Четверг, 21.11.2024, 19:40

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Русколания

Киевская культура II-V вв.

ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА

III в. до н.э. - II век. н.э.
Бастарны, германцы

ПОЗДНЕЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА

Славяне-венеды

Наиболее древними укрепленными сооружениями праславян являются мысовые поселения зарубинецкой культуры начала нашей эры. Они расположены на высоких (до 100 м/) речных или овражных мысах в труднодоступных местах.
Защитные функции мысовых поселений определялись самой топографией. Кроме того, они укреплялись искусственными оборонительными сооружениями - земляными валами, рвами, эскарпами. Так, на поселении, расположенном в Киеве на горе Юрковица, отмечен вал, сохранившийся на высоту 0,9 м. и ширину 3,8 м. За валом расположен эскарп 6 м, оканчивающийся горизонтальной площадкой. За ней шел естественный склон холма. Вал состоял из чернозема, взятого из самого поселения. Только на берегах Днепра выявлено около 30 поселений такого типа.
Зарубинецкие городища существовали в I в. до н.э. – I в. для защиты от кочевых племен сарматов.
Городище Килиненкова гора - одно из наиболее исследованных и известных в зарубинецкои культуре, имело площадь 15 тыс. кв. м. Оборонительный вал проходил по гребню вершины холма, вал имел высоту 1 м. при ширине 2,2-2,8 м. Склоны за валом были подрезаны на крутизну до 40-50 град. Е.В. Максимов предполагает, что но вершине вала проходил древний частокол. Та часть Килиненковой горы, откуда можно было попасть на городище, имела вид перешейка шириной около 30 м. Через него проходил мощный земляной вал, сохранившийся на высоту до 2,5 м. с напольной части и до 1 м. - с внутренней. Вал обложен по вершине камнем. Подступы к воротам в валу имели вид коридора шириной до 2 м. с крутыми и высокими стенами. Дополнительным элементом защиты здесь была площадка, которая возвышалась над средней частью прохода с правой стороны от входящего. С площадки можно было разить наступающих в незащищенную щитом правую сторону корпуса.
Находки, выявленные на городище, представлены остатками жилых и хозяйственных сооружений, типичных для поселений, орудии труда, керамических изделий. Эти данные свидетельствуют, что такие объекты не были временными убежищами-крепостями. Это были долговременные городища-поселения земледельческо-скотоводческого оседлого населения, возникшие и функционировавшие в условиях постоянной опасности со стороны кочевников. В более позднее время зарубинецкие племена селились на открытых поселениях - на равнинных местах и в пойме. Причину этого явления следует усматривать не только в изменении способов хозяйствования, сколько в изменившейся исторической обстановке.
С тех пор и до VI в. славяне не строили yкpеплений. Во всяком случае, археологические источники в настоящее время не дают для этого каких-либо данных.

Во второй пол. I в. н.э. зарубинецкая культура Поднепровья распадается под ударами кочевнических сарматских племен. Зарубинецкое население, в основной массе, покидает свои дома и отходит в лесные районы Верхнего Поднестровья и Подесенья, вступая в ассимилятивные процессы с местными балтскими племенами. Результатом этого процесса было возникновение своеобразных памятников I-II вв. н.э. (позднезарубинецких), которые стали основанием для формирования в II в. киевской культуры. С этой культуры и вырастают в V-VI вв. раннесредневековые славянские древности: колочинская и частично пеньковская.

В западной части Украины в процессе интеграции зарубинцев с проживающими здесь носителями местною варианта пшеворской культуры — потомками поморско-клешевых племен, ассимилировавших какую-то часть германцев, создаются во второй половине I в. н. э. памятники зубрицкой культуры.
Сопоставления письменных и археологических источников позволяет с большой долей вероятности предположить, что носителями зубрицких и позднезарубинецких памятников были исторические славяне-венеды.
В III в. н.э. зубрицкое население в интеграции с фракийцами носителями липицких памятников Поднестровья, под влиянием провинциално-римской культуры создает один из вариантов черняховской культуры (III-IV вв., готы). В ареал этой культуры пошла часть позднезарубинецких племен Среднего Поднепровья.

ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓

КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

II - V вв.
Венеды, анты

Среди возможных кандидатов, предшествующих киевской культуре, указываются милоградская (невры и скифы-пахари) и юхновская (будины), более ранняя чернолесская и другие археологические культуры.

Киевская культура находилась к северу от черняховской культуры (III-IV вв., готы), которая совпадала с границами готского государства.
По современным данным территория Киевской культуры доходит до юга Псковской области РФ. Самые восточные памятники Киевской культуры в последнее время были обнаружены в Самарском Поволжье.


Городища славян II-VII вв. н.э.

Памятники киевской культуры Беларуси распространены в верхней части бассейна Днепра приблизительно от устья Сожа на юге до Могилева на севере. На западе группы ограничена нижним течением Березины, на востоке – левыми притоками Сожа.

Поселения представлены в основном селищами. Площадь большей части поселений не превышает 1—2 га. Постройка была редкой, поэтому культурный слой не мог быть мощным (не более 0,3—0,4 м.) и часто распахан.
На территории Верхнего Поднепровья выявлены два типа жилищ: полуземлянки и наземные дома столбовой конструкции. В Абидне и Тайманово исследовано около 80 полуземлянок. Это прямоугольные в плане постройки площадью 8—24 кв. м, углубленные в землю на 0,4—1,2 м. Основным типом жилищ на поселениях юго-восточной Беларуси были наземные постройки столбовой конструкции (на Абидне около 200 таких жилищ).
В Верхнем Поднепровье известны грунтовые могильники (Абидня, Тайманово, Новый Быхов, Красная Звезда) с погребениями по обряду трупосожжения. Остатки сожжения (как с углями и золой, так и без них, чистое) помещались в круглые или продолговатые ямы глубиной 0,2—0,6 м. В Тайманово найдены погребения в урнах.
Основную массу находок на поселениях и могильниках киевской культуры составляет керамическая посуда. Большая ее часть была лепной. Для памятников Беларуси характерны груболепные толстостенные горшки: гладкостенные, с расчесами и глянцеваные. Посуда делится на горшки и маленькие сосудики.
Кроме керамики на памятниках киевской культуры встречен своеобразный комплекс орудий труда, украшений.
Найдено большое количество ножей и проколок. Орудиями для сбора урожая были серпы.
Для обработки дерева использовались топоры (сохранилось много частей лезвия) и долотца. Из находок бытового назначения отметим железные бритвы и кресала. Из орудий труда из камня точильные бруски и жернова. Орудия труда из глины представлены тиглями, льячками, формами для литья, грузилами, пряслицами.
Вооружение и орудия труда, воинское снаряжение встречаются на памятниках киевской культуры достаточно редко.
Среди украшений особое место занимают фибулы разных типов (двухчленные, арбалетные с подвязной ножкой). Часть из них были импортированы из ареала черняховской культуры (III-IV вв., готы). Характерны находки железных и бронзовых посоховидных булавок (более 20). Найдены железные и бронзовые пряжки к поясу (большинство пряжек имеет округлую рамку). Для Верхнего Поднепровья характерны вещи с выемчатой эмалью (бронзовые подвески – лунницы и фибулы с эмалью красного и других цветов). Не исключено изготовление этих изделий на месте. Кроме этого на территорию Верхнего Поднепровья попадали импортные вещи с территории Римской империи (монеты, посуда, бусы).

На сегодняшний день памятники киевской культуры известны на довольно значительной территории: в Киевской, Черниговской, Сумской областях, части Черкасской и Харьковской областей Украины; в Гомельской и Могилёвской областях Белоруссии; в Курской и Белгородской.
Киевские памятники составляют четыре основных локальных варианта: среднеднепровский, верхнеднепровский, деснинский и сейминско-донецкий. Ранние памятники киевской культуры во многом схожи с позднезарубинецкими памятниками типа Картамышево-Терновки. Эти ранние реликты заключаются в следующем:
- поверхность некоторых груболепных горшков искусственно ошершавлена или покрыта расчёсами, нанесёнными гребнем;
- на памятниках круга Шишино-Шмырёво встречаются лощёные высокие миски с зигзаговидным профилем;
- сравнительно широко распространены ещё сосуды с вдавлениями или насечками по краю венчика (позднезарубинецкая манера);
- некоторые груболепные сосуды имеют пояс вдавлений по тулову (т.н. ложный валик), что также является позднезарубинецким реликтом;
- все формы сосудов и пропорции большинства из них либо имеют прямые аналогии, либо продолжают линию эволюции позднезарубинецких памятников типа Картамышево-Терновки;
- прямая преемственность с позднезарубинецким периодом наблюдается в наборе орудий труда и типах построек.
Памятники поздней фазы киевской культуры Змиевщины получают свою специфику. Она проявилась в следующем:
- появление конических мисок, горшков с ошершавленным туловом, залощённым венчиком и нижней частью;
- использование печей-каминов;
- распространение биконических пряслиц;
- использование грузил для ткацкого станка.
В это же время широко распространяется черняховская керамика (III-IV вв., готы), а украшения круга «варварских эмалей» вытесняются фибулами, гребнями и пряжками черняховского стиля. Последнее объясняется влиянием черняховской культуры на киевскую: начинается массовый импорт черняховских украшений и посуды. М.В. Любичев назвал это явление «сменой стиля эпохи».

На сегодняшний день большая часть археологов, непосредственно изучающие киевскую культуру, считают её славянской и рассматривают как своеобразный соединительный мост между зарубинецкой культурой и раннесредневековыми памятниками колочинской и пеньковской культуры. По словам В.Д. Барана, многие современные украинские и европейские учёные считают киевскую культуру единым источником всех славянских культур раннего средневековья. По словам М.В. Любичева: «Изменения в наборе лепной посуды и его декоре, а также изменения в домостроительной традиции говорят о том, что некоторые группы черняховского населения входили в состав киевских общин». Черняховцы и киевцы были славянами из различных этнокультурных группировок. Готский историк Иордан сообщает, что в его время (VI в.) венедов уже никто так не называет: «…начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами». Сам историк говорит о своей работе, как о компиляции более ранних исторических трудов, не дошедших до нашего времени: «Читатель, знай, что, следуя писаниям старших, я собрал с обширнейших лугов лишь немногие цветы, и из них, в меру ума своего сплёл я венок для пытливого».
Иордан пишет, что в IV в. у остготов (носителей черняховской культуры) произошла война с венетами.
Археологическими исследованиями установлено, что в начале IV в. отдельные группы носителей черняховской культуры (готы) с выразительной вельбарской традицией начали продвигаться на север от реки Стугны, вытесняя население киевской культуры; по мнению Р. В. Терпиловского, указанная ситуация наиболее точно соответствует описанным Иорданом войнам остготов с венетами.
Причиной изменения антов (трансформация киевских древностей в пеньковскую культуру) послужили гибель Остготского королевства и распад черняховской культуры (III-IV вв., готы).
© Сайт http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-82

Киевская культура являлась направляющей и базовой для многих других культур.
Во второй пол. V в. подверглась гуннскому нашествию.


Чернолесская культура (IX—VII вв. до н. э.)
Юхновская культура (V в. до н.э.—II вв. до н.э.)
Зарубинецкая культура (III в. до н.э. – III-V вв.)
Киевская культура (II - V вв. венеды, анты).
Ягорий.
Черняховская культура (III-IV вв., готы).
Распятие Буса Белояра (368 г.)
Гуннское нашествие (IV в.)
Основание Киева 430 (482) г.
Пеньковская культура (IV - нач. VIII вв. анты)
Пражско-корчакская культура (IV-VII вв. склавины).
Аварский каганат (VI в.)
Киевская Русь как явление метаисторическое.
Крещение Руси.
Князь Владимир I Святой.


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»


««« Купить книгу »»»

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Русколания | Добавил: Jupiter (23.10.2014)
Просмотров: 1607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024