Аммиан Марцеллин рассказывает, что после смерти Эрманариха в 375 году королём остготов был избран Витимир (лат. Vithimirus, готск. Wiþimir — «Известный в лесу»). Какое-то время он оказывал сопротивление гуннским аланам, для чего использовал «другое племя гуннов» в качестве наёмников.
После смерти Эрманариха и отделения от вестготов остготы остались у себя на родине, то есть в «древних их скифских местах поселения», под властью гуннов. Однако Винитарий из рода Амала сохранил «знаки своего княжеского достоинства» и попытался избежать подчинения гуннам. Для этого он напал на страну антов.
Историк Иордан писал: "Амал Винитарий (иначе Витимир - "победитель", потрошитель венедов) с горечью переносил подчиненность гуннам. Понемногу освобождаясь от их власти, он направил войско в область антов". В первом бою Винитарий был побежден, но в последующих разгромил антов, а их короля Божа (Боса, Буса) и 70 старейшин распял.
Распял Буса Белояра, согласно дощечкам "Книги Велеса", Амал Венд. Это был Венд из рода амалов, в жилах коего слились венедская и германская кровь. Это произошло в день весеннего равноденствия.
Приблизительно через год гуннский вождь Белембер уничтожил последние следы остготской свободы. Для этого он призвал Гезимунда, сына Хунимунда Старшего. Тот «со значительной частью готов» подчинился власти гуннов, вместе с которыми — «возобновив с ними союз» — выступил против Винитария. Началась длительная распря, в которой Винитарий дважды одерживал победу, при этом гунны понесли большие потери. Но в третьем сражении, происшедшем на реке Эрак, Винитарий был убит стрелой, попавшей ему в голову. Стрелял якобы сам Белембер. После этого вождь гуннов женился на Ва(ль)дамерке, племяннице убитого, и «с тех пор властвовал в мире над всем покорённым племенем готов, но однако, так, что оно всегда подчинялось собственному предводителю, хотя и выбранному гуннами».
См. Распятие Буса Белояра (368 г.).
После поражения от вождя вестготов Винитария в IV в. анты ушли в Подунавье и основали общину «Семи родов» (Пеньковская культура). Как считал Г. Г. Литаврин, самой крупной из всех Славиний была под названием «Семь родов», размещавшаяся в Мизии и Малой Скифии и покорёное булгарами в 679/680 г. Известно это славянское объединение по данным Феофана Исповедника и патриарха Никифора.
Для жителей, обитавших на юге нынешних Украины и России, катастрофа разразилась зимой 377-378 гг. Гунны прошли по этим землям огнём и мечом. "Побеждённые скифы (так греки и римляне называли без разбору всех обитателей Северного Причерноморья) были истреблены гуннами, и большинство их погибло. Одних ловили и избивали вместе с жёнами и детьми, причём не было предела жестокости при их избиении..." Земледельческие области Крыма и Приднепровья превратились в дикие пастбища. Гуннское нашествие привело к упадку антской культуры, затормозило развитие антов, поставив их под влияние или даже под власть гуннов вплоть до сер. V в.
450 год: Западные славяне – чехи – переселения их:
«История западных славян начинает чуть-чуть проясняться со второй пол. V в., по смерти Аттилы и уничтожения гунского могущества. Народные предания чехов знают также о переселении этого племени из краев южных в землю кельтических бойев и германских маркоманов. По своему положению чехи должны были с самого начала войти во враждебные столкновения с германцами, сперва с турингами, а потом с франками, подчинившими себе турингов».
В 460-х гг. командующим армии во Фракии был «скиф»
Анагаст. Это типичное антское имя с окончанием - гаст, то есть Византия уже тогда нанимала антов на службу. Любопытно, что Анагаст сыграл важную роль в изгнании гуннов из Дакии и Бессарабии, чем открыл дорогу славянскому движению к Дунаю.
15 июня 451 года произошло решающее сражение между армиями гуннской и римской коалиций, получившее в истории название "Битва народов". На стороне римлян сражались готы, франки, бургунды: саксы, часть аланов и бритты из Арморики. На стороне гуннского вождя Аттилы участвовали и славянские (проторусские) племена. В V в. распалось царство гуннов после смерти Атиллы. Гунны ушли из Причерноморья, вероятно в волжскую Болгарию. В Причерноморье наступило временное затишье. Тюркоязычные народы, пришедшие из Центральной Азии вместе с гуннами, остались кочевать в степях Восточной и отчасти Центральной Европы, тесня исконное население, которое под страхом истребления либо бежит, либо дичает. В Предкавказье закрепляются барсилы, савиры, хазары; в Северном Причерноморье и далее по Истру (Дунаю) - булгары, утургуры, кутургуры, акациры, огуры, оногуры, гунно-гундуры и пр. Их дальнейшая жизнь протекает в рамках истории средиземноморского региона.
Одно из первых столкновений славян с Византией произошло в 493 г., когда полководец Юлиан был сражен в ночном сражении «скифским железом».
Принято считать что «скифами» ромеи назвали народы, с которыми им пришлось встретиться впервые: болгар и славян. Впоследствии привлечение славян в императорское войско только расширялось — Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537 г.), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков», Агафий — об анте военном трибуне Дабрагасте, командовавшим небольшим флотом на Чёрном море и участвовавшим в персидской кампании, в ходе которой отличился воин из славян Сваруна.
КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА ↓↓↓
ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
IV - нач. VIII вв. Анты
Пеньковская группа славянских древностей сформировалась, по мнению исследователей, на базе Черняховских памятников (III-IV вв., готы) и памятников кочевников. Если ареал последних совпадает с территорией исторических славян-антов и в какой-то степени склавенов, то первые можно сопоставить с дулебами.
Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры (III-IV вв., готы) с заметной иранской примесью. Анты могли заимствовать большое число иранизмов от автохтонного скифо-сарматского населения северного причерноморья. Имена многих локальных восточнославянских богов (Хорс, Симаргл), да и сам этноним анты имеет иранское происхождение.
Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.
География
Пеньковская культура была распространена на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской обл.
К наиболее исследованным памятникам-пеньковской культуры относятся поселения Вильхович, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье, поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон на Южном Буге.
Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья и соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.
Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской культур — проникают в VI в. в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотештикындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
В царствование Юстиниана (527-565 гг.) на восточно-европейскую авансцену выходит новый персонаж-славяне. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534 г. Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 г. и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский».
В 547-548 гг. два славянских отряда, форсировав Дунай, опустошили земли вплоть до побережья Адриатического моря.
В 558-559 гг. огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константинополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах. "Вначале они не щадили ни возраста, ни пола...- пишет современник событий Прокопий Кесарийский,- так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребёнными телами".
В 582 году, пишет Иоанн Эффесский, "выступил проклятый народ славяне, которые прошли всю Элладу, фессалийские и фракийские провинции, взяли многие города и крепости, опустошили, сожгли, раграбили и завладели страной и расселились в ней совершенно свободно и без страха, как бы в своей собственной. Это продолжалось четыре года, пока царь занят был войной с персами и все войска послал на Восток". "В это время славяне по Божьему попущению распоряжались в стране совершенно свободно,- продолжает Иоанн Эфесский,- опустошали, жгли и грабили даже до Внешней стены (призванной защищать Константинополь), так что захватили все царские стада - многие тысячи - и стада частных лиц. И до нынешнего дня - а теперь идёт 895 год - они спокойно живут в римских провинциях, без заботы и страха, занимаясь грабежом, убийствами и поджогами, отчего разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих римлян. А между тем это были простые люди, которые не смели выходить из своих лесов и не умели пользоваться оружием". Менандр упоминает говоря о событиях 560-х — 580-х гг., антского вельможу Идара (Идарисий) и его сыновей Мезамира и Келагаста. Автор передает слова советника кагана из числа болгар о Мезамире: «Этот человек имеет великое влияние между антами и может сильно действовать против тех, которые хоть сколько-нибудь являются его врагами. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на неприятельскую землю». Историки, в частности В.В. Мавродин, полагают, что Идар и его сыновья узурпировали власть веча, так как в условиях аварского нашествия роль военного вождя становилась более значимой, а «властители антские приведены были в бедственное положение и утратили свои надежды». В подтверждение этой версии приводятся находки тамгообразных знаков на вещах из драгоценных кладов антов VI-VII вв. Эти знаки связывают также с появившимися позже знаками рюриковичей (X-XIII вв.). Кроме того имена Идара и Келагаста имеют много общего с именами первых скифских царей Таргитая и Колаксая, что выявляет претензии этого семейства на «царскую» власть. Вождя Мусокия (590-е гг.) славяне на своём языке именовали особым титулом. Историки сопоставляют Мусокия с «царем» волынян Маджаком, упомянутым Масуди : «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались». Подбирая титул для подобного князя историки останавливаются на титуле «светлый князь», который упоминается в арабских источниках IX-XIII вв., и в договоре Олега с Византией 911 г. Ибн-Русте объясняет этот титул так: «И упомянутый глава, которого они называют, главой глав (раис ар-руаса»), зовется у них "свиетмалик"».
Таким образом, во второй половине VI века во главе антов пытались встать правители, считавшие себя «князьями князей».
Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «ПВЛ». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер. Из общины выделяется слой воинов - профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории с целью грабежа и захвата рабов. Воины объединялись в небольшие отряды по несколько сот человек («дружины»), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди (князья и «воеводы»), обладавшие особым авторитетом («славой»), гибель которых во время боя повергала воинов в панику.
Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и копьё, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. Упоминаются также и мечи, но, надо полагать, они были оружием небольшой верхушки воинов и археологически не засвидетельствованы.
Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.
У антов имелись рабы. Их численность иногда доходила до десятков и даже сотен тысяч. Основную массу рабов составляли пленные, другим источником рабства была купля-продажа. Среди рабов были как византийцы, так и славяне, однако ант у анта рабом быть не мог и освобождался, если таковой оказывался среди рабов, по прибытию на родину. Рабы были заняты в войне, домашнем хозяйстве и, как показывают исследования археологов, в ремесле. Главной целью порабощения соседей для антов было получение выкупа за пленных или их продажа. Такое рабство носило временный харакер и через некоторое время раб становился «свободным», то есть членом общины.
В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов, или волхвов, у антов, археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоемы, деревья и камни. Полянские жрецы отправляли культы и бросали жребий при необходимости избрания человеческих жертв. Во время неурожая и голода в жертву приносились младенцы и старики, в урожайные годы — продукты питания. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун. Близким к жрецам был слой сказителей («песнотворцев»). Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели свое повествование под гусельный наигрыш и выделялись из числа общинников (были задержаны сразу несколько людей с "кифарами"), переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами.
Изображение семиструнных гусель имеется на фигурках антского типа из-под Велестино. До нас дошли сказания об антском времени: о князьях Бусе, Кие, об образах, о хазарах.
С усложнением социальной структуры антского общества появляются протогородские поселения. К антскому времени относят возникновение Киева, имевшего значение религиозного и племенного центра. Пастырское городище (название города не известно) имело полиэтническое население. Здесь жили воины и ремесленники, которые производили гончарную посуду и украшения (фибулы, поясные наборы и пр.), распространявшиеся далеко за пределы города и антской земли. В антское время возникает и город Волынь на Западном Буге, известный как поселение воинов и центр племенного союза волынян. «Грады» ещё не имели роли торговых центров. Их население было непостоянным, включало князя, воинов, жрецов и рабов. Здесь проходили веча, религиозные праздники, пиры, а крепости служили для обороны.
Жилища
Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй. Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печкой-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печка находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту. Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 м. ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м., печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следу от которых не сохранились.
Керамика
По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами. Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.
Металлургия
Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.
Погребения
Погребальный обряд представлен трупосожжениями. Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые.
Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 км. от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.
Хозяйство
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.
Генезис и связь с другими культурами
В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской (III-IV вв., готы) подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в нач. VIII в. н.э. А.Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М.И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И.П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.