Пятница, 22.11.2024, 00:05

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Музеи

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Александровская слобода

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Престол: Успения Пресвятой Богородицы.
Год постройки: между 1508 г. и 1513 г.
Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, д. 20
В храме располагается музейная экспозиция.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В конце XV или в начале XVI века от старой Александровой слободы отделился другой посел, основавшийся на той жe речке Сере, с именем «Новой Александровой слободы». Об этом поселе первое известие относится к началу XVI века, а именно к 1513 г. «Лета 7022 декабря 11(1513 г.)», как читаем в одном рукописном сборнике Троице-Сергиевой Лавры «Князь Василий Иванович» (Василия III, 1505—1533 гг.)... «священа бысть церковь Покров Св. Богородицы в новом селе Олександровском, тогда же князь великий и во двор вшел».
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В 1509—1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы относят предположительно к первой четверти XVI века и считают домовой церковью князя Василия III (Великий князь всея Руси с 27 октября 1505 года по 3 декабря 1533 года). Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный — Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя.
Место двора Государева Вел. Кн. Василия Ивановича и царя Иоанна Васильевича определяется тем, что в писцовой книге 1625 г. сказано: «место двора Государева придел Св. Николая Чудотворца», а известно, что придел Николая Чудотворца находился там, где ныне придел Марии Египетской следовательно к нему и примыкало здание Государева дворца, а придел этот имел тоже значение, что ныне придворная церковь.
Уцелевшее при Успенской церкви каменное здание (двуэтажный флигель из трех келлий со сводами) есть часть дворца Иоанна Грозного.
Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 пол. XVI в. были заложены кирпичом.

Успенский женский монастырь был основан в 1651 году преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
«В лето 7158 (1650) году во обители Рождества Пресвятыя Богородицы, иже на болоте от Александровой Слободы имея разстояние в десяти поприщах, строитель Лукиан, жилище имея в созданней от него обители, из тоя Слободы Александровой той строитель Лукиан постриг прежде всех в начале у себя в Лукиановой пустыни из Александровой Слободы Троицкого священника Феодора вдовую попадью Анну, и нарече имя ей Анисия. И в мале времени из тоя же Слободы постриг вдовицу Феклу и нарече имя ей Феодора, и начата жити те инокини у приходской церкви Рождества Христова, в Слободе. И начаша мирстии людие блазнитися, и на них роптати: почто си постригаются, не имущи монастыря? И они о сем зело оскорбишася, и пришедши ко отцу Лукиану, и начата его молити: умилосердися, отче святый, изыщи нам место тихое и безмолвное, идеже от мира удалитися, и отец Лукиан нача ими пещися, идеже бы тем монахиням жилище имети, и обрете место Успения Пресвятыя Богородицы в буграх.
И той отец Лукиан поехал к Москве бить челом Великому Государю Благоверному Царю Алексию Михайловичу. И пожалова Великий Государь Царь свою царскую грамоту на две церкви к Успению Пресвятыя Богородицы или к Живоначальной Троице. И умысли отец, яко прилично быти им у Успения Пресвятыя Богородицы в буграх. И тая церковь от разорения была пуста и запорошена и не освящена. И те старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили. Месяца апреллия в 15 день поселилися старицы у Успения Пресвятыя Богородицы, и жилище имели в палатке под приделом Чудотворца Николая, идеже ныне Марии Египетской. И отец Лукиан испроси благословения у святителя и постави часовню близ монастыря, при пути, старицам на потребу. И та старица Анисия приводе на жертву Богу дщерь свою Марфу седми лет сущу. В то же лето постриже ю во ангельский образ иеромонах Лукиан и нарече имя ей Мавра; в той неосвященной церкви, тоя же слободы, постриже вдовицу Екатерину и нарече имя ей Евпраксия, и бысть первая начальница во обители сей. А к церковному пению ходили к Покрову Пресвятыя Богородицы, а пищу имели от своего рукоделия и от мирского подаяния… И избранья едину от инокинь и послаша к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице Марии Ильиничне, и пожаловала им Благоверная Царевна Ирина Михайловна 30 рублей денег на строение монастырское ходатайством Александра Феодоровича, а снесла сверху те деньги княжна Марфа Андреевна Шаховская и приказала тем старицам Бога молити за Благоверную Царицу Марию Ильиничну, понеже в то время во чреве имела Благоверного Царевича Алексия Алексиевича (родился 5 февраля 1654 г.), и сказала им, что «обещается де, Благоверная Царица, ваш монастырь строить, аще Бог даст Царевича, и вы того не ведаете чем вас станет Царица Государыня жаловать». И привезши те деньги, и построили ограду круг Успения Божией Матери и две келлии поставили. Егда же услышаша радость велию, яко дарова им Бог Благоверного Царевича Алексия Алексиевича, и паки послаша двух стариц, Феодору и Марфу, к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, чтобы им пожаловали ради всемирныя радости на церковное строение. И пожаловала Государыня Царица 40 рублей денег на церковное строение, и теми деньгами иконы починили и церковь украсили.
По малеже времени прилучися святейшему патриарху Никону путешествовати; егда ста против обители Успения Пресвятыя Богородицы, тогда к нему изыдоша старицы на благословение, он же подаде им благословение и зря на святую обитель, осенением благословляше и пророчески трижды возгласи: «да будет сие место свято, и благословенно и прославленно», и даде им милостыню: хлеб и три осетра рыбы, и икры и масла. Отец же Лукиан испроси благословение у святителя, и освяти церковь Успения Пресвятыя Богородицы на самый праздник, в моровой год (1654-й)».
В 159 (1651) году была послана его же царская грамота в Александрову слободу прикащику Афанасию Тихонову, по челобитью сей слободы безместных стариц Марьи с сестрами, об «основании при старой церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря и построения ограды вокруг нее своим коштом». Все это делалось по ходатайству препод. Лукиана, сперва лично отправлявшегося для сего в Москву к царю и патриарху, а в 1654 г. лично же просившего о сем патриарха.
К 1654 году относится и грамота святейшего патриарха Никона (бывшего в 1654 г. в Александровой слободе, проездом через нее в Переславль-Залесский с царским семейством) Успенского монастыря старице Клеопатре с сестрами (июня 30 дня 1654 г.) о позволении освятить старую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую они возобновили и при ней «монастырь строили собою» (т. е. своим коштом), по вышепомянутой Государевой грамоте (1651 г.), и выдать бы им антиминс. По этой челобитной дано позволение: церковь освятить и антиминс дать, а о житье и о строении, прибавил патриарх, быть так, как указано в Государевой грамоте.
Вследствие чего Успенская церковь и была освящена препод. Лукианом на самый праздник Успения (15 августа), как сказано в Летописи: «в тот же моровой год» (1654 г.). При сем в освящение для новоучреждаемой обители была принесена в нее из Лукьяновой пустыни чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы и, по преданию, препод. Лукианом был завещан ежегодный с сею иконою крестный ход исполняемый в Успенской обители.
Ко времени поселения монахинь в подклете церковь была сильно разрушена и в течение сорока лет (1610—1650 гг.) стояла «запорошенной». Называлась у слобожан «Успения в буграх» от бугров-развалин дворцов XVI века.
Первую переделку храма — закладку открытых галерей кирпичом — сделали в царствование Ивана Грозного, при новом духовнике обители, старце Корнилии. В 1663—1666 гг. к четверику пристроили с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была приделана колокольня.
В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром.
Пристроили «впритык» северную двухэтажную сводчатую палату на месте разобранного при Корнилии «двора великого князя Василия Третьего».
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, разобрали два западных столба. На старом основании северного придела Николая Чудотворца устроили новый — Марии Египетской — в честь царицы Марии Ильиничны, первой жены Алексея Михайловича и благотворительницы монастыря. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А.М. Вельяминовой.
Грамотой святейшего патриарха Иоасафа 1667 года игуменье Анисии с сестрами, по их челобитью, дозволено старую каменную церковь Успенскую, по переделках в ней (жертвенник и мост переделаны заново) и по устроении на старом основании (на основании придела Николая Чудотворца) новой придельной церкви во имя преподобной Марии Египетской (в честь царицы Марии Ильиничны), — церковь эту (настоящую и придельную) освятить и дать антиминсы. Успенский храм в 1667 г., после переде¬лок был освящен вторично, о чём свидетельствовала надпись на кресте: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лета 7175 (1667) августа в 14-й день при Благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе втором, при Духовнике Строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии».
Монастырская опись 1675 — 1676 гг. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая.”
В 1675 году к храму добавилась шатровая колокольня с часами, «колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам».
5 января 1682 года в грамоте от Царя стольнику и воеводе О. Я. Тухачевскому, написано: «в расходной книге прошлаго 189 (1681) году написано нашего великого Государя жалованья годовые хлебные руги по окладу Успенского девичьяго монастыря, что в новой Александровой слободе, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на нашем великого Государя дворе, игуменье с сестрами, всего двум стам человекам: 136 четей с осьминою и с четвериком ржи, овса тож, двум попом по 7 чети и по 1 ½ четверика ржи, овса потому ж человеку, дьякону— 6 четий ржи, овса потому ж, дьячку — 5 чет. без 1 ½ четверика ржи, овса потому ж, пономарю да сторожу по 2 чети с осьминою без четверика ржи, овса потому ж человеку…».
Хозяйственное состояние этой обители с 1727 г. до вступления на престол царственной хозяйки Александровой слободы — цесаревны Елизаветы Петровны видно из описи этого монастыря (составленной в 1727 году 30 мая), в ней значится: монастырь, обнесенный высокою каменной оградой, мерою 100 сажен в длину и поперек, с 4-мя по углам каменными башнями, из коих три с деревянными ветхими кровлями, а одна не покрыта вовсе, вмещал в себе 6-ть каменных церквей, поддержание которых требовало значительных издержек, на каковые у монастыря средств не было. Под церквами, в обширных каменных подвалах, помещались хозяйственные потребности обители; так, под Успенской была квасная, под Покровской трапеза, хлебенная и поваренная, а под Сретенской больница для сестер.

За последние сто лет высказывались догадки о происхождении нацарапанных в подклете на стенах надписей (граффити) «Яков», «мужи» и рисунка храма с винтящейся главой. Некоторые склонны отнести эти надписи ко временам Грозного, связывая с ними знаменитого зодчего Посника Яковлева. Не достовернее ли будет отнести их к Якову Буеву (1731 г.) или Якову Алексееву (1754 г.), работавшим в указанные годы над этим памятником?..»
В 1743 году на деньги, выданные из Коллегии Экономии, заменили обветшавшие тесовые крыши, заново опаяли жестью главы церкви.
В монастырский период подвалы под церковью, превращенные в погреба, набивались льдом. Это привело к осадкам и трещинам в стенах. В 1753—1755 гг. московская гофинтендантская контора выполнила большие ремонтные работы слободскими людьми и крестьянами. Средства отпущены по кабинетной записке императрицы Елизаветы Петровны и присланы две тысячи рублей (16 мая 1754 года). Для укрепления сводов арки в подвалах заложили камнем. Не тогда ли заложили и «погреб с выходом» под Успенской церковью? О нем упоминала «сказка» Корнилия еще в 1675 г. и под которым допустимо понимать подземный ход.

В 1869 году Успенская церковь была обновлена на средства московского купца А.М. Полежаева и его зятя александровского купца В.П. Зубова в память о рано умершей дочери Полежаева Анне († 22.07.1866 г.).

«Иконостас трех-ярусный. Местная древняя икона в этой церкви, Успения Пресвятой Богородицы, почитается чудотворною, равно как и икона Страстныя Богородицы, находящаяся на столпе в трапезе этой церкви. Из прочих икон в Успенской церкви замечательны:
1) Образ Страстей Господних с мощами разных святых; в него вделан створчатый золотой ковчежец и на нем вырезана следующая подпись: «Сей святый ковчег с страстьми Христовыми и со святыми мощьми, строение и вклад в Распятский девичь монастырь, что в граде Серпухове, монахини Варсанофии Ефимовны Козинския». Вероятно, этот ковчежец перенесен сюда по упразднении Распятского монастыря в 1764 году.
2) Образ св. Апостола Андрея Первозванного; на нем на задней стороне дски находится надпись: «писан сей образ святаго и славного и всехвального Апостола Христова Андрея Первозванного в пречестней и велицей лавре преподобных отцев и великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, в обители их, богорадным трудником Иулианом иконописцем в лето от сотворения мира 7210, а от Рождества по плоти Бога Слова 1702 лета, месяца июлия».
В Успенской церкви была замечательная большая изразчатая печь, т. е. обложенная кафелями, на которых выпукло изображены двуглавые орлы с коронами над головами, покрытые желтою поливою. Печь эта, по необходимости, уничтожена во время отделки храма в 1869 году. Сохранились кафельные изразцы по карнизу в верхнем ряду троечастного алтаря с изображением узоров, а в нижнем ряду с изображением четвероконечного креста в кругу.
Рядом с церковью, с северной ее стороны, указывают молитвенную келью, в которой, по монастырскому преданию, жил и молился строитель этого храма царь Иван Васильевич. Рядом с этой кельей есть три другие также со сводами вместо потолков и коридор с окнами в сад. Все эти келлии со сводами, но древнего ничего в них уже нет. Старожилы рассказывают, что будто бы из под этой келлии был проведен тайник к реке Серой. Такой тайник из монастыря к реке действительно значится в описи 1677 г. под именем «трубы Государевой», но из этого ли именно здания он начинался—этого утвердительно сказать нельзя: так как Александрова слобода до основания в ней монастыря (с 1650 г.), как известно, во время так называемого «Литовского нашествия» двукратно было разорена Сапегой и Лисовским, все подобные рассказы о прошлом, не утверждаемые на подлинных документах, должно принимать осмотрительно. Одно лишь достоверно, что на месте Успенского монастыря был «двор Государев», построенный Вел. Кн. Василием Ивановичем, двор, в котором в период опричнины (с 1573 по 1582 г. 19 ноября) жил царь Иван Васильевич Грозный, пока не построил себе (близ Троицкого собора) нового «более обширного» (около 1570 г.), потому что, как известно, он жил в Александровой слободе с семейством: женой и двумя сыновьями.
Под Успенской церковью, также как и под Покровской, находятся два этажа подвалов из белого камня с темными узкими каморами, в которые и днем нельзя пройти иначе, как с фонарем. Пугливое воображение населяет эти подвалы также жертвами жестокостей Иоанновых, но только во всем этом более воображения, чем правды.
Описывая эту церковь во время посещения Александрова Успенского монастыря в 1847 году (Поездка в Кириллов Белоезерский монастырь С. Шевырева в 1847 году, стр. 41 — 42), Шевырев говорит: «все это здание всеми подробностями своими показывает, что первоначально назначено было не для церкви. Окна и двери не на тех местах, где бы следовало им быть; углубления в стенах без всякой причины. Подобные я видел после в Твери, в церкви Отроча монастыря, переделанной из келлии св. митрополита Филиппа. В трапезе большой церкви с правого краю и во всем приделе Марии Египетской вы видите остатки деревянного пола, составленного из сосновых квадратов. Это, конечно, пол прежнего здания. Внешние части здания при церкви, под одною с ней кровлею, показывают также, что оно все вместе когда-то составляло одно целое: при переделке же его в церковь с двумя приделами некоторые части не взошли в новый план — и теперь в них жилые комнаты. Конечно, опытный в храмовом нашем зодчестве архитектор мог бы окончательно решить вопрос о первоначальном назначении этого здания. Не здесь ли был монастырь (дворец) Грозного? Не тут-ли кельи его опричников? Священник сказывал мне, что, по преданиям и догадкам, тут и полагают покои Иоанновы».
«Еще более убеждают в вероятности этого предположения подземные ходы или подвалы, которые находятся под этим зданием и занимают огромное пространство. Тут теперь монастырские погреба; своды сложены из белого тесаного камня, точеного в больших размеров. Кладка, по признакам, очень древняя. В одном месте стены как бы впадина, нарочно сделанная, и выдаются какие-то два бруса с обеих сторон: трудно решить, для какой цели это устроено? Те, которые предполагают что в этом месте была обитель Иоаннова, спрашивают, не для пытки ли какой? В самые нижние подвалы спускаться довольно трудно по обвалившимся ступеням в глубокой темноте, при свете лучины. Здесь чуть-чуть просвет в самые узкие отверстия, которые сделаны над землею. Местами на камнях сводов, я замечал следы букв м. р.» Я согласен с г. Шевыревым, что это здание первоначально имело другое назначение, то есть, что тут и был первоначальный дворец, построенный при Вел. Кн. Василии Ивановиче, одновременно с Покровской церковью, в 1513 г., что он мог быть местопребыванием царя Иоанна Васильевича Грозного, в первое время опричнины, с 1563 по 1570 год, разумеется с добавлением иных зданий деревянных для его дружины или опричников. В церковь же здание это обращено или по случаю построения нового дворца (после 1570 г.) на северной стороне, против Троицкого собора, или после отъезда Иоаннова из Александровой слободы в 1582 году, по случаю несчастной здесь кончины царевича Иоанна Иоанновича (19 ноября). Первое предположение вероятнее. Для сего к главному зданию (нынешней трапезе) пристроено с востока то, что называется собственно церковью, а к западной — входные крытые двери с колокольницей.
В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи заметим местную икону Никитской Божией Матери (на правой стороне лежащий крест); не названа-ли эта икона так потому, что она была «молением» боярина и дворецкого Никиты Ивановича Романова, последнего из бояр Романовых, двоюродного дяди царя Алексея Михайловича (ум. 11 декабря 1655 г.). В приделе Марии Египетской, построенном в память царицы Марии Ильиничны, благодетельницы монастыря, замечателен своей иконописью иконостас, может быть работы «царских иконописцев» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884 г.).
В конце XIX — начале XIX в. слюдяные окна церкви были заменены «российскими стеклами», тесовые крыши покрыты «сибирским железом», а ветхие штучные шахматные дубовые полы заменены «гжельской лешадью» — плиткой.
На пожертвование дочери купца В.П. Зубова Клавдии Алексеевны Зубовой в 1900 году была окрашена крыша храма и главы, которые распестрили разными красками, как было прежде.

Когда в феврале 1923 года монастырь был закрыт, прихожане, зарегистрировав религиозную общину, отстояли Успенскую церковь, и в ней продолжались богослужения, но не долго: после Пасхи, в мае, храм отобрали у верующих и передали Александровскому историко-бытовому музею.
Посетивший в 1927 году г. Александров В.П. Зубов с горечью описывал, что Успенский храм «имеет заброшенный, покинутый вид. Для осмотров он закрыт, здесь хранятся неразобранные музейные вещи, помещены реставрируемые, еще не окончательно расчищенные иконы».
В 30-е годы ХХ века архитектор-реставратор П.Д. Барановский разобрал несколько поздних перегородок в подвалах, отрыл цоколь. В 60-е годы реставрационные работы возобновились. В северной палате удалили поздние пристройки с востока, искажавшие памятник. С наружных стен сбили штукатурку, затруднявшую естественную вентиляцию кирпичных стен. Восстановили первоначальные проемы окон. Отремонтировали крышу, главы, вызолотили кресты.

С середины 1980-х по начало 1990-х гг. проводились ремонтно–реставрационные работы по церкви. Смысл этих, довольно сложных работ, предотвратить активную стадию разрушения церкви и содержать её в техническом порядке. Следует отметить, Успенская церковь за весь период своего существования весьма активно эксплуатировалась на хозяйственный износ, в то время как при строительстве зодчие никак не рассчитывали на это. Они аккуратнейшим образом выложили облицовку стен из белого камня и по строительным традициям того времени набили «малозначительную» забутку между лицевыми сторонами стен строительным мусором. Такого рода решения никак не могут быть прочными. Тем не менее, ещё в древности в подвалах постоянно готовили квас, набивали их снегом зимой и даже имели приточный деревянный водовод (археолог В.П. Глазов) Такой натиск техногенной и атмосферной влаги никак не способствовал прочности и сохранности конструкций. Серьезные деформации от безудержной и малограмотной хозяйственной деятельности, особенно на северном приделе, заметны и по сей день.
Приспособление церкви под нужды современной музейной экспозиции затребовало устройства отопления. В последние десятилетия система водяного отопления с запиткой от внешней магистрали так-же добавила просадочных трещин на западном крыльце.
Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности.
Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей.
Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет.
Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство (с) 1968, 1975 стр.86-88


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы

Фрагменты обходной галереи Успенской церкви государева двора XVI в., выявленные выдающимся исследователем памятников Александровской Слободы В.В. Кавельмахером.

В настоящее время Успенская церковь находится в ведении музея-заповедника «Александровская слобода».

Выставка «В купеческой лавке»

Выставка «В купеческой лавке» посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного Александрова второй половины XIX - начала ХХ веков.

Торговые заведения провинциального Александрова того времени в подавляющем большинстве составляли всевозможные лавки оптовой и розничной торговли, питейные заведения. Чаще всего они размещались в собственных домах торговцев на первом этаже. Нижний этаж которых был каменный, а верхний – деревянный.

На этой выставке представлен торговый зал александровского купца «средней руки» с различным товаром, выставленным на продажу.

Среди многочисленных экспонатов выделяются знаменитые «барановские ситцы», изготовленные на ткацко-александровской и соколовской мануфактурах братьев Барановых. Они были отменного качества и заслужили славу во многих уголках страны и за её пределами. Были отмечены золотыми медалями на различных международных выставках в Париже, Антверпене, Амстердаме.
Кроме знаменитых ситцев здесь представлены изделия александровских кузнецов, использовавшихся горожанами в быту.
Для пополнения ассортимента товаров, лавочники зачастую скупали оптом изделия александровских ремесленников: бондарей и гончаров.
Интерес представляет «бытовая техника» того времени: различной модификации швейные машинки компании «зингер», прачечные и портняжные утюги, прялки и угольные самовары, изготовленные на предприятиях Тулы и Москвы.
Для чайной церемонии в лавке всегда имелась чайная фарфоровая посуда заводов Попова, Гарднера, Кузнецова. Чайницы из цветного стекла, щипцы для колки сахара – эти предметы широко представлены на выставке.

Для любителей сладкого отводилась особая небольшая витрина, где покупателям предлагался шоколад и конфеты «паровых фабрик» Эйнем, Абрикосова, Тиде (Москва), Конради, Жорж Борман (Санкт-Петербург), леденцы от Ландрина.

Торговые сделки обычно заключали купец и покупатель во время чаепития непосредственно у хозяина дома, где находилась лавка, либо в ближайшем трактире.

Интерьер выставки «в купеческой лавке» позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшего времени.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»:
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной».
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка».
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь. «Государев двор».
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы».
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- Экспозиция «В Крестьянской избе».
Троицкий собор Александровского Успенского женского монастыря
Свято-Успенский женский монастырь
Город Александров.
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Музеи | Добавил: Jupiter (29.07.2013)
Просмотров: 2130 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024