Экспозиция «В крестьянской избе» располагается в памятнике гражданской архитектуры конца XIX – начала ХХ веков. Строение типично для центрального района европейской России.
Основное место в избе XIX века по праву принадлежало русской печи. Рядом с печью чаще всего находились принадлежности для приготовления пищи, необходимые хозяйке: ухваты, кочерга, лопата для хлеба. На стене висело сито, воронка для сыпучих продуктов, сплетенная из коры ивы. Там же размещалась солонка, где хранилась такая необходимая соль. Представленна в избе солонка – деревянная, украшена росптсью, опоясана обручами из корней можжевельника.
Рядом с печью располагался рукомойник, а под ним – лоханка. Около умывальника вывешивалось полотенце, причём для гостей и по случаю праздника оно было нарядное, расшитое красным узором. На одном из представленных в избе полотенец вышита жанровая сценка с характерной надписью: «Гости пьют, едят, речи говорят, про хлеба, про покос, про старинушку».
В углу стояла маслобойка. У стены рядом с печью делали «полицу» - полку, на которой ставились блюда, миски и другая посуда.
Вдоль стен в избе устраивались лавки: у передней – поперечная, у боковой – продольная. Там же в углу находился стол. Около него размещалась одна или две скамейки, которые приставлялись к неподвижным лавкам и использовались для устройства постелей.
Над лавками повыше окон делались полки – полавошницы. На них клали инструменты, короба, домашнюю утварь: поставцы, пасочницы, берестяные и расписные туеса, крынки.
Обязательной принадлежностью каждого крестьянского жилища была «божница» с иконами, которая устанавливалась в красном переднем углу – самом почётном месте в доме. Его украшали вышитыми полотенцами, а стены – лубочными картинками и открытками.
В зимние или осенние вечера внутреннее пространство избы освещалось тусклым светом лучин, укреплённых на светцы. При их неярком свете пряли лен, лапти, вили веревки, коротали долгие вечера.
В сенях обычно находились разные кадушки с припасами. На полки вдоль стен ставили крынки с молоком, лукошки с яйцами. Здесь же хранились топоры, пилы, различный инструмент.
В музейном интерьере крестьянской избы проводятся увлекательные интерактивные программы: «Сватовство», «Романтическое путешествие» (для молодоженов со смотринами приданного), позволяющие окунуться в неповторимый мир русской деревни.
«Свет Пасхальной радости»
Пасха издавна считалась на Руси большим праздником в году, Великим днём, Светлым Воскресеньем из мертвых Иисуса Христа. В этот день мы празднуем спасение мира и человека от смерти, это победа бессмертия, добра и света над злом и тьмой. Отмечают Пасху в первое воскресенье полнолуния, поэтому этот праздник не закреплен в числах, но всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.
Празднику Пасхи предшествует Великий пост, который длится 7 недель. Время Великого поста – это отказ от «скоромной пищи» (молока, яиц, мяса, рыбы) и веселья, это время для духовного очищения. В деревне в это время готовились к весенним полевым работам: женщины ткали, белили холсты, мужчины заготавливали дрова и лес для строительства, чинили всё, что нужно было для пахоты и сева.
Подготовка к Пасхе начиналась с первых дней Великого поста и усиливалась в Страстную неделю. К последнему перед Пасхой воскресению – вербному – был приурочен обычай освящения вербы, которой приписывались магические свойства. Освященную вербу хранили, ставили в передний угол в «божницу» или за неё. Веточками вербы с бумажными цветами и лентами украшали праздничный пасхальный стол, а вербные букеты было принято дарить, идя в гости.
Главные обрядовые действа, приуроченные к Пасхе – это обычай красить яйца и выпекать кулич. Готовить пасхальные блюда начинали ещё в Великий Четверг. Тогда же наводили чистоту в домах, обновляли и мыли иконы. Принято было топить бани и мыться, так как считалось, что вода перед Пасхой обладала огромной очистительной силой, оберегала от болезней, бед, давала красоту и здоровье.
В Страстную Субботу, перед Светлым Воскресением Христовым, куличи, пасху и крашенные яйца освящали в церкви.
Пасхальные торжества начинались с крестного хода – торжественного шествия вокруг храма с иконами и святынями церкви. Церковная служба заканчивалась под утро. Возвратившись домой разговлялись, начиная праздничный завтрак с яиц, кулича и творожной пасхи. Окрашенное в красный цвет яйцо – основной символ Светлого Воскресения. Его ели первым, когда, придя от заутрени, садились за трапезу. Яйцами обменивались, их дарили родным, соседям, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим. Существовал и обычай дарить друг другу деревянные расписные яйца - «писанки». В специальной деревянной форме – пасочнице, в виде четырёхгранной пирамиды, готовили традиционную творожную пасху.
Пасхальные празднования длились целую неделю. На улицах устанавливали качели, ходили друг к другу в гости, девушки водили хороводы. Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи и продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с бугорочка или делали специальные лоточки. Когда катившееся яйцо ударялось о чьё-нибудь из лежавших на земле, играющий брал это яйцо себе.
Пасха и сегодня один из самых любимых и почитаемых православных праздников. Многовековые русские пасхальные традиции прочно вошли в нашу историю и культуру, став неотъемлемой их частью.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»:
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной».
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка».
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь. «Государев двор».
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы».
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- Экспозиция «В Крестьянской избе».