Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V вв. на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей.
Открытие культуры
Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское). Его раскопки начались в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 году продолжены В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным.
Этническая принадлежность и происхождение культуры
Финно-угорский тип носителей дьяковской культуры не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует более древняя, чем славянская, топонимика. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры была потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад. Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников - главным образом, на Верхней Волге. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений.
Хозяйство
Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым. Значительную роль в хозяйстве играла также охота; поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку). Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер. Существует мнение о его подсечно-огневом характере, но Д.А. Авдусин считает это невозможным, так как для подсечного земледелия необходимо большое количество топоров, топоры же на дьяковских городищах достаточно редки. Возделывались (мотыгами) в основном мысы и участки коренного берега, тогда как заливные и пойменные луга использовались под пастбища. К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лен, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.
Социальные отношения
Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.
Жизнь в городищах
Небольшие (1000-3000 кв. м.) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Городища воздвигались на высоких берегах рек; как правило для этого использовалось место, где в реку впадает другая речка или хотя бы есть овраг, образующие треугольный мыс; таким образом, дьяковское городище имело треугольную форму и с двух сторон было защищено от природы. Первоначально городища укреплялись слабо, только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. Примерно с IV в. до н. э. (время распространения железа и, видимо, увеличения богатств родов, провоцировавших грабительские набеги) — укрепления усиливаются. Городища обносят валами, а с напольной стороны, как правило, и двумя рядами валов со рвом между ними; Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов. На некоторых городищах, вместо частоколов устраивают бревенчатые стены, служившие одновременно хозяйственными и жилыми постройками. В городище проживало от 50 до 200 человек. По берегам рек городища довольно часты, но за пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. Так, на всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию площадью более 1000 кв. км. приходилось около 1000 человек (считая в среднем 100 человек на городище). Жители городища осваивали территорию примерно в радиусе 3 км от него, где у них были охотничьи угодья, пастбища, поля, впоследствии и селища, в том числе сезонные (места доек, полевые станы). Жилищами служили в раннюю эпоху — круглые полуземлянки с коническими крышами, впоследствии — длинные дома, относительно большие (площадь 50-70 кв.м.).
Дьковское городище в Москве V-III вв. до н.э. Реконструкция Н.А. Кренке.
Место где было когда-то Дьяково городище в Коломенском. Вид с Москва-реки.
Так, один из домов, раскопанных в Дьякове городище, имел длину 15 м при ширине 3,5 м. В городище было несколько домов, в каждом из которых проживала большая семья. Дома были срубные либо столбовые из тонких бревен (по некоторым предположениям даже плетня), обмазанных глиной; ямы опорных столбов хорошо видны в культурном слое. Дом делился на несколько помещений, холодное (типа сеней) и теплые комнаты, в центре которых располагался каменный или глинобитный очаг. Пол либо подсыпали песком, либо обмазывали глиной, либо устилали чем-то вроде циновок из травы. В последние века существования культуры, на смену большим длинным домам пришли небольшие (около 20 кв.м.) квадратные в плане постройки из бревен, закрепленных на опорных столбах. Кроме жилых домов, в городище были также хозяйственные постройки — хлева и амбары. В некоторых городищах находят кузницы и дома, где собирались женщины для прядения и ткачества (Березняки, в Ярославской области).
Внешний вид и оборонительная стена Троицкого городища. Реконструкция Р.Л. Розенфельдта
Своеобразно было устройство Троицкого городища под Можайском, где первоначально не было отдельных домов, а была сплошная кольцевая деревянная галерея, внешняя сторона которой служила оборонительной стеной; половину этой галереи занимала хозяйственная часть, половину — жилая, при чём каждая семья жила в отдельном помещении, отгороженном стенкой (так называемые «жилые стены»). Впрочем, это городище было сожжено во время набега, после чего возобновилось уже с обычными семейными домами. В начале нашей эры при городищах появляются неукрепленные селища, так например у Дьякова городища было два селища — «Выгон» и «Чертов городок».
Макет "длинного дома" дьяковцев - жилой и хозяйственно постройки, состоявшей из нескольких комнат. Городище Настасьино (1 тыс. до н.э.) Реконструкция А.В. Энговатова.
От кого защищались дьяковцы
Из «Ярилиной Книги» известно, что дьяковцы воевали с русколанами (см. Русколания). Битва русколан с гуннами под Семивежьем на Москва-реке (15 мая 316 года). Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И вновь восстав во главе гуннов, Морияр - князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошёл с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожёг. Но нисколько не обеспокоился тем Дажень-яр, ибо в львиной природе князя было с пущей храбростью сражаться с большими силами, нежели с малыми. И так прошествовал Дажень-яр с сыном своим Бусом Белояром и в силе великой к Беловежью Залесскому. И там сам Бус обратился в Вышнему Свету и силам Сварожьим. И видел он в небе, как верхом на крылатых конях впереди ратей Сварожьих выступили небесные заступники Земли Русской братья Святибор и Мось, сыны Велеса. И слышал он, как Святибор рёк брату своему Мосю праведному: «Да поможем мы родичам нашим Даженю и Бусу!» И вот в тот год, когда созвал Константин-царь первый собор в Ромее, а на Руси чтили праотцев Святибора и Мося, сошлись на поле под Семивежьем рати. И тогда и в Ромее, и на Руси одержали верх арияне, следующей Стезёй Буса. И был слышен треск от ломления копий и от ударов мечей. И видели все рати Сварожьи в облаках, что явились на помощь князю Дажень-яру. А на земле впереди ратей русских выехали сами светлые братья Ягорий и Сурияр, а в облаках над ними в вихрях - братья Велесичи. И дали они сражение войску змееву Морияру. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами. И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра (Кидекша, что на Нерли недалеко от Суздаля) на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского. Дажень-яр вновь встречается с Навной.
Морияр и Навна похищают Милиду на Купале близ Китежа Залесского (современный Владимир). Бус, Златогор и Сурияр освобождают Милиду (июнь - июль 316 года). Дракон же лютый, князь Морияр, видя своё тяжёлое поражение, решил с изворотливостью змеиной снискать для себя мир и братскую любовь. И он из стольного Моргуль-града обратился к Дажень-яру с посланием, отправив его через супругу свою Навну. И явилась Навна в Китеже-граде (небесный город) на яре высоком, на горе Студенце. И сошлась там с Дажень-яром (демиург), и говорила о мире и любви. И так вновь вспыхнула в сердце её прежняя приязнь сердечная к князю великому, и напомнила она ему о сыне их Буримире, коему, и роду его, судьбою предназначено царствовать в Русколани, в то время как Бусу предстояло занять трон небесный. Но остудил её пыл Дажень-яр, сердце коего было занято лишь Милидой. И вновь взревновала Навна к супруге его Милиде, и затаила обиду в сердце своём. Много труда стоило ей установить тогда мир между Дажень-яром и Морияром, и то лишь на время от сева и до сбора урожая, ведь по всей Руси не воевали в страдную пору. И в знак заключения мира Морияр отдал тогда дочь свою Заремиру в супруги Сурияру Яранаковичу. Сам же Дажень-яр в то время отправился к Белым горам, ибо настало время молений и очищений. Как заведено было по обычаю, там он каждый год шествовал, повторяя вякамандары, от Кияра к садам Ирийским. В тех же садах припадал он к источнику жизни, и отведывал от яблони мандариновой, что возросла от семени, данного в годы старые Бугумиру матерью Марою. И так Дажень-яр возвращал себе молодость и силу, так же как и праотец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как отец его Вересень-яр, переживший два века человеческих. Сам же Дажень-яр уже оставил за плечами век, но был молод, как человек, только вошедших в силу свою. И так Дажень-яр с Ягорием утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса - Милида, ибо то была земля её отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов (См. Владимирское Залесье и Ярополчье Гороховецкое) обретали ведание тайное дети её, младшие братья и сёстры Буса. И тогда, воспользовавшись уходом князя, Навна в дни Купалы с коварным умыслом заманила сыновей Дажень-яра и мать их Милиду на капище Сурьи, что в Китеже Залесском (современный Владимир), ибо в те дни шла там свадьба Заремиры и Сурияра. И повелел он собирать детей вохвов, чародеев, жрецов и отдавать их в учение, дабы обучать праведной вере, и знаниями просветить ум и наставить их в служении истине. Многих же отроков, и всех своих детей, он собрал в Китеж-яре, и выстроил им обитель, и назначил над ними учителем мудрого Китальвана, доверив ему обучение. Каждый раз, когда князь приезжал в Китеж-яр совершать служение в память предков и отца его Дажень-яра, он заходил и в Китежскую обитель, собирал вокруг себя детей волхвов и жрецов. И те окружали его толпою, кто с книгами, кто со свитками в руках. И Бус велел им читать хором, а сам слушал и, весьма радуясь, гордился ими, что они и есть то сокровище предков, которое хотел обрести отец его Дажень-яр. И ещё говорил он, как весною пробуждается природа, и солнцу радуется всякая тварь, и зацветают цветы, так и разум их пробуждается учением праведным, которое потом принесёт благой плод. И пусть они теперь веселятся, в пору цветения юности, а после возвратятся просвещать роды свои. И из тех обителей вышли наши учителя, обладающие ключами к вратам истины, которые разнесли по всему миру свет Бусовой веры, предвечного знания о мире дольнем и горнем. И был очищен и возрождён канон Вед, который мы с тех пор храним и не утратим никогда, пока жив род наш. Ярилина книга См. Кидекша.
Материальная культура
Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости, а на ранних этапах культуры ещё использовался и камень. Лишь к концу периода костяные орудия вполне вытесняются металлическими. Несомненно, большую роль в быту играли предметы из дерева, но они как правило не сохраняются. В Дьякове городище найдены, однако, деревянная ложка и дно берестяного туеса. Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д. Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших), но наиболее распространенная трактовка — как пряслиц или грузиков для вертикального ткацкого станка. В начале нашей эры в дьяковской культуре происходит качественный скачок. Он связан, возможно, с влиянием более развитых соседних племен (особенно балтских) и с тем фактом, что дьяковцы более активно включились в международный обмен, начав (как показывает костный материал) бить пушного зверя в промышленных масштабах.
Умбоновидные височные украшения, Дьяковская культура, I — II вв. н.э. бронза. Литье по восковой модели.
Так, с III в. прежнюю грубую текстильную керамику сменяет более совершенная чернолощеная (под балтским влиянием). Ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов, так что под конец насчитывают уже 22 наименования изготовлявшихся ими железных изделий.
Привеска, Дьяковская культура, I-II вв. Бронза, литье по восковой форме.
Развивается ювелирное искусство, с того же III в. широко распространяются бронзовые украшения, орнаментированные разноцветной выемчатой эмалью (характерные для Восточной Европы той эпохи); появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы. Любопытно, что на Кунцевском городище в Москве была найдена игрушечная льячка (ложечка для залива металла). В качестве предметов импорта, поступавших в обмен на меха, распространялись в частности римские стеклянные бусы, а на Троицком городище была найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода.
Ажурная застежка с утиными лапками. Литьё по восковой модели. Бронза. 3 в. н.э. Калужская область.
Нашивная бляшка, бронза, Дьяковская культура, 1-ая половина 1-го тыс. н.э.
Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, впоследствии сарматов, которые вообще оказали определенное влияние на дьяковскую культуру, в частности своим «звериным» орнаментом; костяные дьяковские стрелы представляют по форме подражание скифским бронзовым.
Духовная культура
Реконструкция "домика мёртвых"
Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в так называемых «домиках мёртвых». Так как похороны совершались вдали от городищ, дьяковские захоронения долгое время не были известны; впоследствии нашли два захоронения, по каким-то причинам устроенные в самом городище: в Березняках на реке Волге, близ Рыбинска (Ярославская область), и близ Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область). В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) домики, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений». «Домики мертвых» находят также в Вологодской области, культура которой тесно связана с дьяковской, при чём там этот обряд появляется наряду с более ранними грунтовыми погребениями.
Реконструкция внешнего (1) и внутреннего (2) вида «домика мертвых» дьяковской к-ры у б. Саввино-Сторожевского м-ря под Звенигородом.
Существует предположения, что такие «домики смерти», находимые в лесной глуши первыми славянскими поселенцами, послужили основой для устрашающей сказочной избушки Бабы Яги на курьих ножках. Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного, и они плохо поддаются истолкованию. Это миниатюрные глиняные зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных, несущие отпечаток влияния скифского «звериного стиля». Явно предметами культа служили глиняные женские статуэтки; среди характерных признаков дьяковского искусства отмечаются также символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками — так называемыми «пляшущими человечками», среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками. А.Н. Башенькин особо отмечает изображения медведя и утки, сравнивая с данными этнографии, согласно которой оба животных служили особым предметом поклонения финно-угров: медведь как «хозяин леса», утка — как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо. Кроме того, у финнов считалось, что птица уносит душу умершего, с чем тот же автор связывает находимые в «домиках мертвых» подвески в виде летящей птицы. Именно в дьяковской культуре могло происходить доказанное данными лингвистики влияние балтской мифологии на мордовскую в образах громовика Пурьгине-паза, Йондол-бабы (ср. Додола) и т. д.
Физический облик дьяковцев
Женщина дьяковской культуры. Реконструкция
Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов. В частности, академик Т. Алексеева отмечает монголоидную примесь в черепах позднейшего славянского населения региона — вятичей и поволжских кривичей, в основу антропологического типа которых, по её мнению, лег в результате ассимиляции дославянский тип. При этом вятичей она определяет как людей грациального сложения, невысокого роста, узколицых долихокефалов; они имели плоские скулы и мало вступающий нос, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя. А.С. Сыроватко и А.Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике, используя методику, принятую в криминалистике. В результате они пришли к выводу, что дьяковцы были людьми грацильного телосложения: худощавыми и невысокого роста.
Упадок и исчезновение дьяковской культуры
С сер. I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.
С кон. IV—V в., предположительно под влиянием гуннского нашествия, происходит проникновение славян в поволжский регион. Академик В.В. Седов называет это «первой волной славянского переселения»; её свидетельствами являются височные кольца, близкие позднейшим кольцам кривичей (Культура Псковских длинных курганов. Кривичи.V-X вв.), находимые в частности в позднедьяковских слоях.
ТУШЕМЛИНСКО - БАНЦЕРОВСКАЯ Культура
IV-VII вв. славяне
↓↓↓
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Браслетообразные височные украшения появляются за пределами ареала тушемлинско-банцеровской культуры (IV-VII вв. Днепровские балты) в более восточных землях. Они найдены на позднедьяковских (москворецких и верхневолжских) городищах - Боршевском, Топорок и Отмичи, на Попадьинском селище. Близость керамических форм дает основание полагать наличие в позднедьяковской и тушемлинско-банцеровской культурах родственных этнических компонентов, что обусловлено прослеживаемым археологически движением групп верхнеднепровского населения в западные районы дьяковской культуры, имевшим место в первой половине I тыс. н.э.
Ярославская область
Современная Ярославская обл. целиком входила в ареал дьяковской к-ры (Смирнов К.А. 1974. С. 7-89). Начальный ее этап принято датировать 8-6 вв. до н.э. В ранний период основным видом памятников дьяковской к-ры являются городища, сооружаемые на мысовых участках высоких террас по берегам рек, между оврагами, на останцах. Со стороны поля площадка городища защищалась валом и рвом, иногда двумя – тремя валами и рвами (Акуловское, Максимка). В некоторых случаях склоны по периметру площадки эскарпировались кольцевым рвом (Лихинское, Гусарниково). Позднее постепенно увеличивается количество открытых поселений. Они располагались на первых террасах и дюнных всхолмлениях по берегам рек. Исследователи выделяют несколько этапов в развитии дьяковской к-ры. По К.А. Смирнову в своем развитии к-ра проходит три этапа: ранний – 8-7 - 3 вв. до н.э.; средний – 3-2 вв. до н.э. – 2 в. н.э.; поздний – 2-3 – 5-6 вв. Н.А. Кренке по материалам Москворечья, из пяти периодов существования к-ры 4-й период (3-5 вв.) определяет временем ее расцвета, а последний (6-7 вв.) – временем упадка и конца к-ры (Кренке Н.А. 1987). В.И Вишневский временем расцвета дьяковской к-ры считает 5 в. до н.э. – 3 в. н.э. (Вишневский В.И. 1991). Находки на дьяковских памятниках отдельных предметов, доживающих до 8-9 вв., на Верхней Волге единичны и не дают основания расширять верхнюю границу дьяковской к-ры до этого времени. На Кубринском городище 2-й пол. 1-го тыс. до н.э., устроенном на мысовом отроге коренного берега реки, размерами 90х40 м., прослежено два периода жизни. В первый период защитой служили наземные жилища размерами 10х4-5 м., поставленные по краям мысовой площадки и соединенные деревянной изгородью с каменной обкладкой. Все жилища погибли от пожара. На втором этапе с напольной стороны был сооружен вал с деревянным тыном по гребню. Жилищ не обнаружено.
Реконструкция Березняковского городища (по П.Н. Третьякову)
Березниковское городище 2-5 вв. располагалось в излучине р. Сонохта на холме размерами 80х50 м. С напольной стороны оно было ограждено валом и рвом. На гребне вала стояла двурядная деревянная стена из плах, уложенных горизонтально в стояках, по периметру – однорядная изгородь такой же конструкции. Открыты остатки наземных жилищ с очагами из камней, хозяйственных построек, в т.ч. с остатками железоделательного и кузнечного производств и общественного дома в центре поселка. Исследовано редкое для дьяковской к-ры погребальное сооружение – «домик мертвых» с остатками нескольких трупосожжений. Попадьинское поселение – родовой поселок небольшой общины площадью 100х50 м. – датируется 6-7 вв. Открыты остатки 10 наземных построек разного назначения площадью до 25 кв. м. Жилые постройки отапливались очагами, сложенными из камней. В постройке размерами 20х6 м. было три действующих и два заброшенных очага. Двускатная крыша постройки опиралась на парные и тройные столбы. В 6 – нач. 7 в. дьяковская к-ра приходит в упадок. Начинается период раннего средневековья, датируемый 6 – 9 вв. В Волго-Клязьменском междуречье формируется мерянская к-ра.
Владимирская область
На территории Владимирской обл. выявлены памятники двух близких археологических к-р эпохи раннего железа и нач. средневековья – дьяковской и городецкой (юго-восток Владимирской обл. в районах примыкающих к Оке). Владимирские памятники дьяковской к-ры р.ж.в. принадлежат иной культуре, лишь близкой дьяковской. Большинсвто городищ использовалось не только в р.ж.в., но и позднее – во 2-й пол. 1-го тыс. н.э. Селища располагаются в тех же топографических условиях, что и городища, а также на более низких террасах и даже в поймах. В расположении таких городищ на Владимирщине прослеживается очевидная зависимость от топографических условий, благоприятных для занятий земледелием и скотоводством. В пределах Суздальско-Юрьевского Ополья выявлено не менее 10 таких памятников. Цепочка укрепленных поселений отмечена по берегам Клязьмы близ удобных для скотоводства и земледелия пойменных участков. большинство памятников р.ж.в. на территории Владимирской обл. имеет напластования 2-й пол. 1-го тыс. н.э. Таковы например, городище дьяковской к-ры у с. Пировы Городищи в Вязниковском р-не, где выявлен слой 7-3 вв. до н.э., перекрытый и в значительной степени нарушенный отложениями 6-7 вв. н.э., а также древнерусскими. Сходные результаты были получены при разведочных работах на ряде других памятников: на городищах у сс. Горицы и Якиманское в Суздальском р-не. Последний памятник отличается мощным (до 2 м.) культурным слоем, причем основная часть напластований приходится на 1-е тыс. до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Здесь насчитывается не менее четырех культурных горизонтов с углистым грунтом, разделенных стерильными прослойками песка, что свидетельствует о неоднократном заселении площадки городища и долгих периодах его запустения. Однако, как правило, дьяковские городища на Владимирщине отличаются слабо насыщенным и тонким культурным слоем.
Могильники р.ж.в. в восточной части Волго-Окского междуречья неизвестны. В хозяйстве преобладало скотоводство. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Развивалось земледелие, вероятно подсечное. Большое значение в хозяйстве продолжали играть охотничий и рыболовный промыслы. Жилища и хозяйственные постройки были наземными или с углубленным в землю полом, по конструкции срубные или столбовые, с одним или несколькими очагами или печами-каменками. Из железа изготовлялись орудия труда и оружие: ножи, наконечники стрел и копий, серпы, косы, рыболовные крючки и т.п. Широко использовались орудия труда и другие изделия из кости. Цветной металл, из которого делались украшения, был редок. В первые столетия н.э. на дьяковских и городецких памятниках исчезает характерная сетчатая и рогожная керамика. На смену ей приходит лепная гладкостенная посуда, иногда с лощеной поверхностью. Свойственные памятникам западных районов ареала дьяковской к-ры глиняные грузики «дьякова типа» на владимирских памятниках не встречаются. В 6-7 вв. появление мери и муромы. Наряду с городищами в это время появляются крупные селища и неизвестные ранее могильники с грунтовыми погребениями. Такая форма захоронений в 1-м тыс. н.э. была свойственна всем финно-угорским народам Поволжья и Приуралья. Последнее обстоятельство позволяет предполагать появление в восточной части Волго-Окского междуречья и нового населения (Леонтьев А.Е. 1991).
Город Владимир. Под Зачатьевским валом (у стадиона Лыбедь) были найдены - крупный фрагмент глиняного лепного горшка, близкого по форме керамике Дьяковской культуры и обломок каменной зернотерки. Сетчатая керамика р.ж.в. встречена на древней территории г. Владимир, в юго-западной части Мономахова города (Воронин Н.Н. 1959). На высоком юго-западном мысу городской горы около собора (парк Пушкина) в предматериковом слое найдены обломки лепных сосудов дьяковской культуры с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, костяные орудия. Судя по топографии местности, это поселение было городищем, но следы укреплений не сохранились. Аналогичные поселения можно было видеть на берегу реки Лыбеди, напротив Княгинина монастыря. Суздальский район
- Горицы. Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 0.3 км. к югу от с., мыс левого коренного берега р. Рпень между двумя оврагами. - Кибол. Селище 4, р.ж.в. 0.8 км. к юго-западу от с., противоположный правый берег р. Каменка, к западу от селища 3. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры. - Кидекша. Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э., 11-13, 14-17 вв. Восточная окраина с., правый коренной берег р. Нерль при вхождении в ее долину р. Каменка, левый берег последней. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры, лепная гладкостенная, предположительно поздних этапов развития дьяковской к-ры, и мерянская, 2-й пол. 1-го нач. 2-го тыс. н.э. - Красное. Городище, р.ж.в. 0.45 км. К северо-западу от с., мыс правого берега р. Нерль между двумя оврагами. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры. - Спасское-Городище. Селище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 0.45 км. к северо-востоку от с., всхолмление правого берега р. Нерль близ устья безымянного ручья. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры, а также гладкостенная, поздних этапов развития дьяковской к-ры и мерянская. - Якиманское. Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. Северная окраина с., у церкви, мыс правого коренного берега р. Нерль при вхождении в ее долину оврага с протекающим по его дну ручью. В верхних горизонтах культурного слоя найдены обломки лепных неорнаментированных сосудов позднего этапа развития дьяковской к-ры и мерянских 6-10 вв. Ниже, под песчанистой прослойкой без находок, обнаружен горизонт с лепной посудой, имеющей сетчатые отпечатки на внешней поверхности, дьяковской к-ры. Александровский район.
- Рупусово (Александровский район). Городище. 0.4 км. к югу от деревни, мыс надпойменной террасы правого берега р. Парша, левого притока р. Кубрь (левый приток р. Нерль), 50 м. от устья безымянного ручья. Площадка овальной в плане формы размерами 120х23 м., высота над поймой 3-5 м., с напольной восточной стороны - вал высотой 1 м. при ширине в основании 5-7 м. и ров глубиной 1.0-1.5 м. Площадка, остатки укреплений и склоны мыса поросли лесом. По внешним признакам памятник может быть отнесен к р.ж.в.
- Ям. Городище 2 (Золотая чаша), сер. - 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 1.3 км. к юго-западу от деревни, 1.8 км. к юго-востоку от д. Антонка, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Кубрь. Площадка подчетырехугольной в плане формы, вытянута с севера на юг, размеры ок. 72х65 м., высота над ручьем 9 м., с напольной южной стороны - вал высотой 1.5 м. при ширине в основании 12-15 м. и ров глубиной 1-2 м. при ширине до 10 м. Поверхность площадки поросла деревьями и кустарником, нарушена кладоискательскими ямами. Керамика лепная неорнаментированная позднедьяковского и мерянского облика. Вязниковский район.
- Ново. Поселение 1 (Великоозерское 1), мезолит, эпоха бронзы, р.ж.в., 14-17 вв. Ок. 1 км. к югу от деревни. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1979 г.) 224 кв. м. по цвету культурный слой разделяется на два горизонта. Основной материал из верхнего горизонта культурного слоя - обломки лепных круглодонных и плоскодонных сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, с орнаментом в верхней части (на круглодонных сосудах - часто на стенках в средней и нижней части и даже дне) из округлых ямчатых вдавлений, «жемчужин», оттисков гребенчатого штампа, к-ры ранней сетчатой керамики. Такая керамика сопровождается находками кремневых наконечников стрел, скребков, нуклеусов, глиняных рыболовных грузил. - Пировы городищи. Городище 1, р.ж.в. Ок. 1 км. к северо-западу от западной окраины села, мыс правого коренного берега р. Клязьма при впадении в ее долину глубокого оврага с протекающим по его дну безымянным ручьем, ок. 0.25-0.30 км. от русла. Мыс ограничен с запада и севера склоном к пойме Клязьмы, с юга - оврагом. Площадка городища занимает западную, сниженную и узкую часть мыса. Она подтреугольная в плане, размерами ок. 105х25-30 м., высота над рекой до 30 м. Слабые следы почти полностью снивелированного вала и заплывшего рва прослеживаются при аэрофотосъемке с восточной стороны площадки, у границы с площадкой городища 2. Исследовано (О.Н. Бадер, 1927 г.; В.В. Седов, 1959 г.; Л.А. Михайлова, 1977 г.) ок. 150 кв. м. Культурный слой в виде темно-серой комковатой земли с включениями угля, обожженной глины и камней имеет мощность 0.2-1.0 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской к-ры, небольшое количество. Среди других находок - костяной листовидный наконечник стрелы, бронзовые монетовидная и бутыльчатая привески, спиральный перстень, железный нож, относящиеся к дьяковской к-ре. Выявлены остатки постройки со слабо углубленным в землю полом, следы частокола, образующие квадратные конструкции размерами ок. 4х4 м. Дьяковский слой памятника датирован Л.М. Михайловой 7 в. до н.э. - 6-7 вв. н.э. См. Город Ярополч-Залесский.
- Ново. Поселение 1 (Великоозерское 1), мезолит, эпоха бронзы, р.ж.в., 14-17 вв. Ок. 1 км. к югу от деревни. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1979 г.) 224 кв. м. по цвету культурный слой разделяется на два горизонта. В дерновом слое и непосредственно под ним обнаружены фрагменты гончарной позднесредневековой посуды, в т.ч. белоглиняной и чернолощеной 16-17 вв., а также лепной, баночной и горшковидной формы, дьяковской к-ры.
Гороховецкий район.
Характерным памятником финской культуры в Гороховецком районе районе является Тархановское городище близ деревни Тарханово, довольно хорошо сохранившееся до наших дней. - Тарханово. Городище, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. 0.8 км. к северо-востоку от деревни. Площадка подтреугольная в плане, размерами 35-14 м., высота над поймой 10 м., с напольной южной стороны - два вала длиной 14-15 м., высотой до 2 м. при ширине в основании 6 м. и два рва глубиной ок. 2 м. Керамика лепная, баночной и горшковидной форм, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная дьяковской культуры. - Городищи. Городище Лысая гора, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э. У северной окраины д., мыс правого коренного берега р. Клязьма между оврагами. Размеры 120х30-50 м., высота над поймой более 20 м. Более крупным раскопкам подвергнуто городище Лысая Гора на окраине Гороховца. Защищенное с трех сторон крутыми скатами берега Клязьмы, это городище еще до начала н.э. было укреплено с четвертой напольной южной стороны земляным валом высотой до 1.5-2.0 м. и тыном или стеною, ров перед ним глубиной до 1.5 м., с мысовой северной стороны – следы двух валов. В первом тысячелетии н.э., его площадь была значительно расширена и ограждена мощным валом. В соответствии с этим и материалы раскопок городища различны: в древнейшей части его керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности дьяковской к-ры; более молодой части городища соответствует культурный слой с неорнаментированной, гладкой керамикой. Возможно, этот слой оставлен одним из племен мери, обитавших на Владимирской земле до появления здесь славян. Юрьев-Польский район
- Красное Заречье. Поселение, эпоха бронзы, р.ж.в. Ок. 1 км. к северу северо-западу от западной окраины пос., левый коренной берег р. Колокша, ок. 1 км. выше устья р. Тихтонка. Размеры ок. 100х50 м., высота над рекой 10-12 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно кон. Эпохи бронзы – нач. р.ж.в.
- Красное Заречье. Поселение, эпоха бронзы, р.ж.в. Ок. 1 км. к северу северо-западу от западной окраины пос., левый коренной берег р. Колокша, ок. 1 км. выше устья р. Тихтонка. Размеры ок. 100х50 м., высота над рекой 10-12 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно кон. Эпохи бронзы – нач. р.ж.в. - Турыгино. Городище, р.ж.в. 1 км. к северу северо-западу от деревни Турыгино, останец правого коренного берега р. Колокша. Площадка подтреугольная в плане, размерами 75х37 м. Верхняя часть пологих склонов останца с восточной и южной сторон эскарпирована, на 3 м. ниже площадки по периметру – уступ шириной 4-5 м., возможно, искусственного происхождения, на котором по восточному склону прослежена западина рва. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской культуры. - Городище Выжегша, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. - Лазаревское. Городище, дьяковская и мерянская к-ры. 1.5 км. к юго-востоку от села, мыс левого коренного берега р. Колокша между двумя оврагами, в лесу. Площадка овальная в плане, вытянута с запада на восток, размеры ок. 60х30 м., высота над поймой 13-17 м., с запада ограничена склоном к пойме, с севера и юга – оврагами, с напольной восточной стороны – сопковидным валом высотой 3 м. и заплывшим рвом перед ним шириной 5-6 м., глубиной до 1.5 м. Керамика лепная гладкостенная, без орнамента, иногда с подлощенной поверхностью, поздних этапов развития дьяковской к-ры и мерянская.
- Новое. Городище Теньки, р.ж.в., 11-13 вв. 4 км. к северу северо-востоку от села, 1 км. к северу северо-западу от д. Теньки. Теньки, слабо выступающий пологий мыс правого берега р. Локснянка, правого притока р. Селекша. площадка овальная в плане, размерами 45х35 м., вытянута с северо-запада на юго-восток, возвышается над поймой на 5 м., защищена двумя рядами валов и рвов. Внутренний вал кольцевой, высота его 1.2-1.4 м. при ширине в основании 6-7 м. Внешний вас с напольной восточной и юго-восточной сторон имеет высоту 0.8-1.0 м. при ширине в основании 6-7 м. Следуя рельефу местности, он спускается по склону. Рвы шириной 8-10 м. имеют глубину 1.0-1.2 м. С напольной стороны в системе укреплений имеется разрыв для въезда шириной 4.5., а между внутренним рвом и внешним валом – площадка серповидной формы. На дне внутреннего рва обнаружены следы каменной обкладки склона. Площадка нарушена старыми ямами, западный и северо-западный склоны мыса разрушаются осыпями. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской культуры, гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, железный нож. Камешковский район
- Усолье. Городище Городина, р.ж.в. Близ села, 1.8 км. к северо-западу от церкви, мыс правого коренного берега р. Уводь при вхождении в ее долину глубокого оврага. Местное название - «Страшной враг». Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 50х50 м., вытянута с севера на юг, высота над поймой 18-20 м., с северо-запада ограничена склоном оврага, с северо-востока - крутым, обрывистым склоном коренного берега, с напольной южной стороны - двумя валами высотой 2.0-2.5 м. и двумя рвами глубиной до 3 м., шириной 3 и 8 м. Верхняя часть наружного вала уплощена. В центральной части системы укреплений имеется разрыв шириной до 3 м. поверхность площадки нарушена старыми ямами. Керамика лепная плоскодонная, с отпечатками мелкоячеистой сетки на внешней поверхности, украшенная в верхней части шнуровым орнаментом, а также гладкостенная, дьяковской культуры. При шурфовке на материке прослежены остатки западины, возможно, углубленного в материк полуземляночного жилища. По керамике памятник датирован 6 в. до н.э. - 1 в. н.э. - Куницыно. Городище Стрелица, р.ж.в. Южная окраина д., мыс левого коренного берега р. Клязьма при впадении в ее долину двух глубоких оврагов, урочище Стрелица. Площадка подчетырехугольная в плане размерами ок. 30х20 м., с напольной северной стороны – вал высотой 1.5 м., длиной 22 м., шириной в основании 3-4 м. и ров глубиной до 1.8 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры.
Петушинский район.
- Богдарня. Поселение 4, эпоха бронзы, р.ж.в. Ок. 1.5 км. к северо-востоку от деревни, правобережье р. Клязьма, близ северо-восточной части оз. Ершевик, у северного конца останца надпойменной террасы. В основании культурного слоя найдены кремневые орудия и отщепы, обломки лепной лощеной керамики, украшенной оттисками гребенчатого штампа и отпечатками веревочки, эпохи бронзы, выше - лепная керамика с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, отнесенная к ранним этапам развития дьяковской к-ры. По мнению В.В. Сидорова, в р.ж.в. здесь располагалось городище. 10. Домашнево. Городище Панова гора, р.ж.в. 0.5 км. к западу от деревни, мыс левого коренного берега р. Клязьма, 0.8 км. от русла. Площадка овальная в плане, размерами 20х12-15 м.. вытянута с севера на юг, возвышается над уровнем поймы на 9-10 м., с напольной южной стороны - вал высотой 2 м. и ров глубиной 4 м., шириной до 10 м.
Ивановская область
Вся территория нынешней Ивановской обл. была занята в раннем железном веке племенами дьяковской к-ры, занимавшей значительные районы Верхнего Поволжья, Волго-Окского междуречья, возможно, - Валдайской возвышенности. Раскопками исследовались Мало-Давыдовское, Петрово-Городище, Серюпинское, Юрьевецкое (Пушкариха) городища. Сокольское селище, а в последнее время и Пеньковское городище. По гребню вала городища дополнительно защищались одним-двумя рядами вертикально поставленных столбов, а по периметру – бревенчатым тыном или длинными домами-стенами срубно-столбовой конструкции. Углубленные в землю или наземные жилища столбовой и срубно-столбовой конструкции размерами от 2.25х3.40 м. и 4х4 м. отапливались открытыми очагами. Первоначально племена дьяковской к-ры при производстве орудий труда еще широко применяли кость, а иногда и камень, позднее их окончательно вытесняет железо. На поселениях открыты следы местного производства железа: развалы примитивных домниц из камня с глиняной обмазкой, оплавленные глинянын сопла, железные крицы и шлаки. Из железа изготавливались втульчатые топоры-кельты, двушипные наконечники стрел и дротиков, серпы, ножи и пр. Основой хозяйства стало придомное скотоводство, развивается земледелие, охота и рыболовство постепенно превращаются в подсобные промыслы, но еще имеют важное значение. основным типом глиняной посуды дьяковцев были слабопрофилированные плоскодонные горшки с усеченно-коническим туловом баночной формы, изготовлявшиеся вручную. Большая часть сосудов по поверхности покрывалась отпечатками грубой ткани – это так называемая «сетчатая» или «текстильная» керамика. По сетчатому фону на плечиках часто наносились мелкие ямчатые вдавления и оттиски зубчатого штампа. Реже встречается круглодонная приземистая посуда с широким горлом, широко распространенная в районах Прикамья. Изредка находят на городищах посуду со штрихованной поверхностью. В глине содержится крупнозернистая примесь дресвы и песка, от которой поверхность становилась шероховатой. На позднем этапе развития дьяковской к-ры, в 1-й пол. 1-го тыс. н.э., сетчатая посуда была вытеснена гладкостенной.