям, «кроме душегубства и разбоя с поличным».
В 1623 году марта 30 дня, по прошению Покровского монастыря игуменьи Ульянеи с сестрами, Царь и Великий Князь Иван Федорович жалованные грамоты Царя Василия Ивановича повелел переписать на свое имя. В «жалованной несудимой грамоте Суздальскому Покровскому девичьему монастырю 1623 года Марта 30» написано: «положили оне (игуменья с сестрами) пред нами Царя Василия Ивановича жалованные четыре грамоты 114 году… В другой (второй) грамоте написано: что в Ополье, их село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселки, да деревня Турыгино, да село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да деревня Романчуково… да село Шипово с деревнями, да слободка Шипово… И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович… Покрова Пречистые Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежние жалованные грамоты переписать на наше Государево Царево и Великаго Князя Михаила Федоровича Самодержца всея Руси имя», с прежними льготами.
Абакумлево оставалось вотчиной Суздальского Покровского девичьего монастыря до учреждения монастырских штатов в 1764 г.


Река Нерль

Церковь Михаила Архангела

В письменных источниках упоминается под 1556 г. Вероятно, речь идет о деревянном храме, предшествующем существующему.
Каменная зимняя церковь Михаила Архангела построена в 1758 г. на средства прихожан, монастырских крестьян.


Церковь Михаила Архангела

Сохранившиеся замечательные каменные узоры кладки апсиды дают представление о характере сооружения. По всей видимости, это был компактный храм суздальского типа для ежедневного моления и с возможностью подтапливать внутренний объем в холодное зимнее время. Об этом свидетельствует круглое отверстие под дымовую трубу в своде апсиды. Скорее всего и трапезная имела одну-две отопительных печи, вполне справляющихся с поддержанием нормальной температуры. Своды низкие, трапезной и основного объема практически равной высоты. Церковь одноэтажная, находится рядом с летней церковью Троицы Живоначальной. Наибольшие разрушения просматриваются со стороны трапезной. Своды частью обрушены. Однако на их изломах заметна попытка когда-то сделать укрепление сверху устройством цементной стяжки толщиной 2-3 см. Интерьер полностью утрачен, сверху падают кирпичи, все конструкции аварийные. Единственный сохранившийся фрагмент росписи был обнаружен на арке между трапезной и основным объемом, которая ввиду своей увеличенной толщины в этом месте не смогла подвергнуться сквозному замачиванию. Тип полов визуально определить невозможно.

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной построена в 1778 г.


Церковь Троицы Живоначальной

Церковь представляет собой прекрасный образец типично суздальского храма. Удобного, выстроенного в строгой и очень красивой пропорции кубоватого основного объема и завершения. Из-за перепада рельефа, обращенного к реке Нерль, зодчие несколько увеличили высоту главной части церкви и разместили большие красивые окна в два яруса. Из-за этого церковь внутри залита потоками света и очень уютна. Мало того, свод основного объема имеет световой проем в барабан главы, из-за чего свет хорошо распределяется и по высокому своду. Стены изнутри не перегружены фресками, а искусно украшены ими. Стены выложены мастерами высочайшей квалификации, снаружи фасады богато декорированы ширинками, кокошниками и другим узорочьем. Тщательность и разнообразие рисунка кирпича напоминает резьбу по дереву на фасадах самых богатых изб. Храм имеет явно летний, праздничный характер.
Была утрачена, целиком разобрана трапезная, возможно и колокольня, не было кровель. Были взломаны и разбросаны плиты белокаменных полов. Основной объем полностью был раскрыт широким проемом и не защищен от осадков и ветра с западной стороны. К одному из южных окон основного объема прикреплен старый металлический баллон из под кислорода, выполняющий роль сельского вечевого колокола.

В описи церковного имущества составленной в 1875 г. говорится:
«Причт-штат: священник и псаломщик.
При церкви имеется земли: усадебной полдесятины, пахотной и сенокосной 33 десятины; но ни плана, ни межевой книги на землю не имеется. На содержание причт получает ежегодно 250 рублей серебром. Дома у причта собственные.
Приход состоит из одного села, в котором 96 дворов, 265 душ мужского пола, а женского пола 256.
В селе существует церковно-приходская школа.
К селу Абакумлеву приписана Воскресенская церковь села Новоселки Нерльской...»

В нач. 1930-х гг. при закрытии храмов всё имущество было сожжено; вещи кидали из окон храма в разведенный у храма костер; правда, часть икон верующие вытаскивали прямо из огня и уносили домой. Закрывали оба храма одновременно.
Колокольню снесли в мае 1941 г. путем замены кирпичей в нижней части колокольни деревянными брусками и дальнейшего поджога этих брусков (когда бруски сгорели, колокольня рухнула).
Храм реставрируется с 2006 г.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Село Глебовское.
Князь Владимир Мономах.
Князь Юрий Долгорукий.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (16.03.2013)
Просмотров: 9228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024