Адрес: г. Муром, ул. Лакина, д. 1а тел. (49234) 2-20-50, факс (49234) 3-19-18 Наместник - игумен Кронид (Козлов).
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси (старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни... Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.
Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.
Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской). «В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день ... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса ...»
Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича - 19 января 1175 г., относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».
Стелла Петру и Февронии у стены монастыря
В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 - 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).
В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.
Василий Рязанский
Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.
В кон. XV в. Спасский монастырь еще раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр - Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре - единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 г.) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».
Настоятельный корпус Спасо-Преображенского монастыря Храм Василия Рязанского
В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.
Храм Василия Рязанского
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.
Святитель Василий Рязанский
Людмила Колодяжная От монастырской братии, сгубленной клеветою, Василий плывет на мантии, ставшей ему ладьею. Прочь - от народа хмурого, прочь - от злобных наветников, прочь - от родного Мурома, точно птица из клети. Плывет по речной осоке, по каменистым порожкам, стоит, опершись на посох, в луче, ниспосланном, Божьем. Парит над речною гладью, стоя на мантии строгой, словно последний праведник, Святитель, избранный Богом.
Спасо-Преображенский собор
Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).
Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636/37 гг. было десять икон. Следующая опись 1763 г. несколько по иному представляет иконостас и, в частности, местный ряд. В этом же порядке перечислены иконы: Преображение, Спаситель с предстоящими, зато следующая - Богородичная икона названа Корсунской, вместо образа Иоанна Предтечи, перемещенного на столп, упомянута икона Иоанна Богослова, прежде бывшая в приделе его имени; совпадают упоминания об образах Богоматери Смоленской и Неопалимой купины, а икона Сергия Радонежского перемещена на столп; его же место занял образ «Что Тя наречем, о Благодатная»; на прежнем месте икона Николай Чудотворец, но совсем не упомянуты Воскресение и Троица. Теперь в местном ряду лишь восемь икон. В 1853 г. все эти иконы находились на прежних местах. Разница лишь в том, что здесь Корсунская икона Божьей Матери названа Умилением.
В 1839 г. по проекту архитектора Я. Петрова к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.
В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом. Стены и своды внутри и снаружи оштукатурены. В штукатурке же были выполнены все декоративные элементы фасадов. Возможно, в какой-то период XIX в. собор имел четырехскатную кровлю.
В 60-х гг. XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в. (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.
В новом проекте реставрации (1991 г.) задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.
В результате предполагаемых реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом - формы конца XIX в. «Не смотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. ... Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».
Спасо-Преображенский собор - главный храм обители
Спас Смоленский, с припадающими святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Конец XVI в. Вероятно, что икона создавалась мастером, близким к иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря. Дерево, темпера. Происходит из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей из Горсовета. Реставрирована в 1993-2010 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Л.Б. Максимовой, Т.М. Мосуновой. Считается, что первая икона с изображением ростовой фигуры благословляющего Вседержителя была помещена над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска под власть Москвы. В 1521 г. она была заменена на фреску с изображением спасителя и припадающими к его ногам Соргия Радонежского и Варлаама Хутынского. Позже у ног Христа стали изображать и других русских святых. Муромская икона – один из изводов «Спаса Смоленского»; она является достаточно ранней из всех сохранившихся. При реставрации и технико-технологическом исследовании иконы было выявлено, что паволока (льняная ткань серого цвета) не сплошная и лежит фрагментами. Удивительным открытием стало случайное обнаружение волокон синего цвета. Рентген показал, что под изображением благословляющей руки Христа находится узкий лоскуток «драгоценной» хлопковой ткани синего цвета (в XVI-XVII вв. привозной и стоявшей очень дорого). Кусок паволоки цвета индиго на иконе вряд ли случаен и мог иметь сакральное значение как часть обветшавшего литургического предмета (покрова на престол, облачения). Крошечный фрагмент иконы внизу под рукой Спаса реставратор специально оставил не заполненным левкасом для того, чтобы специалисты и все интересующиеся могли также увидеть эту редкую находку.
Иоанн Креститель. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. Реставрирована в 2009-2012 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Т.М. Мосуновой. Муромская икона, очевидно, находилась в одном из монастырских иконостасов в деисусном ряду. Позже была размещена в Спасо-Преображенском соборе «на северной стороне против столпа, на стене в вызолоченном киоте». Произведение отличает характерное личное письмо, отмеченное и на ряде других муромских икон этого же времени. Можно предположить, что автор был фрескист, привыкший быстро работать на больших плоскостях. Поражает смелость живописи, не свойственная русским иконописцам, размах и широта кисти (свиток с Евангельским текстом обрезается краем иконы). Непривычный красный цвет свитка обнаруживается только на македонской иконе Иоанна Предтечи XV века.
Святой князь Петр Муромский. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря в Муроме. В Муромский музей поступила в 1923 г. С 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Адрея Рублева (ЦМиАР, г. Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАр М.В. Егоровой.
Святая княгиня Феврония Муромская. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. с 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАр, Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАР М.В. Егоровой. Иконы святых Петра и Февронии в молитвенных позах первоначально могли помещаться в деисусном чине надвратного храма во имя Кирилла Белозерского, находившегося в древности над северными вратами монастыря. Проникновенный образ святой двоицы муромских князей – покровителей семьи и отечества – является зримым отражением слов посвященной им службы: «И ныне в памяти нашей молите Христа Бога сохранити отечество ваше, и помиловати град, и люди, почитающая вас». Примечательно, что по одной из редакций «Повести о Петре и Февронии», названной специалистами «Муромской», князь Петр постригся в монахи именно в Спасском монастыре.
Трапезная церковь Покрова Богородицы
Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)
Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)
Трапезная церковь Покрова Богородицы
Трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.
В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни при Спасо-Преображенском соборе выстроена новая. На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 г. построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году... к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 г. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде». Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. В церкви покрова Богородицы находятся частицы мощей Ильи Муромца.
Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...
В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.
Надвратная церковь Кирилла Белоезерского
В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами.
В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви).
7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана. К сер. XIX в. из-за отсутствия средств строительство храма было прекращено. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т. е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских / Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг. В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т. е. в том числе и недостроенная церковь - колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности». В 1869 г. в здании надвратной церкви был размещен архив Муромского духовного правления. К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. - покрыты железом. В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, памятник приобрел ныне существующее завершение. Длительное время - вплоть до 1995 г. - комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки. Надвратная церковь использовалась как одно из помещений контрольно-пропускного пункта. Храм восстановлен и освящен 22 июня 2005 г. Объемно-планировочная cтруктура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус - ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника. Ориентация церкви по сторонам света, остатки арки на северном фасаде разрушения на восточном фасаде, а также существующие аналоги позволяют предположить, что с востока к центральному объему примыкал значительный ризалит, второй ярус которого являлся апсидой церкви. Возможно, эта часть церкви или не была достроена, или обрушилась после возведения. Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII - ХVIII вв.), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов - позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю». О какой бы то ни было стилистике прочих фасадов, сильно искаженных пристройками и переделками, говорить не приходится. Завершение памятника позднего происхождения и носит случайный характер, крест утрачен. Общее состояние памятника неудовлетворительное, близкое к аварийному: в стенах имеются трещины, свидетельствующие о неравномерности просадок грунта; наблюдается деструкция, выветривание кирпича; сильное разрушение кладки верхней части центрального объема из-за отсутствия карнизного свеса кровли. Перекрытия и крыши находятся в неудовлетворительном состоянии. Форма оконных и дверных проемов искажена поздними переделками. В 1992 - 1993 гг. предприятием (ныне ОАО) «Владимирреставрация» выполнен ряд научно-проектных работ по надвратной церкви Спасского монастыря: - обмеры (рук. архитектор А.Н. Трофимов) и натурное обследование памятника (архитекторы В.П. Константинов и Т.Г. Коремина) были выполнены в объеме, разрешенном пользователем, т. е. частично, - эскизный проект реставрации (автор: архитектор В.П. Константинов, при участии архитекторов Т.Г. Кореминой и В.А. Мироновой) составлен на основании имевшихся к моменту проектирования данных, следовательно многие его позиции нуждаются в корректировке по данным дополнительных исследований и по условиям современного использования. Окончательные выводы по строительной истории памятника также возможны лишь после проведения масштабных археологических и натурных исследований в ходе производства работ. Ремонтно-реставрационные мероприятия, предлагаемые проектом, отражены в его графической части (см. картограммы реставрационных работ - листы АС-2-5). Изображение недостроенных и утраченных элементов не является обоснованной графической реконструкцией, а призвано лишь продемонстрировать характер первоначального замысла. Воссоздание яруса звона (даже при обнаружении проекта 1809 г. признано нецелесообразным. В качестве консервационного мероприятия предлагается докладка центрального объема с устройством необходимого карниза. Характер завершения крыши, барабана, главы, центрального объема - оставлен прежним с некоторым повышением отметок, связанным с устройством карнизного навеса и с компенсацией осадки деревянных конструкций. Принимая во внимание специфику строительной истории объекта, а также репрезентативную роль и композиционное значение, присущие надвратной церкви в православном монастырском комплексе, автор проекта не отрицает возможности привлечения методов «стилистической реставрации» при устройстве вновь завершения центрального объема - с целью создания эстетически полноценного образа сооружения.В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов Старообрядчества . Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658 - 1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657 - 1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Не смотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.
В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей.
26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.
В 1866 - 1868 гг. монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.
В 1889 г. оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.
Часовня Божией Матери Спорительницы хлебов при монастырской пекарне
В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.
Часовня Божией Матери «Живоносный источник» с купелью
Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.
Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия
Часовня Св. вмч. Георгия Победоносца освящена 22 июня 2005 года в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умченных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена ты Господи веси.
Храм Преподобного Сергия Радонежского
Монастырская стена
Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена
В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее - Митрофан (Загорский). В 1907 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.
После революции 1917 г. поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля - епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 г. и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
В период 1918 - 1919 гг. монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц. В 1920-е гг. храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 г. Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.
Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.
Преп. Серафим Саровский (1759 – 1833 гг.) посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника. Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима. Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.
Часовня св. Ксении Петербургской
Часовня в честь Ксении Петербургской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г.
Николо-Ильинская часовня
Часовня-костница
Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении.См. Некрополь Спасо-Преображенского монастыря.
Гостиница для паломников. Трапезная.
Монастырский пруд
В пруду цветут кувшинки
На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.
Муромское православное духовное училище имени патриарха Пимена
Муромское духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена - среднее учебное заведение Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Срок обучения - два года. Училище является структурным подразделением Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии; его выпускники зачисляются на 2-й курс ВДС. Студенты получают базовое духовное образование, необходимое для исполнения обязанностей псаломщика-катехизатора и получения дальнейшего высшего духовного образования. По окончании училища выдается аттестат, выпускники зачисляются на второй курс семинарии без экзаменов.
Адрес училища: 602200, Владимирская область, Муром, ул. Лакина, Спасо-Преображенский мужской монастырь.
История Муромского православного духовного училища имени патриарха Пимена
Первое упоминание о Муромском духовном училище относится к 1720-м г., когда на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома по Указу Императора Петра I распоряжением митрополита Рязанского и Муромского Стефана было образовано «училище для обучения поповских детей». В 1791 г. Муромское духовное училище возобновило свою деятельность в здании на территории Благовещенского мужского монастыря г. Мурома. Из-за пожара, уничтожившего здание, училище было закрыто в 1800 г.В 1816 г. Муромское духовное училище возобновило свою деятельность в отдельном городском здании. В 1881—1883 гг. было выстроено новое каменное здание училища по проекту муромского городского архитектора Василия Филипповича Афанасьева. В 1891 г. встал вопрос о расширении училища. Согласно новому проекту епархиального архитектора Н.Д. Корицкого, здание училища увеличилось вдвое. Желая сохранить целостность форм, Н.Д. Корицкий повторил фасад В.Ф. Афанасьева: построил дополнительный второй ризалит, в котором соорудили парадный вход. Завершило постройку возведенное правое крыло. С восточной стороны здания был устроен апсидный выступ домовой церкви. По желанию архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста храм освятили в честь создателей русской азбуки святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Торжественная закладка пристроя, в котором планировалось кроме храма разместить и общежитие, состоялась 11 мая 1891 г. - в день памяти святых. Перестройка училища повлекла за собой изменения во внутренней планировке здания. Согласно плана 1891 г., хранящемуся во Владимирском архиве, в подвальном этаже разместились столовая, хлебная пекарня, кухня помощника смотрителя, кладовая и квартиры служителей. По воспоминаниям муромского сторожила, выпускника училища 1918 г. А.А. Славянского, незадолго до революции в правом крыле подвала был устроен гимнастический зал. Вероятно, он занял место бывшей кладовой комнаты. В само здание училище вели две каменные лестницы: старая и новая. Новым парадным входом пользовался преимущественно педагогоческий персонал. Из рассказов А.А. Славянского известно, что существовало неписаное правило, согласно которому воспитанники духовного училища входили в здание через старое крыльцо. Единственным исключением было посещение домовой церкви. В 1892 г. в фундаментальной библиотеке училища насчитывалось 1500 книг русских и зарубежных авторов. Каждая классная комната была рассчитана на 40 учеников. Помещение подготовительного отделения могло вместить 50 воспитанников. По данным на 1901 г. в училище обучался 171 ученик. В фундаментальной библиотеке было свыше 1700 названий книг, в ученической - до 1200. В 1903 г. в училище значилось 149 учеников. Из них 76 проживало в общежитии. Рядом с училищем находился больничный корпус. В 1903 г. в нем имелось шестнадцать коек. Позади училища находилась каменная баня и сарай для дров. В 1918 г. Муромское духовное училище было закрыто. Сейчас в здании располагается общеобразовательная школа №12.
Муромское духовное училище возобновило свою деятельность в 1999 г. в стенах Благовещенского монастыря. Первые три года ушли на формирование и обучение педагогических кадров, разработку программ, подбор учебных пособий. К этому времени восстановление Спасо-Преображенского монастыря вступило в решающую фазу и было получено благословение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия перенести училище в Спасо-Преображенский монастырь. В сентябре 2003 г. двери училища открылись перед новыми воспитанниками в стенах древнейшей православной обители Руси - Спасо-преображенском монастыре. Трудным выдался первый год на новом месте. В обители многое еще требовалось довершить. Занятия проходили посреди строительной площадки. Студенты часто делили свое время с братией монастыря: утром спешили на службу, днем на занятия, вечером, отлагая перо, брались за заступ. И нет худа без добра: учащимися была получена такая школа, которая была бы невозможна, как если бы они жили дома и появлялись в монастыре только на занятия. Второй год выдался более спокойным. Летом 2004 г. большая часть работ по восстановлению монастыря закончилась. Жизнь училища и братии вошла в нормальное русло. Оформился преподавательский состав. Училище объединило разных людей: монашествующих (ректор - наместник монастыря, братия - советники и руководители); мирское духовенство (под их началом - большая доля всех дисциплин); светских людей (гуманитарный спектр обучения обеспечили сотрудники МПСИ). Теперь есть возможность и право сказать, что древний Муром снова светит во тьме, дабы всякого желающего наставить на путь спасения.
«Скоропослушница» спасает от бед. Исторические сведения и личные впечатления паломников.
22 ноября - день Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница".