Суббота, 27.07.2024, 07:26

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Муром

Муромский Свято-Воскресенский монастырь
- Селище Кожевники, X-XIII, XIV-XVII вв.
Расположено близ деревни Кожевники, ныне вошедшей в черту города, протянулось узкой полосой вдоль подножья Воскресенской горы, на левом берегу р. Ока. Керамика лепная, муромского типа, гончарная древнерусская, обломок стеклянного браслета. Прослежены остатки постройки древнерусского времени.
См. Основание Мурома.

Свято-Воскресенский монастырь


Воскресенский женский монастырь

Воскресенский женский монастырь - православный женский монастырь, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе.
Адрес: г. Муром, Июльский пер., 1А.
тел. (49234) 3-04-35
Настоятельница - игумения Елена (Богдан).

Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII в. и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Согласно легенде монастырь возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских, в исторических источниках впервые упомянут в XVI в.
Сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс монастыря представлен постройками XVII века - 5-главой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Одно из ранних достоверных сведений о деревянной Воскресенской церкви относится к 1566 г.
По описи явствует, что ещё в 1620 г. «в уважение расстроенного положения монастыря», где поляками из отряда Лисовского убит священник Иоанн, игумения Маремьяна по пожалованной грамоте имела право содержать квасной и сусленный промысел и за передачу онаго другим на откуп получала 20 рублей в год в пользу монастыря.
Но первое её описание находится в описи Бартенева 1637 г.:
«Да за ручьемъ на горе Воскресенский девичъ монастырь, а на монастыре церковь Воскресение Христа Бога нашего древяна о трехъ верхахъ на подклете верхи шатровые, главы и кресты обиты железомъ да въ приделе Соборъ Архистратига Михаила, да другой приделъ великого чудотворца Николы, да теплая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древяна клетцки съ папертью. А въ церкве Божия милосердия образъ медный Воскресение Христа Бога нашего обложенъ серебромъ позолоченъ венецъ сканный съ финифтомъ, две гривны басменные позолочены жъ, другой образъ местный Воскресение жъ Христа Бога нашего на празелени, да образъ Пречистые Богородицы Одигитрия обложенъ серебромъ позолоченъ, венецъ чеканный, другой венецъ жемчужный, гривна басменная, да у Спасова образа венецъ чеканный гривна басменная, да образъ пречистой Богородицы на празелени венцы басменные. Да передъ местными образы пять свечь поставныхъ съ красками; двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ и праздники, Апостоли и Пророки все на золоте. А передъ Деисусомъ паникадило медное, да въ олтаре образъ пречистые Богородицы запрестольный на золоте, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ; сосуды церковные оловянные. Да въ приделе у Архангела Михаила образъ местный Великого Архистратига Михаила и Гавриила обложенъ серебромъ позолоченъ венцы сканные съ финифтомъ, гривны басменные, да образъ пречистые Богородицы Одигитрия на золоте; двери царские и сень и столбцы на празелени. Да въ алтаре образъ пречистые Богородицы запрестольный на празелени жъ и сосуды церковные оловянные, да въ другомъ приделе образъ местный Великого Чудотворца Николы, обложенъ серебромъ позолоченъ, венецъ да три гривны басменные, да образъ местный же София премудрость Божия на празелени; двери царские и сень и столбцы на празелени жъ, да въ алтаре образъ пречистые Богородицы запрестольный на празелени; сосуды церковные оловянные. Да въ тепломъ храме Божия милосердия: образъ местный Введения пречистые Богородицы обложенъ серебромъ позолоченъ венцы сканные съ финифтомъ, да образъ местный же всехъ святыхъ на золоте; двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ на празелени; да въ алтаре образъ Пречистыя Богородицы запрестольный на празелени, сосуды церковные оловянные. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие напрестольное печатное, Евангелисты серебряные. Уставъ, Апостолъ, два Охтая, Евангелие толковое печатные жъ, двенадцать миней месячныхъ письменные, прологъ да треодь постная да треодь цветная письменные жъ, служебникъ, псалтирь, часовникъ печатные, Синаксарь писменной. Да на колокольнице восемь колоколовъ, а въ нихъ весу по смете 80 пудъ. А церкви и въ церквахъ Божия милосердия образа и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение Муромца Гостиные сотни Семена Семеонова сына Черкасова съ братьею. А около того монастыря ограда деревянная въ заметахъ. Да на монастыре жъ келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестеръ. А земли подъ темъ монастыремъ и подъ церквами и что около церквей кладбища и что полъ кельями и съ огородомъ въ длину 43 сажени. Поперегъ 36 саженъ».
Близ Введенской церкви находилась невысокая деревянная колокольня с восемью колоколами общим весом в 80 пудов.
Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна, монахини занимались лицевым шитьём. Рядом с храмами располагалось кладбище.
Монастырь окружала деревянная ограда периметром 43х36 саженей (91,5х76,5 м).
В описи Мурома 1646 г. Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются деревянными, а число келий возросло до 30.

Разбогатев на торговле хлебом и солью, во 2-й пол. XVII в. муромский купец Авраам Черкасов около 1658 г. воздвиг вместо деревянной кирпичную пятиглавую Воскресенскую и Введенскую церковь на Штабу. История не сохранила имена зодчих, построивших ансамбль Воскресенского монастыря.
Воскресенская и Введенская церкви в ансамбле с вблизи стоявшей и не дошедшей до нас Георгиевской церковью 1655 г. благодаря своему удачному местоположению на высоком берегу реки производили незабываемое впечатление.
Все три церкви по своим архитектурным формам имели много общего с Троицкой и Благовещенской церквами, построенными почти одновременно, хотя некоторые детали Воскресенской и Введенской церквей, по всей видимости, претерпели изменения в связи с проведенными в кон. XIX в. наружными штукатурными работами.
Не испортили ансамбля и позднейшие пристройки - галерея у Воскресенской церкви и колокольня вблизи Введенской.
/Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с./

По описи 1678 г. в монастыре проживали игуменья и 26 стариц.
По описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано 26 домов (в них лиц мужского пола - 83).

Упразднение монастыря

Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих перевели в Троицкую обитель. На протяжении XIX - нач. XX вв. храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.

В 1764 г. в связи с упразднением обители игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь.

Приходской храм


Воскресенский собор

Заслуживают внимания открытые галереи и крыльца с северной и западной сторон Воскресенской церкви. Несмотря на более позднюю пристройку они завершают композицию церкви, обогащают ее архитектуру, органически сливаясь как с основным объемом с южной стороны, так и с трапезной с западной стороны церкви.
Низкие арки, несколько отличающиеся по размерам друг от друга, опираются на приземистые столбы квадратного сечения, завершенные простыми капителями в виде подушки и абаки. Пространство между опорами заполнено глухим парапетом с белокаменным поручнем. Вся галерея возвышена над уровнем земли. Под галереей расположен подвал для хозяйственных целей. Профиль цокольной части галереи повторяет рисунок цоколя основного объема церкви. Сводчатые перекрытия ее покрыты односкатной кровлей. С северной стороны глухой парапет декорирован глубокими нишами квадратного сечения.
По всей видимости, это единственное здание в городе, в котором сохранилось богатое гульбище, выполнявшее не только утилитарную роль, но и являвшееся декоративным элементом, позволяющим зрителю наслаждаться живописными видами заокских далей. Заделанная с восточной стороны арка не позволяет сейчас воспроизвести открывающуюся панораму Оки, но при незначительных реставрационных работах может представиться возможность вновь восстановить прекрасную видовую точку.
Главный вход в церковь подчеркнут мощным резным порталом из балясин, повторяющихся в различных сочетаниях. Каждая опорная часть портала состоит из трех балясин, при этом балясина, расположенная на первом плане, наполовину перекрывает балясины второго плана. Они опираются на низкие постаменты сложного профиля и несут довольно тяжелый карниз. Балясины того же рисунка изгибаются по направлению арки портала.
Дверной проем непосредственно обрамлен тонкими трехчетвертными колонками, на которые опирается арка сложного профиля с крупными резными сухариками.
Западный и южный входы в церковь подчеркнуты шатровыми крыльцами, соединенными ползучими арками с галереями.
По своей архитектуре крыльца напоминают крыльцо Троицкого собора и значительно беднее трехшатрового крыльца Благовещенского собора. Они почти одинаковы по рисунку и размерам. Их восьмигранные столбы опираются на кубической формы постаменты.
Столбы соединены трехцентровыми очень пологими арками четверика, свод которого перекрыт четырехскатным шатром пирамидальной формы, а в вершине укреплена небольшая луковичная главка на барабане.
Живописное расположение на высоких откосах Оки и глубокого оврага подчеркивает всю прелесть одного из лучших зданий XVII в. в Муроме, которое в сочетании с Введенской церковью, колокольней и находившейся раньше вблизи Георгиевской церковью представляло собой один из самых совершеннейших городских ансамблей.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

«Тесовая кровля была заменена железной, и прежде бывшие узкие окна расширены. Он разделяется на 2 части, собственно храм и трапезу; над храмом пять глав; алтарь с 3 полукруглыми выступами. Вокруг храма – с западной и северной стороны идет крыытая каменная галерея, на которую ведут два крыльца. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде помещались разные монастыырские службы. В храм ведут две двери – с севера и запада; двери устроены в арках с полукруглыыми уступами.
Внутри храма сохранилось немало священныых памятников церковной стариныы XVII века. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный – в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и Св. Николая Чудотворца. Престолы расположены в ряд, но так-ли было и прежде – до переделки иконостаса – неизвестно. Над главныым престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто в роде сени.
Иконостас и царские двери в устроены в 1835 году, но иконы в иконостасе почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценныыми камнями, венец серебряныый; икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещеныы две древние иконыы Смоленской Божией Матери и Введения во храм Пресв. Богородицы; на этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещеныы также древние иконыы. Кроме того по разнм местам храма находятся различныые старинне икон.
От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предмет: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: «Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церквоь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостинной сотни торговый человек Гаврило Семенов сыын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин»; 2) Серебро-позодоченные сосуды; на потире внизу надпись: «Лета7158 (1650) приложеныы сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостинной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях»; 3) Серебряныые сосуды с надписью: «1730 г. сии сосудыы Георгиевскаго монастыыря монахини-схимницыы Александры Климонтовныы»; 4) Два серебряныых кадила; на первом надпись: «Лета 7156 сие кадило приложил гостинной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и Св. Пречистыя Богородицыы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу»; на втором кадиле вычеканено: «Мур. Воскресенскаго дев. монастыря»; 5) Два наперсныых креста серебряных, в одном частицыы Св. мощей; 6) Воздухи, шитые монахинями прежде быывшего здесь монастыыря: на них выышитыы херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.
Церковная утварь и ризница Воскресенской церкви довольно богаты.
Из богослужебныых книг сравнительно древние: 1) Триодь – издан. 7164 (1656) г.; 2) Апостол, печ. 1722 г. с надписью по листам: «Св. апостол бывшаго Петровскаго монастыыря иеромонаха Павла Иоаннова, после смерти его отдан в поминовение его родителей в г. Муром – Воскресенскаго девича монастыря в лето 1722; 3) Петникостарион – печат. 7168 (1660) г.; 4) Октоих – издан. 1740 г. с подписью по листам: «сия глаголемая книга Октоих Воскресенскаго девича монастыыря, дана по Иване Иванове Матушкине».
Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (5000 руб.) до 800 руб. в год. Церковных домов для причта не имеется.
Земли при церкви по плану генерального межевания 1771 г. значится 1 дес. 437 кв. саж., из них 600 саж. под домами и усадьбою причта, 530 саж. под домами причта Георгиевской церкви г. Мурома.
В приходе по клировым ведомостям числится 187 душ муж. пола и 205 женского; все православные и живут в городе.



Колокольня

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Главка Церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Расположенные с северной стороны Воскресенской церкви на расстоянии нескольких метров, Введенская церковь и колокольня органически вписались в ансамбль Воскресенского монастыря, завершая его композицию.
Введенская церковь выполнена в очень скромных архитектурных формах и представляет собой вытянутый с востока на запад прямоугольник центральная часть которого перекрыта невысокой четырехщипцовой кровлей, в центре которой размещена небольшая луковичная, близкая к шлемовидной, главка на цилиндрическом барабане, в основании его имеется четыре миниатюрных кокошника.
Центральная часть церкви очень немного возвышается над трапезной.
План церкви чрезвычайно прост. Прямоугольная абсида соединена с основным объемом тремя арками. Вместо паперти устроены теплые сени с небольшими оконцами.
Под двускатной кровлей сделан карниз с упрощенным профилем. Окна, расположенные в нишах, по всей видимости, растесаны в XIX в. Переход от свода снаружи декорирован вторым выступающим фронтоном опирающимся на карниз, лежащий на стене с широкими пилястрами-лопатками.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

До 1840 г. храм в честь Введения Пресвятой Богородицы был крыыт тесом, с того года железом.
В теплом храме два престола: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах в кон. XIX века были новыми.

На продольной оси Введенской церкви с западной стороны расположена колокольня, в первом ярусе которой был устроен пологий арочный проем, являющийся парадным входом в монастырь с северной стороны.
От церкви Введения колокольня отделена узким арочным проходом. Вход богато декорирован резными белокаменными спаренными балясинами на консолях. Карниз, завершающий первый ярус четверика, раскрепован над пилястрами.
Опорные части арки представляют собой очень глубокие ниши, образованные большим количеством тяг в виде полочек и полукружий. Верхняя часть завершается сильно выступающим карнизом. Над входной аркой устроена довольно глубокая ниша, обрамленная тягами на консолях и завершенная фронтоном с вогнутыми сторонами. Подобные декоративные ниши имеются и на обоих фронтонах основного объема. Композиция церкви отличается простотой и ясностью. Она напоминает деревянные церкви, состоявшие, как правило, из трех клетей отличающихся друг от друга размерами и высотой.
Декоративная обработка входа, расположенного под колокольней, очень близка к обработке входа надвратной церкви Стефания Благовещенского монастыря, но благодаря тому, что четверик колокольни Воскресенской церкви состоит из двух ярусов, восьмигранный шатер имеет более приземистые формы. У колокольни менее изящные пропорции и она уступает по красоте колокольням Троицкого и Благовещенского монастыря выстроенными, по всей видимости, одновременно с колокольней Воскресенского монастыря.
Как и у колокольни Благовещенского монастыря, углы четверика выделены широкими лопатками, идущими на оба яруса. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с двумя щелевидными проемами обрамленными наличниками с тремя полуколонками на общей консоли, перекрытыми двумя кокошниками килевидной формы; наличник очень близок по рисунку к наличнику второго яруса колокольни Благовещенского монастыря, и, несмотря на то, что в настоящее время это окно растесано и наличник сбит, возможно его восстановление в первоначальных формах.
Нижняя часть восьмерка так же как и у колокольни Благовещенского монастыря, декорирована спаренными ширинками. На восемь столбов опираются пологие арки с тремя плоскими тягами, верхняя из которых имеет килевидную форму.
Восьмигранный шатер на углах не имеет гуртов, один его ряд слухов с килевидными кокошничками завершается луковичной главкой на очень тонкой восьмигранной шейке.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е гг. в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

Возобновление обители

В 1998 г. храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь.


Церковная лавка

Монастырские келии

Вид с Муромской набережной

Недалеко от монастыря находится святой источник Петра и Февронии.


Святой источник Петра и Февронии.


Город Муром.

Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь.
Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Воскресенский монастырь.
Крестовоздвиженский девичий монастырь.
Борисоглебский монастырь.
Прохорова пустынь.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (09.03.2013)
Просмотров: 4903 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Елизавета • 23:17, 12.01.2016
Матушка, благословите!
Можно ли приехать помолиться и потрудиться?
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024