Родился в Греции в семье священника.
В 1585 г. по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы поминуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».
В 1588 г. Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию II по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества.
В 1589 г. в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха.
Во время прощального приема просит у царя Федора Ивановича разрешения остаться в России. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.
В 1597 г. Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле. В 1599 г. царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмом в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье. Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство (30 июля/9 августа 1605 г.), в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек (8/18 мая 1606 г.), жены царя-самозванца. Присутствовал при расправе с Лжедмитрийем I и избрании нового царя — Василия IV Иоанновича Шуйского (1 июня/11 июня 1606 г.). При нём же появился и Лжедмитрий II.
Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома.
В Смутное время, после ареста поляками патриарха Гермогена в мае 1611 г., Арсений Элассонский возглавил православное духовенство в Москве, в качестве главы которого вёл переговоры с королем Сигизмундом III.
В конце 1612 года, считается, что ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения от тяжелой болезни. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал у Фроловских (Спасских) ворот Кремля русское войско Дмитрия Михайловича Пожарского со спасенной им от поругания иконой Владимирской Божией Матери.
В мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в венчании которого Арсений также участвовал.
11 июля 1613 г. вместе с князем Д.М. Пожарским участвовал в церемонии венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова.
В 1613 г. он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского.
В 1615 г. был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.
В 1620 г. архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех».
В 1625 г. Арсений принимал участие в расследовании о чудесах иконы Казанской Богоматери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Чудеса подтвердились и 23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль.
В 1625 г. Арсений Элассонский скончался и был погребен 29 апреля 1625 г. в суздальском кафедральном Рождественском соборе.
В 1660 г. над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.
В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского.
Рака с мощами святителя Арсения Суздальского (Элассонского) в суздальском Рождественском соборе
Рождественский собор
В Греции память святителя Арсения чтится издавна. Его греческое житие было составлено сразу же после блаженной кончины святителя архимандритом Христофором и архидиаконом Неофитом, которые в 1619 ом году приезжали в Москву с Иерусалимским патриархом Феофаном. На территории современной Греции построено несколько храмов в честь святителя. День памяти является большим праздником в Элассоне. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (12 мая/29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля).
Канонизирован в 1982 г. с включением имени в Собор Владимирских святых. В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени святитель прославляется как «благочестия столп непоколебимый».
В начале XXI века, Элладская Православная Церковь выступила инициатором проведения изыскательских работ на месте погребения Арсения. При патриархе Московском и всея Руси Алексии II и архиепископе Владимирском и Суздальском Евлогии 17 августа 2005 года были обретены мощи святителя Арсения Суздальского (Элассонского).
В Московском Патриархате по просьбе приняли решение просить руководство Владимиро-Суздальского музея заповедника вскрыть гробницу архиепископа Арсения. Для вскрытия гробницы пригласили главного археолога Московской Патриархии Беляева, участвовал отец Иннокентий, как секретарь Владимирской епархии. В торжественной обстановке приступили к вскрытию. Захоронение было обнаружено именно там, где на него указал суздальский краевед Ананий Белов. В усыпальнице прекрасно сохранилось облачение святителя Арсения. Великолепное шитье датируется XVI веком.
22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи были перенесены в Успенскую церковь Суздальского кремля, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.
Как и три столетия назад, молящиеся обращаются к мощам святителя Арсения за помощью об исцелении детей, даровании потомства и избавлении от бед. Многие получают просимое, многие становятся свидетелями чудес являемых с самого обретения: «Неисповедимыми путями Божиими среди первых богомольцев, получивших возможность молитвенно припасть к новообретённой святыне, оказалась мать с младенцем, парализованным от рождения. Ребёнка, немого и глухого, давно терзала какая-то внутренняя боль, мешавшая заснуть и ему самому и страдающим родителям. По словам несчастной матери, после того, как Владимирский архипастырь приложил младенца к мощам, девочка, не спавшая до этого несколько суток, тихо заснула...» Святителю отче наш Арсение моли Бога о нас!
Вклады Арсения Элассонского:
Евангелие. XVI в. с дарственной надписью 1619 г. в Николо-Шартомский монастырь.
Ковшик для теплоты в Боголюбовский монастырь 1623 г.
Ковш медный для теплоты с дарственной надписью: «Смиренный Арсений Архиепископ Суздальский дал сей ковш в монастырь преподобной княжне Ефросинье лета 7132» (1624)
Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского
«Суздальский православный лицей» является негосударственным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.
«Епархиальная школа-пансион имени святителя Арсения Элассонского» работает в течение 7 лет (с 2004 года) как православная школа с полным пансионом.