Пятница, 29.03.2024, 10:52

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский Собор Рождества Богородицы
Суздальский Кремль.
Рождество Пресвятой Богородицы.

Успенский собор

Ключарь Ананий Федоров в своем «Историч. Собр. О гр. Сужд.» о происхождении Суздальского соборного храма говорит, что он имеет свое начало от равноапостольного князя Владимира. «Во граде Суждале соборная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы…, которая начало свое имеетъ отъ Святаго Равноапостольнаго Великаго князя Владимира». Это была «деревянная, изъ дубоваго леса, объ одномъ верхе». В новопостроенную церковь Св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении из Херсона.
Первый епископ Ростовский и Суздальский, святитель Феодор пожертвовал в созданную князем Владимиром церковь, настоятелем которой он был назначен, принесенные им из Греции: Образ Нерукотворного Спаса, написанный на полотне, и кипарисный крест, на одной стороне которого вырезаны праздники Господские, а на другой – Страсти Господни.

С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.

Первые ростовские епископы Федор I и Иларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. Дмитриевский Печерский монастырь Суздаля) в Суздале под 1096 г.
В 1096 г. вместе с другими городскими строениями деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы была предана огню Олегом Святославичем, сыном вел. кн. Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским, а потом Ростовским. Об этом печальном событии препод. Нестор так повествует: «Олегъ приде къ Суждалю (въ 1096 г.) и слышавъ, яко идетъ по немъ Мстиславъ, повеле зажещи Суждаль городъ, токмо остася дворъ монастырский Печерскаго монастыря и церквы, яже тамо есть Св. Димитрия, юже бе далъ Ефремъ и селы».

Мономахом был сооружён Суздальский кремль - самая древняя часть Суздаля. Земляной вал кремля был устроен из глины, внутри деревянная конструкция (поэтому вал до настоящего времени сохраняет начальную форму). По земляному валу кремля был сооружён дубовый «заборол» - тын из брёвен, заострённых вверху.

В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен кирпичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».
Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха, а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале - Юрием Долгоруким не позднее 1125 г.


Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале

Успенский Собор постройки Владимира Мономаха. Реконструкция А.Д. Варганова

О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно.

Собор был построен Владимиром Мономахом и епископом Ефремом в из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый кирпичный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского.
Строителями собора, судя по его кладке, были привезённые Мономахом киевские мастера. Здесь же они наладили и производство строительных материалов. Вдоль по течению Каменки в специально устроенных печах обжигали кирпич, а в самой крепости, неподалеку от строительной площадки собора, жгли в круглых больших печах известь. Остатки этих производственных сооружений также были открыты археологами. Есть основания думать, что княжеский дворец располагался к западу от собора; но каким он был — кирпичным или деревянным, — мы не знаем.
Большой собор с его чётким и светлым, сверкавшим красочной росписью интерьером производил, конечно, сильное впечатление на обитателей курных и закопчённых тесных полуземлянок и хижин. Архитектура непосредственно внушала простому люду мысль о могуществе нового бога, величии и силе власти господ, создавших подобный невиданный по красоте «дом божества».


Кирпич-плинфа

В 1107 г. болгары разграбили Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах приезжает в Суздальщину.

Археологические раскопки позволили обнаружить в западной стороне собора Рождества Богородицы остатки каменного гражданского сооружения, поставленного одновременно со зданием собора, т. е. в кон. XI в. Весьма возможно, что здание было палатами Юрия Долгорукого и его преемников. Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове. В Суздале он построил и церковь Спаса. Из этого города он выступал в походы и возвращался в него. Суздаль делается постоянной резиденцией Юрия. Даже в Киеве Юрия окружают не ростовцы, а суздальцы.

По версии Г.К. Вагнера, уже в 1148 г. собор был разобран, после чего возведен заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Н.Н. Воронин и С.В. Заграевский отрицали существование собора 1148 г.
Под 1148 годом Новгородская Первая летопись сообщает: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть». Это сообщение говорит о том, что в 1148 г. в городе Суздале был построен новый собор на месте первого храма, который освятил новгородский епископ Нифонт.
Внутри южного притвора существующего храма на глубине 82,5 см. исследования 1937 - 1940 гг. обнаружили остатки пола из мелких известняковых плит. Этот пол находился выше пола первого храма и ниже второго (в его уровне было найдено погребение князя Святослава Юрьевича, умершего в 1174 г.), и указанные исследователи отнесли его к предполагаемому храму 1148 г.
Притворы существующего собора «приложены» к нему (не имеют перевязки кладки), уровень цоколя южного притвора ниже уровня цоколя храма, а верх южного притвора врезается в аркатурно-колончатый пояс. Это позволило указанным исследователям утверждать, что притворы были возведены в 1148 г., т.е. принадлежали гипотетическому храму, датируемому этим годом. В поддержку этой позиции приводилось летописное сообщение, подтверждающее наличие у собора притворов в кон. XII в.: в 1194 г. при ремонте храм был покрыт «оловом от верху до комар и до притворов».
Под порталом северного притвора существующего храма исследования 1937-1940 гг. открыли остатки предыдущего портала (достаточно простого, состоящего всего из двух уступов) и цокольный отлив. Простотой исполнения эти фрагменты схожи с соответствующими архитектурными деталями Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, и указанные исследователи полагали, что эти детали принадлежали притворам гипотетического храма 1148 года, а при Юрии Всеволодовиче притворы получили новые порталы и новый цоколь.
Между стратиграфическими слоями строительства храма времен Мономаха и собора 1222-1225 гг. имел место слой подсыпанного грунта. Указанные исследователи отнесли его к строительству предполагаемого собора 1148 г.
Количество грубообработанного туфообразного известняка (в историко-архитектурном обиходе обычно именуемого туфом) в облицовке первого яруса существующего храма очень велико - по данным В.М. Анисимова и Т.О. Бачуриной, около 40 %. Туфообразный известняк является первичной облицовкой нижней части собора, а фрагменты гладкотесаной белокаменной стеновой кладки являются следами ремонтов, что подтверждается следующими данными:
- согласно исследованиям 1998 г., кладка из туфообразного известняка выполнена на розовом известково-цемяночном растворе, а кладка из белого камня - на светлом растворе с добавлением белокаменной крошки;
- по данным археологических исследований 1994-1996 гг., стены забутованы известковым раствором с добавлением цемянки, т.е. этот раствор более близок к раствору, на котором выполнена кладка из туфообразного известняка;
- по наблюдениям автора этого исследования, кладка из туфообразного известняка однородна, а из гладкотесаного белого камня - разнородна и разновременна.

В связи с первичностью облицовки из туфообразного известняка А.Д. Варганов и А.Ф. Дубынин, Г.К. Вагнер, В.М. Анисимов и Т.О. Бачурина считали, что нижняя часть существующего храма была возведена из такого известняка в 1148 г., а верх в 1222-1225 гг. был перестроен в гладкотесаном белом камне (а затем в XVI в. был вновь перестроен, уже в кирпиче). Соответственно, по их мнению, сохранившиеся фундамент и нижние части стен принадлежат не собору 1222-1225 гг., а предполагаемому храму 1148 г.
Указанные исследователи обратили внимание на то, что профилированные порталы и аркатурно-колончатые пояса существующего собора «врезаны» в облицовку из туфообразного известняка, и полагали, что указанные архитектурные детали появились на гипотетическом храме 1148 г. позднее (в 1222-1225 гг.).
Указанным исследователям виделся логичным следующий путь развития строительной техники в Суздальской земле: эпоха Мономаха - плинфа и булыжник, 1148 г. - туфообразный известняк, с 1152 г. - гладкотесаный белый камень. В противном случае, по их мнению, облицовка собора туфообразным известняком в нач. XIII в. означала бы регресс строительной техники.
Таким образом, указанные исследователи полагали, что гипотетический собор 1148 г. был шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным, облицованным туфообразным известняком. Этот собор, по их мнению, был «переходным» от техники «opus mixtum» времен Мономаха к гладкотесаной белокаменной технике, в которой начали строить в 1152 г.; в 1222-1225 гг. верх предполагаемого храма 1148 г. до аркатурно-колончатого пояса включительно был переложен, нижняя же его часть в основном сохранилась до наших дней (отметим, что в случае принятия позиции указанных исследователей потребовалось бы изменение базовой датировки существующего собора с 1222-1225 гг. на 1148 г.).

При князе Всеволоде III Большое Гнездо. «Въ лето 6702, месяца сентября, обновлена бысть церкы Святая Богородица въ Суждали, яже бе опадала старостию и безнарядьемъ, блаженнымъ епископомъ Иоанномъ, и покрыта бысть оловомъ отъ верху до комаръ и до притворовъ… а иже не ища мастеровъ отъ Немецъ, но налезе мастеры отъ клевретъ святое Богородицы и отъ своихъ, иныхъ олову льяти, иныхъ крыти, иныхъ известью белити». Храм из одноглавого превращается в трехглавый.
Епископ Иоанн украсил отремонтированный собор вставкой в его фасад большого белокаменного закладного креста с высеченной надписью «похвалой кресту».
При восстановлении собора в сентябре 1194 г. еп. Иоанн I «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова, сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» (Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398).
В Суздале по велению Всеволода III была обновлена дубовая ограда Суздальского Кремля 1192-1194 гг. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения, заменяется новым рубленым городом (соединённые срубы клетей с засыпкой глиной).



Схема Суздаля X - XIII вв.

В 1225 г. при князе Юрии (Георгий) Всеволодовиче стены обветшавшего храма пришлось подсекать в основании и обрушивать.
«В лето 6738 (1230 г.). Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали, потщаньем священаго епископа Митрофана, юже бе рушил велики князь Юрги в епископьство Симона, и опять созда краснеишю первыя: бе бо обетшала велми от мног лет».
Собор возвели на шести крестчатых столбах с тремя абсидами и тремя притворами. С запада располагались хоры для князя и его окружения. Их площадь была небывало велика, так как они достигали подкупольного пространства, о чем сейчас можно судить по следам,стесанных арок. По фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Северный портал, выходивший к крепостной стене, был оформлен простыми прямоугольными уступами, а перспективные порталы на западной и южной сторонах - богато украшены резьбой.
В 1230-1233 гг. собор был расписан фресками, покрывавшими все его стены. Но росписи не сохранились (в верхней части южной абсиды раскрыты в 1938 г. фигуры преподобных старцев). Роспись ростовских и суздальских мастеров отличается свободным фресковым письмом и остротой характеристик.
«В лето 6741 (1233). Написана бысть церкы святая Богородица в Суждали, и измощена моромором красным разноличным». Лаврентьевская летопись


Успенский собор Юрия Всеволодовича. XIII в. Реконструкция Вагнера Г.К.

При татаро-монгольском разорении Суздаля собор не пожгли и не порушили, но только ограбили. После чего, около 300 лет, соборная церковь находилась в жалком состоянии.

В 1445 г. здание собора постигла катастрофа: обрушился верх собора. Причина катастрофы осталась неизвестной. В таком виде он простоял почти 100 лет.

Собор Рождества Богородицы


Суздальский Собор Рождества Богородицы

В 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил «позволение и пособие отъ в. кн. Василия Иоанновича, для перестройки соборной церкви, которой своды и главы, бывшие долгое время безъ поддержки, совершенно обветшали и угрожали падениемъ. Церковь была низменная. Великий Князь приказалъ возвысить ее…» В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. из трехглавого в пятиглавый, своды были укреплены на шести столбах, главы и вся церковь были покрыты оловом.
После чего храм был заново освящен 23 декабря 1530 г. и переименован из Успенского в Рождественский собор.





Аркатурный пояс Рождественского собора

Рождественский собор. Капитель фасадной полуколонны с растительным орнаментом.

Фрагменты белокаменных блоков. Рождественский собор. XIII в.

Южный вход в собор

Западный вход в собор

Уцелевший от древнего собора XIII века нижний ярус, вместе с другими данными, позволяет составить представление об этом примечательном памятнике в целом и его особенностях.
После того как нами осмотрен Успенский собор 1158—1160 гг. во Владимире, уже по внешним формам Суздальского храма мы легко поймём, что перед нами здание того же типа. Это большой городской собор, но очень вытянутый по продольной оси за счёт удлинения его алтарной части, так что внутри он стал как бы восьмистолпным. К главным входам примыкают с трех сторон притворы, создающие крестообразность плана здания. Фасады членятся лопатками и опоясаны аркатурно-колончатым фризом. Однако многое здесь глубоко отлично от виденных нами памятников архитектуры XII века.
Здание сложено в основном из неровных плит ноздреватого туфа, создающего далекую от идеальной глади пластическую поверхность стены, первоначально покрытую лишь известковой обмазкой. Из тесаного белого камня выполнены лишь архитектурные детали: профиль цоколя, лопатки фасадов, полуколонки алтарных апсид, колончатый пояс, резные порталы собора. В этом сказался не столько практический расчет исполнения кладки из более дешевого материала — туфа, сколько новые художественные вкусы. Четкие белокаменные резные детали контрастно и эффектно выступали на неровном смятом фоне стены. Здесь зодчие как бы сочетали владимирскую любовь к утонченной и детальной декоративной отделке здания с простой и грубоватой фактурой стенной плоскости, напоминающей кладку новгородских или псковских храмов.
Упростилось и членение фасадов: сложные пилястры с полуколонкой уступили место узким и плоским лопаткам; теперь они не совсем точно отвечали осям внутренних столбов, так что этот основной элемент членения фасадов терял связь с конструктивной логикой здания. Если зодчие XII в. мыслили фасадные лопатки как конструктивно существенное утолщение стены по осям распора сводов, то здесь лопатки стали как бы тонкими и узкими «накладками» на стену, создающими лишь ее членение. Сами лопатки зодчие перерезают лентой резного орнамента и вставкой на углах рельефов, изображающих распластанных львов и грифонов, что еще более нарушает их конструктивный смысл. Особенно примечателен в этом отношении южный портал, в котором почти отсутствует характерная для порталов зданий XII в. конструктивная ясность и логичность. Здесь профиль архивольта не отвечает профилю косяков портала, его наружные полуколонки неожиданно завершаются не капителями, но резными плитами, вторая колонка косяка отрывается от кладки и прерывается нарядной бусиной и т. д.
Все это свидетельствует об ином отношении зодчих к архитектуре, об усилении чисто декоративного начала, которое стремятся освободить от связанности с конструкцией. Сказывается это и в трактовке аркатурно-колончатого пояса. Он помещен безотносительно к уровню хор, то есть, как и лопатки, не выражает в фасаде внутренней конструкции здания: он используется как откровенно декоративная деталь, которую можно свободно перемещать по высоте. Пояс углублен в стену, создавая сочную игру светотени. Но его пропорции решительно изменились. Легкие и стройные, утоньшающиеся кверху колонки уступили место сравнительно коротким цилиндрическим стволам, похожим на резные деревянные балясины. Консоль превратилась как бы в кубоватую подставку; от развитой базы оставлен один валик с угловыми рогами-грифами; капитель и валик под ней также стали массивнее. Все элементы пояса густо покрыты резьбой; насечкой в елочку украшен даже поребрик, утерявший четкую и острую форму тесаного камня и также похожий скорее на ряд округлых деревянных балясинок. В самой резьбе решительно господствует плоскостное орнаментальное начало, которое мы видели еще в рельефах Димитриевского собора, связывая его с навыками резчиков в работе по дереву. В этом смысле показательны фигуры львов на южном портале, поражающие мастерством почти графического исполнения и выразительностью каждого штриха, а также широкая лента дуги архивольта, украшенная плетением растительного орнамента, выходящего из хвоста птицы. Эта любовь зодчих собора к орнаментике и узорчатости, столь переосмысляющая характер архитектурных деталей, позволяет с полной уверенностью считать, что и верхний ярус здания был обильно украшен резьбой, не уступая в этом смысле декоративному богатству Димитриевского собора. Есть основания думать, что над поясом лопатки приобретали сложный профиль и были покрыты резьбой; очень возможно, что уже здесь возникла развившаяся вскоре в Георгиевском соборе Юрьева-Польского система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись исполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. По верху алтарных апсид, расчлененных тонкими полуколонками, видимо, шел колончатый пояс.
Как фасады притворов, так, вероятно, и фасады храма завершались килевидными закомарами. Над ними возвышались три главы: большая — над перекрестьем средних нефов собора; относительно двух малых возможны два предположения. Они могли освещать увеличенное пространство алтаря и помещаться на восточных углах здания; именно так расположено трехглавие на монастырских соборах Суздаля XVI в., подражавших главному городскому собору. Но ряд памятников XII столетия позволяет также думать, что две главы могли стоять и на западных углах собора, создавая дополнительное освещение обширных соборных хор. По аналогии с некоторыми постройками XII века в Полоцке, Пскове и Чернигове, а также потому, что в 1445 г. рухнул верх собора, можно предполагать, что он имел необычную композицию и что центральная глава поднималась над сводами на повышенном башнеобразном постаменте, как это было в соборе владимирского Княгинина монастыря. Вероятно также, что западная четверть собора с ее двумя главами была пониженной и массив здания приобретал ступенчатый характер. Если эта догадка справедлива, то и Суздальский собор примыкал к тому же передовому течению русского зодчества XII—XIII вв., которое стремилось к переработке традиционной крестовокупольной системы храма, к поискам его динамической композиции. В целом же Суздальский собор, видимо, был зданием весьма своеобразным и на редкость нарядным.
Существенной чертой архитектуры собора является его связь с окружающей территорией. Место здания было определено собором Мономаха. Он был поставлен довольно близко к северному валу крепости, а южной и восточной стороной был обращен к городской площади. В связи с этим зодчие обращают особое внимание на главный парадный южный фасад и его притвор: над ними работают лучшие резчики, их орнаментация богаче и тоньше, резной портал превращается как бы в гигантский белокаменный киот, в котором мерцают золотым письмом клейма медных врат. Узорчатая резная кайма связывает портал с угловыми лопатками притвора, Боковые фасады притвора зодчие украсили эффектным карнизом из двух полос нависающего поребрика, дававших богатую игру светотени. Килевидная закомара, венчающая фасад притвора, была украшена скульптурными изображениями (центральный рельеф, возможно фигура архангела Михаила, исчез, сохранились лишь нимбы боковых масок) и широкой орнаментальной лентой с изображениями птиц и растений. Через этот богато убранный южный вход шли в собор горожане. Эффектно оформлено и смотрящее на юг окно восточного членения соборного фасада с амбразурой, украшенной «наличником» из полуколонок с резными капителями и базами.
Второй по значению была западная сторона собора, видимо, обращенная к княжескому двору. Фасад западного притвора прорезает широкий и величавый резной портал с мягкими дугами архивольта, выложенного из мелкого камня. И здесь примечательно, что при крупных размерах портала его детали подчеркнуто легки: тонки и вытянуты полуколонки и уступы косяков, уплощена дуга архивольта, словно неспособного вынести тяжесть кладки над ним. Портал, видимо, не имел дверей, и притвор был открытым. За ним в стене собора входящий встречал второй, возможно, расписанный портал, также с «златыми вратами». Притвор был двухэтажным (верхний этаж сломан в конце XVII века). В его северной стене изнутри собора идет лестница в верхнее помещение, через которое можно было выйти на хоры. Арочный проем входа, заложенный в позднейшее время, сохранился в стене собора под кровлей притвора.
Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее. Это сказалось в особенности в обработке его сложенного из тонкого кирпича портала, который имеет скупой профиль из ряда прямоугольных уступов без баз и капителей; его только расцветили фресковой раскраской (сохранившаяся роспись портала в основном XVII века). Колончатый пояс северного фасада резали менее опытные мастера, а мотивы его резьбы были однообразнее. Таким образом, здание приобрело связанные с его окружением главный и второстепенные фасады, которые отделывались по-разному.
/Н.Н. Воронин. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли/


Фрагменты фресок с граффити. Рождественский собор. XIII в.

Фрагменты поливных плиток пола. Рождественский собор. ХIII в.

Главки Рождественского собора Суздаля.

25 марта 1577 г. Богородице-Рождественский собор пострадал от пожара. Из грамот Суздальского епископа Варлаама I видно, что «не токмо строение деревянное въ соборной церкви и въ доме архиерейскомъ погоре безъ остатку, но и въ каменныхъ кладовыхъ въ доме архиерейскомъ палатахъ древния грамоты и писма погибша». После пожара собор был восстановлен епископом Варлаамом I.
В нач. XVII в. собор был ограблен буйной толпой поляков и литовцев, занявших Суздаль под предводительством Лисовского. Ананий Федоров свидетельствует "изъ Суждальския соборныя церкви и изъ архиерейскаго немалое бысть похищение святымъ древнимъ иконамъ и всякой церковной богатой утвари и ризнице». Собор стоял опустошенным более полугода, пока город не был очищен от захватчиков.

Интерьер и роспись Рождественского собора

Интерьер собора также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором. Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.
Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.


Фреска Рождественского собора. XIII в.

Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.

В 1635 - 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора. По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание».
Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде».
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным.

Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.

Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.




Колокольня. 1635 г.

На колокольне в кон. XVII в. были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа.


Часы с боем

Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.


Переход в колокольню из Архиерейских палат

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г.

Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…


Переход из палат на экспозицию «Иорданская сень»

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.


Иконостас конец XVII в.



Иоанн Предтеча. Отечество. Выносная икона. XVII в.
Выносные кресты. XVII в.

Малые ходовые фонари. XVII в.

Чаша водосвятная. XIX в.

Царь фонарь. Большой ходовой фонарь. XVII в.
Сделан по заказу митрополита Илариона.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ. Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.

Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав - сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.


Рака с мощами святителя Арсения Суздальского (Элассонского)

22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи Святителя Арсения Элассонского были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) - первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.



Рака св. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.

Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.

20 августа 1879 г. их по указу Святейшего Синода переложили в новую серебряную раку в честь чего было установлено местное празднование.

См. Федор I, епископ Ростовский (Суздальский).

Иоанн - епископ Ростовский (с 1190 по 1213 гг.), автор Поучения в неделю цветную.
Иоанн с 1190 по 1213 гг. носил титул Ростовского, Суздальского и Владимирского.


Рака св. Иоанна. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.


Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.


Златые Врата
XIII в.


Западные Златые Врата. XIII в.

Западные и южные Врата собора - уникальный памятник монументального искусства, иконографии и палеографии мирового значения. Выполнены в технике «огненного золочения», принесённой на Русь из Византии.
На чернёных медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся золотом, растворённым в ртути. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины.
Темы клейм западных Врат посвящены новому Завету: событиям из жизни Христа и Богородицы. Сюжет «Покров Богоматери» служил идее небесного покровительства владимирскому князю и его земле.
Валики и умбоны (полусферы) покрыты растительным орнаментом, в который вплетены фигуры зверей и птиц. В медальонах-лики святых, соименных владимирским князьям. В четырёх нижних клеймах Врат - изображения грифонов и барсов.

Врата были подобны гигантской золотой иконе, сиявшей в резном киоте портала.
Изображения западных врат посвящены евангельским темам; особое внимание уделено богородице, считавшейся покровительницей Владимирской земли. Здесь находится и одно из древнейших изображений установленного во Владимире праздника Покрова. Нижние тябла заняты фигурами львов и грифонов в пышном растительном орнаменте; они живо напоминают зверей владимиро-суздальских рельефов.
Среди святых, помещенных в медальонах, изображен св. Митрофан — патрон заказчика западных врат суздальского епископа Митрофана (1227—1238), сожженного в 1238 г. татарами во владимирском Успенском соборе. Особенно интересны главные, южные врата. Здесь представлены святые, соименные владимирским князьям. Можно думать, что врата исполнены по заказу князя Георгия Всеволодовича в 1230—1233 гг. Основные изображения посвящены «деяниям ангелов», и в особенности архистратига небесного воинства Михаила, покровителя князей и их военных предприятий. Здесь много примечательных по мастерству композиции и занимательности сюжета изображений.
Интересна сцена единоборства Иакова с ангелом, где прекрасно передано напряжение борьбы; в сцене «Даниил во рву львином» львы схожи со зверями белокаменной резьбы. В изображении обучения Адама архангелом Михаилом художник показал Адама копающим землю деревянной лопатой с металлической оковкой, какие известны по материалам XII века раскопок в Суздале; в надписи дано и название такой лопаты: «Адам рыльцем землю копая». Интересна композиция «Чудо в Хонех», где на вершинах скал изображены фигурки людей с такими же «рыльцами».
Русские надписи врат являются драгоценным источником для изучения древнерусского письма и языка. Золотые рисунки обоих врат, изображавшие евангельские сюжеты, прославлявшие богородицу и ангелов, рисовавшие историю мироздания и первых людей, снабженные четкими лаконическими надписями, развертывались перед глазами зрителя как листы увлекательной иллюстрированной рукописи.
По свидетельству описи собора 1609 года, в той же технике золотой наводки был сделан архиерейский амвон — возвышенное место перед царскими вратами алтарной преграды, на стенках которого были также изображены господские и богородичные праздники. Видимо, это великолепное сооружение исчезло во время захвата Суздаля польско-литовскими войсками.
«Златые врата» показывают, какого высокого совершенства достигло искусство владимиро-суздальских художников, блестяще сочетавших мастерство строгой и лаконичной выразительной композиции с любовью к узорчатости. Эта тяга к орнаментальности типична для народного искусства, для вкусов «мизиньных людей» Владимирской земли, выдвинувших из своей среды талантливых мастеров. Собор был щедро наделен и драгоценной утварью, доставленной купцами из других стран.
Врата реставрировались в 1970 г.


Южные Златые Врата. XIII в.

В 1682-1708 гг. происходит наиболее значительные изменения в облике собора. Огромные хоры, затемнявшие внутренние помещения, где размещались пять придельных престолов, были разобраны, был разобран второй этаж западного притвора, узкие окна растесаны в огромные проёмы.
Внутренность собора приобрела вид просторного двухсветного зала. В 1748 г. были устроены огромные луковичные главы собора, а позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей.
В XVIII—XIX вв. с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки.
В 1870 г. у фасады собора были покрыты цементным раствором и покрашены в грязновато-красный цвет.
В 1954—1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек и в 1964 г. внимательно реставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым.


Чаша водосвятная. Вклад князя И.И. Шуйского

Дата (век): 1595 г.
Материал, техника: Серебро; ковка, гравировка, литье, золочение.
Размер: 28 х 48 х 55 см.

Сосуд для обряда освящения воды в виде большой низкой полусферической чаши с двумя подвесными ручками. Ручки закреплены в накладных литых львиных масках. Край поддона профилированный. На дне чаши, в круге, – позолоченное резное изображение Богоявления. Маски львов, край поддона и надпись по венцу чаши позолочены.
По венцу оброном вырезана вкладная надпись вязью: «Лета 7103 (1595) сия чаша зделана бысть повелением князя Ивана Ивановича Шуйского и дана в домъ пресвятыя владычицы и богородицы приснодеве Мария честнаго и славнаго ея рожества в соборны храмъ во градъ Суждаль раде церковные потребы и на освящение вод в наследие вечных благъ боярину князю Ондрею Ивановичу Шуйскому, а то за его поминати во все дне виномъ на литургеяхъ и на литеях, аще хто восхощетъ преобидите с(вя)тую церковь и изнести чашу сию, по святыхъ отецъ правиломъ в каком сану ни будь хто, да извержется сана своего, аще ли величием негодованием негодовати начнетъ, да будет проклятъ в сеи векъ и в будущем амин».
Поступила в музей из Рождественского собора в Суздале. Чаша была вложена И.И. Шуйским в Рождественский собор г. Суздаля. Шуйский И.И. (ум. 1638) – князь, боярин, брат царя Василия Шуйского. Похоронен в Рождественском соборе Суздаля.

Покров. «Святой Иоанн епископ Суздальский»

Дата (век): 1578 г.
Материал, техника: Холст, камка, шёлк, серебряные и золотные нити; шитьё.
Размер: 203 х 92 см.

Епископ Иоанн изображён фронтально, стоящим на позёме с Евангелием в левой руке, правая – приподнята в благословляющем жесте. Шитьё исполнено преимущественно цветными шелками, отдельные детали – серебром и золотом «в прикреп», украшено серебряными позолоченными плащиками разной формы. «Личное» шито телесным шёлком «в раскол», по форме; брови, контур носа, короткая борода – коричневым шёлком. Позём светло-зелёный. Фон – розоватый новый холст. В местах утрат шитья виден первоначальный фон – малиновая камка. Именующая надпись: «Иоанн епископ Суздальский чудотворец» по обе стороны от лика первоначально была шита жемчугом. В древности крылья куколя, ворот одежды и оклад книги были расшиты жемчужным орнаментом. На нимбе – следы жемчужной обнизи и драгоценных камней. Жемчуг, камни и часть дробниц спороты при переделке в XVIII в.

По боковым сторонам средника узкой строкой шита вкладная надпись: «Лета 7086 (1578) июля в 28 день на память святых апостоловъ Прохора и Никонора моляс(я) пречистеи Богородицы и великому чюдотворцу Ивану, положила сеи покров на гроб великого чюдотворца епископа Ивана княже Володимерова княгиня Андреевича инока Еупраксея уделная на воспоминание вечных благъ от своего благочестия, и кому Богъ блговоли в Суждале епископомъ быти и он бы пожаловал за тот вклад поминать душу князя Володимера Андреевича и мою... милостию святыя живоначалныя Троица и молением пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Рожества при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и при его богом дарованных чадех при блговерном царевиче Иване Ивановиче и при блговерном царевиче Феодоре Ивановиче и при архиепископе Антоние митрополите всея Руси и в то время правящу (престол) в Суждале епископу Варлааму». По кайме шиты золотом тропарь и кондак Иоанну.

Покров происходит из Рождественского собора в Суздале. Находился на гробнице с мощами епископа Иоанна. Иоанн – по преданию, родом грек из Царьграда (Константинополя). В 1352 г. назначен епископом в Суздаль. Канонизирован в XVI в. Покров представляет самое раннее в коллекции ВСМЗ изображение святителя Иоанна, определяющее его иконографический тип.

Покров шит княгиней Евдокией Старицкой, монахиней суздальского Покровского монастыря.
Старицкая Евдокия (урождённая Нагая) – первая жена (с 1550 г.) удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. В 1555 г. под именем Евпраксии была пострижена в суздальский Покровский монастырь. Умерла ок. 1597 г. Похоронена в усыпальнице Покровского собора.

Покров. «Князь Георгий Всеволодович». Царская мастерская, г. Москва.


Москва, Царская мастерская.
Дата (век): Около 1645 г.
Материал, техника: Камка, шёлк, серебряные нити, золотные нити, жемчуг, стёкла; шитьё.
Размер: 212 х 102 см.
На среднике по малиновой крупноузорной камке вышита фигура князя, фронтальное изображение, в рост, в правой руке крест, левой опирается на меч. Вверху, в сегменте неба, шита Троица. «Личное» исполнено телесным некрученым шёлком «атласным швом», по форме, без теней, «доличное» – пряденым серебром и золотом «в прикреп». Позём шит сканью из зелёной и золотной нитей. Над головой – именующая надпись: «БЛАГОВЕРНЫИ КНЯЗ ГЕОРГИ ВЛАДИ(МИ)РСКИЙ». Корона, нимбы, посохи ангелов шиты жемчугом в одну прядь, в гнёздах на короне – цветные стёкла. На каймах по зелёной камке шита золотом надпись – тропарь князю Георгию.
Происходит из Успенского собора во Владимире. Покров служил украшением новой серебряной раки, сооружённой в 1645 г. взамен древней белокаменной гробницы тщанием патриарха Иосифа.

Георгий Всеволодович (1188–1238) – великий владимирский князь (с 1212 г.). Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сити. Канонизирован в 1643 г.

Книга рукописная в окладе. Евангелие напрестольное. Оклад работы А. Трухменского


Книга рукописная. Вклад царевны Софьи в Богородице-Рождественский собор г. Суздаля.
Дата (век): Последняя четверть XVII в.
Материал, техника: Бумага, дерево, серебро, бархат; гравировка, золочение.
Размер: 105 х 79 х 7 см.
Размер листа 96 х 75 см; крупный полуустав, текст в 2 столбца. Орнамент в стиле московского барокко, 94 инициала, 22 заставки, концовка, текст в орнаментальных рамках. Двенадцать монохромных миниатюр с изображениями евангелистов и отдельных сцен из жизни Христа. Оклад серебряный, гравированный, работы Афанасия Трухменского (Московская Оружейная палата). На верхней крышке, в центре, – Деисус, вокруг него, в двенадцати медальонах, – апостолы и Св. Дух в виде голубя, по углам – евангелисты и их символы, вверху – Саваоф, внизу – Христос среди 70 апостолов. На нижней крышке, обложенной малиновым бархатом, – Распятие с предстоящими. С внутренней стороны крышки подклеены шёлковой тканью с крупными цветами на тёмно-синем фоне. Происходит из Рождественского собора в Суздале. По преданию, евангелие – вклад царевны Софьи в Рождественский собор.

Сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Экспозиции Суздальского Кремля:
- Собор Рождества Богородицы;
- Экспозиция История Суздальской земли;
- Детский музейный центр;
- Древнерусская живопись (Благовещенская церковь);
- Иорданская сень;
- Крестовая палата.

История Суздаля и Суздальского района.

Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (12.03.2013)
Просмотров: 13978 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024