Пятница, 22.11.2024, 20:24

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Мещера

Кривандинские мегалиты

Кривандинские мегалиты

Адрес: Московская обл., Шатурский р-н, пос. Кривандино.

- Кривандино. Курганный могильник. По сведениям Р.Л. Розенфельдта, полученным от краеведов в 1972 г., расположен к югу от пос., близ железнодорожной ветки Кривандино-Рязановка. Количество насыпей не установлено, их высота 1.2-1.5 м.

- Кривандино. Селище, XIV-XVII вв. по сведениям Р.Л. Розенфельдта, полученным от краеведов в 1972 г., расположено к югу от пос., близ железнодорожной ветки Кривандино-Рязановка, в 0.5 км. от курганного могильника. Керамика гончарная, вероятно, позднесредневековая.

Существует распространенное мнение: название села Кривандино происходит от неканонического имени (прозвища) КРИ-ВАНДА - кривоногий, криворукий, кривобокий, кривоглазый, может быть, криво-душный человек. Суффикс - да придает основе КРИВОЙ презрительное значение. Аналоги - балда, дурында, баланда.
Часто встречается и местное произношение топонима: Кривалдино. Известно, что в средние века здешние леса заселяли представители финского народа Мещёра, по этому вполне можно допустить финнское происхождение интересующего нас топонима, от волжско-финнского валдо - светлый (прибалто-финнский - валькя). Название скорее всего связано с характеристикой водной среды (реки) у которой находилось поселение. В пользу этой версии говорит и название мещёрского озера Валдеево.


Река Поли, на которой стоит посёлок Кривандино

В качестве погоста Кривандино упоминается в 1537 г. Этот погост можно найти на генеральной карте 1784 г.: «Шатурский район Московской области. Культурное и природное наследие» (Пояснительная записка к одноимённой карте, 2003 г., С. 69). Известно «Изложение текста Великокняжеской жалованной грамоты Московского государства от 16 июля 1537 г. о переселении ловцов бобров в Кривандинскую волость» (публикация краеведа Б.П. Рудовского). В писцовой книге князя В. Кропоткина 7144-7151 гг. (1636-1643 гг.) дано следующее описание:
Погост на государстве цареве и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси земле, на погосте церковь Воскресения Христово да предел Покровъ Пресвятые Богородицы древена, клетцки, а в церкве образы и книги и ризы и колокол и клепало и все дерковное строенье мирское приходных людей; у церкве дворъ попъ Михайло Оверкиевъ, дворъ поноръ Васка Федоровъ…
Можно представить, что в XIX в. здесь, на западной окраине села Кривандино, на высоком берегу в излучине реки Поля, среди дубрав и лип, располагался живописный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей, домов притча, некрополя и мегалитов. До наших дней сохранились лишь исполинская липа и вековые дубы, а рядом - мегалиты да старые надгробные плиты XVIII века, на одной из них чётко читается надпись:
СИЯ ЦКА (сия доска) ПОПА ГРИГОРИЯ ПРЕСТАВИСЯ
ЖЕНА МОЯ ИРИНА ИВАНОВНА В ЛЕТО 1756 ГОДУ.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Выявленный в качестве памятника археологии – мегалитический комплекс в сельском поселении Кривандино занимает низкую дюну (гриву) диаметром 60 м. в 200 м. от правого берега реки Поля.

Центральным элементом мегалитического комплекса является круговая кладка диаметром 9,0 метров из валунов в окружении групп камней по периферии дюны. Всего более 80 валунов. Валуны прикрыты дёрном и мхом.
Предварительная датировка мегалитического сооружения – бронзовый век, кон. III – нач. II тыс. до н.э. В этот период оно могло представлять собой святилище - храм, имеющий астрономический аспект, а спустя тысячелетие могло использоваться в качестве языческого капища славянских богов. Древние святилища в качестве основного элемента практически постоянно используют почитаемый валун больших размеров или камень необычной формы и цвета. Храм в представлении язычника всегда есть «образ Мира» и в символической структуре своей повторяет структуру Мира. В индоевропейской мифологии в качестве Центра Мира выступает либо Древо Мира, либо Мировая Гора. В свою очередь Мировая Гора может быть представлена как остров или как – камень (А.В. Платов). Таким образом, в европейской Традиции сакральное место, где находится Мировое Древо и лежит поклонный Камень, является началом Всего. Эта сакральная пара являет собой древнейший протохрам – святилище, как отображение мифологического описания Центра Мира. Каменный круг мегалитического комплекса – это и капище, и протохрам, и солнечная обсерватория. Есть свидетельства того, что каменные круги более других сакральных мегалитических сооружений сохранили способность магического воздействия, поэтому они являются местом происхождения различных процессов, необъяснимых с точки зрения законов современной физики. Само представление о магии круга, сложенного из камней, является характерным для славянской Традиции.

В процессе самодеятельных экспедиционных поисков возникло тесное взаимодействие группы энтузиастов Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор» (к.т.н. Д.П. Барсков) со специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва (к.г.н. Бронникова В.К.), института Археологии РАН (к.и.н. В.В. Сидоров), Национального Парка «Мещёра» (З.Н. Дроздова), Историко-художественного музея города Гусь-Хрустальный (Н.И. Скулов) по изучению обнаруженных мегалитов и валунов. Всего участниками Содружества «ГеоШушмор» (Земля Шушмора) в ходе экспедиций 2008-2012 гг. по Мещере на сопредельных территориях Владимирской, Московской и Рязанской областей открыты и исследованы десятки каменных объектов, которые можно отнести к категории уникальных памятников мегалитической культуры. К их числу относятся отдельные почитаемые камни (следовики, чашечники, межевые и пограничные валуны), каменные святилища, фрагменты языческих капищ, мегалиты с петроглифами, мегалитические сооружения. Все они с полным правом могут быть отнесены к объектам природного и культурного наследия.

В 2008 г. неутомимый исследователь истории Шатурского края Евгений Владимирович Старостин (1940-2011 гг.) сообщил краеведам о том, что в Кривандино, на старом погосте, где раньше стояли церкви, лежит много очень крупных камней. Местные жители о них знали, видели их, но не придавали им большого значения, считая эти валуны остатками фундаментов церквей. Е.В. Старостин предположил, что эти камни могли иметь другое предназначение, поскольку вес многих из них, по внешней оценке, составлял около тонны и более. Поэтому информация о Кривандинских мегалитах всех очень заинтересовала и были предприняты совместные усилия по организации исследований этого мегалитического комплекса. В состав нескольких экспедиций на Кривандинский погост (26 июля 2008 г.; 30 ноября 2008 г.; 25 апреля 2009 г.) удалось привлечь не только краеведов, но и профессионалов - ведущего научного сотрудника Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, кандидата географических наук В.К. Бронникову и старшего научного сотрудника Института археологии Российской Академии Наук, кандидата исторических наук В.В. Сидорова. По их мнению мегалиты Кривандинского комплекса представляли изначально родовые святилища, а позднее места погребения (по предположению археологов, относятся к IV тыс. до н.э.). Каков точный возраст Кривандинских мегалитов, можно установить лишь после археологических исследований. У археологов возникла и другая версия о назначении мегалитического сооружения. По результатам исследований и анализа результатов предварительной теодолитной съемки расположения мегалитов Центрального круга В.В. Сидоровым было высказано предположение о том, что это не просто скопление больших камней, а древнейшее мегалитическое сооружение, имеющее астрономический аспект. В результате визуального обследования было также установлено, что валуны Кривандинского мегалитического комплекса ориентированы по радиусу, то, возможно, это сооружение также может являть собой дохристианский храм с календарным циклом, т.е. древнейший в Центральной России. По убеждению участника экспедиции В.Д. Барскова алтарный камень, плоские камни-жертвенники и мегалиты Центрального круга в более поздние времена являлись языческим святилищем - капищем славянских богов. Вариантов устройства святилищ и капищ великое множество, хотя принцип везде соблюдался один – круг. Сооружались они на холмах, у ручьёв, по берегам рек на выдающихся мысах и т.п. Но все эти святилища возводились в местах, где сходились пути из окружающих поселений, а некоторые, малые святилища-капища сооружались рядом с поселением, или около святых рощ, отдельных скал, холмов, возле родников… Многие из подобных капищ, их остатков уже найдены в Мещере, а многие ещё предстоит отыскать (Валентин Барсков).

В кон. 2009 г. был выпущен Отчёт о научно-исследовательской работе «Кривандинский культурно-ландшафтный комплекс мегалитического ритуального сооружения и некрополя. Геодезическая съемка и составление плана комплекса», в котором представлены материалы топографической съемки территории Кривандинского погоста, представлен подробный каталог и описание всех обнаруженных камней, валунов и мегалитов комплекса, а так же разработаны рекомендации по приведению территории в порядок и подготовке документов для придания комплексу статуса памятника истории и архитектуры.

Результаты Отчёта переданы в Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева руководителем экспедиционных поисков на Кривандинском мегалитическом комплексе. Второй экземпляр Отчёта был одновременно представлен в Управление по охране и использованию культурного наследия Министерства культуры Московской области для принятия решения о придании Кривандинскому мегалитическому сооружению статуса «Памятник культурного наследия». Объектов, столь наглядно показывающих детали мировоззрения древнейших людей, их интерес к познанию Вселенной, не так уж много в мире, поэтому памятник имеет исключительное значение. В расчищенном виде, с поясняющими стендами, он может стать уникальным экскурсионным объектом, имеющим высокую культурно-историческую ценность.

Участники экспедиций совместно с Е.В. Старостиным постарались привлечь внимание общественности и администрации Шатурского района к уникальному мегалитическому сооружению в Кривандино, не имеющему аналогов на Русской равнине. В частности, были размещены публикации об экспедициях в шатурской газете «Вестник Восточного Подмосковья» (№ 43, 2008 и №13, 2009). Сообщения о Кривандинском мегалитическом комплексе были представлены в докладах Д.П. Барскова на краеведческих конференциях в городах Ступино (04.03.2011) и Егорьевске (14.04.2011).




Фото с сайта MERJAMA

Топографические съёмки на территории Кривандинского мегалитического комплекса и некрополя производились в процессе работы шестой (геодезической) экспедиции Содружества «ГеоШушмор» силами специалистов Научно-технического центра «ТЕХКОН».
В процессе работы геодезической экспедиции был составлен каталог камней, валунов и надгробий, произведена фоторегистрация объектов мегалитического комплекса и некрополя, отобраны образы камней для лабораторного анализа химического состава. В северо-западной части территории комплекса на топографическую основу нанесен сохранившийся фрагмент рва, опоясывавшего в глубокой древности всю центральную часть мегалитического сооружения. По краям сохранившейся части рва глубиной до полутора метров фрагментами расположены по окружности камни второго круга.

Схема святилища

В процессе работы пятнадцатой экспедиции 24 июня 2011 г. на Кривандинском мегалитическом комплексе были выполнены геодезические работы по определению азимутального и планового положения мегалитов Центрального круга для последующего проведения годового цикла астрогеодезических измерений по азимутальному контролю положения точек восхода-захода солнца в дни летнего (зимнего) Солнцестояния и осеннего (весеннего) Равноденствия относительно мегалитов Центрального круга. Из геодезического опорного пункта произведена съёмка расположения камней Центрального круга мегалитического комплекса относительно истинного и магнитного меридианов и на основе её результатов разработана план-схема. 16 камней расположены по окружности, 4 камня – внутри круга, остальные камни – культовые и периферийные. На план-схеме отчётливо видно отсутствие шести-восьми камней, которые утрачены в более поздний период. Основные камни Центрального круга расположены по радиусу с небольшими отклонениями от номинального размера 4.5 м. Исключение составляет камень № 17, который, по-видимому, был искусственно перемещен со своего места. В Центральном круге заметно выделяются своей формой и размерами несколько камней – среди них шестигранный «белый» камень № 11 (камень Белошейкиной) и овальный «красный» камень № 27. При этом «красный» своей поперечной осью ориентирован строго на Полярную звезду - географический север по истинному меридиану, а «белый» своей радиальной осью направлен строго по осевой линии через две его противоположные вершины на точку восхода солнца в день летнего Солнцеворота. Геодезический опорный пункт мегалитов Центрального круга имеет следующие географические координаты: 55 град 33,782 мин северной широты; 39 град 40,227 мин восточной долготы. Абсолютная отметка в Балтийской системе высот составляет H=126 м.

В подробной классификации мегалитических памятников Русской равнины А.В. Платова пятое место занимают отдельные камни или сооружения из мегалитов, имеющих астрономический аспект. Они служат для определения моментов наступления Солнцеворотов и Равноденствий в культовых, магических целях, а также при осуществлении хозяйственной деятельности (охота, рыболовство). Совершение календарных магических обрядов, приуроченных к точкам годового солнечного цикла, было одной из важнейших причин создания мегалитических обсерваторий на территории Русской равнины. Такие мегалитические сооружения были построены с использованием определенных астрономических знаний и могли служить азимутальным солнечным календарем, на котором были отмечены некоторые ключевые положения Солнца, например, направления на восходы или заходы в особые дни года (А.В. Платов).
Наиболее характерными примерами «каменных» обсерваторий являются всемирно известные объекты - круговая постройка из мегалитов «Стоунхендж» и ряды менгиров в Бретани. На среднерусской равнине известны и хорошо изучены памятники мегалитической культуры, имеющие археоастрономическое значение. Практически все они сосредоточены в Тульской области – «Стоячая плита» в овраге Рыбий возле села Монастырщина, «Цыганский Камень» на юго-восточном склоне балки Курца неподалеку от самой середины знаменитого Куликова Поля, «Сабуровская каменная плита» на дне балки Куликова Поля, огромный валун «Конь-Камень» на берегу реки Красивая Меча. Однако они являются всё-таки отдельно расположенными валунами (хотя и внушительных размеров), визирные элементы которых - искусственно вытесанные древними астрономами отверстия, канавки, лунки и пр. - строго ориентированы относительно конкретных азимутов ключевых точек солнечного цикла. Эти «каменные» обсерватории являются, скорее всего, «приборами» с ограниченными функциональными возможностями по сравнению с мегалитическими сооружениями в Западной Европе, имеющими несоизмеримо большие, чем у одиночно расположенных мегалитов, базы визирования для астрономических наблюдений.
Кривандинский мегалитический комплекс существенно превосходит перечисленные выше тульские астрономические «приборы» по целому ряду отличительных признаков, которые ставят его в один ряд с мегалитической обсерваторией Стоунхенджа:
во-первых, камни Центрального круга расположены строго по радиусу (среднее значение R= 4,5 м с погрешностью не более 0,3 м);
во-вторых, главные оси Центрального круга ориентированы по линям Север-Юг, Восток-Запад;
в-третьих, в Центральном круге по окружности расположено 16 мегалитов (около восьми утрачены);
в-четвёртых, мегалиты «восточного полушария» Центрального круга, «привязанные» к точкам восхода Солнца, имеют строгую азимутальную ориентацию и отличительные геометрические параметры.

Меридиональная ось Центрального круга ориентирована на географический Север (Полярную звезду) и проходит через центр «красного» камня. Широтная ось круга ориентирована на точки восхода и захода Солнца в моменты Равноденствий, которая практически совпадает с линией Восток – Запад с незначительной погрешностью определения места установки геодезического опорного пункта мегалитов Центрального круга.
Основные мегалиты Центрального круга — это восемь валунов, окружающих геодезический опорный пункт, прямо указывающих на знание о восьми основных астрономических направлениях (Север-Юг, Восток-Запад, восход и заход Солнца на дни Равноденствия, восходы и заходы Солнца во время Солнцестояний.

Результаты астрогеодезических измерений мегалитов Центрального круга Кривандинского мегалитического комплекса по азимутальному контролю положения точек восхода-захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия свидетельствуют о том, что Кривандинский мегалитический комплекс представляет собой древнейшую «Солнечную» обсерваторию.
Азимутальные направления на точки восходов проходят исключительно через камни № 11 (летний Солнцеворот), № 13 (осеннее и весеннее Равноденствие), № 15 (зимний Солнцеворот). Камни «западного» полушария Центрального круга, через которые проходят азимутальные направления на точки заходов, к сожалению на своих местах отсутствуют – они, возможно, не совсем утрачены, а просто перемещены на периферию, так как на месте их вероятного расположения в своё время была проложена пешеходная тропинка.

План-схема расположения мегалитов Центрального круга Кривандинского мегалитического комплекса


Схема геодезической опорной сети для контроля астрономических точек восхода и захода солнца в дни летнего, зимнего солнцестояния и весеннего, осеннего равноденствия

1. – Мегалит «Черный камень».
2 – 9. – Периферийные мегалиты.
13, 18, 27, 83 – мегалиты Центрального круга.
22 – 23; 28 – 29 – мегалиты внутри Центрального круга.

Азимутальная привязка мегалитов Центрального круга на точки восхода-захода солнца в дни летнего солнцестояния

Азимутальная привязка мегалитов Центрального круга на точки восхода-захода солнца в дни осеннего равноденствия

Азимутальная привязка мегалитов и Центрального круга на точки восхода-захода солнца в дни зимнего солнцестояния

Азимутальная привязка мегалитов Центрального круга на точки восхода-захода солнца в дни весеннего равноденствия

МЕГАЛИТЫ ШАТУРСКИХ ПОГОСТОВ

Около 10 тысяч лет назад ледники принесли на территорию современного Мещерского края валуны с горных отрогов Скандинавии. Период в истории человечества продолжительностью около семи тысяч лет для жителей современной территории Русской равнины от Балтийского моря до Уральских гор назван «каменным веком». Камни стали частью жизни древних людей и ледниковые валуны со временем стали объектами поклонения, т.е. священными, объединёнными культурно-исторической традицией.

Очень немногое из того, что сохранилось до наших дней, составляет одну из самых больших загадок Мещеры. Это мегалитические сооружения, выполнявшие тысячелетия назад священные, культовые и магические функции для контактов наших пращуров с вполне реальными «скрытыми силами Природы». Культ камней являлся важной частью культурного ландшафта, носителем живой Традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины веков.

Под мегалитическими сооружениями по общепринятому правилу подразумеваются «большие камни» или комплексы из них, несущие следы человеческой деятельности – рукотворный характер таких сооружений, наскальные изображения на камнях, ориентация отдельных валунов относительно сторон света или небесных светил. Таким образом, следует говорить не просто об отдельных памятниках времен язычества, но о некой цельной древней культурной и культовой Традиции, связанной со священными камнями. Почитание священных камней, несомненно, уходит корнями в эпоху бронзы и, далее как минимум в неолит. Культура священных камней была одним из важнейших элементов сакральной Традиции славян I тысячелетия н.э.

Изучение священных и культовых камней на территории центральных областей европейской части России уже имеет свою историю (см. А.В. Платов, «Мегалиты Русской равнины», М.: Вече, 2009 г.). Усилиями нескольких поколений ученых-исследователей (и прежде всего замечательного краеведа из г. Шуя Ивановской области Сергея Николаевича Ильина) во второй пол. XX в. были выявлены и взяты на учет сотни почитаемых камней на территориях, прилегающих к Мещерскому краю. Примерно с сер. 80-х гг. стали появляться публикации, посвященные уже не отдельным камням (знаменитый Синь-Камень на берегу Плещеева озера, Конь-Камень на берегу р. Красивая Меча и др.), но культовым комплексам (святилищам), главными элементами которых являются священные камни (святилище на р. Кимерше в Московской области, Краснохолмское святилище возле истоков р. Непрядва в Тульской области и др.). Одновременно появились исследовательские работы, свидетельствующие о существовании на Русской равнине глобальных мегалитических комплексов, имевших, помимо традиционно культовых, функции астрономических обсерваторий (Антон Валерьевич Платов). Был сделан важнейший для дальнейших поисков вывод о существовании на территории Центральной России единой и значительной мегалитической культуры, являющейся важным элементом традиционной культуры вообще и сакральной Традиции в частности. Эта единая культура, в рамках которой были объединены все известные памятники такого рода – от небольших камней-следовиков и валунов-чашечников до потрясающих воображение большеразмерных каменных комплексов в десятки тонн весом, получила название мегалитической.

История Русского государства не начинается со времён прихода Рюрика в 862 г. на Ладогу и не с Киевской Руси, а имеет значительно более глубокие корни. Ряд известных ученых-исследователей Русского Севера утверждает, что прародиной человечества является исчезнувший в водах Северного Ледовитого океана полярный материк Арктида, а истоки «Славянской цивилизации» находятся в легендарной Гиперборее. Страна с таким волнующим воображение названием известна из древнеиндийских, древнеперсидских, античных, древнескандинавских, арабских и других источников, и находилась на территории Северной России. Одним из научных первооткрывателей Гипербореи являлся патриот России В.Н. Дёмин, который был твёрдо убежден:

«Несмотря на непрерывные миграции, продолжающиеся многие тысячи лет, всегда сохранялось некое первичное этническое ядро, непосредственно связанное с гиперборейской прародиной, гиперборейской протоцивилизацией и гиперборейской пракультурой. Русский народ (каким он известен по многочисленным источникам в последние десять веков), как никакой другой, связан именно с этой нордической традицией. Но, не он один. Гиперборейские корни без труда обнаруживаются и у других российских народов Севера и примыкающих к нему регионов – у финноугров, самодийцев, алтайцев…Россия навсегда останется гиперборейской! Мы, россияне, – прямые наследники пранарода и богоизбранные хранители сакральных традиций мировой культуры… Русский Север, Урал и Сибирь непосредственно связаны с историей древней Гипербореи, поскольку они являются континентальным продолжением погибшего арктического материка».

Следы тех времён могли сохраниться лишь в виде сильно пострадавшей от катаклизмов «каменной летописи». В процессе экспедиций на Русский Север Александра Васильевича Барченко (1920-е гг.) и Валерия Никитича Дёмина (кон. XX – нач. XXI в.в.) на Кольском полуострове в районе Сейдозера были обнаружены материальные следы, подтверждающие глубокую древность процветавшей здесь некогда самобытной культуры, и, в первую очередь, рукотворные сооружения из камня (мегалитические святилища) с наскальными изображениями. На некоторых валунах просматривались знаки – трезубцы, свастики, солярные круги, рунические письмена. Встречались изображения человеческих ладоней и ступней. Были обнаружены огромные отёсанные каменные блоки и плоские камни идеальной геометрической формы, а время их искусственной обработки колеблется от восьмого до десятого тысячелетия до новой эры. Последователями В.Н. Дёмина (1942-2006 гг.) удалось сделать удивительные открытия на Кольском полуострове – пирамиды высотой в несколько десятков метров из грунта и валунов конусообразной формы с внутренними полостями. Функциональное назначение такой пирамиды – довольно точная обсерватория, позволяющая следить за звёздным небом. Возраст этой загадочной обсерватории – девять тысяч лет, т.е. в два раза старше египетских пирамид!! Участнику экспедиции 2008 г., лучшему российскому знатоку праславянской письменности профессору Валерию Алексеевичу Чудинову удалось обнаружить на валунах и даже на поверхности так называемых пирамид фрагменты надписей, где в качестве шрифта использовалась протокириллица. С помощью этих надписей он установил, что здесь со времен верхнего палеолита находилось святилище не саамских, а русских богов – Яра, Мары, Макоши, Рода. Древнее святилище представляло собой храмовый комплекс этих почитаемых нашими предками божеств (А.И. Леонтьев, М.В. Леонтьева, Неведомые земли и народы Севера. – М.:Вече, 2009 г.).

Эти земли исчезнувшей цивилизации у античных писателей носили название - Гиперборея (Борея), а у древнескандинавских составителей саг – Биармия. Одним из научных открывателей Гипербореи признана историк, искусствовед и этнолог Светлана Васильевна Жарникова. Она указала точные координаты Гипербореи – это обширная территория вдоль побережья Северного Ледовитого океана, ограниченная с запада Скандинавией, с востока – Уральскими горами, а с юга – Северными Увалами. Именно эта возвышенность является главным водоразделом рек бассейнов Белого и Каспийского морей. Самый главный вывод из вышеупомянутой работы авторов – Александра Ивановича Леонтьева и Марины Владимировны Леонтьевой: биармы (биармийцы) и русь, а ещё раньше их предки бореи (гипербореи) – это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству – священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Этот древний народ населял огромную территорию североевропейской части современной России, названную европейцами Биармия и Русь. Таким образом, легендарная Биармия имеет самое непосредственное отношение к истории древней, долетописной Руси.

Священные камни Русской равнины

Феномен священных камней в системе дохристианской культуры рассматривается современными историками и археологами (А. Платов, В. Мазин, Л. Василявичус и др.) в общем контексте почитания таких камней различными народами на обширной территории Русской равнины. При этом установлена прямая связь языческой мифологии с традиционными магическими представлениями.

Неолит длился с V тыс. до н.э. до сер. II тыс. до н.э. Для каменного века был характерен матриархат – власть матерей. В этот период люди благословляли и почитали Великую Богиню Лосиху, что зафиксировано на одном из мегалитов Мещеры (мегалит «Судьбина»). У выбитых на камнях изображений и следов животных проводились магические обряды на удачу в охоте, рыбной ловле и т.п. В III тыс. до н.э. среднюю Европу заселили индоевропейцы. На обширных территориях к востоку от Балтийского моря сложилась культура шнуровой керамики, а из неё развились Поднепровская культура и её ветвь в бассейнах рек Волги и Оки – Фатьяновская. В этот период значительно усовершенствовалась обработка камня. Люди освоили технологию шлифовки, резки и сверления камней.

Бронзовый век, начавшийся в середине II тыс. до н.э., сохранил сложившийся образ жизни людей, основой которого являлось скотоводство. Но уже появились изготовление орудий и украшений из бронзы, строительство длинных домов, курганные и кремированные захоронения. Археологами установлен «факт бесспорного и очень значительного расширения балтийской сферы к востоку от Прибалтики: до Калуги и Рязани (включая бассейн Москвы на юге и до Твери и Дмитрова на севере)» (Л. Василявичус). Находки многочисленных священных камней в Центральной России подтверждают факт их аналогии литовским, почитаемым восточными балтами. Профессор Э.А. Левков предполагает, что культ камней был перенят славянами, пришедшими сюда из мест, где не существовало поклонения валунам, у местных жителей – балтов. Исторические источники указывают, что не только древние балты, но и славяне почитали камни. Финские народы, заселявшие территории Поволжья и Поочья, тоже поклонялись камням, деревьям, источникам, почитали священные рощи и жертвенные камни. Менялись времена, менялись племена, неизменными оставались только камни – самые стойкие хранители следов исчезнувших эпох…

Классификация священных камней

В настоящее время российскими учеными накоплен весьма значительный массив знаний о мегалитических памятниках. Собранные сведения и материалы охватывают такие области знания, как история, культурология, этнография, археология, археоастрономия и т.д. Для рассмотрения вопроса о сакральных истоках самого феномена почитания камней Антон Валерьевич Платов называет три основные функции мегалитических памятников:
во-первых, многие священные камни в сознании людей связаны с божественными или иными мифологическими персонажами. В определенных случаях следует говорить о том, что данный конкретный камень (валун) «посвящён» тому или иному божеству;
во-вторых, большинство почитаемых камней являлось частью мегалитических сооружений – языческих святилищ, жертвенных капищ. Имеется немало дошедших до наших времён письменных источников и этнографических материалов о магической функции священных камней и сооружений. Материалы археологических экспедиций очень часто свидетельствуют о том, что почитаемые народом в настоящее время или ещё совсем недавно камни (валуны) в древности являлись центральными элементами мегалитических святилищ;
в-третьих, многие камни и мегалитические комплексы служили в древности совершенно конкретным астрономическим целям, в основном для определения моментов наступления важных в сакральном отношении точек года – солнцестояний и равноденствий, для наблюдения восходов и заходов Солнца и Луны. Мегалитические сооружения с функциями астрономических обсерваторий были обнаружены не только в Западной Европе (знаменитый «Стоунхендж» в Англии, ряды стоячих камней Бретани во Франции, кромлехи Шотландии и т.д.), но, и в Восточной Европе, включая Россию (Монастырщинская стоячая плита близ впадения Непрядвы в Дон, Белозерский стоячий камень, «Цыганский камень» Куликова Поля, Конь-Камень на реке Красивая Меча и т.д.).

Из всего многообразия огромной базы данных о священных камнях и сооружениях на территории Русской равнины составлена подробная единая типологическая классификация (М.В. Шорин, А.В. Платов) мегалитических памятников рассматриваемого региона:

Отдельные валуны – почитаемые культовые камни, как изменённые искусственно («следовики», камни с «жертвенными чашами» и т.д.), так и неизмененные.

Мегалитические сооружения, сложенные из нескольких или многих камней или обработанных каменных блоков.

Стоячие камни (менгиры) – как правило, обработанные, вертикально установленные камни.

Каменные круги – класс мегалитических сооружений, объединяющий несколько различных групп памятников – от кругов стоячих камней (хеджей) до круговых каменных выкладок разнообразных лабиринтов.

Астрономические обсерватории – мегалиты и мегалитические сооружения, созданные для астрономических наблюдений в культовых, магических и, возможно, хозяйственных целях.
Чтобы отнести ту или иную группу священных камней к определенной исторической эпохе или культуре, надо использовать косвенные данные мифологии, лингвистики, геологии, самые разные исторические сведения и литературные памятники старины.

Мегалитическая культура древней Мещеры

Сердцевиной Мещеры, срединной или центральной её частью, является бассейн рек Поль-Бужа с системой Великих Мещерских (Клепиковских) озёр, из которых вытекает и несёт в Оку свои воды воспетая К.Г. Паустовским знаменитая Пра. Именно здесь располагаются Национальные природные парки «Мещера» с центром в посёлке Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области и «Мещерский» – с центром в городе Спас-Клепики Рязанской области. В Центральной Мещере следует выделить три части: верхнюю, расположенную в междуречье рек Поль и Поля, срединную – район Великих Мещерских озёр, а также нижнюю – бассейн реки Пра, включая район Приокского заповедника. Вся эта территория сформировалась в эпоху мезозойской эры, когда в Центральной Мещере образовались «субмеридиональные крупные доюрские долины, начинающиеся южнее Рязани и идущие на север – одна к Шатуре и Собинке Владимирской области, а другая – вдоль полосы Клепиковских озёр – соответственно Шатурская и Центральная ложбины стока» (Рязанская энциклопедия, том VI , 1992 г, с. 616). Реки Шатурской ложбины Сеньга, Ушма и Поля стекают в Клязьму, а реки Центральной ложбины – Поль и Бужа несут свои воды на юг, в Свято-озеро – самое верхнее в системе Великих Мещерских озёр. Здесь следует обратить внимание на возникшую в 20-х годах прошлого века путаницу в географических наименованиях рек Бужа и Поль. Дело в том, что на современных региональных картах и атласах указанно, что река Поль является левым притоком реки Бужа, хотя в действительности Поль является протяженнее (от места слияния) и более полноводной, чем Бужа. На древних картах (Владимирская губерния – межевание, 1778 год; атлас Менде, 1850 год) всё обстоит «с точностью до наоборот» – р. Бужа является правым притоком р. Поля (именно так она обозначена картографами XVIII – XIX вв.). Жители деревень Мокрое, Тюрьвищи и села Палищи, расположенных ниже слияния Бужи и Поль, до сих пор называют её рекой Полей. В академическом труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П. Семёнова (С.-Петербург, 1902 г.) упоминается: «Самоя р. Пра со своим притоком р. Полей замечательна тем, что служит стоком целой цепи озёр, расположенных вдоль границы Рязанского и Егорьевского уездов» (с. 309).

Столь подробное изложение географии Центральной Мещеры необходимо для более полного восприятия необычности и уникальности объектов экспедиционных поисков, обнаруженных и исследованных группой краеведов под руководством автора. Основной целью поисков являлось определение местонахождения загадочной каменной полусферы в таинственной зоне «Шушмор» (см. «Притяжение Мещеры» Дмитрий Барсков, Валентин Барсков, Транзит-Икс, Владимир, 2007). В период сбора материалов для этой книги в 2005-2006 гг. её авторам приходилось неоднократно сталкиваться с мнением о том, что в Мещере – в этом краю обширных болот, непролазных лесных дебрей не может быть «по определению» никаких каменных сооружений, подобных тому, о котором когда-то поведал шатурскому краеведу Н.Н. Акимову местный старожил.

До недавнего времени сохранилось устойчивое мнение о том, что на территории Мещерского края отсутствуют мегалитические сооружения. Имелись лишь отрывочные сведения об отдельных камнях или ландшафтных скоплениях валунов. Весьма важным признаком расположения почитаемых или священных (получивших такой статус в последнее время) камней являет нахождение рядом с ними культовых деревьев, природных родников, целебных источников и даже православных церквей или часовен.

Следует обратить внимание на утвердившееся среди ученых мнение, что в древности культовые камни располагались на пересечении дорог и водных путей. При этом необходимо учитывать своеобразие ландшафтов Мещеры, в которых складывались вековые традиции почитания культовых камней и происходило формирование мегалитической культуры данного географического района. Несомненно, что для составления наиболее объективного представления о священных камнях в первую очередь следует обратиться к изучению особенностей Мещерского края, а также культов аналогичных объектов, расположенных в соседних регионах.

Образ священного камня, расположенного на перекрёстке дорог с надписью: «Направо пойдешь…» из картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», наполнен определённой торжественностью выбора. Здесь перекрёсток дорог – место, откуда можно попасть в иной мир, лежащий за гранью выбора... «В мифологическом сознании переход в Иной Мир может быть произведен только через Центр Мира, где сходятся все дороги и где лежит начальный священный камень» (А.В. Платов).

Таким образом, феномен священных камней в дохристианской традиционной культуре заключается в увязывании прямой связи почитания таких камней с языческой мифологией и традиционными магическими представлениями. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намёка, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.). В конце концов, народное (изначально языческое) мировоззрение, этика растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие. А на местах нахождения языческих капищ, мегалитических святилищ и ритуальных камней-валунов возникли православные церкви и монастыри. Но, на территории Мещерского края ещё в течение нескольких столетий существовало двоеверие и сохранились «отголоски язычества», в том числе и в форме поклонения священным камням. Наследием эпохи двоеверия, т.е. одновременного сосуществования христианства и язычества (на Руси – X-XVI вв.), стало то, что многие священные камни, являющиеся местом поклонения языческим божествам, в дальнейшем приняли христианские имена: камни Велеса стали Власиевыми камнями, камни Макоши – камнями Параскевы Пятницы, камни Перуна – камнями Ильи-Пророка и т.д.

Экспедиционные поиски мегалитов в Центральной Мещере

В летне-осенние сезоны 2008-2010 гг. в поисковых районах верхней и срединной частей Центральной Мещеры под руководством автора было осуществлено двенадцать экспедиций и экспедиционных вылазок, носивших научно-исследовательский характер. В ходе их проведения сложился коллектив поисковиков – энтузиастов, получивший название: Содружество «Геошушмор» («Земля Шушмора»).

Первая экспедиция из восьми участников (Д.П. Барсков, Ю.В. Гончаров, В.В. Иконников, И.В. Иконников, Н.В. Кузнецов, С.А. Погарский, Д.В. Романов, М.Х. Халиков) с 1 по 3 мая 2008 г. осуществляла поиск мегалитического сооружения, межевых камней-валунов в районе условного географического «треугольника»: деревень Турово – Большие Острова – Малые Острова Собинского района на границе с Гусь-Хрустальным районом Владимирской области и Шатурским районом Московской области. Были проложены четыре маршрута и выполнен комплекс исследований, измерений и наблюдений.

26 июля 2008 г. второй экспедицией краеведов в составе Д.П. Барскова (г. Раменское), Ю.В. Гончарова (г. Рошаль), В.В. Иконникова (г. Рошаль), А.В. Скирды (г. Рошаль), Е.В. Старостина (г. Шатура), М.Х. Халикова (г. Москва), С.А. Погарского (пос. Мишеронский) на территории древнейшего Кривандинского погоста Шатурского района Московской области были проведены исследовательские работы.

После расчистки центральной части территории погоста и древнейшего кладбища от мусора, сорной растительности и мелкого кустарника, где были расположены отдельные большие камни и валуны, была произведена фоторегистрация всех выявленных мегалитов. При этом было зафиксировано расположение десяти крупных валунов по дуге окружности. Территория погоста расположена на вершине песчаной гривы в излучине правобережья реки Поля.

26-27 сентября 2008 г. в ходе третьей экспедиции краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова, В.В. Иконникова, Н.Д. Чистякова (с. Пышлицы Шатурского р-на) были исследованы камни и валуны на погосте Ялмать Клепиковского района Рязанской области. На территории древнего погоста находится Никольская церковь, которая пребывает в запустении. Вокруг храма обнаружены девять отдельно лежащих валунов. В дохристианскую эпоху они вполне могли представлять собой капище или святилище языческому богу (Н.Д. Чистяков).

18 октября 2008 г. в ходе четвертой экспедиции краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова, В.В. Иконникова, С.А. Погарского, Е.В. Старостина были исследованы камни и валуны на территории древнейшего погоста Шатур в Егорьевском районе Московской области. На территории старинного кладбища было обнаружено восемь камней-валунов, расположенных в форме полуокружности, с отдельно лежащим большим плоским камнем, который в языческие времена вполне мог использоваться в качестве алтаря или жертвенника… Погост Шатур расположен в верховьях реки Поля на её левобережной излучине.

30 октября 2008 г. состоялась пятая экспедиция, состоявшая из В.К. Бронниковой, В.В. Сидорова, Н.Н. Сорокиной, краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова и художника В.Д. Барскова. Были произведены дополнительные исследования Кривандинских мегалитов.

Д.П. Барсковым были выполнены: теодолитная съёмка; планово-высотная схема исследуемой территории; фоторегистрация валунов и надгробий XVIII в. Всего было зафиксировано 83 мегалита. У археологов возникло и другое предположение. Поскольку камни лежат по радиусу, то это сооружение может представлять собой храм с календарным циклом, т.е. иметь астрономический аспект. Если в результате археологических исследований это предположение подтвердится, то можно будет считать, что этот древнейший храм – единственный в Центральной России.

25 апреля 2009 г. на Кривандинском погосте работала шестая (геодезическая) экспедиция в составе: Д.П. Барсков, руководитель работ по топографической съёмке территории мегалитического комплекса; В.С. Брусов – инженер-геодезист, ответственный исполнитель; С.В. Барсков, Н.В. Белошейкина, Ю.В. Гончаров, С.А. Погарский, Е.В. Старостин, Н.А. Филин – краеведы Шатурского района.

В процессе работы экспедиции был составлен каталог камней, валунов, надгробий, произведена фоторегистрация объектов мегалитического сооружения и некрополя, а также произведена топографическая съёмка территории мегалитического комплекса. Составлен план комплекса с нанесением зафиксированных мегалитов на картографическую основу (масштабы М1:200, М1:400, М1:500).

В период с 12 по 14 июня 2009 г. состоялась седьмая (разведочная) экспедиция в поисковую зону «Шушмор» на территории Национального парка «Мещера». Район поиска составлял условный географический треугольник: посёлок Уршельский Гусь-Хрустального района – Бакшеевские болота Шатурского района – деревня Большие Острова Собинского района. В состав экспедиции под руководством автора входили 12 человек. Среди участников были: научные сотрудники, представитель «Космопоиска», краеведы, работники лесничества НП «Мещера», студенты – все являлись экстремалами, энтузиастами и романтиками поискового туризма.

Восьмая экспедиция, в которой участвовали Д.П. Барсков, С.А. Погарский и Н.Д. Чистяков, состоялась 12 сентября 2009 г. в урочище «Ильмяны» Шатурского района Московской области. В ходе экспедиции были обследованы остатки мегалитического сооружения возле развалин Вознесенской церкви бывшего Ильмянского погоста. Произведена регистрация оставшихся 6-ти валунов (инструментальные обмеры и фотосъёмка).

Девятая экспедиция (Д.П. Барсков, Н.И. Скулов, С.В. Барсков) состоялась 18 апреля 2010 г. в целях исследования объекта «Часлицкие мегалиты». Зафиксировано пять мегалитов в д. Часлицы и д. Перово на территории Национального парка «Мещера» (Гусь-Хрустальный район, Владимирская область).

Десятая экспедиция состоялась 30 апреля – 3 мая 2010 г. на территории НП «Мещера» для исследования мегалитов в урочищах «Шушмор» (10 мегалитов), «Бибики», «Гущина Стража» (5 мегалитов), мегалитического сооружения «Запольское святилище» в урочище «Роговская Стража» (12 мегалитов).

Одиннадцатая экспедиция состоялась 1 августа 2010 г. для обследования и геодезической съёмки мегалитического сооружения «Запольское святилище» в урочище «Роговская Стража» (НП «Мещера») при участии В.К. Бронниковой – ведущего специалиста Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и Н.И. Скулова – директора краеведческого музея в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области.

Двенадцатая экспедиция состоялась 25 сентября и 9 октября 2010 г. в урочище «Пустопольский погост» (Шатурский район, Московская область) для обследования мегалитического комплекса «Пустое Поле» (35 мегалитов). В составе экспедиции под руководством Д.П. Барскова приняли участие В.Д. Барсков (художник из г. Одессы), С.В. Барсков (г. Москва), Б.А. Корнилов (знаток местных урочищ из пос. Мишеронский), Ю.В. Гончаров (г. Рошаль) и Л.П. Белов (г. Москва). Была произведена геодезическая привязка 35-ти мегалитов для нанесения их на топографическую основу, составлен каталог всех валунов и камней комплекса с проведением инструментальных обмеров и полным описанием (цвет, форма).

Мегалиты Подмосковной Мещеры

Мещерский край в целом и, особенно, Шатурский район учеными никогда раньше не рассматривались в качестве полноценного мегалитического региона. Но, тем не менее, известные на территории района «большие камни» являются важной частью культурного ландшафта, несущего отпечатки живой традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины веков. Сформировавшиеся здесь сакральные объекты мегалитической культуры являются во многом сплавом различных верований и представлений (балты, финно-угры, славяне). Весьма важным признаком расположения почитаемых или священных (получивших такой статус от ученых в недавнее время) камней является нахождение рядом с ними культовых деревьев, природных родников и целебных источников. На местах поклонения – языческие капища, мегалитические святилища и ритуальные камни-валуны – возникали первые православные церкви. В пяти сопредельных районах (Шатурский, Егорьевский, Собинский, Гусь-Хрустальный и Клепиковский) Московской, Владимирской и Рязанской областей в процессе экспедиционных поисков её участниками зафиксированы десятки каменных объектов, которые следует отнести к категории уникальных памятников древнейшей истории (отдельные почитаемые камни и валуны, «следовики», «чашечники», пограничные валуны) и археологии (остатки языческих капищ, валуны с петроглифами, мегалитические комплексы). На территории Шатурского района открыты для дальнейшего изучения мегалитические сооружения на Кривандинском погосте (83 мегалита) с центральным круговым элементом из двух десятков плоских валунов и Николо-Пустопольском погосте (35 мегалитов) с обнаруженным классическим «камнем-чашечником». Оба мегалитических комплекса сопровождаются позднейшими православными храмами и древнейшими некрополями в виде сохранившихся надгробных памятников XVIII в. Остатки мегалитических комплексов обнаружены на Ильмянском погосте (6 мегалитов), а также на сопредельных с Шатурским районом территориях – погосте Шатур в Егорьевском районе (8 мегалитов) и погосте Ялмать в Клепиковском районе (9 мегалитов).
© Дмитрий Барсков

Синь-Камень на озере Плещеево.
«Петухов Камень». Угличский р-н.
Кремлёвский камень/Велесов камень. Священные камни в Коломенском.
Город Гусь-Хрустальный.
Гусь-Хрустальный район.
Городец Мещерский.
Происхождение названия реки Гусь
Гусский погост

Copyright © 2015 Любовь безусловная




Источник: http://www.krivandino.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=165&Itemid=1
Категория: Мещера | Добавил: Jupiter (20.05.2014)
Просмотров: 6892 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024