Пятница, 26.04.2024, 08:44

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Меленки

ГОРОД МЕЛЕНКИ

Памятники археологии города Меленки

Памятники археологии Меленковского района.

Город Меленки. Курганный могильник, XI-XIII вв. Южная окраина города, 0.6 км. К югу от молокозавода, правый берег безымянного ручья, правого притока р. Унжа (левый приток р. ока) при пересечении ручья дорогой в пос. Малиновка. Сохранились две насыпи высотой 1.5 и 0.8 м., диаметром 20 и 10 м., с кольцевыми ровиками у основания. Один из курганов нарушен осыпями, в которых, по сообщению местных жителей, найдены обломки гончарной глиняной посуды и железный наконечник стрелы.

Село Приклон

Есть предание, что в 1463 г. выселенцы из разоренной татарами Костромы образовали на берегу речки Унжи село Приклон, в 2-х верстах от Меленок, а потом с умножением на селения выделилось отсюда и селение Меленки. Но это предание никакими документальными свидетельствами не подтверждается. Если бы Меленки основались в XV-XVI вв., то они несомненно были бы указаны или в писцовых книгах Муромского уезда, Унженского стана за 1627-1629 гг. или в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г., где перечислены не только села, но и все приходские деревни Муромского уезда. Но ни в тех, ни в других мы не находим Меленок. Упоминаемое, впрочем, в окладных книгах, сельцо Меленки принадлежало к приходу Васильевского погоста Муромского уезда и к XIX в. уже не существовало.
Первые документальные сведения о селе Приклоне имеются в писцовых книгах 1628-1630 гг. По этим книгам Приклон значится за помещиками Языковыми; в селе тогда была церковь Архангела Михаила с приделом св. муч. Параскевы, построеная отцом одного из помещиков; священника при церкви в то время не было; в селе были два двора вотчинниковых, двор приказчика, 4 двора крестьянских и 1 двор задворного человека. Во второй пол. XVII в. церковь запустела. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. отмечено, что к церкви села Синжан приписан приход «пустовыя церкви Архангела Михаила, что на Приклони; приходскихъ дворовъ здесь: дворъ помещиковъ и 3 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. в Приклоне было 30 дворов).

Селение Рогожино, находившееся на месте нынешнего города, входило в XVIII в. в состав дворцовой Унженской волости. Эта волость в документах нач. XVIII в. называется «новопоселебной волостью». Так называются и деревни, входившие в состав её и расположенные по течению реки Унжи.
Позднее селение Рогожино получило название Веретево.

Село Меленки

Название Меленки связывают с наличием в селении мельниц (что было отражено в гербе города), другая версия происхождения названия — расположение селения на реке Меленка (от мелкая).
Село Меленки входило в XVIII в. в состав дворцовой Унженской волости, а эта волость в документах нач. XVIII в. называется «новопоселебной волостью»; так называются и деревни, входившие в состав её и расположенные по течению речки Унжи. Таким образом Меленки образовались в кон. XVII в., поэтому этого селения и не показано ни в писцовых книгах 1627-1629 гг., ни в окладных книгах 1676 г., как не показано и других деревень той же Унженской дворцовой волости.
В 1709 г. «Меленки, Веретево тожъ» стало селом, ибо здесь была построена церковь. Население тогда было в Меленках в 30 дворов.

Уездный город Меленки

До разделения России на губернии Меленковский уезд входил в состав Муромского уезда, а северо-западный угол его принадлежал к Владимирскому уезду
В 1778 г. дворцовое село Меленки при разделении Владимирской губернии на уезды получило статус уездного города.
«Уездный городъ Меленки лежит при впадении речки Меленки въ Унжу, и находится въ 140 верстахъ отъ губернскаго города».
См. Меленковский уезд.

Герб города Меленки


«Герб муниципального образования городское поселение г. Меленки представляет собой медальон, разделённый на две части. В верхней части медальона расположен герб Владимирской области. В нижней — на голубом поле золотая ветряная мельница».

Исторический герб уездного города Меленки был Высочайше утверждён 16 августа 1781 г. императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Владимирского наместничества (ПСЗРИ, 1781, Закон № 15205).
Подлинное описание герба уездного города Меленки гласило:
«Въ голубомъ полҍ золотая вҍтряная мельница, означающая имя сего города».
— ПСЗРИ, 1781, Закон № 15205.
В верхней части герба Меленок размещался герб Владимирский.
В 1859 г. был составлен проект герба Меленок (официально не утверждён) по новым правилам 1857 г.: «В лазоревом щите золотые мельничные крылья в виде Андреевского креста». В вольной части герб Владимирской губернии. Щит окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой, увенчан стенчатой серебряной короной.
В советское время исторический герб Меленков не использовался.
31 августа 2004 г. был утверждён герб Меленковского района. Гербом района был официально признан исторический герб Меленок 1781 г.
27 июня 2007 г. исторический герб Меленок 1781 г. также был утверждён в качестве официального герба городского поселения город Меленки.

Меленковский район был образован 10 апреля 1929 г. в составе Владимирского округа Ивановской Промышленной области из части территорий Муромского уезда Владимирской губернии.
10 сентября 1936 г. селение Гусь-Железный и Чаурский с/с были переданы из Меленковского района в Бельковский район Московской области.
См. Меленковский район.

Покровский собор

Церковь в Меленках была построена в первый раз в 1709 г. и освящена в честь Покрова Пресв. Богородицы. К новопоставленной церкви были определены: священник, дьячек и просвирница; «въ пользу причта отведено было прихожанами пахатной земли по 10 четв. Въ поле и сенныхъ покосовъ на 10 копенъ». Эта церковь, как и другие церкви, построенные в тоже время в дворцовой Унженской волости, например в селах Пьянгусе и Кудрине, вошла в состав патриаршей области, хотя и находилась в пределах Рязанской епархии.
Покровская церковь была сделана соборной, когда село Меленки было обращено в город.
Кроме Покровской церкви, здесь еще была другая теплая деревянная церковь во имя Св. пророка Илии, но о времени построения этой церкви сведений не сохранилось.
В 1817-1819 гг. вместо этих деревянных церквей построен каменный соборный храм; «на его постройку выдано было, между прочимъ, 8,000 рублей ассигнациями изъ казенныхъ суммъ». Это был бесстолпный пятиглавый четверик с декором в духе классицизма.
В 1835 г. к собору была пристроена трапеза и колокольня.
«Престоловъ въ немъ три: главный во имя Покрова Пресв. Богородицы, въ приделахъ теплыхъ: во имя Св. пророка Илии и Архангела Михаила. Внутри соборъ благолепно украшенъ Св. иконами и живописью, имеетъ довольно богатую утварь и ризницу. Изъ Св. иконъ особенно чтима прихожанами сравнительно древняя икона Покрова Пресв. Богородицы; риза на этой иконе серебряная вызолоченная, венецъ на Богоматери украшенъ бриллиантомъ (все украшения стоютъ до 1,300 руб.). Ценностью своихъ украшений отличаются также новая икона Покрова Пресв. Богородицы и Боголюбская икона Божией Матери. Въ одномъ изъ крестовъ, вставленныхъ въ икону, находятся частицы св. мощей разныхъ угодниковъ Божиихъ.
Причтъ при соборе состоитъ: изъ протоиерея, двухъ священниковъ, штатнаго диакона и трехъ псаломщиковъ. На содержание ихъ получается процентовъ съ причтоваго капитала (4,438), отъ хлебнаго сбора, отъ службъ и требоисправлений около 5.500 р. въ годъ. Церковныхъ домовъ для причта нетъ.
Земли церковной также не имеется; вся прежде бывшая церковная земля, по обращении села Меленокъ въ городъ, занята обывательскими домами.
Приходъ состоитъ изъ города Меленокъ и деревень: Войнова (7 вер. Отъ церкви), Павловки (12 вер.), Лехтова (4 вер), Крутцовъ (8 вер.), Лужъ (7 вер.), Осинокъ (10 вер.) и Краснова (15 вер.); прихожанъ по клировымъ ведомостямъ числится 3,453 души муж. пола и 3,631 женскаго, изъ нихъ раскольниковъ 46 душъ муж. пола и 40 жен.
все эти деревни входили въ составъ дворцовой Унженской волости, а затемъ перешли въ ведении департамента уделовъ. Ближайшее управление этими удельными деревнями находилось въ дер. Лехтове; здесь находился местный удельный приказъ».
Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.

В 1899 г. в юго-западном углу ограды Покровского собора была построена кирпичная восьмигранная часовня в псевдорусском стиле. Снесена в 1934 г. вместе с собором.

Покровская ярмарка

В самую осеннюю пору в Меленковском уезде главным событием не только у крестьян,- у всех жителей была Покровская ярмарка, на неё собиралось продавать или покупать товары население сел уезда и других мест. Все в округе знали, что в Меленках ежегодно бывает Покровская ярмарка, из Елатьмы, Касимова, Мурома ехали торговать каждый со своим товаром. Ярмарка располагалась в торговых рыночных рядах в центре города, но места все равно не хватало. Товаров, с которыми наезжал торговать приезжий люд, было много, и чтобы каждый мог с ними расположиться, для продажи некоторых из них отводились специальные места на прилегающиъ улицах. Торговля шла вдоль парка на Владимирской, возы с товарами располагались и дальше, вниз по Покровской вдоль гимназии, даже захватывала часть Меленковской (Коммунистической ныне) улицы возле берега реки, где стоял целый ряд торгующих.

Сельское хозяйство приносило крестьянам основные средства к существованию, а иногда и выживанию, без ярмарки, где можно было продать часть своего выращенного с трудом урожая, не обойтись. Несколько дней на Покров шла бойкая торговля, она-то и позволила выяснить, какой товар и по какой цене более востребованный в этом году. На ней же определялась предположительная цена на продукцию, выращенную крестьянскими хозяйствами в следующем сезоне. Ярмарка позволяла узнать, какой выращен урожай, сколько свободного зерна в продаже и какая ему будет цена.
Все-таки основными товарами были зерно и сено. Продавали его возами. Продуктами животноводства, мясом свинины, баранины и говядины, торговали в мясном ряду. Предлагался большой выбор меда, разных сортов и на любой вкус, им торговали меленковские производители меда в крестьянских хозяйствах. Привозной из других мест тоже ценили, но это было делом вкуса и выбора покупателей.

Здесь же, на ярмарке, организована продажа домашними животными, можно было подобрать в свое хозяйство лошадь и корову, других крупных и мелких животных. Интересно знать, какими были цены на рынке, «что почем» можно было купить. Килограмм говядины стоил 45 коп., литр молока 14 коп., батон белого хлеба покупали по 7 коп., ржаного по 4 коп. Лучшую корову, если сторговаться, можно было купить за 100 руб., упряжную лошадь за 80 руб. В то время фабричные рабочие и служащие получали зарплату от 7 до 20 руб. в месяц.
В крестьянских семьях и горожане занимались подсобными промыслами, на покровскую ярмарку они тоже расчитывали: была надежда продать побольше изготовленных товаров, выручить за это деньги, чтобы снова закупить сырье для будущих изделий и самим прокормиться. Мелкие ремесленные мастерские и кустари выставляли глиняную посуду, предлагая хозяйкам доступную цену за нее. На ярмарку приезжали продать, а покупатели купить изделия из дерева, бондарскую домашнюю утварь, кадки для солений. Здесь можно было купить самый необычный товар, например, «птицу счастья», принести ее домой и пристроить «на коньке».
Берестяные короба, плетеные из лозы корзины были в ходу. Простейшую мебель для дома, от таберетов до более изящных стульев, тоже несли с ярмарки. Продавали небольшие настольные зеркала разной формы и размеров. В рядах можно было выбрать самыю нужную вещь, настенные часы-ходики с кукушкой или другими каким-либо изобретением мастера,- как без них жить в доме. Из мануфактуры самыми популярными были легкие и шерстяные платки и шали, привезенные в Меленки издалека, разных цветов и рисунков, с кистями. А как без подарков возвращаться домой? Привезти после ярмарки, если сложилась удачная торговля, домой женщинам такие подарки – значит, доставить семье большую радость. Какждая такая покупка стоила дорого, вещь берегли, а шали надевали по праздникам.
Не занимали предприниматели детские товары, их ассортимент также был представлен в торговых рядах. Из глины делали игрушки. Торговали самыми разнообразными копилками, резиновыми мячами и шарами, поделками из дерева. Покупали открытки, наклеенные на картонную основу, с изображениями цветов, кошечек и собак.
Ярмарочных дней ждали в семьях, к ним готовились, откладывая денежки на покупки, рассчитывали, кому какая нужна одежда, тогда заходили в магазины в торговых рядах, покупали отрез на ткани или обувь, а еще то,что нужно для домашнего хозяйства. Соблазнов было много, приходилось иногда выбирать для покупки одну-две нужные вещи, доходы-то были не так велики.
Шумела ярмарка не один день, привлекая любителей поторговаться или потолкаться в торговых рядах. Горожане от нее имели выгоду не только от продажи товаров, но и сдачи в наем иногородним жилья на время ярмарочных дней – столько было приезжих, что не хватало мест в номерах и на постоялых дворах. Вовсю работали трактиры, их было множество в центре города и на окраинах, от дорогих и приличных до самых заурядных. Один из трактиров располагался в центре на улице Меленковской. Обстановка в нем была обычной и напоминала столовую. Как правило, на столе со скатертью стоял большой самовар, из него наливали чай и к нему посетители брали баранку либо калач. Можно было взять стопку водки-«казенки» за десять копеек и к ней соленый огурец за копейку. Еще подавали закуски, рыбные и овощные блюда, солянку и грибы. В эти дни трактиры были перепоненными, после торгового дня сюда шли «покутить», погулять и отдохнуть, а иногда спустить все денежки, которые удавалось выручить. Такие случаи тоже были, когда проснувшись наутро, посетитель приходил в полное отчаяние: все деньги потрачены, и домой не с чем вернуться… Вот она была какой, многоликой, шумной и разнообразной на события Покровская ярмарка.
Л. Ильенкова.

За годы Советской власти в Меленках все церкви были сначала закрыты, а чуть позднее, разрушены-уничтожены. В 1934 г. собор был разобран на кирпич. На его месте был поставлен памятник Ленину, а вокруг него устроен городской парк. В 1997 г. в парке была установлена памятная часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это кирпичный часовенный столб, увенчанный прорезным крестом.

Кладбищенская церковь во имя Всех Святых

К Покровскому собору была приписана кладбищенская церковь. До переименования Меленок в город там было два кладбища: одно около Покровской церкви, а другое на юге от неё, за речкой Меленкой. Оба эти кладбища были упразднены и застроены частью домами обывателей, для кладбища же было отведено новое место за чертой города.
В 1797 г., как можно видеть из документов, сохранившихся в архиве Муромского духовного правления, разрешено было построить на новом кладбище в Меленках отдельную церковь, но была ли построена эта церковь, сведений об этом не сохранилось. В 1830 г. сюда была перенесена оказавшаяся лишней, после построения каменного собора, деревянная церковь.
«Престоловъ въ этой церкви одинъ во имя Всехъ Святыхъ. Особою утвари и ризницы въ церкви не имеется; при совершении богослужения, все необходимое приносится изъ собора».
Около церкви в 1868 г. на средства Меленковского купца Волкова устроена небольшая богадельня, где «призреваются бедные, престарелые и сироты безъ различия сословий и пола».
В советские годы на месте храма Всех святых были устроены кладбищенские захоронения. Сохранилась лишь колокольня от храма Всех святых, которую в годы Советской власти использовали как пожарную вышку.


Колокольня от храма Всех Святых

По благословению Преосвященного Нила, 8 мая 2014 г. на месте бывшего храма (и будущего строительства) был установлен и освящён памятный крест, а 9 мая, впервые после долгого времени, при большом стечении народа, был отслужен благодарственный молебен по случаю Дня Победы, что нашло отражение в местной прессе.

Никольская церковь

Каменная Никольская церковь была построена в 1871-1879 гг.
«Престоловъ въ этой церкви три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, въ приделахъ: во имя Св. Алексия, митрополита Московскаго, и преподобнаго Симеона Столпника. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. До 1883 г. при церкви особаго причта не было; богослужение отправлялось соборнымъ причтомъ. Съ 1883 г. существуетъ особый причтъ, состоящий изъ священника и псаломщика. На содержание причта отпускается городскимъ обществомъ 500 руб. и отъ церковныхъ службъ получается около 700 руб. въ годъ. Прихода при церкви не имеется».
Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.

В советские годы на месте разрушенного Никольского храма был построен кинотеатр «Юность», который в нач. 90-х гг. закрыли. Здание постепенно стало приходить в негодность. По причине того, что оно «ничьё», его стали приглядывать себе различные секты для своих собраний, что и послужило основным толчком для создания в 1996-м г. общественного комитета, который предпринял активные действия по передаче здания Русской Православной Церкви.
В 1997 г., после повторного рассмотрения прошения общественного комитета Меленковский районный Совет народных депутатов решил «…передать кинотеатр «Юность» из муниципальной собственности в собственность Православной Церкви …с правом его реконструкции под культовое учреждение». В 1997 г. здание кинотеатра было передано в собственность РПЦ с правом переоборудования под культовое учреждение. 14 октября 1997 г. Свято-Никольский храм был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Настоятель храма – протоиерей Иоанн Фирис; второй священник – иерей Геннадий Штроткин.
Адрес: Владимирская область, г. Меленки, ул. Комсомольская, 125.
Тел: 84924725059

Известные люди Меленок и Меленковского района

Дмитриев, Александр Павлович — Герой Советского Союза, родился в д. Окшово, Меленковского района.
Конышев, Николай Сергеевич — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 163-го истребительного авиационного Седлецкого Краснознаменного полка (336-я истребительная Ковельская Краснознаменная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), майор.
Каманин, Николай Петрович — Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению экипажа парохода «Челюскин», первый руководитель подготовки советских космонавтов.
Лебедев-Полянский, Павел Иванович — известный советский литературовед и критик.
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Русской православной церкви — жил в городе в 1927—1932 гг. до своего ареста.
Якунин, Владимир Иванович — президент ОАО «Российские железные дороги», одной из крупнейших в мире транспортных компаний, родился в Меленках в 1948 г.
Розанова, Ольга Владимировна (1886—1918) — известная русская художница-авангардистка, работавшая в стиле супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма, родилась в Меленках 21 июня 1886 г.
Овсянкин, Сергей Анатольевич — советский и российский спортсмен-тяжелоатлет, серебряный призёр чемпионата Европы по гиревому спорту, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса (родился 14 июня 1959 г. в Меленках).

Достопримечательности, музеи

Краеведческий музей города Меленки.
МБОУ «СОШ № 4» г. Меленки.
Заказник «Меленковский комплексный».
Окский береговой ботанический заказник (на востоке района).
Старинный усадебный парк близ посёлка Хольковский.

НАРОДНЫЕ, ОБРАЗЦОВЫЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Меленковский район. Комитет по культуре, тел. (8-49247) 2-38-98
1. Хор ветеранов войны и труда Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 1987 г.
2. Фольклорный вокальный ансамбль Больше-Приклонского СДК. 1989 г.
3. Хор Тургеневский культурно-досугового центра. 1992 г.
4. Вокальный ансамбль Папулинского СДК. 1997 г.
5. Вокальный ансамбль «Мужское братство» Культурно-досугового центра. 1995 г.
6. Вокальный ансамбль «Русское раздолье» Дмитриевогорского культурно-досугового центра. 1997 г.
7. Образцовый фольклорный коллектив «Колокольчик» Дмитриевогорского культурно-досугового центра. 2003 г.
8. Образцовый танцевальный коллектив Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 1992 г.
9. Духовой оркестр Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 1990 г.
10. Образцовая театральная студия «Мельница» Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 2011 г.
11. Дружина ратоборцев «Русичи» Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 1993 г.
12. Образцовая мастерская умельца по лозоплетению Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 1993 г.
13. Творческий коллектив ДПТ «Макошь» Координационно-методического центра культуры и народного творчества. 2008 г.

ИСТОРИЯ Владимирской области

Город Меленки.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (05.01.2015)
Просмотров: 4678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024