Смоленская церковь
Смоленская церковь/Церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери
Стоит на высокой терассе р. Оки на пересечении современных улиц Мечникова и Губкина.
Церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери построена вместо деревянной после пожара 1804 г. на средства муромского купца М.И. Елина. Смоленская, или Новая Козьмодемьянская церковь завершила композицию города со стороны реки. Основной объем — четверик — перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой.
С востока к нему примыкает пятигранная абсида, а с севера и юга — портики ионического орде¬ра со своеобразной его трактовкой, Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создается впечатление воздушности и легкости.
В 1832 г. возведена высокая колокольня, в 1838 г. - теплая трапезная. Архитектурные детали их характерны для первой пол. XVIII в.: арочные, близко поставленные, вытянутых пропорций окна трапезной, пилястры входного портика, полуколонны третьего яруса колокольни. Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, примененного в третьем ярусе колокольни, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный прием следует считать одним из местных приемов, обусловленных традициями зодчих—«муролей».
В 1840 г. прихожане храма муромские купцы Титовы, Елин, Киселев пожертвовали колокол в 200 пудов.
Святыней церкви считался древний напрестольных крест 1676 г. с частицами святых мощей.
В 1868 г. Смоленская церковь стала приемницей древнего Козмодемьянского прихода, ликвидированного после разрушения храма.
В 1890 г. в приходе Смоленской церкви числилось 150 душ мужского пола и 162 женского.
23 мая 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья из ризницы храма было изъято серебряной утвари общим весом один пуд, 19 фунтов и 80 золотников (около 24 кг.).
12 ноября 1929 г. городскими властями был поднят вопрос о закрытии храма. 20 января 1930 г. ВЦИК утвердил решение Нижегородского крайисполкома о закрытии в Муроме восьми церквей, в том числе и Смоленской.
С 1977 г. в храме размещался выставочный зал местного краеведческого музея.
В 1995 г. храм горел – в июльскую грозу в шпиль колокольни попала молния, шпиль загорелся и рухнул.
В августе 1995 г. Смоленская церковь возвращена Владимирской епархии.
В августе 2000 г. восстановлен шпиль.
Смоленская церковь
Храм «Никола-Набережный»
Городской посад (Николо-Набережное селище) с военным убежищем, деревянной крепостью. Исследования на селище проводились в очень малом объеме. Средний горизонт культурного слоя селища был отнесен к домонгольскому городу, а слой пожарища в его верхней части - к пожару 1239 г. В нижнем, муромском горизонте, были расчищены сгоревший венец строения и остатки настила из плах, прорезанные «...досчатым ящиком неизвестного назначения». На уровне постройки были найдены желтоватая стеклянная шарообразная бусина, изготовленная в подражание хрустальным вятичским (кон. XI – нач. XIII вв. по М.Д. Полубояриновой), роговая рукоять ножа, фрагменты муромской посуды и остеологический материал. Раскопки Н.В. Тухтиной в 1970 - 1971 гг. выявили рассеянный муромский горизонт. Датировать нижний горизонт селища по имеющимся материалам достаточно сложно, однако в раскопе 1946 г. шарообразная бусина кон. XI – нач. XIII вв. сочеталась с муромской лепной керамикой с насечками и защипами по краю, аналогичная посуде, найденной на Тумовском селище X - XI вв. и в муромском горизонте Кремлевской горы (раскопки 1998 г.) с такой же датировкой. Исходя из этих данных, можно отнести нижнюю хронологическую рамку Николо- Набережного селища ко времени не ранее X в.
От самой Оки вверх к монастырям протянулась улица Плеханова. Это одна из древнейших улиц Мурома. Эта одна из первых муромских улиц шла почти вдоль современной улицы Плеханова.
В XVII в. она называется Пушкарской.
Одна из когда-то существовавших мастерских была открыта во время производства земляных работ на территории школы-интерната №2. Историки-краеведы выяснили и доказали что еще в российское средневековье слава муромских оружейников перешагнула даже границы Европы. Один из документов второй пол. XVII в. сообщает, что в 1671 г. местные мастера Гундобин, Перекрутов, Нижегородцев и другие за отменную работу в Москве, куда они были взяты по наряду, получили похвальную грамоту.
Также был призван в столицу из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 г. Царь-пушку.
Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.
Храм строился с 1700 по 1717 гг. вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII в., Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени – «петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола.
Колокольня расположена с западной стороны трапезной по оси входа и фактически встроена в нее. Однако по наличию некоторых деталей четверика колокольни, и в частности скрытого на чердаке с южной стороны четверика окна, можно предположить, что либо колокольня выстроена в два приема, либо в связи с длительным сроком строительства восьмерик колокольни появился позднее, чем четверик. Восьмерик колокольни выполнен в виде восьмигранных столбов, соединенных циркульными арками. Над осями арок расположены круглые окна — люкарны, выполняющие роль слухов шатровых колоколен. Колокольня перекрыта плоским куполом шлемовидной формы.
Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна.
Особенно «европеизировала» образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 г. В 1847 г. трапезная была вторично расширена.
Трапезная в стиле ампир симметрично примыкает к холодному храму через полуциркульные алтари. С южной стороны под трапезной имеется подклет с двумя входами. Пять вытянутых по вертикали окон объединены карнизом с арочными тя¬гами над окнами. Карниз декорирован квадратными нишами. Резпой позолоченный иконостас поражает торжественностью и высоким мастерством резчиков-исполнителей.
Довольно грубо и безвкусно выполнен вход в церковь с западной стороны.
В кон. XVII в. в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV в. почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-Чудотворца. Теперь образ находится в Муромском музее.
Святитель Николай Чудотворец. Кон. XIII- первая пол. XIV в. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Николы Набережного (Николы Мокрого).
На Руси почитание святителя получило особое развитие после перенесения его мощей в итальянский город Бари в 1087 г. (в честь этого события на Руси был учрежден особый праздник, неизвестный в Византии). Лик муромской иконы, почитавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью образа. Единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества, свидетельствует о его своеобразной культуре, тесно связанной с такими центрами, как Рязань и Ростов, и принадлежит к культурному кругу Северо-Восточной Руси.
В этой церкви крестили Владимира Козьмича Зворыкина - изобретателя современного телевидения.
С юго-восточной стороны храма находятся крест, пограничный столб и надпись «В память зде лежащих первых защитников града Мурома и всех погибших на защите границ России».
Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая (Никольский родник).
Источник у церкви Николы Набережного
Часовня над источником
Никольский родник - самый почитаемый в народе. Говорят, что некоторым людям здесь несколько раз являлся сам Николай Угодник. Возник родник в том месте, где, по легенде, воткнул посох в землю один святой человек. Сначала струи родника были слабыми. Однажды воду из него почерпнул и выпил неизлечимо больной житель Мурома. На другой день он исцелился, слава о целебных свойствах воды из этого родника пошла по округе. Когда к нему потянулись люди, то струя била уже в полную силу.
Водоносный горизонт проходит под церковью и считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма.
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1541 - 1556 гг.). При разборке престола церкви в 1901 г. были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 г. и вторично 5 декабря 1565 г.
Строительство храма было начато после взятия Казани.
С постройкой этой церкви было связано много народных преданий.
Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела.
В другой легенде говорится, что во время похода не "Одоление Казани" в 1552 г. на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 г.) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян, и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.
Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна.
Писцовая опись, составленная Б.Д. Бартеневым в 1637 г., указывает на то, что Козьмодемьянская церковь была «мирской», «посадской», выстроенной на средства посадских людей: «Да за городом же на посаде у Оки реки на берегу в Подокстовье монастырь девичий Козьмодемьянский, а на монастыре церковь каменная великих чудотворцев Козьмы и Демьяна...» И далее: «...а в церкви и в церквах образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все строение мирское».
Поэтому, вероятнее всего, следует считать ее сооружением «мирским».
В 1555 г. в Муроме была строительная артель, вызванная из Пскова «новый город Казань делати» во главе с Посником Яковлевым. Их путь лежал через Муром.
Участие Посника Яковлева в строительстве Козьмодемьянской церкви подтверждает то, что характерной особенностью ее, а также церкви Василия Блаженного в Москве и Благовещенского собора в Казани, создателем которых был Посник, является система «расчлененной тромпы» перехода от четверика к восьмерику. Вместо парусов, обычных для купольных зданий здесь применены тромпы, расчлененные на два сводика с вертикальной стенкой между ними.
Подобно Рождественской церкви в Беседах, в основании Козьмодемьянской церкви — квадрат, наружная сторона которого равна 7 малым саженям, внутренняя сторона — 5, длина с абсидой равна диагонали квадрата четверика, или 10 малым саженям.
Как и большинство сооружений XVI в., фасады Козьмодемьянской церкви отличаются четкостью пропорций и лаконичностью форм. Высота четверика равна 5 малым саженям, что соответствует внутренней стороне четверика. Фасады четверика разбиты пилястрами на три части, центральная часть имеет несколько больший размер. Пилястры плоские, без энтазиса, в основании имеют базу классического профиля, который продолжается в простенках между крайними пилястрами. Пилястры опираются на цоколь, расчлененный постаментами. Четверик завершается карнизом, который состоит из двух полочек и выпущенного на угол ряда кирпича; карниз над пилястрами раскрепован. С трех сторон четверика в центральных простенках устроены проемы, обрамленные арками, состоящими из трех рядов кирпича и завершенными килевидными архивольтами.
Внутри церковь освещалась тремя щелевыми окнами, одно из которых, расположенное с южной стороны, растесано.
Наружная сторона восьмерика декорирована 16 переплетенными кокошниками килевидной формы. Основание кокошника соответствует расстоянию по осям между средними пилястрами. В связи с тем, что у кокошников наклон внутрь, а поля кокошников имеют переломы, образуя углы 16-гранника, форма конструкции совершенна.
Внутренний переход от четверика к восьмерику осуществлен через тромпы, характерные для работы псковских мастеров и подобные тромпам центрального столпа церквей Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском.
Примеров аналогичной обработки переплетающимися кокошниками в русской архитектуре мы не находим, хотя к этому близки приемы обработки шатров в церквах Богородицкой в Медведкове, Рождественской в Беседах, Преображенской в Острове. Рисунок архивольта кокошника между пилястрами очень близок к рисунку архивольта в церкви Вознесения в Коломенском.
Высота храма была 24 метра. Крыша храма была сделана в форме кирпичного шатра. 6 (18) апреля 1868 г. шатер Козьмодемьянской церкви рухнул. Как сообщает «Календарь для всех» за 1869 год, «в 1868 году из гор. Мурома передают известие об обрушившемся там храме. Храм этот во имя бессребренников Козьмы и Демьяна обрушился 6-го апреля в 8 часов утра ...но в этот день, когда она обрушилась, службы, к счастью, не было. Весь иконостас с древними иконами и деревянными под ним подсвечниками обрушившимся кирпичом завален совершенно. Также разбиты вдребезги три церковные входа, глава и крест не найдены, но алтарь каким-то непонятным случаем остался невредим. Во время катастрофы был страшный шум и треск; пыль и обломки кирпича долетали даже до реки Оки. Впрочем, при всем этом никого не убило и не зашибло».
На основании сохранившихся четверика и части восьмерика и имеющихся рисунков Зворыкина (1863), Груздева (1880), а также описания ученика 3-го класса Муромского уездного училища Валентина Смирнова, составленного 17 марта 1863 г., сделаны попытки составления проектов реставрации памятника. Наиболее близким к рисунку Зворыкина является проект реставрации Н.Ф. Борщевского в 1908 г., который, однако, повторил некоторые графические ошибки рисунка.
В 1901 г. была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами.
Заслуживают внимания проектное предложение по реставрации, выполненное в 1963 году архитектором Камаевым во Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, а также исследовательские работы II.Н. Воронина (1926—1929) и другие.
Сохранившаяся часть церкви отличается конструктивной простотой, чувствуется большой опыт ее создателя. Поэтому не случайно большинство специалистов считают, что сооружали церковь Барма и Посник, о которых летопись сообщает, что в 1555 г. «дарова ему (царю) бог дву мастеров русских, по реклу Посника и Барму, а быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу».
Нельзя не отметить изящность и скульптурность сохранившейся части церкви. Судя по имеющемуся иконографическому материалу — рисункам Груздева и Зворыкина — шатер с восьмериком и главки также отличались изяществом. Вся верхняя часть Козьмодемьянской церкви представляла из себя тонкую филигранную резьбу по камню, начиная от шлемовидных переплетающихся ребер кокошников и кончая 16-граным шатром, грани которого подобно лучам солнца ниспадали от небольшом главки на аллегорическое изображение в основании шатра воинов со стягами (ширинки второго яруса восьмерика).
В декоративной обработке стен характерные приемы XVI в.: пилястры, опирающиеся на базы и несущие карниз, восьмерик, украшенный стрельчатыми арками, 16-гранный пояс с прямоугольными нишами и стремительно возвышающийся шатер с 16 гранями, в основании которых два ряда стрельчатых парусов, подобных парусам Воскресенской церкви XVI века с. Городни.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Козьмодемьянской церкви г. Мурома.
Поступила в Муромский музей из Смоленской церкви в Муроме. Как древнейший муромский образ святителя Николая, эта икона принадлежит к числу широко распространенных на Руси поясных изображений святителя с изображением Никейского чуда. Согласно Житию, святитель Николай участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее, где выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария. Изображения Христа с Евангелием и Богоматери с омофором по сторонам Николая Чудотворца известны в византийском искусстве с XI в. и воходят к ранним вариантам Жития. С XIV-XV вв. их изображения воспринимали как Никейское чудо: Христос и Богоматерь явились Николаю Мирликийскому, лишенному сана и попавшему в темницу за выступление против Ария на Никейском соборе, и вернули ему знаки его епископского достоинства. Несмотря на традиционность композиции памятника, он имеет ряд отличий от древнейшей муромской иконы Николая Чудотворца. Это, прежде всего, тип слегка повернутого влево лика святого с высоким лбом, узкой нижней частью и мелкими чертами, силуэт расширяющейся книзу фигуры, вишнево-коричневая фелонь с цветными пробелами и рисунок омофора, конец которого образует петлю, положенную на левую руку святителя, под кодекс Евангелия. Образ Николая Чудотворца из Козьмодемьянской церкви мог быть написан среднерусским, скорее всего, муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении, заставляющем вспомнить о московской иконе св. Николая второй четверти – сер. XVI в., происходящей из города Дмитрова.
Вознесенская церковь / Церковь Вознесения Господня
Находится на пересечении современных улиц Московской и Л.Толстого.
Первое документальное свидетельство о деревянной Вознесенской церкви относится к XVI в.; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.
Более подробные сведения об этой церкви находятся в описи г. Мурома, составленной в 1637 г. Бартеневым. «Да в Вознесенской улице церковь Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна на клетцы с приделами Варлаама Хутынского чудотворца, другой придел Василия Блаженного московского чудотворца. А в церкви Божией милосердия образ местный Вознесения Господа Иисуса Христа на золотев киоте, венцы серебреные золочены, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии напразелени. А в приделе образ местный Варлаама Хутынского на золоте. Да в другом приделе образ местный Василия Блаженного на золоте. А пред местными образами две свечи поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы на золоте. Да в тябле деисус и девять образов все писаны на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени. Крест воздвизальный обложен серебром басменым позолоченым. Сосуды церковные оловянные. Другая теплая церковь Вход во Иерусалим древяна ж, на клетцки. А в ней Божией милосердия образ местный Вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Сосуды церковные древяны. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да в церкви книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные басменые; Апостол; две Триоди; два Охтая; Служебник; Минея; Псалтырь все печатные; Минея да Трефолой, да Служебник письменные. Да на колокольнице два колокола. И все церковное строение мирское, приходных людей. А земли под теми церквами и что около церквей кладбища в длину 24 сажени без получети, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Нефедия, да кельи бобыльские: келья нищей старицы Аниски бродит по миру, келья Илюшки Михайлова с детьми Гришкою да с Данилкой. И всего на церковной земле две кельи бобыльские, кормятся работою своею, люди бродящие. А оброку они платят попу Нефедью на год с кельи по две гривны, итого 13 алтын, 2 денги. А земли под тем двором и под бобыльскими кельями в длину 15 сажен, поперек в узком месте от Большой улицы от Потешкиной земли Чурилова до вымла 14 сажен без трети, а в широком месте поперек 18 сажен».
В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в таким же наименованием.
Вскоре после того, как церковь была построена, с северной стороны вместо деревянного Входоиерусалимского храма к ней с южной стороны пристроили придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Придел был холодным.
В 1771 г. устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
При составлении генплана города в 1788 г. церковь Вознесения явилась одним из важнейших композиционных узлов, на который были ориентированы главные магистрали города — улицы Московская и Касимовская, имеющие в отличие от других улиц ширину 12 сажен (около 25 м) вместо 10 сажен у всех остальных улиц.
Что касается прихода при Вознесенской церкви, то об этом имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1776 г., где сказано, что при Вознесенской церкви поп Феодор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.
В 1809 г. Входоиерусалимский придел был расширен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений.
В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол. Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского.
Церковь была закрыта во второй пол. 1920-х гг.
В марте 1929 г. снесли церковные главы.
7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции.
Освящена 31 декабря 1999 г.
В 2000-2001 гг. восстановлена колокольня.
Изящная по своим пропорциям основного объема, церковь Вознесения во многом напоминает Николо-Набережную. Так же, как в Николо-Набережной церкви, по углам параллелепипеда поставлены пучки из трех колонок, причем расположенные на углах колонны — большего диаметра. Над резными белокаменными капителями находится широкая лента поставленного под углом к плоскости стены карниза с фризом, состоящим из кирпичных зубчиков. Сомкнутый свод декорирован аттиком с тремя полуциркульными арками с каждой стороны, углы аттика закреплены пилястрами. На четырехскатной кровле находились пять луковичных глав на чрезвычайно тонких и изящных шейках. Круглые барабаны поставлены на небольшие кокошники полуциркульной формы.
Главы Вознесенской церкви поставлены очень редко, на больших расстояниях друг от друга — в отличие от глав Николо-Набережной церкви расположенных очень плотно. Угловые главки спущены на самые края крыши. Рисунок их очень напоминает главы суздальских церквей, таких, как Никольская, Пятницкая и другие.
На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными наличниками по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо - Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опираю¬щиеся на резные консоли, разо¬рванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очер¬тания.
С западной стороны основно¬го объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными ок¬нами, обрамления которых напо¬минают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапез¬ная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы.
На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными на¬личниками, по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо - Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опирающиеся на резные консоли, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания.
С западной стороны основного объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными окнами обрамления которых напоминают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапезная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы XVIII в.
К западной стороне трапезной примыкала шатровая колокольня, чет¬верик и восьмерик которой очень близки по архитектуре к четверику и восьмерику колокольни Николо-Набережпой церкви.
Четверик, разделенный лентой карниза, являющегося продолжением карниза трапезной, на два яруса, выполняет роль вестибюля при входе в церковь с западной стороны. По углам четверика расположены пилястры, причем пилястры первого яруса значительно шире пилястр второго яруса. Восьмерик, равный по высоте четверику, состоит из восьми пилонов, соединенных между собой полуциркульными арками.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Площадка колокольни ограждена каменной балюстрадой. Восьми¬гранный шатер со слухами в виде одного ряда окон с пилястрами и фронтончиками завершен луковичной главкой.
Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери «Успение» и «Живоносный источник» подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей. Утварь и ризница церковная также весьма богаты. В церковном архиве сохраняются:
1) грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728 и 1729 гг.,
2) грамота на освящение Владимирской деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 г.
Сретенская церковь
Адрес: ул. К.Маркса, д. 55
Церковь Сретения Господня Мурома
Постройка каменной церкви с главным престолом в честь Сретения Господня относится к кон. XVIII в., а до того времени на другом месте, застроенном ныне домами обывателей, было две деревянных церкви: холодная во имя св. великомученика Димитрия Селенского и теплая в честь Сретения Господня. Димитриевская церковь упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г., следовательно она принадлежала к древнейшим церквам г. Мурома.
В описи Бартенева 1637 г. Дмитриевская церковь описывается так: "Да в Дмитриевской улице по конец посаду церковь великого страстотерпца Христова Дмитрия Солунского древяна на клетцы, с папертью, да с приделы Петра Митрополита, а другой придел Алексия митрополита московских чудотворцев. А в церкви Божией милосердия образ местный великого страстотерпца Христова Димитрия на празелени. Да в приделе образ Петра митрополита киевского, московского и всея Руси чудотворца, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии - оба на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени, и деисус на празелени. Да пред местными образами в церквях и в приделах 6 свеч поставных. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Крест воздвизальный древян обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в церкви же книг: Евангелие запрестольное, евангелисты медные; Апостол печатный; Минея общая, да две Триоди постных, да Триодь цветная, да Служебник, да Часословец - все печатные; Охтай письменный.
Да на колокольнице два колокола невелики, а весу в них по смете три пуда. А церковь и в церквях Божии милосердия образы, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение Смирнова да Третьяка Микитиных сыновей Судовщикова. А земли под тою церковью в длину 20 сажен, поперек 13 сажен. Да на церковной же земле двор попа Прокофия В длину его двора и с огородом 20 сажен, поперек 12 сажен. Да к той же церкви дан позади его попова двора пруд, по старине в общее с посадскими людьми".
Замечание описи об именах строителей Димитриевской церкви дает основание предполагать, что она незадолго до 1637 г. была построена вновь; в противном случае о строителях церкви едва ли сохранилась память. По окладу 1676 г. в приходе к церкви Димитрия Селунского числилось 20 дворов посадских, 1 двор воротника и 1 двор стрелецкий.
Дальнейших сведений о Димитриевской церкви до кон. XVIII в. не имеется. В конце того же столетия при холодной деревянной Димитриевской церкви существует теплая деревянная же церковь в честь Сретения Господня. О времени построения этой второй церкви сведений не имеется, но она, очевидно, построена уже после 1637 г., ибо в описи не упоминается.
В 1795 г. вместо этих ветхих деревянных церквей устроен каменный храм с такой же колокольней. Главный престол нового храма освящен в честь Сретения Господня, теплый же придел в честь великомученика Димитрия Селунского. После постройки нового храма иконы из деревянных церквей были розданы в бедные сельские церкви, главным образом в церковь Горицкого погоста Муромского уезда.
В 1801 г. к Сретенской церкви была приписана церковь Архистратига Михаила с приходом. Эта церковь находилась в самом городе Муроме, т.е. в приделах вала, окружавшего собственно город...
В 1829 г. в память ее в Сретенской церкви был устроен придел в честь Архистратига Михаила.
В 1888-1892 гг. трапеза Сретенского храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде.
31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта в январе 1930 г.
В 1980 - 90-е гг. в храме располагалась мастерская по изготовлению памятников.
В декабре 1999 г. передана Владимиро-Суздальской епархии. 9 ноября 1998 г. в одном из приделов храма была отрыта часовня.
23 марта 2001 г. в основном объеме храма состоялось первое богослужение - водосвятный молебен.
В настоящее время Сретенская церковь богато украшена св. иконами и вполне достаточно снабжена утварью и ризницей. Из священных изображений особенно чтится не только прихожанами, но и окрестными жителями изображение Животворящего Креста Господня. Молебствия пред этим Крестом особенно усердно совершаются во время эпидемических болезней. Из утвари прежней церкви сохранились до настоящего времени только деревянные сосуды.
Успенская церковь
Адрес: пересечение современных улиц Свердлова и Красноармейская
Успенская церковь Мурома
Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй пол. XVI в. Она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г.
В описи же Бартенева 1637 г. о ней сообщается следующее: "Да за осыпью в Успенской улице церковь Успения Пресвятой Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц. А в церкви Божией милосердия образ местный Успения Пресвятой Богородицы обложен серебром, венец басмен позолочен, да образ местный же Пречистой Богородицы Неопалимая Купина на золоте, да образ Пречистой Одигитрии напразелени. Да в приделе образ великого чудотворца Николы на празелени ж, а в другом приделе образ святых жен мироносиц на празелени. Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени ж. Да пред местными образами три свечи поставных с красками. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Другая теплая церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки. В церкви Божией милосердия образ Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа на празелени. Двери Царские, сень и столбы и в тябле деисус на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные древяные.
Да в церкви книг: Евангелие письменное в полдесть, евангелисты медные; два Охтоя, да Минея общая печатные; Полуустав; да Псалтырь письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а в них весу по смете 4 пуда. А церкви и в церквях образы и свечи и книги и ризы и колоколы все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. Да на церковной же земле двор попа Григория, двор дьячка Левки Иванова, да келья бобыльская Васьки Лаврентьева, кормится по миру. А оброку дает попу Григорию на год по две гривны. И земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльской келью в длину 44 сажени, поперек 43 сажен".
Дальнейших сведений об этих церквах до кон. XVIII в. не имеется. В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроена два престола: главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом в честь великомученика Димитрия Селунского.
Колокольня Успенской церкви
В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня и с того времени внешний вид храма остается без изменений; внутренние же украшения его обновлялись не однажды. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно замечательного по своей древности в церкви не имеется.
Закрыта в 1940 г.
Передана Владимирской епархии в декабре 1999 г.
Успенский (Штапской) овраг
Происхождение названия "Штапской" обычно связывают с располагавшимся за оврагом некогда штабом; при этом в речевую традицию вошло оглушение последней согласной в слове штаб. Успенский - по названию храма на берегу оврага.
Штапский овраг находится за успенской церковью на улице Красноармейская, д. 41а
Церковь Серафима Саровского
Церковь Серафима Саровского при Доме милосердия им. св. прав. Иулиании Лазаревской освящена 24 августа 2005 г. Приписана к Спасскому монастырю.
Часовня иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Часовня иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Переделана из водозаборной колонки, приписана к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю.
Открыта ежедневно с 9 до 16 кроме понедельника.
Водосвятный молебен по средам в 14:30.
Часовня Архистратига Божия Михаила при Муромском УВД
Часовня Архистратига Божия Михаила
Часовня Архистратига Михаила при Управлении внутренних дел округа была открыта в канун юбилея Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря в 2006 г.
Этот храм был заложен в 2005 г. Уже летом 2006 г., 8-го июля, в День памяти святых благоверных князей-супругов Петра и Февронии Муромских на милицейскую часовню был воздвигнут купол. 1 августа 2006 г. состоялось официальное открытие храма при УВД округа. Открывал часовню Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Традиционную красную ленточку перерезал начальник муромской милиции Алексей Жагров и столичная гостья – Председатель Фонда содействия развитию медицины и спорта имени генерала Романова его супруга Лариса Романова. Волшебные песнопения озаряли пространство около часовни.
Архистратиг Михаил, три былинных богатыря, прообразы защитников отечества, по словам Алексея Жагрова, являются тем идеалом, к которому должен стремиться каждый страж правопорядка. Помимо необычайной силы они были близки к Богу и народу. Этой же цели пытаются достичь и в Муроме, а со строительством храма при управлении внутренних дел, по словам Его Высокопреосвященства Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, они на верном пути.
Как заметил начальник УВД округа, часовня создавалась не только для сотрудников органов, но и для жителей и гостей города.
Часовня Николая Чудотворца при железнодорожном вокзале
Часовня при станции "Муром-1" сооружена путём реконструкции старого здания хозяйственного назначения на средства сотрудников РЖД. Кубическая постройка простой архитектуры под четырёхскатной крышей с главкой. Освящена 10 янв. 2009 г., приписана к Ильинской церкви мкр. Вербовский.
См. Привокзальная площадь.
Муромская православная гимназия преподобного Илии Муромца
Здание православной гимназии в Муроме
В июле 2013 г. в Муроме открылась православная гимназия для одаренных детей. Она получила свое название по имени муромского святого и былинного героя Илии Муромца, это стало одним из ключевых событий года для всех муромлян. На торжественной церемонии открытия гимназии, по традиции, присутствовала супруга премьер-министра России Светлана Медведева и председатель счетной палаты России Сергей Степашин. Учебное заведение рассчитано на 150-170 учеников, а классы по 15-25 человек.
Строительная компания разработала оригинальное решение конструктивной части проекта, которое позволило в полной мере реализовать сложную архитектурную конструкцию здания гимназии: оригинальная кровля имитирует купольную форму храма, общая высота мансардного этажа «под конек» составила 9 метров.
Сайт гимназии: http://www.muromgym.ru/
Рядом с гимназией в сквере расположен Памятник «Скорбящий Ангел».
Часовня в честь кн. Михаила в Муроме
На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная часовня, «рубленая в клетку», с шатровым верхом, возобновляемая время от времени в прежнем виде, позже была заменена каменной.
Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря
См. Князь Константин.
Крест запрестольный выносной «Сретенский». Живопись – XVII-XVIII вв.; оклад – 1848 г. Дерево, темпера; серебро, медь чеканка, резьба, золочение. Реставрирован в 1993 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Живопись – реставратор Е.И. Бучило. Руководитель – Н.В. Дунаева. Оклад – В.Е. Петров. Происходит из часовни, стоявшей на древней Выползовой улице в Муроме (примерно на углу ул. Артема и К. Маркса). По преданию название это связано с тем, что по ней «болящие» ползли за исцелением к «Животворящему Кресту». Считается, что он был обнаружен среди «древностей» городского собора Рождества Богородицы. Крест был установлен в специально сооруженной для него часовне. Видимо в первой пол. XVIII в. священнослужители перенесли «Крест Господень» в деревянную церковь Димитрия Солунского. В 1795 г. Его установили в построенном вместо нее новом кирпичном Сретенском храме. После закрытия прихода в 1929 г., крест поступил в Муромский музей. «Сретенский крест» является одним из известных чудотворных крестов в России. Ряд эпидемий XVIII-XIX вв. не получили в Муроме значительного распространения, по мнению жителей, благодаря чудодейственной силе Сретенского креста.
Город Муром.
|