Пятница, 22.11.2024, 08:40

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Ярополч-Залесский

ЯРОПОЛЧ-ЗАЛЕССКИЙ

В Вязниковском районе есть река с ведическим именем: Тара - это приток Клязьмы. Она носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.
Вязниковское урочище находилось на месте современного города Вязники. Здесь была священная роща вязов, посвящённых Сварогу и Матери Сва. Рядом урочище Пирово-Городищи с могильниками VII в. до н.э. там же в XII веке стоял город Ярополч.

Поселение. Неолит, 2-я пол. 1-го тыс. н.э., X-XIII вв.
Ок. 1 км. к северо-западу от западной окраины с. Пировы Городищи, первая надпойменная терраса правого берега р. Клязьма, ок. 0.15 км. от русла, на обоих берегах безымянного ручья, впадающего в р. Клязьму, к западу от городища 1, у его подножья. Размеры ок. 200х30-70 м. площадь ок. 1 га., высота над поймой 1.8-2.5 м.
Культурный слой по характеру находок разделяется на два горизонта:
верхний, мощностью 0.6-0.9 м. и нижний, площадь распространения и толщина которого не установлены.
Комплекс находок из нижнего горизонта культурного слоя представлен обломками лепных неолитических сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или балахнинской культуры, лепных толстостенных сосудов с органическими примесями в глиняном тесте и орнаментом из оттисков широкого гребенчатого штампа, волосовской культуры, кремневыми наконечниками стрел и дротиков, отщепами, сланцевым теслом, полированным каменным кольцом, бронзовым клиновидным топором.
Выявлены следы наземной постройки столбовой конструкции.

Мерянский поселок. Во 2-й пол. 1-го тыс. н.э. здесь располагался небольшой мерянский поселок.

Славянское селище. Славянское поселение возникло на берегу безымянного ручья, почти у впадения его в Клязьму, в кон. X - нач. XI в. Славяне пришли на обжитое место. Отношения между славянским и мерянским населением носили мирный характер, о чем свидетельствует сама неукрепленная форма поселения.
Своеобразие остеологического материала нижних слоев селища (X— XI вв.), где преобладают кости свиньи (50%) и рыб, является также признаком, характерным для финно-угорских поселений. Славянское и мерянское население неукрепленного поселка занималось рыболовством, охотой, сельским хозяйством, скотоводством и ремеслом, обеспечивавшим собственные нужды.
Среди многочисленных находок из верхнего горизонта культурного слоя - обломки лепных сосудов мерянского облика и древнерусских, гончарных древнерусских с линейным и волнистым орнаментом, иногда с клеймами на днищах; разнообразные орудия труда и бытовые предметы из железа, бронзы и других материалов, в том числе ножи, коса-горбуша, серпы, кузнечные клещи, зубила, ювелирные пинцеты, замки, ключи, кресала, рыболовные крючки, иглы и т.п., костяные гребни и проколка, глиняные и шиферные пряслица, каменные жернова и т.п.; предметы вооружения и снаряжения всадника, в т.ч. костяной и железные наконечники стрел, навершие булавы, боевой топор, шпоры, костяной налобник от конской сбруи; различные украшения, в т.ч. перстнеобразные височные кольца, браслеты, подковообразные фибулы, подвески. Найдены каменные крестики, один из которых - с надписью конца XI - нач. XII в. "ГИ ПОМОЗИ РАБУ СВЪЕМУ ВЛАСТЕВИ АМИН", крест-энколпион XII-XIII вв.
Скорее всего в XI в. на поселение проникает христианство, и с этого времени умерших начинают хоронить на высоком берегу Клязьмы над селищем по христианскому обряду. Интересны находки бронзового коромысла от весов и торговой пломбы с княжеским знаком Рюриковичей, относящейся, по-видимому, к сер. 12 в.
Раскопками зафиксировано не менее 70 развалов печей, подпольные и подпечные ямы, остатки хозяйственных построек с заглубленным в землю полом. Реконструировано устройство не менее 26 домов, которые были наземными, срубной конструкции, с полом из досок или земляным, глинобитными печами или печами-каменками. Некоторые дома были одновременно и жилищами, и ремесленными мастерскими.

К востоку от поселения, на высоком коренном берегу, местными жителями в 1950 г. был найден каменный идол высотой ок. 0.5 м., представляющий собой поясную антропоморфную фигуру в шапке, с усами и сложенными на животе руками (утрачен). Возможно, здесь располагалось языческое святилище поселка, атрибутом которого и был идол.
По данным конца 19 в., к западу от поселения находился курганный могильник, ныне полностью распаханный, где, возможно, хоронили его жителей.

***

Городище 1
3-я четв. 1-го тыс. н.э., XI-XIII вв.

Ок. 1 км. к северо-западу от западной окраины села, мыс правого коренного берега р. Клязьма при впадении в ее долину глубокого оврага с протекающим по его дну безымянным ручьем, ок. 0.25-0.30 км. от русла. Мыс ограничен с запада и севера склоном к пойме Клязьмы, с юга - оврагом. Площадка городища занимает западную, сниженную в узкую часть мыса, к западу от площадки городища Ярополча. Она подтреугольная в плане, размерами ок. 105х25-30 м., высота над рекой до 30 м. Слабые следы почти полностью снивелированного вала и заплывшего рва прослеживаются при аэрофотосъемке с восточной стороны площадки, у границы с площадкой городища Ярополча.
Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской культуры, небольшое количество гончарной древнерусской, преимущественно XII в. Слой древнерусского времени не выявлен.
Выявлены остатки постройки со слабо углубленным в землю полом, следы частокола, образующие квадратные конструкции размерами ок. 4х4 м.
Дьяковский слой памятника датирован Л.М. Михайловой VII в. до н.э. - VI-VII вв. н.э.

***

Возникновение городища


Раскопки Ярополча Залесского дали три предмета, предмета загадочных, но датируемых во времени, что позволяет ставить под сомнение дату «становления города» и отнести ее к более раннему периоду. Сама М.В. Седова соглашалась с профессором В.А. Кучкиным, что даже по одной из находок - свинцовой печатке «Дънъслово» можно было бы начать отсчет города с 1108 года.

Свинцовая печатка надписью "ДЬНХСЛОВО" и поясным изображением женской фигуры с ореолом вокруг головы и надписью «Св. Арина». Печатка пока единственная в археологии с такой легендой и вызывает много толков. Занимаясь актовыми печатями раннего феодализма, академик В.Л. Янин пришел к выводу, что печати серии «Дънъслово» ходили только в период 1093-1113 гг. и, до находки в Ярополче Залесском, принадлежали к узкому кругу лиц, связанных с домом великого киевского князя Святослава Изяславича: самому Святополку, его сыну Ярославу, князьям новгородским - Мстиславу Мономаху и Давиду Святославичу, а также епископам западных кафедр Руси. Находка в далекой восточной провинции выпадала из этого правила: во-первых, она найдена в Ростово-Суздальской земле, не входившей в сферу влияния Киева, как считалось историками, и, во-вторых, эта печать принадлежала княгине с именем Ирина. Какой? В.Л. Янин остановился на великой княгине Ирине—Варваре, жене Святополка Изяславича, дочери византийского императора Алексея 1 Комнина.
В летописных источниках о ней ничего не говорится, она упомянута единственно в акафисте Св. Варвары. Не известна такая дочь, с именем Ирина—Варвара, Алексея 1 Комнина и историкам-византинистам. Да и как такая актовая печать могла попасть в дом посадника Ярополча Залесского. Появилось много версий, но ни одна не дает объяснения. По этой находке В.А. Кучкин сделал вывод, что город Ярополч был построен в 1108 году, времени—дате единственного упоминания о княгине Ирине. Вязниковский краевед В.Н. Маштафаров взял под сомнение вывод академика В. Янина о печатке «Св. Ирина». В одной из своих заметок в «Маяке» он утверждал, что это печатка княжны-инокини Ирины, дочери переяславского князя Всеволода, великого киевского князя с 1078 по 1093 гг., сестры Владимира Мономаха, умершей тоже в 1108 году. В этом случае В.Н. Маштафаров решал проблему, на чьей земле находился Ярополч Залесский. Но в исторической науке утвердилось мнение В.Л. Янина, его придерживались и В. Кучкин и М.В. Седова, так и не дав объяснение как она могла попасть в Ярополч.

Второй предмет, найденный в Ярополче Залесском - очень редкая иконка-подвеска (их всего найдено три экземпляра: в Галиче-Волынском, Ярополче и д. Кирьяново Ярославской обл.). Иконка сделана оттиском со свинцовой актовой печати, найденной при раскопках в Суздале. Печатка принадлежала переяславскому епископу Ефрему с 1072 г., соратнику вел. кн. Всеволода. Он ведал церковными делами Переяславля Южного, Смоленска, Ростово-Суздальской земли. Известен своими строительными делами в Суздале в период с 1096 по 1105 гг. Вскоре после смерти в 1105 г. был причислен к лику святых, и в честь него были сделаны оттиски с его печатки в виде нательных иконок-привесок круглой формы. Он почитался как переяславский святой, Преподобный Киевский и был похоронен в Киево-Печерской лавре в Антониевой пещере. Надо заметить, что, говоря об этой иконе-подвеске, М.В. Седова подчеркивала, что она «лишний раз свидетельствует о тесных политических и семейных связях княжеских родов Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси». Печатки «Дънъслово» тоже были связаны, как и многие предметы раскопок в Ярополче показали, с Галицко-Волынской Русью. Как видим, второй предмет связан с определенным именем и определяется датой около 1105 года.

Спустя семь лет, после окончания раскопок у Ярополча Залесского, четырнадцатилетний мальчик Алеша Лебедев нашел в отвальной земле раскопа вторую свинцовую актовую печатку, видимо, пропущенную археологами. Он принес ее в музей и отдал «каким-то тетенькам», скорее всего смотрителям. Этот тогдашний мальчик - нынешний учитель истории школы №9, энтузиаст в археологических изысканиях нашего края, Алексей Викторович Лебедев, автор замечательной обзорной статьи по древнейшим местам обитания на нашей территории первобытного человека «Сквозь толщу веков», опубликованной недавно в газете «Маяк». В прошлом году он помогал владимирским археологам в составлении археологической карты нашего района. Найденная им печатка, к сожалению, в фондах музея сейчас не числится. О печатке мне рассказал случайно сам Алексей Викторович, когда мы шли с ним знакомиться с обнаруженной недалеко от Петрина стоянкой мерянской эпохи. Я его попросил по памяти воспроизвести легенду найденной им в Ярополче печатки. Вот что он нарисовал:

Когда его рисунок стали сравнивать с образцами печаток каталога, то Алексей. Викторович с опасливым удивлением показал на свинцовую актовую печатку «От Ратибора».

Это было неожиданно. Печаток от Ратибора известно всего 7, найдены в Крыму, Киеве, Полтаве, куплены в Севастополе и Константинополе . Кто такой Ратибор? Как могла к нам попасть его печать?
Ратибор — выходец из боярского рода близкого дому переяславского князя Всеволода, его доверенное лицо в период великого княжения в Киеве, посадник в Тмутаракани. После смерти Всеволода — дядька, первый советник и старший дружинник его сына Владимира Мономаха, доверенное лицо на переговорах с князьями, тысяцкий в Киеве и один из разработчиков «Устава Мономаха», вошедшего составной частью в пространную редакцию «Русской правды». По летописям Ратибор известен с 1079 по 1113 гг. У Владимира Мономаха с 1093 года, когда Ростово-Суздальская земля была отписана князю Владимиру, Юрий (Долгорукий), сын Владимира Мономаха, в эту пору был еще младенцем и Ростово-Суздальским князем станет около 1105 года. Считается, что для устройства дел своего сына Владимир Мономах был в Суздальской земле в 1108 году, когда женил Юрия на дочери половецкого хана Аэпы, внучке хана Осиня, в этом году. Обычно Ратибор всегда был при князе, и не исключено, что и в данном случае он был с Владимиром и выполнял его отдельные поручения по укреплению Ростово-Суздальского княжества. И тогда понятна найденная в Ярополче предполагаемая печатка Ратибора.
Нужно отметить, что вислые свинцовые актовые печатки привешивались на шнурках (отсюда бороздка через печать) к грамоте князя, княгинь, епископов, тысяцких, в которых содержались те или, иные распоряжения. На лицевой стороне печатки было изображение святого, покровителя владельца печати, имя святого, на обратной стороне — степень значимости грамоты. Так до сих пор смысл печатки «Дънъслово» не расшифрован, есть несколько версий. Грамоты, скрепленные такими вислыми печатями, рассылались с гонцами по разным городам, местам, где находились люди владельца печати.
Если объединить вместе три загадочных находки: две свинцовые вислые печатки и икону-подвеску, то можно утверждать: во-первых, все три предмета датируются до 1113 года, года вступления на Киевский великокняжеский стол Владимира Мономаха: во-вторых, предметы близки дому переяславского князя Всеволода и его сыновей; в-третьих, если допустить, что на территории городища Ярополча Залесского в отвале раскопок найдена вторая актовая печать, то исключается случайность появления в Ярополче печатки «Дънъслово», и в поселении до 1113 года уже был посадник переяславского князя, то есть Владимира Мономаха.
Все это, если учесть и другие результаты раскопок (христианского могильника, полуземляночных построек южных переселенцев на городище, существовавших недолгое время до наземных жилищ), позволяет сделать вывод, что «город» Ярополч начал появляться еще за несколько десятилетий до определенной М.В. Седовой даты: где-то около 1108 - 1113 гг. И переселенцы из Галича, Волыни, Киева, Переяславля появились в этих местах в первый приход Юрия Долгорукого, еще отрока.

Л. АНОСОВ

Город Ярополч Залесский

Под 1135 г. летопись сообщает: «Георгий князь Володимеречь испроси у брата своего Ярополка Переяславль, а Ярополку вда Суждаль и Ростов и прочюю волость свою, но не всю...». Лишь в 1138 г. князь Юрий вернулся в свой суздальский удел.
Именно к 1135 - 1138 гг., когда Ростово-Суздальская волость принадлежала Ярополку, относится возникновение города Ярополча-Залесского.
Само название Ярополч носит притяжательный характер и скорее всего указывает на Ярополка как на обладателя города.
В.Н. Татищева под 1152 г. писал: «Великий князь Юрий Володимерович (Долгорукий) пришед в Суздаль и видя лишение себя Русские Земли, заложил в отчине своей грады Юриев в Поли, Переяславль у Клещина озера, Володимер на Клязьме и другие многие городы теми же имяны, их в Руси суть, хотя тем утолити печаль свою, иже лишися Русские власти. И нача тии городы населяти, созывая люд отвсюду, дающе ссуду многу». Вполне вероятно, что Юрий основал город, носящий название одного из городов Киевского княжества, - Ярополча на Ирпени.

Валы Ярополча-Залесского находятся в селе Пировы Городищи, в нескольких километрах от Вязников.
Возникновение Ярополча-Залесского в первой половине или сер. XII в. полностью подтверждается археологическим материалом. В первую очередь это относится к находке актовой печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО», фиксирующей деловые связи с «южной» администрацией. Большой интерес представляют торговая пломба с родовым знаком Юрия Долгорукого и гончарное клеймо с тем же знаком, а также бусы, наконечники стрел, ключи, кресала, керамика, датирующиеся XII в.
Появление городища в низовьях Клязьмы, на пограничье с Муромо-Рязанской землей и по пути из Болгарии, хорошо увязывается со всей деятельностью Юрия Долгорукого по укреплению государственной территории княжества и защите водных путей.

Трудно согласиться с мнением В.А. Кучкина, считающего, что возникновение Ярополча надо связывать с деятельностью князя Ярополка Ростиславича, правившего вместе с братом Мстиславом после гибели Андрея Боголюбского. Ярополк Ростиславич княжил во Владимире с осени 1174 г. до 15 июня 1175 г., всего около семи месяцев. Это было трудное, смутное время, и вряд ли могла возникнуть необходимость, да еще в зимний период, начинать закладку нового города. Археологический материал из раскопок Ярополча также противоречит отнесению его постройки к кон. XII в.

В первой половине или сер. XII в. над селищем, на высоком плато, возникает городище с мощными валами (при выравнивании городищенской площадки часть погребений кладбища была засыпана, а само оно прекратило свое существование, но на его месте жилищ не строили).

Детинец Ярополча-Залесского по размерам (около 2,8 га) принадлежит к категории городских поселений древней Руси. Площадка занимает восточную, наиболее широкую и возвышенную часть мыса, к востоку от городища 1, она полукруглая в плане, размерами ок. 230х125 м., площадью ок. 2.8 га., высота над рекой до 50 м., с севера, востока и юга - остатки полукольцевого вала, с напольной восточной стороны достигающего высоты 5 м. при ширине в основании до 15 м. Перед валом с напольной стороны - глубокий, сильно размытый ров. Слабые следы рва прослежены с западной стороны площадки. Общая длина вала ок. 300 м. С напольной стороны в системе укреплений имеется разрыв шириной 16 м. - остатки въездных ворот.
Прорезка вала с северо-восточной стороны городища показала, что он был насыпан на погребенной почве, в два приема. Внутривальные деревянные конструкции отсутствовали. Перед насыпкой вала поверхность была обожжена. По гребню вала, вероятно, проходила деревянная стена, остатки которой в виде столбовых ям зафиксированы раскопками.
В застройке площадки городища выделяются два этапа. Для первого характерно преобладание полуземляночных жилищ размерами 3-6х3-5 м., со стенами срубной или столбовой конструкции, глинобитными печами или печами-каменками, располагавшимися, как правило, по диагонали от входа. Размеры печей составляли 1.4-2.4х1-2 м. Ранняя дата таких построек – сер. XII в., время сооружения укреплений.

Позднее преобладающими стали наземные постройки срубной конструкции - однокамерные, без подклетов, поставленные непосредственно на землю, без угловых столбов-стульев. Полы в таких домах были дощатыми, настилались на песчаную подсыпку. Наиболее часто в этих домах встречались глинобитные печи. Жилища являлись нередко и ремесленными мастерскими. Исследованы шесть меднолитейных и четыре костерезных мастерских, в которых найдены сырье, заготовки, инструментарий, готовые и бракованные изделия. Зафиксированы хозяйственные сооружения, главным образом погреба с наземными сооружениями над ними. В северной части площадки городища прослежены остатки шести усадеб, отделявшихся друг от друга частоколами. Две из них площадью 700 и 1000 кв. м. исследованы полностью. По характеру находок (свинцовая актовая печать, богатые женские украшения - очелье и рясны, обломки амфор крымского происхождения, стеклянные кубки, оконное стекло) выделяется одна из них, принадлежавшая, вероятно, богатому феодалу, возможно, княжескому наместнику.
Предположительно выявлены следы улиц, соединенных переулками. Одна из них, в северной части площадки, проходила вдоль вала, другая шла от въездных ворот вглубь поселения.
Ярко выраженный ремесленный характер деятельности населения детинца и наличие ремесленного посада позволяют считать исследуемый памятник древнерусским городом.
В хозяйственной деятельности жителей не меньшее значение имела и торговля, отличавшаяся широтой связей, не порывали они и с сельским хозяйством. В целом этот окраинный город, расположенный на пограничье славянского и угро-финского мира, по уровню культурного развития ничем не отличался от других городов древней Руси. Известным показателем культурного уровня городского населения является распространение грамотности. Обилие оружия в городе, выгодное стратегическое его положение заставляют предположить существование в нем военного гарнизона.
Управлял городом феодал - княжеский наместник или тиун, усадьба которого выделяется богатством находок среди рядовой городской застройки. Застройка детинца приобрела со временем обычный для Северной Руси тип наземного срубного жилища; полуземлянки были заброшены.
Керамика гончарная древнерусская XII-XIII вв., представлена обломками горшков, мисок, кувшинов, блюд. Горшки обычно украшены орнаментом, преимущественно линейным и волнистым. На днищах часты клеймы в виде круга с различными изображениями внутри, прямоугольника, ключа, восьмерки и т.п. Интересно клеймо с изображением трезубца - княжеского знака Рюриковичей. В небольшом количестве найдены обломки амфор крымского производства и среднеазиатской поливной посуды. Лепная древнерусская посуда X - нач. XI в. встречена в единичных экземплярах и, вероятно, не связана с культурным слоем городища.
Зафиксированы остатки металлургического, кузнечного, ювелирного, костерезного, камнеобрабатывающего, гончарного и деревообрабатывающего ремесел.
Орудия сельскохозяйственного производства представлены сошниками, серпами, косами, ручными жерновами. Многочисленны находки рыболовных крючков и грузил от рыболовных сетей.
Найдена медорезка - орудие бортного промысла.
Из предметов вооружения следует отметить многочисленные и разнообразные наконечники стрел, в т.ч. бронебойные, наконечники метательных копий - сулиц, боевой нож, кинжал, фрагмент кольчуги. К снаряжению коня и всадника относятся удила, стремена, шпоры, подпружные пряжки и др. Много бытовых предметов - нутряных и навесных замков, ключей к ним, сундучных и шкатулочных замков с накладками-жуковинами, ножей разных размеров, типов и назначения, глиняных и шиферных пряслиц, стержней с кольцами (вилки), складных бритв, светцов и др. Часты находки различных украшений. Среди них - разнообразные бусы из различных материалов, височные кольца, главным образом перстнеобразные и трехбусинные, привески, в т.ч. зооморфные, в виде бубенчиков, ложечки, лунницы и др., браслеты, в т.ч. стеклянные, перстни, всевозможные застежки-фибулы, булавки, пряжки. Найдены остатки женского очелья - 15 прямоугольных серебряных позолоченных пластинок, нашивавшихся на ленту, которая повязывалась вокруг головы поверх волос, а также серебряные сканные рясны - женские длинные височные украшения, подвешивающиеся к головному убору. Нередки находки каменных нательных крестиков, встречены кресты-энколпионы, привески-иконки, бронзовая лампадка, подвешивающаяся на цепях.
Найдены писала - металлические стержни для писания на навощеных дощечках и бересте. О распространении грамотности свидетельствуют находки предметов с процарапанными на них отдельными буквами и слогами, а также свинцовая актовая печатка с надписью "ДЬНХСЛОВО" и поясным изображением женской фигуры с ореолом вокруг головы и надписью «Св. Арина».


Створка энколпиона.XII в.
Бронза, литье. 8,5х5,6 см. С округлыми завершениями лопастей, оформленных парными округлыми выступами. С рельефными изображениями. Распятия (в центре) и святых (на трех лопастях). Оборот гладкий, с высоким бортиком. Пировы Городища.

Энколпион. XII в.
Бронза, серебро, литье, инкрустация. 6,4x4,4 см. С округлыми лопастями, оформленными парными округлыми выступами. Из золотистой бронзы. На лицевой стороне рельефное изображение Распятия, на оборотной - Богородицы. Изображения святых, расположенных по сторонам от центральных фигур, а также крест в изголовье Христа выполнены техникой инкрустации серебром. Пировы Городища.

Верхний посад

Население Ярополча-Залесского постепенно росло, и жилая застройка вышла за пределы детинца. С напольной стороны возникло неукрепленное поселение - верхний посад.
Верхний пасад (XII-XIII, XIV-XV вв.) к востоку и юго-востоку от городища, непосредственно за его укреплениями. Размеры ок. 240х220 м., высота над рекой до 45-50 м. Керамика гончарная древнерусская, преимущественно XII-XIII вв. и позднесредневековая, главным образом XIV-XV вв., железные ножи, неопределенные железные предметы.

Выявлены и частично исследованы два грунтовых могильника. Один из них располагался в северо-западной части площадки. Здесь на площади 208 кв. м. раскопано 71 погребение, совершенное по христианскому обряду в могильных ямах глубиной 0.6-1.0 м., с западной ориентировкой, выдерживавшейся весьма строго. Погребения располагались тремя рядами, протянувшимися с севера на юг, от края площадки вглубь нее. Вещи при погребенных редки. Встречены перстнеобразные височные кольца, перстни, в том числе рубчатый, стеклянные браслеты и т.п. В одном из погребений обнаружены фрагменты ткани византийского происхождения. Интересно захоронение мужчины с цепями-веригами. Могильник датирован XI – нач. XII вв., т.е. временем до возникновения укреплений городища. Это подтверждается и тем обстоятельством, что часть погребений оказались перекрыты насыпью, связанной с планировкой площадки и устройством укреплений. Вероятно, здесь хоронили умерших жители располагавшегося рядом неукрепленного поселения.
Краниологический материал этого кладбища показывает, что основу населения составляли кривичи с примесью мерянского субстрата. Финно-угорский компонент в составе населения ощущается по находкам ряда зооморфных привесок и иных украшений. Косвенно свидетельствуют о нем сохранившиеся в Вязниковском районе угро-финские топонимические названия и такие названия, как «Мещерские» поле и овраг около самого городища.
Укрепленный детинец - город Ярополч-Залесский - просуществовал около 100 лет. В первый поход татаро-монголов на Северо-Восточную Русь зимой 1227—1238 гг. он, видимо, остался в стороне от основного пути их войск.
Татаро-монгольские отряды осадили Ярополч-Залесский, во время похода на Муром, Мордовскую землю и Гороховец в 1239 г.: «Того же лета взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град святые Богородицы Гороховець пожгоша а сами идоша в станы своя. Тогда же бе пополох зол по всей земли и сами не ведаху и где хто бежить». Город был взят, все постройки сожжены, а жители перебиты.

Второй могильник обнаружен в северо-восточной части площадки городища, к северу от въездных ворот. Здесь выявлено 45 погребений в больших по размерам (иногда на несколько погребенных0, но очень неглубоких (0.2-0.4 м.) могильных ямах. Захоронения были совершены несколько небрежно. Некоторые погребенные были положены на бок, на части скелетов прослеживаются следы насильственной смерти. Ориентировка погребенных западное с большим отклонением к югу или юго-западу, что может свидетельствовать о совершении захоронений в зимнее время. Вещи при погребенных редки. Это перстнеобразные височные кольца с заходящими концами, стеклянный браслет и др. В засыпи могил найдены типичные для степняков наконечники стрел-срезней. По-видимому, этот могильник является кладбищем людей, погибших во время татаро-монгольского нашествия.

Кроме Ярополча, в низовьях Клязьмы существовали другие города: Стародуб, Гороховец, Бережечь. Все они возникли в XII в., и их связывает общность исторической судьбы. Это были центры славянского населения в угро-финской среде, аванпосты княжеской власти на важном стратегическом и торговом пути в Болгары, к Оке и Волге. В то же время это были пограничные города с Муромо-Рязанской землей, строительство которых оформило южную границу Владимиро-Суздальского княжества. И Стародуб, и Ярополч, и Гороховец расположены на правом высоком берегу Клязьмы. По планировке на местности, по характеру укреплений и величине детинца они очень близки друг другу. Это была единая цепь городов в системе обороны княжества. Такая система обороны строилась на том, что противник не решится проникнуть в глубь княжества, оставив у себя в тылу не захваченные укрепленные пункты, отряды и гарнизоны которых могли нанести ему удар в спину.

Славянорусское население распределялось в бассейне Клязьмы неравномерно. В западной части, ближе к Владимиру и Суздальскому ополью, плотность населения была весьма значительной. Здесь и почва плодородное, и лесов меньше. Густо заселена была округа Стародуба - крупного города, являвшегося центром удельного княжества. К востоку от Стародуба из-за обилия лесов и болот местность была обжита в древности (как и и настоящее время) значительно меньше. Из-за необжитости края уровень городской жизни на восточной окраине Залесской земли не получил такого развития, как в центральных районах княжества между Ростовом и Владимиром. Бережечь административным центром не сделался вовсе, Ярополч и Гороховец стали лишь центрами волостей. Однако это не означает, что города Поклязьменья были отсталыми в культурном и экономическом отношении. Археологический материал свидетельствует, что по уровню развития они ничем не отличались от других древнерусских городов.
Татаро-монгольское нашествие 1238—1239 гг., как и последующие набеги, нанесло огромный ущерб завоеванным землям и привело к их разорению. Не избежали общей участи и поклязьменские города. Недаром летописец отмечал: «И несть места, ни веси, ни сел тацех редко идеже не воеваша на Суждальской земли».


Остатки древних валов Ярополча-Залесского. Вид с востока

Разрыв в сохранившемся вале

Ров вала справа от разрыва

Ров вала слева от разрыва

Памятная табличка у основания вала «Здесь в 12 веке был основан город Ярополч, сожженный в 1239 г. при осаде ордами Батыя»

Место древнего города Ярополча, юго-восточная часть городища

Памятный крест воинам Ярополча

«Вечная память воинам Ярополча жизнь свою за Веру и Отечество положивших»

Северо-восточная часть городища

Северный склон, спускающийся к реке Клязьме

Западная часть городища

Западная часть городища

Вид с городища на д. Лапино

Вид с городища на реку Клязьму

Вид с городища на г. Вязники

Вид на городище с северо-запада

Вторая пол. XIII в. была самым тяжелым временем в истории этих городов. После нашествия судьба их складывалась по-разному. Стародуб, по-видимому, оправился довольно быстро, и наивысший его расцвет как столицы удельного княжества падает на XIV в. Ярополч после татаро-монгольского разгрома не смог возродиться, и жизнь на нем постепенно угасла. Гороховец долгое время влачил жалкое существование, и период его расцвета падает совсем на иную эпоху - XVII в.

В XIII - XIV вв. Ярополчская, Гороховецкая и Бережецкая волости вошли в состав Суздальско-Нижегородского княжества, но уже в кон. XIV в. все Поклязьменье влилось в Московское великое княжество. Видимо, в кон. XIV - нач. XV в.
Возможно, часть жителей, спасшаяся от татаро-монгольского нашествия, вернулась в Ярополч-Залесский, но поселилась не в детинце, а вне его валов, на поле, на площади бывшего верхнего посада. Здесь в культурном слое найдены отдельные фрагменты керамики XIV в. На площади же детинца обнаружены единичные предметы, имеющие широкую дату, вплоть до XIV—XV вв. Это шпоры с колесиками, замки, стержень с кольцом, хирургический нож, вилка, костяные гребни, некоторые наконечники стрел. Основываясь на этих находках, можно предположить, что какая-то малоинтенсивная жизнь в Ярополче-Залесском продолжалась.
В этом отношении значительный интерес представляет находка серебряной монеты 1410—1416 гг. боровского князя Семена Владимировича. Семен Владимирович был сыном серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича, в договорной грамоте которого с московским князем Василием Дмитриевичем (1390 г.) упомянут Ярополч: «А ци какимь деломь отоиметься от тобе Ржева, и дати им тобе, во Ржевы место Ярополчь да Медуши».
Однако Ярополч, названный в Списке русских городов дальних и ближних по старой памяти городом, на самом деле перестал быть таковым. В жалованных грамотах великих князей XIV—XV вв., когда речь идет о Ярополче, всегда говорится не о наместниках, как обычно в городах, а о волостелях ярополчских. Следовательно, Ярополч не считался городом, а был лишь центром волости, в которой находились и черные, и монастырские земли. Так, в жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1439—1440 гг.) говорится:
«Дал есми им в дом... в Ярополче пустошь Омельянову... А наместники мои наугородцкие и волостели гороховские и ярополчские и их тиуни к тем людем не всылают ни по что...»

В грамоте великого князя Ивана Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1462—1466 гг.) находим: «Что деи поставили себе пустынку в Гороховце св. Георгия и кто оу них туто живет людей или на Городищи, или в Лужкех, или в Ярополчи или сирот монастырских,— мои князи, и бояре, и воеводы, и боярьские люди,— и всякие ездоки на те деревни на монастырские не ездят». Здесь имеется прямое указание на то, что в сер. XV в. Ярополч был монастырской деревней, по-видимому очень небольшой, если остатки ее почти не прослеживаются археологически.

Село Пировы Городищи

«Село Пировы Городищи находится въ 6 верст. отъ уезднаго города (Вязники) и въ 110 отъ губернскаго (Владимир)».
До 1764 года село Пировы Городищи принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; приложено оно было в монастырь еще в XVI веке.
До революции село в составе Олтушевской волости Вязниковскго уезда.
Население в 1859 году - 284 чел.
В годы Советской власти центральная усадьба колхоза «Родина».


Село Пировы Городищи

Поле в окрестности села

Сельская администрация. Почта.

Унивесам

Магазин «Продукты. Промтовары»

ДК в с. Пировы Городищи

Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

Пировский приход

Первые известия о церкви в этом селе мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 164 (1656) г. отмечена «церковь Сергия Чудотворца въ вотчине Троицкаго Сергиева монастыря въ Пировыхъ Городищахъ». Писцовые книги тех же годов прибавляют, что эта церковь была «древяна вверхъ» - строение приходских людей. При церкви был священник, дьячек, пономарь и просвирня, в селе двор монастырский, 2 двора бобыльских, в приходе 13 дворов крестьянских, 5 дворов бобыльских, «пашни церковной по 5 четв. въ поле, сена на пожне Поповке 80 копенъ».
По переписным книгам 1678 г. в селе Пировы Городищи значится двор монастырский, 8 дворов детенышей монастырских, 13 дворов крестьянских и 2 бобыльских (в конце XIX века здесь 40 дворов).
В 1695 году в Пировский приход были приписаны жители деревень: Щекина, Секерина, Каширина, Головина и Марьина, бывшие в приходе к церкви Бориса и Глеба за Великим озером. Крестьяне мотивировали свой переход в другой приход тем, что «прежняя ихъ приходская церковь отъ нихъ отдалена и за великими водами и попъ у нихъ одинъ за водянымъ путемъ со всякою церковною потребою ходить къ нимъ не успеваетъ, а во время половодья у нихъ лежатъ больные многое время безъ исповеди и св. причастия и роженицы безъ молитвы».
В 1706 году в Пировых Городищах был построен и освящен теплый деревянный храм во имя Св. пророка Илии, а в 1711 году была построена вновь и церковь во имя преп. Сергия.
В 1806 году вместо этих двух деревянных церквей был построен в Городищах каменный храм Сергия Радонежского.


Ворота церковной ограды

Колокольня

Церковь Сергия Радонежского

Престолов в этом храме три: главный – во имя преп. Сергия Радонежского, в приделах теплых – во имя Св. прор. Илии и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательнаго по ценности или древности в церкви не имеется.
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (828 руб.), от служб и требоисправлений, от хлебного сбора с прихожан и земли церковной до 650 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят. 1,500 саж., пахатной 22 десят., сенокосной в пожнях Беляихе и Островце 11 десят.; на пахатную землю план общий с крестьянами.
Приход состоит из села Пировых Городищ и деревень: Федурникова (по переписным книгам 1678 г. в Федурникове значится 7 дворов, в кон. XIX века здесь было 11 дворов.), Лапина (в 1678 г. в Лапине было 3 двора, в кон. XIX века здесь было 18 дворов.), Головина, Марьина, Щекина, Руделева, Логу, Каширина, Ярополченского оселка, Секерина и Липовской усадьбы; во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 721 душа мужеского пола и 806 женского, из них раскольников 11 душ».


Часовня-столп в селе Пировы Городищи

В 1889 г. крестьяне прихода с. Пировых Городищ между собой обсудили, что им необходимо, для воспитания своих малолетних детей, открыть школу, почему они обратились к местному священнику об открытии таковой и вместе с тем крестьяне обратились к Александру Алексеевичу Мухину, чтобы он принял на себя обязанность попечителя школы и в том году, с разрешения совета Александро-Невского братства, школа была открыта. В первый год она размещалась в доме местного священника и учеников было крестьянских детей 14 человек, на втором году школа осталась в том же помещении и было уже учеников около 20 человек. Школа содержалась на средства Попечителя, как в отношении устройства парт, доски и прочих принадлежностей, так и отопления и освещения, и, по возможности, он удовлетворял жалованьем помощника учителя из своих собственных средств. В 1891 году число учеников увеличилось до 40 человек. Тогда появилась необходимость выстроить отдельное здание для школы или купить уже построенное. Учащихся в 1897 г. было 29.

Город Вязники.

Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.
Свято-Введенский мужской монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (27.01.2013)
Просмотров: 5685 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024