Гордыня - удивительное качество в человеке. Оно удерживается на одном основном законе видения мира, а проникает почти во все области человеческого существования. Этот закон - ценность индивидуального отличия одного человека от другого и от всех. Если - человек живет этим законом (а живут им в разной степени почти все люди), то гордыня неизменно расцветает.
В эзотерической литературе Рудольф Штейнер дает интересные сведения о начале появления этого качества на нашей планете. Он пишет, что когда-то люди былиедины, совсем не интересовались вопросом отличия друг от друга, имели неразрывную связь со своей душой, духом и Богом. Этой связью они жили в гораздо большей степени, чем отражением себя в глазах других людей. Потом появились в Астрале Земли сущности, названные Люцеферическими. Они долго и тщательно обрабатывали сознание людей, внедряя им идею о том, что отличаться от других своими достоинствами - нужное, ценное качество, к которому и надо стремиться. В конце концов люди поверили их напевам и стали интересоваться отличиями, и реагировать эмоционально. Это даже толкнуло людей на каком-то этапе вперёд в развитии, ускорило их прогресс в ряде областей, но привело к столкновению и различным последствиям, в результате которых мир стал приближаться к его сегодняшнему состоянию.
Всё это было довольно давно. Люциферические сущности, окончив свою работу, обеспечили себе возможность получать энергию от тех людей, которые стали жить их законом и передавать его из поколения в поколение, от цивилизации к цивилизации. Они и сегодня питаются нашими эмоциями, когда мы проявляем качество гордыни. Люди любят доить коров и пить молоко, а кто-то любит доить людей и пить эмоциональную энергию - в природе много удивительных параллелей.
В сегодняшней ситуации гордыня продолжает играть не только отрицательную, но в чём-то и положительную роль. Возьмём, к примеру, ситуацию, когда в школе слабого мальчишку держат за "шестёрку", шпыняют, дразнят и так далее. Рано или поздно чувство собственного достоинства (это не гордыня, а природное качество), соединившись в нём с гордыней, гневом, возмущением, может взять верх над страхом и он сбросит угнетателей. Здесь гордыня - двигатель эволюции.
Очень сильный страх владеет душами людей, которые не так давно вышли из Царства Животных. Они ещё не совсем люди - они оборотни из животных в люди. Им надо победить стадный страх, страх голода, жадность. Если гордыня поможет им победить свой страх - они станут людьми. Для них гордыня может быть полезной.
Для людей более высокого уровня духовного развития гордыня играет сегодня двойную роль.
Положительная часть: гордыня толкает людей обгонять кого-то по умственному, физическому, эмоциональному развитию.
Отрицательная часть - она возводит стенки между людьми, мешает чувствовать и понимать друг друга, приводит к ссорам и вражде.
Но вот если говорить о людях, стремящихся к духовной эволюции, то для них гордыня уже не стимул, а тормоз. Эти люди стремятся к единству, к духовной жизни, а фиксация на индивидуальных отличиях и накачка на себя эмоциональной энергии других людей приводит к существованию на низкоэнергетическом уровне. Тонкие тела человека должны быть наполнены вселенской любовью, чистыми природными и космическими энергиями, если он хочет успешно продвигаться, а наполнение их эмоциональной энергией через гордыню и другие качества вроде страха, корысти сильно мешают продвижению.
Гордыня напоминает хитроумную грибницу, проникающую своими корнями-щупальцами в разные области человеческой психики. Это происходит с самого детства, когда ребёнку перетекает видение мира от родителей и окружающих. Дети видят и чувствуют, что гордые люди выглядят со стороны более успешными, более умными, их редко кто обижает. А родители в основном не воспитывают детей, а дрессируют, делая из них послушных роботов, постоянно обвиняя и сравнивая с другими детьми.
Ребёнок уже с детства запускает матрицу гордыни внутри себя. Наше воспитание формирует гордыню с самого детства. Закон сравнения - основа основ. Следует правильно понять и увидеть суть этого явления. Прежде всего надо увидеть, что гордыня - это хищник. Хищник, который охотится за энергией людей, предназначенной по природе своей совсем для других задач. Гордыня в нашем восприятии часто видится невинным хвастовством, игровым азартом, но это всего лишь маскировка.
Ошо приводит один удачный и безжалостный пример, обнажающий хищную суть гордыни, её разрушительную силу.
По улицам Нью-Йорка идут женщины и мужчины. Этой зимой в моде меховые жилеты. Некоторые женщины одеты в жилеты за 40 долларов, другие за 150, но встречаются жилеты и за 2000 долларов. Что побудило женщину отдать такие деньги за жилет? Мода? Хороший вкус? Но ведь красивый жилет можно купить и за сто или двести долларов. Чтобы понять в чём тут дело, давайте рассмотрим внутренние реакции людей и перераспределение эмоциональной энергии между ними. Женщина в норковом жилете чувствует подъём, силу, торжество, уверенность и превосходство. А другие женщины, глядя на неё, что чувствуют? Желание конкурировать, зависть, а некоторые - бессилие и подавленность. Именно такие энергии они отдают обладательнице норкового жилета за 2000 долларов. Именно за этими энергиями охотится её гордыня, наполняющая её чувством превосходства и торжества. Фокус в том, что чувство подавленности возникает от того, что многие из женщин, идущих по улице, никогда не имели такого жилета и иметь не будут, а обладательнице этого жилета именно это и доставляет удовольствие, так как она отождествлена со своей гордыней. Ей нравится держать других за горло, ей нравится пить их зависть и бессилие, а снаружи всё это замаскировано модой, хорошим вкусом, кокетством, очарованием и т.д.
Всмотритесь на такую глубину проявления гордыни у себя и своих знакомых. Надо только немного честности и смелости, чтобы провести эту работу и увидеть хищника лицом к лицу в глубине себя самого. Причём этот хищник охотится за энергией ваших же друзей, которых другой частью своего существа вы, возможно, любите...
Теперь рассмотрим процесс развития гордыни внутри человека. Предположим, что кто-то не умеет танцевать и давно хочет научиться. Вот он пришёл в студию и начал работать. В начале всё его внимание и мысли были сосредоточены на движениях, музыке, ритме. Когда он чему-то научился, то появилось удовольствие от движений, от того, как перетекает в нём энергия вместе с музыкой. И вот тут из подсознания начали выходить интересные обрывки мыслей: "Как я красиво танцую! Надо будет показать знакомым!", "А они так не умеют...", "Пусть полюбуются, знай наших!" и тому подобное. Человек продолжает учиться танцевать, получает удовольствие, 90% его внимания сосредоточено на танцах, а 10% уже удерживает гордыня, становясь, конечно, стимулом для занятий, но стимулом не чистым с точки зрения духовного развития. Щюпальцы гордыни быстро и незаметно для нетренированного сознания прокладывают себе дорогу в осваиваемую человеком новую область танцев, закрепляются в ней и начинают охотиться за энергией славы, блеска, престижа.
Так живёт человек с детского сада до пенсии, а дорогу для гордыни открывает закон сравнения, закон, гласящий: "Быть лучше кого-то в чём-то имеет смысл". Одно дело, когда человек стремится быть совершеннее, т.е. развить своё сознание, быть ближе к Богу, к источнику существования, открыть тайны природы, войти в мир любви - это духовный стимул, а другое дело, когда человек стремится быть совершеннее, чтобы "утереть нос" Васе, Кате, Коле и другим. Если человек не научится очень ясно и чётко видеть в себе различие этих стимулов, распознавать их в каждый конкретный момент своего осознания, то его духовный прогресс не выйдет к высшим безличностным уровням бытия.
Ниже я привожу несколько техник, которые можно предложить тем, кто собирается серьёзно работать со своей гордыней. Не всем подойдёт одно и то же, тут надо пробовать и учиться постепенно.
1. Свободно научиться ходить по городу в самой бедной, неприглядной одежде, потом грязной, рваной и т.д.
2. Точно так же свободно и легко ходить по городу без изменения внутреннего состояния (сконцентрированного на духовности) в одежде самой богатой и модной. Можно занять её у знакомых.
3. Научиться свободно говорить о своих слабостях и недостатках с людьми, которые понимают такой уровень, и с теми, кто достаточно далек от вас по жизненной линии, наработав это у вас не будет надобности играть престижные роли.
4. Не испытывать дискомфорт, когда в общении все разбираются в каком-то вопросе, а вы не разбираетесь, и не стесняетесь это показывать.
Таких техник можно придумать ещё много и их надо тренировать ежедневно, но следует помнить и главное - видеть коварство гордыни. Её тонкая игра строится на том, что, вытесняемая с одного уровня, она тут же стремится занять другой - причём более высокий. Это называется ловушка самоуничижения. В неё попадались многие мистики и религиозные деятели прошлого. Об этом писали христианские подвижники. Если, хотя бы где-то глубоко внутри идут мысли: "Я выше этих людей, ибо я могу выглядеть слабым, а они нет", то гордыня тут же подпитывается уже в новой области ваших наработок. Настоящая отработка гордыни происходит тогда, когда вы в каждый момент времени видите свои внутренние импульсы: "Я лучше", "Я выше", "Я умнее", "Я хороший", "Я глубоко понимаю, тоньше чувствую", и за этими импульсами постоянно видите хищника внутри себя, охотящегося за вашей энергией и энергией окружающих. Для этого нужна честность, смелость по отношению к себе самому. Только такой глубокий холодный взгляд в себя уничтожает гордыню - она съёживается и медленно отступает из каждой области, куда вы проникли своим осознанием.
Обычную операцию делает хирург, и пациент лежит под наркозом в бесчувственном состоянии, а операцию по убиранию гордыни делает человек себе сам - в этом сложность. И последний важный момент - гордыня как живое существо из чужой Вселенной, привитое нам, живёт в наших тонких телах и занимает там какое-то место. Если вам удастся добраться до неё и начать вытеснять, то образуется пустота внутри вас. Вместо гордыни туда что-то придёт само, но, возможно, не сразу. Может быть, это будет любовь к миру, может радость жизни, может ещё что-то, но если оно не приходит сразу, то человек чувствует дискомфорт. Его было много, а стало меньше. Раньше у него был яркий мир, подчинённый его самоутверждению, соединённому с самореализацией, а теперь этот мир стал менее ярким. При работе на этом участке пути можно делать сразу две вещи - с одной стороны развивать воинские качества, которые помогают переносить любые трудности, с другой - искать что-то, что есть у других людей, у которых мало гордыни и которые живут достаточно яркой и интересной жизнью.
Внимательно наблюдая своих знакомых, вы увидите, что они имеют внутри какие-то энергии, живут какими-то законами, которые делают их мир богатым духовно и полноценным, а гордыни при этом у них мало.
Желаю успеха!
СИМВОЛЫ ГОРДЫНИ
Один из семи смертных грехов, корень зла, постоянно изображается в средневековых циклах на тему Добродетели и Пороки в виде поверженного всадника. Прочие символы гордыни появляются в эпоху Возрождения.
Персонифицированная Гордыня может иметь своим атрибутом зеркало, в котором часто различим образ Сатаны.Этот тип изображения тяготеет к превращению в образ Суеты.
В битве добродетелей с пороками Гордыню побеждает Смирение.
Основные символы:
всадник, падающего со своего коня;
лев, орел — цари земли и воздуха;
павлин — самая гордая птица; зеркало.
ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ
Исток духовной гордыни – в «омертвлении» убеждений, в торможении духовного Развития, в страхе (страх наказанья Божьего).
Главным источником духовной гордыни является КУЛЬТ. Культ создаёт свои религиозные концепции, свои законы. ЗА-КОН - это принцип формирования локально-замкнутой самодостаточной системы с предпочтением внутреннего саморегулирования - "МИР в себе". Приставка ЗА - определяет закрытость (закапсулированность) первопричинной сутью. Если проще, — культ ограничения одной группы людей от другой.
Многие религии пропагандируют идеи своей истинности и избранности, это благотворная почва для роста гордыни. Верующий в какой-то момент начинает считать себя истинно верующим, начинается процесс сравнения с остальными и человеком овладевает гордыня. Деление на «первых и последних», «избранных и всех остальных», «высших каст и низших» — это работа ума. Поэтому одержимые духовной гордыней склонны к детализации, анализу, сравнениям, оценочности, «зацепкам» к различным словам, ритуалам, традициям и подобному. Одержимые духовной гордыней нетерпимы к мнению других по причине, что считают истинным и верным только их мнение, основанное на их религиозном мировоззрении. Они не желают расширить своё мировоззрение, не хотят взглянуть на общую картину, увидеть суть единства всех духовных течений и направлений светлой направленности.
Эго Человека, одержимого духовной гордыней, очень ранимо. Любое иное мнение, иной взгляд на то или другое убеждение пробуждает «бурю» эмоций и состояний – обиду, агрессию, негодование, гнев, высокомерие, насмешку и подобное. Если человека что-либо задевает подобным образом, то значит, что в нём говорит Страх перед новым – основной мотив духовной гордыни. Он боится осознать, что он ещё не на вершине, а в процессе.
Кто же такие люди свободные от гордыни?
Это люди чувствующие, а не думающие. Это люди целостные. Это люди без предубеждений о «верном и неверном», о «нужном и вредном», о «мудром и невежественном». Эти люди не спорят, но радуются новым Знаниям и возможностям. Они постоянно самосовершенствуются. Они несут ответственность за свою жизнь, а не перекладывают её на другие плечи. Эти люди творят ежемоментно Новую Реальность Любви. Они всегда открыты для объединения, для сотворчества, без условий и правил, свободно и легко. Они просты в общении и открыты для Перемен. Они ощущают «первенства», они ощущают Равенство. Они не декламируют свои убеждения – они своим Творчеством и Предназначением являют миру Плоды своей Любви.
ДВА ПРЕКРАСНЫХ ЦВЕТКА
Однажды два семени занесло из разных краёв в поле. И проросли они двумя красивыми и совершенными цветами. Не могли они видеть себя, так как у них не было зеркала, но могли видеть только друг друга. Поэтому каждый из них спрашивал:
«Как я выгляжу?»
И видя как красив и совершенен вид другого цветка – каждый из них чувствовал себя обделённым судьбой и поэтому невольно отвечал:
«О, такого уродства я ещё никогда не видел! Это так безобразно и грубо, в тебе всё несовершенно и некрасиво…»
И каждый чувствовал себя красивее не потому, что являлся таковым в действительности, а потому что убеждал в собственной не красоте другой цветок.