Четверг, 28.03.2024, 12:43

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Епископы Ростовские

Феодор I епископ Ростовский


Шитый покров с изображением святителя Феодора

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 года) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 8 июня, 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 23 июня (Собор Владимирских святых).

Жизнеописание

По происхождению грек, прибыл из Константинополя в Киев в составе свиты первого киевского митрополита Михаила.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех её пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещёнными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
В Ипатиевской летописи сказано:
«в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
В Степенной книге XIV столетия сказано:
«в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в своё имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».


Памятник равноапостольному князю Владимиру и Святителю Федору во Владимире

Существует предположение, что обитель святителя Василия (Свято-Васильевский монастырь) обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.

В состоянии язычества Суздальцы поклонялись: Велесу, Перуну, Яруну, Облупе (праздновали, когда рожь облупливалась, колосилась), Купале и Туру (богу плодородия, сладострастия). Следы поклонения этим богам сохранились в названиях улиц города: от Яруна – Ярунова улица, от Пиная – Пинаиха, от Облупы – Облупа, от Купала – «место на сполье, где во время язычества народъ собирался 24 июня, от Тура – название сел Турабьево, Туртино, дер. Турыгино. Ключарь Ананий Федоров в своем «Историч. Собр. О гр. Сужд.» о происхождении Суздальского соборного храма говорит, что он имеет свое начало от равноапостольного князя Владимира.
В этом храме новокрещенные Суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Торжественное и умилительное архиерейское богослужение, совершаемое святителем Феодором, с глубоким благоговением, производило на юных христиан сильное впечатление, и вера Христова укреплялась в сердцах их. Но многоплодная миссионерская деятельность святителя Феодора среди мирных жителей Суздаля продолжалась не долго,- только до открытия епархиальной епископской кафедры в Ростове.

В 991 г. была учреждена Ростовская и Суздальская епархия с центром в Ростове; титул правящего архиерея неоднократно менялся.

С 1149 г. Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская епархия.
С 1164 (1172) г. Ростовская и Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
С 1213 (1214) г. Ростовская, Переяславская и Ярославская епархия.
С 1215 г. Владимирская и Суздальская епархия.
С 1226 г. Ростовская и Ярославская епархия.
С 1228 г. Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская епархия.
С 1274 г. Владимирская, Суздальская и Нижегородская епархия.
С 1330 г. Суздальская епархия.
С 1347 г. Суздальская, Брянская и Тарусская епархия.
С 1374 г. Суздальская, Нижегородская и Городецкая епархия.
С 1394 г. Суздальская и Тарусская епархия.
С 1464 г. Суздальская, Калужская и Тарусская епархия.
1667-1788 гг. Суздальская и Юрьевская епархия.

В 992 г. Федор I был рукоположен в епископы Ростова. Построил в городе дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Проповедь христианства, начатая Феодором, была враждебно встречена язычниками и святитель удалился из Ростова в Суздаль.
По сообщению надписи 1635 года в ризнице Богородице-Рождественского собора Суздаля:
«Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».
В 1010 г. когда ростовским князем стал святой Борис Феодор вернулся в город, но после убийства Бориса святитель был вновь изгнан из города и возвратился в Суздаль где скончался около 1024 г.

Почитание

Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
Время начала местного почитания святителя Феодора неизвестно, во второй пол. XVI в. его гроб украшал покров с вышитым молитвенным обращением к нему где он был назван «великим чудотворцем».
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.


Рака св. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.

Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.

20 августа 1879 г. их по указу Святейшего Синода переложили в новую серебряную раку в честь чего было установлено местное празднование.

В 1998 г. в связи с аварийным состоянием Рождественского собора мощи святителя Феодора перенесли в Казанскую церковь Суздаля.


Казанская церковь Суздаля.

Меряне поклонялись Вепсу. Во второй пол. XII в., по сообщению митрополита Леонтия Ростовского (из «Ростовского митрополья» на Сухоне), совершилось крещение финно-угров в Присухонье.
Свои языческие верования местное население сохраняло долго, несмотря на раннюю христианизацию. Так, пришекснинские жители (вепсы) «богу молились, а пню лесному поклонялись. Христа прославляли, а вепса славили».
Меряне славили Ёлса. Так в мерянском языке назывался «леший».

Епископ Леонтий Ростовский


Икона середины XVI века

Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своём к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках XIII-XVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190-1214 гг., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждая, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси», в то же время говорит: «ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси» (стихира на хвалитех), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть».
Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).
Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобномуАнтонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Иларион.
В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных князей.

Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая» по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во времена св. Владимира, в 991 г., и при ней учреждён клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион изгнаны были из города.


Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Св. Леонтий крестит мерянских детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Впрочем, профессор Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».
Одновременно с «наказанием» клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.
Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.


Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 г. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне).
С другой стороны, епископ Симон Владимирский и Суздальский пишет о Леонтии следующее: Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные.
Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 г. при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 г. дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 г.; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 г. поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 г. усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 г. «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».
У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживанияогурцов. былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

Исаия, епископ Ростовский


Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона кон. XV – нач. XVI в.

Исаия (ум. 15 мая 1090) - уроженец Киевской земли. Постригся в Печерской обители при преподобом Феодосии. Был игуменом монастыря святого великомученика Димитрия в Киеве (с 1062).
Стал Епископом Ростовским и Суздальским после смерти епископа Леонтия (не позднее 1077).
Исаия утвердил христианство на Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы.
Участвовал в освящении церкви св. Михаила в Всеволодовом (Выдубицком) монастыре (1088), церкви Богородицы в Печерском монастыре (1089).
Умер в 1090 г., похоронен в Успенском соборе. Гроб сначала находился в небрежении. Мощи обретены в 1164 г. (или 1162) при постройке нового собора взамен сгоревшего, началось народное поклонение им. Местное празднование памяти как чудотворца установлено в 1474 г. архиепископом Вассианом (Рыло).
Первую редакцию жития датируют XV или XIII в.; вторую - XV-XVI вв.

Память - 15 мая.

Ефрем, епископ Ростовский

О жизни и деятельности преосвященного Ефрема сведений сохранилось очень мало. На пост архипастырского служения он призван в 1090 г. из числа подвижников Киево-Печерской лавры. С этого времени и до 1119 г. он управлял Ростовской епархией.
Скончался в 1147 г.

Святитель Симон, епископ Суздальский

Святитель Симон, епископ Суздальский жил в кон. X - первой пол. XI вв.
По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу - пятым.
В обоих этих летописцах он следует после Ефрема.
Ушёл из жизни в первой пол. XI в.
Мощи почивают в в Киево-Печерской Лавре, в Антониевой пещере.

В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления.
Праздник святому Симону отмечается и 23 июня - в Соборе Владимирских святых.

Нестор, епископ Ростовский

По происхождению — грек.
Во времена и Юрия, и Андрея, и Всеволода в городах Владимире и Суздале епархий не было, и церковное руководство в Суздальской земле осуществлялось ростовским епископом. Епархия во Владимире появилась только при Юрии Всеволодовиче, в 1214 г.
В городах, не являвшихся центрами епархий, были «владычные наместники», подчинявшиеся епископу. На открытие нового храма требовалось епископское благословение, оно требовалось и на утверждение священника, хотя кандидатуру мог выдвигать ктитор - в данном случае князь. Ктитор мог инициировать и смещение неугодных ему священников, но, опять же, требовалось согласие епископа.
Ростовским епископом в начале 1150-х гг. был Нестор. Когда и кем он был поставлен на кафедру, мы точно не знаем. М.Д. Приселков полагал, что хиротония Нестора имела место в 1137 г., т.е. еще до избрания митрополитом Клима Смолятича (1147 г.). Аргументация исследователя сводилась к следующему: Нестор не мог быть поставлен на кафедру позднее 1139 г., так как в этом году великим князем киевским стал Всеволод Ольгович, с которым у Долгорукого была вражда. А поскольку в 1137 г. от переяславской епархии отделилась смоленская, то исследователю виделось вероятным, что тогда же отделилась и ростовская епархия (также от переяславской). Н.Н. Воронин принял эту точку зрения и датировал хиротонию Нестора 1137 годом.
В 1147 г. собор поставил Климента на русскую митрополию. М.Д. Приселков полагал, что Ростовский епископ Нестор «не отозвался на княжеское приглашение», а Н.Н. Воронин -что отсутствием на соборе Нестор «проявил равнодушие в деле Клима Смолятича». Но, конечно, обстановка фактической гражданской войны не позволила бы ростовскому епископу «проявить равнодушие» и игнорировать столь важное мероприятие. На самом деле ответ на этот вопрос гораздо более прост и логичен: ростовской епархии тогда еще не существовало.
В 1157 г. Нестор был удален князем Владимирским Князь Андреем Боголюбскимот управления епархией за то, что не разрешал поста в среду и пяток для Господских праздников, кроме двух: Рождества Христова и Богоявления.
С 1158 г. на Ростовской кафедре был епископ Леон.
В 1160 г. митрополит Киевский Феодор рассмотрел дело епископа Нестора соборне и совершенно оправдал его, но князь Андрей Боголюбский не хотел принять изгнанного епископа, и владыка Нестор должен был искать себе защиты у Константинопольского патриарха. Патриарх также нашел его невинным и неоднократно просил князя Андрея Боголюбского принять этого епископа как совершенно правого.
При участии епископа Нестора и великого князя Владимира 12 мая 1164 г. был заложен каменный собор в городе Ростове.

Леон, епископ Ростовский

До хиротонии был игуменом Суздальского Владычнего монастыря.
Поставлен в епископы Ростовские митрополитом Константином I в 1158 г. вместо лишенного годом ранее кафедры епископа Нестора. В Суздальской земле это поставление было расценено как незаконное. По Лаврентьевской летописи: «Леон епископ не по правде поставися Суждалю. Нестеру епископу Суждальскому живущю, перехватив Нестеров стол».
В первый год его епископского служения в Ростове был сильный голод, а вскоре большой пожар, от которого сгорела соборная церковь.
Уже в 1159 г. «выгнаша ростовци и суждальци Леона епископа, зане умножилъ бяше церковь, грабяи попы». По предположению Н.Н. Воронина, ростовский епископ провел своего рода переучёт облагаемых епископской данью церквей, причём включил в их число и приделы (алтари) каждой церкви, что значительно увеличило доходы епископской казны.
Вступив на кафедру, начал проповедовать новое учение, не соглашаясь с мнением Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, что не должно разрешать пост среды и пятка вообще ни для каких Господских праздников, даже для Рождества Христова и Богоявления, учение, которое, как открыто противное учению патриарха, показалось некоторым ересью. С жаром отстаивал Леон свои мысли перед великим князем Андреем Боголюбским и перед всеми людьми, но в 1159 г. был изгнан и отправлен сперва в Чернигов к князю Святославу, потом в Киев. Оскорбленный епископ Леон пошел искать суда в Грецию, но и в Царьграде за свои еретические воззрения о посте был заключен в темницу.
По возвращении изгнан вторично в 1162 г.
Мнение епископа Леона о посте в среду и пяток, заклейменное именем ереси, было отвергнуто всеми в России.
Скончался 1 мая 1171 г., «зле изверже душу свою».

Феодор II, епископ Ростовский

Феодор II, епископ Ростовский (по некоторым рукописям — Феодал, Федорцо, Белый клобучек, Феодорец-Калугер) — епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Феодор именуется лжеепископом, насильником, хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169 г.
Феодор считался родственником знатного боярина Петра Бориславова и племянником Смоленского епископа Мануила, словом, был "рода велика и имеяше богатства много".
Феодор был постриженником Киево-Печерского монастыря, а потом игуменом Суздальским.
Нрава Феодор был "злого, дерзкого, бесстыдного, телом крепок, для всех грозен и страшен".
Еще в 1162 г. Владимирский князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых), желая возвысить свой любимый город Владимир, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию. Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора. Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя.
В 1168 г. в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским. Патриарх не согласился. Но это не смутило игумена Феодора. Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского.
Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире. Владимирский князь Андрей Боголюбский уговаривал Феодора ехать в Киев к митрополиту за благословением. Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа. Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения. После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, "и не бысть пения нигдеже". По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать — всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен. Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 г. "И тако злый зле погибе".

Лука, епископ Ростовский

Вероятно уроженец южной России. Иночество принял в одном из Киевских монастырей, откуда, неизвестно когда, избран был на игуменство киевского Спасского монастыря, что на Берестове.
В 1185 г., 11 марта хиротонисан в епископа Ростовского.
При нём начались стенописные работы в каменном ростовском Успенском соборе.
Вероятно в 1188 г. переведён во Владимир-на-Клязьме, оставшись епископом Ростовским.
В 1187 г. убедил великого князя Всеволода Юрьевича примириться с Рязанским князем. В том же году он расписал владимирский Успенский собор и освятил его в 1189 г. Этот собор погорел в 1185 г. и был возобновлён великим князем Всеволодом Юрьевичем.

10 ноября 1189 г. епископ Лука преставился и Великий князь Всеволод Юрьевич, «спрятавши тело его с игумены и с чернецы, с клирошаны, с попы, положиша и у св. Богородицы в граде Володимери 11 ноября, на память св. Литы, Виктора и Викентия». При реставрации собора (1888-1889 гг.) была открыта наглухо заложенная в очень давние времена крупным старинным кирпичом гробница епископа Луки; плита, которою она была покрыта, устроенная на два ската из целого белого камня, оказалась совершенно твердою. Летописец так отзывается о святителе Луке: «Бысть же святый сей муж свят, милостив к убогим и вдовидам, ласков же ко всякому богату и убогу, смирен же и кроток речью и делом, утешая печальные, по истине добрый пастырь».
По указу царя Ивана Грозного в 1552 г. повелено было во владимирском Успенском соборе «по Владимирских по пяти владыках пети в год… панихиду по Луке епископе октября в 8 день».
Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 8 (21) октября и 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Епископ Ростовский Иоанн II

Иоанн - епископ Ростовский с 1190 по 1213 гг.

От Ростовской епархии в 1198 г. отделилась Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
См. Епископ Иоанн Ростовский (Суздальский).

Симон Печерский

В 1214/15 г. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. Симон Печерский.

Епископ Ростовский Пахомий

10 ноября 1214 г. во епископа Ростовского, Переяславского, Угличского и Ярославского был хиротонисан Пахомий (1214 - 1216 гг.), духовник кн. Константина Всеволодовича.
С 1196 г. жил в Киево-Печерском монастыре, где и пострижен в монашество.
С 1201 г. исполнял обязанности духовника великого князя Константина (память 23 мая/ 5 июня, 8/21 июня, 3/16 июля).
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский монастырь.
Епископ Пахомий известен своим образованием, «исполнен книжного учения».
На его попечении семилетним ребенком оставался Василько (Василий), князь Ростовский (память 23 мая/ 5 июня).

В Ростовской летописи о епископе Пахомии сказано: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле. - Сост.) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 г.). Летопись называет епископа Пахомия «искренним, бескорыстным и обличителем хищников и мздоимцев, щедрым, сострадательным».
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский собор.

Скончался в 1216 г. и погребен в Успенском соборе.

Кирилл I, епископ Ростовский

Епископ Кирилл (в схиме Кириак).
Принял монашество в Суздальском Дмитриевском монастыре.
С 1216 по 1229 гг. занимал Ростовскую епископскую кафедру.
В 1218 г. освятил церковь Бориса и Глеба в Ростове, в 1224 г. - церковь Спаса в Ярославле, в 1225 г. - церковь во имя Преображения Господня в Ярославле.
С ним связывают книгописную деятельность в Ростове в нач. XIII в.; предполагают, что он имел большую библиотеку и что по его инициативе был осуществлён перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней. Был известен своим огромным богатством. В 1228 г. заболел. Одновременно имел с кем-то тяжбу перед князем Ярославом Всеволодовичем, по решению суда которого был лишён почти всего имущества, после чего оставил кафедру. Оставшееся имущество роздал нищим.
16 сентября 1229 г. постригся в схиму с именем Кириак в том же Дмитриевском монастыре.
Скончался 17 апреля 1230 г. и был погребён там же.

Епископ Кирилл II Ростовский.

Умер в 1262 г.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Собор Владимирских святых.
Город Суздаль.
Основание Суздаля.
Основание города Владимира.
Крещение Руси. История Русской Православной Церкви.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (11.03.2013)
Просмотров: 4110 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024