Пятница, 19.04.2024, 13:31

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Храм Архангела Михаила, город Владимир

Церковь Михаила Архангела
Красносельская церковь

От Владимира до Суздаля по почтовому тракту считается 34 версты. Этот тракт вначале, до села Доброго, идет по Московско-Нижегородскому шоссе и пересекает долину рч. Рпени. За речной долиной поднимаются высокие холмы, на которых расположены села Красное (в левой стороне от тракта) и Доброе (на самом тракте).
Села Доброе и Красное принадлежат к древнейшим поселениям Владимирского края и своими чисто русскими названиями свидетельствуют о том, что они первоначально были основаны славянскими колонистами в бывшей Мерянской земле в то отдаленное время, когда город Владимир приобретал политическое значение в древней Руси.
Именем «Красное» обыкновенно называют пригородные села: во Владимирской губернии с таким названием есть села при гг. Гороховце, Переславле, Юрьеве и Суздале.

Село Красное впервые упоминается в 1515 г., как дворцовое село, принадлежавшее князю, который приказал давать с этого села ругу Дмитриевскому собору во Владимир. В той грамоте великий князь Московский жителей села обязал каждый год выдавать на содержание соборного причта «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две денги на соль и дрова». И хотя в той грамоте ничего не сказано о храме, название Красного селом подразумевает наличие в нём церкви. Можно думать, что церковь существовала там и в кон. 1490-х гг., и даже ранее, но без документальных подтверждений это всего лишь гипотеза.
В кон. XVI в. Красное упоминается во владении государя – разъезжая запись соседнего Царе-Константиновского монастыря называет село дворцовым.
От Красного села в 1609 г. приверженцы самозванца повели нападение на г. Владимир.
Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 г.: «церковь Михаила Архангела въ Красномъ селе… дани двадцать одинъ алтынъ 5 денегъ, наместничьихъ полтретья алтына и заезда четыре денги». В 160 (1652) г. по челобитью Александра Львовича Плещеева запечатана благословенная грамота в село Красное на один престол – во имя Арх. Михаила: очевидно, в этом году строилась новая церковь. «Въ 164 (1656) г. дани было положено 2 р. 26 алтынъ 2 денги. Въ 203 г. былъ выданъ «на старой престолъ» антиминсъ».
В XVII в. Красное снова пребывало в «частных руках» и имело сразу нескольких владельцев. Так, одним из них был князь Юрий Барятинский. В 1658 г. он продал свой «жеребий патриарху Никону».
В истории Никон оставил о себе память на многие века вперёд и вряд ли о нём когда-либо забудет человечество. Плоды его реформ православные пожинают, так сказать, до сих пор, а в своё время эти преобразования зачастую приводили к актам неповиновения, вооружённым стычкам и кровопролитию. Лишь немногим мирское имя этого человека говорит о чём-либо, но все без исключения слышали о патриархе Московском и всея Руси Никоне. В том же году Никон оставил патриаршество, удалившись в новоиерусалимский Воскресенский монастырь, который сам же и основал. Часть села Красное через своего основателя стала принадлежать этому монастырю: «жеребий впоследствии былъ во владении Воскресенскаго (Новый Иерусалимъ) монастыря». К слову, шестью годами позже Никон вернулся в Москву, влекомый властью, которой некогда был наделён (его вмешательство во внешние и внутренние дела России стало причиной опалы и удаления в монастырь). Но из белокаменной его в самом прямом смысле выслали обратно. В 1666-1667 гг. Никона лишили сана, и закончил свои дни бывший патриарх и владелец владимирского села в 1681 г. в Белозерском Ферапонтовом монастыре.

Красносельский заведующий военно-конским участком на трехлетие с 1884 года - крестьянин села Красное Николай Иванович Ясманов.
В 1888 году закрыт постоялый двор на общественной земле в селе Красном.
В 1895 году закрыта мелочная лавка Кочетова Михаила Кузьмича в селе Красном Красносельской волости.
В 1896 году в селе Красное пожарами истреблено 7 строений.
Лица, избранные волостными сходами на должность заведывающего военно-конским участком Красносельской волости на трехлетие с 1897 года и кандидата к нему: Иван Егорович Стригин, крестьянин села Красное; кандидат к нему - Иван Петрович Максимов, крестьянин села Суходол.
Красносельское училище: с 1904 года две учительницы - Елизавета Капацинская-Романова и Антонина Капацинская, законоучитель – отец Сергий Богословский (с 1904 года).
Среди мужского населения с. Красного был развит отхожий промысел: с весны до глубокой осени они работали главным образом в Москве в качестве кровельщиков, маляров, штукатуров. Женщины, оставаясь дома, занимались обработкой вишневых садов.

В 1902 году в с. Красном была открыта богадельня в заведении крестьянина Ясманова. Содержалась на средства Александра Лукича Лосева.
1908 г. на содержание душевно-больных хроников в патронаже в с. Красном, Владимирского уезда, ежегодно ассигнуется по смете губернского сбора 10000 руб., из этих денег уплачивается за содержание 104-х хроников по 7 руб. 50 коп. в месяц за каждого, а всего в течение года приблизительно 9360 руб. и пособие обществу крестьян с. Красного за патронаж приблизительно 600 руб. в год, а всего израсходовано в 1906 г. – 9978 руб. 94 коп, в 1907 г. – 9973 руб. 95 коп.

Михаило-Архангельский храм

Деревянный Михаило-Архангельский храм быстро ветшал и постоянно нуждался в ремонте. Так, в 1652 г. он был перестроен по прошению А.Л. Плещеева. Перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы.


Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь)

Сведения о втором красносельском храме появляются в 1731 г. В том году в ответ на челобитную владельца села майора «Ивана Дмитриева сына Дубровскаго въ вотчине его въ селе Красномъ разрешено было, вместо ветхой деревянной церкви, построить вновь деревянную церковь – во имя Преображения Господня. эта церковь была, вероятно, теплою; въ память ея и теперь существуетъ теплый приделъ – въ честь Преображения Господня» епископом Владимирским и Яропольским Платоном (Петрункевичем) была подписана храмозданная грамота на строительство вместо прежней ветхой церкви нового храма. Освящён храм был в честь Преображения Господня и, по всей видимости, эта была тёплая церковь, где богослужения могли проводиться зимой.

В 1788 г. в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезой и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящён в память о тёплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Появился в селе и третий престольный праздник – северный придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В описании храма кон. XIX в. отмечены «42 иконы праотцевъ, пророковъ, апостоловъ и святителей очень древняго письма». По мнению местного священника, эти иконы взяты из упраздненного Федоровского монастыря, бывшего близ села Красного. Прихожанами почитался крест, содержащий частицы святых мощей божьих угодников, найденный, как гласила местная легенда, в 1812 г. одним крестьянином. Среди богослужебных книг было несколько Евангелий печати 1642 (при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иоасафе), 1663 (печатанное при царе Алексее Михайловиче) и 1697 гг. Последняя из упоминаемых книг была некогда вкладом князя Лобанова-Ростовского и графини Шереметевой в сельский храм Московского уезда, а после случившегося там пожара в 1804 г. перемещена во владимирское село и приложена в придел Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1877 году в Красном селе было 250 дворов, церковь во имя св. Михаила; вблизи холм, на котором белые надгробные камни – остатки бывшего здесь Федоровского монастыря, упраздненного в 1764 году.
На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайка, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретенн первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.
Долгое время приходом церкви было только само село Красное. Во второй пол. XIX в. приход увеличился, в нём появились две деревни, названные по главному престолу: Архангеловка и Михайловка. В конце столетия в этих двух деревнях, расположенных в полутора верстах от Красного проживало более шестисот человек, а самом селе по данным 1890-х гг. было более 1300 человек. Богослужения в церкви совершал причт из священника, диакона и псаломщика. Общий его доход – преимущественно от служб и требоисправлений – составлял около 700 рублей в год. Все священнослужители проживали в собственных домах, выстроенных на усадебной земле, принадлежавшей церкви. Также во владениях храма были пахотные и сенокосные наделы, приносящие причту доход. Последним священником села Красное в 1904 г. стал Сергей Павлович Богословский, женатый на Елизавете Александровне Поповой – дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова, унаследовавшей по тогдашней традиции место своего отца. В 1938 г. о. Сергий Богословский был арестован и освобождён в 1943 г. Михаило-Архангельская церковь к этому времени уже стояла закрытой и только чудом не была разрушена. Погребён С.П. Богословский на Князь-Владимирском кладбище, могила его сохраняется до сих пор.

В нач. 1990-х гг. храм в честь Архангела Михаила (при нём уцелело кладбище с надгробиями XIX столетия) был возвращён Русской Православной Церкви.
В 1991 г. там состоялось первое со времени его закрытия богослужение. Правда, само село и две приходские деревни перестали существовать под натиском растущего города, обратившись в его улицы. Но оставшиеся деревянные домики, многие уже кособокие, с пустыми глазницами окон, помнят ещё пёстрые шумные компании, в дни храмовых праздников спускающихся на гуляния к речке Рпень, при которой издавна писалась Михаило-Архангельская церковь села Красное.

Адрес храма: ул. Красносельская, д. 93
телефон 21-99-16
Престолы: Михаила Архангела, Спаса Преображения, Покрова Пресвятой Богородицы.
Настоятель - Протоиерей Владимир Владимирович Ловковский.


Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь)

Приписные храмы

- храм-часовня равноап. князя Владимира в Оперативном полку вн.войск МВД г. Владимира на Суздальском проспекте (в/ч 6523). Протоиерей Роман Борисович Шефарин, Протоиерей Ярослав Олегович Огурек, Диакон Сергей Владимирович Новиков.

***

20 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о передаче сел Доброе и Красное в черту города Владимира. Благодаря этому решению, город Владимир расширил свою территорию сразу на 60 гектаров. Уже в следующем месяце исполком горсовета утвердил проект детальной планировки и застройки кварталов на землях колхозов при бывших селах.
Здесь должны были разместиться зеленая защитная зона, осваиваемая химзаводом, и 240 участков индивидуального строительства.

9 мая 1957 года по решению исполкома горсовета № 933 были переименованы сразу несколько улиц бывших сел Доброе и Красное, присоединенных к Владимиру. Дело в том, что в этих селах встречались улицы с такими же названиями, как и во Владимире. Поэтому нужно было избежать путаницы. Так улица Свободы бывшего села Красное переименована в улицу Фурманова.
Почему же это решение о переименованиях было принято в день праздника Победы? Просто 9 мая с 1948 до 1965 года не было выходного дня, и горисполком работал в обычном режиме.

Владимир Петрович Гладышев

27 июля 1898 года в селе Красном родился известный театральный художник Владимир Петрович Гладышев.
В юности он учился в Строгановском училище и ВХУТЕМАСе. Вращался в одних художественных кругах с выдающимися живописцами - Поленовым, Коровиным, Юоном.
С 1924 года Владимир Гладышев работал художником во Владимирском драматическом театре. За годы вторческого труда оформил более 100 спектаклей, в том числе «Ревизор», «Женитьба», «Вишневый сад», «На дне», «Как закалялась сталь», «Сказка об Иване-царевиче».
Скончался 9 сентября 1984 года.
При селе Красном деревни (кон. XIX века):

Деревня Сущево

В 1859 году число дворов - 27; число душ мужского пола - 90; женского пола - 96.
Помещичья и казенная деревня Сущово: «расстояние отъ губернскаго (он же уездный) города, верстъ – 7; число дворовъ - 7; число душъ по 8 ревизии: мужескаго пола - 30, женскаго пола - 38; число душъ по 9 ревизии: мужескаго пола - 36, женскаго пола - 40; действительное население: мужескаго пола - 40, женскаго пола – 45. Господствующие виды производительности: сверхъ хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; курганы».
В 1893 году Сновицкий приход состоял из села Сновиц (Третий Благочиннический округ), сельца Сущева, деревни Сущевой, деревни Фалелеевки (Боголюбки тожъ) и деревни Веризиной.

Заведывающий военно-конским участком Богословской волости на трехлетие с 1897 года - Антон Ларионович Большаков, крестьянин деревни Зелени; кандидат к нему - Иван Васильевич Челышев, крестьянин деревни Сущево.


Дома в д. Сущево

Деревня Сущево, Суздальский район, Владимирская обл. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения. Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Боголюбка, деревня Красное Сущево. Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Рядом с деревней протекает река Рпень.


Река Рпень в д. Сущево

Население - 61 чел.


Родник в д. Сущево

Родник в д. Сущево, родник находится в конце деревни, на левой стороне асфальтированной дороги.

Родовое имение Смирновых в д. Сущево

Сущево - родовое имение Смирновых - этой ветви родственников Грибоедова - находилось в семи верстах от Владимира.

Среди потомков Семёна Михайловича Лачинова сохранились любопытные воспоминания о будущем дипломате Александре Грибоедове: «Когда больной Грибоедов приехал в Сущево, кто-то из дворовых людей привёл к нему деревенскую знахарку Пухову, которая взялась его вылечить. Она лечила его настоями и травами, добрым взглядом, добрым словом. Грибоедов, кроме сильной простуды, страдал еще нервной бессонницей, и эта удивительной доброты женщина проводила с ним в разговорах целые ночи. Уезжая из Сущева, Александр Грибоедов хотел с ней расплатиться, но она ответила, что брать деньги за лечение - грех. Если она их возьмёт, то её лечение ему не поможет».
В Сущеве долгое время сохранялась «Грибоедовская беседка», представлявшая собой небольшой рубленый домик. Где-то даже сохранилась её фотография, датируемая 1909 годом. Однако революция уничтожила многие воспоминания о «благородном времени».

16 августа 1819 года родился владимирский дворянин Дмитрий Александрович Смирнов, писатель, родственник, биограф и исследователь творчества Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов приходился племянником знаменитому автору «Горя от ума», сам никогда его не видел, но почти всю жизнь посвятил собиранию текстов произведений и сведений о жизни Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов окончил в 1837 году Владимирскую гимназию, затем Московский университет. После чего жил во Владимире или в имении поблизости. Он знал сестру Грибоедова, его воспитателя, переписывался со вдовой великого родственника. Разыскал его друзей, включая лучшего друга Грибоедова – Сергея Бегичева, и познакомился с ними. В итоге текст «Горя от ума», который до сих проходят в школе – это вариант, кропотливо собранный владимирцем Дмитрием Смирновым из нескольких рукописей комедии. Он раздобыл (как раз у Бегичева) первоначальную рукопись «Горя от ума», многие письма, тщательно собирал воспоминания и рассказы о Грибоедове. При этом свои собственные произведения Дмитрий Смирнов подписывал редко, и остался малоизвестным писателем. Публиковался в основном в литературных журналах. И, по большей части, это очерки и рассказы из народной жизни. Среди наиболее значительных произведений Смирнова упоминается его повесть «Жизнь и смерть Фомы Федоровича», опубликованная в журнале «Русская беседа». А также «Отрывки из записок мирового посредника», напечатанные под псевдонимом «Вл. Нарпенский». В этих записках – его личный опыт. Будучи прогрессивным дворянином, Дмитрий Смирнов горячо приветствовал отмену крепостного права и был активным участником этой реформы – стал во Владимирской губернии мировым посредником. При Александре II была создана такая чиновничья должность в губерниях для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами.
Дмитрий Смирнов скоропостижно скончался в своем имени Сущево в начале 1866 года.

Деревня Красное Сущево, Суздальский район, Владимирская обл. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения. Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, поселок Содышка. Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Население - 64 чел.

Деревня Фалелеевка (Боголюбка)

В 1859 году число дворов - 12; число душ мужского пола - 38; женского пола - 37.
Казенная деревня Фалелеевка (Боголюбовка): «расстояние отъ губернскаго (он же уездный) города, верстъ – 6; число дворовъ - 6; число душъ по 8 ревизии: мужескаго пола - 36, женскаго пола - 49; число душъ по 9 ревизии: мужескаго пола - 39, женскаго пола - 40; действительное население: мужескаго пола - 38, женскаго пола – 42. Господствующие виды производительности: сверхъ хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами».

Деревня Боголюбка, Суздальский район, Владимирская обл. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения. Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, деревня Красное Сущево. Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Население - 98 чел.

Храмы города Владимира

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (01.02.2013)
Просмотров: 8659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024