По мнению большинства ученых, готы появились на материке в районе Польского Поморья в I в. н.э. как переселенцы из Скандинавии (Южная Швеция). Появляется готы в Польше в 20-х гг. н.э. Они занимают Восточное Поморье, Куявию.
Согласно Иордану, вождь готов Бериг высадился с трёх кораблей на побережье Гданьского залива в начале I века во главе войска готов. На этих трёх судах было три будущих племени: тервинги, грейтунги и гепиды. Высадившись на данной территории, готы вытеснили племена ругов и вандалов, образовав при этом новую Вельбарскую культуру. Впоследствии, через пять поколений, готы под предводительством вождя Филимера выдвинулись на юг, в сторону Северного Причерноморья.
На первоначальном этапе Вельбарская культура занимала ту же территорию что и её предшественница — Оксывская культура, окрестности современных городов Гданьск и Хелмно. Со временем территория расширяется и достигает на юге окрестности современного города Познань.
Выделены две фазы развития культуры: любовидзская (I - II вв.) и цецельская (II - V вв.).
Эта культура характеризуется отсутствием оружия в погребениях, малым количеством сосудов и преобладанием предметов из бронзы, в частности, поясные и ховидные браслеты. Покорив местные племена, готы принесли сюда свою культуру и обряд ингумации, но при этом заимствовали местные элементы.
По имеющимся данным, открытые селища с вельбарскими находками располагались на невысоких надпойменных террасах и изредка на сравнительно высоком коренном берегу реки.
Наиболее типичным типом погребений готов в Северном Причерноморье и на Северном Карказе являются могильники Суук-Су и Абрау-Дюрсо. Набор женских украшений связывают памятники черноморского побережья Кавказа, в частности район евдусиан, на территории которых находился могильник Абрай-Дюрсо, с крымским памятником типа Суук-Су, что позволило автору раскопок Дмитриеву увидеть в нем памятник, оставленный готами. Это парные двупластинчатые фибулы, серебряные серьги с напускным 14-гранником, гладкие и вытые гривны, каменные и стеклянные бусы.
Результаты раскопок готских захоронений показали, что готы владели всеми основными ремеслами, необходимыми для создания необходимой утвари и одежды.
Они владели гончарным ремеслом, плотницким делом, что позволяло обеспечить себя необходимыми предметами быта.
Ткачество и кожевенное ремесло позволяли обеспечивать необходимую одежду и обувь.
Кроме того, готы владели кузнечным ремеслом, а также ювелирным, о чем свидетельствуют найденные ювелирные украшения. Украшения изготавливались и из драгоценных металлов. Кроме того, среди готов были и искусные камнерезы.
Кроме того, отметим, что готам было присуще четко выраженное чувство прекрасного. Они стремились всячески украшать свою одежду, любили украшения. О высоком уровне развития этой сферы материальной деятельности, тесно соприкасающейся с культурной, дает представление не только ювелирное искусство готов, но и их изобразительное искусство.
Наиболее заметным произведением готского изобразительного искусства является изображение Теодориха в Неаполе. В Неаполе на площади находилось изображение Теодориха, короля готов, сделанное из каких-то камешков, очень маленьких, но разных цветов.
Из этого мы можем судить, что готы достигли достаточно высокого уровня в искусстве и могли переносить эти достижения из культурной сферы в материальную, используя их для украшения одежды.
Асгард – затомис Древнегерманской метакультуры, парализованной ростом в историческом слое христианства. Катастрофа произошла в двенадцатом веке.
Эмблематический образ: Золотой чертог в облаках.
Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма. Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.
Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.
Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания. К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» - ясене Иггдрасиле, мировом дереве (мировой дерево, ось мира - общая для многих индоарийских народов).
Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни. Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племен. Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение - виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз. В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве - уже на том свете. С другой стороны пиры воинов в обители бога войны - своеобразный милитаризированный рай - также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев. По отношению к готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Кессарийского, который указывает, что главными доблестями готов считались храбрость и смерть в бою.
Источник: http://www.f-mx.ru/kraevedenie_i_etnografiya/duxovnaya_kultura_gotov.html
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
II-IV вв. Степная полоса Украины и Молдавии готы, анты, фракийцы, даки
Черняховская культура прослеживается там, где древние авторы размещают готов, причём угасает как раз в то время, когда готы мигрируют из Причерноморья на запад Европы. На этом основании большинство историков (П. Рейнеке) связывают эту культуру с державой готов.
Более ранний этап развития этноса представляет вельбарская культура. Помимо основного (готского), признаётся наличие в среде черняховцев и других этнических элементов (сарматы, гепиды, даки, фракийцы, геты, славяне-анты).
Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 гг. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш. Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.
Антропологический облик
Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы.
Приблизительно к 190 г. н.э. в результате дальнейшей миграции на юг готы заселяют бассейн рек Висла и Западный Буг потеснив местные балтские и славянские племена.
Пути расселения и направление движения готов на Украину, как свидетельствуют археологические памятники вельбарской культуры, проходили вдоль Вислы, через северные районы Польши.
Причем на Украину, насколько можно судить из сообщений Иордана, продвинулось все войско готов во главе с королем Филимером. Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове «исполин».
Племена гото-гепидов вытеснили славян-венедов из территории Волыни и Подолии в Среднее Поднестровье, частично в Буджакскую степь, овладев также районами Северного Причерноморья.
Все памятники зарубинецкой и позднезарубинецкой культур внезапно прекратили своё существование и сменились поселениями вельбарской культуры. Никаких контактов между двумя народами, по археологическим и письменным данным, не наблюдается.
Славянские земли были разделены готами на две части: Поднепровскую и Поднестровскую.
В дальнейшем процесс исторического развития происходил на этиx землях своими путями. В Поднестровском ареале славяне развивались в условиях черняховской культуры (праславяне, сармато-аланы, фракийцы, готы, гепиды, гунны).
Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанном готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы, анты. Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Академик Седов В.В. отмечает что основным населением черняховской культуры были славяне-анты (преимущественно с севера этой культуры), скифо-сарматы (на юге), фракийцы и балты. Германский (вельбарский) элемент сосредотачивается в Прутско-Днестровской области, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровье. На основании археологических источников Седов выводит, что Ойум ("водная страна") находился в районе Полесья, ограничиваясь Пинскими болотами.
Особняком стоит мнение Б. А. Рыбакова, который считал, что черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской, и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счёт задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании её в пражскую культуру, однако керамика этих культур сильно разнится.
Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения хлев, котёл, шлем, труба, церковь, буква.
Жилища
Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
Змеевы вылы
По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые «Змеевы вылы» («Трояновы валы»).
«Змеевы валы» — народное название древних (II в до н.э. - VII в н.э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.
В древнерусском фольклоре кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в нее змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Русского, разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовется до ныне Кожемяками.
Змеиные валы или змеёвые валы и поныне доныне сохранились во многих областях Украины, как памятник оборонительных сооружений. Мощный земляной вал обращен фронтом к степи, с глубоким рвом у подножия. Строились Змеиные валы вручную. Местами сохранилась высота Змеиного вала равная 12 метрам. Снаружи, с юга валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. Вдоль внутренней стороны Змеиного вала располагались сторожевые сёла, в которых селились войны, несущие охранную службу.
Остатки Змеёвых валов сохранились и сегодня по рекам Вить, Рось, Трубеж, р. Красная, Стугна, Сула, и др.
Металлургия
Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью.
В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.
Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.
Керамика
Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.
Погребальный обряд
В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.
Хозяйство
Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.
Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.
Фрагмент резного костяного диптиха 4 века. Дары императору Константину.
Одежда черняховцев изготовлялась из льняных, конопляных и шерстяных тканей, остатки которых сохранились в окислах металлических предметов в могильниках. Рубахи имели туникообразный крой с прямыми длинными рукавами. Носились они на выпуск по верх узких штанов. Поверх рубахи одевали кожаную одежду с короткими или длинными рукавами, которая дополнительно подпоясывалась. Кроме плащей из верхней одежды существовало одеяние, по типу поздней свитки, которое запахивалось на одну сторону и подпоясывалось.
На голове мужчины носили конические шапки-клобуки сделанные из плотной ткани и меха. Для прочности и поддержания формы некоторые шапки подбивали березовой корой. В 3-4 вв. были ещё распространены архаичные формы обуви – поршни и постолы, сделанные из одного, двух кусков кожи и удерживаемые на ногах ремнями и пряжками.
Реконструкция обуви из мужских погребений Черняховской культуры сделанная Е. Хайрединовой и О. Петраускасом.
По глиняному изображению чобота (Музей археологии Института археологии НАНУ) можно утверждать о появлении в этот период обуви более сложного покроя – чобот, сшитых из нескольких кусков кожи с подшивной подошвой. Украшениями мужского костюма являлись кольцеподобные серьги в одном ухе, фибулы, бронзовые пряжки на поясе, а так же обуви и головных уборах (у знати). Одежду княжеского чина или знатного дружинника можно дополнить золотыми римскими медальонами, которые встречаются в погребениях на территории лесостепной зоны. Как утверждал Б. Рыбаков, это были военные трофеи.
Комплекс одежды селянина и знатного дружинника. Черняховская культура
У женщин костюм состоял из нескольких рубах, которые носили в комплексе с верхней безрукавной сорочкой из плотной ткани. Часто одежда украшалась вышивкой и разноцветными бусами из стекла. Из металлических украшений в ходу были фибулы, разнообразные подвески. Особенностью убранства одежды черняховцев были металлические гребни, выгнутые спинки которых напоминают обережные украшения Севера. Гребни подвешивали, как правило, на пояс. Поскольку пояс всегда служил сильным оберегом, на него нашивались так же бубенцы и амулеты, выполненные из бронзы. Про головной убор женщин этого периода информации почти нет. Возможно, это были платы закрывавшие волосы сзади по типу зарубинецких, а так же убрусы, намитки с отворотами которые носили замужние женщины. Девушки использовали тонкие покрывала, закрепляемые на голове бронзовыми венцами или тканевыми очельями к которым подвешивались так называемые височные кольца. В женском костюме присутствовали в большом количестве подвески и бусы, изготовленные из разнообразных материалов: стекла, металла, янтаря, кораллов, полудрагоценных камней, кости. Кроме бус местного производства, черняховцы широко использовали изделия, привезенные из Рима, Константинополя, Египта.
Праздничная одежда женщин Черняховской культуры
ГОТЫ В КРЫМУ СТРАНА ДОРИ
В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму.
По мнению исследователей, продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде.
Освоив территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым. Согласно письменным источникам основной путь продвижения готов в Крым проходил по Азовскому морю. Часть их перешла, по мнению Т.П. Высотской, через Перекопский перешеек. Возможен также, по ее мнению, путь от устья Днепра морем к северо-западным берегам Крыма. Именно на этом пути готы могли разрушить нижнеднепровские позднескифские городища и Ольвию. Эти же отряды готов нанесли удар по скифскому государству в Крыму.
Попав на европейский Боспор, готы разгромили встречавшиеся на их пути города, и вышли на южный берег Крыма. Часть из них осела там, смешавшись с местным населением, а часть в союзе с аланами, двинулась на территорию Римской империи.
Археологические исследования в Крыму последних десятилетий позволили полнить многочисленные подтверждения разрушительных действии готов при освоении этих земель, материальные следы их дальнейшего проживания здесь, оценить культурное наследие. Раскопки закрытых комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных построек) и массовые находки из верхних слоев последних датируют их гибель III в.
Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III в. Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей. Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ. В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они, по мнению Д.В. Шелова, свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу. Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма.
О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не раннее первой четверти III в. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов.
В Причерноморье готы подчинили все окрестные племена: и пришедших с ними германцев, и местных старожилов, включая аланов и антов. Одержав повсеместно победу, готы, "провозгласили представителей своей знати не простыми людьми, но полубогами, то есть асами".
Вместе с тем, в III - IV вв. археологические источники позволяют связать эти события с появлением в регионе нового населения с качественно новыми чертами материальной культуры и погребального обряда, близкими к черняховской культуре. Это особенно характерно для Херсонской округи. Южного берега Крыма, других районов полуострова, где исследованы биритуальные разноэтнические могильники. Так, в могильнике на территории совхоза "Севастопольский" обнаружено 29 погребении в каменных ящиках, сложенных из плит с урнами внутри, и 398 урновых погребений в ямках. Некоторые из них имели каменную ограду.
Урнами были лепные горшки и кувшины, амфоры, специальные сосуды-урны и каменные аксессуарии херсонесского производства. В урны складывались также различные предметы со следами пребывания на погребальном костре. Во многих случаях урновые погребения и погребения в каменных ящиках располагались над могилами аланов
Зафиксированы также сочетания сарматского и германского обрядов в одном погребении. Почти в каждом погребении было много битой посуды со следами вторичного воздействия огня. В некоторых погребениях найдено оружие типичных для германцев видов и форм: умбоны, ручки от щитов, наконечники копий, боевые топоры, длинные ножи.
Конец сомнениям о пребывании германцев в Крыму положили исследования на горе Четырдаг возле г. Алушты, проведенные В.Л. Мыцом. Здесь обнаружено множество захоронении, совершенных по обряду трупосожжения в урнах и ямках с типично германским погребальным инвентарем.
Среди погребений выделяются могилы воинов, сопровождавшиеся ритуально испорченным оружием - мечами, наконечниками копий, ручками щита, шпорами, зооморфными фибулами.
Несмотря на то, что по археологическим данным в II1 - V вв. прослеживается процесс смешения готов и поздних сарматов (алан) с явным преимуществом аланского элемента, политическое господство готов в этой среде несомненно.
Исследователи связывают с готским объединением в Крыму так называемую "страну Дори". О такой стране пишет Прокопий Кесарийский: "Здесь же, на этом побережье, есть страна Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны..., и еще... эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях".
Среди исследователей нет единства в определении территории области Дори. Одни предполагают, что она занимала узкую полоску вдоль южного берега Крыма, большинство придерживается мнения, что страна Дори простиралась на всей территории юго-западного горного Крыма.
Название области происходит, как предполагается, от политико-административного центра, очевидно, крепости Дорос. Известно из письменных источников XIV в., что Дорос (Дори) был центром епархии Готии.
Ученые локализуют Дорос на Мансупе, где А.Г. Герценом обнаружена система укреплений времен императора Юстиниана.
Кроме того, археологами собраны на Мансупе материалы позднеримского и раннесредневекового времени, в том числе, поселения III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений, могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого времени. Это дает ученым основание предположить, что Дори был не только политическим центром, но и огромным убежищем для готского народа.
Судя по письменным сообщениям (Прокопий Кесарийский), готы были федератами империи. Это обязывало варваров, в ответ на ежегодные субсидии для вождей, выделения земельных участков из подвластных империи территорий предоставлять воинов в распоряжение властей, содействовать пограничным гарнизонам, участвовать в военных походах и т.д.
В IV веке колем готов становится Эрманарих (лат. Hermanaricus, готск. Aírmanareiks; — ум. ок. 375 г.), из рода Амалов.
Эрманарих подчинил готские племена гревтунгов и местные племена в Северном Причерноморье. Хотя точные данные о размерах его владений отсутствуют, Эрманарих в римских источниках и древнегерманском эпосе предстаёт как один из великих варварских вождей эпохи Великого переселения народов.
Война с гуннами
В нач. 370-х гг. в Северное Причерноморье с востока ворвались племена гуннов. Сначала на себя удар приняли аланы, затем в столкновение с неведомым прежде грозным противником вступили остготы Эрманариха.
«Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью. […] Когда готы увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королём, как бы уйти от такого врага. Эрманарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов».
Король готов Эрманарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни в 375 году.
Аммиан Марцеллин (современник Эрманариха) свидетельствовал: «И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха, весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов. Пораженный силой этой внезапной бури, Эрменрих в течение долгого времени старался дать им решительный отпор и отбиться от них; но так как молва все более усиливала ужас надвинувшихся бедствий, то он положил конец страху перед великими опасностями добровольной смертью».
После смерти Эрманариха племя остготов и королевский род раскололись. Большинство подчинилось гуннам, меньшинство продолжало сопротивление.
Аммиан Марцеллин рассказывает, что после смерти Эрманариха в 375 году королём остготов был избран Витимир (лат. Vithimirus, готск. Wiþimir — «Известный в лесу»). Какое-то время он оказывал сопротивление гуннским аланам, для чего использовал «другое племя гуннов» в качестве наёмников.
Распятие Буса Белояра
После смерти Эрманариха и отделения от вестготов остготы остались у себя на родине, то есть в «древних их скифских местах поселения», под властью гуннов. Однако Винитарий из рода Амала сохранил «знаки своего княжеского достоинства» и попытался избежать подчинения гуннам. Для этого он напал на страну антов.
Историк Иордан писал: "Амал Винитарий (иначе Витимир - "победитель", потрошитель венедов) с горечью переносил подчиненность гуннам. Понемногу освобождаясь от их власти, он направил войско в область антов". В первом бою Винитарий был побежден, но в последующих разгромил антов, а их короля Божа (Боса, Буса) и 70 старейшин распял.
Распял Буса Белояра, согласно дощечкам "Книги Велеса", Амал Венд. Это был Венд из рода амалов, в жилах коего слились венедская и германская кровь. Это произошло в день весеннего равноденствия.
Приблизительно через год гуннский вождь Белембер уничтожил последние следы остготской свободы. Для этого он призвал Гезимунда, сына Хунимунда Старшего. Тот «со значительной частью готов» подчинился власти гуннов, вместе с которыми — «возобновив с ними союз» — выступил против Винитария. Началась длительная распря, в которой Винитарий дважды одерживал победу, при этом гунны понесли большие потери. Но в третьем сражении, происшедшем на реке Эрак, Винитарий был убит стрелой, попавшей ему в голову. Стрелял якобы сам Белембер. После этого вождь гуннов женился на Ва(ль)дамерке, племяннице убитого, и «с тех пор властвовал в мире над всем покорённым племенем готов, но однако, так, что оно всегда подчинялось собственному предводителю, хотя и выбранному гуннами».
См. Распятие Буса Белояра.
Готы были вынуждены покинуть Ойум и пересечь границы Римской империи. В 376 г. готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
Кульминацией готского вторжения стал разгром императорской армии при Адрианополе в 378 г.
Предания о войнах готов с гуннами и о пребывании первых на Днепре сохранили некоторые скандинавские «саги давних времён». Наиболее интересна среди них сага о Хервёр, где описана битва гуннов и готов, а также упомянута готская столица на Днепре — Археймар.