Владимир (1053-1125 гг.) - сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, внук Ярослава Мудрого и Константина Мономаха. В крещении Василий. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха. Жёны: Гида - дочь английского короля Гаральда; Христина-дочь шведского короля Ингоря. Сыновья: Мстислав, Изяслав, Ростислав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Юрий, Андрей, Глеб, Святослав. Дочь: Мария - будущая жена сына греческого императора Диогена.
Свое детство и юность провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев. В 1076 г. вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наемного войска из половцев для междоусобной войны.
Князь Черниговский: 1078 - 1094 гг.
В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 г. отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В 1093 г. после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.
Князь Переяславский: 1094 - 1113 гг.
С 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.), и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097 г.), 1100 г., 1103 г.). В 1095 г. заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты. Боняк атаковал Киев сразу по возвращении «из грек» - прямо с марша. Чуть позднее подступил к Переяславлю Тугоркан, там же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха. После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103 г. , 1107 г., 1111 г.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли. Владимир Мономах получил в 1093 г. после смерти своего отца Всеволода в добавление к своей старой вотчине Переяславлю-Южному Смоленск и Ростово-Суздальскую землю. В Смоленске 1101 г. он закладывает каменный Успенский собор. В Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью». В пору, когда был заложен смоленский собор, Смоленское княжество вместе с Переяславльским принадлежало Мономаху и не было причин для выделения Смоленска в особую епархию. Таким образом, в 1101 г. Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный храм, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживавший культовые нужды стольного города. Когда во главе Смоленского княжества стала своя княжеская династия и смоленский стол занял внук Мономаха Ростислав Мстиславич, стал на очередь вопрос об учреждении особой Смоленской епископии. В 1136 г. «поставлен бысть скопечь Мануило епископом Смоленску, певечь гораздый, иже бе пришел из Грек сам третий и к боголюбивому князю Мьстиславу. Пред сим бо бе не был епископ в Смоленьске». Судя по тому что Мануил был поставлен «к церкве святыя Богородици», заложенный Мономахом собор был уже закончен строительством. Однако ряд источников свидетельствует, что его достройка была осуществлена Ростиславом. Так, в Супрасльской летописи в статье 6673 г. о смерти князя Ростислава указано, что он «святую Богородицу строил в Смоленьсце марта 21». Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Неясно, связано оно с завершением нового этапа строительства здания или же объясняется какими-то политическими причинами.
С 1093 гг. - князь ростово-суздальский.
С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю. Став в 1093 г. владетелем Ростовской земли, Мономах послал сюда своего сына Мстислава (1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский). В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря по инициативе Епископа Ефрема - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Епископ Ефрем (1054/1055 - 1065) передаёт монастырю села: «...юже бе далъ Ефрем и с селы». Села, по-видимому, принадлежали самому Ефрему, который происходил, судя по сведениям Киево-Печерского патерика, из знатной, возможно княжеской, семьи («каженик некто от княжа дома»). Наиболее вероятным представляется, что села, которые дал Ефрем Дмитриевскому монастырю, находились вблизи Суздаля и, возможно, сам монастырь располагался на земле одного из принадлежавших ему сел.
Мстислав Владимирович Великий - удельный князь Ростово-Суздальский с 1093 по 1095 гг.
Мстислав сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича. В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха - Изяслав Курский вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань. 1096 г. - князь Олег Святославич Гориславич. На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.
В Суздале в это время уже есть княжеский двор. Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (то есть какие-то деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия. Вероломно согласившись на предложенный мир, Олег вновь перешел в наступление; но под Суздаль прибыл русско-половецкий отряд второго сына Мономаха Вячеслава, и Олег вынужден был отступить. В 1096 г. в битве на р. Медведице Мстислав разбил брата Олега Ярослава Святославича. Мстислав преследовал Олега до Мурома и Рязани, изгнал его оттуда и вернул пленных ростово-суздальских бояр. Олегу пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь, к половцам. В ходе борьбы с Олегом очень ярко выступает значение местной боярской знати - ростовских, суздальских и белоозерских бояр и дружинников, владевших землей и селами, откуда они собирались по зову князя для участия в походах. Феодальное землевладение сделало большой шаг вперед - в гуще сельского мира выросли имения феодалов, угрожавшие сельской общине.
Любечский съезд 1097 г., собранный «на устроение мира», подтвердил права Мономаха на северо-восточную «отчину Всеволожю». Мстислав перешёл в 1095 г. в Новгород, и вместо него около 1096 г. Владимир Мономах направил в Суздаль своего сына Ярополка.
В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В сообщении о второй поездке Мономаха в Суздальский край упомянуто заложение собора в Смоленске, а суздальский собор не упомянут. В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы». Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха, а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале - Юрием Долгоруким не позднее 1125 г. Ктиторами первого храма были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, второго - Юрий Всеволодович. В этот период был сооружён Суздальский кремль - самая древняя часть Суздаля. Земляной вал кремля был устроен из глины, внутри деревянная конструкция (поэтому вал до настоящего времени сохраняет начальную форму). По земляному валу кремля был сооружён дубовый «заборол» - тын из брёвен, заострённых вверху. См. Суздальский Кремль.
Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале
О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно. Успенский Собор был построен из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый каменный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского. Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал.
Кирпич-плинфа
На месте церкви Бориса и Глеба в Кидекше при Мономахе строится церковь из плинфы. Около церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плинфы начала XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте этой церкви ещё в начале XII века, вероятно во время правления Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками. Вероятно, уже в начале XII века при Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция, с чем можно связывать постройку кирпичного (из плинфы) храма. При Юрии Долгоруком там были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен храм Бориса и Глеба, в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся. См. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
ВЛАДИМИР на Клязьме (ВЛАДИМИР-ЗАЛЕССКИЙ)
В 1107 г., Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год. В 1108 г. Владимир приезжает в Суздальщину. Работы по сооружению владимирской крепости были начаты, видимо, во время приездов Мономаха на север в 1099 - 1102 гг. и закончены в его последний приезд в 1108 г. Это была очень большая военно-инженерная стройка. До создания укреплений Владимиром Мономахом здесь (Мономахов город, центр Владимира, парк Пушкина) находилось древнерусское поселение. Ивановский вал был сооружен, вероятно, в самом нач. 12 в., насыпан из земли и культурного слоя, без внутривальных деревянных конструкций. В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно. Возможно он стоял на месте где князь Андрей Боголюбский поставил белокаменную церковь Спаса. Мономах «на смежном с вост. стороны пригорке того же кряжа строит в 1116 году каменную церковь Св. Спаса и окружает пространство земляным валом» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881 г.).
Спасская церковь во Владимире
Крепость предназначалась для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Город в это время назывался Владимир-Залесский (до князя Владимира Красное Солнышко – Китеж-Залесский). Крепость заняла стратегически выгодное положение: на возвышенном плато на левом берегу Клязьмы, с севера защищенном рекой Лыбедью, а с запада и востока крутыми оврагами. Город был обнесён насыпными валами, поверх которых устроены были деревянные крепостные сооружения. Периметр этих укреплений составлял 2,5 км, а площадь города равнялась 6,25 га. Границы бывшего Мономахова города в современной топографии Владимира таковы: на западе - это склон холма, вдоль которого идет центральная аллея парка имени Пушкина; на востоке - постройки Рождественского монастыря; с юга - возвышенный берег Клязьмы; с севера - берег реки Лыбеди. См. Оборонительные укрепления г. Владимир.
Повелел князь Владимир построить и княжеский двор. Посередине восточной и западной линий валов находились проездные башни с мостами через рвы. Возможно, что западные ворота уже в это время получили название Торговых, так как они выводили к Муромскому спуску на Клязьменскую пристань. Как свидетельствует приведенный текст Львовской летописи, одновременно с постройкой крепости Мономахом была поставлена первая во Владимире каменная церковь Спаса. Много путаницы вносят в этот вопрос поздние княжеские родословцы. Так, в родословце Комиссионного списка Новгородской I летописи «А се князи Русьтии» мы читаем: «Сын Володимеров [Всеволодов] Мономах, правнук великого князя Володимера. Сий поставил град Володимерь-Залешьскый в Суждальской земле, и осыпа его спом и созда первую церков святаго Спаса, за 50 лет до Богородичина ставления [т. е. до постройки Успенского собора]». Литературная история этой летописной статьи в целом далеко не выяснена. Однако ясно, что ее автор не имел под руками летописных источников с точными датами названных сооружений и прибегнул к сомнительному приему «круглых цифр». Если считать, что под «ставлением» разумеется закладка Успенского собора (т. е. 1158 - 50=1108 г.), то дата совпадает со Львовской летописью; если же «ставление» - это окончание постройки собора (1160 г.), то дата соответственно изменится (1110 г.). Группа поздних летописных сводов, генетически связанная в данном сюжете со статьей Новгородской I летописи (Хронограф редакции 1512 г., летопись Авраамки, «Русский времянник»), сообщает маловероятную версию, что храм Спаса был построен Мономахом якобы уже после его вокняжения в Киеве: «И в лето 6625 [1117 г.] постави в Володимери церковь камену святаго Спаса и отъиде на Киев». Мы отдаем предпочтение более вероятной дате Львовской летописи – 1108 - 1110 гг.; постройка храма была, видимо, осуществлена по окончании сооружения крепости. Родословец Супрасльской летописи, повторяя данные родословца Новгородской I летописи, сообщает и о месте, где была построена церковь Спаса: «...Приде князь Владимер Манамах ис Киева же во Володимерь град и постави церков камену святаго Спаса у Златых врать, а сам поиде в Киев...». Далее текст сообщает о постройке церкви Георгия Юрием Долгоруким, которая также стояла неподалеку от Золотых ворот. Топографические подробности этого текста, подкупающие своей определенностью, позволяли предполагать, что и княжеский двор Мономаха, очевидно, связанный с княжеским храмом, находился вне княжеского города - на неукрепленных высотах к западу от него, скорее всего на месте позднейшей (1164 г.) церкви Спаса, построенной Андреем Боголюбским. Так полагали, следуя летописным приурочениям, и мы.
Источник: Николай Николаевич Воронин. Зодчество северо-восточной Руси XII - XV вв. Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.Великий князь Киевский: 1113 - 1125 гг.
Великое княжение
После смерти (1113 г.) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха (4 мая 1113 г.). Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 г. Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права. В 1118 г. Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 г. Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 г. Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством.
При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 г. при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 г.) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского.
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
В 1116-1117 гг. по поручению Владимира Мономаха создана была 2-ая редакция «Повести временных лет» Нестором (Сильвестром), монахом Киево-печерского монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
Память
- В 2003 г. была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Владимиру Мономаху. - Владимир Мономах увековечен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Владимир Мономах на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Когда в 1125 г. умер Владимир Мономах, Мстислав принял титул великого князя. Он уже не владел львиной долей русских земель, поскольку младшие сыновья Мономаха унаследовали самостоятельные княжества: Ярополк получил Переяславль, Вячеслав - Смоленск, Юрий Долгорукий - Ростово-Суздальское княжество, Андрей Добрый - Волынь.