Суббота, 27.04.2024, 00:38

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Упразднённые монастыри Владимира

МОНАСТЫРИ города ВЛАДИМИРА


КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Еще в IX – нач. Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах.

Доброе село — одно из древних поселений владимирской округи; на его восточной окраине находился курганный могильник XII—XIII вв.
- Курганный могильник у с. Доброе, 11-13 вв. Правый берег р. Клязьма. Исследовано (К.Н. Тихонравов, 1858 г.) более 70 курганов, содержавших трупоположения с западной ориентировкой и древнерусскими вещами, датированными 11 в. Разрушен строительными работами.

Здесь возникает первое поселение монахов – славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви.
Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру.
В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами.

Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII нач. XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря Феодор был посвящён в 1276 г. в сан Владимирского епископа.
Феодор, епископ суздальский и владимирский (1276—1286 гг.). Летописи называют его игуменом Константино-Еленинского монастыря Киевской епархии, поставленным в 1276 г. в епископа Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду.
Из жизни епископа Феодора известно только, что в 1280 г. он вместе с другими архиереями находился в Переславле-Залесском при отпевании скончавшегося в декабре месяце митрополита Кирилла и провожал его тело чрез Владимир до Киева. Годом кончины епископа Феодора считается 1286-й или 1287-й; погребен он во «Владимирском Златоверхом Успенском соборе», «и гроб его доселе зрим».

Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси.
Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены.

Святитель Алексий

Епископ Владимирский Алексий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. «Инаугурацию» провел патриарх Константинопольский Филофей Коккин (1353 г. или 1354 -1377 гг.), причем Алексий стал первым на Руси митрополитом негреческого происхождения (он занимал святительский престол на протяжении 24 лет). Одновременно городу Владимиру возвратили статус резиденции русских митрополитов, а за Киевом сохранилась позиция «первого престола и первой кафедры». В сложной обстановке княжеских междоусобиц Алексию удалось немало сделать для возвышения Москвы, а в самом городе он основал Архангельский собор, Андроников, Чудов и Алексеевский монастыри.
Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в кон. XIII - в нач. XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня. В 1354 г. последовало его Доставление на Русскую митрополию.
Образом своей жизни святитель Алексий обрел всеобщее уважение, перешедшее затем в глубокое благоговение.
12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе.
20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария это произошло несколько позже, в 1439 г.).
Святитель Алексий один из самых чтимых угодников русских, чудеса его описаны в многочисленных житиях. Церковь празднует память Святителя 12 февраля, а обретение мощей - 20 мая.
См. Святитель Митрополит Алексий.

Один из древнейших русских актов - Уставная грамота, данная в 1391 г. митрополитом Киприаном Константино-Еленинскому монастырю, - рисует картину отношений «духовных отцов» с их крестьянами – «сиротами монастырскими». Они были обязаны поддерживать монастырские деревянные укрепления, строить хоромы, огораживать сады, пахать «игуменов жеребей», засевать и убирать его, косить и свозить сено, плести сети и ловить на монастырь зимой и летом рыбу, а осенью бить в окрестных озерах на пойме и «истоках» драгоценных бобров; по праздникам нужно было нести игумену дары, «что у кого в руках», молоть зерно, печь хлеб и варить пиво. Что же оставалось самим «монастырским сиротам»…

С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова), родившегося в семье священника в нач. XIV в. во Владимире. После смерти отца в возрасте 12 лет он был отдан послушником в Богородице-Рождественский монастырь, где позднее был пострижен в монашество и получил сан иеродиакона. Митрополитом Алексием назначен игуменом вновь открытого Константино-Еленинского монастыря близ Владимира, но вскоре удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 23/03/1384 г. и там же был похоронен.

По материалам «Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь». - Владимир, 2002.

Из слободки, окружавшей монастырь, в XV в. образовалось село Доброе (впервые упоминается в 1478 г.).

В 1478 г. в монастыре была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен.

Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви.

В 1775 г. согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем.
Обитель была закрыта, деревянный храм был передан общине села Доброе.


Константино-Еленинская церковь

Константино-Еленинская церковь была достроена, в 1865 г. расширена, пристроили трапезную с небольшим притвором, в которой устроили два придела.
Памятник представляет собой интересный тип двухстолпного храма, имеющего трехчастное деление, прямоугольный в плане и с тремя полукружиями апсид с восточной стороны. Высокий двухсветный четверик основного объема здания покрыт четырехскатной кровлей и увенчан пятью главами, представляющие собой два восьмерика, установленных друг на друга и увенчанных луковками. Самый крупный барабан со световыми проемами установлен по центру. Декоративное оформление памятника выполнено с использованием элементов стиля барокко.

В 1885 г. на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была построена весьма высокая кирпичная колокольня.
Церковь имеет три престола: во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены, во имя святого Николая Чудотворца (в память о прежней деревянной приходской церкви XV в.) и во имя святого Алексия - митрополита Московского (основателя бывшего здесь монастыря).
Сохранился и 2-этажный дом, принадлежавший церкви. В нем раньше помещалась богадельня.
14 апреля 1996 г. на звоннице был установлен 3-пудовый колокол, переданный в дар храму от городской администрации в честь 1000-летия г. Владимира, о чём напоминает мемориальная табличка на колокольне.

Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь

С 2003 г. церковь и колокольня входят в комплекс построек вновь образованного Свято-Алексиевского монастыря.
В настоящее время Свято-Боголюбский Алексиевский монастырь Владимира является действующим.
См. Свято-Алексиевский монастырь.



ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На склоне к реке за Золотыми воротами в XII в. стояла деревянная церковь Николы, а за ней на высоком отроге располагались деревянные постройки Вознесенского монастыря. Очевидно, что жилища городского населения теперь выходили и за черту Нового города.
Монастырь предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в сер. XII в.
Впервые в летописных источниках Вознесенский храм упоминается под 1187 годом: «приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня».
О значении монастыря в начальный период своей истории говорит летописная запись под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Константина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. В город на Клязьме были принесены величайшие святыни - частицы мощей Лонгина сотника и жены-мироносицы Марии Магдалины. Как описывает «Лаврентьевская летопись» владимирцы «с радостию великою» встретили эти святыни и поместили их в Вознесенском монастыре пред Золотыми воротами.
16 октября 1217 г., в день памяти мч. Лонгина, рака с мощами, хранившаяся в Вознесенском монастыре за Золотыми воротами, была в присутствии великокняжеской семьи, бояр и духовенства перенесена в придворный Дмитровский собор.

Вознесенский монастырь был сожжён татаро-монголами во время нашествия в 1238 г. После разорения иноческая обитель была восстановлена.
Вновь в письменных источника монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе».
Еще в сер. XVII в. церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным).
В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавших деревянных церквей.
По данным «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года» храм, сохранившийся до настоящего времени был построен в 1724 г.
В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня.

Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 г. с иконами, написанными в итальянском стиле. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.
По обычаю возле храма располагалось старое кладбище, являвшееся местом упокоения многих жителей города и Владимирского края. Среди них покоится и участник Бородинского сражения князь Дмитрий Николаевич Голицын. Он получил ранение во время Бородинского сражения. Родители решили перевезти раненого героя Бородина из Москвы в Нижний Новгород, но на половине дороги, во Владимире, князь все же умер. В память о почившем здесь сыне родители украсили Вознесенский храм иконостасом. Литературоведы считают, что писатель Лев Толстой именно князя Дмитрия сделал прототипом образа Андрея Болконского в романе «Война и мир».

В советское время служение в храме насильственно прекратилось в 1934 г. Новая власть по-разному использовала здание, возведенное благочестием русского народа.
В годы Великой Отечественной войны здесь находился один из 17 отделов владимирского концлагеря для немецких военнопленных N 190. Всего располагалось порядка 800 человек. По воспоминаниям одного из тех, кто отбывал здесь заключение и впоследствии посетил Владимир явствует, что и в послевоенные годы церковь хранила изначальный интерьер и свой иконостас. Все внутренние и внешние перестройки храма были связаны с последующим этапом его использования. Он наступил в 1949 г. в связи с закрытием здесь лагеря и передачей здания под нужды обувной фабрики.

В 1960 г. здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения. Непосредственно перед открытием храма, помещения его по-прежнему использовались под цеха обувной фабрики.
24 мая 1990 г., в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин. Здесь впервые, спустя 56 лет после запустения, вновь была отслужена Божественная литургия.
В начальный период своей новой истории на территории Вознесенского храма планировалось создание духовно-административного центра Владимирской епархии, однако Епархиальное управление вскоре решили разместить вновь в стенах Рождественского монастыря. Так Вознесенский храм окончательно стал приходским.
При нем с первых лет существования и поныне успешно действует воскресная школа. Ее бытие начиналось при Успенском кафедральном соборе в 1989 г., но в связи с тем, что в 1990 г. Вознесенский храм планировалось использовать в качестве общеепархиального центра, воскресную школу решили перевести из Успенского Собора на Вознесенскую горку. Сегодня школа состоит из трех групп: младшей, средней и старшей.
В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы Благовещения Божией Матери и Её Покрова.
В Вознесенском храме находится великая святыня - образ прпп. Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей.



Адрес: ул. Вознесенская, д. 14а
телефон 32-30-15
Настоятель - Протоиерей Владимир Александрович Передернин (Кусуново с ю. р.)


ЕГОРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Георгиевский храм был заложен Юрием Долгоруким на его Великокняжеском дворе в 1129 г., а строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским.

См. Храмы и монастыри гор. Владимира

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (20.03.2013)
Просмотров: 4540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024