Мужской Вязниковский Благовещенский монастырь основан в 1643 году. Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным «били челом» (челобитная 1643 г. хранилась в ризнице монастыря) самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Фёдорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов». Убогими домами здесь назывались местности, занимаемые кладбищами для погребения скоропостижно умерших, «за то дескать по них и панихида бывает однажды в году в семик. Что умирали-то они или от веселья или за веселье». В полу-горе от выезда из Вязников к Гороховцу по шоссе в кон. XIX в., каждый из проезжающих мог заметить небольшую деревянную часовню, около которой много могильных бугорков, вот эта та часовня, в которой ежегодно в семик пелись панихиды, и носила название убогого дома. Может быть в старину на каждом убогом кладбище устраивались часовни, которым давалась земля собственно для их ремонта. По всей вероятности Вязниковский Благовещенский монастырь и построен на такой земле убогого дома. В 1643 г. по велению вел. кн. Михаила Феодоровича была сооружена в монастыре деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святых: Михаила Малеина и Алексия человека Божия. В это же время были построены деревянные настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополческому убогому дому». В надписи древнейшего монастырского синодика читаем: «7159 (1651) г. сия глаголемая книга синодик новаго Благовещенскаго монастыря и святаго отца Михаила Малеина и святаго праведнаго Алексия человека Божия».
С 1649 г. по 1652 г. строителем в монастыре был иеромонах Антоний.
С 1652 по 1694 г. - первый игумен монастыря Моисей.
В описании жизни митрополита Суздальского Иллариона, основателя Флорищевой пустыни, сказано: «получив благословение от патриарха старец Мефодий заехал к Вязниковскому игумену Моисею (первый игумен Вязниковского монастыря), который по просьбе его освятил только придел во имя Ефрема Сирина 1651 г.».
Иллюстрация 1651 года из синодика Вязниковского Благовещенского монастыря. Литографический альбом Ивана Александровича Голышева.
Царь Алексий Михаилович грамотой в 1649 г. отдал в монастырь озеро Юхры с истоком Юхорцем. В 1650 г. отдал в монастырь огороды при речке Выдержке. В 1652 г. отдал Курское озеро. В 1652 и 1656 г. монастырь получил грамоты от царя о выдаче монастырю денежного и хлебного жалованья. В 1662 г. царь монастырю отдал Созоновскую мельницу. При вел. князе Федоре Алексиевиче в 1675 г. монастырю были пожалованы Пронинская и Мокеевская пустоши. В 1678 г. монастырю была пожалована Подстрекаловская земля. В 1678 г. царь Алексий Михайлович грамотой пожаловал монастырю деньги на свечи и ладан. В 1683 г., по данной от великого Святейшего патриарха Иоакима благословенной грамоте, по челобитию игумена Моисея и строителя Авраамия с братией, была упразднена деревянная и построена каменная двухэтажная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с прилегающей к ней каменной колокольней. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой - престол во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Что было поводом к упразднению приделов: Михаила Маленина и Алексия человека Божия, об этом монастырь положительных сведений не имеет. Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска - по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время.
Благовещенская церковь с колокольней
Апсиды собора Благовещения Пресвятой Богородицы
Колокольня Благовещенского собора
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров.
Братский корпус
Братский корпус строился в три этапа, начиная с кон. XVII в., когда была возведена средняя часть. С 1694 по 1704 г. – игумен Илларион.
В 1695 г. монастырь получает грамоту патриарха Адриана о приписке к монастырю Моисеевой пустоши. При Петре I происходит конфликт монастыря со светской властью, у него отбирают 2 мельницы (Созоновская и Устиновская) и назначают взамен ежегодное денежное и хлебное жалованье, выплачивающееся нерегулярно. Лишь в нач. 1730-х гг. мельницы обители вернули. Ярополческий Богородицкий протопоп Лев Матвеев по указу Петра I отвез четвертую часть монастырских колоколов в Москву по случаю войны (1701 г.). В 1703 г. Благовещенский храм пострадал от пожара. Храм после ремонта снова освящают. Монастырь в 1703 г. получает грамоту митрополита Стефана Яворского об освящении Благовещенского храма.
С 1704 по 1727 г. – игумен Иосаф. С 1727 по 1729 г. – игумен Варсонофий. С 1729 по 1734 г. – игумен Савватий.
В 1732 г. монастырь получает указ Владимирской провинциальной канцелярии на имя Дворцовой Ярополческой волости управителя капитана Арсеньева об отдаче монастырю озер Юхры и Курского в вечное владение. С 1734 по 1745 г. – игумен Иосиф. В 1743 г. монастырь получает грамоту императрицы Елизаветы Петровны за черной восковой печатью и надписом сенаторов за № 3693 об отдаче монастырю вместо денежного и хлебного жалованья мельниц Созоновской и Устиновской в вечное безоброчное владение. С 1745 по 1759 г. – игумен Савватий. В 1759 г. – игумен Геласий. Игумен Авксентий определен 24 января 1760 г., перемещен в Покровский монастырь 14 августа 1761 г. Игумен Харлампий из Покровского монастыря в Благовещенский определен 10 сентября 1761 г. По увольнении от должности в 1764 г., оставлен в числе братии монастыря. Игумен Иосаф определен 17 ноября 1764 г. Игумен Иринарх из Гороховского Николаевского монастыря определен 4 августа 1766 г., значился в монастыре до февраля 1767 г. Строитель Исаакий определен в мае 1767 г., в январе 1774 г. с званием игумена перемещен в Муромский Спасский монастырь. Игумен Павел из духовников дома преосвященного Иеронима, бывший прежде заштатным игуменом, определен в монастырь 29 января 1774 г., помер здесь в 1777 г. Строитель Мартирий из Царе-Константинова монастыря определен 8 июля 1777 г., в 1780 г. по его прошению был уволен от должности. Строитель Авраамий из казначеев Флорищевой пустыни определен 9 мая 1780 г. и числился здесь по документам до 1785 г. Правивший строительскую должность иеромонах Софроний. Из указов видно, что иеромонах Софроний правил строительскую должность с сентября 1785 г.. а 16 октября 1787 г. перемещен во Флорищеву пустынь. Строитель Арсений из строителей Борковской пустыни определен 16 октября 1787 г. и по произведении во игумена перемещен в 1794 г. в Космин монастырь. Строитель Иринарх из строителей Суздальского Васильевского монастыря определен 26 мая 1794 г., умер в 1798 г.
В 1793 г. на северной стороне ограды, над Святыми вратами, возводится парадная въездная церковь Всех Святых, освящена в 1794 г. епископом Владимирским и Суздальским Виктором, при строителе иеромонахе Арсении. Около этого времени деревянная ограда заменяется на каменную.
Церковь Всех Святых
Строитель Феофил, определенный из Флорищевой пустыни 14 августа 1798 г., 17 сентября 1799 г. перемещен в Лукиянову пустынь. Строитель Иоасаф из строителей Лукияновой пустыни определен 17 сентября 1799 г. и 26 октября перемещен в Гороховский Николаевский монастырь. Строитель Израиль из числа братии Благовещенского монастыря определен 26 октября 1799 г. и в том же году умер. Строитель Евстафий из строителей Борковской пустыни определен 19 декабря 1799 г., умер 15 января 1802 г. Строитель Анатолий, определенный в 1802 г., 24 августа перемещен в игумены Переславского Никитского монастыря. Строитель Авраамий из строителей Золотниковской пустыни определен в 1802 г., а 17 июля 1803 г. перемещен в число братии Флорищевой пустыни. Строитель Мельхиседек из строителей Гороховского Николаевского монастыря определен 2 августа 1803 г., а 27 января 1805 г. обратно переведен в Николаевский монастырь. Строитель Макарий, из строителей Борковской пустыни определен 27 января 1805 г., умер в январе 1823 г. Строитель Аарон из казначеев Боголюбова монастыря определен 31 января 1823 г., а 21 декабря 1828 г. обратно перемещен по собственному прошению в число братства Боголюбова монастыря. Строитель Парфений из строителей Золотниковской пустыни определен 21 декабря 1828 г., 23 октября 1831 г. перемещен в Гороховский Николаевский монастырь. Строитель Логин, из Гороховского Николаевского монастыря определен 23 октября 1831 г., перемещен в число братии Боголюбова монастыря 4 февраля 1833 г. Строитель Валентин, определенный из строителей Борковской пустыни 4 февраля 1833 г., умер здесь 12 февраля 1842 г.
В 1839 г. южную сторону ограды пришлось снести и построить параллельно появившейся шоссейной дороге Москва - Нижний Новгород. Строитель Никон из казначеев Переславского Никитского монастыря определен 9 марта 1842 г., потом перемещен в число братии Муромского Благовещенского монастыря в марте 1848 г. Строитель Ириней из казначеев Муромского Спасского монастыря определен 27 февраля 1848 г., а 30 июня 1853 г. умер. Строитель Аарон из казначеев Юрьевского Архангельского монастыря определен 14 июля 1853 г., а отсюда перемещен в ноябре в Солбинскую пустынь. Игумен Сергий, бывший строитель Борковской пустыни, определен сюда 14 ноября 1853 г. и здесь умер 11 сентября 1861 г. Архимандрит Феоктист, бывший эконом Владимирского архиерейского дома, определен 27 декабря 1861 г.. перемещен в Новгород в 1863 г. Игумен Герасим из игуменов Космина монастыря, перемещен сюда 14 апреля 1863 г., а отсюда в Введенскую Островную пустынь 23 ноября. Игумен Филарет перемещен из строителей Введенско-Островной пустыни 23 ноября 1863 г.
Церковь Всех Святых каменная, с одной главой, крыт железом, окрашенным медянкой; длина церкви с алтарем, трапезой и притвором 3 сажени и 1 аршин, а шириной 4 сажени. С наружной стороны восточная стена – с уступами по углам. По обеим сторонам св. врат – южной и северной – колонные столбы, с северной стороны по два столба, из коих первые четырехугольные, примкнутые к церковной стене, а рядом с ними по круглому столбу; на южной стороне по одному круглому столбу. К церкви примыкают алтарная и трапезная крыши, на них утверждается четырехугольник церкви, а поверх его восьмиугольник, оканчивающийся куполом и главой церкви. В алтаре и церкви 8 полуциркульных окон и в восьмиугонике три окна. Под алтарем храма находится часовня, длиной 2 сажени, а шириной 1 ½ сажени.
Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс. Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа. С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым. В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой. На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками. 1867 г. «Внутренность описываемой церкви следующая: в правой стороне верхнего алтаря есть отдельная маленькая комнатка для хранения церковного имущества и документов, а за южной дверью алтаря сделан внутренний ход стеною на церковный купол. Во всех окнах, кажется повременно переделанных, железные решетки. Внутренность как верхней холодной, так и нижней теплой церкви – квадратная; верхняя без столбов, а нижняя с одним столбом посреди церкви; алтари в той и другой отделены каменной стеной с тремя пролетами для дверей царских, северных и южных. Своды верхней холодной церкви крестообразные, идущие от четырех стен, а в нижнем основаны тоже на стенах и в добавок поддерживаются одним, поставленным среди церкви, столбом. Алтари вверху и внизу троечастные, разделенные двумя поперечными стенами с арками. Из древней деревянной церкви, на месте которой с давнего времени стояли два каменные столбика, ничего не сохранилось кроме иконы святого Алексия человека Божия, поставленной на левой руке от бокового входа в теплую церковь, но и это одно только предпололожение, основанное на видимой древности иконы. Ни мощей святых угодников Божиих, ни гробниц княжеских в монастыре нет. Из святыни достоин замечания большой животворящий крест, пользующийся благоговейным чествованием всех окрестных жителей; а из вещей составляют собственность монастыря следующие древности: 1. Серебропозолоченный сосуд, самой обыкновенной работы; на нем надпись: «лета 7178 генваря въ 11 день сиi церковные сосуды построiлъ Никитинъ ввезники в благовещенской монастырь». 2. Такой же сосуд с надписью: «181 г. марта въ 1 день сиi церковные сосуды приложилъ Смосквы задворъной конюхъ Андреи Никитинъ в Вязники в Благовещенской монастырь, служить в нихъ по вся дни». 3. Евангелие, печатанное 7171 (1663) года с следующей по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу великаго государя сия книга дана въ приказъ большаго дворца благовещенскiй что въ Вязникахъ». Если давать полную вероятность устному преданию, Евангелие это приложено Государем Феодором Алексиевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь. 4. Книга о Священстве, надписанная по листам: 186 года апреля въ 13-й день Великiй Государь Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексiевич всеа великiя и малыя и белыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенскiй монастырь». 5. Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля въ 13-й день Великiй Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексеевичъ и всеа великiя и малыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу Жезлъ Правленiя безденежно на Вязники в Благовещенской монастырь». 6. Требник митрополита Петра Могилы, надписанный по листам: «7166 (1652) г. Великiй Господинъ Святейшiй Корнилiй митрополитъ Казанскiй и Свiяжскiй далъ сiю книгу въ Государеву дворцовую въ Ераполческую волость въ володимерскомъ уезде въ вязниковскую слободу въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго славнаго Ея Благовещенiя въ новой монастырь всвое обещанiе к прежнему своему вкладу по своихъ родителехъ». 7. Минея на Октябрь месяц с такой же надписью и им же Корнилием приложенная. К числу древностей монастыря нужно отнести хранящиеся в библиотеке синодики, из коих надпись первого нам уже известна. В нем между прочими записаны: Род строителя Чернова попа Корнилия. Род царевны Ирины Михайловны. Род Ново-Спасского Московского монастыря архимандрита Никона. Род князя Федора Григорьевича Ромодановского. Род Ивана Илиина Мухина – вязниковца, основателя монастыря. Род Мининых. Род стряпчева Государева конюха Данила Котина. род Государева конюха Андрея Никитина. На начальном листе 2-го синодика в кругообразной виньетке отличной работы тушьюс золотом, надпись: «Сей синодикъ построенъ въ дому Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Благовещенiя, что въ вязникахъ строителемъ монахомъ Авраамiемъ Катанскимъ i Ярофеевымъ лета 7194 (1686) писанъ же сей синодикъ того жъ благовещенскаго монастыря убогимъ чернцомъ Симеономъ золотописцемъ». В синодике этом записаны: Род Корнилия митрополита Казанского и Свияжского. Род строителя иеромонаха Аврамия Катанского Ярофеева. Род боярина, князя Михаила Григорьевича Ромодановского. Род Московского посадского человека Михаила Ильина. Род города Гороховца Ивана Авдиева Ширяева. Род ближнего боярина Ивана Максимовича Языкова. Род стольника Ивана Павлова Языкова. Род стольника Назария Павлова Засецкого. Род Чудова монастыря келаря Варлаама Палицына. Род Гороховленина Григория Авдиева Ширяева. Род государева конюха Андрея Никитина. Род Гороховского капитана Симиона Яковлева сына Ознобишина. На третьем синодике в такой же виньетке, как и на втором, сделана следующая надпись: «лета 7187 (1679) Октября въ 27-й день, сiя книга, глаголемая синодикъ, с стараго синодика переписанъ сново при настоятельстве сего Благовещенскаго монастыря, при игумене Моисее тщанiемъ многогрешнаго и убогаго чернца Аврамiя Катанскаго i Ярофеева, въ вечной поминокъ по своихъ родителехъ. Подписалъ азъ убогiй своею бренною рукою, строилъ на свои келейныя деньги». Синодик этот есть ни что иное, как копия с предыдущего». Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века: «Древние иконы в Благовещенском храме: На горнем месте, в алтаре на правой стороне, в резной киоте икона Распятие Господне с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. Около Распятия, в виде дерева, в клеймах изображены Страсти Господни, внизу Таинство брака; писана по золотому полю. Доска деревянная с углублением. На иконе три медных венца. Икона эта шириной 2 арш., вышиной 2 арш. 11 верш. И там же, на левой стороне, в резной киоте икона: трех святителей и Николая Чудотворца, шириной 1 арш. 11 верш. Доска деревянная с углублением; писана икона по золотому полю; на ней четыре венца медных посеребренных, над ними убрус с медными венцами. Обе иконы древние. По правую сторону царских врат икона Воскресения Христова, шириной 1 арш. 11 верш., шириной 2 арш. 1 верш. Доска деревянная с углублением, писана по золотому полю. Риза на ней серебропозолоченная, 84 пробы, чеканная с 11 таковыми же венцами. Над Спасителем изображены два ангела. В венце Спасителя четыре стразовые звездочки, литеры выложены стразами же. На ней имеется надпись: «Воскресенiе Господа Iисуса Христа» и «Iисъ», «Хр.» на голубом финифте. Весу в ризе 28 фунтов 71 золотник. Риза эта сделана в 1846 г., а икона древняя. По левую сторону царских врат икона Благовещения Пресвятой Богородицы, шириной 1 арш. 12 ½ верш., вышиной 2 арш. 1 верш. Доска деревянная с углублением; писана по темно-ореховому полю. Риза на ней серебропозолоченная, чеканная, с таковыми же венцами, 84 пробы. В венцах 6 стразовых звездочек, а седьмая на ризе Божией Матери, с разными мелкими камешками. Убрус низан мелким жемчугом. Святой Дух в виде голубя весь позолочен. Весу в ризе с украшениями 25 фун. Риза пожертвована в 1845 г., а сама икона древняя, монастырских писем. На северной стороне, на левом клиросе икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», шириной 1 арш. 10 верш., вышиной 2 арш. 2 верш. Доска деревянная с углублением; писана по золотому полю. Венец и цата на ней серебропозолоченные, без пробы. Весу в них 90 золотников. Убрус мелкого жемчуга с разными камешками. Тех же писем. В прочих местах Благовещенского храма находится 17 подобных предыдущим икон, разных размеров, старых монастырских писем и 2 новогородских иконописцев; доски их с углублением. Древний деревянный Животворящий Крест, вышиной 3 арш. 11 ½ верш. На нем оклад медный посеребренный. На главе Спасителя терновый венец серебряный, 84 пробы. Венец с сиянием, цата и опоясание серебропозолоченные, без пробы. Этот крест особенно чтится во всем Вязниковском уезде. На паперти Благовещенского храма находятся 4 иконы времени Новгородских иконописцев, на досках с углублением. Икона резная, глава Иоанна Предтечи на блюде, XVIII века, хранится в Древлехранилище Братства».
Незадолго до Революции, в 1916 г., монастырь был преобразован в женский, однако уже в 1921 г. закрыт. Храмы на его территории продолжали действовать, но в 1928-1930 гг. закрыли и их. Сохранению архитектурного комплекса монастыря способствовала передача его в 1967 г. Вязниковскому историко-краеведческому музею, который занимался его реставрацией.
В 1993 г. Благовещенский собор передан РПЦ, а в 2000 г. монастырь был возобновлен в качестве женского. К настоящему времени ему возвращены все постройки, кроме келейного корпуса.
Новая постройка на территории монастыря
Беседка на территории монастыря
Памятник жертвам политических репрессий на территории Благовещенского Вязниковского женского монастыря
Сергей Николаевич Павлов-Русинов
Сергей Николаевич Павлов-Русинов родился в 1893 году. Дворянин по происхождению, получил высшее музыкальное образование, что было крайней редкостью по тем временам, преподавал музыку и пение в детских садах, школах, льнотехникуме и доме пионеров, музыкальной школе.
Сергей Николаевич Павлов-Русинов – композитор и дирижёр, виртуозный пианист, замечательный педагог, автор многочисленных фокстротов, вальсов, маршей («Революционный марш», «Вперёд», «На парад» и другие). Вклад его на поприще музыкального образования детей огромен. В 1918 году С.Н. Павлов-Русинов приступил к созданию первого в Вязниках и районе духового оркестра. Собирание любительских сил происходило в крайне тяжёлых условиях, обусловленных гражданской войной и голодом. Несмотря на эти трудности, оркестр был создан и начал успешно выступать, благодаря таланту и фантастической одержимости организатора. Первый опыт создания в Вязниках музыкальной школы относится к 1918 году. Руководителем музыкальной секции при отделе народного образования, получившей вскоре статус музыкальной школы, был назначен вязниковский музыкант С.Н. Павлов-Русинов. Количество учащихся достигало 102 человек – в основном рабочие и дети из рабочих семей. Эта форма музыкального образования просуществовала недолго.
Братский корпус монастыря
С 1954 по 1967 гг. проживал в г. Вязники на ул. Музейный проезд, на территории Благовещенского монастыря. На здании келейного корпуса монастыря установлена мемориальная доска.
Умер в 1967 г.
Моисеева пустынь
Моисеева пустынь некогда существовала вблизи бывшего города Ярополча на правом берегу р. Клязьмы. Наименование Моисеевой она получила от имени своего основателя. Некто монах Моисей (по преданию из раскольников) убежал из Вязниковского монастыря и построил здесь маленькую часовню и келью. По смерти его в 1695 г. некоторые из братий Вязниковского Благовещенского монастыря ушли в Моисеевскую пустынь и жили там самовольно, что и заставило игумена Иллариона просить приписать пустынь эту к монастырю, которая с 1695 г. стала находиться в его владении. Земли под Моисеевой пустынью 1 десятина, занятая фруктовым садом, который по дальнему расстоянию от монастыря совершеннозапущен. На основании существовавшего в городе предания, что Моисей, основатель пустыни, был раскольником, некоторые и из вязниковских раскольников еще заживо приказывали похоронить их у Моисея. В кон. XIX в. там находилась древняя часовня.
Святой Вязниковский источник
Святой Вязниковский источник
Святой Вязниковский источник расположен у подножия горы и впадает в речку Выдерка в районе улицы Большая Московская города Вязники. Ориентиры - стела-обелиск в виде штыка на Аллее Славы, 200 метров вниз по Б. Московской со стороны Москвы, по левую руку от шоссейной трех полосной проезжей части улицы Благовещенский монастырь, по правую малоприметная лестница к источнику, скрытая кустиками.
Родник на Швивой горке
Изображение часовни, которая стояла у Вязниковского святого родника на Швивой горке.
Родник находится на узенькой улочке, идущей крутым зигзагом с Муромской улицы к Ярополью, но до самого Ярополья не доходит, становится тупиком. Называлась эта улочка Швивая горка.
На Швивой горке стояла деревянная часовня с иконой «Богоматерь Живоносный источник». По словам С.И. Змеева, когда старая часовня пришла в ветхость, Гомзина на собранные пожертвования построила новую часовню, в которой устроила трубку с водой, которая текла в чашу, и из последней в чан, который стоял вблизи часовни. Змеев отмечал, что «вода очень жесткая, годная лишь на солку огурцов».
Легенда говорит, что именно в ветвях этих деревьев в 1622 г. была явлена Чудотворная Вязниковская-Казанская икона и вода источника имеет целебные свойства. Скорее всего, здесь спутались два разных эпизода истории, как это часто бывает. С самого начала было известно, что Вязниковская Чудотворная икона не явленная, а авторская, которую заказали монаху-иконописцу Николо-Шартомского монастыря Иоакиму вдова и сестра главы Российской Думы князя Федора Ивановича Мстиславского. Они поселились в Вязниках и основали здесь Введенский женский монастырь. Через некоторое время было замечена чудотворность иконы: «Лета от мироздания 7132, а от Р.X. 1624 г., 11 октября, по указу Великого Государя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московскаго и всея России, архимандрит Владимирскаго Рождественскаго монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами присланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери». 13 октября во время литургии был исцелен дьячок, который многие годы «болезновал», исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семенова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Было зафиксировано более двухсот исцелений. С 1624 г. икона официально признана чудотворной. В этой ли связи забил источник в Вязниковской слободе или по иной какой причине, - сказать сегодня трудно. Вот и Змеев, который писал о часовенке в 1929 г., старательно обошел этот вопрос стороной. Факт остается фактом: по сию пору люди идут сюда, прикрепили бумажную иконку к дереву тому, поставили лавочку и берут воду. Берут её не только на солку огурцов, но и для исцеления, ка говорят знающие люди…
Часовни давно не стало, могучее дерево за десятилетия полностью вобрало в себя трубу…