Фатьяновская археологическая культура «боевых топоров» бронзового века, названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области).
В кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н.э. в лесной зоне Восточной Европы появились близкие по материальной культуре, обычаям, хозяйственному укладу и антропологическому типу племена, которые археологи объединяют в группу племен или к-р шнуровой керамики и боевых топоров. На этой территории, они были, безусловно, пришлым (Брюсов А.Я. 1961). Племена шнуровой керамики и культуры Боевых топоров боевых топоров уже давно освоили животноводство и земледелие, которые стали основой их хозяйства, достигли высокого совершенства в обработке камня, знали выплавку меди и бронзы, из которых изготовляли некоторые орудия труда, оружие, украшения. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, у них начала выделяться сильная родо-племенная верхушка. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп этих племен, племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век.
Эпоха бронзы в Волго-Окском междуречье характеризуется появлением здесь не только фатьяновских, но и других пришлых племен иного происхождения, сложными взаимодействиями их с местным населением, сохранившим еще неолитические традиции, и друг с другом, сложением на этой основе новых этнических общностей и групп (Бадер О.Н. 1970). В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения на Владимирщине земледелия и животноводства, навыки которых были принесены сюда извне.
Антропологический тип фатьяновцев по одной версии был нордический — с длинной и высокой головой, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом и высоким ростом, а по другим относился к средиземноморской расе.
Антропологический тип фатьяновцев средиземноморский - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.
Фатьяновцы были относительно широколицы: если у богемских шнуровиков ширина лица составляла ок.130 мм, то у фатьяновцев - от 133 до 138 мм. Средиземноморская раса (англ. Mediterraneans) - разновидность европеоидной расы.
Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и долихокефалией (долихокрания, длинноголовость). Метрически близка нордической расе. Восточная разновидность средиземноморской расы называется понтийской расой.
Большую часть населения Пиренейского полуострова, юго-западной Франции, южной и центральной Италии, Израиля, южной Греции, островов Средиземного моря, а также Северной Африки относят к средиземноморской расе. Представителями средиземноморской расы являлись шумеры, а также носители капсийской и фатьяновскй культуры, а также минойской цивилизации острова Крит.
Согласно генетическим исследованиям, представители фатьяновской культуры являлись носителями гаплогруппы R1a, что говорит об их генетическом родстве с современными славянскими народами.
Реконструкция женщины фатьяновской культуры. Тимофеевский могильник. Ивановская область.
Реконструкция головы мужчины. Кузьминский могильник фатьяновской культуры. Бронзовый век. Автор М.М. Герасимов.
Человек бронзового века. Верхнее Поволжье. Фатьяновская культура. Реконструкция М. М. Герасимова.
Графическая реконструкция по черепу мужчины из Ханевского могильника.
Графическая реконструкция по черепу мужчины из Никульцинского могильника.
Графическая реконструкция по черепу мужчины из Воронковского могильника.
Графическая реконструкция по черепу женщины из Волосово-Даниловского могильника.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров.
Широколицесть и долихокрания - сочетание признаков, весьма характерное для населения культуры боевых топоров и для погребений в каменных курганах с ящиками на территории Прибалтики, а также для населения ладожского неолита и фатьяновской культуры, которое, по-видимому, генетически увязывается с Прибалтикой. Сравнительный анализ краниологического материала показывает, что резко долихокранные (длинноголовость, долихокефалия) племена культуры боевых топоров и шнуровой керамики Восточной, Юго-Восточной Прибалтики и фатьяновцев Волго-Окского междуречья, появившихся на этих территориях в начале II тыс. до н.э., можно рассматривать как протобалтские, связанные общностью происхождения. Антропологический тип протобалтских племен обнаруживает большое сходство с резко долихокранными и относительно широколицыми европеоидными племенами мезолита и раннего неолита (VIII - VI тыс. до н.э.) северных областей Средней и прилегающих районов Восточной Европы (Звейники, Васильевка 1, Васильевка П, Гросс-Тинц, Боттендорф, культура воронковидных кубков Польши, среднестоговская культура Украины).
Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в 1800 г. до н. э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы.
Распространилась из региона рек Висла и Рейн. Продвигаясь из верховьев Вислы, Рейна и Днепра на восток, эти племена распространились на огромной территории.
Памятники эпохи бронзы, охватывающей в Волго-Окском междуречье время от рубежа 3-2-го до самого нач. 1-го тыс. до н.э. и совпадающей в основном с суббореальным климатическим периодом, более теплым и сухим, чем современный, представлены на территории Владимирской обл. поселениями и могильниками (грунтовыми и курганными) нескольких археологических к-р: фатьяновской, поздняковской, абашевской, ранней сетчатой керамики. Эти памятники располагаются либо в тех же топографических условиях, что и неолитические, либо на более высоких террасах, а иногда – и на коренных берегах рек. Фатьяновская к-ра занимала преимущественно западные районы Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромское Поволжье. Известны как грунтовые могильники этой к-ры, так и (реже) места поселений. Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла.
Отсутствие фатьяновских поселений - одна из загадок археологии. Находки на ряде стоянок волосовской культуры фрагментов керамики и вещей фатьяновцев позволили исследователям предположить, что пришлые скотоводы могли занять покинутые местным населением поселки. Однако таких поселений, по сравнению с более чем 200 известных могильников фатьяновской культуры, очень немного.
Именно благодаря раскопкам найденных при случайных обстоятельствах могильников мы можем судить о хозяйстве, социальном устройстве и духовном мире первых скотоводческих племен Владимирской земли.
Фатьяновские могильники обычно невелики по количеству погребений (около 25). Практически все погребенные лежали в скорченном положении, причем умерших мужчин размещали в могилах, в основном, на правом боку и головой - в западном направлении, тогда как женщин - головой на восток и на левом боку. По антропологинеским данным, фатьяновцы являлись северными европеоидами, по-видимому протобалтами (т.е. были очень далекими предками совремнных литовцев и латышей).
Основные находки в погребениях - кремневые ножи и глиняные шаровидные сосуды. Вместе с мужчинами почти в каждой могильной яме находился каменный боевой топор. Медные топоры находят лишь в так называемых «захоронениях вождей», погребениях мужчин 60-70 лет, с большим количеством вещей. Для женских захоронений характерны медные браслеты, перстни, привески из зубов и костей животных, бусы из речных раковин и иногда даже из янтаря. Судя по находкам костей животных, фатьяновцы разводили свиней и овец (кости крупного рогатого скота среди находок отсутствуют). Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: медведей, собак.
Фатьяновские боевые топоры. Владимирская область
Фатьяновские каменные топоры
Среди находок фатьяновской культуры преобладают каменные сверленые топоры, отличающиеся многообразием форм. Сверленые булавы встречаются редко. По мнению археологов, каменные булавы служили не только боевым оружием, но и символом власти, и, вероятно, появились у фатьяновских племен под влиянием соседних культур Юга.
Фатьяновские могильники, как правило, представляют собой родовые кладбища с различным количеством погребений (от 1 до 125). Все они бескурганны, поэтому обнаружить их очень трудно. Открывают их почти исключительно случайно при земляных работах, рытье колодцев, канав и т.д.
В июне 1938 г. при разработках гравия близ д. Шашово (близ г. Ковров) был обнаружен могильник, оставленный племенами фатьяновской культуры и датированный началом второй четверти II тыс. до н.э.
В юго-восточной части гравийного карьера в четырех разрушенных погребениях с сохранившимися костями человека были найдены 3 сверленых топора, 2 кремневых и 2 костяных орудия, а также остатки горшка и точильный камень.
Шлифовальная плита и камень
Еще в ряде мест во время земляных работ были обнаружены отдельные фатьяновские вещи, главным образом боевые каменные топоры. По-видимому, они относятся к разрушенным погребениям, но, к сожалению, археологам не удалось найти других следов этих могильников.
- Ковров. Местонахождение, эпоха бронзы. Территория ул. Артемовская. При строительстве жилого дома на глубине 0.5 м. в виде скопления найдены диоритовый сверленый топор-молот обушкового типа, ассиметричной формы, и две ножевидные пластины, одна из которых с ретушью. Вероятно, эти предметы происходят из нарушенной могилы грунтового могильника фатьяновской к-ры.
- Федотово (Ковровский район). Местонахождение. У западной окраины деревни, ок. 9 км. к югу от г. Ковров, пологое всхолмление правого берега р. Нерехта, ок. 1 км. от русла. При разработке карьера на глубине 4 м. найдены диоритовый проушной топор с округлым, нависающим с тыльной стороны обушком и каменная грушевидная булава. Вероятно, эти предметы происходят из нарушенной могилы грунтового могильника Фатьяновской культуры.
- Муратово (Меленковский р-н). Поселение, эпоха бронзы. 0.4 км. к югу юго-востоку от восточной окраины деревни, узкий мыс левого коренного берега р. Ока между двумя оврагами, территория городища Б. городок. При шурфовке культурного слоя городища найдены обломки лепных сосудов эпохи бронзы, в т.ч. фатьяновской к-ры и к-ры ранней сетчатой керамики, кремневые орудия и отщепы. Возможно к этому поселению относятся также находки неопределенных медных предметов и медные шлаки. Культурный слой поселения переработан в р.ж.в. и раннем средневековье, в период существования городища. А.Е. Леонтьевым высказано предположение, что поселение могло быть укрепленным еще в эпоху бронзы.
В Волго-Окском междуречье фатьяновцы столкнулись с местным волосовским населением, и, возможно, с сохранившимися еще группами потомков племен с ямочно-гребенчатой керамикой. Взаимоотношения их были, вероятно, далеко не мирными, о чем свидетельствует и археологический материал с территории сопределельной Московской обл. (Раушенбах В.М. 1960). Археологически документированы и определены контакты фатьяновцев с носителями волосовской к-ры (Гурина Н.Н. 1961; Третьяков П.Н. 1966. С. 88). О таких контактах свидетельствуют и материалы с территории Владимирской обл.: на Панфиловской стоянке волосовской к-ры найдены медные предметы, сделанные из фатьяновского металла (Черных Е.Н. 1966).
Фатьяновцы заняли территорию, включавшую современные Ивановскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Нижегородскую, Владимирскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, Смоленскую, Московскую и, позднее, Новгородскую области.
В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру.
В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй.
Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.
Поселения
Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцев были поселения из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.
Хозяйство
Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овцы, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны были им и двухколесные повозки (телеги). Находки глиняных ложек позволили сделать одним ученым сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу, а другим, что эти ложки использовались в цветной металлургии. Особой популярностью пользовался мёд.
Была развита металлургия меди.
Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.
Посуда Фатьяновской культуры
Погребения
Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток.
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня.
На территории современной Москвы могильники фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др.
Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.
В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длинной до 13 см., а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.
Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими абашевскими племенами.
Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура.
Ученые полагают, что в середине II тыс. до н.э. эта культура прекратила свое существование в результате военного поражения фатьяновцев от пришлых, а возможно и местных (волосовских) племен. Часть населения была уничтожена или ассимилирована, а часть переселилась, вероятно, на Среднюю Волгу (территория современной Чувашии), где в течение всего II тыс. до н.э. проживали родственные фатьяновские племена балановской культуры.
Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены.