Понедельник, 25.11.2024, 16:10

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Москва

Город Звенигород. Звенигородское княжество

ЗВЕНИГОРОД

- Звенигород. Городище 1 (у д/о «Связист»), р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. Территория города, 0.5 км. к западу от западной оконечности ул. Фрунзе, 0.3 км. к западу от Городка (кремль древнего Звенигорода), мыс левого коренного берега р. Москва при впадении в ее долину оврага, 100 м. от русла. Площадка подтреугольная в плане, 30-40х60 м., высота над рекой до 20 м., с напольной северо-западной стороны – следы двух сильно поврежденных валов и двух рвов. Нарушено дорогой. Исследовано (Б.Е. Янишевский) 60 кв. м. Керамика лепная, дьяковской к-ры, баночной и горшковидной форм, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, глиняные грузики «дьякова типа», бронзовые трапециевидная подвеска, четырехлепестковая накладка, фрагменты браслета латенского типа, железный серповидный нож, костяная лопаточка.

- Звенигород. Городище 2 (у б. Савино-Сторожевского м-ря), р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. К западу от села, 1 км. к северу северу-западу от Саввино-Сторожевского м-ря, мыс левого коренного берега р. Разводня (Сторожа), левого притока р. Москва, между двумя оврагами. Площадка овальная в плане, 20х45 м., с напольной восточной стороны – остатки трех валов высотой 1.0-1.5 м. и трех рвов глубиной 0.5-1.0 м., с западной мысовой стороны – слабые следы короткого вала. Исследовано (Ю.А. Краснов) ок. 40 кв. м. в центральной и восточной частях памятника. Керамика лепная, дьяковской к-ры, со штриховкой или сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, а также грубая гладкостенная, преимущественно баночных форм, глиняные грузики «дьякова типа», костяные одношипный наконечник стрелы, проколка, обломок каменного куранта от зернотерки, кости лошади, крупного рогатого скота, лося, кабана. Основной слой городища датирован от 7-6 вв. до н.э. до 1-3 вв. н.э. В центральной части площадки обнаружено и исследовано уникальное погребальное сооружение – «домик мертвых», содержавший остатки не менее 24 трупосожжений. Сооружение представляло собой деревянную постройку срубной конструкции размерами 1.3-1.5х2.2 м., ориентированную длинными сторонами в направлении север-юг, с углубленным в материк до 0.55 м. полом. Стены сруба снаружи были обложены камнями, вход находился с южной торцовой стороны, в южной части постройки на полу – небольшое кострище. Остатки сожжений, производившихся на стороне и представленных очень небольшим количеством кальцинированных костей, размещались на полу в центре постройки, на земляной ступени в северной ее части и, вероятно, на деревянной конструкции в виде полки, устроенной над этой ступенью. Кальцинированные кости либо складывались в сосуды, часто накрытые другими, перевернутыми вверх дном сосудами, или небольшими плоскими камнями, либо высыпались непосредственно на поверхность (пол сооружения, земляная ступень, полка), причем в последнем случае на них были положены обломки одного или нескольких сосудов.


Реконструкция внешнего (1) и внутреннего (2) вида «домика мертвых» дьяковской к-ры у б. Саввино-Сторожевского м-ря под Звенигородом.

Керамика из «Домика мертвых» представлена лепными гладкостенными горшками крупных и средних размеров и невысокими мискообразными сосудами без орнамента. В трех случаях вместе с остатками сожжений найдены бронзовые украшения (две височные подвески со сложной волютообразной основой и двумя трапециевидными привесками, а также подвеска или часть сложного украшения в виде трех соединенных вместе трапециевидных привесок), в одном – сильно пережженная бронзовая пластина, в двух – путовые пластины, в двух – путовые кости лошади без следов воздействия огня. Вне погребений в сооружении найдены две целых и один фрагментированный грузики «дьякова типа», три миниатюрных сосудика. По типам украшений и характеру керамики погребальное сооружение датируется 6-8 вв. н.э. Связь его с культурным слоем городища не прослежена. Скорее всего «домик мертвых» был возведен на уже заброшенном поселении.

- Звенигоро. Городище 3 (Мозжинское), р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. 1.5 км. к востоку от города, южная часть дачного пос. РАН, мыс левого коренного берега р. Москва при впадении в ее долину глубокого оврага, по дну которого протекает ручей Мозжинский, 0.2 км. от русла реки, урочище Мозжинка. Площадка пожтреугольная в плане, ок. 40х40 м., высота над рекой 35-36 м., с напольной северо-восточной стороны – сильно оплывший вал высотой до 1 м. и два рва глубиной ок. 0.5 м., располагающиеся на краю площадки, перед валом и за ним. Южная часть площадки повреждена ямой. Керамика лепная, дьяковской к-ры, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная.

- Звенигород. Селище 3 (Мозжинское), р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. 1.5 км. к востоку от восточной окраины города, мыс левого берега р. Москва, на противоположном от городища 3 берегу оврага, по которому протекает ручей Мозжинский, урочище Мозжинка. Высота над рекой ок. 30 м. Керамика лепная, дьяковской к-ры, гладкостенная и с черным лощением.
См. Дьяковская культура.


Памятник Юрию Долгорукому и Савве Сторожевскому в Звенигороде

Ряд историков полагают, что он город основан в XI-XII вв., т. Дом название «Звенигород» встречается и в более ранних источниках. В ряде источников основание Звенигорода приписывается Юрию Долгорукому. Однако большинство специалистов придерживаются версии, что Звенигород основали переселенцы из галицких и киевских земель: два города с таким названием существовали в южных княжествах домонгольской Руси, и в тогдашних летописях упомянуты именно они.

Князь Роман Владимирович – князь Углицкий 1261—1285 гг. При нём, по словам одной из местных летописей, «Угличское княжество, по числу седми городов, Семиградным именовалося». Города эти были следующие: Кашин, Бежецкий Верх, Железный Устюг, Дмитров, Звенигород, Романов и Углич, как столица.

В письменных источниках Звенигород упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород».

ЗВЕНИГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО

1339—1492 гг.

В 1339 г. город становится центром Звенигородского удельного княжества. Первые звенигородские князья обычно жили в Москве.

Князь Иван II Иванович Красный - князь Звенигородский до 1354 г., князь Московский: 27 апреля 1353 г. - 13 ноября 1359 г., Великий князь Владимирский 1353 г. - 13 ноября 1359 г.
По завещанию отца Ивану Ивановичу достались кроме Звенигорода и Рузы ещё 21 город и селение. Другая треть земель Московского княжества из завещания Ивана Калиты (основные города Можайск и Коломна) также перешла Ивану Ивановичу, поскольку вместе с Семёном Ивановичем в чуму умерли оба его сына. Треть младшего Ивановича Андрея (прежде всего Серпухов и Лопасня), также умершего во время чумы, перешла к его сыну Владимиру (будущему Храброму).
Иван Иванович Красный умер в Москве 13 ноября 1359 г. на шестом году своего правления, приняв перед смертью схиму. Был похоронен в кремлевском Архангельском соборе. Двум своим сыновьям Иван завещал владения, оставленные Иваном Калитой соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего сына Ивана Красного владения вновь соединились под властью московского князя.
Князь Иван, став в 1353 г. великим князем, присоединил Звенигородское княжество к Москве.

Князь Иван Иванович Малый - Звенигородский князь 1354 г.— 23 октября 1364 г.
Младший сын Ивана Красного и его второй жены Александры Ивановны, брат Дмитрия Донского. Получил по духовному завещанию отца Ивана Красного в 1356 г. «Звенигород со всеми волостми и с мытом, и с селы, и с бортью, и с оброчники и с пошлинами» и более 20 сел и селений. Князь-отрок принимал участие в военных действиях 1362—1363 гг. против Дмитрия Суздальского, оспаривавшего великокняжеский стол у его старшего брата. Летописных сведений об Иване сохранилось очень мало. Умер во время эпидемии чумы 23 октября 1364 г.
В 1364 г. Звенигородский удел как выморочный вновь присоединён к Москве.
Князь Дмитрий Иванович Донской. 1362-1389 гг. - великий князь владимирский и московский.

В 1382 г. Городок был взят и сожжен татарами Тохтамыша.

По духовному завещанию Дмитрия Донского (1389 г.) Звенигородский удел получил его сын, Юрий Дмитриевич, ставший третьим князем удела.
Князь Юрий Дмитриевич (Юрий Звенигородский, Юрий Галицкий) –
князь Звенигородский 1389 - 1421 гг.,
князь Галич-Мерьский 1389 - 1433 гг.,
Великий князь Московский 25 апреля 1433 г. - не позднее 28 сентября 1433 г. и 31 марта 1434 г. - 5 июня 1434 г.

Родился 26 ноября 1374 г. в Переяславле-Залесском.
В 1374 г. Троицкий игумен Сергий Радонежский пришел на крестины княжича Юрия в город Переславль и совершил таинство крещения в присутствии самого Великого князя с супругой, родителей Евдокии, ее братьев, московских и суздальских бояр. В память о том счастливейшем дне своей жизни основала княгиня в Переславле церковь Рождества Иоанна Предтечи с обителью при ней (см. Горицкий Переславский мужской монастырь).

По завещанию Дмитрия Донского 1389 г. Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений (включающих также Галич-Костромской, Рузу и Вятку) и жил здесь почти постоянно до 1425 г.
В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. В годы правления Юрия Дмитриевича город был укреплен системой земляных валов (8 м. в высоту). Внешняя сторона вала была покрыта глиной: его крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить сверху водой, чтобы сделать неприступной. По гребню вала высились мощные деревянные стены с башнями (остатки двух дубовых башен обнаружены археологами) и бойницами.
В 1398 г. недалеко от города на горе Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь.

Звенигородский городок

Звенигородский городок - кремль города Звенигорода Московского, резиденция звенигородских удельных князей. Звенигородцы издавна называют это место городком.
Исторический культурный слой Звенигорода выявлен на территории его кремля (Звенигородское городище или Городок), а также посадов к северу, западу и востоку от кремля на левом берегу р. Москва (Нижний посад), к югу и юго-востоку от кремля – на правом ее берегу (Верхний посад).
Звенигородское городище (Городок). Западная окраина левобережной части города, мыс левого коренного берега р. Москва между двумя оврагами, по западному из которых протекает ручей Жерновка.


План площадки Звенигородского кремля

1 – вал 12 в.; 2 – вал 14 в.; 3 – современные строения; 4 – следы крепостных башен; 5 – предполагаемые места крепостных башен; 6 – современная дорога; I – Успенский собор.

Площадка трапециевидная в плане, ок. 75-150х270 м., высота над рекой 25-30 м., с напольной север-северо-восточной стороны – вал высотой до 8 м. и глубокий, сильно размытый ров перед ним, с других сторон – валы высотой 1.5-3.0 м. Древняя проезжая дорога ведет на площадку с северо-востока. Южная часть площадки застроена. Исследовано (К.Я. Виноградов, Н.Н. Воронин, Л.А. Евтюхова, Б.А. Рыбаков, А.В. Успенская, Н.А. Краснов, Ю.А. Краснов, А.А. Юшко) свыше 1200 кв. м. керамика гончарная древнерусская, преимущественно с линейным и волнистым орнаментом, клеймами на днищах (в т.ч. клеймо в виде трезубца – княжеского знака Рюриковичей сер. 12 в.), позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная и краснолощеная, белоглиняная и чернолощеная, обломки стеклянных браслетов, шиферные пряслица, многочисленные ножи, замки, ключи, инструментарий ремесленников домонгольского и более позднего времени, изразцы 16-17 вв., каменное пушечное ядро и т.п. Исследованы мастерская медника 13 в., остатки жилых наземных и полуземляночных построек 12-13 и 14-17 вв., столбовые ямы от мощной ограды. Установлено, что северный вал насыпан непосредственно на материке, вероятно, при возникновении города, западный вал – на культурном слое 12-13 вв. По гребню валов шли деревянные укрепления: на северном валу – в виде срубов, наполненных глиной, на западе – в виде невысоких заборол. Внешняя сторона валов была обмазана глиной, внутренняя вымощена булыжником. Выявлены следы надвратной башни в северо-восточной части крепости и двух башен в юго-западных и юго-восточных ее углах.
Посады 12-13 вв. Основная часть посада Звенигорода домонгольского времени располагалась к северу северо-востоку от кремля, на останце левого коренного берега р. Москва, в урочище Супоневского кладбища. Размеры останца ок. 80х100 м., высота над рекой 20-25 м. С юга останец ограничен рвом Звенигородского городища, с севера, востока и запада – глубокими оврагами. Не исключено, что овраг, ограничивающий останец с севера, также является остатками сильно размытого рва. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, обломки стеклянных и бронзового пластинчатого браслетов, шиферное пряслице, кости со следами обработки и полуфабрикаты косторезного производства, обломки кузнечных клещей. Найдены намогильные плиты 15-17 вв., свидетельствующие о превращении территории посада в послемонгольское время в городское кладбище. Древнерусская керамика обнаружена также к западу от Городка, на площадке городища 1, и на склоне левого берега р. Москва между этим памятником и правым берегом ручья Жерновка.

УСПЕНСКИЙ СОБОР


Успенский собор на Городке

В 1395 г. в самом центре кремля князь строит деревянный золотоверхий терем-дворец. Около 1399 г. в центре рядом с ним возвели белокаменный Успенский собор (предположительно был расписан Андреем Рублевым), который соединялся особым переходом с дворцом (сейчас на месте этого перехода - позднейшая звонница).
В 1405 г. строится белокаменный Рождественский собор в монастыре.


Успенский собор что на Городке. 1396—1399 гг., реконструкция первоначального облика Б.А. Огнева.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке - крепости, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богоматери.
Звонница собора была построена в нач. XIX в. В том же столетии был упразднен существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.
Собор был закрыт в 1930-х гг., вновь открыт в 1946 г. С кон. 1990-х гг. является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.


Успенский собор и деревянная церковь Вознесения Господня. 1899 г.

Архитектура

Успенский собор - первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов кон. XIV - первой четв. XV в.: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (так же построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII - первой трети XIII в. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор - это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершенными изящными резными "сноповидными" капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамленные арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнен четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV - XV вв. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проемов искажены поздними ремонтами.


Капитель

Апсида

Перспективный портал

Орнаментальный пояс на фасаде

Храм поставлен на высокий подклет. Легкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремленность вверх подчеркнуты так же ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложненную форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный прием был использован и в соборе Троице-Сергиевого монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.
Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Фрески и иконы

Сразу же после постройки Успенский собор был расписан фресками, создатели которых так же по-видимому происходили из московской придворной среды. Росписи сохранились лишь отдельными фрагментами, раскрытыми в 1918 г. экспедицией Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Н.Д. Протасова в составе художника-реставратора Г.О. Чирикова, столяра П.П. Кодичева и фотографа О.Н. Крашенинникова. В том же году, в отсчете, составленном И. Э. Грабарем было высказано и первое предположение об авторстве фресок: «...краски дают богатую гамму тонов, которая, в связи с общим характером рисунка и типов ликов, заставляет говорить о руке мастера рублевской школы».
Раскрытые фрагменты первоначальной живописи располагаются в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и северной стене храма, в северо-западном углу хор. Остальные сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-х гг. XIX в.
В барабане купола были представлены в два яруса праотцы, а ниже поясные фигуры пророков, из которых сохранилось изображение пророка Даниила. Уже эти фрагменты росписи дают представление об особом стиле раннего XV в., сочетающего в себе мощь крупных, представленных в движении фигур и нежные, прозрачные краски, легкость драпировок и изящество тонких кистей рук и ступней ног.


Пророк Даниил

Небольшой фрагмент фрески на северной стене храма, закрытый после реставрации боковым крылом иконостаса, был определен В.В. Филатовым как часть большой сцены Успения Богоматери.
Полнее всего сохранились росписи восточных столбов-пилонов, закрытые ранее высоким иконостасом и поэтому не тронутые при позднейших ремонтах храма. На их широких плоскостях, обращенных на запад к молящимся в храме, представлены три регистра изображений. В верхнем регистре изображены два медальона с полуфигурами свв. мучеников и целителей Флора и Лавра. Их изображения на предалтарных столпах встречаются ещё в домонгольских древнерусских храмах, к примеру, в соборе Антониева монастыря в Новгороде. Святые Флор и Лавр показаны здесь не только как целители тела, но и как исцелители человеческих душ. Ниже расположены высокие Голгофские кресты. Возможно, что эти композиции были закрыты иконами праздничного и деисусного чинов иконостаса.


Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав

Преподобный Варлаам и царевич Иоасаф

В нижнем ярусе представлены две сцены. Слева, на северном столпе изображено дарование ангелом монашеского устава преподобному Пахомию, а справа на южном столпе беседа преподобного Варлаама с его учеником индийским царевичем Иоасафом. Оба этих сюжета представляют собой исключительное явление. Они показывают с каким вниманием строители храма и их современники относились к теме монашеского подвига. Если повышенный интерес к проповеди идеалов монашества был характерен для древнерусской культуры и раньше, то расположение подобных сюжетов вблизи алтаря на самом видном месте в храме было чем-то особенным. Это тем более необычно, что Успенский собор был построен как городской княжеский, а не монастырский храм. Сцена с преподобным Пахомием передает предание о божественном происхождении общежительного монашеского устава, дарованного Пахомию ангелом, который изображен здесь в монашеских одеждах, поучающим преподобного. В сцене беседы преподобного Варлаама с царевичем Иоасафом, обращенным им в христианство, так же звучит мотив духовного наставничества. На развернутом свитке в руке Варлаама написан текст его поучения: "Поведаю тебе, чадо, о бисере бесценном, которым является Христос..." Этот сюжет напоминает собой взаимоотношения самого Юрия Звенигородского и его духовного отца преподобного Саввы Сторожевского.


Мученик Лавр

Мученик Лавр. Лик

Звенигородский чин

С Успенским собором связаны одни из самых знаменитых древнерусских икон, приписываемых кисти Андрея Рублева. В 1918 г. вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Обстоятельства, при которых иконы были найдены, остаются до конца неизвестными. Существуют серьёзные сомнения в том, что первоначально иконы были созданы именно для этого храма, при котором были найдены. В настоящее время в соборе хранится ещё одна икона с поздним изображением Иоанна Предтечи, когда-то также относившаяся к Звенигородскому чину.
Живопись икон Звенигородского чина принадлежит к высочайшим шедеврам не только русской, но и мировой иконописи. Из всех русских произведений раннего XV в. именно эти иконы наиболее близки лучшим византийским образцам, обладая так же и некоторыми специфически русскими чертами. К византийским чертам икон можно отнести их особую идеальность, эллинистическую гармонию, а также пластичность форм, не лишенных при этом легкости, пространственные развороты фигур. Особенности, указывающие на их русское происхождение, заключаются в повышенной роли выразительного силуэта, чистоте и звучности цвета и особой эмоциональной открытости и сердечности образов.
Стиль икон перекликается с другими произведениями круга Андрея Рублева, а экстраординарное качество центральной иконы чина позволяет приписать её работе самого прославленного мастера.


Спас. Икона Андрея Рублева

Архангел Михаил

Апостол Павел

В 1408 г. Городок был взят татарами Едигея. Город развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 г. и 1408 г. Письменные источники XV—XVI вв. говорят о торговле и таможенниках в городе.

Посады 14-17 вв. Следы городских посадов 14-17 вв. на левом берегу р. Москва (Нижний посад) обнаружены к востоку от Городка, на первой надпойменной террасе в районе западной части ул. Фрунзе и на высоком берегу в районе ул. Красная гора. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглинянная и краснолощеная, обломки железных ножей, монеты Можайского княжества, новгородские и среднеазиатские 13-15 вв. На ул. Фрунзе и Красная Гора выявлены подпольные ямы наземных домов, а на ул. Красная гора, кроме того, - грунтовые погребения с намогильными плтами 16-17 вв. В восточной части ул. Фрунзе, на первой надпойменной террасе у зданий Дома Культуры и Народного суда, выявлен культурный слой, нижний горизонт которого по керамике датирован 16-17 вв.
Обширный посадский район располагался на правом берегу р. Москва к югу и западу от Городка, между берегом реки и нынешней ул. Калинина (Верхний посад). Размеры ок. 150х1200 м., высота над рекой до 7 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная и краснолощеная, сероглиняная, белоглиняная и чернолощеная. В западной части этого посада выявлены остатки гончарных горнов, в которых обжигалась красная керамика с лощением, в восточной – кладбище, дата которого не установлена.

В 1432—1433 гг. князь Юрий Дмитриевич Звенигородский составил духовную грамоту, в которой Василию Косому доставался Звенигород, Дмитрию Шемяке - Руза, Дмитрию Красному (Меньшому) - Углицкое княжество, Галич и Вышгород. Великий князь Московский Юрий Дмитриевич скончался 5 июня 1434 г. Князь был похоронен в Архангельском соборе в Москве.
Князь Василий Юрьевич Косой - князь Звенигородский 1421—1448 гг., Великий князь Московский 1434 г.
В 1449—1454 гг. в Звенигороде проживали служилый царевич Касим Мухаммедович и подчинённая ему станица казаков-черкас (мусульман, приведённых Касимом с Кавказских гор и с берегов Цемесской бухты)…
См. Касимовское ханство.

Князь Василий Ярославич - удельный князь Серпуховско-Боровский 1427—1456 гг., Дмитровский 1447—1453 гг. и Звенигородский 1453—1456 гг.
Единственный сын князя Ярослава (Афанасия) Владимировича и Марьи Федоровны Кошкиной-Голтяевой, внук Владимира Андреевича Храброго.
Василий Ярославич получил Звенигородский удел от великого князя в обмен на Дмитров всего лишь на 5 лет.
После шести лет принадлежности к Москве Звенигород снова отдаётся в виде удела Андрею Васильевичу Большому.

Князь Андрей Васильевич Большой (Горяй) - удельный князь углицкий 1462—1492 гг. Четвертый сын великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного и Марии Ярославны Боровской. Андрей был последним удельным князем Углицким (1462—1492 гг.).
Арест Андрея Васильевича производил боярин князь Семён Ряполовский, детей князя арестовал Василий Патрикеев. Углицкий удел был присоединён к великому княжению.
Когда митрополит печаловался за Андрея, то великий князь так отвечал:
Жаль мне очень брата; но освободить его я не могу, потому что не раз замышлял он на меня зло; потом каялся, а теперь опять начал зло замышлять и людей моих к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения подо внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю губить, жечь и пленять, и дань опять наложат, и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы будете рабами татар.
Как писал в своей «Истории о великом князе Московском» Андрей Курбский:
Иван III в малое время удушил в темнице тяжёлыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного.
Так закончилась жизнь Андрея Большого, начавшаяся и завершившаяся в тюрьме. Неслучайно в народной памяти он остался под скорбным именем «Горяя».

В 1492 г. деревянная крепость Звенигорода с посадом окончательно была присоединена к Москве.
В XVI—XVII вв. стратегическая роль Звенигородского городка зависела от положения дел на западной границе. Когда в составе Московской Руси находился Смоленск, городок не имел особого значения в качестве крепости. В середине XVII в. более важным форпостом стал укрепленный царем Алексеем Михайловичем находящийся неподалеку Саввино-Сторожевский монастырь.
От древнего Городка сохранились земляные валы и Успенский собор.
Рядом с Успенским собором в 1893 г. была выстроена небольшая деревянная Богоявленская церковь в псевдорусском стиле для богослужений в зимнее время. Она сгорела в 1920-х. В настоящее время на её месте построен новый небольшой кирпичный храм.

Позднее Звенигород был уделом сына Ивана III Юрия Ивановича и наконец, при Иване Грозном, недолгое время входил в удел Владимира Андреевича Старицкого; после убийства последнего в 1568 г., Иван Грозный пожаловал Звенигород татарскому царевичу Муртазе-Али. Впрочем, Звенигород и раньше спорадически жаловался служилым татарским царевичам и князьям:
- Касим (1449—1452 гг.)
- Абдул-Латиф (1492—1497 гг.)
- Дервиш-Али (1552—1554 гг.)
- Симеон Касаевич царь Казанский (Ядыгар-Мухаммед) (1554—1565 гг.)
- Муртаза-Али (Михаил Кайбулин) (1569—1575 гг.).

По документам 16 в., город делился на Нижний и Верхний посады, в нем было шесть церквей, в Верхнем посаде возник еще один – Воздвиженский монастырь. Кремль в это время запустел, утратив значение крепости.

В апреле 1605 г. Лжедмитрий I по пути в Московский Кремль сжёг и разорил звенигородский посад. Один из документов тех лет гласит о бедствии: «Монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли». Два года спустя, в 1607 г., самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В. И. Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.
В 1618 г. город занял польский королевич Владислав.

XVII в. для России был временем зарождения крупной промышленности. В 1630-е - 1640-е гг. боярин Борис Морозов, воспитатель юного царя Алексея Михайловича, строит в Звенигороде несколько железоделательных заводов. После смерти Морозова в 1661 г. его поташные заводы частично отошли к дворцу. Уже в конце 1690-х гг. заводы встали, и впоследствии были закрыты. В документе 1701 г. говорится: «Звенигородские заводы, что держал гость Владимир Воронин, стали, и железа на них не делают».
В 1650 г. было повелено сделать «каменный город около всего строения», а 4 года спустя Звенигород был объявлен крепостью. В 1654 г. горожан в Звенигороде значилось около 230 душ/дворов (в Рузе - вдвое меньше, в Кашире - на 70 человек больше).
Царь Алексей Михайлович избрал в 1660-х гг. Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем». В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. При Алексее Михайловиче вокруг древнего Рождественского собора был возведен ныне сохранившийся архитектурный ансамбль Саввина монастыря, включающий в себя Троицкую церковь, Трапезную палату, Звонницу, Царский Дворец, Царицыны палаты, Братские корпуса, стены и башни.
По переписи 1678 г., проведённой при Фёдоре III, здесь было 28 дворов с 135 жителями. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.
При царевне Софье в 1693 г. в ансамбле монастыря появилась Преображенская церковь.
В 1708 г. по указу Петра I была образована Московская губерния. В 1712 г. она была разделена на несколько обер-комендантских провинций, в том числе Звенигородскую. Однако уже в 1719 г. губерния разделена на 9 провинций. Звенигород с прилегающими землями вошёл в Московскую, как дистрикт. Однако в 1726—1727 гг. дистрикты ликвидировали. Провинции подчинили губернаторам, что усилило централизацию местного управленческого аппарата.

СЕЛИЩА

- Звенигород. Селище 1, р.ж.в., 11-13 вв. 1.5 км. к юго-востоку от Верхнего посада города, правый коренной берег р. Москва, урочище Колтарово. Первоначальная площадь не менее 2000 кв. м. В верхнем горизонте культурного слоя – гончарная древнерусская керамика с линейным и волнистым орнаментом, в нижнем – лепная дьяковской к-ры, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная.

- Звенигород. Селище 2, 14-17 вв. 0.5 км. к западу юго-западу от юго-западной окраины Верхнего Посада города, первая надпойменная терраса правого берега р. Москва. На пашне, на высоте ок. 5 м. над рекой – гончарная позднесредневековая керамика.

- Звенигород. Селище 4 (у санат. «Поречье»), 11-13 вв. 4 км. к востоку от восточной окраины города, правый коренной берег р. Москва, 0.3 км. к северу от курганного могильника 5. Протянулось вдоль края коренного берега, размеры ок. 50х80 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.


- Звенигород. Курганный могильник 5 (у санат. «Поречье»), 11-13 вв. 4 км. к востоку от восточной окраины города, 4 км. к северо-востоку от ст. Звенигород, в лесу. 66 насыпей высотой до 2 м., диаметром до 10-12 м., с ровиками у основания. Исследовано (А.Д. Чертков, К.Я. Виноградов, С.В. Романовская, В.Г. Карцов, В.М. Колобов, М.Г. Рабинович, А.Л. Монгайт) более 20 курганов, содержавших трупоположения на горизонте и в неглубоких подкурганных могильных ямах, с преимущественно западной ориентировкой. Среди находок – семилопастные и браслетообразные височные кольца, браслеты, в т.ч. решетчатые, бусы стеклянные шарообразные зеленого, фиолетового и коричневого цветов, проволочная застежка округлой формы и др.

- Звенигород. Курганный могильник 1 (у санат. «Подмосковье»), 11-13 вв. Территория города, 0.5 км. к северо-западу от Городка, правый берег ручья Жерновка (левый приток р. Москва), 0.3 км. от русла. В 1920-е гг. насчитывал 12 курганов в двух расположенных рядом компактных группах, по шесть курганов в каждой. Сохранилась одна насыпь высотой 0.8 м. диаметром до 10 м. исследованы (К.Я. Виноградов, А.А. Юшко) четыре кургана, содержавшие трупоположения на горизонте и в неглубоких могильных ямах, с западной ориентировкой. Среди находок – семилопастные височные кольца, шейная гривна, браслеты, перстни, бусы сердоликовые, хрустальные и пастовые 12-13 вв.

- Звенигород. Курганный могильник 2 (на терр. п/л «Орленок»), 11-13 вв. 0.6 км. к югу юго-востоку от южной окраины Верхнего Посада города, правый коренной берег р. Москва, ок. 1.5 км. от русла. 6 насыпей высотой 0.6-1.7 м., диаметром 6-9 м., одна из которых наполовину срезана при прокладке дорожек. В частично снивелированном кургане найдены семилопастные височные кольца, бусы, обломки гончарного древнерусского сосуда.

- Звенигород. Курганный могильник 3 (у южн. Ограды п/л «Орленок»). 1 км. к югу юго-востоку от южной окраины Верхнего Посада города, правый коренной берег р. Москва, ок. 1 км. от русла, 0.4 км. к югу от курганного могильника 2. Сохранились 2 сильно поврежденные насыпи высотой 1.0 и 0.3 м., диаметром до 7 м.

- Звенигород. Курганный могильник 4. 1.5 км. к юго-востоку от южной окраины Верхнего Посада города, правый коренной берег р. Москва, урочище Колтарово, 100 м. к востоку от селища 1. Две насыпи высотой 1.5 и 0.7 м., диаметром 8 и 4 м., в 20 м. друг от друга.

- Звенигород. Курганный могильник 6. 3 км. к востоку от восточной окраины города, 3 км. к северо-востоку от ст. Звенигород, надпойменная терраса правого берега р. Москва, близ приустьевой части оврага, правый его берег, в лесу. 23 насыпи высотой 0.5-1.8 м., диаметром 6-10 м., с ровиками у основания.

САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Территория Звенигорода, левый коренной берег р. Москва близ устья р. Разводня (Сторожа). Основан в 1398 г. игуменом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по инициативе звенигородского удельного кн. Юрия Дмитриевича, на месте более раннего сторожевого пункта. Был окружен деревянными стенами с башнями. Кроме религиозных, выполнял оборонительные функции на подступах к Звенигороду и Москве.
В 1398-1405 гг. на территории м-ря был возведен белокаменный Рождественский собор, один из лучших памятников раннемосковского зодчества.

Исторический культурный слой монастыря выявлен внутри периметра нынешних монастырских стен, занимает площадь ок. 120х200 м. Слой сильно перемешан неоднократными нивелировками, связанными со строительными работами и обустройством м-ря. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, краснолощеная, белоглиняная, чернолощеная, изразцы 16-17 вв. и более поздние, белокаменные и керамические строительные детали, железные ножи, гвозди и др. предметы. Выявлены остатки сгоревшей деревянной стены и надвратной церкви кон. 15 – нач. 16 в., округлая в плане яма со следами медеплавильного производства того же времени, слой пожара дворца Алексея Михайловича кон. 17 в.

С нач. 15 в. м-рь становится крупным вотчинником. В 1606 г. разграблен войсками Лжедмитрия I, сильно пострадал во время последующих событий «смутного времени» нач. 17 в. В сер. 17 в. превращен царем Алексеем Михайловичем в загородную резиденцию, богато обстроен. Вокруг м-ря были возведены каменные стены с башнями, построены дворцы для царя и царицы, братские корпуса, трапезная, ряд церквей, звонница и другие сооружения. Приказу тайных дел, позднее – Приказу Большого дворца, некоторое время именовался лаврой, имел постоянный гарнизон из более, чем 200 стрельцов. В 1652 г. Савва Сторожевский, основатель м-ря, был причислен к лику святых, что способствовало росту популярности м-ря. Мощи Саввы были выставлены в Рождественском соборе, где находились до 1918 г. К кон. 17 в. м-рь превратился в крупнейшего феодала, владел более 17 тыс. крестьян, богатыми рыбными ловлями и соляными варницами на Волге и Каме. В его подчинении находились 18 более мелких монастырей. Во время стрелецкого бунта 1682 г. в монастыре скрывались царица Наталья Кирилловна, царевна Софья, царевичи Петр и Иван. В 1699 г. здесь содержались под стражей потерпевшие поражение под Нов. Иерусалимом мятежные стрельцы.
См. Савва Сторожевский.

Литература: Археологическая карта России. Московская область. Часть 1.
Князь Юрий Долгорукий.
Владимиро-Суздальское княжество.
Города Владимиро-Суздальского княжества.
Московское княжество.
Звенигородское княжество.
Ростов Великий.
Угличское княжество.
Ярославское княжество
Костромское княжество (1246 - 1303 гг.)
Галицкое княжество 1247-1450 гг. Столица: г. Галич Мерьский.
Дмитровское княжество 1247-1569 гг. Столица: г. Дмитров.
Иван I Калита.
Симеон Иванович Гордый.
Иван II Иванович Красный.
Дмитрий Донской.
Василий I Дмитриевич.
Василий II Тёмный.
Юрий Дмитриевич.
Василий Косой.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Москва | Добавил: Jupiter (18.04.2014)
Просмотров: 4017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024