Книги, которые мы читали в детстве, оказывают гораздо большее влияние, чем те, которые будут прочитаны во взрослой жизни. Из книг малыш не просто узнает что-то новое, потихоньку знакомится со взрослой жизнью. Детские книжки, прежде всего, способствуют формированию личности, закладывают нравственные и моральные основы. Дети, которым в детстве много читали, позже сами становятся любителями книг. Кроме того, они имеют и умеют высказывать свое мнение, проявляют большую самостоятельность в поведении и поступках, проще сходятся со сверстниками. Начинать читать можно практически с младенческого возраста. Читая детские стихи вслух, вы активно способствуете раннему развитию своего малыша. На данном этапе ему очень важно слышать голоса родителей, чувствовать, что они рядом. Малыш до года еще не вполне понимает сюжет, но обычно внимательно слушает, чутко улавливает малейшие изменения в интонации, способен следить за эмоциями.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!
В это время вы можете читать все что угодно, вплоть до классических стихотворений, посвященных вполне взрослым темам. Главное, чтобы вы делали это выразительно, а в выбранных книжках не было пугающих персонажей и сюжетов. Если вы решили окунуться в мир детской литературы, то для начала выбирайте различные фольклорные сборники. Младенцы прекрасно воспринимают мелодичные колыбельные, коротенькие потешки, забавные прибаутки и пестушки. Поверьте, что лучшей детской литературы для самых маленьких, чем русский народный фольклор, еще не придумали.
Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
В возрасте 8-10 месяцев кроха уже активно все рассматривает, поэтому выбирайте книжки с большим количеством иллюстраций. Они должны быть яркими, привлекающими внимание, но в тоже время понятными. Сейчас очень много детских книжек, в которых рисунок расположен на большей части страницы. При этом сам текст идет в качестве коротких комментариев и не забирает внимание на себя. Современные детские книжки снабжены различными кнопочками, замочками, ленточками и прочими деталями, полезными для развития крохи. Некоторые из таких книжек даже издают различные сигналы и разговаривают. Хотя их скорее можно отнести уже к особому виду игрушек.
Что читать детям от года до 5 лет
Когда малыш вышел из пеленочного возраста, ему можно читать уже более развернутые истории. К полутора годам ребенок уже способен проследить за развитием несложного сюжета. Выбирайте стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
(Мишка)
В стихотворении происходит одно действие. Оно написано простым языком. Слова, которые в нем используются, понятны любому малышу.
Для детских книжек, предназначенных для этого возраста, очень важно наличие большого количества иллюстраций. В идеале картинок должно быть столько, что по ним легко можно было рассказать написанную историю. Иллюстрации должны быть простыми, понятными для ребенка. В них не должно присутствовать излишнее количество различных деталей, которые будут только отвлекать внимание, и запутывать кроху.
Если малыш не хочет рассматривать картинки и слушать, ни в коем случае не настаивайте. Отложите книжку и займитесь чем-нибудь другим. Через некоторое время, когда ребенок успокоиться и будет в более благодушном настроении, попробуйте почитать детские стихи еще раз. Если ребенок постоянно отказывается слушать, то возможно он просто пока не готов к чтению. Приучайте его постепенно, читайте коротенькие забавные стишки и потешки.
В два года ребенок еще не может долго сосредотачивать внимание на чем-то одном. Ему главное, чтобы было весело и интересно. Поэтому старайтесь выбирать стихи для детей короткие и смешные. Не стремитесь объяснять каждое непонятное слово. В чтении детских стихов важна, прежде всего, мелодичность и ритм.
В 3-4 года ребенок уже может воспринимать более серьезные и длинные стихи. Вспомните, какие стихи вам нравились в детстве. Может быть «Муха-муха Цокотуха» Корнея Чуковского или «Вот какой рассеянный» Самуила Маршака, а может вы обожали стишки Агнии Барто? Эти стихи для детей, ставшие классикой, проверены многими поколениями. В последнее время появилось много современных поэтов, пишущих стихи для детей.
Хорошо живет Настюшка!
И одета, и сыта;
Только стала вот вреднюшкой -
Всё не то, да всё не так.
Надоела вдруг Настюшке
Мамы вкусная еда,
Надоели все игрушки!
Вот ребёнок... вот беда!
Не забывайте и о классических поэтах. Многие из них, писали прекрасные стихи для детей. Например, у А.С. Пушкина можно найти много стихотворных произведений, написанных для юных читателей. Пушкин, кстати, отлично воспринимается детьми, и его стихи хорошо запоминаются. Вместе с малышом вы можете попробовать выучить отрывок или целое стихотворение. Только представьте, сколько удовольствия получите вы и ваш карапуз, когда он сможет процитировать наизусть, например «Сказку о попе и работнике его Балде». И пусть не все слова малышу будут понятны, зато он научится чувствовать ритм и музыку речи.
Какие стихи читать ребенку от 5 до 7 лет
Специалисты утверждают, что любовь к чтению прививается до 9 лет. Если к этому возрасту малыш не научится любить книгу, то в дальнейшем его будет достаточно сложно заинтересовать процессом чтения. Хотите воспитать заядлого читателя — начинайте читать ребенку книжки как можно раньше.
Вышедшему из ясельного возраста ребенку окружающий мир становится все интереснее с каждым днем. И познает он его в процессе игры. Для дошкольника игра — основное занятие, которому он посвящает многие часы. Именно в это время у детей формируются интересы. Если вы заметили, что малыша что-то особенно сильно увлекает, обязательно поддержите зарождающийся интерес, развивайте его. И стихи для детей старайтесь подбирать с учетом интересов вашего ребенка. Если у него есть какой-то любимый герой мультфильма, то попытайтесь найти детские стихи, посвященные ему.
Стихотворение является, пожалуй, самым доступным текстом для понимания ребенка. Однако не на все стихи малыш может реагировать так, как задумывал поэт. Интересная реакция возникает у некоторых детей после прочтения «Мойдодыра». Вместо того чтобы полюбить процесс умывания, они отказываются это делать, чтобы посмотреть на оживающих подушку и одеяло.
Стихи для детей — это прекрасная тренировка многих навыков малыша. В дошкольном возрасте ребенок уже способен следить за развитием сюжета, поэтому детские стихотворения обязательно должны нести какой-то смысл. При чтении разбирайте все непонятные слова. Стихи для детей должны быть мелодичными, обязательно наличие рифмы и ритма. Благодаря этому детские стихи прекрасно подходят для заучивания.
Какие стихи читать детям? Выбирайте развивающие стихи, стихи о природе, семье, не пренебрегайте детскими загадками, частушками. В это время малыш активно знакомится с родным языком, учится любить его. Поэтому выбирайте детские стихи, в которых предложения построены правильно, слова верно согласованы и употреблены. Если вы выбираете развивающие стихи для детей, то помните, что главная их цель — научить чему-то ребенка. Поэтому все слова должны быть понятны. Стихи для детей могут значительно обогатить словарный запас вашего малыша. Если у вашего малыша логопедические проблемы, то выбирайте стихи, в которых есть аллитерация. Этот прием позволяет развить речевой аппарат ребенка.
Как привить ребенку любовь к стихам
Многие родители задаются вопросом, как же привить ребенку любовь к родному языку, национальным традициям, показать юному отпрыску всю красоту и мелодичность русского языка. Причем многие начинают беспокоиться об этом только, когда чадо идет в школу. А потом удивленно разводят руками, видя плохие отметки по «великому и могучему», и делают ошибку — начинают ругать, пытаясь силой заставить полюбить родной язык неразумное дитя. Вот так и начинается нелюбовь к русскому языку, и как следствие нее неграмотность. Чтобы не доводить ситуацию до критического уровня, необходимо заранее озадачиться развитием теплых чувств у ребенка к русскому языку и литературе.
Начинать миссию нужно практически с пеленок. Мелодичные, успокаивающие звуки колыбельных очень нравятся малышам. Слушая их в вашем исполнении, малыш будет постепенно привыкать чувствовать звуки. Позже можно переходить на стишки и потешки, которые продемонстрируют крохе всю многогранность и выразительность русского языка.
Если ваш малыш почему-то не желает воспринимать поэтические творения, то есть несколько способов привить ему любовь к стихам. Современные дети — предпочитают книгам компьютер. Сейчас в электронном виде можно приобрести практически любую литературу. Не пожалейте времени и подберите пару дисков для детей. Помимо стихов на подобных дисках могут быть различные иллюстрации, загадки, частушки, прибаутки и пр. Все это подано в увлекательной, игровой форме. Главное, не просиживайте за компьютером долго.
К стихам можно привлечь ребенка и с помощью игры «Подскажи словечко». Начинайте читать уже известный малышу стишок, например «Уронили мишку на пол, оторвали мишке…», перед словом «лапу» выжидающе остановитесь. Малыш наверняка отреагирует и продолжит. Постепенно выбирайте все более сложные стихотворения. Начинайте играть как будто, между прочим. В эту игру можно играть и по-другому. Только вместо стиха, говорить какой-нибудь слог: «ча-ча-ча, сейчас мы были у…» Кроха тут же подхватит «Врача!» За каждое подобранное слово не забывайте хвалить ребенка. Пусть поначалу рифмы будут не очень удачны, все равно он — большой молодец. Играйте и, постепенно к ребенку придет чувство рифмы.
Идя в детский сад, в магазин или на прогулке попробуйте разговаривать с ребенком стихами и просите его отвечать вам. К примеру «Птички прилетели, песни нам запели». Увлеките малыша этим занятием. Попробуйте сами написать какой-нибудь стишок. Хорошо, если он будет на близкую интересам малыша тему. Пусть героями вашего стиха будут персонажи его любимого мультика. Так он скорее заинтересуется смыслом рифмованных строчек.
Есть еще несколько игр, которые помогут вам вызвать у крохи любовь к стихам. Например, подготовьте несколько пар слов и называйте их попарно. Ели есть рифма, то малыш хлопает в ладоши, если нет — поднимает руки вверх. В эту игру можно также играть с мячиком. Вы бросаете ребенку мяч и говорите слово, например, «кот», а он в ответ должен бросить мячик обратно и ответить на ваше слово рифмой «енот», к примеру.
Во что бы вы ни играли, и как бы ни читали стихи детям, помните, что этот процесс должен приносить, прежде всего, радость. Неустанно хвалите и подбадривайте малыша, радуйтесь вместе с ним. Поверьте, такие занятия принесут ощутимую пользу.
Как научить детей выразительно читать стихи?
Хотите, чтобы ваша кроха с выражением читала стихи? Тогда наши немудреные советы вам очень пригодятся. Следуя им, даже сам неусидчивый ребенок может стать прекрасным чтецом.
Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому постарайтесь подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.
Первым делом прочитайте стишок, который хотите выучить вместе с ребенком. При необходимости разберите каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было непонятных слов. Когда убедитесь, что все ясно и понятно, можно двигаться дальше.
Прочитайте стихотворение сами медленно и с выражением. Представьте, что выступаете со сцены, а он — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому старайтесь читать максимально эмоционально, правильно расставляйте логические ударения, делайте, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживайтесь ритма стихотворения.
Чтобы малышу было легче запомнить стишок, опирайтесь на его индивидуальный тип восприятия. Присмотритесь к его повседневному поведению. Кто он — аудиал, кинестетик или визуал? Точные признаки каждого из типов вы можете найти в многочисленных статьях, коими изобилует интернет. Для каждого типа характерны свои особенности восприятия. Аудиалу проще воспринимать новую информацию на слух. Если ваш ребенок аудиал — сделайте акцент на вашем выразительном чтении стихотворения. Повторите его несколько раз, при этом не забывайте про эмоциональность. Читайте небольшими четверостишиями, обязательно расставляя акценты на рифмах. Ориентируясь на эти своеобразные звуковые маяки, ребенку будет легче воспроизводить заучиваемый стишок. Еще лучше учить стихотворение построчно, в таком случае количество повторений будет увеличено.
Ребенку-аудиалу будет еще проще запомнить, если вы сделаете из стихотворения песенку.
Ребенку-визуалу главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в стишке.
Совершенно необязательно самим рисовать иллюстрации к заучиваемым стихам. Хотя это тоже неплохой способ. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако еще лучше, если вы, прочитав стихотворение или отрывок из него, предложите малышу закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть малыш откроет глаза и нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите малыша рассказать стихотворения, опираясь на собственные рисунки. Если это вызывает затруднения, попробуйте рассказать стишок вместе с ним, только не забывайте о выразительности.
Малышу-кинестетику обычно сложно сосредоточиться на одном занятии. Предложите ему такую игру: по дороге в садик или на прогулке проговаривайте текст стихотворения построчно. Очень хорошо, если это занятие будет сопровождаться какими-то манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале каждой строчке должен соответствовать какое-то определенное движение.
Когда стихотворение полностью выучено, предложите ребенку поиграть. Пусть он попробует рассказать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.