10 декабря 2003 г. в суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре, на втором этаже Братского корпуса открылся первый в России «живой» музей реставрации.
Его особенность и уникальность заключается в том, что в музее представлены не только спасённые шедевры. Мы становимся очевидцами таинственного процесса освобождения от поздних записей древней иконы, обновления обветшавшего гобелена, починки старинной шкатулки. Мы наблюдаем, как священнодействуют реставраторы над произведениями искусства, возрождая их к жизни из небытия.
Музей знакомит нас с несуетной, негромкой, но благороднейшей профессией реставраторов, тех, кого в музейном мире величают «золотыми руками». Здесь, в оборудованных мастерских по реставрации произведений древнерусского искусства, крестьянской и городской одежды, мебели, процессы реставрации демонстрируются «вживую».
Посетитель может следить за искусной работой рук реставратора, за самыми тонкими манипуляциями при проведении расчисток от поздних записей на иконах, укреплений и тонировок под микроскопом или восстановлении тончайшего золотого шитья.
Вещи, как и люди, рождаются, живут, радуя наш взгляд, стареют; им, как любому живому существу, свойственны недуги и болезни. От избыточной влажности быстро разрушаются холст картин и переплеты книг. Излишняя сухость тоже опасна: трескаются рамы, деревянные скульптуры, осыпается красочный слой. Большой вред различным коллекциям наносят насекомые, губительное воздействие оказывает излучение всех современных источников света, старение памятников культуры ускоряет сама атмосфера крупных городов, насыщенная выбросами вредных химических веществ.
Здесь экспонируются прялки, вальки, рубели XIX – нач. XX вв., как отреставрированные, так и те, с которыми реставраторам еще предстоит работа. Прялки своим происхождением связаны с двумя основными регионами России – Севером и Центром, где наиболее ярко выявилось искусство резьбы и росписи.