Касимов (тат. Касыйм) - город, административный центр Касимовского района Рязанской области России. Расположен на левом берегу реки Оки.
Официальный сайт города: http://www.kasimov-gorod.ru
Культура финно-угров известна в этом регионе с V в.
31. Грунтовый могильник, сер. - 2-я пол. 1-го тыс. н.э. По сведениям А.И. Китайцева 1930-х гг., на территории города, на Старом посаде, недалеко от Ильинской церкви, на склоне правого берега р. Бабенка при земляных работах обнаружены остатки трупоположения, при котором найдены две шейные гривны, три массивных браслета, височные кольца, перстни, серьга с коническими привесками, раковины-каури. Характер и обстоятельства находки позволяют предполагать здесь раннесредневековый финно-угорский могильник.
В 1152 г. Суздальский князь Юрий Долгорукий среди болот и лесов Мещёры при впадении речки Бабенки в Оку на крутом её берегу на стыке Рязанского и Муромского княжеств поставил небольшую пограничную крепость, получившую название Городец Мещёрский. Так Городец Мещерский стал форпостом на юго-восточных рубежах суздальской земли. Старинный Касимовский тракт (XV-XVII вв.) из Москвы в Касимов проходил через Люберцы, Егорьевск, Спас-Клепики, Туму, Гусь-Железный, Сынтул. Именно этот тракт, соединявший столицу Московского государства с городом Касимовым – столицей первой национальной автономии России – Касимовского царства, игравшего роль пограничного буфера между Московией и ногайской Ордой. Возможно, что этот тракт существовал (или был создан) и при Юрии Долгоруком.
В 1171 г., согласно летописям, Андрей Боголюбский заложил в южных пределах Мещеры Андреев Городок. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещерским.
Часть Мещеры при Юрии Долгоруком входила в состав Муромского княжества. Границы его на севере простирались по крайней мере до Клязьмы, а на юге до устья Гуся с одной стороны и Мокши с другой. В Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии Добролюбова И.В. говорится, что при Богоявленской церкви в Касимове хранился камень, на котором было написано: Городец сей получил крещение через Святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме.
Мещерский край стал столицей партизанского движения против татаро-монгольских захватчиков. Возглавлял его бывший герой – житель павшей Рязани Евпатий Коловрат. Много урона нанес его героический отряд батыевым туменам. Однако в неравной борьбе все воины-партизаны пали смертью храбрых. Хан Батый был поражен мужеством и бесстрашием товарищей Евпатия и приказал похоронить их с воинскими почестями…
В 1239 г. Городец Мещерский был взят татаро-монголами. В летописи о 1239 годе, когда отряды татар, усмиряя восставшую мордву, пришли на Оку: «А инии Тотарове Батыевы Мордву взяша, и Муром, и Городец, и град святыя Богородица Володимерския (Гороховец)».
В XIII-XV вв. городище находилось во владении удельных князей Мещерских. Князья Мещерские ведут свой род от князя Бахмета Ширинского.
В лето 6706 Князь Ширинский Бахмет Усейнов сын, пришёл из Большие Орды в Мещеру, и Мещеру воевал, и засел её, и в Мещере родился у него сын Беклемиш. И крестился Беклемиш, а во крещении имя ему Князь Михайло, и в Андрееве городке поставил храм преображения Господа нашего Иисуса Христа, и с собою крестил многих людей. У Князя Михайло сын князь Фёдор. У Князя Фёдора сын князь Юрья. И князь Юрьи был на Дону, пришел из Мещеры к Великому Князю Дмитрию Ивановичу своим полком. Родословная книга князей и дворян российских (Бархатная книга).
Бахмет захватил восточную часть Мещёры, соседствующую с мордовскими племенами, и, подавив сопротивление аборигенов и своих же соплеменников, стал жить владетельным князем. Отказавшись от кочевой жизни, он скорее всего не упускал возможности поживиться за счет других княжеств, а возможно и был баскаком.
Выписка из писцовых книг является прямым доказательством местонахождения ставки Бахмета. И она была где-то совсем рядом с современным Касимовым.
Некоторые названия сохранились и по сегодняшний день: Ерахтур, Мышца, Лубонос (а речка теперь Лубонка), Жданово, Ташенка, - поэтому можно ориентировочно установить округу тем бортным ухожьям. Название же «Бахметева пожня» исчезло, а по описанию это заливные луга, что тянутся вдоль левого берега вниз по Оке за деревней Поповка.
Название Бахметева пожня было дано в момент владения ею Бахметом, а во время составления писцовых книг оно уже звучало архаично, но еще сохранялось как общее название лугов, причем Бахметева пожня, как таковая, ни к чему и ни к кому в частности не приписана.
Сын Бахмета Беклемиш крестил с собою многих людей, но не всех. Очевидно, немало мусульман сохранило свою веру и, оставаясь в подчинении бека, несколько дистанцировалось от него, образовав новые поселения.
Из родословной князей Мещерских следует, что Беклемиш после крещения построил храм Преображения Господня в Андреевом городке, являвшемся по-видимому главной резиденцией Бахмета, а затем и Беклемиша.
В 1239 г., когда татары пришли усмирять восставшую мордву, Муром был сожжен. В этот период и пришелся захват Бахметом Мещеры.
Д.И. Иловайский в «Истории Рязанского княжества» отмечает: «Князья Ширинские подняли брань на Царя Большой Орды и в 1298 г. ушли из нея кочевать на Волгу. Один из них Бахмет Усейнов сын пришел в Мещеру, взял её войною и остался здесь княжить». Царем Большой Орды был в то время Тохта, но был и другой, которого русские летописи также величают царем, - Ногай. Известно, что при Тохтамыше личная гвардия хана состояла из представителей четырех родов: ширин, барын, аргын и кыпчак. Эта четырехосная система охраны, принятая при Чингисхане, перешла затем в систему управления, и при хане Узбеке правителями были четыре улусных эмира, старший из которых назывался беклярибеком («князь князей»). Представители только этих правящих кланов имели право свободного перемещения из одного ханства в другое. Род ширин считался старейшим из перечисленных родов. Старший в роде пользовался титулом «бик». Лица, близкие к хану, его думные слуги звались « карачи», которые назначались из биков главнейших родов. Но и среди карачиев выделялся « улу карачи» - большой карачи. Известно, что этот титул носили ширины. В «Энциклопедии военных и морских наук» (том 5) родоначальник князей Мещерских назван баскаком. Баскачество существовало в XIII в., примерно до шестидесятых годов, когда ясак, дань, собирался при помощи монгольских военных отрядов. Затем, в связи с сопротивлением, оказываемым иноземным сборщикам, сбор дани был возложен на русских князей, а за правильностью этого сбора следили татары в ранге послов. Был ли Бахмет баскаком, сказать невозможно, но несомненно, что дань со своего улуса он, конечно, брал.
С кем сражались ширинские отряды, при покорении Мещёры? Сама мещера, рассеянная на лесных пространствах, вряд ли могла оказать какое либо сопротивление. Скорее всего против пришельцев выступала воинственная мордва, всегда жившая по Мокше, а также и соплеменники Бахмета, уже ранее обосновавшиеся на этих землях.
Городцом Мещерским и Мордовским Городком (Елатьма) в XIV в. владел Мещерский князь Александр Укович (Окович, Окский).
Между 1362 и 1373 гг. князь Мещерский Александр Укович продал свои земли - Городец Мещерский (Касимов) и Мордовский Городок (Елатьма), великому кн. московскому Дмитрию Ивановичу.
Существует договорная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Согласно этому документу Дмитрий Донской «прикупил» у мещерского князя Александра Уковича два города - Городец Мещёрский и Елатьму, сделав их своими крепостями и укрепив тем самым свои восточные границы с беспокойным в то время соседом - Казанским ханством.
Под московский контроль была взята важная военная и торговая коммуникация, древнейший тракт Рязань-Муром. Рязанские действия были почти синхронны московским. Войска Олега Рязанского одновременно с московскими овладели левобережьем Цны и Мокши. Вот только земли лежащие напротив купленных московских мещерских городков, Олег Иванович купил еще раньше. Это была Ерахтурская Мещера, в треугольнике: Ерахтур-Сеитово-Гусский Погост, т. е. земли лежащие напротив будущих московских купленных земель.
В 1371 г. Дмитрий московский возвращается из Орды с ярлыком и с «многими должники»- ярлык стоил недешево. В Сарае тогда сидел Мухаммед-Булак, ставленник Мамая, союзного тогда Москве. Окрыленный ярлыком, да чтобы и подзаработать, Дмитрий уже зимой нападает на Олега Рязанского и разбивает его под Скорнищевым, ставя в Рязани марионетку Владимира Пронского. Олег ищет спасения в Мещерском княжестве, возвращается оттуда с ратью и свергает марионетку уже в 1372 г. Дмитрий этого не простил ни мещерякам, ни Олегу.
В 1373 г. татары Мамая (союзного Дмитрию до 1374 г.) разорили Рязанщину и Мещеру. Дмитрий стоял со всей ратью на Оке, готовый вмешаться, если татары не справятся. Но они справились, порушив с особым чувством Городец и убив Уковича, которого Дмитрий, очевидно, «заказал» лично. Укович погиб в Городце Мещерском 1373 г. после вторжения большеордынцев Бегича. Крепость была полностью сожжена и разорена. Пожар начисто уничтожил городок.
Еще в кон. XVIII в. были видны валы Городца Мещерского, как в Переяславле Залесском или в Юрьеве, уничтоженные при генеральном межевании.
В основе своей он представлял типичное для того времени «мысовое городище», защищенное почти со всех сторон естественными преградами: речкой Бабенкой, протекавшей вокруг крепости с севера и северо-востока, полноводной Окой - с юго-запада и запада. Правда, сама крепость находилась не на самой стрелке мыса, которая расположена в низине, а повыше, от Оки к северо-западу, ближе к предпоследней излучине Бабенки. Город имел и обычные для того времени древо-земляные укрепления. По сведениям И.С. Гагина, укрепления имели периметр в 672 сажень. Это был и крутой земляной вал, по верху которого шел частокол из бревен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. По углам крепости и над воротами возвышались деревянные башни. Вокруг Городца Мещерского, на ближних подступах к нему, располагалось еще пять небольших земляных крепостей. По данным И.С. Гагина, А.А. Мансурова и О.Н. Бадера, исторический культурный слой Городца Мещерского локализуется на левом берегу р. Бабенка за вторым поворотом от устья, примерно в 1 км. к югу от центра нынешнего Касимова. Культурный слой здесь почти полностью разрушен позднейшим строительством. О.Н. Бадеру удалось зафиксировать остатки каких-то сооружений. Найдены обломки древнерусской и позднесредневековой гончарной посуды.
Старый Посад
Первичный городок на Старом Посаде был небольшим, преимущественно с угро-финским населением, а затем, предположительно в кон. IX – нач. X вв., сюда пришли славяне. Об этом свидетельствуют археологические находки, случайно сделанные местными жителями. В 1939 г. при рытье траншеи под теплицу был обнаружен скелет с украшениями. При попытке извлечь из захоронения костяк рассыпался. Украшения были исследованы археологами, которые сделали заключение о принадлежности их к X-XI вв. По форме и особенностям украшений их можно отнести к вятическим. Среди различных изделий (два шейных обруча, три массивных браслета, множество височных колец, несколько ажурных перстней, серьги с мелкими коническими привесками), явно принадлежавших славянской девушке, были найдены и раковины каури, имевшие распространение среди угро-финнов. Это говорит о совместной жизни и начавшемся симбиозе двух народов – славян и угро-финнов. Находку исследовал И.А. Китайцев. «Он полагает, что все находки по своему характеру могут быть сопоставимы с Курманским могильником и Земляным Стругом». В 2005 г. недалеко от места обнаружения первого захоронения, опять же случайно, был обнаружен второй могильник, уже с несколькими скелетами. На руке одного из них было пять грубо кованных бронзовых браслетов. Уже в 2011 г. вблизи второго захоронения при рытье траншеи под трубу для водопровода было открыто ещё одно захоронение. Такое количество могильников говорит о существовании на этом месте древнего, по всей видимости, ещё дохристианского кладбища. Оно расположено, если смотреть со стороны Оки на Ильинский храм, слева от него через небольшой овраг, на пологом склоне горы, ныне занятым огородами. А на плато прямо перед церковью находилось, как и было принято в старину, христианское кладбище с одним до наших дней сохранившимся памятником, с датой на нём – 1734 год. Кроме кладбищ и могильников старопосадские жители при копке огородов находили много разнообразных предметов в виде наконечников стрел, копий, женских украшений, монет, а на остатки разнообразной керамики лопата натыкается практически всюду, и на эти черепки никто не обращает внимания. Повсюду культурный слой в 60-70 сантиметров. При прокладке дороги бульдозер обнажил напротив Ильинского храма остатки кирпичной стены, протяженностью примерно 15 метров, со следами пожара.
Новый Низовой Городец
30 б. Городец Мещерский.
30 а. Новый Низовой Городец.
Заново город отстроили выше по течению Оки между Успенским и Никольским оврагами, где и расположен современный центр города. До 1472 г. новая крепость называлась Новый Низовой Городец.
Наименование города в зависимости от географического положения по отношению к Москве свидетельствует и об усилении влияния московских князей в мещерском крае, их заинтересованности в закреплении за собой отстроенного города.
Включение города в состав владений великих князей московских произошло во второй половине XIV в., возможно, еще до Куликовской битвы.
Проживали в нём русские и давние обитатели здешних мест представители финно-угорских племен: мещёра, мордва, мурома. Они соседствовали, роднились, перемешивая бытовые обряды и обычаи.
Касимовский кремль локализуется в центральной части современного города, в районе пл. Соборной и Благовещенской, а также по краю Успенского оврага. О наличии культурного слоя говорят редкие находки позднесредневековой керамики, в т.ч. белоглиняной и чернолощеной. Территория городских посадов не выявлена. Рядом с темсе Авгана зафиксировано татарское кладбище, на котором в сер. XIX в. было до 40 надгробных камней, самые ранние из которых относятся к XVI в. По-видимому, со времени основания на новом месте Касимовский кремль имел укрепления. В Писцовых книгах 1627-1628 гг. касимовский кремль описывается следующим образом: Город Касимов деревянный, рублен в одну стену, крыт тесом. В городе двое ворот поезжие и водяные на реку, а промеж этих воротных башен шесть других глухих - все деревянные. По мере около города 525 сажен.
«Андреев Городок»
В 1171 г., согласно летописям, князь Владимирский Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого) заложил в южных пределах Мещеры Андреев Городок. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещерским.
Из родословной князей Мещерских следует, что Беклемиш после крещения построил храм Преображения Господня в Андреевом городке, являвшемся по-видимому главной резиденцией Бахмета, а затем и Беклемиша. В 1508 г. приезжал к великому князю Василию III, унаследовавшему престол после смерти Ивана III, сын царевича ногайского Ак-Курта Ак-Девлет с просьбой, чтобы государь пожаловал его отца городом. Вот как происходил этот дипломатический прием. «И сентября, велел князь великий Ах-Куртову царевичеву сыну Ак-Девлетю быти на дворе, а велел ему говорити Дмитрею Володимерову, да Федору Карпову, да Болдырю, а тут был Шидяк мурзин человек Кудаяр.
И Дмитрий ему говорил: Государь наш велел тебе говорити: прислал к нам тебя отец твой Ах- Курт царевич, да и грамоту свою к нам прислал; а писал к нам в своей грамоте, что хочет князь итти в нашу землю; и нам бы ему дати из двух мест одно место, Казань или городок Мещерской. - Государь наш велел тебе говорити: ино казанский царь Махмет-Аминь ныне нам друг и брат, а в городке Мещерском Янай царевич, и те места оба непорожни, и нам тех мест обеих непригоже ему дати.
И Кудаяр говорил: коли хочет пожаловать Ах-Курта, чтобы у него был, и он бы дал Ах- Курту царевичу Андреев городок каменой.
И они ему отвечали: Андреев городок к городку ж за Янаем царевичем: того государю нашему непригоже ждати.
И как пришол к великому князю, и князь великий ему те ж речи говорил. Да молвил ему: велел есми тебе дати платно теплое, а людей есми твоих велел пожаловати. Да того дни его и отпустил. А грамоты князь великий к Ах-Курту царевичу не послал».
Сама постановка вопроса в этом случае очень интересна: Ак-Девлет почему-то просит не городок Касимов, если бы с 1471 года он так назывался, а Мещерский городок. Это говорит о том, что построенная Касимом крепость, называемая Хан-Кермен, Кизи-Кермен («кермен» - крепость) не имела статуса города, а была лишь дворцом-домом, собственностью татарских царевичей, но без Мещерского городка, дававшегося на «кормление», представляла только большую дворовую усадьбу. К Мещерскому городку был придан Андреев городок, видимо меньший по размерам и значению.
В завещании Ивана III, составленном в 1504 г., говорится: «… да Мещера с волостьми и з селы, и со всем, что к неи потягло, и с Кошковым… сыну же моему Василью». Это самый первый документ о передаче Мещёры по наследству. К этому времени Мещерские князья были выведены из своих родовых уделов и им были предоставлены вотчины в других местах и служба в Москве при великом князе.
Андреев городок назван каменным. Это определение обычно относилось к городам с наличием каменных строений, а большинство городков, как правило, были деревянными. Использование привозного камня, из-за трудоемкости, было большой редкостью, но в районе Касимова много выходов известняка, который добывается и поныне.
В апреле 1514 г. из Турции возвращался посол Михаил Иванович Алексеев вместе с направлявшимся на Русь (посольством от турецкого султана Селима I) греком Камалом Феодоритом, и с дороги, с острова Осман («Усман у черной воды») посол отправил письмо великому князю Василию Ивановичу: «… провожали, государь, азовские татарове Камал-бега посла хенкерева да Дерт-Кульяк Бийсуф с товарищи, а сниматься им вверх Сосны; а взяли с собою Михаля Комаретьцкого в вожи, а их с четыреста. А поити им на села… а тебе бы государю сведомо было. Да городецкого татарина изымали да от меня его хоронили, а тот хочет их вести на Мещеру да на Андреев городок коней для татар Косымова городка, там деи их кони ходят; и то бы, государь, тебе сведомо было; а уже, государь, как от нас отстали две недели в пятую неделю поста».
Выражение «там деи их кони ходят» говорит о том, что рядом с Андреевым городком находились пастбища для содержания касимовских лошадей.
Престарелый хан Менгли-Гирей уже не мог противостоять (а может и не хотел) напористости своего сына Мухаммед-Гирея, враждебно настроенного к Руси, и в 1514 г. потребовал вернуть Крыму 8 русских городов, якобы данных великому князю Ивану III из милости. Не дожидаясь ответа, Менгли-Гирей послал «сына своего Магмет-Гирея со многою ратью». Ни одного из восьми городов крымчане взять не сумели, но «рязанская украйна» и Мещера подверглись жесточайшему разорению.
Весной 1515 г. Менгли-Гирей умер. В декабре того же года великого князя предупреждали из Азова: «Пошли, государь, отселе из Азова козаки озовское под твою отчину на Украйну под Мордву на те же места, которые места имали сего лета, а к весне, государь, бий Исуп наряжается, послал к Крыму человека да грамоту, чтобы, государь, на весну к нему было пять тысяч, а хотят, государь, ити на Ондреева городища да на Бостопово, а мне, государь, то ведомо горазда».
Скорее всего при нападениях крымцев в 1514 г. и Андреев городок, и Мещерский («Косымов») городок были разрушены, а в донесении они были объединены одним названием - «Ондреева городища».
***
В 1515 г. для зашиты от крымчан по всей Оке были размещены русские войска. А в «Мещере на Толстике» стояли воеводы: Кашин-Глухой, Ушатый-Чулок, Хрипунов-Лобан. Само слово «толстик» означало возвышенный, обрывистый берег, крутой мыс. В 33 км. от современного Касимова, на мысу, над пойменной террасой, в 3-х км. от Оки расположена деревня Толстиково. «По писцовым книгам 1564 года Толстиково указано как село. По 10 ревизии 1859 года в селе существовала мечеть и православная часовня». Русло Оки в писцовых книгах в этом месте определяется так: «вертячей песок», «каменный брод», «Толстиковский перевоз». Сегодня это место называется «Перекат монашки». Вполне вероятно, что именно здесь, как в наиболее уязвимом месте порубежья, и стояли русские рати, предотвращая нападение на Андреев городок.
54. Толстиково. Селище 1, X-XIII, XIV-XVII вв. Восточная окраина села, правый коренной берег р. Ока, левый пологий склон оврага. Протянулось вдоль оврага, размеры ок. 170х50 м., высота над дном оврага 10-12 м. Керамика лепная средневековая, гончарная позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная с линейным орнаментом.
53. Толстиково. Селище 2, VII-X вв. К северо-западу от села, между его окраиной и старым татарским кладбищем, к юго-востоку от последнего, правый коренной берег р. Ока, первая терраса заторфованного оз., урочище Попов овраг. Размеры ок. 200х50 м., высота над торфяником 6-9 м. Культурный слой до 0.3 м. Керамика лепная, сосуды горшковидной формы, с отогнутыми наружу венчиками, без орнамента, датирована 2-й пол. 1-го тыс. н.э.
В 1529 г. 20 августа привезли от Сенчага и Зани Зудова послание из Азова: «А царь (Крымский), государь, пошел на твою землю на Андреев городок, а сказывают, вожи (проводники) у него, где ему Ока перелезти, а с ним, государь, кажут силы сто тысяч, ино, государь, отгадывают, что с ним тысяч пятьдесят или шездесят, а жил бы еси, государь, бережно и лете и зиме, занеже, государь, тебе крымский недруг сердечный». Это последнее документальное упоминание Андреева городка. Из этого сообщения ясно, что он находился на левом берегу Оки, и вблизи него были переправы. Прорыв крымцев произошел видимо в нескольких местах русской обороны. При этом наверняка был разрушен и Андреев городок, после чего он, как укрепленный сторожевой пункт, уже не восстанавливался, передав функции пограничной крепости Касимову. В духовной грамоте Ивана Грозного, написанной перед смертью, последовавшей в 1584 г., в перечне всех русских городов того времени Андреев городок не упоминается.
Городище «Земляной струг»
32. Городище «Земляной струг», р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э., XI-XIII вв. 2.5 км. к востоку от города, мыс правого коренного берега р. Бабенка (левый приток р. Ока), образованный оврагами. Земляной Струг - это два холма со рвом между ними, с двух сторон ограниченные глубокими оврагами, а с третьей - круто спускающимся склоном в сторону речки Бабенки. Передний, от Бабенки, холм имеет форму, напоминающую лодку со слегка приподнятыми носом и кормой. Очевидно, именно из-за этого сходства холм и получил своё название. Две площадки, разделенные сильно размытым рвом, превратившимся в овраг. Южная площадка по данным Б.А. Куфтина, имела размеры ок. 88х36 м., высота над рекой 11.05 м., над подошвой мыса - 9.63 м. Следы валов не прослежены. Северная площадка, по данным И.С. Гагина, имела размеры ок. 95х47 м. и такую же высоту, что и южная. С напольной северной стороны ее в нач. XIX в. зафиксированы остатки вала и рва с разрывом в северо-восточной части, ныне не сохранившиеся.
Впервые о Земляном Струге упоминает И.С. Гагин (рукопись 1823 года): «Первая (крепость), находящаяся у города на восток, слывущая Земляной Струг, в два отделения... Место избрано совсем неприступное, оврагами и горами успособленное. Находится ныне под владением татар и ямщиков. Расстояние от городовой черты на восток с небольшим 2 версты».
Аналогичное свидетельство встречаем и в работе активного краеведа Д.Т. Воздвиженского (1827 год): «Земляная насыпь, находящаяся в трех верстах от Касимова к востоку, не есть также бывший керемет (капище) обитавших тамо древних народов?.. По некоторому сходству в наружном образовании с речным судном, называющимся стругом, оное возвышение носит такое же название».
Исследовано (Н.И. Лебедева, Б.А. Куфтин) не менее 200 кв. м. на южной площадке. Культурный слой 0.2-1.2 м. На северной площадке, по данным О.Н. Бадера, культурный слой менее мощен, слабее насыщен находками. По материалам раскопок и сборов можно выделить два периода в существовании поселения. К первому относятся обломки лепной керамики с сетчатыми отпечатками и гладкостенной, каменные утюжки-гладилки и форма для отливки мелких бронзовых украшений, бронзовые привески в виде крестиков и полой орнаментированной трубочки, арбалетовидная фибула, небольшие колечки, возможно, височные, фигурка в виде ящера, костяные проколка и пластина с отверстием, красные пастовые и другие бусы. Эти предметы могут датироваться от рубежа 1-го тыс. до н.э. - 1-го тыс. н.э. до 3-й четв. 1-го тыс. н.э., относятся к городецкой культуре.
Ок. 988 г. великий князь Владимир Святославович поставил своего сына Глеба Владимировича на княжение в Муромскую землю. Очевидно, в это же время усилился приток славян в Мещёру, и Земляной Струг мог стать местом их обитания.
Ко второму периоду, охватывающему XI-XIII вв., относятся гончарная древнерусская керамика с линейным и волнистым орнаментом, железные ножи, черешковые наконечники стрел, в т.ч. двурогие, ключ от замка, стремя, бронзовые браслетообразные височные кольца, перевитые тонкой проволокой, витой браслет и др.
Н.И. Шишкин в своей «Истории…» пересказывает интересное предание: «Про земляной струг существует в народе такая легенда, что Ока протекала в древности между горами, окружающими земляной струг, и что по ней плавали на барках и лодках разбойники, которые грабили окрестности. Жители начали молиться богам, покровителям касимовским, чтобы они их избавили от разбойников; покровители касимовские услышали их молитву и потопили самую главную большую барку разбойников, а Оке велели принять другое направление».
Во времена Ивана Грозного поля возле Земляного Струга были переданы во владение касимовским ямщикам.
33. Селище, 2-я пол. 1-го тыс. н.э., XI-XIII вв. По сведениям А.И. Китайцева 1950-х гг., расположено в 2.5 км. к востоку от города, на правом берегу р. Бабенка, выше городища «Земляной струг», на территории б. хут. Дорофеева. Керамика лепная неорнаментированная финно-угорская 2-й пол. 1-го тыс. н.э., гончарная древнерусская, каменное пряслице, железные и бронзовые неопределенные предметы, костяной гребень.
***
Отрывки из Писцовых книг города Касимова 1627 года, включённых Вельяминовым-Зерновым в свое «Исследование...»: «Пустошь, что была деревня Скребякина, на речке на Бабенке, а в ней двор князь Тахмаметя Шаморданова, а живет в нем человек ево Янгильдейко Алаведеев, двор Сарея Батыреева, а в нем живут ево деловые люди Тинатарко Едигерев да Кутлаказа...» Деревня Скребякина, где бы она ни была расположена, до прихода татар, судя по названию, явно была древнерусским поселением. По Словарю Даля слова «скрести, скребывать и скребать - скоблить, драть, чесать, царапать; счищать или сдирать что-либо полуострым орудием, поставленным на ребро». Это один из возможных вариантов происхождения названия деревни Скребякина. Вероятно, конечно, название поселения и по фамилии его владельца, о котором, если он и был, нам ничего неизвестно.
Князь Тахмаметь Шаморданов (Токмамед Шамарданов), имевший двор в этой деревне, был одним из восьми приближенных касимовского царя Арслана, который выплачивал ему жалованье в размере сорока рублей. Надо отметить, что все денежные сборы самого Арслана были 479 рублей с копейками. Так что сумма в сорок рублей весьма значительна. Кроме царского жалованья Шаморданов владел 152 четями земли и половиной села Куземкино. По-видимому, в Скребякине располагался только служебный двор князя, где он не проживал постоянно. Вполне вероятно, что это красивое место на берегу текущей в те годы речки Бабенки (по мнению М. Барановича) служило для касимовских ханов и царей местом летнего отдыха и увеселений.
После казни Степана Разина в 1670 г. и его брата Фрола в 1676 г. муромский воевода Афанасий Шеховский в1679 г. пишет в своей челобитной царю Федору Алексеевичу: «В нынешнем октябре пришел в Муром в приказную избу касимовский воевода Тимофей Караулов сказал: приехал де он Тимофей из Касимова, боясь от воровских людей, потому что в Касимове города и острогу нет, а уездные де всяких чинов люди в Касимов не идут, а Кадом и Кадомской и Шатцкой уезды воровские люди разорили и ныне во многих местах разоряют же, и он де Тимофей, слыша от их воровских людей проход из Касимова в Муром и приехал».
В то время стен вокруг Касимова уже не было, их уничтожил пожар 1679 года.
Городище «Сынтульское»
18. Лощинино. Городище Сынтульское, XIV-XVII вв. 0.5 км. к востоку северо-востока от деревни, мыс левого коренного берега р. Сынтул при впадении в ее долину оврага, 1 км. от устья. Площадка овальная в плане, 120х60 м., высота над рекой до 27 м., с напольной восточной стороны - вал высотой до 2 м. при ширине основания в центральной части до 10 м. и сильно заплывший ров перед ним глубиной до 1.5 м. При обследовании 1985 г. культурный слой не был выявлен, находки отсутствовали. В РИАМ хранится несколько фрагментов позднесредневековой керамики, происходящей с городища. Это обстоятельство, а также наличие рядом с городищем позднесредневекового селища позволяют предполагать позднесредневековый возраст памятника.
19. Лощинино. Селище, XIV-XVII вв. 0.5 к востоку северо-востоку от деревни, к востоку от валов Сынтульского городища. Размеры ок. 150х50 м., высота над рекой 21-26 м. Культурный слой 0.4-0.6 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная, белоглиняная, чернолощеная и мореная.
Городище «Столбище»
37. Поповка. Городище 1 (Столбище), р.ж.в. 0.6 км. к юго-востоку от деревни, мыс левого коренного берега р. Ока между двумя оврагами, 2 км. от русла. Площадка подтреугольная в плане, 50х32 м., высота над поймой до 35-40 м., с напольной юго-восточной стороны - три дугообразных вала высотой 2-3 м. и два рва между ними глубиной 1.0-1.2 м., с перемычками в средней части, возвышающимися над дном рвов на 0.5-0.7 м. Культурный слой до 0.7 м. Керамика лепная, с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, городецкой к-ры, кости животных, обожженные камни.
Городище «Поповское»
36. Поповка. Городище 2 (Поповское), р.ж.в. По сведениям В.И. Зубкова 1949 г., расположено близ деревни, на высоком мысу левого коренного берега р. Ока между оврагами. Керамика лепная, с сетчатым отпечатками на внешней поверхности.
38. Поповка. Грунтовый могильник, XIV-XVII вв. По сведениям И.А. Китайцева, А.А. Мансурова и О.Н. Бадера 1920-х - 1930-х гг., расположен в 1.5 км. от городища 1, на песчаных всхолмлениях левого берега р. Ока, в урочище Бор. В обнажениях найдены человеческие кости, обломки лепных сосудов без орнамента, бронзовые трапециевидная привеска и серьги в виде колечка из тонкой проволочки с несомкнутыми кольцами, мелкие обломки неопределенного железного предмета. 39. Поповка. Курганный могильник, X-XIII вв. 0.8-1.0 км. к югу, юго-востоку и югу юго-востока от деревни, левый коренной берег р. Ока, изрезанный оврагами, у дороги в д. Темгенево. Насчитывал более 100 курганов, сохранилось 88 насыпей, высота до 2 м., диаметром до 12-14 м., иногда с ровиками у основания, расположенных четырьмя обособленными группами. Группа 1 (56 насыпей) находится в 1 км. к юго-востоку от деревни, группа 2 (12 насыпей) - в 1 км. к югу юго-востоку от деревни, в 0.2 км. к северо-западу от группы 1, группа 3 (17 насыпей) - в 0.8 км. к юго-востоку от деревни, в 0.2 км. к северо-западу от группы 1, группа 4 (3 насыпи) - в 1 км. к югу от деревни. Многие курганы имеют следы старых раскопок колодцем, нарушены кладоискательскими ямами. Исследовано (Ф.Д. Нефедов) 63 кургана, содержавших трупоположения на материке с преимущественно западной ориентировкой. Погребенные были положены вытянуто на спине, с вытянутыми вдоль тела или уложенными на живот руками, изредка - на спине с подогнутыми ногами. Зафиксированы остатки гробовищ из досок или плах. При погребенных обнаружены лепные сосуды, характерные для финно-угорских поселений IX-X вв., гончарные древнерусские горшки с линейным и волничтым орнаментом, бронзовые витые шейные гривны с конусообразными выступами на концах, браслетообразные височные кольца с завязанными концами и нанизанными на них бусами или цилиндрическими подвесками, пластинчатые браслеты, железные ножи, кресала, раковины-каури, черепа животных. Могильник связывается с финно-угорским населением (мещера), испытавшим сильное славянское влияние.
40. Поповка. Селище 1, X-XIII, XIV-XVII вв. 1 км. к югу юго-востоку от деревни, левый коренной берег р. Ока, правый берег оврага, в низовьях которого располагается группа 4 курганного могильника. Протянулось вдоль края оврага, размеры ок. 100х20-30 м. Культурный слой до 0.7 м. Керамика лепная финно-угорская X-XIII вв., гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, а также позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная с тонким линейным орнаментом, бронзовый перстень со щитком.
41. Поповка. Селище 2, X-XIII вв. По сведениям А.А. Мансурова 1930-х гг., расположено в 1.5 км. от деревни, в урочище Поляны, на пологом склоне оврага. Культурный слой до 0.4 м. Керамика лепная средневековая и гончарная древнерусская.
20 а. Баженово. Селище, VII-XIII, XIV-XVII вв. 1.5 км. к юго-востоку от деревни. К юго-западу от кладбища, 1 км. к северо-западу от пос. пыбхоза, правый берег р. Сынтул. протянулось вдоль берега, размеры ок. 75х50 м., высота над рекой 17-20 м. Культурный слой до 0.7 м. Керамика лепная, с примесями шамота в тесте, горшковидная, с короткими, слабо отогнутыми венчиками, без орнамента, финно-угорская VII-XIII вв. и гончарная позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная и чернолощеная.
20. Баженово. Курганный могильник. 0.7 км. к востоку от деревни, у проселочной дороги, правый коренной берег р. Сынтул, 0.15 км. от русла. Девять насыпей высотой 0.4-1.5 м., диаметром 7-12 м., протянувшиеся цепочкой вдоль склона. У крупных курганов - следы ровиков. Четыре насыпи повреждены ямами.
21. Кокорево. Курганный могильник. 0.5-0.7 км. к юго-востоку от деревни, 0.15 км. к северо-востоку от зданий Сынтульского мебельного комбината, левобережье р. Сынтул, берег оврага, имеющего временный водоток. Не менее 30 насыпей высотой 0.4-1.6 м., диаметром 4-8 м., с ровиками у основания. Часть курганов повреждена грабительскими ямами.
23. Земское. Селище, VIII-XIII, XIV-XVII вв. 0.3 км к востоку от восточной окраины села, склон правого берега р. Макарьиха. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 200х50 м., высота над рекой 12-15 м., с северо-востоку ограничено широкой балкой. Культурный слой до 0.3 м. Керамика лепная, серо-коричневого цвета, с бугристой поверхностью, примесями шамота в глиняном тесте, без орнамента, финно-угорская VIII-XIII вв., и гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и белоглиняная.
25. Алешино. Селище 1, VII-X, XI-XIII вв. 1 км. к юго-западу от деревни, 0.5 км. к северо-западу от пос. совх. «Алешинский», склон правого берега р. Макарьиха (левый приток р. Сынтул, левого притока р. Ока). Размеры ок. 130х70 м., высота над рекой 11-13 м. Культурный слой до 0.35 м. Керамика лепная, с примесями шамота в тесте, горшковидная, с короткими, слабо отогнутыми наружу венчиками, без орнамента, финно-угорская VII-X вв, гончарная древнерусская.
27. Алешино. Селище 2, VII-XIII, XIV-XVII вв. 0.5 км. к юго-востоку от деревни. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 200х50-60 м., высота над рекой 3-6 м. Культурный слой 0.4 м. Керамика лепная, с примесями шамота в тесте, горшковидная, с короткими слабо отогнутыми венчиками, без орнамента, финно-угорская VII-XIII вв., и гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и белоглиняная.
26. Алешино. Селище 3, VII-XIII, XIV-XVII вв. 0.8 км. к юго-востоку от деревни, 0.2 км. к юго-западу от селища 2, на противоположномот него склоне широкой лощины. Протянулос вдоль берега, ок. 100х60 м., высота над рекой 4-8 м. Культурный слой до 0.45 м. Керамика лепная, с примесями шамота в тесте, горшковидная, с короткими, слабо отогнутыми венчиками, без орнамента, финно-угорская VII-XIII вв. и гончарная позднесредневековая.
28. Царицыно. Селище 1, IX-XI вв. 1 км. к югу юго-западу от деревни, склон правого берега р. Мудровка, левого притока р. Макарьиха, в месте ее крутого изгиба. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 130х50 м., высота над рекой 12-16 м., с севера и северо-востоку ограничено оврагами. Культурный слой до 0.5 м. Керамика лепная горшковидная, без орнамента.
29. Царицыно. Селище 2, X-XIII, XIV-XVII вв. 1 км. к югу от деревни. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 130х50 м., высота над рекой 11-13 м. Культурный слой до 0.35 м., перекрыт наносным песком. Керамика лепная средневековая и гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и белоглиняная.