Четверг, 25.04.2024, 02:31

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Иоанн, епископ Ростовский (Суздальский)

Епископ Иоанн I Ростовский (Владимирский)

Иоанн – епископ Ростовский (с 1190 по 1213 гг.), автор Поучения в неделю цветную.
Иоанн с 1190 г. по 1213 г. носил титул Ростовского, Суздальского и Владимирского.

Имя Иоанна I во многом связано с установлением культа епископа Леонтия, чьи мощи были обнаружены в Ростове в 1164 г. Считается, что именно он ввел празднование обретения мощей Леонтия в 1190 г, и он же написал канон Леонтию, помещенный в Минее (встречается и отдельно в рукописных сборниках, напр., ГПБ, собр. Титова, № 241 (1962), л. 90: «Канон святителю Леонтию Ростовскому, творение Иоанна епископа»).
Мощи св. Леонтия открыты 23 мая 1164 года. Когда копали рвы для нового соборного храма, говорить известие: «нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лице (Леонтия),- светящееся славою; ризы на нем как вчера надетые; столько лет минуло и не изменилось священное тело его. В руке держал он свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукою». Празднование св. Леонтию в день открытия мощей его установлено Иоанном, епископом Ростовским, с благословения митрополита Феодора.

Летопись сообщает о строительной деятельности Иоанна I.
В 1194 г. Епископ Иоанн украсил отремонтированный Суздальский Рождественский собор вставкой в его фасад большого белокаменного закладного креста с высеченной надписью «похвалой кресту».
Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сентябре 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова, сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» (Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398).
В 40-45 м. к северу от колокольни Успенского собора Владимира под землей лежат открытые в 1936-1937 гг. остатки белокаменных укреплений владимирского детинца, сооруженных Всеволодом III и епископом Иоанном в 1194-1196 гг. и отрезавших от города их дворы и дворцы.
Ворота детинца были уменьшенной и упрощенной копией Золотых ворот. В их широкой западной стене шла лестница на верхнюю боевую площадку, в центре которой стояла маленькая надвратная епископская каменная церковь Иоакима и Анны построенна двумя годами позже закладки детинца, в 1196 г., епископом Иоанном.
Которая вскоре и освящается. Лаврентьевская и Воскресенская летописи сообщают, что эта церковь была поставлена «на воротех святое Богородици», т. е. на воротах Успенского собора. По позднейшему житию владимирского князя Георгия Всеволодовича, епископ Иоанн заложил эту церковь «на своем дворе». Таким образом выясняется, что ворота детинца с надвратной церковью Иоакима и Анны были в то же время воротами, ведшими к епископскому собору.
Рядом с Успенским собором размещались епископский двор (1158-1160) с церковью Иоанна Предтечи (1194) и княжеский каменный дворцовый комплекс (1195-1196). Княжеский дворец был связан переходами с белокаменными лестничными башнями Дмитриевского собора (1195).
При нём закладывается, обновляется, освящается ряд церквей во Владимире и Суздале; в этой связи летописец отмечает: «отверъзени бо бесте ему очи сердечней от бога на церковную вещь, еже пещися ею яко пастуху, а не наемнику».
В 1196 г. Иоанн венчал во Владимире князя Константина Всеволодовича.
В 1211 г. Иоанн I венчает сына Всеволода,князя Юрия, а в 1212 г. погребает великого князя Всеволода. Со смертью Всеволода завершилась и карьера Иоанна I.
В кон. 1213 г. владимирцы во главе с кн. Юрием лишили свт. Иоанна кафедры («изгнаша из епископства»), архиерей «отписася епископии всея земля Ростовьскыя». Иоанн оставляет епископию и постригается в Боголюбском монастыре, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь.

10 ноября 1214 г. во епископа Ростовского, Переяславского, Угличского и Ярославского был хиротонисан Пахомий (1214 - 1216 гг.), духовник кн. Константина Всеволодовича. В 1214 (1215) г. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. Симон Печерский.

Память

- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
- 17/30 января - день преставления Иоанна I.

В Вознесенской церкви г. Ростова, Ярославской епархии, хранится замечательная икона Ростовских святых чудотворцев, между которыми находится святитель Иоанн. Вероятно, это был Иоанн I.

См. Епископы Ростовские.

Святитель Иоанн II, епископ Суздальский


Святитель Феодор Суздальский и святитель Иоанн II Суздальский

О месте рождения святого, о родителях его, обучении грамоте и о времени принятия им иночества сведений не сохранилось. Известно лишь, что св. Иоанн пребывал в некоей обители, где в исполнении порученных ему служб отличался послушанием к игумену и братии. Игумен монастыря того, муж опытный в иноческом жительстве, руководил блаженного Иоанна и учил его уставу иноческому, наставляя его иметь страх Божий пред очами своими, не пренебрегать убогими, не возноситься ведением, но всегда пребывать в смирении мысли, не унывать в скорбях, но мужественно переносить их и не жаловаться на случившиеся напасти. Ибо по внушению Святого Духа игумен предвидел, что блаженному Иоанну предстоит принять епископский престол и благоверно пасти Христову паству.

В то время князь Константин Васильевич, полюбив Нижний Новгород, сделал его вместо Суздаля главным городом своего обширного княжества. Это было в 1350 г. Вместе с тем он пожелал иметь при себе особого епископа, отдельного от Ростовского и Владимирского, и обратился о том к патриарху. Согласно с его желанием благочестивый Иоанн посвящен был патриархом в епископа Нижегородского и Суздальского (1350 г.).
Иоанн II был поставлен в епископы из архимандритов Московского Спасского монастыря. Архимандритом его сделал великий князь Иван I Калита, факт этот в Воскресенской летописи сопровождается характеристикой Иоанна, «мужа честна, сказителя книгам, разумна и словесна, и сановита суща, за премногую его добродетель последу епископом Ростовским поставлен бысть и тамо добре упасе порученное ему стадо» (ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 202).

Блаженный архипастырь, радуясь успехам мужественного князя Константина, покорявшего своей власти дикую мордву, усердно сеял семя слова Божия на новой ниве. Он покорял сердца святой вере особенно своею высокою благостью и живым благочестием. Пребывая во епископии, полагал он, по евангельскому слову, душу свою за овец паствы своей и любовно заботился о спасении всех. Невозможно достойным образом поведать о трудах, кои исполнил сей истинный трудник. Воссылал он моления к Богу; на молитве же стоял он непоколебимый, как бы вылитый из меди образ. Был он молчалив и кроток, никогда не гневался, питал неизмеримую любовь одинаково к знатным и простым людям, отвращался от тщеславия и лукавства. Кроме сих добродетелей, обладал он даром учительства и слова, так что многие приходили к нему за наставлением не только из Суздаля, но и от других окрестных городов. Не витиевато говорил святитель, но нравоучительно, обращая всех на покаяние. Богатых учил он не величаться богатством и не уповать на мимотекущеее богатство; вдовиц — прилежать посту и воздержанию и избегать украшения в одежде.

Бескорыстный и сердобольный, он заботился более о покое других, чем о своем. Ему казалось, что на крестьянах, которые жили на землях церковных, лежат тяжелые налоги, и он облегчил повинности их. Он устроил богадельни для больных и престарелых. Благочестие в народе возбуждал и поддерживал он повременным совершением крестных ходов.

Когда благочестивый князь Борис Константинович пожелал устроить обитель в Суздале, то блаженный святитель Иоанн не только назначил прп. Евфимия в исполнителя доброй воли князя, но сам освящал место для обители (это было в 1352 г.) и Евфимия поставил в архимандрита.

Раз, в праздник Преображения Господня, служил он литургию в Евфимивой обители. Князь Борис видел, что со святым служит кто-то, облеченный светом и славой. По настоятельной просьбе князя святитель сказал: «Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? То был Ангел Господень, который не только ныне, но и всегда, посещением Божиим, сослужит мне, недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив». Так говорил святой, ибо не любил он, смиренный, чтобы дела его добрые и мзды, принимаемые им от Бога, были ведомы другим людям. И когда его вопрошали, какая добродетель высшая, он отвечал: «Творимая тайно».

Однажды к святому Иоанну пришел благоверный князь Андрей, брат великого князя Бориса Константиновича. После обычного благословения и молитвы князь сказал епископу: «Желаю я, чтобы ты дал мне благословение на создание монастыря инокиням, ибо чудо случилось со мною. Плыли мы однажды по Волге от Нижнего Новгорода, и вот на реке поднялся такой сильный ветер, что от множества великих волн ладьи начали сокрушаться, и всем угрожала смерть.

Тогда плаватели стали молить Бога; с ними и я молился, чтобы Господь избавил нас от угрожающего несчастья. И дал я обет Богу построить церковь во имя Пресвятой Богородицы, в честь и славу Ее Покрова, и устроить монастырь на жилище и покой инокиням. Тотчас прекратилось на реке волнение и настала тишина. Ныне время исполнить обет мой».

Святитель благословил добрые желания князя, назначил место для новой обители и настоятельницей поставил племянницу прп. Евфимия Суздальского, жившую дотоле в Суздальском Александровом монастыре. Это было в 1364 г. Вскоре после того святитель похоронил благочестивого князя Андрея, а вслед за тем открылись сильные споры между братьями князьями — Борисом и Димитрием. Первосвятитель Алексий на том основании, что при митрополите Максиме к Владимирской кафедре его принадлежал не один Владимир, а и города Суздальского княжества, причислил к митрополичьей кафедре Суздаль, Нижгород и Городец. С того времени блаженный Иоанн, отказавшись от дел правления, стал проводить жизнь в уединении. В Боголюбской обители Пресвятой Богородицы, где постригся в схиму, совершал он подвиги молитвы и поста безмолвником. Когда приблизилось время его блаженной кончины, св. Иоанн заболел, но не надолго. В час разлучения с телом он причастился Святых и Пречистых Таин тела и Крови Иисуса Христа, Господа нашего, и почил о Господе в 1373 году, октября месяца в 15-й день. Тело его святое с песнопениями было перенесено в город Суздаль.
Стенная надпись 1635 г. в Суздальском соборе говорит: «Лето 6882 октября 15 дня (1373 г.) святитель Иоанн почи зде».

Мощи его почивают в Суздальском соборе под спудом. Надпись на шитом покрове говорит: «лето 7086 (1578) июля 28 декабря — положила есми покров на гробе великого чудотворца Ивана епископа княже Владимировича княгиня Андреевича Евпраксия удельная». На том же покрове вышит тропарь, в котором свт. Иоанн прославляется как чудотворец. «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, якоже прежде св. Леонтия, — связа и паки благослови» Итак, в 1578 г. святитель Иоанн был уже почитаем в числе святых. В честь его воздвигались в Суздальской стороне храмы; а служба ему написана была в начале XVI столетия. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные чудеса.


Рака св. Иоанна II. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.


Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.

Мощи св. Иоанна перенесены в Казанский храм Суздаля в 1998 г., в связи с началом больших ремонтно-реставрационных работ в Рождественском соборе.


Казанский храм Суздаля

Память

- 15/28 октября.
- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

«Поучение в неделю цветную»

Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И.А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф.И. Буслаева (ГПБ, F.I.723). Оно озаглавлено:
«Поучение в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном» (нач.: «Благодать божественаго таиньства и вседетельна сила, съвыше поданое роду человеческому крестьянскыя истинныя правоверныя веры»).
«Цветная неделя» – воскресенье 6-й недели поста («вербное воскресенье»), последнее перед «страстной» неделей. Это определяет и содержание Поучения. После торжественного обращения к слушателям автор говорит о себе и о своей миссии: «И ныне, чада, да будет известно всем вам, да ведати о нас, яко не на покой пришел есмь, но на воспоминание вам духовнаго учениа». Разъясняя смысл праздника, и постоянно внушает слушателям, что в дни поста они могут очиститься от грехов всего года и спастись: «Аз, смиреный епископ Иоанн поручаюся: аще от всего сердца и от всея душа к богу покаянием обратитеся, можете бо в сию шесть недель грехов избыти». Повторенная на протяжении всего Поучения в разных вариантах эта мысль подкрепляется примерами из Св. писания.

Поучение, созданное для произнесения в церкви, относится к жанру торжественного красноречия. Автор использует приемы риторической амплификации, обращается к аналогиям и иносказаниям (например: как Христа, шествующего в Иерусалим, встречали с финиковыми ветвями в руках, постилали ризы на его пути – «се же образ бысть нашему спасению; да изыдем и мы противу ему... з добрыми детелми, постом, и бдением, и божественным покаянием, и смирением, и милостынею, и безлобием, яко младенци»).

Поучение в целом построено по традиционным канонам, известным в творчестве таких проповедников, как Кирилл епископ Туровский. Можно отметить лишь несколько большую простоту и утилитарность ростовской проповеди, обращенной к менее искушенному слушателю.

Принадлежность Поучения к ростовской литературе отражена не только в имени автора, но и в его обращении «ко всем христолюбивым людем, живущим во области пресвятыя Богородица Ростовскыя епископья».

Заканчивается оно обращением к святому Леонтию епископу Ростовскому – первому ростовскому епископу, убитому своей паствой в 70-х гг. XI в.

Атрибутируя Поучение, И.А. Бычков встал перед выбором одного из двух Иоаннов – епископов Ростовских.
Иоанн I занимал кафедру с 1190 по 1213 г.; Иоанн II – с 1346 по 1356 г.
И.А. Бычков склонен считать Иоанна II автором Поучения, хотя никаких аргументов в пользу этого авторства не приводит. Однако нет веских оснований отвергать возможность авторства и Иоанна I.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Князь Всеволод III Большое Гнездо. 1176-1212 гг. - великий князь владимирский.
Епископ Иоанн I Ростовский
Князь Константин Всеволодович. 1216-1219 гг. великий князь владимирский.
Князь Юрий II Всеволодович. 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский.
Святитель Симон Печерский епископ Владимирский. ум. 1226 г.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (20.01.2013)
Просмотров: 2472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024