Обретение индивидуальности с первых дней жизни (Руководство для родителей близнецов)
Процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночнорожденных детей. Если у одиночнорожденного младенца формируется тесная привязанность только к своей матери, то у младенца-близнеца сразу образуется две таких привязанности: к маме и к соблизнецу. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя не только отдельно от матери, но и от соблизнеца. Формирование индивидуальности каждого из близнецов может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из близнецов. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между близнецами.
Не стоит называть близнецов похожими по звучанию или ритмической структуре именами (например, Саша и Паша, Марина и Ирина и т.п.). Старайтесь как можно реже одевать их одинаково, даже пока они совсем еще маленькие. С самых первых дней вы должны научиться различать своих малышей и обращаться к ним по именам. Чтобы вы всегда могли сказать, 'кто есть кто', вы можете, например, покрасить ногти одного из малышей безвредным лаком или сделать им разные браслетики и т.п. Постарайтесь, чтобы каждый из близнецов имел возможность регулярно общаться с каждым из членов семьи. Разговаривайте с обоими близнецами вместе и с каждым из них по отдельности; старайтесь почаще гладить своих малышей; обнимайте их, берите на руки и т.д. - это для них очень важно. Вы можете брать на прогулку или по делам по одному близнецу (или близнеца вместе с сиблингом-неблизнецом) - так малыши постепенно привыкнут находиться друг без друга и в дальнейшем не будут ощущать чрезмерного дискомфорта, если им придется расстаться на несколько часов или даже дней. Такое личное общение поможет формированию у близнецов привязанности ко всем членам семьи.
Позвольте близнецам самим выбирать, что они оденут, и самостоятельно одеваться, как можно раньше (к 3-4 годам они уже должны уметь это делать). Не настаивайте на том, чтобы они одевались одинаково, даже если родственники дарят им одинаковые комплекты одежды.
Ниже мы перечислим некоторые особенности родительского поведения, которые могли бы способствовать более успешному формированию индивидуальности у близнецов.
- Выберите для своих близнецов разные по звучанию имена.
- Возьмите за правило одевать их по-разному; когда малыши немного подрастут, разрешите им самостоятельно одеваться и выбирать, что они оденут.
- Обращаясь к младенцам-близнецам, называйте их по именам.
- Подчеркивайте и поощряйте различия между ними.
- Как можно чаще берите близнецов по отдельности на экскурсии, прогулки.
- Как можно чаще выделяйте время на то, чтобы наедине пообщаться с каждым из близнецов.
- Если пространство вашей квартиры позволяет, выделите каждому из близнецов отдельную комнату.
- Старайтесь чаще обнимать, целовать, гладить, брать близнецов на руки и т.п.
- Почаще хвалите близнецов, но, по возможности, не одновременно и за разные поступки.
- Старайтесь принимать дисциплинарные меры индивидуально по отношению к каждому из близнецов.
- Важно, чтобы близнецы часто имели возможность пообщаться со взрослыми и сверстниками, не принадлежащими к их семье.
- Старайтесь покупать малышам разные подарки, исходя из их индивидуальных вкусов, пристрастий, интересов, а также из того, что каждому из них в данный момент больше нужно.
- Будьте готовы к тому, что близнецы будут, как правило, вести себя по-разному, поскольку внешнее сходство не означает одинаковое поведение, и относитесь к этому с одобрением.
- Относитесь с одобрением к тому, что близнецы будут иметь разные мнения.
Мы предлагаем вам несколько критериев того, что ваши близнецы успешно обретают собственную индивидуальность.
Для маленьких близнецов (приблизительно до 6-7 лет):
- Редко плачет, если заплакал соблизнец.
- Не очень расстраивается, разлучаясь с соблизнецом.
- Редко сильно огорчается, когда соблизнец наказан или расстроен.
- Не путает собственное отражение в зеркале с соблизнецом (после 15-18 месяцев).
- Откликается только на собственное имя (и никогда не откликается имя соблизнеца).
- Развивается в соответствии с возрастными нормами.
- Редко имитирует соблизнеца, изображает его.
- Не пользуется особенным 'языком близнецов'. Развитие речи соответствует возрастным нормам.
Для близнецов-школьников:
- У каждого из близнецов есть собственные друзья, цели, хобби и интересы.
- Они получают удовольствие, одеваясь по-разному большую часть времени.
- Не ревнуют чрезмерно соблизнеца к его друзьям.
- Не боятся разлучиться с соблизнецом на ночь.
- Не боятся учиться в разных классах.
- Близнецы соревнуются между собой, но в меру: не слишком много и не слишком мало.
- Часто и с удовольствием общаются со сверстниками.
Помните, что, в целом, близнецы не должны заметно отставать в развитии от одиночнорожденных детей (если только они не получили серьезных родовых травм). Постарайтесь избежать ошибки, свойственной многим родителям близнецов, которые принимают серьезные нейропсихологические нарушения развития за своеобразие поведения близнецов. Помните, что все стремления и попытки обрести индивидуальность, предпринимаемые вашими близнецами, всегда будут уравновешиваться давлением со стороны других людей, считающих, что близнецы представляют собой одно целое, а иногда и настаивающих на том, что близнецы должны быть одинаковыми! Поэтому не бойтесь переусердствовать, помогая своим малышам обрести индивидуальность!
По материалам статьи Jessie R.Groothuis "Twins and Twin Families"