Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
Здание Троицкой церкви
Расположен музей в Троицкой церкви Владимира на Театральной площади. Музей был создан в 1974 г.
Хрусталь
Экспозиция «Хрусталь» используется как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично звучит старинная и классическая музыка, романсы...
Прейскурантный сервиз. Кон. XIX – нач. ХХ в. Хрусталь бесцветный, алмазная грань. Столовая посуда. II пол. ХIХ – нач. ХХ в. Хрусталь бесцветный, алмазная грань.
Изделия из стекла. Кон. ХIХ – нач. ХХ в. Стекло бесцветное и цветное, «иризация», «кракле», «миллефьоре», люстр, навивка, цветная крошка, роспись эмалевыми красками и золотом. Прейскурантные изделия, декорированные механическим способом. Потешные сосуды. Кон. ХIХ – нач. ХХ в. Стекло бесцветное и цветное, техника гутная, гильоширное травление, «механическая нить».
Егоров Г.Г. (1895 - 1988 гг.). Набор для вина. 1940 г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, алмазная грань.
Изделия из стекла. 1920 - 1930-е гг. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, роспись эмалевыми красками, матирование.
Изделия из хрусталя. 1930 - 1950-е гг. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.
Мышов А.И. (1919 - ?). Лампа настольная. 1945 г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, алмазная грань, травление глубокое.
Матушевская Н.П. (1925 г.р.). Набор для воды (внизу фото). 1959 г. Хрусталь бесцветный, металл, выдувание, алмазная грань.
Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Декоративная композиция «Цветы Урала». 1993 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание в форму, гранение.
Муратов В.С. (1929 г.р.). Юлюдо декоративное «Акварель».1973 - 1974 гг. Хрусталь цветной, выдувание, техника гутная.
Касаткин В.И. (1945 г.р.). Декоративная скульптура «Лебедь». 2000 г. Хрусталь бесцветный и цветной, обработка пескоструйная, гранение, техника гутная.
Корнеев В.В. (1927 г.р.). Декоративная композиция «Орхидеи». 2002 г. Хрусталь бесцветный и цветной, техника гутная, матирование.
Аксенов Р.Н. (1939 г.р.). Декоративная композиция «Торжество». 1985 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, алмазная грань.
Чуканов Р.В. (1939 г.р.). Декоративная композиция «Пробуждение». 1985 г. Хрусталь бесцветный и цветной, техника гутная.
Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Ваза декоративная «Солнечная». 1960-е гг. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.
Козлова О.И. (1942 г.р.). Чаша декоративная «Прозерпина». 1974 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, гранение.
Рогов Е.И. (1918 -1999 г.). Декоративная композиция «Голубые дали». 1981 г. Хрусталь цветной, выдувание, гранение. Матосян Л.С. (1958 г.р.). Декоративная композиция «Травы». 1987 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, техника гутная, роспись силикатными красками.
Пивоваров С.К. (1933 - 1999 гг.). Вазы декоративные. 1968 г. Стекло цветное, выдувание, техника гутная.
Аксенов Р.Н. (1939 г.р.). Кубок декоративный. 1980 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.
Старченко П.И. (1944 г.р.). Декоративная композиция «Утес». 1987 г. Хрусталь цветной, выдувание, техника гутная, гравировка.
Козлова О.И. (1942 г.р.). Декоративная композиция «Свежий ветер». 1981 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, гранение.
Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Набор для вина «Кавказ». 1983 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, гранение, гравировка.
Козлова О.И. (1942 г.р.). Набор для воды. 1988 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, алмазная грань.
Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Декоративный сервиз «Рябинка». 1981 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, техника гутная, гравировка.
Пивоваров С.К. (1933 - 1999 гг.). Набор для вина «Кружевной» 1973 г.
Лаковая миниатюра
В здании музея представлены промыслы такого уникального центра декоративно-прикладного искусства как Мстёра. В отдельном зале (второй этаж) показана художественная вышивка и лаковая миниатюра. Этот раздел экспозиции оформлен так, будто вы находитесь внутри ларца. Вышивка и лаковые миниатюры предстают перед зрителем настоящими жемчужинами в витринах, которые своим дизайном поддерживают тему «шкатулки для драгоценностей». Кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель может увидеть святые образы, написанные в кон. XIX – нач. XX вв., и современные иконы мстёрских художников.
Мстёра, наряду с Палехом, Холуем и Федоскиным,- знаменитый русской лаковой миниатюры. Первое упоминание о Мстёре относится к 1628 г. Во II пол. XIX в. здесь развивались такие промыслы, как вышивка, изготовление лубочных картинок в литографии И.А. Голышева, но главным было иконописание. Мастера приглашались для выполнения росписей в храмах, на реставрационную работу в Москву, Санкт-Петербург, Новгород. В нач. ХХ в. промысел резко пошел на спад. После 1917 г. иконописцы искали другие возможности применения своего мастерства. В 1923 г. А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», которая в 1931 г. преобразовалась в артель «Протетарское искусство». Поначалу расписывались деревянные солонки, тарелки, матрешки, металлические подносы, клеенчатые коврики. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделисй из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино. Мастера делали шкатулки, ларцы, бисерницы, украшенные миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса. Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется и в условности композиций (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий) и в стилизации форм. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Местом действия персонажей чаще всего является пейзаж или архитектурный ансамбль «русских палат». Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, которая выполняется на черном фоне. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры – исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, а также сцены из повседневной жизни.
Собственный оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин. Он любил изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление получило развитие в творчестве его учеников.
Вскоре после создания артели произведения мстерских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, а после всемирных выставок в Париже (1938 г.), Нью-Йорке (1939 г.), где были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей, они стали широко известными.
В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970-е гг. началось возрождение традиций, поиск новых направлений в развитии мстерского искусства. Это время творческого расцвета художников среднего поколения: Л.А. Демидовой, Е.Н. Зониной, В.С. Корсаковой, Н.А. Любомудровой, Н.А. Наумова, В.Е. Старковой, Л.А. Фомичева, Н.И. Шишакова. В 1970-1990-е гг. вместе с ними начинают работать Ю.М. Ваванов, П.Ф. Заец, В.А. Лебедев, П.П. Можаев, В.Н. Молодкин, В.К. Мошкович, В.С. Муратов, В.Ф. Некосов, П.И. Сосин и др.
Ныне мастера «Центра традиционной мстерской лаковой миниатюры», возвращаясь к истокам промысла, пишут иконы. Творческая инициатива, бережное отношение к традициям способствуют дальнейшему развитию уникального искусства лаковой миниатюры.
Вышивка - один из старинных видов народного искусства. В каждой местности женское рукоделие имело свои отличительные черты, выражавшиеся в предпочтении определённых мотивов орнамента, техники исполнения и цветового решения шитья. К кон. XIX в. Мстёра славилась вышивкой белой гладью. В редкой семье не было мастерицы, владеющей сложными приёмами работы в этой технике. Вышивание белой нитью по тонкой ткани стали называть «мстёрской белой гладью».
Мстёрская вышивка. Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка.
Гладь - двусторонний шов, стежки которого кладутся плотно друг к другу в горизонтальном или вертикальном направлении по рисованному контуру. Она оживляется разнообразными «сетками» и «разделками». «Владимирский шов» - второй характерный для Мстёры тип вышивки, с преобладанием свободно построенного растительного орнамента. В основу техники положена односторонняя гладь, при которой на лицевой стороне выполняются крупные стежки, а на изнаночной - мелкие, напоминающие пунктир. «Владимирский шов» - яркая вышивка мулине или шерстью, основу колорита которой составляет красный цвет, а вспомогательными являются синий, жёлтый, зелёный. Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки» (позже - Строчевышивательная фабрика имени Н.К. Крупской). Здесь изготавливали столовое бельё, покрывала, портьеры, женское лёгкое платье, мужские рубашки. В 1940-1950-е гг. мастерицы обращаются к темам сказок, песен, продолжает развиваться и орнаментальное направление. Популярны мотивы живой природы: причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветках яблонь. В последующие два десятилетия появляются оригинальные художественные композиции, старинные техники обогащаются новыми приёмами. Возрождается дореволюционный вид вышивки – «русская гладь». Это разновидность счётной вышивки, в которой весь узор выполняется плотно прилегающими друг к другу стежками, идущими в одном направлении. Использование толстых шерстяных нитей делает рисунок объёмным. В 1990-е гг. мастерицы, стремясь к сохранению особенностей традиционной вышивки, возвращаются к украшению предметов одежды. Большой вклад в развитие промысла внесли художники Л.А. Ерофеев, А.И. Кислина, Н.М. Коткова, В.Н. Носкова. особое место среди них занимал заслуженный художник России, педагог Т.М. Шульпина. коренная мстерянка, одарённая ярким талантом, она всю жизнь посвятила вышивке. В 2003 г. фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Продукция выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Её успех - в самобытности, являющейся одной из граней богатой народной культуры древней Владимирской земли. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются на специализированных выставках.
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Вдоль деревни. Ковёр. 1969 г. Ткань смесовая, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Полотенце декоративное. 1986 г. Лён, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Шульпина Т.М. Бой петухов. Панно. 1969 г. Ткань шерстяная, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Полотенце декоративное. 1983 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов». Юдина И.И. Цветы. Настольник. 1995 г. Лён, нити шерстяные, мулинэ шёлковое, вышивка ручная «русская гладь». Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Настольник декоративный. 1979 г. лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Золушка. Панно. 1977 г. Маркизет, нити хлопчатобумажные, вышивка ручная «белая гладь».
Ю.С. Нечаев-Мальцов – известный во всём мире промышленник из Гусь-Хрустального. Владелец фирменных магазинов в Санкт-Петербурге и Москве. Поставщик посуды на крупнейшие ярмарки России.
Как выглядело в кон. XIX–XX вв. торговое заведение столь преуспевающего хозяина? Это можно узнать, посетив экспозицию. Лицом магазина обычно является его витрина – как водится, более броская и яркая, чем у конкурента. В холле магазина – конторка для оформления заказа. Здесь же прейскуранты, знакомящие покупателя с ассортиментом. В торговом зале – образцы посуды. И это не только вазы, тарелки, но также сервизы (например, сервиз на 12 персон из 141 предмета). Кстати, покупатель - «толстосум» мог побаловать себя, заказав нечто более эксклюзивное. Например, чайный набор с монограммой.
Традиции Нечаева-Мальцова продолжили современные мастера-стеклоделы Гусь-Хрустального. И в 2001 г. в Москве вновь открылся фирменный магазин Гусевского завода.
В Троицкой церкви также работает художественный салон, где всегда можно купить замечательные произведения народных умельцев. Картины, лаковые шкатулки, изделия из бересты. Особенно радуют глаз изделия из хрусталя...