Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы. Праведность есть высшая ступень нравственного развития человека; тот, кто ее превысил,- уже не праведник, а святой. Форма праведности разнообразны; они зависят от времени, места и человеческого характера. Можно сказать обобщённо: праведность - в негативном аспекте - есть такое состояние человека, устойчивое и оканчивающееся только с его смертью, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум - от захваченности материальными интересами, а сердце - от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же аспекте праведность есть проницание деятельной любовью к Богу, людям и миру всей, внешней и внутренней, деятельности человека. Праведник есть высшая ступень нравственного развития человека; тот, кто её превысил, уже не праведник, а святой. [12]
СВЯТЫЕ
«Самая великая победа – это победа над самим собой»
Старинные религии усматривали мерило относительной ценности личности в степени выполнения ею предписаний данного религиозно-нравственного кодекса. Религии аскетической окраски наивысшей ступенью полагали святость, понимая под нею чистейший образец иноческого служения либо мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план. Иноческий или мученический подвиг совершался не в силу любви к людям и ко всему живому, но в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук. Конечно, я имею здесь в виду доминирующее направление, преобладающее настроение, а не образы таких изумительных отдельных деятелей, апостолов любви, как св. Франциск, Рамаджуна или Миларайба. Как это ни чудовищно для нас, но даже вечные мучения грешников в аду не вызывали в большинстве адептов этих религий стремления к тому, чтобы просветить мировые законы, в том числе и закон возмездия или кармы. Вечное возмездие за временное нарушение их казалось справедливым актом Божества или во всяком случае (как в брахманизме) непререкаемым и абсолютно непреодолимым законом. Будда как свеча горел огнем сострадания, но и он учил только тому, как вырваться из круга железных законов мира, а не тому, как просветить и преобразить их. [12]
Во всяком случае, творчество, как и любовь, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Избранникам ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность и талант. Но это – лишь раскрытие потенций, заложенных в каждой душе. Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас. Религия итога будет стремиться разрушить эту преграду, дать пробиться живым водам сюда, в жизнь. В поколениях, ею воспитанных, раскроется творческое отношение ко всему, и самый труд станет не обузой, но проявлением неутолимой жажды создавать новое, создавать лучшее, творить свое. Все последователи Розы Мира будут наслаждаться творческим трудом, обучая этой радости детей и юношество. Творить во всем: в слове и в градостроительстве, в точных науках и в садоводстве, в украшении жизни и в ее умягчении, в богослужении и в искусстве мистериалов, в любви мужчины и женщины, в пестовании детей, в развитии человеческого тела и в танце, в просветлении природы и в игре.
Потому что всякое творчество, кроме демонического, совершаемого во имя свое и для себя, есть богосотворчество: им человек поднимает себя над собой, обоживая и собственное сердце, и сердца других.
В смысле личного духовного совершенствования большинство людей движется по медленному и широкому пути. Этот путь проходит через браки и деторождения, сквозь причастность различным формам деятельности, сквозь полноту и пестроту впечатлений жизни, сквозь ее радости и наслаждения. Но есть и Узкий Путь: он надлежит тем, кто носит в своей душе особый дар, требующий жесткого самоограничения: дар святости. Несправедливы религиозные учения, утверждающие Узкий Путь как единственно правильный или наивысший. [12]
Перед святыми преклоняются именно как перед людьми, сумевшими преодолеть свое человеческое, либо как перед осуществителями воли Божией, посланцами мира горнего. Протестантизм отрицает понятие святости вообще. Но здесь обнаруживается скорее спор о частностях, чем о существе дела: ведь, отвергая аскетический монашеский идеал, Лютер и Кальвин не умаляли значения мирской праведности, хотя и понимали ее, с одной стороны, шире, чем католицизм, а с другой – несколько запретил своим последователям обращаться к его духу молитвенно. Это показывает чистоту и искренность его помыслов, но противоречит основам религиозно-нравственного миропредставления вообще. Ведь если праведность, как высшая самоотдача себя человечеству во имя Божие, есть безупречное и бескорыстное Ему служение (а если понимать праведность так, то смешно отрицать, что она существует на свете, встречается, хотя и редко, в жизни), – если так, то нельзя представить себе праведную душу, после кончины успокоившуюся в бездеятельном блаженстве. Всеми силами своей души, в том числе и такими, которые раскрываются только после смерти, праведник будет осуществлять помощь живущим и нижестоящим в их восходящем движении. Это также естественно, как помощь взрослого ребенку, и столь же мало, как эта помощь, умаляет или уничижает тех, на кого направлена. [12]
Дар святости есть такой же дар, как гениальность или как та незыблемая ось героического душевного склада, которая делает человека способным не на отдельный героический акт (на это способны многие), но на превращение своей жизни в героическую повесть. [12]
Каждому будущему святому пришлось пройти мучительный путь сомнений, терзаний и испытаний, каждому из них приходилось по крупицам выдавливать из себя дьявола, который сидит в каждом человеке без исключения (эйцехоре – семя зла, находящееся в душе каждого человека с рождения). Души этих людей становились чистыми и светлыми не сами по себе, а пройдя сквозь пламя сатанинских искушений. Каждый из нас может достичь совершенства на Земле, прежде чем уйти к Отцу Нашему, все мы Божии дети. Для этого надо суметь отречься от всего низменного и недостойного и посвятить всего себя целиком одному делу – служению людям. Надо заполнить всю свою душу без остатка любовью и радостью земного бытия, нам надо уметь прощать и любить.
Это только легко написать «принял обет молчания на три года» или «раздал всё своё имущество бедным», а выполнить это в жизни весьма не просто. Многие из нас не способны даже на мелкие крупицы того, что было сделано истинно верующими людьми. Дар прозорливости и дар исцеления были получены ими не просто так, от рождения, а были посланы свыше в награду за стойкость характера, чистоту помыслов и душевную доброту.
Чаще всего их святость признавалась лишь после смерти. При жизни к ним относились чаще всего как к умалишённым. Смеялись над их внешним видом, смеялись над необычными, с точки зрения обычных людей, речами и поступками. В лучшем случае их жалели, считая таких людей убогими и обиженными судьбой. Юродивых оскорбляли, иногда даже били, иногда обходили стороной, брезгливо морщились при этом. Но зато, если Божий человек своей святостью и набожностью становился известным, к нему тут же выстраивалась очередь из желающих получить свой кусочек здоровья и счастья. Люди бросались в другую крайность, добиваясь встреч со святыми любыми способами, не давая им при этом покоя. Именно поэтому Божии избранники были вынуждены уходить в глухие леса и удалённые степи, чтобы хоть немного отдохнуть от мирской суеты. Каждому из них пришлось пройти сквозь мучения и страдания, и самое главное, они совершенно осознанно выбирали этот путь сами. Лишь сильные испытания способны очистить душу человека. Эти Божии наставники целью своей жизни избрали одно – заботу обо всех живущих на Земле. Это и есть самый главный подвиг – умение поставить всеобщее выше своего личного.
Почему-то сейчас о современных святых ничего не слышно. Идеальный образ святого заменён образом удачливого бизнесмена. Несмотря на Христову заповедь: «Не превращайте дом моего Отца в площадь для торговли», во многих храмах полным ходом идёт торговля прямо возле святых образов и мощей святых.
В наше время священником, способным исцелять при помощи молитвы, был Александр Мень. Он возлагал руки на темя больного, молился и боль проходила…
Святые помогают всем людям на планете, но в определённых случаях. Каждый святой имеет свою область деятельности.
История помнит немало имен тех, кто нёс веру Иисуса Христа, страдал за него, но не был сломлен и остался жить в памяти людской на века. Рассказы о них передавались из поколения в поколение. Многое превратилось в легенды и в наше цивилизованное время похоже на красивую сказку.
С именами некоторых из них вы уже знакомы, о других услышите впервые. Даты в списке указаны по новому стилю, в некоторых случаях указан также старый стиль.
Список литературы:
12. Даниил Андреев. Роза мира. М. 2001.
***
Вы скажете: "Но многие из великих Учителей и Посвященных не женаты, но разве они такие же как эти фанатики?" Нет, великие Учителя и Посвященные шире понимают Творение Бога, ясно видят вещи, и живут целомудренной жизнью, потому что совершают настолько богатые и чудесные обмены в тонких планах, что им не надо спускаться слишком низко в материю, чтобы ограничивать и чересчур перегружать себя. Они живут в безбрачии и целомудрии не потому, что они против любви, наоборот, они получают пищу, пьют из источников и в областях незнакомых толпе, где все обмены совершаются при самом большом свете и самой большой чистоте... Их посещают ангелы и архангелы, солнце и звезды посылают им свой взгляд и улыбку; даже люди отдают им свою любовь и доверие. Так они наполняются, наполняются со всех сторон! В чем они могут еще нуждаться?.. И почему они должны отказаться от всех этих богатств, чтобы погрузиться в болото, где найдут только разочарование?