Понедельник, 25.11.2024, 03:56

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Покрова на Нерли. Усть-Нерлинский Покровский монастырь

Князь Изяслав Андреевич

Благоверный князь Изяслав Андреевич родился в 1148 г. к княжеской семье. Отец - святой преподобный князь Андрей Боголюбский, Великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.).
Постоянно находился при отце.
В 1159 г., по приказанию отца, ходил на помощь нареченному зятю своему, князю вщижскому Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже князьями - черниговским Святославом Ольговичем и полоцким Всеславом Васильковичем.
1160 г. - возглавлял поход ростовских, суздальских, рязанских, пронских и муромских полков на половцев. Русское войско зашло далеко за Дон, встретило половцев и в кровопролитной битве победило их. Половцы бежали с поля боя, но и потери русских были огромны.
В 1164 г. с отцом ходил на камских болгар, и участвовал во взятии их города Бряхимова.
Умер 28 октября 1165 г., после тяжёлого ранения, полученного в битве с болгарами.

Мощи пребывают в Успенском кафедральном соборе во Владимире.
Отец поставил в память о сыне храм Покрова Богородицы на Нерли.

Праздник святого Изяслава отмечается 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли (Старица Нерли), церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека.

Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил.

Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.

Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме.

Раскопки раскрыли и интереснейшую строительную историю церкви Покрова на Нерли. Место для постройки было, видимо, точно указано князем Андреем. Но здесь в 1165 г. была низменная пойма, над которой на три с лишним метра поднималось море весеннего разлива. Мастера не отказались от рискованного княжеского заказа. Они заложили обычный фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 м, оперев его подошву на слой тугопластичной юрской глины, обнаружив хорошее понимание строительной геологии. Для большей прочности они ввели внутри ленточные фундаменты, связывавшие фундамент стен и столбов. Далее они возвели в два приема основание стен храма из чисто тесанного камня высотой 3,70 м и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, плотно утрамбовывая его. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 м. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм с его галереями.


Археологические раскопки. Белокаменная вымостка холма и водосточный желоб. Фото: из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Зодчие не ограничились этим - они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили такие же, как в Боголюбовском дворце, каменные желоба для отвода осадков. Так холм был одет белокаменным панцирем. Можно себе представить, каким сверхъестественным чудом казался людям XII в. этот храм, неподвижно стоящий над бурными водами разлива на своем каменном острове. Да и сейчас мы отдаем дань любви и уважения художественному дару и смелой инженерной мысли владимирских зодчих. Их труд оправдал себя и их постройка гордо прошла невредимой через восемь столетий, когда каждую из восьмисот весен ее подножие штурмовали пенистые воды двух рек - Нерли и Клязьмы.


Вид храма Покрова на Нерли с гипотетическими открытыми галереями. Западный фасад. Реконструкция Н.Н. Воронина.



Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция по Н.Н. Воронину. Восточный фасад. Рис. О.В. Гришинчук.

Разрез и план церкви Покрова на Нерли с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Раскопки середины прошлого века и 1954 -1955 гг. показали, что, как в Димитриевском и Боголюбовском соборах, полностью законченное и отделанное до деталей здание включалось в систему окружавших его одновременных обстроек. Раскопки вскрыли фундаменты опоясывавшей храм с трех сторон белокаменной галереи. В ее юго-западном углу и помещалась идущая внутри утолщенной стены лестница на хоры. Найденные при раскопках детали и резные камни позволили гипотетически восстановить облик храма и галереи в целом. Здесь особенно важно подчеркнуть условность этой реконструкции, дающей, конечно, лишь схему здания, лишенную той гениальной силы подлинника, которой покоряет наши чувства сохранившийся храм. В отличие от Димитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками. Аркада погружала низ храма с его резными порталами в воздушную полутень, он казался как бы висящим на легких опорах. Меж аркадой и храмом был балкон-гульбище, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив, Мы не знаем, как и где были размещены здесь резные камни, изображающие грифонов и других чудищ. Но наиболее крупные из них - поднявшиеся в прыжке барсы - эмблема владимирской княжеской династии, - видимо, украшали обращенный к речному устью главный южный фасад галереи, ее «лестничной стены».

Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин.

Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Кони, везшие икону в Ростов, не смогли сдвинуть ее с «возлюбленного богом места», на котором позднее и вырос княжеский Боголюбовский замок. Полагали, что только милостью остались живы-здоровы неосторожные зеваки, пришедшие полюбоваться на построенные Андреем в столице Золотые ворота и погребенные под их рухнувшими полотницами. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 г.) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы - Покрову.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

День памяти: 1/14 ОКТЯБРЯ

Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.

В 1165 г. возникла церковь в устье Нерли, посвященная новому празднику в честь Богородицы – Покрову.

Храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 г., и болгары в качестве своего рода контрибуции должны были поставлять белый камень для строительных работ во Владимире и Боголюбове. По легенде, каждый десятый камень из всего количества оставляли около устья реки Нерль при впадении её в Клязьму, именно в том месте, где через год после победы князя Андрея суждено было появиться архитектурному чуду Русской земли - церкви Покрова на Нерли. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины и среди них княжич Изяслав (сын Андрея Боголюбского который умер вскоре после завершения похода) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников.

Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели - передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь.

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей» подобные гласу труб, славящих Бога и святых.


Восточный фасад храма

Южный фасад храма

Южный вход в храм

Западный фасад храма

Западный вход в храм

Северный фасад храма

Северный вход в храм

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородоицу в храме Софии. «Слышу Давида, по-ющатебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...» Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.

Труднее поддаются расшифровке зооморфные образы (птицы, львы, «когтящие» грифоны), окружающие Давида. Символика их, вследствие сложностей путей развития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н.Н. Воронина, эти образы восходят к тем текстам Псалтири, «где душа псалмопевца уподобляется голубю, а враги – льву».
Но возможно и иное толкование. На уровне верхних окон центральных прясел имеются парные изображения львов, подобные тем, которые располагаются у ног пророка в тех же пряслах. Эти львы - символы княжеской власти и стражи храма. Они лежат, скрестив передние лапы, и кажутся дремлющими. Но глаза их открыты. По мнению Г.К. Вагнера, они «могут означать и тех львов, которых побеждал пастух Давид, и львов-охранителей, и львов-спутников, или символов царя».

Во всяком случае, поскольку момент борьбы здесь совершенно не выявлен, эти укрощенные хищники выглядят беззлобными созданиями, подчиненными Творцом человеку. «Когтящие» грифоны, возможно, были победными символами, напоминавшими о болгарском походе, а вздыбленные барсы (которые вместе с грифонами в свое время украшали лестничную башню Покровского храма) признаны эмблемой владимирских князей.

В скульптуре храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальская пластика делала свои самые первые шаги. Мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей будут решать уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись образы, в строгом порядке застывшие на плоскостях стен: то спокойные девичьи лица, то характерные физиономии львов, то фигурки грифонов или птиц, то тупоносые морды драконов (скорее смешные, чем страшные). Вытянутые в одну цепочку, они символизируют единство мира в его многообразии. Это мир сказочный, полный чудес и красот, мир, в котором чудовища внушают не страх, а любопытство.

Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Таким образом, уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластики заложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести и восхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутренней стройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которого последнее невозможно. Такое мироощущение лаконично сформулировано в поэтических вопросах и толкованиях «Беседы трех святителей»: «Что есть дивнея всего человеку?» - «Небо и земля дивно и все дело Вышнего».

Рельефы - не самостоятельная иллюстрация, не отдельная икона, они словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. Ясная симметричность пластики нерльского храма отражает разлитую в мире гармонию. Звери и птицы кротко внимают юному пророку. Лик псалмопевца, лики дев, морды львов обращены к зрителю, и внутри композиции нет движения, нет сюжета. Это песнопение ритмичное и стройное, как то, что воспевается.

«Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте... Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и рыбы крылатые... Все дышущее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки Псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». И этот главный смысл напева был понятен всем и каждому. Псалтирь пользовалась в те времена исключительной популярностью среди всех слоев населения. По ней гадали о судьбах, ею утешались в печали, ею же объясняли сокровенный смысл исторических событий.

Псалмопевец Давид в народных представлениях стал Давидом Евсеичем, героем «Голубиной книги» и других произведений (он также ассоциировался с излюбленными образами гусляров). Подобно вещему Бояну и удалому Садко, он возлагал персты свои на живые струны и славил Того, кому «есть небо престол, а земля подножие ног его, того бо мати девица повивши в пелены, повивающа небо облакы, а землю мглою приникши к нему».

Храм Покрова на Нерли - величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.


Крест XII в. с крестопохвальной надписью. Находился в Боголюбове, вблизи церкви Покрова на Нерли.
Крест - церковное украшение,
Крест - царям держава,
Крест - верным утверждение,
Крест - ангелам слава,
Крест - демонам прогонитель.

Невзгоды протекших восьми столетий не миновали и этого одинокого памятника, который, как увидим ниже, утерял свои важнейшие части и сохранил лишь свое основное ядро. Более того, в 1784 г. игумен Боголюбова монастыря просил разрешения... на разборку Покрова на Нерли на материал для строительства монастырской колокольни. Он получил это разрешение от духовного начальства, но не успел разрушить храм лишь потому, что не сошлись в цене за разборку с подрядчиками! Здание уцелело.
В 1803 г. оно получило взамен шлемовидной древней существующую луковичную главу.

В середине прошлого века к северу от храма были выстроены кирпичные ворота с колокольней над ними. Тогда же, в связи с вопросами «реставрации» собора Рождественского монастыря во Владимире, были проведены около Покрова на Нерли первые раскопки.

В 1877 г. духовные власти предприняли ремонт храма. Были уничтожены и заменены штуковыми доделками поврежденные резные детали, храм был обвязан уродливыми железными связями и сделано существующее позакомарное покрытие со сферической кровлей, скрывшей прямоугольный постамент и низ барабана...



Покровский на Нерли скит

Остатки кладки цоколя святых врат с колокольней

Вид Покровского монастыря с севера. Фотография. Кукушкин В.Г. Около 1881 г.

Ансамбль каменных зданий. Справа белокаменная церковь Покрова на Нерли (1165 г.), северный фасад: луковичная глава, выпуклая кровля (1877 г.), водосточные трубы вдоль пилястр, темный цоколь, застекленная дверь в портале; справа от портала легкая деревянная оградка; стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.).
Слева колокольня с центральной башней и двумя боковыми шатрами (после 1858 г., архит. Н.А. Артлебен, снес.: верх 1930-е гг., низ ок.1970 г.), за ней видна церковь Трех святителей (окончена 1884 г.). Перед ансамблем деревья, кустарники и капустный огород в очень простой деревянной ограде; немощеная дорога к северному порталу церкви Покрова.
Надписи. На паспарту наклейка: “Древняя Покровская церковь близ Боголюбова. Покровская церковь построена св. Великим Князем Андреем Боголюбским в 1162 г. из камней привозимых по Волге из Болгарии для сооружения златоверхого Успенского собора во Владимире; впоследствии тут был женский, а потом мужской монастырь, упраздненный в 1764 г., при учреждении штатов. Сохранившийся всецело снаружи в течении семи столетий, - этот священный памятник церковного зодчества XII в., в наружном своем виде сохранил всецело характер древности”.

Колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны в советское время.


Вид церкви Покрова с востока. Фотография. Мелехов Я.Я. 1884-1891 гг.

Покровская церковь близ Боголюбова Монастыря. 1891 г.

В центре церковь Покрова (1165 г.), восточный и южный фасады: луковичная глава темного цвета, выпуклая кровля, водосточные трубы вдоль пилястр, цоколь темного цвета, стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.). Слева виден угол одноэтажного деревянного дома (в 1891 г. перестроен в двухэтажный с каменным низом), справа - угол церкви Трех Святителей (1884 г.). Около юго-восточного угла церкви Покрова надгробный памятник. В глубине, с западной стороны, каменная ограда со столбами, отчасти глухая, отчасти с крестчатыми просветами в шахматном порядке (1884-1891 гг.). Слева у ограды простой деревянный стол со скамейкой. Несколько деревьев. На переднем плане снег.

В советское время храм долгое время был в запустении. Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 г. констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей. «Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует» (см.: Т.П. Тимофеева. «Лежит в развалинах Твой храм…» Владимир, 1999. С.52).
В 1928 г. музейные работники предоставили для летнего лагеря юных пионеров жилое помещение рядом с храмом Покрова на Нерли. Прожив около 3-х недель в указанном месте, отряд выбыл предусмотрительно на несколько дней раньше назначенного срока, чтобы не встречаться с представителями губмузея. Последние. Прибыв на «место стоянки» детского лагеря, обнаружили, что для устройства нар отрядом был отчасти разобран дощатый сарай по соседству и взяты некоторые иконы из иконостаса, а варка пищи производилась на костре в притворе церкви. Значительное количество стекол оказалось выбитыми и в самом памятнике, а также сломаны входные ворота, ведущие в ограду.

11 января 1931 года Владимирский музей отчитывался перед Ивановским областным музеем: «Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 г. она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX в. и теплой церкви XVIII в., то они предназначены к разборке, о чем было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…».

В 1954-1955 гг. церковь подверглась археологическому исследованию Н.Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического «бума».
Службы в храме велись только по великим праздникам; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял «без пения». Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы. В этот период Покровский храм – «русское чудо» - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.
Не случайно именно этот храм выбрал великий режиссер Андрей Тарковский для «Андрея Рублева» (многие, наверно, помнят, что именно с кровли храма Покрова на Нерли совершается прекрасный по своей символике и трагический в реальности полет на самодельных крыльях).

В 1980-1985 гг. храм был полностью отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; поверхности обработаны защитным составом; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. В кон. 1980-х гг. владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю нач. XIX в. и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви - святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев - были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь была оставлена в качестве сторожки.

В кон. 1992 г. памятник включен ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия. В любое время года перед Вами пейзаж дивной красоты и поэтичности: легкость и изящество, стройность пропорций, невесомость памятника и его устремленность ввысь в интерьере природы среднерусской полосы.
В нач. 1990-х гг. храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре - местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею.


Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

На октябрь 2012 г. числился приписным к Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю.

2007-2009 гг. произведен плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования.
В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом.

Боголюбовский Луг является государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему запрещено.

Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам. В остальное время днём обычно храм открыт, можно зайти, поставить свечу.

В 2000-е гг. С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли», усилиями которого к концу 2006 г. удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов.

В 2007-2009 гг. был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено.


Усть-Нерлинский Покровский монастырь

Покровский женский монастырь основан в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским в память сына его Изяслава, скончавшегося в 1165 г.
Сразу после построения храма Покрова, князь Андрей… «обитель монашествующим при ней содела». Монастырь при Покровской церкви сначала был женским, а потом мужским.

С учреждением в 1589 г. патриаршества он перешел в ведение патриарха и назывался патриаршим домовым монастырем.

В 1708 г. Николай определен во игумены Николо-Волосовского монастыря, в 1718 г. переведен в Усть-Нерлинский монастырь.

Во второй пол. XVII в. Покровский монастырь получил крупные пожалования на сенокосы и рыбные ловли, что позволило поправить его материальное положение и провести серьезные ремонтные работы.
По окончании их в 1673 г. храм Покрова на Нерли был освящен. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны и на их основании построена южная паперть - кирпичная, со сводчатым подвалом. Кровля еще долгое время оставалась покрытой тесом, а глава – «чешуею», то есть деревянным лемехом. Храм иногда затоплялся во время разливов, когда подступала «под самую церковь полая вода, от которой и фундамент подмывается и из стен исподние камни обивает льдом».

Есть предание, что село Новое составилось из нескольких мелких ближних селений по уговору крестьян, принадлежавших Покровскому монастырю. Во владении этого монастыря село и находилось до упразднения монастырских вотчин.
В нач. XVII в. в селе Новом существовала церковь, что видно из записей в патриарших окладных книгах, где под 136 (1628) годом значится: «церковь св. пророка Ильи в селе Новомъ въ вотчине Покровскаго монастыря, что усть р. Нерли…дани 11 алтынъ 5 денегъ, намъстничьихъ 5 денегъ, тiунскихъ 2 деньги…». В 1656 г. эта церковь платила дани «рубль 7 алтынъ». В 1695 г. сюда был выдан из патриаршего приказа новый антимис «на старый престолъ».
В 1700 г. в селе Новом была построена новая деревянная церковь, освящал её игумен Покровского монастыря Никон.

С образованием в 1724 г. Синода монастырь поступил в синодальное ведомство, а с открытием в 1748 г. Владимирской епархии перешел в ведение местных архиереев, но не надолго.
В монастырские времена церковь Покрова обросла необходимым для обители разнообразным строением. В пару к холодному храму построили теплую Трехсвятительскую церковь. Опись 1763 г., составленная накануне упразднения монастыря, указывает год постройки этой церкви - 1761 г.

«Монастырское строение» составляли две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сарай для лошадей, сарай для телег; огород, выгонный луг. Вокруг монастыря простирался на 290 саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них. Все строение было деревянное, крытое дранью, ветхое. Описи разных лет рисуют неизменно печальную картину убогого состояния ветшающего монастыря.
В 1764 г. монастырь был упразднен и отдан в заведывание со всей церковной утварью священнику села Боголюбова Андрею Федорову.
Их церковного архива документов видно, что с 1764 г. в Боголюбове было два причта. Второй причт образовался оттого, что упраздненный Покровский монастырь на р. Нерли был при писан к церкви села Боголюбова, а поэтому до 1821 г. выдавался сюда двойной экземпляр метрик и др. книг: один для причта Покровского монастыря, а другой для Иоакиманской церкви.
В 1784 г. настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. Однако не сошлись в цене с подрядчиком, и сломка не состоялась.

В 1884 году был перестроен храм Трех Святителей и освящен. В нем была достопримечательна местная икона Трех Святителей, как икона древняя.

В 1788 г. в Солдатской слободе Владимира была построена тёплая деревянная церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли.

В 1794 году бывший монастырь поступил в полное распоряжение Боголюбова монастыря.
В 1795 г. была устроена лестница на хоры изнутри храма, через разобранный свод в северо-западном углу.

Земли монастыря поступили во владение крестьян села Нового, которые вздумали воспользоваться камнем Покровской церкви, для постройки храма в своем селе вместо деревянной церкви. уже обветшавшей. Епископ Владимирский и Суздальский Виктор (1783-1800 гг.) дал им разрешение разобрать эту церковь и перевести в Новое село. Они отправились в числе нескольких человек к церкви. Для ее разбора. Так как, обыкновенно, прежде всего снимают крест, то один из них, будучи совершенно здоровым, полез к кресту, но только он приступил к работе, тотчас же ослеп. Его с трудом сняли, и после этого уже никто не решился на подобное дело, воображая, что такое несчастье может случиться с каждым. Это чудо поразило всех и новосельские крестьяне оставили своё намерение. После этого вместо каменной церкви в Новом опять была выстроена деревянная церковь. В 1831 г. была выстроена каменная церковь, освящена в 1843 г. См. Церковь Илии Пророка.

Покровский скит

В 1803 г. храм получил железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 г. устроили кирпичные крыльца.

В нач. XIX в. древний храм перешёл в распоряжение Боголюбова монастыря. Там был открыт Покровский скит Боголюбова мужского монастыря.

В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.

Отдельно от храмов в 1855 году была построена каменная колокольня, состоящая из двух ярусов, в первом ярусе по ту и другую сторону имелось по комнате, во втором ярусе находились колокола.

В 1859-1860 гг. памятник осматривал академик Ф. Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII в., что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.

В 1877 г. монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы - причём рабочие «в усердии своем помещали их там, где их не было» никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей.

После экспедиции Ф.Г. Солнцева и раскопок Н.А. Артлебена, с северной стороны церкви Покрова были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней, очевидно, по проекту Н.А. Артлебена. В ее кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами.

Из древностей, составляющих внутреннее украшение монастырского Покровского храма, к 1891 году сохранились:
«1) Современный основанию церкви престол, устроенный из белых известковых камней. Он стоит против окна среднего алтарного притвора, или горняго места, имеющего в ширину в самом начале перед выступом, или нишей, 3 арш. 13 вершков, тогда как боковые притворы простираются каждый только на 1 аршин 13 ½ верш. Престол составлен из 9 тесаных, но негладких камней, залитых известковым раствором; в боковых частях его, с северной, западной и южной сторон находятся пролеты, образовавшиеся как будто от вынутия камней уже после первоначального его устройства. Верхняя доска состоит из одного известкового камня, длиной и шириной в 1 арш. 3 ½ верш.
2) Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. по преданию, икона эта современна Боголюбской иконе Божией Матери, вместе с которой приносится каждогодно 21 мая во Владимир и там совокупно с прочими иконами переносится из дома в дом до 16 июня. Икона Покрова пресвятой Богородицы, длиной в 1 аршин и 7 вершков, а шириной в 1 аршин и 1 вершков, украшена серебряной вызолоченной ризой, устроенной в 1819 году усердием Владимирских граждан и других благочестивых жертвователей.
Прочие внутренние украшения Покровского храма с течением времени изменялись. В нем давно уже нет ни древнего иконостаса, ни древней утвари церковной, ни древнего украшения стен. Настоящий иконостас и утварь церковная устроены, а стены храма окрашены белой масляной краской в 1889 году усердием крестьянина села Боголюбова Тимофея Васильева Ерофеева. Иконостас без резьбы, без позолоты, окрашен белой масяной краской и состоит из трех ярусов. Иконы в иконостасе древнего писания. Тем же Ерофеевым пожертвована следующая утварь церковная: напрестольный серебряный и вызолоченный крест, Евангелие, сосуды, запрестольный крест и икона Божией Матери, плащаница, две хоругви, паникадило, три подсвечника, семисвечник и облачение на престол.

Здания бывшего монастыря в 1891 г.:
а) Деревянное здание, находящееся на северо-восточном углу монастыря, состоящее из трех комнат с кухней и служащее помещением лицам из братии Боголюбова монастыря, назначенным туда для отправления богослужения.
б) Деревянное здание, находящееся на юго-восточном углу монастыря и назначенное для временного пребывания богомольцев, но в 1891 году за ветхостью разобрано и заменено новым двухъэтажным зданием, в котором нижний этаж – каменный, а верхний – деревянный.
в) Деревянный сарай для дров.
г) Деревянный амбар для хранения разных хозяйственных вещей.
д) Деревянная баня, в 1891 году исправленная».


Покровский скит Боголюбского монастыря. Фото конца XIX в.

Первый ярус колокольни. 1964 г.

Если посмотреть альбом «Владимир в старой открытке» и найти там, как выглядел храм Покрова в то время: рядом с ним не одно, а много строений. Это тяжелая колокольня 1860-х гг. в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар…
В 1903 г. железную луковичную главу храма позолотили.

Одинокость храма среди лугов, рек и озер, отдаленность от селений, древность его и даже ропотный перелив речных и озерных волн в бурные ночи,- все это конечно по временам возбуждало, свойственную суеверным и запоздалым путникам боязнь, что и было причиной порождения чудесных рассказов о здешних местах, носящихся между окрестными поселянами. Например, здесь иногда в церкви видали будто-бы огонь зажигаемый тайной, невидимой рукой, погасавший при приближении к храму; а один раз когда-то, на день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по окончании здесь всенощной, видимы были будто бы в лучезарном сиянии, в блестящем вооружении воины, на белых конях, несшиеся от церкви по береговым низменностям Клязьмы к городу Владимиру; крестьяне-рыболовы на день св. пророка Илии, проходя мимо Покровской церкви в самую полночь, будто-бы были поражены явлением какого-то таинственного человека, с бледным лицом, пожилых лет, в белой одежде: он шел к церкви и спросил их: «эта-ли церковь Покрова Пресвятыя Богородицы?» И когда получил удовлетворительный ответ, к общему их ужасу, тотчас вошел в нее, хотя церковь была заперта.

Закрытие

С 1919 г. древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
Боголюбов монастырь вместе с Покровским скитом были закрыты в 1923 г.
Колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны в советское время.


Фото Николая Атабекова. 1950-60 гг.


Архиерейское подворье епархиального Богородице-Рождественского мужского монастыря


Алтарь Трехсвятительской церкви

Трехсвятительская церковь

В 2015 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто и архиерейское подворье Богородице-Рождественского мужского монастыря при церкви Покрова на Нерли, в котором теперь живут три человека.
На средства меценатов зимний Трехсвятительский храм (постройка 1884 г.) был восстановлен и освящен 4 октября 2015 года. Службы в этом храме будут проводиться зимой.
4 октября 2015 года была освящена и церковь Покрова на Нерли. Впервые после 1917 года снова начались регулярные богослужения в храме. Их будут проводить в летнее время каждое воскресенье священники Владимирской епархии.
В обоих церквах установлены белокаменные престолы, дополнительные иконы, приобретена необходимая церковная утварь.

За Трехсвятительским храмом, за его алтарем построен одноэтажный домик.

Крестный ход в честь 850-летия храма Покрова на Нерли

14 октября верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери. В этот день в 2015 г. по случаю праздника в храме прошла праздничная служба. Народу было так много, что церковь не смогла вместить всех желающих.
Прихожане крестным ходом обошли храм, еще одна процессия во главе с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием проследовала к святыне от Боголюбского монастыря.


Вынос иконы Покрова Пресвятой Богородицы из Боголюбского собора

Крестный ход из храма Боголюбской иконы Богоматери проследовал к храму Рождества Богородицы

Митрополит Евлогий

Торжественные мероприятия, посвященные юбилею храма Покрова, продлятся до конца года. Это и фотовыставки, и детские творческие конкурсы и выпуск юбилейных почтовых конвертов со специальным штемпелем. Директор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова в разговоре о Храме представляла книгу о святыне, написанную сотрудником музея, и выразила искреннее восхищение зодчими того времени.

Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри», Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли», ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление», М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.». 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли», КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.», Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII - XIII вв.», ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм..., Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)», Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
- Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х -; середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).


ИСТОРИЯ города Владимира.

Фото Покрова на Нерли. Боголюбовский луг.
Стихи о храме Покрова на Нерли.

Князь Андрей Боголюбский.
Свято-Боголюбский женский монастырь.
Поселок Боголюбово. Церковь Иоакима и Анны

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (20.03.2013)
Просмотров: 16405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024