В конце XIХ века получает распространение новый вариант «русского» стиля, сторонники которого пытались подражать архитектуре ХVII века. Этот период воспринимался как время наивысшего проявления русского художественного гения, как подъём и становление русского московского стиля, отличающегося богатством отделки. Наследие древнерусского зодчества ХVII века, развитие которого было насильно прервано реформами Петра I, считалось основным источником для нового творчества. Своей задачей зодчие считали возрождение допетровской архитектуры. Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь.
24-го августа 1893 года торжественно совершено было Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, освящение новоустроенного в гор. Иваново-Вознесенске храма в честь Преображения Господня. Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет усердием, заботами и средствами мануфактур-советника Мефодия Никоновича Гарелина. Он построен на юго-восточной окраине города, невдалеке от обширной фабрики и дома храмоздателя, в местности, удаленной от городских храмов, и потому вполне отвечала нравственным нуждам окрестного немалочисленного населения. Построенный, согласно желанию храмоздателя, в древне-русском стиле храмов XVII столетия, по плану Московского архитектора А.С. Каминского, новоосвященный храм, как по внешнему своему виду, так и по внутреннему благоукрашению производит впечатление произведения художественного. Он устроен по подобию креста, что особенно ясно и отчетливо видно в устройстве верха, или крыши храма. В месте пересечения двух линий крестообразной крыши устроен восьмигранный трибун, на котором возвышаются, на высоких шейках, пять глав из белого железа с крестами, вызолоченными через огонь червонным золотом; на четырех углах верха устроены небольшие башенки, красивой формы, с водруженными на них вызолоченными крестами. Середина восточной стены храма представляет собой значительный полукруглый выступ, или абсид; с трех сторон перед западными, южными и северными дверями храма, устроены паперти каменные, в древне-русском стиле, очень красивой формы. Стены храма снаружи оштукатурены и окрашены в белую краску, а крыша окрашена в светло-голубую. С западной стороны к храму примыкает колокольня, шатровая, красивой архитектуры; глава на ней из белого железа, с крестом вызолоченным через огонь (Колокола отлиты на заводе Финляндского в Москве. Большой колокол имеет весу 319 п., второй – 160 п. Всех колоколов 12; общий вес их — 638 пуд.). Кругом храма устроена каменная ограда древне-русского стиля, с железной решеткой между столбами. Святые ворота с западной стороны устроены также в древне-русском стиле ХѴII столетия, применительно к архитектуре храма (Тут же, близ храма, с западной стороны, выстроен большой двух-этажный каменный дом, со всеми необходимыми хозяйственными постройками, для помещения причта. При доме, участок земли для усадьбы.). Внутреннее благолепие храма, в соответствие его прекрасному наружному виду, отличается художественностью отделки, выдержанностью стиля в украшениях и богатством утвари. Сами размеры храма внутри и отношения отдельных его частей приятно пропорциональны (Храм по вместимости рассчитан на 700 человек. В длину он имеет 41 арш. 4 вершка, в ширину — 27 арш., в вышину — 25 арш. 4 верш.). Иконостас деревянный, вызолоченный, трех-ярусный перед средним алтарем, и двух-ярусный перед придельными; резьба иконостаса прекрасного рисунка. Иконы писаны в Москве иконописцем Я.И. Ручкиным в древнем стиле так называемого фряжского письма по золото-чеканному полю. Как бы в дополнение к новым иконам перенесены в новоустроенный храм из домашней моленной храмоздателя многие иконы, драгоценные и по украшениям и по древности, и поставлены на соответствующих местах (Так, в левом приделе, который имеет быть освящен во имя преподобно-мученика Никона и его 99-ти учеников, в кивоте местной иконы Божией Матери поставлена древняя икона Божией Матери Владимирской, писанная в 1562 году. В правом приделе, который будет освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, на месте, местной иконы поставлена икона Божией Матери Иверская очень древнего письма. На правом столпе в иконостасе поставлена икона Божией Матери Тихвинская с драгоценным украшением. Кроме этих икон перенесены в храм и многие другие иконы.). Всё, служащее к внутреннему благолепию храма, начиная от горнего места и до западных дверей храма, все крупные и мелкие вещи, как-то: иконостас и его резьба, орнамент по стенам храма, большая часть утвари — праздничные сосуды и евангелия, дарохранительница, седмисвечник, подсвечники, паникадило, лампады, — всё это прекрасно исполнено по рисункам архитектора А.С. Каминского, составленным применительно к древне-русскому стилю храма. Поэтому все внутреннее благоукрашение храма производит впечатление художественного целого. Такой прекрасный храм воздвиг вблизи своего дома достопочтенный М.Н. Гарелин. Фамилия Гарелиных, к которой принадлежит храмоздатель, одна из самых старинных и уважаемых фамилий в городе, предприимчивостью, энергией и трудом которых созидалась промышленная слава прежде села Иванова, ныне города Иваново-Вознесенска, сделавшегося одним из главных мануфактурных центров нашего отечества. В истории развития фабричной промышленности в Иванове-Вознесенске имена предков храмоздателя выступают еще с начала XVIII века, как имена передовых и энергичных деятелей на поприще фабричного производства, наряду с другими именами, славными в том же деле. Отец храмоздателя, Никон Мефодиевич Гарелин, унаследовав от своего отца ситценабивное производство, с особенной энергией и успехом стал развивать свою промышленную деятельность с 1832 года, когда была приобретена им та обширная фабрика и дом, вблизи которых построен ново-освященный храм. На новом месте Никон Мефодиевич стал постепенно расширять свое производство и применять к нему современные усовершенствования. Здесь развивалось и крепло его благосостояние; тут-же умножалось и возрастало его семейство: у него было 7 сыновей и 3 дочери. М.Н. Гарелин, руководимый благочестивым чувством православного русского человека, любящего красоту церковную и верного заветам поддерживал старинный дух древне-русского благочестия, который обнаруживался в особенном усердии их к церкви Божией. Как именитый и усердный прихожанин Покровской церкви, ныне городского собора, отец храмоздателя Никон Мефодиевич был избран церковным старостой этой церкви, и с тех пор члены семейства Гарелиных, преемственно один за другим, служили церковными старостами Покровского собора, для которого за 50-лет служения их сделано ими весьма многое. Но радея о своем приходском храме, не оставляя без своих жертв и других храмов и в городе, и в окрестных селах, отец Мефодия Никоновича Гарелина и его старшие братья, всегда имели мысль и желание устроить храм вблизи своего дома и фабрики. Нередко, в кругу своего семейства, в домашней беседе Никон Мефодиевич высказывал это свое желание и при этом определенно говорил, что он желал бы выстроить храм в честь Преображения Господня. Эту благую мысль, это сердечное желание своего родителя, умершего в 1857 году, старшие братья Мефодия Никоновича, при жизни своей, по разным обстоятельствам не могли исполнить; и только в последние годы Мефодий Никонович осуществил заветное желание семьи. Когда храм совершенно готов был к освящению, Мефодий Никонович Гарелин лично просил Высокопреосвященнейшего Сергия освятить его. Приглашение было принято Владыкой. Накануне дня освящения, утром 23-го августа, Высокопреосвященнейший Сергий прибыл в гор. Иваново-Вознесенск и проследовал в гостеприимный дом храмоздателя. Здесь ему представлялись некоторые лица из городского духовенства. Торжество освящения храма началось с вечера 23-го августа. В 6 часов вечера в этот день начали благовестить к всенощному бдению. В новоустроенном храме всенощное бдение совершал новоопределенный священник Иоанн Орлов; на литию и величание выходили: кафедральный протоиерей М.И. Жудро, протоиерей Покровского Иваново-Вознесенского собора В.И. Соловьев, протоиерей Знаменской города Владимира церкви А.М. Альбицкий, ключарь кафедрального собора священник Пригкипс Евгенов и священник Иоанн Орлов. Первая всенощная в новоустроенном благолепном храме, совершаемая собором священнослужителей, при прекрасном пении архиерейского хора, производила на молящихся сильное впечатление. Во время всенощного богослужения храм и колокольня были прекрасно иллюминованы разноцветными огнями. На другой день, 24-го числа, само освящение храма и первая литургии в новоосвященном храме привлекли массу молящихся. К этому торжеству, по приглашению храмоздателя, собралось много и ближних, и дальних гостей — и родных, и знакомых. Освящение храма совершено было с полной торжественностью. Столь же торжественно совершена была и первая Божественная литургии, в конце которой, вместо причастного стиха, священник Воздвиженской церкви А.И. Охотин сказал поучение приличное случаю. Во время совершения освящения храма и за литургией пели на правом клиросе архиерейские певчие, а на левом — хор певчих Покровского собора. Богослужение окончилось во 2-м часу дня. По окончании богослужения, Высокопреосвященнейший Сергий, после краткого отдыха в доме храмоздателя, проследовал в дом Общественного Собрания, где предложен был обед для всех приглашенных на празднество. Обед, за которым присутствовало 240 человек, сопровождался пением архиерейских певчих, оживленной беседой гостей и многочисленными тостами. Первый тост за здравие Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома предложил Высокопреосвященнейший Сергий. Тост был принят восторженно. После громогласного «ура», архиерейскими певчими был пропет гимн «Боже, Царя храни» и по желанию всех гостей был повторен. Затем достопочтенный храмоздатель Мефодий Никонович Гарелин, после краткой речи, в которой он выражал свою радость по случаю совершившегося освящения созданного им храма и свою признательность Архипастырю за его согласие принять участие в этом торжестве, — предложил тост за здравие Высокопреосвященнейшего Сергия. В ответ на этот тост последовало общее, единодушное и продолжительное пение «многая лета». Вслед за этим сам Владыка провозгласил тост за здравие храмоздателя М.Н. Гарелина и его супруги Марии Ивановны. Тост был принят с живым сочувствием и единодушием и сопровождался продолжительным пением многолетия. Четвертый тост был провозглашен радушным хозяином за духовенство, участвовавшее в освящении храма, — и за духовенство всей Владимирской епархии. Пятый тост был предложен за здравие архитектора А.С. Каминского. После того были произнесены еще многие тосты. Между ними достойны замечания: тост за здравие Высокопреосвященнейшего Феогноста, с благословения которого начата была постройка новоосвященного храма, — тост, провозглашенный за здравие Мефодия Никоновича Гарелина и супруги его Марии Ивановны инспектором Московского учебного округа Я.И. Вейнбергом после краткой речи, в которой он, со свойственным ему искусством, очень живо и картинно изобразил значение построения храма в общей жизненной деятельности храмоздателя, — и в особенности тост за здравие М.Н. Гарелина и супруги его и прочувствованная, теплая речь инженер-технолога С.Д. Смирнова. Торжественный обед, сопровождаемый пением архиерейских певчих, тостами и речами, прошел весьма оживленно, в радостном, праздничном настроении присутствовавших, искренно разделявших радость достопочтенного храмоздателя. В 6-м часу вечера обед кончился. Немедленно по окончании обеда Высокопреосвященнейший Сергий из дома Общественного Собрания отбыл в дом М.Н. Гарелина. Отсюда вскоре Владыка, со всей своей свитой, отравился на вокзал железной дороги и с обычным вечерним поездом отбыл из Иваново-Вознесенска, напутствуемый благожеланиями провожавших.
Речь, произнесенная за обеденным столом, в день освящении Преображенского храма в гор. Иванове-Вознесенске
Умственная жизнь каждого народа начинается прежде всего в кругу религиозных вопросов, наиболее для него важных и близких. К этим вопросам всегда и неизбежно примешиваются бытовые стремления под влиянием общего строя окружающей его жизни. В исторической жизни русского народа самым поразительным образом выступают на первый план религиозные стремления. Древняя христианская жизнь наших предков имела тесную связь с жизнью нашего духовенства, которое было его великою нравственною опорою. И эта связь была для народа лучшим фундаментом в деле его умственного и государственного развития. Матерь русских городов Киев — колыбель святой веры наших предков — в тоже время был и первым свидетелем их гражданской самобытности. В сердцах истинно-русских людей светоч веры ярко горит, как в отдаленное от нас время, так и в наши дни. Присутствуй за трапезой после освящения вновь сооруженного храма, мысленно перенесемся ко времени полтора века тому назад, когда на берегах небольшой реки, в малом селении, невдалеке от того места, где ныне воздвигнут прекрасный храм, предки храмо-создателя, вместе с другими, положили начало той промышленной жизни, которая впоследствии так развилась, что небольшое селение превратилось в цветущий промышленный город. Кто были эти люди и какими качествами они обладали? Эго были истинно-русские люди — сыны народа, обладавшие тремя могучими качествами: твердою верою в Бога, несокрушимой энергией и упорным трудом. Потомок таких людей есть нынешний храмосоздатель. Унаследовав заветы отцов, он порешил в уме своем воздвигнуть храм во славу Того, «Кто зиждет все и сохраняет». Для осуществления своего благого намерения он призвал маститого зодчего художника, который в дни своей юности сопровождал в Византию брата Царева. Плодами своей художественной фантазии, имеющей в основе византийский и древне-русский стиль, зодчий-художник украсил вновь сооруженный храм. Претерпев много сердечных треволнений, храмосоздатель в сегодняшний день дождался, наконец, осуществления своей заветной мечты — светлого праздника своей души, и созвал нас на этот праздник. Сооружая внешний храм, как видимый памятник художественного творчества, храмом духовным он кладет нравственную связь между минувшим и, настоящими и грядущими поколениями. Велико то отечество, где существует нравственная связь между поколениями! Велика та страна, где заветы предков переходят к потомкам! Воздадим же достойному достойное, и пожелаем храмосоздателю, чтобы он в сооруженном им храме многие и многие годы вместе с спутницей его жизни и со всеми близкими его сердцу возносил теплый молитвы к престолу Всевышнего. У тебя, Высокопреосвященнейший Владыко, освятившего вновь сооруженный храм, испрашиваю Архипастырское благословение провозгласить здравицу за истинно русского гражданина, храмосоздателя Мефодия Никоновича и его супругу Марью Ивановну! (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1-го октября 1893 года) .
Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек - жителей деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским.
Престолов в церкви три: главный — в честь Преображения Господня и придельные: в честь Иверской Божией Матери и во имя Священномученика Никона. При церкви имеется усадебная земля в количестве 1400 кв. саж., пожертвованная храмоздателем М.Н. Гарелиным. Копии метрических книг с 1893 года и исповедных росписей с 1894 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1894 году. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получал (1897 г.): процентов с церковного капитала 532 рубля и за требоисправления до 2000 р., а всего в год 2532 руб. Причт имел помещение в каменном двухэтажном доме, построенном М.Н. Гарелиным. В приходе, кроме жителей города, имелись две деревни: Афанасово и Хламостино. Дворов в приходе 63, душ мужского пола 171 и женского пола 183 души. В деревне Афанасове с 1895 года существовала церковно-приходская школа и помещалась в собственном здании.
Село Преображенское вошло в состав города после Февральской революции 1917 года.
С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами - традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам. Решением облисполкома 19 мая 1940 года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения. После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором.
Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли в 1956 году из села Сараево Фурмановского района. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В. Суворову.