Адрес: г. Муром, пл. Крестьянина 3а тел. (49234) 3-13-74, 3-04-41, 2-26-48 (канцелярия). Настоятельница - игумения Тавифа (Горланова).
Троицкий монастырь возник так же, как и Благовещенский, на территории «старого вышнего городища», где в 1351 г. князь Юрий Ярославич (1345 - 1354 гг.) «обнови град свой, отчину свою Муром», поставил двор свой и многие церкви, в том числе деревянный кафедральный собор Бориса и Глеба, на месте которой в дальнейшем была сооружена сначала приходская Троицкая церковь. Вот как об этом упоминается в писцовой книге, составленной Григорием Киреевским по указу царя Михаила Федоровича в 7132 ((1624) году: «Супротивъ Благовещенскаго монастыря церковь ружная Живоначальныя Троицы древяна вверхъ шатромъ съ папертью, глава и крестъ обиты железомъ белымъ; да въ той же церкве въ приделе Святыхъ Страстотерпецъ Бориса и Глеба въ церкве Божия милосердия: образъ местный Живоначальныя Троицы обложенъ серебромъ басменнымъ, венцы чеканные позолочены, да образъ пречистые Богородицы Одигитрия обложенъ серебромъ басменнымъ венецъ резной, да образъ Благовещение Пресвятыя Богородицы, да образъ трехъ Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Ивана Златоустова обложенъ серебромъ басменнымъ венцы резные, да образъ Великаго Чудотворца Николы обложенъ серебромъ басменнымъ, венецъ басменный, да образъ Великого Свтителя Тарасия обложенъ серебромъ басменнымъ венецъ чеканный да образъ страстотерпецъ Христовыхъ Бориса и Глеба обложенъ серебромъ басменнымъ чеканные, да образъ Великие мученицы Христовы Парасковеи нарицаемые Пятницы обложенъ серебромъ басменнымъ венецъ резной; двери царские и сень и столбцы на празелени да въ тябле деисусъ и съ праздники и Апостоли и Пророки на празелени да въ приделе двери царские и сень и столбцы на празелени: да въ большой церкве въ олтаре образъ Пречистые Богородицы запрестольный на празелени да на престоле крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ, да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потиръ оловянные. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие напрестольное печатное Евангелисты серебряны чеканные позолочены, уставъ печатный печать Московская, два охтая, апостолъ, две треоди, четыре минеи месячные, Минея общая, Евангелие толковое, псалтирь, часовникъ, все книги печатные, книга Златоустъ, да Прологъ да треодь писменные. Да внизу подъ Троицкою жъ церковию два престола, престолъ трехъ святителей Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоустаго, да другой приделъ Великие мученицы Христовы Парасковеи нарицаемыя Пятницы, а въ церкве Божия милосердия: образъ местный пречистые Богородицы Одигитрия на празелени венецъ басменный, да образъ трехъ святителей Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоустаго на празелени жъ венецъ басменной, да образъ Великие мученицы Христовы Парсковеи нарицаемыя Пятницы на празелени жъ, венецъ басменный же. Да въ тябле въ деисусе семь образовъ на празелени жъ. Да у той же церкви на колокольнице цолоколъ благовещенской большой, а въ немъ по смете тридцать шесть пудъ, да шесть колоколовъ зазвонныхъ и середнихъ, а въ нихъ весу по смете 19 пудъ… все церковное строение Муромца торговаго человека Бориса Семенова сына Цветного, да сына его гостиной сотни Богдана, а служитъ у той церкви попъ Иванъ. Да на монастыре около церкви живутъ бобыли бродящие въ людехъ кормитца Христовымъ именемъ». «Да близко тоежъ Троицкие церкви у осыпи церковь Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна древяна клетцки съ папертью…»
Свято-Троицкий собор
В 1642-1643 гг. «тщанием и снисканием» Тарасия Борисовича Цветнова (Богдан Цветной) на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный пятиглавый собор. Богдан Цветной был богатым торговцем, причисленным царем Михаилом Федоровичем к московской сотне. Его двор, как подтверждают многочисленные письменные источники, находился в приходе Троицкой церкви. «Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися... Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь», - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.
Свято-Троицкий собор
Колокольня Свято-Троицкого собора
Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция фасада церкви Троицы в Муроме во многом напоминает церковь Троицы в Никитниках в Москве. В основании обеих церквей - квадраты со стороной 5 сажен. Много общего в композиции фасадов: обе церкви имеют трехчастную разбивку фасадов, чрезвычайно близкие по деталям карнизы, украшенные поливными изразцами, близки по формам закомары-кокошники, детали фонарей и луковичных глав. Оба памятника настолько похожи друг на друга в деталях, что можно предположить, что либо оба здания выстроены одним мастером, либо выстроены по одним чертежам. В то же время имеются различия как в деталях, так и в общей композиции обоих зданий. Церковь Троицы в Никитниках расположена на высоком подклете, в плане - квадрат со стороной 5 сажен, к которому со всех сторон примыкают дополнительные части: одноабсидный алтарь, трапезная, приделы паперть, колокольня и другие, в результате чего создана сложная асимметричная композиция. Церковь Троицы в Муроме в плане также квадрат, с юга и запада - паперти, с севера - придел, однако алтарь трехабсидный, подклет отсутствует. Повторяя некоторые детали Троицы в Никитниках, строитель муромского храма как бы наслаждается предоставленной ему возможностью сделать храм более богатым: к арочным полуколонкам, огибающим щелевидное окно, перекрытое аркой, справа и слева добавляются еще висячие полуколонки, соединенные арочками, а сверху арочек под углом к осям в стену вставлены цветные изразцы, ниже тяги карниза проведен пояс из кирпича, поставленного под углом, архитрав значительно расширен за счет сплошного ряда цветных изразцов зеленого и коричневато-красного цветов с различными рисунками драконов, орлов, сирином всадников разнообразными геометрическими и растительными орнаментами. В первом ряду кокошников вставлены разноцветные изразцовые шишки, которые как бы завершали мысль автора, поставившего себе задачу выстроить в Муроме Троицу более красивую, чем в Москве. И в какой-то мере оправдать прозвище богатого заказчика - Богдана Цветного. Над вторым рядом кокошников установлено пять глав на тонких изящных барабанах, опирающихся на подставки, состоящие из восьми маленьких кокошничков. Между восемью декоративными арочками на угловых барабанах устроено по 4 щелевидные ниши, то же самое и на центральном восьмигранном барабане. Несмотря на то, что главы имеют луковичную, характерную для XVI в. форму, создается впечатление, что сначала зодчий попытался сделать угловые главы шлемовидными, а затем добавил луковичные главы на металлических каркасах, соединенные тонкими шейками с кирпичными купольными сводиками. Как подтверждает летопись монастыря, в 1809 г. кровля Троицкой церкви была черепичной. К тому времени, как была построена Троицкая церковь, в Муроме уже имелось несколько каменных храмов, в том числе Благовещенский, Богородицкий и Спасо-Преображенский соборы и Козьмодемьянская церковь, которые отличались своей монументальностью и некоторой суровостью. От Троицкой же церкви веяло какой-то домашностью, или, как некоторые авторы выражались, «светскостью», чувствовалось влияние царских и боярских теремов. Церковь явилась началом для строительства и перестройки большого количества церквей в Муроме, для которых она служила образцом, или своего рода эталоном. Имеющиеся внутри церкви закладные резные доски на камне дают возможность установить точные даты начала и окончания строительства: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живонач Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея руссии, и при благоверной царице и великой княгине Евдокее Лукьяновне и при их благородном царевиче, князе Алексее Михайловиче и при святейшем кире Иоасафе, патриархе московском и всея Руси, и при архиепископе Моисее, рязанском и муромском»; «Совершена же бысть сия церковь 7151 г. (1643), августа 6 д тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому Богдана Цветного...» До сих пор не удалось полностью восстановить архитектуру церкви. Неумолимое время наложило отпечаток на здание. Как известно из летописи монастыря, начатой через 142 года после постройки церкви, в 1786 г. «на стены прежних папертей наложено было в вышину по аршину каменной кладки и сделан карниз; вместо дверей сделаны две круглые перемычки; пробито пять окон, пробита еще снаружи папертей дверь для входа в церковь на место прежней, обращенной в арку; прикладен вновь каменный рундук, а от двери теплой церкви пристроен простенок. В алтаре Троицкой церкви старые окна прибавлены в вышину и ширину и поверх крыши в церковном квадрате сделано вновь 4 окна... а над входным рундуком старый шатер починен». За один только сезон в памятнике произошли существенные изменения, большинство которых в настоящее время не представляется возможным устранить. При ремонтно-реставрационных работах в 1961 —1962 гг. удалось лишь восстановить первоначальный вид окон в алтаре с деталями наличников. В 1810 г. был перестроен Трехсвятительский придел XVII в., расположенный с северной стороны Троицкой церкви, а в 1885 г. - надстроен второй этаж с храмом Пантелеймона, разобранные в 30-х гг. ХХ века. Восстановление придела, построенного одновременно с основным зданием, не представляется возможным из-за отсутствия необходимых материалов. В то же время поднятые на несколько рядов фундаменты его при реставрации 1961 г. напоминают о существовании северного придела. Нельзя не обратить внимания на остатки еще одной пристройки в высоту всего здания, включая первый ярус кокошников с западной стороны. Ни в одном из имеющихся документов не упоминается ни о строительстве, ни о разборке какой-либо части здания. По всей видимости, это могла быть колокольня. В западной стене галереи в 1961 г. найдены остатки узкой лестницы, ведущей наверх. И это наводит на мысль, что одновременно с церковью была выстроена и колокольня, разобранная после постройки колокольни надвратной Казанской церкви в 1652 г. Центральная глава Троицкой церкви отличается от угловых тем, что она покоится на восьмигранном барабане с четырьмя щелевидными окнами и 16 висячими полуколонками, соединенными арочками на вогнутой кровле. Эта деталь не бросается в глаза, но такой прием значительно обогащает композицию и говорит об опытности зодчего, его разносторонних знаниях и уменье свободно варьировать имеющимися в запасе приемами композиции. Стены алтаря, очень низкого по сравнению с основным объемом, декорированы висячими полуколонками, соединенными арочками из лекального кирпича, по осям абсид устроены щелевидные окна, однако в 1786 г. они были растесаны, и только при ремонтно-реставрационных работах в 1961 —1962 гг., выполненных Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, был восстановлен их первоначальный вид. Сверху абсиды проходит широкий карниз с богатым поясом изразцов. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Собор имеет три престола: Главный - в честь Святой Троицы; слева - в честь святых Петра и Февронии Муромских, справа - в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Иулиании Лазаревской, Муромской чудотворицы.
Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты - шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII в., - и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.
В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.
Царские Врата. В основе – вторая половина XVI в., вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, басма, золочение. Происходит из Троицкого монастыря г. Мурома. Реставрированы в 1928 г. в Муромском музее И.И. Тюлиным. Царские врата – обязательная принадлежность православного храма. Они служат главным входом в алтарь и занимают центральное место в алтарной преграде или иконостасе. Название связано с символикой богослужения: во время литургии сквозь врата шествует Царь Славы – Иисус Христос, явленный в выносимых для причащения Святых Дарах. Иногда Царские Врата называют Святыми или «райскими», поскольку алтарь храма в христианской традиции воспринимается как символический образ Рая. Вверху – сцена Благовещения с изображением архангела Гавриила и стоящей Богоматери, которая прижимает к груди правую руку с пурпурной нитью согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Мария была одной из семи чистых дев из рода Давидова, избранных для обновления завесы Иерусалимского храма. Благовещение считается моментом Воплощения Бога Слова от Девы Марии, - «затворенной двери», сквозь которую по пророчеству Иезекииля проходит один Господь (Иез. XLIV, 1-3). Праздник Благовещения Православная церковь отмечает 25 марта/7 апреля. Тема благой вести о спасении человечества получила развитие в помещавшихся на Царских вратах изображениях четырех евангелистов, пишущих Евангелия. На левой створке – Иоанн Богослов с Прохором и Лука, на правой – Матфей и Марк.
Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский), с житием. Конец XVI в. Дерево, темпера. Происходит из собора Троицкого монастыря в Муроме. Список иконы Николы Гостунского из Троицкого монастыря восходит к древнему чудотворному образу рубежа XV-XVI вв., явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки) между городами Белевом и Лихвином Калужской губернии. «Явленный» образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была заложена в 1506 г. по повелению Василия III для чудотворной иконы.
Надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери
С южной стороны Троицкой церкви в сер. XVII в. располагались бобыльские дворы, которые Богдан Цветной перенес на посад. На освободившемся месте в 1648 г. была выстроена каменная Казанская надвратная церковь с ложно шатровым завершением. На южной стороне церкви над окнами в клеймах сделаны надписи, говорящие о дате строительства и называющие строителя церкви: «7156 (1648) года создана сия церковь», «а строенье торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветнова». Казанская надвратная церковь выстроена спустя 5 лет после Троицкой. Это одно из великолепнейших зданий, вошедшее в ансамбль Троицкого монастыря. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2, 5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой. Богдан Цветной, по всей вероятности, решил сделать храм таким, подобного которому еще не было ни на его родине в Муроме, ни в Москве, где он был одним из богатых купцов гостиной сотни. Приглашенный им зодчий проявил большой вкус и такт по отношению к основному зданию монастыря - Троицкой церкви, показав глубокое понимание русского зодчества, умело применив в церкви и висячие колонки, характерные для владимиро-суздальской архитектуры, и детали шатровых храмов XVI века. Благодаря смещению надвратной церкви в сторону от оси запад - восток, по которой размещается Троицкая церковь, было положено начало созданию сложной архитектурной композиции, завершенной в дальнейшем строительством колокольни. Казанская надвратная церковь по декоративному убранству превосходит Троицкую церковь. Ее пропорции настолько изящны, что создается впечатление, будто все здание вытесано из единого монолита. Храм кубической формы установлен на высокое каменное основание Святых ворот. Святые ворота состоят из двух арок - большей и меньшей - и представляют собой скульптурную композицию из висячих полуколонок. Основания арок опираются на прямоугольные столбы с нишами и белокаменными деталями. Южный фасад четверика спаренными трехчетвертными колонками разделен на две почти равные части, отражающие внутреннюю планировку Узкие щелевидные оконные проемы и ниши, растесанные в XVIII в., обрамлены полуколонками из лекального кирпича, опирающимися на консоли и соединенными между собой полуциркульными арочками, слегка вспарушенными в вершинах. Над проемами расположено шесть декоративных шлемовидных вставок, клейм. В центральных клейма вязью вырезаны дата строительства и имя строителя храма. В карниз, довольно широкий и плоский, вставлен сплошной ряд изразцов продолжающийся вокруг всего здания. Четверик завершается кокошниками с позакомарными покрытиями. Угловые кокошники соединены между собой декоративными вставками, показывающими тонкое художественное чутье мастера. Над кокошниками изящные и легкие восьмигранные восьмерик и шатер. В каждой грани восьмерика - почти квадратная ниша, на внутренней плоскости которой по вертикали поставлено по три разноцветные изразцовые плитки, примыкающие одна к другой по диагонали. Верх восьмерика завершается карнизом с зубчиками и 16 кокошниками, являющимися одновременно основанием восьмигранного шатра, завершенного тонкой шейкой трибунки и луковичной главкой. В основании каждой грани шатра ряд слухов с треугольными фроитончиками. Не менее интересна паперть на западной стороне церкви, расположенная над каменными палатками хозяйственного назначения Если декор части, примыкающей непосредственно к четверику, точно повторяет архитектурные детали основного объема (спаренные полуколонки, обрамления вокруг окна и др.), то в архитектуре стены, примыкающей к колокольне появляются совершенно иные детали. По всей видимости* эта часть была открытой галереей с чрезвычайно изящными окнами с двухлопастными заполнениями арок, внутренние пяты которых опираются на резную из белого камня гирьку, висящую на металлическом штыре. Этот декоративный прием впервые применен в галерее' муромской надвратной Казанской церкви, в дальнейшем повторялся неоднократно и в других зданиях города, например в крыльце Благовещенского собора. Архитектура нижней части подклета надвратной церкви чрезвычайно проста и лишена каких-либо деталей. С южной стороны подклета единственное окно обведено простой тягой из лекального кирпича, входы в палатку с северной стороны представляют собой простые проемы. Шатровая Казанская церковь первой пол. XVII в. - один из немногих храмов этого времени, выстроенных с отступлением от «церковного чина», в обход «очистительных» преобразований патриарха Никона, запретившего строительство шатровых храмов, как деревянных, так и каменных. К сожалению, до нашего времени не дошли интерьеры Троицкой и Казанской надвратной церквей. Уже в кон. XVIII в. здесь были проведены значительные переделки. В 1786 г., как подтверждает летопись монастыря, в Троицкой церкви вместо дверей сделаны «две круглые перемычки», вместе с этим «пробита еще снаружи папертей дверь для входа в церковь на месте прежней, обращенной в арку». Двери, ведущие из папертей в церковь, расширены на аршин в обе стороны и на половину аршина в вышину, поэтому сегодня трудно судить о форме и декоративном обрамлении входов в церковь. Отличительной особенностью Троицкой и надвратной Казанской церквей является также наличие в стенах «голосников» - резонаторов кувшинообразной формы, утопленных в стены и улучшающих в значительной мере акустику. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Колокольня
В 1652 г. с западной стороны Казанской надвратной церкви была построена многоярусная колокольня, завершившая архитектурную композицию ансамбля Троицкого монастыря. Колокольня и надвратная церковь расположены симметрично по отношению к Троицкой церкви.
С южной стороны Троицкая церковь воспринимается в богатом обрамлении сложного скульптурного силуэта двух шатров. Во второй пол. XVII в., когда велось строительство колокольни Троицкого монастыря, в архитектуре отмечается богатство и разнообразие применяемых деталей и форм. К этому времени постепенно вырабатывается основной тип шатровой колокольни: на четверике восьмерик со звоном и восьмигранный шатер со слухами. Подобных колоколен до нашего времени дошло не так уж много. Большинство их отличается богатством архитектурных деталей, живописным силуэтом, хорошими акустическими данными. Наиболее живописны колокольни церквей Николы в Пыжах, Троицы в Никитниках, в Москве, и некоторые другие. Колокольня Троицкого монастыря в Муроме по своей архитектуре близка к упомянутым колокольням, и в то же время по богатству и многообразию деталей она превосходит все известные сооружения этого времени. Для того чтобы улучшить пропорции и сделать колокольню вертикальной доминантой не только монастыря, но, может быть, и всего города, строитель колокольни вытянул ее вверх, поставив друг на друга три четверика, отделенных поясами карнизов. Первый четверик очень скромен и как бы является продолжением стены, выстроенной одновременно с надвратной церковью, и только две угловые пилястры с глубокими вертикальными нишами выделяют границы колокольни. Во втором ярусе художник дал простор своей фантазии и показал уменье скомпоновать на небольшой плоскости самые разнообразные детали. Карниз между 1-м и 2-м ярусами перерезан оконцем со скульптурным глубоким наличником, завершенным фронтоном. На углах сделаны спаренные трехчетвертные колонки, опирающиеся на белокаменные консоли и широкий раскрепованный по углам пояс карниза со сложным профилем и тесаными деталями в виде небольших консолек. По оси яруса расположено окно со сложным обрамлением в виде балясин, карнизов и разорванным фронтоном, врезавшимся в карниз между ярусами. Неповторимым богатством форм отличается 3-й ярус, в котором не чувствуется стены, все его стороны представляют собой резьбу по камню. На углах вместо полуколонок - резные балясины с розетками посередине карниз раскрепован на углах, в широком фризе - углубленные ниши с керамическими шлемовидными вставками, подобными вставкам Троицкой церкви. В середине ниши окно со сложным рисунком, представляющим висячие арочки, обрамленное резным наличником в виде балясин и розеток. Оно завершается полуциркульным слегка вспарушенным фронтоном из тесаного камня, в центре которого в глубокой нише классическая полурозетка. Между угловыми балясинами и обрамлением окон расположены глубокие вытянутые по вертикали ниши, в которых сохранились остатки росписей. Завершение колокольни Троицкой церкви в Муроме по деталям также близко к завершению колокольни церкви Троицы в Никитниках. Восьмерик в виде восьми арочных проемов перекрыт полуциркульными арками, вспарушенными в местах примыкания к шатру. Наружные стороны столбов арок украшены балясинами прямоугольного сечения, на углах столбов для погашения распора шатра поставлены полуколонны, переходящие в основание восьмерика. Углы восьмигранного шатра подчеркнуты тройными черепичными гуртами, имеющими большое декоративное значение. При черепичной кровле гурты имели и практическое значение для заделки углов сопряжения граней. Шатер завершается изящной луковичной главкой, покоящейся на восьмигранной шейке. Переход от шатра к шейке сделан в виде небольших кокошничков. В шатре устроен один ряд слухов, перекрытых декоративными кокошниками, тогда как в большинстве колоколен делалось два и три ряда слухов. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Стены и башни
Монастырские стены
Башни монастырской стены
Стены и башни монастыря были построены в 1807—1808 гг. с учетом предусмотренных генеральным планом новых границ. Территория монастыря получила новые границы в виде трапеции, близкой по очертаниям к прямоугольнику, со сторонами 42, 33, 48 и 48 сажен. Несмотря на то, что стены были воздвигнуты значительно позже монастыря в настоящее время нельзя представить этот ансамбль без сильно выраженной горизонтали каменной стены, угловых восьмигранных башенок с шатровыми крышами, южных и северных ворот. Каменная ограда была выстроена после пожара 1805 г. безусловно не как оборонительное сооружение, а скорее как декоративное ограждение безопасное в пожарном отношении. Однако завершение стены машикулями создает впечатление о ней как о крепостной стене, неприступность которой, однако, так и не была испытана в связи с изменившейся исторической обстановкой. Вертикальное членение стен лопатками усиливает впечатление о стенах как о крепостном сооружении. Восьмигранные башни украшены неглубокими нишами, над которыми устроены треугольные фронтончики. Переход от восьмерика к граням шатров осуществляется через вспарушенные кокошнички, столь полюбившиеся русским зодчим. Нельзя не остановиться также и на воротах в монастырских стенах, которых было двое: южные - парадные и северные - служебные. Южные ворота представляют собой немного вытянутую вверх арку на опорах со спаренными полуколонками, перекрыты треугольным фронтоном. Северные отличаются живописностью композиции, имеют две арки для проезда и прохода, со сложным фронтоном криволинейного очертания, на вершине которого вкомпонован постамент для креста. Над воротами и на средней опоре устроены глубокие ниши, где размещались иконы. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
В 1663 г. Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича «по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами...», - о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места. В 1764 г. в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями); Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини). В 1786 г. с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора. В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи. В 1805 г. в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда. В 1807 г. на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды, завершившемуся к 1808 г. В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1865 г. на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году его усеpдием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Маpии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвpатной Казанской церкви. В 1885 г. было получено разрешение возвести втоpой этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом. К осени 1886 г. стpоительные pаботы завеpшились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.
В 1898 г. сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентябpя 1899 г. открылась одноклассная женская цеpковно - пpиходская школа с уроками рукоделия. В 1902 г. школа стала 2-х классной.27 сентябpя 1918 г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г. Муpома тpи каменных коpпуса заселены рабочими. В 1923 г. монастырь был закрыт. В 1928 г. Пантелеймоновский пpидел занят под аpхив. В 1930-е гг. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собоp, надвpатная цеpковь и колокольня были пpиспособлены под склады. По pешению гоpсовета 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены.
В 1941 г. здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им. Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился. В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 гг. в монастыpе пpоизведена косметическая pеставpация. В 1970-х гг. ансамбль Тpоицкого монастыpя поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского значения.
Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского
В 1975 г. на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района (с. Пьянгус), являющий памятником деревянного зодчества XVIII в. Церковь в селе Пьянгус в первый раз построена в 1715 г., тогда же и открыт отдельный приход. К церкви были определены: священник, дьячек, пономарь и просвирница. В 1783 г. церковь была перестроена. Престолов в ней два: главный во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе во имя вел. муч. Димитрия Солунского. Замечательны своей древностью липовые венцы: на мужском венце изображены Спаситель, Адам и ева; под изображением Спасителя подписано: «сотворивый искони мужескiй полъ и женский», Адама – «сотвори Богъ мужа и жену, глаголя: раститеся и множитеся», Евы – «оставитъ человекъ отца своего и матерь и прилепится къ жене». На женском венце изображены Знамение Божией Матери и Iоаким и Анна; надпись: «глагола ко Iисусу мати его на браце: вина не имутъ; но претвори Iисусъ воду въ вино».
Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского
Возобновление обители
Открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви состоялось в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба - 15 мая 1991 г. 22 мая 1991 г. в монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель в сане игумении. При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области). С 2001 г. при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».
Жилой корпус
Новый фонтан рядом с деревянным храмом в честь преподобного Сергия Радонежского
Фонтан на территории монастыря (в 2012-м г. разобран)
Практически вплотную стоит Свято-Благовещенский мужской монастырь - его храм виден из-за стены.
Часовня
Источник освящённой воды
Фонтан
Беседка
Святыни монастыря
С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик - одна из первых святынь монастыря. В него помещены часть мощей святых мученников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х гг. XIV в. История этой святыни весьма интересна. Мощи были перенесены в 1374 г. в Константинополь. Там же крест-мощевик был дарован Сергию Радонежскому Патриархом Филофеем. Об этом свидетельствует как житие Преподобного Сергия, так и надпись на кресте, сделанная в XVIII в. Впоследствии мощи мученников вернулись в Вильнюс. Что же касается Виленского креста, который оказался в Муроме, то о его обретении существует повесть. Согласно ей, Богдан Цветной получил его от человека, участвовавшего в походе на Вильнюс, уроженца Арзамаса (так, по крайней мере гласит повесть). 15 мая 1996 г. к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского музея.
Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезённые из местного музея 19 сентября 1992 г. До 1921 г. мощи почивали в городском Рождественском соборе (разобран в 1939-1940 гг.). Мощи после закрытия храма в 1921 г. были перевезены в местный музей, откуда были возвращены в Свято-Троицкий Монастырь в 1992 г.