С фамилией Мальцовых связано возникновение стекольного производства во Владимирской губернии. После указа Сената 1754 г. о переносе всех «железных» и «стеклянных» фабрик на расстояние не менее 200 вёрст от Москвы во избежание пожаров и для «сбережения лесов», орловский купец Аким Васильевич Мальцов летом 1756 г. перевёл часть завода из Можайского уезда во «Володимерский уезд» Московской губернии при речке Гусь, в имении Никулино, в урочище Шиворово хрустальный завод. Первоначально здесь работали 59 человек при 4-х стекловаренных печах «о шести дойницах для материи на хрустальную посуду» и «о четырех дойницах для простой материи». При заводе помимо двух деревянных гут были печи для закалки изготовленной посуды, сушильня для дров, специальные чуланы для хранения посуды и стекла. На стиль изделий сер. XVIII в. большое влияние оказало народное искусство. Это проявилось как в форме предметов, исполненных в гутной технике, так и в характере декора. Одновременно на заводе создавали образцы, украшенные богатой барочной гравировкой.
Памятник Акиму Мальцову в Гусе-Хрустальном
К сер. XIX в. в Мещёре находилась пятая часть стекольных заводов России, многие из которых принадлежали Мальцовым. Их продукция была рассчитана на различные слои населения в России и на Востоке. Наследниками Акима Мальцова стали сыновья - сначала Иван, затем Сергей.
С 1823 г. этими предприятиями руководил внук основателя И.С. Мальцов. В 1846 г. им была основана бумагопрядильня, в 1856 г. - Уршельский стекольный завод, началось строительство жилых кирпичных домов, открыты больница и училище.
Иван Сергеевич внимательно следил за всеми технологическими новшествами и внедрял их на производстве. При нём началось участие изделий завода во всероссийских мануфактурных выставках, где они отмечались высокими наградами, а также были удостоены «высочайшего благоволения и права изображения на них государственного герба». Выпуск продукции, ориентированной на восточный рынок, связан с дипломатической деятельностью И.С. Мальцова в Персии. Он занимал должность первого секретаря посольства, которое возглавлял А.С. Грибоедов. Во время погрома, учинённого религиозными фанатиками в русской миссии в 1829 г., Мальцов был единственным, кому удалось спастись. После кровопролития принцем Хозреф-Мирзой русскому двору был отправлен алмаз «Шах», как плата за смерть А.С. Грибоедова, а Мальцов получил право беспошлинной торговли с Персией.
Наследником огромного состояния И.С. Мальцова стал его племянник Ю.С. Нечаев-Мальцов. Стали внедряться передовые технологии, завоёвываться новые рынки сбыта.
В кон. XIX в. гусевский хрусталь получает всемирное признание: в 1893 г. на выставке в Чикаго за серию изделий в восточном стиле продукция завода удостоена бронзовой медали и почётного диплома, а в 1900 г. в Париже - высшей награды Гран-при.
В нач. ХХ в. их предприятия производили основной объём сортового стекла и высококачественного хрусталя в России.
Ю.С. Нечаев-Мальцов получил известность как щедрый меценат. В 1885 г. на средства Нечаева-Мальцова во Владимире было основано земское ремесленное училище, названное именем И.С. Мальцовых (ныне это старый корпус Владимирского Авиамеханического колледжа).
Здание Владимирского Авиамеханического колледжа
По техническому оснащению мастерских оно было лучшее в Европе. В 1901 г. «за участие в деле устройства земского реального училища» Ю.С. Нечаеву-Мальцову было присвоено звание «Почётного гражданина города Владимира». Были открыты благотворительные учреждения в Москве, во Владимирской и Рязанской губерниях. В Гусь-Хрустальном был построен Георгиевский собор (архитектор Л.Н. Бенуа, художник В.М. Васнецов).
Георгиевский собор
В 1903 г. фабричный поселок Гусь-Хрустальный был украшен величественным Георгиевским собором, сооруженным по заказу и на средства мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Сам Бенуа писал: «В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений». Для оформления собора Юрий Степанович пригласил В.М. Васнецова. Нечаев-Мальцов убеждал художника совершить поездку в Италию, чтобы «вдохновиться Микеланджело и Рафаэлем» перед началом работы над «Страшным судом». Но Васнецов отказался: «Не следует ли, скорее, избегать их видеть, чтобы не поддаться чарам этих великих чародеев в мире образов?». Восемь лет жизни - с 1896 по 1904 гг. Васнецов посвятил художественному оформлению Георгиевского собора. В Москве при Историческом музее был выстроен специальный павильон для работы над огромным полотном «Страшный суд» - 700 х 680 см. Для гигантского мозаичного панно «О Тебе радуется, Благодатная!» в алтаре Виктор Михайлович создал живописный эскиз в натуральную величину - 10 на 18 метров, изображение набиралось в Петербурге известным мозаичистом В.А. Фроловым. Мозаика была установлена в соборе в конце 1902 г., а остальные картины были закончены в 1904 г., но попали в собор значительно позднее. «Страшный суд» экспонировался в Историческом музее. Вызвал огромный интерес у публики и многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Вот отзыв о картине в «Художественных сокровищах России» за 1905 г.: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». «Страшный суд» и картины для приделов «Распятие», «Сошествие во ад», «Евхаристия» с триумфом экспонировались в Петербурге, затем снова в Москве, и только в 1910 г., после трех выставок, картины наконец-то оказались в интерьере, для которого создавались. К сожалению, не сохранилось достойных фотографий интерьера собора в ту пору, но можно представить все его величие. Между черными колоннами из лабрадорита висели хрустальные люстры, бронзовые паникадила художественной работы, иконостас в бронзе с эмалью, сверкающее мозаичное панно в алтаре, огромные живописные полотна. Однако совсем близко был 1917 г.
После Октябрьской революции административный отдел губисполкома свидетельствовал: «В 1923 году у рабочего населения города возникла мысль о необходимости закрытия Георгиевского храма как более подходящего под условия использования такового для культурно-просветительных целей… Церковные ценности реализованы в Госфонд, в доход казны. Сам по себе Георгиевский храм никакого исторического значения не имеет…» Организация Дворца труда потребовала «переустройства» храма: разобрали шатровую колокольню, пирамидальную крышу, барабаны и изящные главки с белокаменными кокошниками… В соборе появилась крыша на четыре ската. Мощные перекрытия разделили пространство храма на два этажа. Во Дворце труда разместились: кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. Бронзовые паникадила и колокола ушли на переплавку, исчез без следов иконостас, из десяти хрустальных люстр чудом уцелела одна. А картины были отправлены во Владимирский музей и размещены в Успенском соборе, где в ту пору находился антирелигиозный музей. О состоянии произведений в это время можно судить по письму М.В. Нестерова к П.И. Нерадовскому: «Дорогой Петр Иванович! Пишу Вам под живым впечатлением только что слышанного: из Владимира (на Клязьме) вернулись двое молодых художников и рассказали мне следующее: в соборах Дмитриевском и Успенском они видели картины Виктора Михайловича Васнецова «Страшный суд», «Сошествие во ад» и, кажется, «Похвала Богородице»… «Страшный суд» - накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин внизу и наскоро зашитым бечевой (до того он был сложен несколько раз и на сгибах потерся)… Две другие картины… валяются в другом соборе… Быть может, вам удастся спасти, пока еще не поздно, эти вещи от полной их гибели, взяв их в Русский музей…»
В 1933 г. картины собиралась взять Третьяковская галерея, но передача не состоялась. В 1935 г. они были отправлены в Центральный Антирелигиозный музей в Ленинград, за исключением «Страшного суда». Вероятно, вплоть до 1944 г. картина находилась в Георгиевском приделе Успенского собора, когда храм был возвращен верующим. Затем, накатанное на вал, полотно хранилось в фондах Владимирского музея. Как оказалось, перед этим была проведена грамотная профилактическая заклейка папиросной бумагой, что помогло спасти полотно от дальнейшего разрушения. Кто ее произвел? Возможно Николай Петрович Сычев - бывший директор Русского музея, отбывавший после ареста ссылку во Владимире с 1941-го по 1953 гг. По легенде, услышанной от сотрудников Владимирского музея, заклейка происходила на площади Свободы - не нашлось такого большого помещения, где можно было развернуть полотно «Страшного суда». Только в 1973 г. из Георгиевского собора выехали кинотеатр, библиотека и музыкальная школа, конторы и многочисленные склады. Начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской Киры Сергеевны Лимоновой. А музей-заповедник приступил к организации реставрации «Страшного суда». О сложных перипетиях, возникавших в ходе этой работы, стоит рассказать подробно. Идею этого проекта поддержал министр культуры РСФСР Юрий Серафимович Мелентьев - без его помощи наши предложения остались бы прекрасными мечтаниями. Приказом по Министерству была создана авторитетная комиссия из ведущих специалистов Реставрационного Центра имени Грабаря. Волнующий момент наступил, когда в декабре 1979 г. в Крестовую палату Суздальского Кремля внесли огромный вал и начали очень осторожно раскручивать. В «дефектной ведомости» тогда было отмечено: состояние картины очень тяжелое - более семидесяти проколов, многочисленные прорывы и разрезы краев, в нижней части разрыв шириной 2 см и длиной 112 см, ткань холста провисла, утраты авторской живописи - 15 %. Стоимость реставрации - 220 тысяч рублей! (годовой бюджет музея-заповедника в этот год составлял 180 тысяч). И все-таки Ю.С. Мелентьев дал добро! Реставрацию поручили бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста Александра Яковлевича Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры полотна определили и выбор места проведения реставрационных работ - в Екатерининском дворце Царского Села.
Картина была выполнена на целиковом холсте плотного переплетения французской фирмы. Холст находился в плачевном состоянии, его предстояло «дублировать». Но ткань такой ширины - 7 метров - в Союзе просто не выпускали. А шов был более чем нежелателен. И вдруг - фантастическое везение! В 1977 г. к юбилею Октября в Иванове установили специальный станок и по приказу первого секретаря обкома изготовлен холст для создания диорамы, посвященной Иваново-Вознесенской стачке. Совершенно случайно, заговорив о своих проблемах с директором Ивановского музея Еленой Григорьевной Горбуновой, мы узнали, что у них остался кусок холста - именно 7 м.! Во времена повального дефицита для реставрации нам помогли достать и 40 кг. натурального меда, и 12 кг. осетрового клея. Реставрация, начавшаяся 13 августа 1981 г., была закончена 20 мая 1983 г. Президент Академии художеств СССР Б.С. Угаров, возглавлявший комиссию по приемке работ, тогда произнес: «Сегодня большой день в истории русской живописи - возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова». 13 июля 1983 г. - ровно через 60 лет - картина вернулась на свое место в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального! И снова удача! Нам стало известно, что с начала XIX в. на хрустальном заводе хранились старинные изделия, переложенные стружкой, - без описи, без регистрации: ящик на ящике, очень тяжелые, из самых обыкновенных досок (как уцелели эти ящики во время революции и в более поздние времена?) А так как наша коллекция - 3370 предметов - в основном состояла из изделий современных мастеров, я обратилась к директору хрустального завода Г.В. Савоничеву - с просьбой передать ящики в музей-заповедник. Сколько же было удивления и радости, когда на письме появилась виза: «Не возражаю, согласовать с Министерством». Министерство дало добро. Перевезли ящики в музей, толком не зная, что в них: вдруг никчемные заготовки? Пригласили комиссию, в составе которой была большой знаток стекла, сотрудник ГИМа Нина Александровна Ашарина. Начали вскрывать ящики… В них были бесценные сокровища - изделия старинных гусевских мастеров. Всего 5236 предметов! К созданию музея мы приступили с тревогой и сомнениями: как в поражающем масштабностью интерьере собора выстроить экспозицию, чтобы не потерялись хрупкие и изящные произведения из хрусталя. Идею подсказали впечатления от давно увиденного Музея Баккара в Париже. Изделия фирмы - на зеркальном подиуме, сверкающем, как река в солнечный день. Художник Леонтий Владимирович Озерников «развил» эту мысль - наш подиум не только выигрышно представил экспонаты, но и решил проблему освещения собора - его мягкое сияние озарило все пространство. Свыше трех с половиной тысяч экспонатов демонстрируется в музее. Старые и современные - они рассказывают об истории русского стеклоделия, звучат гимном таланту гусевских мастеров. Сегодня в Георгиевском соборе вовсю кипит культурная жизнь: ежегодные фестивали «Хрустальная лира», выставки, занятия с местными школьниками и экскурсии для многочисленных туристов. Кто побывал в Музее хрусталя однажды, обязательно вернется вновь. Потому что здесь, по выражению В.В. Путина, - «Уникальный музей, уникальные люди!»
На его средства возведены богадельни в Москве и Гусь-Хрустальном, церковь в селе Березовке (Рязанская обл.). Юрий Спепанович был в числе благотворителей, вынесших пожертвование на строительство Владимирского музея, являлся вице-президентом общества поощрения художеств и членом академии художеств.
Нечаев-Мальцов - один из главных меценатов музея изящных искусств, открытого в Москве по инициативе И.В. Цветаева. Им было пожертвовано более 2.5 млн. рублей на строительство Музея. За большой вклад в создание Музея изящных искусств он был награждён орденом Александра Невского и получил придворный чин обергофмейстера.
В нач. XIX в. стали выпускать изделия из только что освоенного в России бесцветного свинцового хрусталя. Для их декорирования мастера использовали не только известные виды алмазной грани, но и разработали новый узор - ромб со звёздочкой внутри. Эта грань получила название «мальцовской» или «гусевской». Большой популярностью в XIX в. пользовался и алмазный рисунок «русский камень», созданный талантом отечественных мастеров-гранильщиков.
В сер. XIX в. расширилась цветовая палитра стекла, благодаря добавлению окислов редкоземельных металлов. Интересны произведения из уранового стекла, отливающего всеми оттенками жёлтого и зелёного. Добавление золота придаёт изделиям изысканный пурпурно-розовый цвет. Такое стекло называется «золотой рубин».
Тогда же освоена новая техника - наклад (использование нескольких слоёв стекла разных цветов). В декорировании таких изделий применялись гранение, роспись эмалевыми красками и золотом. Секреты мастерства передавались по наследству. К кон. XIX в. на заводе сложились династии мастеров-хрустальщиков. Самые известные из них - Травкины, создавшие свой неповторимый стиль гравировки, и Зубановы, с именем которых связано возникновение растительного резного орнамента («светлое растение»). На рубеже XIX - ХХ вв. прейскуранты мальцовских заводов предлагали различные по оформлению и количеству предметов столовые сервизы, украшенные с использованием разнообразной техники (алмазной грани, гильошира, механической нити).
В этот период появились новые приёмы декорирования. Вазы и наборы, выполненные в технике иризации, кракле, миллефиоре, люстра, навивки, цветной крошки, расписанные эмалевыми красками и золотом, отличаются необычными формами и неприхотливым рисунком.
Перенимая уже известные в Европе способы обработки стекла, гусевчане не слепо их копировали, а создавали произведения по-настоящему оригинальные. Пример тому - вазы, выполненные в технике глубокого травления, изобретённой французом Э. Галле.
С момента возникновения завода сохранялась главная особенность мальцовского стекла - сочетание высокого качества и умеренных цен. Это делало продукцию доступной для разных слоёв населения.
Владимирские предприятия Нечаева-Мальцова унаследовал граф П.Н. Игнатьев (1870-1943 гг.), создавший акционерное общество.
В 1918 г. предприятия были национализированы.
После национализации стекольной промышленности в 1918 г. заводы, принадлежавшие акционерным обществам, стали собственностью объединения «Гусь-комбинат». В 1920-1930- е гг. здесь продолжали выпуск продукции по дореволюционным «мальцовским» прейскурантам. Практиковалась живопись на молочном и «глушёном» стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу.
Поиски нового стиля отразились в освоении современной тематики: появились роспись агитационного характера, изделия, посвящённые памятным датам и событиям. Вазы, созданные в 1930-1950- е гг., часто украшались портретами политических деятелей.
Важные изменения произошли в нач. 1960-х гг., когда был создан экспериментальный отдел. Работа коллектива талантливых профессионалов позволила предприятию одним из первых в стране начать выпуск высокохудожественных изделий небольшими сериями.
Завод превратился в крупное современное производство с постоянно обновляющимся ассортиментом. Массовой становится продукция из стекла, окрашенного окислами редкоземельных элементов. С кон. 1970-х гг. художники широко используют пескоструйную обработку, которая придаёт изделиям дополнительную выразительность.
В 1995 г. на основании изменения организационно-правовой формы предприятия завод стал именоваться - Открытое акционерное общество «Гусевской хрустальный завод».
В 2000 г. начался новый этап технического перевооружения. Был осуществлен монтаж установок химической полировки «Нойтра», оснащенных приборами управления и контроля. Завод стал единственным предприятием в России, обладающим современной технологией химического полирования стеклоизделий на уровне мировых стандартов. В этом же году был запатентован новый товарный знак. В 2001 г. на заводе впервые в России сдана в эксплуатацию немецкая автоматизированная линия по производству тонкостенной посуды европейского качества. В том же году завод был отмечен наградным знаком как одно из лучших художественных предприятий России в рамках Всероссийского художественно-исторического проекта «Национальные символы России».
В 2002 г. завод посетил Президент РФ В.В. Путин.
В настоящее время Гусевской хрустальный завод является лидером среди подобных предприятий в России. Его продукция получила международное признание и экспортируется во многие страны мира.
Современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия - городе со звонким названием Гусь-Хрустальный - их семь.
Стеклянный букет. Васильев Разумей. 1830-е гг.
Представляет собой композицию цветных стилизованных цветов на изогнутых стеблях с вытянутыми зелеными листьями, которые установлены в вазу. Ваза выполнена из зеленого стекла с золотистыми блестками в массе, в форме горшка с отогнутым гладким краем. Поверхность волнистая, декорирована гутной лепниной в виде пояса из лесных ягод. Стебли покрыты венецианской нитью. Цветы на стеблях и листья закреплены в отверстиях деревянного круга, который установлен в верхней части вазы. Крупные цветы соединены со стеблями при помощи металлических деталей, внутри вазы помещено крепление в виде металлического стержня.
Стекло бесцветное и цветное, древесина, металл, выдувание в форму, гутная работа.
Часть «Готического» сервиза. Стекло с синим нацветом, выдувание, шлифование. 1840-е гг.
Приборы для крюшона. Стекло цветное, выдувание, роспись золотом и эмалями. 1880-е гг.
Ваза. Стекло с нацветом «медного рубина», выдувание, травление. 2-я четверть XIX в.
Кальяны. Стекло цветное, выдувание, шлифование, роспись серебром, алмазная грань. 2-я пол. XIX в.
Графин. Хрусталь с нацветом «золотого рубина», грань «светлое растение». Конец XIX в.
Декоративная ваза. Стекло цветное многослойное, выдувание, глубокое травление. Франция, мануфактура Э.Галле. 1904 - 1914 гг.
Декоративная ваза. Стекло цветное многослойное, выдувание, техника «галле». 1904 - 1914 гг.
Прибор для крюшона. Стекло с нацветом «золотого рубина», выдувание, травление, гравировка. Нач. ХХ в.
Интерьер столовой, сер. ХIХ в.
А.В. Корнеева. Композиция «Живые камни». 2006 г. Хрусталь, гутная техника.
Декоративная пластика «Гимн стеклу». Муратов Владимир Сергеевич. Касаткин Владимир Иванович. 1983 г. Размеры: 600x200x200
Декоративная пластика сочетает в себе два материала: металл, выступающий в роли несущей конструкции, и стекло - как декоративный материал. Металлический каркас, состоящий из 6-ти лопастей-пластин, выполнен в технике художественной ковки и представляет собой стилизованное сказочное чудо дерево, на котором размещены 330 лепных цветка, выполненные из синего и бесцветного хрусталя, 6 гутных птиц из синего, бесцветного, красного и фиолетового хрусталя, 17 матовых колоколов, украшенных широкими поясами алмазной грани, 3 шара чайного цвета, дополненных спиралевидной алмазной гранью. Венчает композицию большой хрустальный шар, украшенный алмазным рисунком.
Хрусталь бесцветный и цветной, металл, ковка, гутная техника, выдувание, алмазная грань, пескоструйная обработка.
Композиция «Возрождение». 1990 г. Хрусталь, гутная техника.
Интерьер гостиной начала ХХ века
Ваза «30 лет советской власти». Стекло с нацветом «медного рубина», глубокое травление, алмазная грань. 1947 г.
Ваза декоративная. 2011 г. автор эскиза: В.И. Касаткин. Хрусталь бесцветный, цветной. Выдувание в форму, нацвет, алмазная грань.
Ваза для фруктов. Хрусталь бесцветный. Алмазная грань. 1950-е гг.
Ваз. 1880-1900 гг. Гусевской хрустальный завод.
Размеры: 39x23,5x9,5
Тулово яйцевидной формы, декорировано рельефным рисунком в виде орнамента из веток с листьями, птиц. Верхнюю часть украшает пояс с изображением сцен из жизни охотников и земледельцев. В нижней части тулова ' четыре круглых отверстия на разной высоте. Основание в виде конусовидной подставки, трехступенчатое, гладкое. Хрусталь бесцветный, выдувание в форму, резьба, гравировка, травление.
Кубок с крышкой. 1800-1825 гг. Гусевской хрустальный завод. Размеры: 24x13x8,7 Тулово яйцевидной формы, декорировано рельефным рисунком с изображением пальметт и листков с крупными завитками на концах. Нижняя часть украшена тремя кольцевыми гирляндами крупных “бус”. Ножка с ограненной “денежкой” в верхней части. Основание двухступенчатое, с зубчатым краем, декорировано алмазной “звездой” и гранью “бриллиант”. Крышка полусферическая, с шлифованными пальметтами и завитками, увенчана навершием в виде плоского резного шестигранника на короткой граненной ножке. Хрусталь бесцветный, выдувание, алмазная грань, резьба, ручная шлифовка.
Настольная лампа. Выполнена по рисунку Якобсон А.Я. Стекло с синим нацветом, выдувание, алмазная грань. 1950-е гг.
Матушевская Н.П. Блюдо «Рябинка».
Стекло с синим нацветом, алмазная грань. 1958 г.
Прибор для вина «Морской». Хрусталь с синим нацветом, алмазная грань. Гравировка. 1952 г.
Кубок «850 лет городу Владимиру» (слева). Стекло урановое, выдувание, гранение, травление. Рогов Евгений Иванович. 1958 г. Размеры: 94x21x22
Кубок состоит из девяти составных частей. Подставка конусовидная, с шаровидной балясиной, огранена. Нижняя часть кубка в форме полусферы, на которой помещено цилиндрическое тулово и венец с резным фестончатым краем. Подобный венец украшает и верх кубка. Навершие состоит из 2-х частей: конусообразной и съемной, овальной. Кубок декорирован широкими вертикальными гранями и 4'мя крупными медальонами, в которых помещены изображения памятников архитектуры города Владимира: Успенский собор, Золотые Ворота, Дмитриевский собор, и памятная надпись: 850 лет г. Владимиру 1108-1958 гг. Изображения и надпись выполнены методом кислотного травления.
Стекло урановое, выдувание, резьба, гранение, травление
Кубок «Спартакиада народов СССР» (справа).
Рогов Евгений Иванович. 1957 г. Размеры: 77x19x18
Кубок состоит из трех составных частей: тулова, подставки и крышки. Тулово конусовидное, декорировано широкими вертикальными гранями и 6-ю медальонами, в которых изображены фигуры спортсменов, представляющих различные виды спорта. Изображения выполнены методом кислотного травления. Верх кубка окаймлен металлической оправой. Крышка полусферическая, с 6-ю круговыми гранями, с овальным ограненным навершием на металлическом валике. Подставка 3-х ступенчатая, огранена широкими гранями и соединена с туловом металлической балясиной.
Стекло урановое, металл, выдувание, гранение, резьба, травление.
Набор для умывания. Хрусталь с синим нацветом, алмазная грань. 1950-е гг.
Кувшин. Размеры: 42x20,5x15
Бесцветный, с синим надцветом. Тулово яйцевидной формы, горло цилиндрическое, с фигурным краем и выливом. Декорирован широким поясом алмазного рисунка, представляющего собой сочетание крупных “медальонов”, “звезд” и четырехугольников с мелкой “сеткой “ внутри. Орнамент обрамлен сверху двумя горизонтальными алмазными “стрелками”, горло украшено пальцевидной гранью. Ручка декорирована алмазными “чешуйками”. Основание в виде цилиндрической подставки, с алмазной “звездой” в центре. Чаша. Размеры: 14,5х 44,х33 Бесцветная с синим надцветом, цилиндрической формы, с гладким, чуть отогнутым краем. Тулово украшено аналогичным алмазным рисунком. В центре основания ' резная “звезда”. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, надцвет, резьба, гранение.
Ваза для фруктов. Хрусталь неодимовый, выдувание, алмазная грань. 1970-е гг.
Спортивный приз «Юниоры – 85». Хрусталь бесцветный и цветной, алмазная грань. 1985 г.
Зайцев Вячеслав Сергеевич родился в 1954 г. С 1982 г. - художник Гусевского хрустального завода, с 1999 г. - главный художник. Участник многочисленных зарубежных и отечественных выставок. В содружестве с мастерами экспериментального цеха завода работает над созданием образцов массового производства. Сувенирных изделий малых серий, а также оригинальных авторских произведений, отражающих единство пластических и цветовых возможностей стекла.
Мягков Н.П. Родился в 1932 г. Выдувальщик экспериментально-художественного отдела завода.
Разводов Н.И. Родился в 1942 г. Выдувальщик экспериментально-художественного отдела завода.
Катков А.Е. Родился в 1952 г. Шлифовщик экспериментально-художественного отдела завода.
Декоративная композиция «Глаз Клеопатры». Хрусталь бесцветный и цветной, гутная техника, декорирование цветной крошкой. 2007 г.
Декоративная композиция «Гейзеры». Хрусталь бесцветный и цветной, гутная техника. 1990 г.
Декоративная композиция «Вино Цезаря». Хрусталь бесцветный и цветной, гутная техника, алмазная грань. 2002 г.
Декоративная композиция «Русский романс». Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, резьба, грань алмазная, склейка. 1999 г.
Декоративная композиция «Туман». Хрусталь бесцветный и цветной, гутная техника. 1990 г.
Декоративная композиция «Голубой Алтай». Хрусталь бесцветный и цветной, гутная техника. 1974 г.
Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».